Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОСТАВОК: МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОСТАВОК: МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / SWOT-АНАЛИЗ / АНАЛИТИКА ДАННЫХ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агданская Д.В., Семенчук В.А.

Цель данной научной статьи состоит в исследовании и анализе стратегического управления рисками в логистической цепи поставок. Современные логистические операции сталкиваются с множеством рисков, которые могут серьезно повлиять на процессы доставки, стоимость и удовлетворение клиентов. Управление этими рисками является неотъемлемой частью успешной логистической деятельности. В данной статье будет исследовано разнообразие рисков, с которыми сталкиваются логистические организации, и представлены методы и инструменты стратегического управления этими рисками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC RISK MANAGEMENT IN THE LOGISTICS SUPPLY CHAIN: METHODS AND TOOLS

The purpose of this scientific article is to study and analyze strategic risk management in the logistics supply chain. Modern logistics operations face many risks that can seriously affect delivery processes, costs and customer satisfaction. Managing these risks is an integral part of a successful logistics operation. This article will explore the variety of risks faced by logistics organizations and present methods and tools for the strategic management of these risks.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОСТАВОК: МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ»

Стратегическое управление рисками в логистической цепи поставок: методы и

инструменты

Strategic risk management in the logistics supply chain: methods and tools

Агданская Дарья Владиленовна

Студент 3 курса Факультет Факультет Экономики управления Уральский государственный университет путей сообщения

Колмогорова 66 e-mail: maximpiskulyov@yandex.ru

Agdanskaya Darya Vladilenovna

Student 3 term

Faculty of Faculty of Management economics Ural State University of Railway Transport Kolmogorova street, 66 e-mail: maximpiskulyov@yandex.ru

Семенчук Виталина Анатольевна

Студент 3 курса Факультет Факультет Экономики управления Уральский государственный университет путей сообщения

Колмогорова 66 e-mail: maximpiskulyov@yandex.ru

Semenchuk Vitalina Anatol'evna

Student 3 term

Faculty of Faculty of Management economics Ural State University of Railway Transport Kolmogorova street, 66 e-mail: maximpiskulyov@yandex.ru

Научный руководитель Кондарчук Ольга Евгеньевна

Старший преподаватель кафедры «Экономика транспорта» Уральский государственный университет путей сообщения

Колмогорова 66 e-mail: kolga-70@mail.ru

Scientific adviser Kondarchuk Olga Evgenievna

Senior Lecturer Department of «Economics of Transport» Ural State University of Railway Transport Kolmogorova street, 66 e-mail: kolga-70@mail.ru

Аннотация.

Цель данной научной статьи состоит в исследовании и анализе стратегического управления рисками в логистической цепи поставок. Современные логистические операции сталкиваются с множеством рисков, которые могут серьезно повлиять на процессы доставки, стоимость и удовлетворение клиентов. Управление этими рисками является неотъемлемой частью успешной логистической деятельности. В данной статье будет исследовано разнообразие рисков, с которыми сталкиваются логистические организации, и представлены методы и инструменты стратегического управления этими рисками.

Annotation.

The purpose of this scientific article is to study and analyze strategic risk management in the logistics supply chain. Modern logistics operations face many risks that can seriously affect delivery processes, costs and customer satisfaction. Managing these risks is an integral part of a successful logistics operation. This article will explore the variety of risks faced by logistics organizations and present methods and tools for the strategic management of these risks.

Ключевые слова: Управление рисками, Стратегическое управление, SWOT-анализ, Аналитика данных.

Key words: Risk management, Strategic management, SWOT analysis, Data analytics.

Стратегическое управление рисками в логистической цепи поставок является важным аспектом эффективного функционирования и успеха организации. В современной бизнес-сфере, c характерной повышенной неопределенностью, быстрыми изменениями и вариативностью, риски становятся неотъемлемой частью деятельности компаний, особенно в области логистики. Риски в логистической цепи поставок представляют собой потенциальные события или факторы, которые могут привести к негативным последствиям для выполнения логистических операций и достижения целей организации. Они могут возникать из различных источников, включая внешние и внутренние факторы.

Управление рисками в цепи поставок - это проактивный и системный подход к идентификации, оценке, анализу и управлению рисками, связанными с различными этапами и участниками в цепи поставок. Цепь поставок представляет собой сложную сеть взаимосвязанных организаций, включающих поставщиков, производителей, дистрибьюторов и конечных потребителей, которые совместно работают для обеспечения поставки товаров и услуг от начала до конца.

Управление рисками в цепи поставок становится все более важным, учитывая сложность и динамичность современной бизнес-среды. В цепи поставок существуют различные типы рисков, которые могут повлиять на достижение поставленных целей и требований клиентов. Это могут быть экономические, финансовые, операционные, технологические, логистические, юридические и другие риски.

Управление рисками в цепи поставок включает в себя ряд основных шагов. Во-первых, необходимо провести анализ рисков, идентифицировать потенциальные угрозы и определить их вероятность и воздействие на цепь поставок. Затем следует оценить важность и приоритет каждого риска для принятия решений.

Далее, требуется разработать стратегии риск-менеджмента, которые могут включать в себя принятие мер предосторожности, разработку планов аварийного реагирования, диверсификацию поставщиков, установление контрольных точек, пересмотр бизнес-процессов и другие меры. Важно также установить механизмы контроля и мониторинга рисков, чтобы своевременно реагировать на изменения внутренней и внешней среды, а также вовлечь всех участников цепи поставок в управление рисками.

Использование современных технологий, таких как аналитика данных, искусственный интеллект, компьютеризация и автоматизация процессов, также может значительно улучшить управление рисками в цепи поставок. Эти технологии позволяют собирать, анализировать и интерпретировать большие объемы данных для выявления паттернов и трендов, предсказания вероятности возникновения проблемных ситуаций и разработки эффективных стратегий по их управлению.

Анализ внешних факторов риска в логистической цепи поставок включает изучение внешней среды, влияющей на организацию и ее поставщиков. Эти факторы могут включать изменения в экономической ситуации, политические риски, изменения в законодательстве и регуляторных нормах, технологические инновации, климатические изменения, геополитические события и другие внешние факторы, которые могут привести к нестабильности в цепи поставок.

Анализ внутренних факторов риска включает изучение внутренних процессов и систем управления организацией. Эти факторы могут включать неэффективность операций, недостаточную прозрачность и контроль над процессами, неадекватную систему управления рисками, неправильное планирование и управление запасами, проблемы с качеством продукции или услуг и другие внутренние факторы, которые могут создавать риски в логистической цепи поставок.

После определения рисков происходит их классификация, что позволяет организации систематизировать их и оценить их важность и воздействие на логистическую цепь поставок. Классификация рисков может осуществляться по различным критериям, таким как их источник (внешние или внутренние), природа (финансовые, операционные, стратегические, репутационные и т.д.), степень вероятности и воздействия, а также их взаимосвязь и влияние друг на друга.

Рассмотрим различные методы и подходы к стратегическому управлению рисками в логистической цепи поставок. Такие методы, как анализ рисков, оценка вероятности и воздействия, выбор стратегии, управления рисками, разработка контрмер и мониторинг рисков.

Анализ рисков: Для начала необходимо провести анализ рисков в логистической цепи поставок. Этот анализ включает идентификацию потенциальных рисков, оценку их вероятности и воздействия на цепь поставок. В результате анализа формируется список рисков, которые могут оказать негативное влияние на логистические операции.

Оценка вероятности и воздействия рисков: Для каждого идентифицированного риска необходимо провести оценку его вероятности возникновения и воздействия на логистическую цепь поставок. Это позволяет определить, какие риски являются наиболее значимыми и требуют приоритетного внимания в процессе управления.

Выбор стратегии управления рисками: Основываясь на результаты анализа и оценки рисков, необходимо определить стратегии управления для каждого риска. Варианты стратегий могут включать избегание риска, снижение риска, передачу риска, а также принятие риска с последующим контролем. Каждая стратегия должна быть подходящей для конкретного риска и способствовать уменьшению его воздействия на логистическую цепь поставок.

Разработка контрмер: После выбора стратегий управления рисками необходимо разработать контрмеры, которые помогут предотвратить возникновение рисков или снизить их последствия. Контрмеры могут включать в себя принятие дополнительных мер безопасности, улучшение процессов, диверсификацию поставщиков или создание резервных планов действий.

Мониторинг рисков: Следующим шагом в стратегическом управлении рисками является постоянный мониторинг рисков в логистической цепи поставок. Это позволяет оперативно реагировать на изменения в среде и своевременно принимать меры по смягчению рисков или реализации контрмер.

Обучение и развитие персонала: Кроме того, важным аспектом стратегического управления рисками является обучение и развитие персонала, чтобы они могли эффективно работать с рисками в логистической цепи поставок. Персонал должен быть осведомлен о потенциальных рисках, методах и инструментах управления рисками, а также процедурах и ответственностях, связанных с управлением рисками.

Эффективное управление рисками позволяет снизить негативное влияние рисков на логистические операции и обеспечить устойчивость цепи поставок.

Изучим какие существуют инструменты стратигического управления.

1. Анализ рисков и их оценка.

Анализ рисков в логистической цепи поставок представляет собой систематическое изучение и оценку потенциальных рисков, связанных с логистическими операциями. Этот процесс включает идентификацию рисков, оценку их вероятности и воздействия на цепь поставок, а также приоритизацию рисков по степени их важности. Для проведения анализа рисков могут использоваться различные инструменты, такие как матрицы рисков, SWOT-анализ, деревья решений и другие.

2. Прогнозирование и моделирование рисков.

Прогнозирование и моделирование рисков позволяют оценить их будущее развитие и потенциальные последствия для логистической цепи поставок. С использованием статистических методов, данных о прошлых рисках и текущих трендах, можно построить прогностические модели, которые помогут предсказать вероятность возникновения рисков и их воздействие на цепь поставок. Это позволяет принять соответствующие меры по их управлению и снижению.

3. Стратегии управления рисками.

Стратегии управления рисками включают в себя планирование и разработку мер и механизмов, направленных на снижение вероятности возникновения рисков и ограничение их воздействия на логистическую цепь поставок. К таким стратегиям относятся разнообразные подходы, включая разнообразификацию поставщиков и рынков, создание резервных складов и запасов, установление контрольных точек и мониторинга, а также разработку планов действий для случаев возникновения рисков.

4. Информационные системы и технологии.

Технологии и информационные системы играют важную роль в стратегическом управлении рисками в логистической цепи поставок. Использование современных технологий, таких как автоматизированные системы управления складами, системы отслеживания грузов и транспортных средств, позволяет оперативно собирать и анализировать данные о логистических операциях. Это помогает выявить потенциальные риски и принять меры по их управлению в режиме реального времени.

Время не стоит на месте, прогресс цепи поставок приносит не только пользу в логистику любого масштаба, но и новые риски и инструменты их решения. Мы проанализировали с какими негативными ситуациями может столкнуться отрасль цепи поставок.

Рассмотрим некоторые из потенциальных новых рисков и связанные с ними инструменты:

1. Кибербезопасность: С увеличением числа цифровых систем и интернета вещей в логистической цепи поставок, возрастает риск кибератак и утечек конфиденциальных данных. Для решения этого риска необходимы современные системы киберзащиты, шифрование данных, многофакторная аутентификация и постоянное мониторинговые инструменты.

2. Изменение климатических условий: Глобальное потепление и изменение климата могут привести к увеличению экстремальных погодных условий, наводнениям, засухам и другим природным катаклизмам. Инструмент данной проблемы: необходимо разработать планы контингентности и бизнес-планы для адаптации к изменяющимся климатическим условиям, а также внедрить системы мониторинга и раннего предупреждения.

3. Геополитические риски: Политические и экономические нестабильности в различных регионах могут повлиять на логистическую цепь поставок, вызывая проблемы с доставкой товаров и увеличивая таможенные ограничения. Для преодоления такой проблемы необходимо проводить тщательный анализ геополитической ситуации, разрабатывать альтернативные маршруты и поставщиков, а также иметь гибкие планы снабжения.

4. Технологические инновации: Внедрение новых технологий, таких как автономные транспортные средства, дроны и робототехника, может привести к появлению новых рисков, связанных с непредвиденными сбоями и неправильной работой технологий. Грамотным решением данной задачи будет иметь планы аварийного восстановления и резервные варианты доставки, а также новая методика работы с персоналом.

5. Глобальные эпидемии и пандемии: События, подобные пандемии СОУШ-19, могут привести к прерываниям в логистической цепи поставок, ограничениям перемещения и снижению спроса. Для минимизации этого риска необходимо разрабатывать планы бизнес-продолжения, иметь гибкую систему складирования и управления запасами, а также улучшенную коммуникацию и сотрудничество с партнерами в цепи поставок.

Это лишь некоторые из возможных новых рисков, которые могут появиться в будущем в логистической цепи поставок. Для эффективного управления ими потребуются новые инструменты, такие как системы кибербезопасности, планирование рисков, аналитика больших данных и мониторинговые системы. Кроме того, гибкость, адаптивность и способность к инновациям станут ключевыми факторами для успешного управления новыми рисками в логистике будущего.

В России существует множество трудностей управления цепи поставок. Вот несколько из них:

1. Географические и климатические условия: Российская территория охватывает большую площадь с различными климатическими зонами. Это может создавать трудности в доставке товаров, особенно в удаленные и сложнодоступные регионы. Климатические условия, такие как сильные морозы или непредсказуемая погода, могут повлиять на операции логистической цепи поставок и вызвать задержки или повреждения грузов.

2. Инфраструктура и транспортная логистика: Россия имеет огромную территорию, и инфраструктура транспортной логистики не всегда одинаково развита во всех регионах. Недостаточность дорог, железных дорог, портов и аэропортов может стать препятствием для эффективной работы логистической цепи поставок. Неразвитая инфраструктура может приводить к задержкам в доставке товаров и повышенным операционным затратам.

3. Инфраструктурные ограничения: Недостаточное развитие логистической инфраструктуры, особенно в отдаленных и региональных областях, может стать преградой для эффективного управления рисками в логистической цепи поставок. Отсутствие качественных дорог, недостаточная доступность транспортных средств и ограниченные возможности складирования могут приводить к проблемам с доставкой товаров и повышенному риску их повреждения или потери.

4. Санкционные ограничения: Это привело к снижению объемов импорта и экспорта, а также создало неопределенность и риски в цепи поставок. Отсутствие доступа к определенным технологиям, компонентам или сырью могло привести к проблемам с производством и поставками товаров.

Данная тема особенно актуальна сегодня. Вся логистическая отрасль в поисках инструментов и механизмов управления для минимизации этих рисков.

В качестве самых эффективных методов можно выделить:

а) Развитие внутреннего производства: Российские компании активно стимулировали развитие отечественного производства для замещения импортных товаров и компонентов. Это включало внедрение новых технологий, модернизацию производственных мощностей и поддержку национальных производителей.

б) Поиск новых рынков сбыта: Российские компании активно искали новые рынки сбыта для своих товаров и услуг. Они расширяли свою географическую присутствие, осваивали новые страны и регионы, чтобы снизить зависимость от ограниченных рынков, оказавшихся под воздействием санкций.

в) Усиление внутреннего контроля и управления рисками: Российские компании усилили меры внутреннего контроля и управления рисками в цепи поставок. Это включало более строгий мониторинг поставщиков, анализ рисков, разработку планов реагирования на чрезвычайные ситуации и обеспечение кибербезопасности.

Управление рисками в логистической цепи поставок является критическим аспектом успешного функционирования бизнеса. Организации должны проактивно и систематически анализировать, оценивать и управлять рисками, чтобы минимизировать негативное воздействие на операции и доставку товаров.

Применение методов и инструментов управления рисками включает разработку стратегических планов, использование моделей и аналитических инструментов, контроль и мониторинг рисков, а также постоянное обновление и улучшение процессов управления рисками. Важным аспектом также является сотрудничество с

партнерами и поставщиками по цепи поставок, обмен информацией и взаимодействие для совместного управления рисками.

Однако, несмотря на применение методов и инструментов, управление рисками в логистической цепи поставок всегда будет представлять вызовы и требовать непрерывного внимания. Быстро меняющиеся рыночные условия, новые технологии, геополитические и экономические факторы могут создавать новые риски и требовать адаптации стратегий управления рисками.

Список используемой литературы:

1. Christopher, M. (2016). Logistics & Supply Chain Management. Pearson UK.

2. Абрамов А.К., Курбанов А.Х., Кручинкина Е.Н. Тенденции трансформации ведомственных систем материально-технического обеспечения в условиях нового технологического уклада и роста геополитической напряженности II Экономический вектор. — 2021. — № 3

3. Белов В.И. Региональная синергия в аспекте импортозамещения I В.И. Белов, Т.В. Степанова II Государство и бизнес. Современные проблемы экономики: материалы X Межд. науч.-практ. конф. — СПб: СЗИУ РАНХиГС, 2018.

4. Chopra, S., & Meindl, P. (2015). Supply Chain Management: Strategy, Planning, and Operation. Pearson.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.