Научная статья на тему 'Построение рейтинговой оценки регионов по уровню инновационного потенциала в сфере туризма (на примере Ярославской области)'

Построение рейтинговой оценки регионов по уровню инновационного потенциала в сфере туризма (на примере Ярославской области) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
450
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / СФЕРА ТУРИЗМА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / РЕЙТИНГ / РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА / КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИИ В ТУРИЗМЕ / TOURISM / TOURISM INDUSTRY / REGIONAL TOURISM / RATING / RATING SCORE / CLUSTER / CLUSTER APPROACH / TOURISM CLUSTER / INNOVATION / INNOVATIVE ACTIVITIES / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INNOVATION POTENTIAL / INNOVATION IN TOURISM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Тихомирова Ирина Игоревна, Андреева Александра Андреевна

Данная статья посвящена вопросам инновационной деятельности регионов в сфере туризма. Авторами обоснована необходимость создания системы оценки уровня инновационного потенциала регионов в сфере туризма, основанная на комплексной системе показателей. В качестве региона для апробации разработанной концепции инновационного развития региона в сфере туризма была выбрана Ярославская область. На основе проведенного анализа состояния сферы туризма в Ярославской области были выявлены основные факторы, способствующие и препятствующие устойчивому развитию туризма в регионе. Для выявления целесообразности и наличия необходимых условий для формирования туристско-инновационного кластера в Ярославской области была проведена рейтинговая оценка уровня инновационного потенциала Ярославской области. В рейтинг были включены регионы, являющиеся основными конкурентами Ярославской области в сфере въездного и внутреннего туризма. По результатам рейтинговой оценки Ярославская область заняла второе место, что свидетельствует о наличии высокого инновационного потенциала в сфере туризма. Данная система оценки позволяет выявить сильные и слабые стороны в развитии туристско-инновационного потенциала. К преимуществам Ярославской области можно отнести высокий кадровый и научно-образовательный потенциал. При этом слабыми сторонами являются неполное использование механизма государственно-частного партнерства в сфере туризма и низкая доля затрат на научно-исследовательские работы в общем объеме финансирования региональной программы развития туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rating of regions in terms of tourism innovation potential (in the Yaroslavl region)

This article deals with the issues of innovative activity in the sphere of tourism regions. The authors of the necessity of developing innovative capacity level evaluation system of regions in the field of tourism, based on a complex system of indicators. As a region, Yaroslavl region has been chosen to test the developed tourism concept of innovative development of the region. On the basis of the analysis of the state of the tourism industry in the Yaroslavl region were the main factors contributing to the sustained development and tourism in the region. In the Yaroslavl region was conducted rating of the level of innovative potential of the Yaroslavl Region to identify the feasibility and availability of the necessary conditions for the formation of tourist innovation cluster. The rating includes the regions, which are the main competitors of the Yaroslavl region in the field of internal and external tourism. According to the results of rating Yaroslavl region ranked second, indicating the presence of a high innovation potential in the tourism sector. This assessment system allows to identify strengths and weaknesses in the development of tourism and innovation potential. The advantages of the Yaroslavl region include high staffing and scientific and educational potential. On the other side the weaknesses are, incomplete use of public-private partnership in tourism and a low share of the costs of research and development in the total volume of financing of regional tourism development program.

Текст научной работы на тему «Построение рейтинговой оценки регионов по уровню инновационного потенциала в сфере туризма (на примере Ярославской области)»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/

Том 8, №2 (2016) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol8-2

URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/16EVN216.pdf

DOI: 10.15862/16EVN216 (http://dx.doi.org/10.15862/16EVN216)

Статья опубликована 22.03.2016.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Тихомирова И.И., Андреева А.А. Построение рейтинговой оценки регионов по уровню инновационного потенциала в сфере туризма (на примере Ярославской области) // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №2 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/16EVN216.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/16EVN216

УДК 338.48:001.895

Тихомирова Ирина Игоревна

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники», Россия, Москва1 Кандидат экономических наук, доцент E-mail: absi@ya.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=735804

Андреева Александра Андреевна

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники», Россия, Москва Специалист по учебно-методической работе E-mail: andreeva.alexandra@ymail.com РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=735419

Построение рейтинговой оценки регионов по уровню инновационного потенциала в сфере туризма (на примере Ярославской области)

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам инновационной деятельности регионов в сфере туризма. Авторами обоснована необходимость создания системы оценки уровня инновационного потенциала регионов в сфере туризма, основанная на комплексной системе показателей.

В качестве региона для апробации разработанной концепции инновационного развития региона в сфере туризма была выбрана Ярославская область. На основе проведенного анализа состояния сферы туризма в Ярославской области были выявлены основные факторы, способствующие и препятствующие устойчивому развитию туризма в регионе.

Для выявления целесообразности и наличия необходимых условий для формирования туристско-инновационного кластера в Ярославской области была проведена рейтинговая оценка уровня инновационного потенциала Ярославской области. В рейтинг были включены регионы, являющиеся основными конкурентами Ярославской области в сфере въездного и внутреннего туризма.

По результатам рейтинговой оценки Ярославская область заняла второе место, что свидетельствует о наличии высокого инновационного потенциала в сфере туризма. Данная

1 124498, г. Москва, г. Зеленоград, площадь Шокина, дом 1 1

система оценки позволяет выявить сильные и слабые стороны в развитии туристско-инновационного потенциала. К преимуществам Ярославской области можно отнести высокий кадровый и научно-образовательный потенциал. При этом слабыми сторонами являются неполное использование механизма государственно-частного партнерства в сфере туризма и низкая доля затрат на научно-исследовательские работы в общем объеме финансирования региональной программы развития туризма.

Ключевые слова: туризм; сфера туризма; региональный туризм; рейтинг; рейтинговая оценка; кластер; кластерный подход; туристский кластер; инновации; инновационная деятельность; инновационный потенциал; инновации в туризме

Для российской туриндустрии 2014 год стал кризисным. О своем банкротстве объявили более 28 крупных туроператоров, от чего пострадало более 200 тыс. туристов. Такого массового банкротства среди туристских компаний не наблюдалось даже в период кризиса 2008-2009 годов. Причиной сложившейся ситуации послужил целый комплекс проблем, среди которых эксперты выделяют [6; 8; 9; 10]:

1. падение экономического роста в совокупности с внешнеполитическим кризисом;

2. снижение спроса на туристские услуги вследствие снижения реальных доходов населения, а также запрета на выезд за рубеж для некоторых категорий граждан;

3. неспособность многих туроператоров выполнять свои долговые обязательства вследствие многолетнего демпинга;

4. нестабильность страхового рынка;

5. коррупция и акции, нарушающие российское законодательство.

На наш взгляд, все перечисленные проблемы сыграли роль катализатора, ускорившего наступление кризиса в туристской индустрии. Истинной причиной сложившейся ситуации является системный кризис, начало которого было положено гораздо раньше 2014 года.

Сложившаяся ситуация доказывает необходимость перехода на инновационно-ориентированный путь развития региональных туристских систем, что в свою очередь обусловливает важность создания комплексной системы оценки туристско-инновационного потенциала региона, которая требуется, для:

• определения целей инновационной политики, а также политики в области развития туризма региона;

• разработки стратегии развития регионального туризма;

• формирования информационной базы для принятия управленческих решений органами власти;

• межрегионального или международного сопоставления достигнутых результатов;

• информирования общественности и всех заинтересованных лиц.

Любая оценка базируется на комплексе показателей, наиболее полно характеризующих объект оценивания.

Нами была поставлена задача сформировать систему показателей, позволяющую адекватно оценить уровень инновационного потенциала региона в сфере туризма [1; 2; 7]. В

таблице 1 представлена система показателей оценки инновационного потенциала региона в сфере туризма.

Таблица 1

Система показателей, характеризующая инновационный потенциал региона

в сфере туризма

Код показателя Показатель Единица измерения

1. Научно-образовательный потенциал

1.1 Количество учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющие подготовку кадров для сферы туризма единиц

1.2 Количество внутренних и внешних конференций, форумов, семинаров по вопросам развития регионального туризма, в которых участвовали представители региона единиц

2. Кадровый потенциал

2.1 Численность работников, занятых в туристской индустрии региона человек

2.2 Объем финансирования мероприятий по переподготовке, повышению квалификации и аттестации туристских кадров тыс. руб.

3. Инвестиционный потенциал

3.1 Объем въездного туристского потока тыс. чел.

3.2 Доля поступлений от туризма в ВРП %

3.3 Доля затрат на научно-исследовательские работы в общем объеме финансирования региональной программы развития туризма %

4. Институциональный потенциал

4.1 Наличие региональных нормативно-правовых актов, регулирующих инновационную деятельность да = 1 нет = 0

4.2 Количество действующих региональных нормативно-правовых актов в сфере туризма единиц

4.3 Количество проектов в форме ГЧП в сфере рекреации и туризма единиц

Для составления рейтинга регионов по уровню инновационного потенциала в сфере туризма предлагается использовать «метод БОФа», разработанный экономистом Быстровым О.Ф. [4, с. 227-232]. Алгоритм построения рейтинга состоит из четырех этапов.

1. На первом этапе необходимо рассчитать комплексный показатель по каждому из четырех блоков.

2. На втором этапе производится расчет весовых коэффициентов сравниваемых регионов по каждому показателю для каждого их четырех блоков.

3. На третьем этапе осуществляется расчет обобщенного показателя для каждого из сравниваемых регионов.

4. На четвертом этапе производится расчет комплексного показателя для каждого из сравниваемых регионов путем умножения обобщенных показателей по каждому блоку для каждого региона на нормированные весовые коэффициенты блоков и затем суммированием полученных произведений.

Данная система рейтинговой оценки имеет ряд особенностей, одна из которых заключается в том, что на ранжирование показателей по важности значительное влияние может оказывать субъективное мнение исследователя. Однако это делает систему оценки более гибкой, позволяя составлять рейтинг с учетом особенностей его дальнейшего применения [5].

В качестве региона для апробации данной методики была выбрана Ярославская область.

Ярославская область обладает богатым туристским потенциалом, включающим исторические и культурные объекты (в том числе объекты всемирного наследия ЮНЕСКО), природные и спортивные объекты.

Ярославская область специализируется на следующих видах туризма: культурно-познавательный, оздоровительный, деловой, сельский, а также спортивно-экстремальный. По данным за 2013 год в структуре туристского потока по целям поездок наибольшую долю занимают деловой (31,7%), культурно-познавательный (28,3%) и спортивно-экстремальный туризм (28,2%).

На территории области расположены четыре их восьми городов, входящих в состав маршрута «Золотое кольцо» (Ярославль, Ростов Великий, Переславль-Залесский, Углич). Ежегодно проводятся более 20 крупных праздников и фестивалей, таких как фестиваль воздухоплавания в Переславле-Залесском, «Живая старина» в Ростове Великом и другие. В Ярославской области функционирует крупный центр лыжного спорта «Демино» международного уровня и еще несколько всесезонных спортивных парков.

В городе Ярославле проходит ежегодный Международный туристский форум «Visit Russia», в работе которого приняло участие более 1500 делегатов за первые три года проведения форума.

На территории Ярославской области расположены уникальные водные объекты, такие как река Волга и Рыбинское водохранилище.

По данным Федерального агентства по туризму Ярославская область по числу посетителей занимает четвертое место среди регионов Центрального федерального округа. Количество туристов и экскурсантов, посетивших Ярославскую область, в 2012 году составило более 2 млн. человек, при этом более 16% общего объема туристского потока составили иностранные туристы.

По данным Федеральной службы государственной статистики в 2014 году на территории Ярославской области действовало 96 гостиниц и аналогичных средств размещения, что превышает показатель 2000 года более чем в два раза. При этом объем доходов гостиниц и аналогичных средств размещения за аналогичный период увеличился более чем в 22 раза.

Если динамика показателя количества гостиниц и их доходов за период с 2000 г. по 2013 г. является положительной, то показатель, отражающий объем инвестиций в основной капитал, направленных на развитие коллективных средств размещения, в 2013 г. резко сократился. Резкое увеличение объема инвестиций в основной капитал коллективных средств размещения, пришедшийся на 2011-2012 годы, связан с подготовкой к празднованию тысячелетия города Ярославля.

Большинство туристов, останавливающихся в коллективных средствах размещения Ярославской области, являются гражданами Российской Федерации, при этом доля иностранных туристов не превышает 8%.

Практически нулевой рост общей численности туристов, размещенных в гостиницах Ярославской области, на фоне высокого темпа роста количества туристов, посещающих Ярославскую область. В целом загрузка коллективных средств размещения является низкой (менее 50 процентов).

На основе данных социологического исследования [11, с. 20], проведенного Агентством по туризму Ярославской области, уровень качества туристского обслуживания в регионе можно охарактеризовать как высокий.

В Ярославской области в 2013 году платных туристских услуг было предоставлено на 532,6 млн руб. По данному показателю Ярославская область находится только на 12 месте среди регионов Центрального федерального округа. По объему платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения Ярославская область занимает 5 место, с показателем равным 857,4 млн руб.

В 2013 году в Ярославской области населению реализовано 15000 турпакетов стоимостью более 751,6 млн руб.

Численность работников туристских организаций в Ярославской области в 2014 году составила 426 человек, в сфере гостеприимства в 2014 году занятость составила 3998 человека. По количеству лиц, занятых в туристской индустрии, Ярославская область занимает второе место среди регионов Центрального федерального округа, уступая лишь Московской области. В Ярославской области осуществляют подготовку специалистов в сфере туризма 11 учреждений высшего и среднего профессионального образования. Кадровый потенциал Ярославской области является, несомненно, высоким, что в свою очередь положительно сказывается на уровне инновационной активности туристских организаций.

Государственное региональное управление развитием сферы туризма в Ярославской области осуществляется в рамках программно-целевого подхода. Основным документом, устанавливающим стратегические цели социально-экономического развития региона, является «Концепция социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года», согласно которой развитие туризма и сопутствующего бизнеса является приоритетным направление развития региона. Для реализации данного стратегического приоритета авторами выделены следующие задачи:

• продвижение региона на внутреннем и международном рынке;

• стимулирование предпринимательской активности в индустрии туризма;

• привлечение инвестиций для реализации инфраструктурных проектов;

• развитие транспортной доступности региона.

В рамках приоритетов социально-экономического развития Ярославской области разработана «Стратегия развития туризма в Ярославской области до 2025 года». Основным принципом стратегического развития туризма в регионе является комплексный подход с учетом межотраслевого характера сферы туризма, а также учет интересов всех участников процесса развития туризма в регионе.

Одной из стратегических целей развития внутреннего и въездного туризма на

территории Ярославской области является формирование и развитие туристско-

рекреационного кластера. Реализация данной цели в плане стратегического развития намечена на 2014-2018 годы.

Основу туристско-рекреационного кластера Ярославской области составляют следующие проекты:

• туристско-рекреационный кластер «Золотое кольцо»;

• туристско-рекреационный кластер «Ярославское взморье»;

• историко-культурный комплекс «Вятское»;

• историко-культурный центр «Русский парк».

Основной задачей развития туристско-рекреационного кластера в Ярославской области является увеличение вклада туризма в социально-экономическое развитие области.

В целях реализации стратегических целей и задач развития туризма в регионе действуют «Областная целевая программа развития туризма и отдыха в Ярославской области на 2011-2015 годы», а также муниципальные целевые программы развития туризма. Основной целью реализации данных программ является «повышение уровня конкурентоспособности туристско-рекреационного комплекса области, позволяющего увеличить вклад сферы туризма в социально-экономическое развитие области». В рамках реализации областной целевой программы ставятся цели и задачи, способствующие инновационному развитию региона:

• создание правовых и организационных основ формирования кластерной структуры организации регионального туризма;

• содействие созданию новых туристских маршрутов и продуктов;

• продвижение туристского бренда региона на внутреннем и международном рынках;

• совершенствование методического, аналитического и кадрового обеспечения управления туристским комплексом региона.

Всего в рамках реализации «Областной целевой программы развития туризма и отдыха в Ярославской области на 2011-2015 годы» объем финансирования инновационных процессов составил более 56 млн рублей, в том числе на организацию научно-исследовательских работ по вопросам развития туризма в регионе, проведение конференций, форумов и семинаров, организацию новых маршрутов и направлений, переподготовку и повышение квалификации туристских кадров.

В Ярославской области реализуется один проект государственно-частного партнерства в сфере туризма - «Золотое кольцо». Данный проект представляет собой многофункциональный туристско-рекреационный комплекс, который включает в себя гостиницы, концертный зал, аквапарк, объекты питания и др. Объем инвестиций - 7,8 млрд. руб., в том числе из средств федерального бюджета выделено 2 млрд. руб., из областного бюджета - 0,3 млрд. руб., средства частных инвесторов составили 5,5 млрд. рублей. Проект «Золотое кольцо» является узко локализованным: строительство и реконструкция туристской инфраструктуры предусмотрена исключительно в рамках территории данного комплекса.

Ярославская область одна из первых приняла региональный закон о государственно-частном партнерстве и на данный момент занимает 4 место в рейтинге регионов РФ по готовности к реализации проектов государственно-частного партнерства. Для составления данного рейтинга учитывался опыт реализации проектов государственно-частного партнерства, развитость законодательства в данной сфере, привлекательность региона для инвесторов, а также наличие плана развития государственно-частного партнерства в регионе.

Государственно-частное партнерство Ярославской области - взаимовыгодное сотрудничество государственного и частного партнеров по проектированию, созданию, реконструкции и (или) эксплуатации объектов общественной инфраструктуры и предоставлению услуг с их использованием в рамках соглашения о государственно-частном

партнерстве. С точки зрения туризма под общественной инфраструктурой следует понимать учреждения культуры и искусства, образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, организации транспорта и связи.

Ярославская область участвует в проектах государственно-частного партнерства в соответствии со следующими принципами:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Управление проектами государственно-частного партнерства осуществляется государством.

2. Отбор участников проекта производится на конкурсной основе.

3. Отношения между участниками проекта осуществляются на договорной основе с четким разграничением зон ответственности, компетенций и рисков.

4. Частные партнеры обязуются максимально использовать имеющиеся у них ресурсы и компетенции.

5. Добросовестное сотрудничество между партнерами.

6. Государство гарантирует исполнение прав частных партнеров при заключении и исполнении соглашения.

7. Эффективное использование государственного имущества и ресурсов.

8. Приоритетность исполнения обязательств государственным партнером.

Соблюдение данных принципов при подготовке и реализации проектов государственно-частного партнерства позволит снизить возможные риски, а также максимально эффективно использовать имеющиеся государственные и частные ресурсы [3].

Проанализировав состояние сферы туризма в Ярославской области авторами были выделены факторы как способствующие, так и противодействующие устойчивому развитию туризма в регионе.

К факторам, способствующим развитию туризма в Ярославской области, относятся:

• высокий ресурсный потенциал (наличие большого количества исторических и культурных объектов, спортивных объектов и др.);

• высокие темпы роста туристского потока;

• развитие туризма на основе кластерного подхода.

К факторам, препятствующим развитию туризма, можно отнести:

• высокий уровень цен на туристские услуги, по сравнению со среднероссийскими показателями;

• отсутствие роста количества туристов, останавливающихся в коллективных средствах размещения региона, на фоне увеличения количества средств размещения;

• усиление конкуренции со стороны регионов Центрального и Северо-Западного федеральных округов;

• недостаточное использование механизма государственно-частного партнерства для реализации проектов, в том числе инфраструктурных, в сфере туризма;

• недостаточная скоординированность действий органов исполнительной власти в вопросах реализации региональной политики в сфере туризма;

• падение потребительского спроса и объема инвестиций на фоне общего экономического спада.

Для устранения выявленных проблем развития туризма, а также преодоления негативных экономических тенденций необходим переход на инновационный путь развития туризма. Следовательно, авторы считают необходимым формирование туристско-инновационного кластера в Ярославской области, в связи с чем появляется необходимость оценить инновационный потенциал региональной туристской системы.

На основе разработанной авторами методики был построен рейтинг регионов, являющихся основными конкурентами Ярославской области в сфере въездного и внутреннего туризма.

Согласно «Стратегии развития туризма в Ярославской области до 2025 года» основными регионами-конкурентами Ярославской области в Центральном федеральном округе являются Тульская, Калужская, Костромская, Рязанская, Владимирская, Тверская, Смоленская область. Из регионов Северо-Западного федерального округа конкуренцию Ярославской области составляет Вологодская область. Для проведения рейтинговой оценки необходимо наличие статистической информации по показателям оценки. По Владимирской, Тверской и Смоленской областям информации для составления рейтинга в официальных источниках статистической информации не достаточно, в связи с этим они были исключены из перечня сравниваемых регионов. В то же время, по мнению авторов, среди регионов Северо-Западного федерального округа помимо Вологодской области, конкуренцию Ярославской области в сфере туризма составляет Новгородская область, которая была включена в рейтинг.

В конечном итоге были выбраны следующие регионы: Ярославская область, Тульская область, Костромская область, Рязанская область, Вологодская область, Новгородская область.

Для построения рейтинга, авторами были использованы данные федеральной службы государственной статистики, федерального агентства по туризму, государственные программы развития культуры и туризма и другие данные, представленные на официальных сайтах региональных органов государственной власти.

Использование официальных статистических и аналитических данных позволяет использовать разработанную систему показателей для всех регионов РФ, обеспечивает объективность и открытость данных.

В процессе сбора и систематизации информации по показателям, входящим в систему оценки инновационного потенциала регионов в сфере туризма, авторами были выявлены следующие проблемы:

1. Отсутствие единого общедоступного утвержденного перечня показателей, характеризующего уровень развития туризма в регионе.

2. Несвоевременная публикация официальных статистических данных.

Для полноценного применения разработанной методики оценки инновационного потенциала регионов в сфере туризма необходимо устранение указанных выше недостатков в информационно-статистической системе.

На основе полученных результатов построим рейтинг исследуемых регионов по критерию большего результата (таблица 2).

Таблица 2

Рейтинг регионов по уровню инновационного потенциала в сфере туризма

Рег./ ХРег. Место в рейтинге

Ярославская область 0,23732 2

Новгородская область 0,1492 3

Рязанская область 0,131 5

Тульская область 0,10606 6

Калужская область 0,13192 4

Вологодская область 0,2445 1

В результате, Ярославская область занимает второе место по уровню инновационного потенциала в сфере туризма, уступая Вологодской области.

Данная методика позволяет не только построить общий рейтинг регионов, но также сравнить регионы по каждому из блоков показателей.

Если по уровню научно-образовательного потенциала Ярославская область уверенно опережает своих конкурентов, то по уровню кадрового потенциала Ярославская область уступает Новгородской области из-за недостаточного объема финансирования мероприятий по переподготовке, повышению квалификации и аттестации туристских кадров. По уровню инвестиционного потенциала Ярославская область уступает Вологодскому и Новгородскому регионам, что связано, прежде всего, с низкой долей затрат на научно-исследовательские работы в общем объеме финансирования региональной программы развития туризма в Ярославской области. По уровню институционального потенциала Ярославская область уступает Вологодской и Рязанской области, что связано со слабым использованием механизма государственно-частного партнерства в сфере туризма.

Результаты проведенной рейтинговой оценки инновационного потенциала Ярославской области в сфере туризма позволяют сделать следующие выводы:

1. Ярославская область имеет высокий инновационный потенциал в сфере туризма в сравнении с регионами-конкурентами;

2. переход на инновационный путь развития регионального туризма следует осуществлять с учетом выявленных слабых и сильных сторон.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева, А.А. Система оценки инновационной деятельности региона в сфере туризма (на примере Ярославской области) / А.А. Андреева // Труды Вольного экономического общества России. - 2013. - Т. 174. - С. 85-91.

2. Андреева, А.А. Формирование системы показателей эффективности инновационной деятельности в туризме) / А.А. Андреева // Вестник РМАТ. -2013. - № 1(7). - С. 43-47.

3. Андреева, А.А. Формирование туристско-инновационного кластера в регионе (на примере Ярославской области) / А.А. Андреева // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 1(49). - С. 230-233.

4. Быстров О.Ф. и др. Управление инвестиционной деятельностью в регионах Российской Федерации: Монография / Быстров О.Ф., Поздняков В.Я., Прудников В.М., Перцов В В., Казаков С В. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 358 с.

5. Быстров, О.Ф. Методология построения и использования инвестиционных рейтингов в управлении экономикой): автореф. дис. ... док. экон. наук: 08.00.05 / Быстров Олег Филаретович. - М., 2008. - 50 с.

6. Джанджугазова, Е.А. Российский туризм: анатомия кризиса / Е.А. Джанджугазова, С.Н. Первунин // Российские регионы: взгляд в будущее. -2015. - № 1(2). - С. 116-129.

7. Жиц, Г.И. Способности и возможности: рассуждения о некоторых аспектах методологии оценки влияния инновационного потенциала на развитие социально-экономических систем различного уровня сложности / Г.И. Жиц // Инновации. - 2008. -№11. - С. 102-107.

8. Зиганшин, И.И. Влияние экономических санкций на развитие российского туризма / И.И. Зиганшин, А.О. Овчаров, М.А. Рысаева // Актуальные проблемы экономики и права. - 2015. - № 1(33). - С. 17-25.

9. Куделя, Е.В. Банкротство туроператоров: причины и следствия / Е.В. Куделя, Д.В. Максимов, А.В. Куделя, Т.А. Волкова // Управление экономическими системами. - 2014. - № 12. - Режим доступа: http://www.uecs.ru/uecs-72-722014/item/3277-2014-12-27-07-41-09.

10. Лаврова, Т.А. Влияние внешних факторов на развитие туризма в условиях кризиса / Т.А. Лаврова // Современные аспекты экономики. - 2013. - № 12(196). - С. 127-131.

11. Социологическое исследование по проблемам въездного и внутреннего туризма: исследования в сфере туризма Ярославской области. - Ярославль: Агентство по туризму Ярославской области, 2013. - 51 с.

Tihomirova Irina Igorevna

National Research University of Electronic Technology

Russia, Moscow E-mail: absi@ya.ru

Andreeva Alexandra Andreevna

National Research University of Electronic Technology

Russia, Moscow E-mail: andreeva.alexandra@ymail.com

Rating of regions in terms of tourism innovation potential

(in the Yaroslavl region)

Abstract. This article deals with the issues of innovative activity in the sphere of tourism regions. The authors of the necessity of developing innovative capacity level evaluation system of regions in the field of tourism, based on a complex system of indicators.

As a region, Yaroslavl region has been chosen to test the developed tourism concept of innovative development of the region. On the basis of the analysis of the state of the tourism industry in the Yaroslavl region were the main factors contributing to the sustained development and tourism in the region.

In the Yaroslavl region was conducted rating of the level of innovative potential of the Yaroslavl Region to identify the feasibility and availability of the necessary conditions for the formation of tourist innovation cluster. The rating includes the regions, which are the main competitors of the Yaroslavl region in the field of internal and external tourism.

According to the results of rating Yaroslavl region ranked second, indicating the presence of a high innovation potential in the tourism sector. This assessment system allows to identify strengths and weaknesses in the development of tourism and innovation potential. The advantages of the Yaroslavl region include high staffing and scientific and educational potential. On the other side the weaknesses are, incomplete use of public-private partnership in tourism and a low share of the costs of research and development in the total volume of financing of regional tourism development program.

Keywords: tourism; tourism industry; regional tourism; rating; rating score; cluster; cluster approach; tourism cluster; innovation; innovative activities; innovative development; innovation potential; innovation in tourism

REFERENCES

1. 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10. 11.

Andreeva, A.A. Sistema otsenki innovatsionnoy deyatel'nosti regiona v sfere turizma (na primere Yaroslavskoy oblasti) / A.A. Andreeva // Trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii. - 2013. - T. 174. - S. 85-91.

Andreeva, A.A. Formirovanie sistemy pokazateley effektivnosti innovatsionnoy deyatel'nosti v turizme) / A.A. Andreeva // Vestnik RMAT. - 2013. - № 1(7). - S. 4347.

Andreeva, A.A. Formirovanie turistsko-innovatsionnogo klastera v regione (na primere Yaroslavskoy oblasti) / A.A. Andreeva // Problemy sovremennoy ekonomiki. - 2014. - № 1(49). - S. 230-233.

Bystrov O.F. i dr. Upravlenie investitsionnoy deyatel'nost'yu v regionakh Rossiyskoy Federatsii: Monografiya / Bystrov O.F., Pozdnyakov V.Ya., Prudnikov V.M., Pertsov V.V., Kazakov S.V. - M.: INFRA-M, 2008. - 358 s.

Bystrov, O.F. Metodologiya postroeniya i ispol'zovaniya investitsionnykh reytingov v upravlenii ekonomikoy): avtoref. dis. ... dok. ekon. nauk: 08.00.05 / Bystrov Oleg Filaretovich. - M., 2008. - 50 s.

Dzhandzhugazova, E.A. Rossiyskiy turizm: anatomiya krizisa / E.A. Dzhandzhugazova, S.N. Pervunin // Rossiyskie regiony: vzglyad v budushchee. -2015. - № 1(2). - S. 116-129.

Zhits, G.I. Sposobnosti i vozmozhnosti: rassuzhdeniya o nekotorykh aspektakh metodologii otsenki vliyaniya innovatsionnogo potentsiala na razvitie sotsial'no-ekonomicheskikh sistem razlichnogo urovnya slozhnosti / G.I. Zhits // Innovatsii. -2008. -№11. - S. 102-107.

Ziganshin, I.I. Vliyanie ekonomicheskikh sanktsiy na razvitie rossiyskogo turizma / I.I. Ziganshin, A.O. Ovcharov, M.A. Rysaeva // Aktual'nye problemy ekonomiki i prava. - 2015. - № 1(33). - S. 17-25.

Kudelya, E.V. Bankrotstvo turoperatorov: prichiny i sledstviya / E.V. Kudelya, D.V. Maksimov, A.V. Kudelya, T.A. Volkova // Upravlenie ekonomicheskimi sistemami. -2014. - № 12. - Rezhim dostupa: http://www.uecs.ru/uecs-72-722014/item/3277-2014-12-27-07-41-09.

Lavrova, T.A. Vliyanie vneshnikh faktorov na razvitie turizma v usloviyakh krizisa / T.A. Lavrova // Sovremennye aspekty ekonomiki. - 2013. - № 12(196). - S. 127-131.

Sotsiologicheskoe issledovanie po problemam v"ezdnogo i vnutrennego turizma: issledovaniya v sfere turizma Yaroslavskoy oblasti. - Yaroslavl': Agentstvo po turizmu Yaroslavskoy oblasti, 2013. - 51 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.