стр. 110 из 195
УДК 658.14 DOI: 10.12737/5368
РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ: ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ (НА ПРИМЕРЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Виноградова Марина Викторовна, доктор экономических наук, доцент ведущий научный сотрудник НОЦ Г осударственное регулирование туризма,
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация
Статья посвящена анализу финансового аспекта развития туризма в регионе. В качестве регионального примера рассматривалась Ярославская область. В статье предложен практический подход к определению финансового потока, формируемого под воздействием развития туризма в регионе. В первую очередь отмечается, что данный поток складывается из двух составляющих: финансовое обеспечение и туристский оборот. При этом финансовое обеспечение рассматривается как необходимые финансовые ресурсы для реализации программных мероприятий, а туристский оборот представляет собой доход от туризма, т.е. вклад туризма в валовый региональный продукт. Финансовое обеспечение представлено как часть ресурсного обеспечения реализации стратегических мероприятий, показаны подходы к его определению и описан конкретный подход, использованный при разработке проекта Стратегии развития туризма в Ярославской области до 2025 года. Также приведен расчет прогнозируемого туристского оборота с учетом реализации стратегических мероприятий развития туризма в Ярославской области на основе предложенных сценариев. В частности, приведены подходы к определению прогнозируемого объема туристских прибытий, показан расчет будущих туристских расходов и дано описание двух вариантов расчета туристского оборота. Кроме того, практические расчеты положены в основу предложенной методики определения прогноза туристского оборота в регионе в стратегической перспективе. Таким образом, в статье представлена попытка конкретизации проводимых расчетов, предшествующих определению эффективности решений, связанных с реализацией программно-целевого подхода при разработке стратегий развития туризма в регионах. Помимо этого, при написании статьи учтена актуальность рассматриваемых вопросов и современные тенденции развития мирового туризма.
Ключевые слова: финансовый аспект, финансовые поток, финансовое
обеспечение, туристский оборот, туристские прибытия, туристские расходы, эффективность, туризм, регион, стратегия, стратегические мероприятия
Финансовый аспект развития туризма в регионе обусловлен определением финансового потока будущих периодов реализации стратегических мероприятий. Формирование финансового потока представлено двумя составляющими. Во-первых, это финансовое обеспечение программных решений, во-вторых, определение финансового потока от привлечения туристов в регион.
стр. 111 из 195
Финансовое обеспечение формируется на основе наличия финансовых ресурсов, эффективности их привлечения, структуры, источников финансирования и многих других факторов.
Финансовое обеспечение является частью ресурсного обеспечения развития туризма в регионе. Реализация стратегических решений по развитию туризма на региональном уровне в качестве ресурсного обеспечения предполагает наличие, в первую очередь, финансовых, организационных, кадровых, материально-технических и туристских ресурсов, соответствующих по составу, содержанию и структуре принимаемым решениям [3]. Ресурсное обеспечение туристической деятельности складывается из двух частей: ресурсного обеспечения деятельности предприятий и организаций туристической индустрии и ресурсного обеспечения управления туризмом в регионе. Основного внимания заслуживает именно вторая часть, т.к. именно в ней очень часто имеются существенные резервы повышения эффективности стратегического управления развитием туризма.
Рассмотрим выделенные виды ресурсного обеспечения управления туризмом в регионе.
1. Кадровые (состав и структура персонала, отвечающего за те или иные функции управления туризмом, такие как планирование, организация, мотивирование, контроль, координация и регулирование, на различных уровнях управления). Для эффективного управления развитием туризма в регионе необходимо предусмотреть наличие специалиста по туризму (или работника, наделенного ответствующими функциями) в администрациях муниципальных образований. В состав администрации региона целесообразно включать или наделять соответствующими функциями специалиста по мониторингу, специалиста по вопросам развития туристической инфраструктуры (транспортной, инженерной, социальной, информационной), продвижения, проблемам научно-методического обеспечения развития туризма; специалиста по вопросам взаимодействия с подразделениями органов исполнительной власти (ОИВ) по видам туризма (департамент промышленной политики - промышленный туризм, и т.п.); специалиста по информационному обеспечению туризма. Кроме того, целесообразно в соответствующих департаментах и управлениях региона назначать лиц, ответственных за координацию в сфере туризма.
2. Организационные ресурсы предполагают наличие действующей структуры управления туризмом на уровне региона, а также механизма взаимодействия между
стр. 112 из 195
соответствующими органами исполнительной власти на основе межведомственного механизма.
3. Материально-технические ресурсы образуются и используются в процессе формирования туристической инфраструктуры. К данным ресурсам относятся все транспортные, инженерные, информационные коммуникации, средства размещения, досуга, предприятия общественного питания, бытовых услуг, физической культуры и спорта и др.
4. Финансовые ресурсы (формируются за счет средств федерального, регионального, муниципальных бюджетов и внебюджетных источников). Федеральное финансирование может осуществляться в рамках реализации проектов ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ 2011-2018 гг.» или других программ, регионального и муниципальных бюджетов в рамках соответствующих программ развития туризма. В качестве внебюджетных источников рассматриваются частные инвестиции, в т.ч. привлекаемые на основе механизмов государственно-частного партнерства.
5. Туристские ресурсы, с точки зрения материально-технических ресурсов - это объекты показа, музеи, памятники истории, культуры, религии и пр. Особую роль здесь играет необходимость поддержания данных объектов в соответствующем состоянии, а также распределение ответственности за их содержание (федерального, регионального, муниципального уровней, а также частного бизнеса).
Первая часть ресурсного обеспечения - это ресурсы предприятий туриндустрии. По видовому составу они будут отличаться только отсутствием туристских ресурсов.
Кадры предприятий индустрии туризма формируются из рабочих, специалистов, служащих различных категорий. Поскольку потребность в работниках различных профессий повсеместно ощущается уже сейчас, необходимо проводить активную работу по повышению привлекательности профессий индустрии туризма, введению практикоориентированных программ основного и дополнительного образования, системы оценки и сертификации квалификации персонала, что позволит обеспечивать туриндустрию персоналом требуемого качества.
Кроме того, развитие туризма способствует активизации смежных видов экономической деятельности, что приводит к росту занятых в этих сферах [5]. Следовательно, в регионе необходимо выделять приоритетные профессии и осуществлять целевую подготовку кадров как для сферы туризма, так и для смежных отраслей.
стр. 113 из 195
Финансовые ресурсы складываются из имеющегося капитала предприятий и предполагаемых инвестиций.
В качестве основного организационного ресурса представляется возможным использование сетевого подхода, что позволит не только обеспечить равный уровень качества услуг, но и вывести ряд предприятий сферы туризма из тени за счет укрупнения масштабов деятельности (из микро- в средний бизнес). Кроме того, данный шаг способствует формированию базы статистических данных о развитии туризма и эффективности реализации стратегических решений в регионе.
Материально-технические ресурсы предприятий индустрии туризма формируются на основе основных и оборотных средств. Особенно актуально стоит вопрос использования данных ресурсов в гостиничном бизнесе, общественном питании и транспорте. Для повышения эффективности использования МТР необходимо увеличивать загрузку данных предприятий, расширяя перечень услуг, предлагая новые формы обслуживания потребителей.
Из всех перечисленных видов ресурсов особого внимания заслуживают финансовые, т.к. именно их расчет всегда вызывает затруднение при разработке соответствующих стратегических документов. Для определения объемов финансирования стратегических решений в туризме до недавнего времени использовался остаточный принцип, но сегодня, при признании туризма одной из приоритетных отраслей, появилась возможность использовать другие подходы (аналогий, прямого счета и др.).
При разработке проекта Стратегии развития туризма в Ярославской области до 2025 года на основе изучения тенденций и оценки развития индустрии туризма были сформулированы пять стратегических направлений:
- создание благоприятных условий для развития туризма в Ярославской области;
- формирование приоритетных конкурентоспособных туристских продуктов;
- обеспечение маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта Ярославской области на внутреннем и международном рынках;
- развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере туризма;
- развитие инфраструктуры туризма, в т.ч. создание безбарьерной среды.
Мероприятия и финансовое обеспечение по каждому из направлений представлены
в таблице 1.
стр. 114 из 195
Таблица 1 - Финансовое обеспечение реализации мероприятий проекта Стратегии развития туризма до 2025 года в Ярославской области
Источники финансирования 1 этап (2014-2015 гг.) 2 этап (2016-2020 гг.) 3 этап (2021-2025 гг.)
Средства федерального бюджета, млн. руб. 1043,2 892,3 0
Средства регионального бюджета, млн. руб. 13098,66 4112,6 1753
в т.ч. Агентство по туризму 225,5 275,7 254,4
Средства местных бюджетов, млн. руб. 546,5 32,6 16
Частные инвестиции, млн. руб. 19119,9 18924,7 0
Итого: 33808,26 23962,2 1769,0
Расчет финансового обеспечения предложенных стратегических мероприятий основан на различных методиках. Для расчета бюджетных средств федерального, регионального и местного уровней использовался подход, определенный ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации 2011-2018 гг.», расчет частных инвестиций осуществлялся на основе планируемых к реализации проектов, входящих в перечень реализуемых инвестиционных проектов Ярославской области. Именно поэтому объем частных инвестиций третьего этапа не определен.
Следует отметить, что при расчете расходов регионального бюджета на развитие туризма использовался метод аналогии: учитывался опыт регионов, которые
реализовывали или реализуют в настоящее время схожие мероприятия. Кроме того, при расчете потребности в объеме финансовых ресурсов учитывался имеющийся опыт внутри региона, т.е. рассматривались максимальные и минимальные суммы затрат на программные мероприятия по развитию туризма регионального бюджета в ретроспективном периоде. Также при расчете финансового обеспечения учитывались расходы смежных министерств и ведомств, определенных в соответствующих программах развития (например, программы развития дорог и дорожной сети и др.).
Таким образом, при определении финансового обеспечения на стратегическую перспективу использовались различные методы, позволяющие в совокупности достаточно точно определить будущую потребность в финансовых ресурсах.
Намного сложнее складывается ситуация с определением другой составляющей -финансового потока от привлечения туристов в регион.
По данным ЮНВТО [8], общая экспортная выручка от международного туризма составила в 2013 году 1,4 триллиона $ США. Согласно последнему выпуску Барометра международного туризма ЮНВТО, доходы мировых туристических центров всего мира от произведенных международными посетителями расходов на размещение и питание,
стр. 115 из 195
развлечения, шоппинг и другие услуги и товары достигли в 2013 году приблизительно 1159 миллиардов $ США (873 миллиарда евро). Рост превзошел долгосрочные прогнозы, достигнув 5% в реальном исчислении (с учетом колебаний валютного курса и инфляции). Темпы роста доходов совпадают с ростом международных туристских прибытий, также увеличившихся на 5%, до 1087 миллионов в 2013 году против 1035 миллионов в 2012 году. Помимо поступлений в турцентрах (приходная статья туризма в Платежном балансе), туризм приносит также экспортную выручку через услуги, оказываемые (нерезидентам) международным пассажирским транспортом. В 2013 году она достигла приблизительно 218 миллиардов $ США, в связи с чем общие поступления от международного туризма составили указанную выше сумму в 1,4 триллионов $ США или в среднем 3.8 миллиардов $ США в день.
Кроме того, на международный туризм (путешествия и пассажирский транспорт) приходится 29% мирового экспорта услуг и 6% общего экспорта товаров и услуг. В мире туризм как статья экспорта занимает пятое место после нефти, продукции химической, пищевой и автомобильной отраслей промышленности, но находится на первом месте во многих развивающихся странах.
В последние годы Китай, Россия и Бразилия с их переходной экономикой стали фактором динамичного развития выездного туризма. В 2013 году эти три направляющих рынка обеспечили около 40 миллиардов $ США из 81 миллиарда $ США общего увеличения международных туристских расходов. В прошлом году Китай, ставший в 2012 году крупнейшим рынком выездного туризма с расходами в 102 миллиарда $ США, показал увеличение расходов в 26%, достигнув в целом 129 миллиардов $ США. Российская Федерация стала в 2013 году четвертым крупнейшим рынком выездного туризма с 25-процентным ростом до 54 миллиардов $ США. Бразилия вошла в первую десятку, заняв по расходам десятое место с 13-процентным ростом до 25 миллиардов $ США.
Приведенные данные свидетельствуют о существенном вкладе туризма в мировую экономику, что обусловливает необходимость развития методик расчета эффективности туризма.
В настоящее время описано множество методик определения эффективности от развития туризма в регионах [1]. Наиболее используемой является методика ЮНВТО [6, 7], основанная на учете туристских расходов и определении мультипликативного эффекта. Следует отметить, что сегодня определению эффективности развития туризма посвящено
стр. 116 из 195
множество работ российских и зарубежных авторов, но этот вопрос все равно остается актуальным.
Так как расчет эффективности стратегических решений предусмотрен в любой стратегии, то такая проблема встала и при разработке проекта Стратегии развития туризма в Ярославской области до 2025 года.
Для определения будущего туристского оборота (вклада в ВРП) использовались два подхода. Один заключался в применении корреляционной модели на основе прогнозируемого темпа роста туристского потока и изменения индекса-дефлятора доходов граждан Российской Федерации по прогнозу социально-экономического развития до 2025 года.
Второй подход заключался в использовании прогноза туристских прибытий по данным предложенных сценариев социально-экономического развития Ярославской области и сценариев стратегического развития туризма в регионе и изменения туристских расходов в стратегической перспективе под воздействием предложенных мероприятий.
Первым шагом стало определение тенденций туристских прибытий в регион (рис. 1).
2500 -|---------------------------------------------------------------------225Й
200S 2009 2010 2011 2012
■ Число -туристских прибытий, всего (тыс. чел.) ■ Р о с снйснтх ту р исто в. ты с. чел.
■ Иностранных туристов, тыс. чел.
Рисунок 1 - Объем туристских прибытий Ярославской области 2008-2012 гг.
(по данным Агентства по туризму ЯО)
На основе данных Агентства по туризму Ярославской области (см. рис. 1) была определена динамика туристских прибытий всего, а также по российским и иностранным туристам (рис. 2).
стр. 117 из 195
всего турпоток
россияне
иностранцы
Рисунок 2 - Динамика туристских прибытий в Ярославскую область за период 2008-2012 гг., тыс. чел.
Следующим этапом были рассчитаны темпы роста туристских прибытий, соответственно в целом по туристскому потоку и отдельно по российским и иностранным туристам (рис. 3).
Рисунок 3 - Темп роста турпотока в Ярославскую область за период 2009-2012 гг.,
в % к предыдущему году
Определение темпов роста туристских прибытий позволило рассчитать средневзвешенный показатель темпа роста турпотока (с учетом доли российский и иностранных туристов в общем числе туристских прибытий). Полученные данные представлены на рисунке 4.
стр. 118 из 195
Рисунок 4 - Расчет средневзвешенного показателя (синий столбец) темпа роста туристских прибытий в Ярославской области за период 2008-2012 гг., %.
Следует отметить, что, кроме средневзвешенного показателя, был рассчитан средний показатель темпа роста турпотока, который составил 110,7%. Данный расчет можно считать правомочным, т.к. на поток российских туристов в период 2011-2012 гг. оказало существенное воздействие уникальное событие, празднование 1000-летия Ярославля, что вызвало всплеск активности российских туристов. Тенденции посещения Ярославской области иностранными туристами более скромные.
Следующим этапом определения доходов от туристической деятельности явилось прогнозирование туристских прибытий по предложенным сценариям развития. В проекте Стратегии предложено три сценария: инерционный, целевой и сценарий «рецессионного сглаживания». Поскольку последний предполагает достижение результатов не ниже существующих, то при расчете поступлений от развития туризма учитывались только два первых. Причем целевой сценарий определен как приоритетный.
Прогноз туристских прибытий по инерционному сценарию рассчитывался на основе сложившихся тенденций (рис. 5):
- по средневзвешенному показателю темпа роста общего объема турпотока (115%,см. рис. 4) - синяя линия;
- по среднему показателю темпа роста (110,7%) - красная линия.
стр. 119 из 195
Рисунок 5 - Два варианта прогноза турпотока до 2025 г. - инерционный сценарий,
тыс. чел.
Прогноз по целевому сценарию учитывал данные скорректированного темпа роста туристских прибытий (110,7%) и индекса-дефлятора реальных располагаемых доходов населения (табл. 2) [4].
Таблица 2 - Исходные данные для расчета прогноза турпотока по целевому сценарию
Показатель 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2025
Индексдефлятор реальных располагаемых доходов населения, % к пред. году 102,7 103,5 104,1 104,9 104,4 104,5 103,5 103,2 103,2
Среднегодовой темп роста туристских прибытий (вариант 2) 110,7
стр. 120 из 195
В результате чего среднегодовой темп роста туристских прибытий был скорректирован с учетом индекса-дефлятора реальных располагаемых доходов населения и составил 108,1% (рис. 6).
Рисунок 6 - Динамика туристских прибытий в Ярославскую область на стратегическую перспективу (целевой сценарий), тыс. чел.
Следующим этапом определения прогнозируемого туристского оборота стал расчет будущих туристских расходов под воздействием стратегических мероприятий.
На основе проведенных научных исследований [2] было выявлено, что большая часть туристских прибытий приходится на поездки 2 дня 1 ночь (экскурсионные маршруты) и 4 дня 3 ночи (другие цели). Среднестатистическая величина стоимости экскурсионного маршрута по данным исследования составила 1774,6 руб., а поездок с другими целями 7957,5 руб. Для расчета среднедневных трат 1 туриста составим таблицу (табл. 3). Средневзвешенная продолжительность пребывания составила 2,12 дня.
Таблица 3 - Исходные данные для расчета средней стоимости пребывания туриста в Ярославской области
Показатель Экскурсионные маршруты Прибытия с другими целями Среднедневные траты туриста, руб.
Средняя стоимость пребывания, руб. 1774,6 7957,5 1535,4
Среднее количество дней пребывания, дней 1,7 3,6
Доля в туристских прибытиях, % 77,9 22,1
Полученное значение среднедневных туристских расходов (1535,4 руб.) частично включает стоимость питания и не включает величину расходов на приобретение сувенирной продукции. Средний чек общественного питания составляет около 500,0 руб., в стоимость сувенирной продукции можно включить магнит 50,0 руб., изделие из
стр. 121 из 195
финифти - 300,0 руб., прочие - 150,0 руб. Таким образом, среднедневные расходы туриста за время пребывания можно принять в размере 2535,4 руб., а с учетом средневзвешенной длительности пребывания (2,12 дн.) общие затраты туриста за все время пребывания на территории Ярославской области составляют 5375 руб.
Под воздействием предложенных в проекте Стратегии развития туризма в Ярославской области до 2025 года мероприятий предполагается рост количества дней пребывания до 3,12 дней (на 1 день). Таким образом к 2025 году средние затраты туриста за время пребывания в регионе составят около 8000 руб.
Если использовать в расчетах изменения индекса-дефлятора реальных располагаемых доходов населения и предполагаемого роста дней пребывания, то индекс прироста расходов туриста в стратегической перспективе будет иметь динамику, представленную в табл. 4.
Таблица 4 - Прогнозируемая динамика прироста туристских расходов до 2025 г. с учетом индекса-дефлятора реальных располагаемых расходов населения
Показатель 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025
Индекс среднегодового прироста туристских расходов 1,06 0,98 1,064 1,093 1,097 1,097 1,063 1,121 1,124 1,138 1,179 1,228
Прогнозное изменение средних расходов туристов в Ярославской области на стратегическую перспективу представлено на рисунке 7.
На заключительном этапе на основании проведенных расчетов средних туристских расходов осуществлены расчеты вклада туризма в валовой региональный продукт по трем вариантам:
1) с учетом заложенного в проекте Стратегии развития туризма в Ярославской области до 2025 года инерционного сценария развития (ежегодный рост 10,7%);
2) с учетом сложившейся тенденции роста вклада туризма по инерционному сценарию (15,1%);
3) с учетом влияния предложенных в проекте Стратегии развития туризма в Ярославской области до 2025 года направлений по целевому сценарию (рис. 8).
стр. 122 из 195
Рисунок 7 - Динамика средних расходов туристов в Ярославской области на стратегическую перспективу, тыс. руб.
Рисунок 8 - Динамика прогнозируемого вклада туризма в ВРП с учетом влияния мероприятий проекта Стратегии развития туризма в Ярославской области до 2025 г., млн. руб.
стр. 123 из 195
Таким образом, согласно проведенным расчетам, к 2025 году предполагается достичь вклада от туризма в ВРП Ярославской области в размере 4,1% от прогнозируемого в проекте Стратегии развития туризма в Ярославской области до 2025 года величины ВРП (1124,0 млрд. руб.).
Проведенные расчеты позволили сформулировать ряд подходов к определению прогнозируемого туристского оборота развития туризма в регионе. В том числе:
1) на первом этапе определяется прогнозируемое число туристских прибытий под воздействием предложенных программных мероприятий
ТП„ = тп5„ X П?=! I, + 1Г=1ТП«=. Х П^1
(1)
где ТПбаз - туристские прибытия базового периода, тыс. чел.;
I; - индекс среднегодового роста туристских прибытий;
ТПнов - туристские прибытия по новым туристским продуктам, тыс. чел.;
Ij - индекс среднегодового прироста туристских прибытий с учетом реализации стратегических мероприятий;
n - количество периодов учета реализации стратегических мероприятий, лет;
m - количество периодов учета реализации стратегических мероприятий по новым туристским продуктам, лет;
2) на втором этапе рассчитывается туристский оборот (вклад в ВРП) в стоимостном выражении
ТОм - Т0ба5 X П“=1 li + Т0ба5 X ПГ=1'ДН; X П?=1^
трг'
(2)
где ТОбаз - туристский оборот базового года, млн. руб.;
I; - индекс среднегодового роста туристского оборота с учетом реализации стратегических мероприятий;
1дн; - индекс среднегодового роста количества дней пребывания туристов в регионе с учетом реализации стратегических мероприятий;
Irpi - индекс среднегодового роста туристских расходов одного туриста с учетом реализации стратегических мероприятий.
Туристский оборот можно рассчитать по формуле
ТО
б as
= тпВа. X ТРф1тп) X д
ГГр-'
3)
стр. 124 из 195
где ТРср1 тур - среднедневные расходы одного туриста, тыс. руб.;
Дпр - среднестатистическое число дней пребывания одного туриста, дней.
Совокупный финансовый поток складывается из необходимого финансового обеспечения, т.е. инвестиций, и доходов от туристической деятельности и смежных с ним отраслей. В целом, можно отметить, что по проведенным расчетам на 1 вложенный рубль в развитие туризма в Ярославской области в стратегический перспективе планируется получить 3,7 рубля дохода.
Литература
1. Даниленко Н.Н., Рубцова Н.В. Обоснование инновационных аспектов методологии оценки эффективности туризма. [Электронный ресурс]: URL:
old.rguts.ru/files/electronicJournal/number33/8.doc (дата обращения: 20.06.2014).
2. Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Разработка стратегии развития туризма в Ярославской области до 2025 года».
3. Платонова Н.А. Региональная программа развития туризма: методические подходы к разработке // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. - №36(219).
4. Прогноз Долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2030 года. [Электронный ресурс]: URL:
http://www.economv.gov.ru/minec/activitv/sections/macro/prognoz/doc20130325 06 (дата
обращения: 20.06.2014).
5. Федулин А.А., Платонова Н.А., Вапнярская О.И. Разработка рейтинга регионов Российской Федерации по уровню развития туризма // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - 41(272).
6. Вспомогательный счет туризма: рекомендуемая методологическая основа, 2008 г. [Электронный ресурс]: URL: http://media.unwto.org/ru ЮНВТО (дата обращения: 20.06.2014).
7. Международные рекомендации по статистике туризма, 2008 г. [Электронный ресурс]: URL: http://media.unwto.org/ru ЮНВТО (дата обращения: 20.06.2014).
8. URL: http://media.unwto.org/ru/press-release/2014-05-14/mezhdunarodnyi-turizm-
prines-us14-trilliona-v-ekspor (дата обращения: 20.06.2014).
стр. 125 из 195
REGIONAL TOURISM DEVELOPMENT: FINANCIAL ASPECTS (CASESTUDY: YAROSLAVL OBLAST)
Vinogradova Marina Viktorovna, Doctor of Economics, Associate Professor, Leading Research Associate at the State Regulation of Tourism, REC, [email protected]
Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation
The article focuses on the financial aspect of regional tourism development, with Yaroslavl oblast selected as a case study. In the article, the author proposes a practical approach to the identification of the financial flow influenced and generated by regional tourism development. The author states that the financial flow consists of two components: financial provision/assurance (the funds required for policy measures implementation) and tourist turnover (tourism-generated income, which is tourism contribution to the gross regional product). Financial provision/assurance is regarded as part of the resources provision intended for policy measures, the author demonstrates the possible approaches to its specification and dwells on the approach taken to develop the target project “Tourism development strategies for Yaroslavl oblast: period of implementation - up to 2025”. The author also provides an evaluation of tourist turnover as predicted for Yaroslavl oblast, with due consideration given to the tourism development policy measures implementation in the framework of scenarios proposed. In particular, the author describes different approaches to predicted tourist-arrival volume evaluation, demonstrates calculations of future tourist expenses, and provides a description of two alternatives for tourist turnover calculation. Moreover, the author puts forth a methodology of tourist turnover prediction based on practical calculations and regarded from a strategic perspective. Thus, the author attempts to specify the calculation procedure, which is prerequisite for effective policy decision-making and regional tourism development strategy formulation. The author insists on the urgent nature of the issues raised in the article, especially in the light of the current trends in global tourism development.
Key words: financial aspect, financial flow, financial provision, financial assurance, tourist turnover, tourist arrivals, tourist expense, efficiency, tourist, region, strategy, policy, policy measures
References
1. Danilenko, N.N., and Rubtsova, N.V. Obosnovanie innovatsionnykh aspektov
metodologii otsenki effektivnosti turizma [Innovational aspects of tourism efficiency assessment methodology: a justification]. URL: old.rguts.ru/files/electronic_journal/number33/8.doc
(Accessed on June 20, 2014).
2. Otchet o nauchno-issledovatel’skoi rabote po teme “Razrabotka strategii razvitiia turizma v Iaroslavskoi oblasti do 2025 goda” [Report of research into a tourism development strategies in Yaroslavl Oblast till 2025].
3. Platonova, N.A. Regional’naia programma razvitiia turizma: metodicheskie podkhody k razrabotke [A regional programme of tourism development: methodological approaches to
стр. 126 из 195
ptogramme development]. Regional’naia ekonomika: teoriia i praktika [Regional economy: theory and practice]. - 2011. - №36(219).
4. Prognoz dolgosrochnogo sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiia Rossiiskoi federatsii na
period do 2030 goda [Forecast of long-term social and economic development of the Russian Federation till 2030]. URL:
http://www.economv.gov.ru/minec/activitv/sections/macro/prognoz/doc20130325 06 (Accessed on June 20, 2014).
5. Fedulin, A.A., Platonova, N.A., and Vapnianskaia, O.I. Razrabotka reitingov regionov Rossiiskoi federatsii po urovniu turizma [Developing a rating of the regions of the Russian Federation according to tourism development indices]. Regional’naia ekonomika: teoriia i praktika [Regional economy: theory and practice]. - 2012. - 41(272).
6. Vspomogatel’nyi schet turizma: rekomenduemaia metodologicheskaia osnova, 2008 g. [Subsidiary account of tourism: a recommended methodological basis, 2008] [Электронный ресурс]: URL: http://media.unwto.org/ru UNWTO (Accessed on June 20, 2014).
7. Mezhdunarodnye rekomendatsii po statistike turizma, 2008 [International recommendations for tourism stantistics, 2008]. URL: http://media.unwto.org/ru (Accessed on June 20, 2014).
8. URL: http://media.unwto.org/ru/press-release/2014-05-14/mezhdunarodnyi-turizm-
prines-us14-trilliona-v-ekspor (Accessed on June 20, 2014).