Научная статья на тему 'ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И АЛЬЯНСЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ ТУРИЗМЕ'

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И АЛЬЯНСЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ ТУРИЗМЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / СИСТЕМЫ / СЕТИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / АЛЬЯНСЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / УПРАВЛЕНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов О.А.

Рассмотрены особенности формирования логистических систем в международном туризме, затронуты проблемы глобализации в логистике и возникновения логистических альянсов в международном туризме, представлены виды стратегических альянсов и их характеристики, обсуждены вопросы управления стратегическими альянсами и интеграции организаций России в мировую логистическую сеть

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGISTICS SYSTEMS AND ALLIANCES IN INTERNATIONAL TOURISM

The article considers the key features of logistics systems formation in international tourism. It also touches upon the issues of globalization in logistics and formation of logistics alliances in international tourism. Furthermore, the article presents the types of strategic alliances and their characteristics. Finally, the issues of strategic alliances management and integration of Russian companies into the global logistics network are discussed in the article

Текст научной работы на тему «ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И АЛЬЯНСЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ ТУРИЗМЕ»

40 ВЕСТНИКРМАТ№ 4 • 2021

УДК 164:338.48

О.А. КУЗНЕЦОВ

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И АЛЬЯНСЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ ТУРИЗМЕ

Рассмотрены особенности формирования логистических систем в международном туризме, затронуты проблемы глобализации в логистике и возникновения логистических альянсов в международном туризме, представлены виды стратегических альянсов и их характеристики, обсуждены вопросы управления стратегическими альянсами и интеграции организаций России в мировую логистическую сеть.

Ключевые слова: логистика, системы, сети, глобализация, альянсы, международный туризм, управление, интеграция.

The article considers the key features of logistics systems formation in international tourism. It also touches upon the issues of globalization in logistics andformation of logistics alliances in international tourism. Furthermore, the article presents the types ofstrategic alliances and their characteristics. Finally, the issues of strategic alliances management and integration of Russian companies into the global logistics network are discussed in the article.

Keywords: logistics, systems, networks, globalization, alliances, international tourism, management, integration.

Современная логистическая система объединяет производителей, поставщиков, потребителей и их посредников сквозным материальным потоком и позволяет осуществлять управление всеми процессами в рамках общего бизнес-плана [1, 3, 5].

Основными свойствами логистической системы являются целостность, определенность связей и завершенность. Целостность позволяет объединять составные части логистической системы в соответствии с решаемыми задачами организационного и производственного характера; определенность связей стабилизирует взаимоотношения бизнес-партнеров внутреннего и внешнего уровня, а завершенность обеспечивает достижение конечной цели управления.

Активизация зон свободной международной торговли в структуре гло-

© Кузнецов О.А., 2021

бальных логистических систем происходит в настоящее время заметными темпами. Основой для этого служит международная логистика, обеспечивающая покупку товаров в одной стране, их перемещение, а затем продажу в другой стране. Таким образом, логистика становится международной при пересечении цепью поставок границ сопредельных государств. Международная логистика обеспечивает совершенствование коммуникаций, транспорта, финансовых схем, торговых соглашений, усложняя цепи поставок.

Участие в международной торговле позволяет компаниям шире использовать свои возможности в прежней штаб-квартире, предоставляя местным структурам очень небольшую автономию. Они могут передавать право на принятие решений бизнес-партнерам, сохраняя возможность глобального управления, при этом превращаются

в международные; могут активизировать региональную политику, создавая дочерние подразделения, следовательно, появляются мультинациональные и глобальные перспективы на интегрированном международном рынке. Рассмотренные варианты участия не закрывают развития других способов региональной и мультинациональной деятельности, отвечающих текущей рыночной конъюнктуре.

В последнее время в логистике наметился процесс глобализации [6]. Он вызван общим ростом мировой экономики; появлением более современных устройств, изделий, процессов и технологий; совершенствованием вариантов организационных хозяйственных структур; модернизацией глобальных логистических цепей и каналов за счет дерегулирования и снижения стоимости продвижения материальных потоков.

Отмеченное явление носит повсеместный характер. Ему способствует активный обмен новейшими технологическими достижениями, результатами научных разработок, изобретениями. Возникают глобальные логистические цепи и каналы, обслуживаемые транснациональными компаниями с целью повышения отдачи на вложенный капитал, снижения тарифов логистических посредников и совершенствования логистических операций.

Глобальная логистика неоднородна: дерегулирование вызывает повышение динамики капитала и информационных логистических потоков, активизирует товародвижение. В то же время растут политические барьеры, возникают новые социальные и экономические вызовы, особенно в странах ЕС и Восточной Европы. Как никогда

усиливается роль «международных канальных посредников» [1].

Современной формой систем в логистике являются международные туристские альянсы, объединяющие крупных игроков туристского рынка, интегрированных в единую компьютерную сеть для прямого размещения и оформления заказов. Возникли туристские альянсы, выполняющие ключевые логистические функции управления запасами, распределения, сервисного послепродажного обслуживания, формирования постоянной клиентской сети. Реализуются возможности для достижения главной цели торговой логистики - оптимизации складских и операционных запасов, совершенствования информационного обслуживания и повышения доходности всех процедур, присущих современному рыночному товарообороту.

Характерными чертами туристских альянсов являются стремление к совместному управлению рыночными рисками, постоянный мониторинг финансового состояния компаний, своевременное разделение долей финансовых рисков и снижение вероятности банкротства [6, 8]. Основной инструмент достижения этих результатов - взаимное продвижение товаров и услуг, при котором торговая деятельность на международном рынке одной компании создает условия для продвижения товаров и услуг партнерской компании, входящей в альянс.

Вариативность альянсов в гостиничном бизнесе невелика. Наблюдаются полные, маркетинговые, направленные и стратегические альянсы. Выбор одной или одновременно нескольких форм определяется конкретной рыночной позицией фирмы, ее перспектива-

42 ВЕСТНИК РМАТ № 4 • 2021

ми, целями, внешней бизнес-политикой, наличием ресурсов. Для туристских и не только альянсов характерен межфирменный договорной обмен, имеющий ярко выраженный франчай-зинговый характер, активизирующий стремление предприятий к увеличению производственных, научно-технических и социальных договоров сотрудничества. Фактические позиции франчайзинговых договоров должны способствовать созданию высокой гибкости и защиты от всех видов рыночных рисков [8].

Контрактная гибкость позволяет быстро и без существенных потерь приспособиться к динамично меняющейся конъюнктуре международного туристского рынка. Поэтому российским организациям индустрии туризма не следует ограничиваться какой-либо одной организационной формой интеграции туристской деятельности, ориентируясь на системный подход к выработке управленческих решений, учитывающих основные логистические принципы.

На современном международном туристском рынке отмечена четко выраженная ориентация организаций индустрии туризма на целевые ассоциации, например, формирующие исключительное качество питания, или создающие особые условия фитнес-об-служивания, или предлагающие исключительные круизные программы и т.д.

Управление стратегическими альянсами должно отвечать важнейшим тенденциям развития мирового туристского сообщества и экономики, в частности, высокой надежности функционирования, сервиса и качества работы каждого элемента логистической системы. Устойчивое положение на международном туристском рынке в значительной степени зависит от спо-

собности логистических управленческих цепей фирмы улавливать и предугадывать колебания высокоизменчивой внешней среды.

Большую рыночную долю в современном международном туризме имеют стратегические альянсы. Способность быстро находить и претворять в жизнь новые бизнес-идеи им обеспечивают многоплановые ресурсы, которыми они располагают [2, 9, 10].

В то же время стратегические альянсы в международном бизнесе способствуют усилению процессов концентрации и централизации капитала, создающих угрозу излишней глобализации международного туристского рынка.

Стратегические альянсы открывают логистическим компаниям России возможность интегрироваться в мировую логистическую сеть [1], стимулируя дальнейшее совершенствование и обновление торгово-транспортной и складской системы страны. Это позволит создать на российской территории трансконтинентальные логистические коридоры и цепи, объединяющие западное побережье США, Приморский край России и Северный Китай. Экономический эффект выразится в снижении транспортных тарифов, сокращении сроков доставки, а также повышении качества экспедиторского, таможенного и логистического обслуживания.

Реальной угрозой для реализации рассматриваемого сценария является появление внешнеполитических угроз, выражающихся в попытке снизить роль России на евроазиатском торго-во-транспортном рынке [7, 9].

Назрела необходимость активизации протекционистской деятельности федерального правительства и региональных властей Дальнего Востока в деле

использования географических преимуществ нашей страны и укрепления роли России на международном рынке [4].

Представленный анализ позволяет сделать следующие выводы:

1. Международный туризм служит перспективной ареной использования преимуществ, предоставляемых логистическими системами для наращивания экономического потенциала своей деятельности.

2. Участие в логистической системе имеет многовариантную гибкую форму и способствует адаптации к процессам глобализации в мировой экономике через соответствующие цепи и каналы, являющиеся принадлежностью глобальной логистики.

3. Альянсы как современная форма систем в логистике открывают доступ на международный туристский рынок российским туроператорам, объединяя усилия нескольких компаний по совместному сбыту туристских услуг.

4. Разнообразные формы стратегических альянсов позволяют объединять

усилия партнеров без ущерба их собственным интересам и повышают их конкурентные позиции.

5. Для туристского и гостиничного бизнеса перспективны альянсы, образуемые путем заключения соглашений о франчайзинге, контрактов на управление, по маркетингу и т.д.

6. Российские организации индустрии туризма располагают широким набором инструментов участия в международной рыночной сфере, системно применяя различные организационные формы объединения, приспосабливая их к текущему моменту времени.

7. Сейчас перспективной становится реализация экспортного российского продукта - транзитных транспортных услуг, которая открывает возможность освоения новых сегментов международного туристского рынка.

8. Федеральному правительству и региональной власти Дальнего Востока необходимо активизировать протекционистскую деятельность на международном туристском рынке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аникин Б.А., Тяпухин А.П. Коммерческая логистика: учебник. М.: Проспект, 2017. 426 с.

2. Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Коммерческая логистика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2013. 432 с.

3. Воронов В.И. Международная логистика // Вестник университета (Государственный университет управления). 2014.

4. Лазарев В.А., Воронов В.И. Трансграничная логистика в евразийском таможенном союзе: монография / Государственный университет управления, Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса ГУУ. М.: ГУУ, 2014. 158 с.

5. Логистика /В.В. Дыбская [и др.]; под ред. В.И. Сергеева. М.: Эксмо, 2013.944 с.

6. Логистика: интегрированная цепь поставок /Д.Дж. Бауэрсокс, Д.Дж. Клосс. М.: Олимп-Бизнес, 2017. 635 с.

7. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики: учеб. пособие/Б.А. Аникин, Т.А. Родкина, В.А. Волочиенко [и др.]. М, 2014.

8. Муравенко Д.В. Современные тенденции к созданию международных бизнес-альянсов, связанных с логистикой и таможенным оформлением//Молодой ученый. 2014. № 19. С. 482-483.

9. Петухов Д.В. Теоретические принципы разработки стратегии развития национальной логистической системы управления // Управление. 2015. Т. 3, № 2. С. 37-42.

10. Скоробогатова Т.Н. О роли сервисной логистики в социально ориентированной экономике //Логистика. 2015. № 7. С. 47-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.