УДК 338.486:711.2 й01: 10.22412/1995-042Х-10-8-10
ЖОЛУДЕВА Вера Витальевна
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,
Ярославский филиал (Ярославль, РФ); кандидат педагогических наук, доцент;
vzholudeva@rea-yar.ru
МЕЛЬНИЧЕНКО Надежда Федоровна
кандидат экономических наук, доцент;
NMernichenko@rea-yar.ru
Комплексный подход к формированию туристской политики региона
В статье обосновывается роль комплексного подхода при формировании туристской политики региона и стратегии развития территорий, а также необходимость учёта всей совокупности явлений и взаимоотношений, возникающих при взаимодействии туристов, туристского бизнеса, местных органов власти и местного населения в процессе туристской деятельности. При формировании туристской политики в регионе, по мнению авторов, возможно использование кластерного, системного и сценарного подходов к управлению. Авторы рассматривают модель туристско-рекреационного кластера, целью которого является повышение конкурентоспособности и эффективности туристской индустрии Ярославской области. В статье отмечена важность роли и определено место научно-образовательной составляющей в процессе функционирования субъектов туристской индустрии и в решении ключевых задач их развития.
Приведен пример разработки стратегии развития туризма городского поселения Тутаев Ярославской области на основе комплексного подхода, включающего в себя методологию системного, кластерного и стратегического подходов. Для проведения комплексной оценки, позиционирования существующих бизнесов, разработки перспективных направлений развития малого и среднего бизнеса использован SPACE-метод. На основе проведенного анализа были разработаны сценарии социально-экономического развития городского поселения Тутаев Ярославской области, а также сделан выводы о том, что наиболее перспективными для объекта исследования могут стать инновационно-инвестиционный сценарий развития социально-экономического развития региона и создание туристского кластера.
Ключевые слова:
туристская политика региона, туризм, туристские потоки, индустрия гостеприимства, системный подход, сценарный подход, социально-экономическое развитие региона, муниципальные районы
Введение. Исследование туристического рынка должно основываться на комплексном изучении проблем его функционирования, поиске инструментов и методов решения
данных проблем. При этом важным аспектом является выбор адаптивных подходов к формированию стратегии развития отрасли с учётом факторов развития конъюнктуры рынка,
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
оценки реального положения туризма в регионе, выбора оптимальных вариантов его развития и систематического мониторинга основных целевых показателей [3].
Важное значение для туристской сферы в экономике России имеет территориальный аспект. Под туристской политикой региона понимают систему методов, мер и мероприятий социально-экономического, правового, внешнеполитического, культурного и иного характера, которые осуществляются правительством, государственными и частными организациями, ассоциациями и учреждениями в целях создания условий для развития ту-риндустрии, рационального использования туристских ресурсов, повышения эффективности функционирования системы туризма.
Мировая практика показывает, что устойчивое развитие региона, его конкурентоспособность связаны с эффективным механизмом управления развитием туризма, ориентированного на перспективу. Именно система стратегического планирования туризма как способа активизации социально-экономических отношений способствует повышению инвестиционной привлекательности региона, притоку инвестиций, созданию новых рабочих мест, развитию инфраструктуры территории, повышению уровня конкурентоспособности предприятий.
Кластерный подход в туризме
Одним из эффективных способов устойчивой экономической деятельности является формирование кластеров. Кластерный подход в туризме - это подход с позиции турбизнеса и рекреационного девелопмента, т.е. развитие территории посредством проектирования предприятий туризма и рекреации [5].
Ярославская область выбрала путь кластерного развития экономики, и среди потенциальных кластеров значимое место отведено туристско-рекреационному . Цель создания
1 Постановление Правительства области № 650-п от 30.06.2009 «Об утверждении Концепции кластерной политики Правительства области». URL:
кластера - повышение конкурентоспособности и эффективности индустрии туризма Ярославской области и обеспечение рационального использования историко-культурного и природного наследия региона, а также повышение качества жизни населения [2].
Развитие туризма - приоритетное направление региональной экономики. В нашем регионе принята и реализуется Стратегия развития туризма в Ярославской области до 2025 года. Одной из целей Стратегии является обеспечение улучшения социально-экономических результатов региона (налоговые поступления в бюджет, рост уровня жизни населения за счёт увеличения занятости и средней зарплаты в туриндустрии, улучшение качества жизни за счёт повышения культурного уровня и патриотического воспитания населения области, сохранение историко-культурного наследия и экологии для будущих поколений). В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ярославской области сфера туризма отнесена к числу приоритетных направлений развития региона. В целях повышения социально-экономического потенциала региона, обеспечения эффективного сотрудничества органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований области, общественных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций, формирования научно обоснованной региональной политики по созданию и развитию туристско-рекреационного кластера образован Координационный совет по созданию и развитию туристско-рекреационного кластера в Ярославской области.
В модели туристско-рекреационного кластера, представленного на рис. 1, предполагается наличие ряда основных элементов. В результате анализа мы пришли к выводу о важности роли научно-образовательной составляющей в процессе функционирования
http://lawsrf.ru/region/documents/1447015/ (Дата обращения: 14.05.2016).
субъектов туристской индустрии и в решении ключевых задач их развития. По нашему мнению, ключевым элементом данной модели являются образовательные учреждения и научные организации, которые также составляют инфраструктуру кластера, обеспечивая научную обоснованность управленческих решений, методическую правильность деятельности и воспроизводство профессиональной среды.
Таким образом, обеспечение взаимодействия между органами власти, бизнес-
сообществом, общественными структурами, а также образовательными и научными организациями, т.е. интеграция всех участников, способствует эффективности функционирования всего туристско-рекреационного комплекса Ярославской области. На рисунке 2 приведена модель интеграции, в которой показана роль и место научно-образовательной инфраструктуры в туристско-рекреационном кластере и отражены ресурсные аспекты взаимодействия.
Рис. 1 - Модель туристско-рекреационного кластера (на основе модели А.А. Катанского)
Рис. 2 - Модель интеграции научной и образовательной инфраструктуры в туристско-
рекреационном кластере
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
Кроме того, следует отметить, что одним из позитивных условий развития кластеров является наличие в их структуре организаций, составляющих научно-образовательную инфраструктуру, которые могут существовать в различных формах. Примером может послужить Центр научных исследований и подготовки кадров для развития регионального ту-ристско-рекреационного кластера, созданный на базе Ярославского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова.
При формировании туристской политики в регионе наряду с кластерным возможно использование системного и сценарного подходов к управлению2.
Системный и сценарный подходы при формировании туристской политики
Приведём пример разработки стратегии развития туризма ГП Тутаев Ярославской области на основе комплексного подхода, включающего в себя методологию системного, кластерного и стратегического подходов. Для проведения комплексной оценки, позиционирования существующих бизнесов, разработки перспективных направлений развития малого и среднего бизнеса использован SPACE-метод [4, 6].
На основании экспертной оценки, по результатам опроса и анкетирования нами рассчитаны координаты X, Y вектора стратегического положения для каждого бизнеса, относящегося к сфере малого и среднего предпринимательства, и определена стратегическая позиция бизнеса (отрасли).
На рис. 3 отражены позиции бизнесов, которые в большей степени представлены в городском поселении Тутаев, однако наша задача заключалась в выявлении наиболее перспективных и привлекательных для инвестирования.
Существующая позиция по каждому бизнесу, позволяет разработать для них сценарии развития. Необходимо отметить, что
2 «Горячие» проблемы региональной туристской политики. URL: http://turdv.ru/articles/1118 (Дата обращения: 18.06.2016).
вследствие отсутствия финансовой и управленческой информации по отдельно взятым предприятиям малого бизнеса нами предлагаются стратегические направления развития в целом по бизнесу (отрасль).
В табл. 1 представлен вариант стратегического развития малого и среднего бизнеса с учётом, что каждый бизнес (отрасль) будет развиваться отдельно по своей индивидуальной траектории.
Анализ таблицы позволяет сделать вывод, что наиболее перспективной для малого и среднего бизнеса ГП Тутаев Ярославской области должна стать стратегия интегрированного роста, представленная на рис. 2, согласно которой будет сформирована инфраструктура города и созданы предпосылки для развития новых бизнесов. На наш взгляд, таким примером для объекта исследования может стать туристский кластер, который объединит субъекты малого и среднего предпринимательства, составляющие туристскую инфраструктуру, а именно: средства размещения, общественное питание (столовые, кафе, рестораны), оптовую и розничную торговлю, транспорт и связь и др.
Сложившиеся тенденции в развитии города и района свидетельствуют о возможном развитии исследуемого городского поселения по инновационно-инвестиционному сценарию. В результате реализации данного варианта увеличатся доходы в местный бюджет, улучшится качество жизни населения, станет стабильной экономика региона. Кроме того, в ходе реализации выбранного сценария город может существенно повысить общий уровень развития и свой имидж. По данному сценарию следует также ожидать ввод и реализацию инвестиционных проектов, ориентированных на использование рекреационного потенциала (медицина, отдых), а также возможно обустройство транспортной и социальной инфраструктуры [1].
эамна! рынка
!>.'1:1[1ИТИ» продукта Горизонтальном интегроция
СонрощеНие Ликвидпция
реорганизация
горизонтолыюя диоорсификлцкя конгломератная диверсификация концйн грическам диие>рсификлция
сокращение
ЛИКВИДАЦИЯ
1
и о с в в о г о к г N л о т
С О 0[}
« о I 4
-3
нрнмая внртикаль интеграции обратная вертикаль интеграции горизонтальная интеграция
захват рынка
кпнцнн I ричж:кпч динВрОфикЯ ЦИЯ
роаеитие придума развитие рынкл
совместило предприятии
концомтрическаядиверсификация
горизошнльная диверсификация конгломератная диверсификация
Рис. 3 - Позиции бизнесов, в большей степени представленные в ГП Тутаев Ярославской области
г* Реальное р< Желаемое ™ положение положение
захват рынка
Развитие продукта Горизонтальная интеграция
сокращение ликвидация
реорганизация
горизонтальная диверсификация
конгломератная диверсификация концентрическая диверсификация
сокращение ликвидация
4 в1 /
1 „У /
-г 0 1 4
-а
-4
прямая вертикаль интеграции обратная вертикаль интеграции горизонтальная интеграция
захват рынка
концентрическая диверсификация
развитие продукта развитие рынка
совместное предприятие
концентрическая диверсификация
горизонтальная диверсификация конгломератная диверсификация
Рис. 4 - Стратегия интегрированного роста для кластера туризм
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
Таблица 1 - Стратегическая позиция предприятий малого и среднего бизнеса
ГП Тутаев Ярославской области
Стратегическая
Отрасль (бизнес) Стратегическая цель
А обрабатывающие производства Захват рынка и концентрическая диверсификация 1. Улучшить качество предоставляемых товаров и услуг 2. Выйти на региональный рынок
В оптовая и розничная торговля Развитие рынка и развитие продукта 1.Улучшение качества продуктов и товаров 2.Улучшение обслуживания населения 3.Увеличить торговые площади (торговый зал и складские помещения) для существующих торговых предприятий, с целью более качественного обслуживания жителей и гостей города 4.Направить ресурсы предприятий на обучение торговых работников основам мерчендайзинга и культуре обслуживания.
С общественное питание (столовые, кафе, рестораны), гостиницы Горизонтальная интеграция и развитие продукта 1.Направить инвестиции на реконструкцию (модернизацию) имеющейся гостиницы 2.Открыть к 2015 году не менее 2-х частных гостиниц, используя средства муниципального и городского бюджета, через систему грантов и конкурсов. З.Открыть на территории городского поселения кафе нового формата (детское или семейное кафе). 4.Активизировать работу по улучшению качества обслуживания, качества продуктов и разнообразия меню в функционирующих кафе. 5.Направить финансовые ресурсы через систему конкурсов, тендеров и т.д. на развитие рекламы для объектов общественного питания, соцкультбыта и т.д.
N
операции с недвижимым имущест- Развитие рынка и развитие продукта 1.Содействие в оказании услуг (аренда, продажа), открывающимся, функционирующим и/или развивающимся бизнесам
вом, аренда и предоставление услуг
Т транспорт и связь Захват рынка и концентрическая диверсификация 1.Развитие новых (профильных) видов услуг, например, маршрутное такси. 2.Обеспечение субъектов МСП в сфере транспорта и связи оборудованием через механизм лизинга З.Оказание услуг по перевозке пассажиров и грузов для других бизнесов (например, туризм, торговля и т.п.)
S строительство Горизонтальная интеграция и развитие продукта 1.Ввод жилых домов за счет всех источников финансирования 2.Оказание содействия в покупке и строительстве жилья для молодёжи и специалистов на условиях софинансирования
К пищевая промышленность Захват рынка и концентрическая диверсификация 1.Оказывать содействие в открытии предприятий по производству продуктов питания и переработке сельхозпродукции 2.Производство качественно новых продуктов питания 3.Продвижение продукции в регионе и в соседние регионы
М ремесленничество и народно-художественные промыслы Горизонтальная интеграция и развитие продукта 1. Привлечение жителей города и района для работы в данной сфере(НХП) 2. Формирование сбытовой сети (ярмарки, выставки, сувенирные магазины) по продвижению продукции
Z туризм Горизонтальная интеграция и развитие продукта 1. Разработка новых турпродуктов и маршрутов 2.Формирование позитивного имиджа города за счёт имеющегося туристического потенциала 3. Создание нового бренда города.
Источник: результаты социологического исследования авторов
Выводы. Подводя итог, следует отметить, что для формирования туристской политики региона необходим комплексный подход, дающий возможность учитывать всю совокупность явлений и взаимоотношений, воз-
никающих при взаимодействии туристов, туристского бизнеса, местных органов власти и местного населения в процессе туристской деятельности.
Список источников:
1. Жолудева В.В., Мельниченко Н.Ф. Практическое использование методов анализа для разработки стратегии развития территории // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2013. №8. С. 129-137.
2. Каменских Э.А. Условия формирования кластеров туристско-рекреационных услуг в регионе // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. С. 21.
3. Малахова Н.Н., Ушаков Д.С. Инновации в туризме и сервисе. 2-е изд., доп. и перераб. Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ»; Феникс, 2010. 244 с.
4. Пирбудагова С.М. Стратегическое управление туристско-рекреационным комплексом. Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. Махачкала, ГОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет», 2009.
5. Погребова Е.С. Научные подходы к разработке стратегии развития туристской дестина-ции // Сервис в России и за рубежом. 2015. №5 (61). С. 219-221.
6. Линдгрен М., Бандхольд Х. Сценарное планирование и его особенности. М.: Изд-во «Олимп-Бизнес», 2009. 256 с.
Vera ZHOLUDEVA a, Nadezhda MELNICHENKO b
THE COMPREHENSIVE APPROACH TO THE FORMING REGIONAL TOURISM POLICY
Yaroslavl Branch of Plekhanov Russian University of Economics (Yaroslavl, Russia);
a PhD in Pedagogical, Associate Professor; e-mail: vzholudeva@mesi-yar.ru;
b PhD in Economics, Associate Professor; e-mail: NMel'nichenko@rea-yar.ru
Keywords:
regional tourism policy, tourism, tourist flows, hospitality industry, system approach, scenario approach, regional social-economic development, municipal districts
The article explains the role of comprehensive approach to forming tourism policy and development strategy of a region. The authors substantiate the necessity to consider the set of the phenomena and relationships arising in the interaction of tourists, travel agencies, local authorities and the local population. In the formation of regional tourism policy according to the authors it is possible to use the cluster, system and scenario approaches to management.
The authors consider the model of tourism and recreation cluster which is aimed at increasing of competitiveness and effectiveness of the tourist industry of Yaroslavl region. The article notes the role of science and education in the operating of entities of tourism industry and solving key tasks of their development.
Through the example of the town of Tutaev in the Yaroslavl region the article illustrates the best practice of tourism development strategy using integrated approach that includes the methodology of the system, cluster and strategic approaches. To conduct a comprehensive assessment, positioning existing businesses, development of perspective directions of development of small and medium businesses the authors have used SPACE method. Based on the
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
analysis the scenarios of socio-economic development of the urban settlement Tutaev in Yaroslavl region have been developed. The authors concluded that the innovation and investment scenario of socio-economic development and the creation of a tourism cluster in the region can be the most promising for study subject.
References
1. Zholudeva V.V., Melnichenko N.F. The practical use of methods of analysis for the territory development strategy // Ekonomika i upravlenie: analiz tendencij i perspektiv razvitija [Economy and Management: Analysis of Trends and Development Prospects]. 2013. №8. Pp. 129-137.
2. Kamensky E.A. Conditions for the formation of clusters of tourism and recreational services in the region // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern Problems of Science and Education]. 2014. №2. P.21.
3. Malahova N.N., Ushakov D.S. Innovation in tourism and service. Rostov-on-Bon: Publishing Center «MarT»; Fenix. 2010. 244 p.
4. Pirbudagov S.M. Strategic management of tourist and recreational complex. Candidate of Economics dissertation: author's abstract. Makhachkala, Dagestan State Technical University. 2009.
5. Pogrebova E.S. Scientific approaches to the development strategy of tourism destinations // Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad]. 2015. №5 (61). Pp. 219-221.
6. Scenario planning and its features, Mats Lindgren, Hans Bandhold, pub. «Olimp-Biznes», 2009. 256 p.
Жолудева В.В., Мельниченко Н.Ф. Комплексный подход к формированию туристской политики региона // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. Вып. 08(69). С. 89-96. DOI: 10.22412/1995-042X-10-8-10.
Zholudeva V., Melnichenko N. The comprehensive approach to the forming regional tourism policy. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 2016, vol. 10, No.08(69), pp. 89-96. doi: 10.22412/1995-042X-10-8-10.