FORMING OF LOGISTICS ALLIANCES IN THE FIELD OF MATERIAL
AND TECHNICAL SUPPLY Belyaeva E.T. (Russian Federation) Email: [email protected]
Belyaeva Elizaveta Timofeevna - Student, BUSINESS AND MANAGEMENT FACULTY, NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY HIGHER SCHOOL OF ECONOMICS, MOSCOW
Abstract: the paper describes main aspects of logistics alliances formation in the field of procurement. Advantages and benefits which company gains through logistics alliances formation are observed. Risks concerning antimonopoly legislation, law reliability of a cooperation partner are described. The approach to cooperation partner choosing is described and main criteria of a successful logistics purchasing alliance are observed. Russian logistics alliances and main features of their formation are described.
Keywords: logistics alliance, horizontal cooperation, sourcing, procurement, purchasing alliance.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ АЛЬЯНСОВ В СФЕРЕ ПОСТАВОК МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ Беляева Е.Т. (Российская Федерация)
Беляева Елизавета Тимофеевна - студент, факультет бизнеса и менеджмента, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, г. Москва
Аннотация: в статье рассмотрены основные аспекты формирования логистических альянсов в сфере закупок. Описаны преимущества и выгоды, которые получает компания при вступлении в логистический альянс. Представлены риски с точки зрения антимонопольного законодательства, ненадежности партнера по кооперации. Описан подход к выбору партнера по кооперации в сфере закупок, описаны основные критерии успешности закупочного логистического альянса. Рассмотрены логистические альянсы, существующие в России, и их особенности.
Ключевые слова: логистический альянс, горизонтальная кооперация, снабжение, закупки, закупочный союз.
В современных условиях развитого рынка, растущей конкуренции и повышения доли расходов на снабжение в общей структуре затрат, компаниям зачастую недостаточно внутренних резервов для снижения издержек - возникает необходимость тесного сотрудничества как с компаниями, представляющими звенья цепи поставок, так и с другими участниками рынка. В рамках одной цепи поставок проблему можно решить путем продуктивного взаимодействия поставщиков и потребителя, при котором достигается согласованность действий, приводящая к оптимизации уровня запасов. Для эффективного сотрудничества с другими участниками рынка применяется политика объединения, кооперации с фирмами, работающими в той же или смежной отрасли, на одном уровне цепи поставок, для консолидации потребностей, получения оптовых скидок и обмена опытом. Однако эти решения сопряжены с проблемами, связанными с координационными издержками, законодательными ограничениями, возможным давлением на поставщиков и усложнением процесса закупок. Тем не менее, формирование подобных альянсов, как пример горизонтальной и вертикальной кооперации в сфере закупок, реализуется в бизнесе и представляет интерес для академического сообщества.
В рамках рассматриваемой темы логистический альянс представляет собой собирательное обозначение различных форм взаимодействия компаний, направленных на решение проблем в области логистики. Использование обобщенного названия связано с отсутствием
43
структурированного понятийного аппарата: в разных источниках для обозначения сотрудничества компаний в сфере снабжения используется более 150 различных терминов. Среди них совместная закупочная деятельность, снабженческий альянс, консорциум по закупкам, коллективные закупки и т. п. [9]. Тем не менее, все эти варианты взаимодействия представляют собой пример горизонтальной кооперации, которую можно определить, как добровольное сотрудничество между компаниями, работающими на одном уровне цепи поставок, с целью получения эффекта синергии. Горизонтальная кооперация распространена в авиаперевозках (альянсы SkyTeam, Star Alliance, в рамках которых авиакомпании организуют совместные рейсы, унифицируют системы бронирования билетов и сокращают пересадочное время для клиентов), закупках логистических услуг (например, производитель телекоммуникационного оборудования Coriant и еще 7 компаний из разных отраслей сформировали Logistics Service Alliance и ежегодно проводят конкурс для выбора лучшего поставщика логистических услуг, в рамках которого выгода достигается за счет эффекта масштаба: логистический провайдер получает сразу 8 клиентов, а они, в свою очередь, -сниженные тарифы на транспортные и складские услуги), и во многих социальных учреждениях в Европе и США (школы, больницы и университеты подписывают внутренний договор, по которому они совместно закупают еду, оборудование) [5]. Кроме этого, совместная закупочная деятельность распространена в розничной торговле. В качестве примера можно привести немецкую Edeka group, британскую Costcutter и литовскую Aibe -все это крупнейшие закупочные альянсы, контролирующие большую долю рынка. В России совместные закупки практиковались в разные годы розничными сетями (Например, Российский розничный альянс в 2001 г., объединивший «Перекресток», «Копейка», «Дикси» и «Мегамарт», кооперации между «Седьмым континентом» и «Викторией» и т.д.) [8]. На российском рынке такие модели взаимодействия не «приживаются» по разным причинам, которые будут рассмотрены далее. Несмотря на это, формирование альянсов в этой сфере может стать источником существенного снижения затрат.
Однако стоит отметить, что понятие альянс в равной степени соответствует и вертикальной кооперации. Такая форма кооперации предполагает сотрудничество компаний, находящихся на разных уровнях цепи поставок - как правило, потребителей и поставщиков. Применительно к логистике снабжения, вертикальная кооперация - стратегия, при которой поставщики участвуют в программах оптимизации запасов и повышения уровня сервиса. Поскольку момент перехода взаимоотношений поставщика и потребителя от долгосрочного сотрудничества к альянсу не всегда очевиден, проследить такие сделки на рынке проблематично. Кроме того, при вертикальной кооперации не формируются общеизвестные группы и союзы (по аналогии с закупочными альянсами, рассмотренными выше), поскольку альянс в данном случае представляет собой объединение двух компаний. Чаще всего реализация такого объединения связана с внедрением информационной системы для обмена данными.
В рамках данной работы акцент сделан на горизонтальных альянсах в снабжении.
Преимущества, выгоды.
Горизонтальная кооперация в логистике, в том числе в снабжении, позволяет небольшим компаниям пользоваться услугами и продуктами крупных поставщиков по приемлемым ценам. Именно это желание повысить качество закупаемой продукции становится одним из основных драйверов для кооперации, но различные иные выгоды также важны для инициализации проекта.
Преимущества горизонтальной кооперации в закупках в некоторой степени схожи с плюсами централизованной системы снабжения внутри одной компании. Например, для обеих моделей характерна экономия на масштабе, достигаемая за счет консолидации потребностей всех подразделений (при централизованной системе снабжения) или всех участников альянса (при горизонтальной кооперации). В этом случае поставщики предоставляют оптовые скидки и, таким образом, снижается стоимость закупки для кооперирующих компаний. Среди преимуществ исследователи также называют улучшение взаимоотношений с поставщиками. Развивая эту тему, можно предположить, что такой эффект достигается за счет того, что альянс становится для поставщика одним из ключевых
44
клиентов, поэтому он стремится поддерживать высокий уровень сервиса и подстраиваться под нужды альянса. Вследствие этого повышается показатель надежности поставок. Кроме того, горизонтальная кооперация способствует обмену опытом между кооперирующими фирмами. Однако при формировании альянсов компании в большей степени акцентируют внимание на оптимизации затрат и повышении уровня сервиса и надежности поставок. Координированная снабженческая деятельность не останавливается на «коллективной» закупке - партнеры могут так же договориться о совместном использовании транспорта для доставки МТР (при условии отсутствия географических и иных ограничений) или совместном владении/использовании складских мощностей (что нивелирует географические ограничения для общей доставки). Данные инициативы влияют на снижение совокупных затрат на владение. Таким образом, объем и характер получаемых выгод варьируется в каждом отдельном альянсе или консорциуме и обобщенно зависит от того, какого уровня взаимодействия достигают компании. При этом стоит понимать, что предел роста этого уровня ограничен серьезными рисками.
Ограничения, риски.
При реализации рассматриваемой модели взаимодействия стоит учитывать ограничения и возможные риски. Например, немало внимания уделяется проблеме антимонопольного регулирования в контексте горизонтальной кооперации. Связано это с ограничениями возможности сотрудничества конкурирующих компаний, устанавливаемыми и контролируемыми Федеральной антимонопольной службой. При этом горизонтальная кооперация в сфере поставок материально-технических ресурсов в большей степени влияет на ослабление конкуренции не на рынке кооперирующих фирм, а на рынке поставщиков этих ресурсов. Крупные альянсы могут диктовать цены поставщикам и вынуждать средние и малые предприятия закрываться, поскольку те не обладают достаточной мощностью для работы с консолидированными потребностями кооперирующих компаний. Поэтому при планировании кооперации важно оценивать возможные ограничения со стороны антимонопольного законодательства [2].
Среди недостатков кооперативных форм снабжения выделяется усложнение процесса закупок, связанное с более длительным этапом выбора поставщика - вовлеченные компании заинтересованы в максимальном удовлетворении своих потребностей, и поэтому выдвигают разные требования по условиям доставки и разгрузки, что препятствует единогласному выбору поставщика; между тем, положительный эффект кооперации достигается при закупке у общего поставщика для всего альянса. Помимо этого, при горизонтальной кооперации неизбежны издержки на координацию процесса закупок - через информационные системы и иные каналы связи с партнерами. При рассмотрении рисков такой модели снабжения многие исследователи отмечают также вероятный рост закупочной цены вместо ожидаемой экономии на масштабе. Такая ситуация возможна при избыточном расширении числа участников логистического альянса, которое приводит к «монополизации» рынка поставщиков: только крупные и стабильные игроки способны обработать объемы МТР всех кооперирующих компаний, что позволяет им устанавливать высокие цены [ 2].
Одним из глобальных препятствий на пути к созданию кооперации является проблема выбора компании/-ий для формирования альянса. Исследователями установлен ряд факторов, необходимых для успешного сотрудничества в сфере закупок - к ним относятся схожие (как по объему, так и по структуре) и стабильные (в случае долгосрочной кооперации) потребности в МТР и стандартизированные продукты, не требующие модификации закупаемого сырья [15]. Кроме того, для успешной реализации проекта затраты на установление и поддержание кооперации не должны превышать получаемых от нее выгод. Этот фактор важен, поскольку при кооперации повышаются транзакционные издержки, а ее установление может быть сопряжено с затратами на создание каналов обмена данными между участниками. В рамках научных исследований предложны также различные модели выбора партнеров для создания логистического альянса, основанные на многокритериальной оптимизации. Критерии охватывают не только важные для фокусной
45
компании показатели партнеров (например, репутация на рынке, стабильность, география присутствия, соразмерный с фокусной компанией объем продаж, совместимые информационные системы (для эффективного обмена данными)), но и показатели экономического эффекта для всех потенциальных партнеров (ожидаемое снижение TCO) [10]. Кроме того, можно внести в модель ожидаемое изменение качественных показателей -уровня сервиса, надежности поставок, оборачиваемости запасов. Для ранжирования партнеров возможно использование бально-рейтинговой системы, схожей с той, что используется для выбора поставщика. Проблема выбора компаний для формирования альянса пересекается с проблемой эффективности горизонтальной кооперации вообще. Для оценки также применяется моделирование, при котором общие затраты на логистику (стоимость закупки, затраты на транспортировку, хранение, транзакционные издержки) подсчитываются для двух и более кооперирующих компаний с учетом их совместной либо раздельной закупочной деятельности. [11] Однако для реальной оценки перспективности проекта к полученным ежемесячным затратам стоит прибавить издержки на установление кооперации, структура которых представлена выше.
Особенности логистических альянсов в России.
На российском рынке сейчас функционирует несколько закупочных альянсов: «Дгореги союз», объединяющий сетевые магазины, торгующие косметикой и бытовой химией [6]; «Федеральный закупочный союз «Система «Т3С» [7], в который входит 71 сеть розничных магазинов; распространены также соглашения между некрупными региональными розничными сетями. Примечательно, что официальный сайт «Дрогери союз» ничего не сообщает о реальных проектах объединения; среди перечисленных направлений деятельности - широкий спектр решаемых проблем: от улучшения закупочных условий, создания товаров собственной торговой марки до объединения маркетинга и «органического роста». Федеральный закупочный союз «Система «ТЗС» судя по всему, представляет собой посредническую компанию, которая «соединяет» участников альянса напрямую с производителями товаров. Соответственно, неочевидно, в какой степени существующие в России модели горизонтальной кооперации в снабжении приносят компаниям выгоды, рассмотренные выше. Таким образом, несмотря на предпосылки создания логистических альянсов (возможность противостоять крупным сетевым компаниям, конкурируя по цене; снижение затрат на снабжение; возможность эффективнее осуществлять снабженческую деятельность, обмениваясь опытом с партнерами), на российском рынке модель горизонтальной кооперации в снабжении находится на начальных этапах развития.
По разным оценкам невысокая популярность закупочных союзов и альянсов в России может быть следствием нескольких факторов: недоверия компаний по отношению друг к другу и неохотного взаимодействия с конкурентами (боязнь утечки конфиденциальной информации и риск поглощения), сложности в поиске партнеров (редко встречаются компании со схожей географией присутствия, объемами закупаемых продуктов, требованиями по качеству и подходящими для кооперации информационными системами), усложнении процесса закупок (как следствие разнородности компаний и сложности поиска компромисса при выборе поставщиков).
Заключение.
Формирование логистических альянсов в сфере поставок МТР - перспективное направление развития бизнеса. Благодаря такой модели горизонтальной кооперации можно достичь снижения затрат на закупку, транспортировку и хранение, повышения уровня сервиса, улучшения взаимоотношений с поставщиками, а также повысить эффективность процесса закупок за счёт обмена опытом с партнерами. Тем не менее, кооперация может негативно влиять на конкуренцию на рынке поставщиков и на рост координационных издержек. На российском рынке модель логистических альянсов представлена несколькими союзами, деятельность которых довольно размыта. В основном, представители бизнеса скептически настроены в отношении развития и популяризации закупочных союзов в России. Тем не менее, через несколько лет компании могут понять, что кооперация с конкурирующими фирмами - это эффективный способ снижения затрат, а не путь к слиянию и поглощению.
46
Список литературы /References
1. Carlos Mena Erik Sandberg. Exploring strategic strengths and weaknesses of retail purchasing groups [Статья] // The international review of retail, distribution and consumer research,
2015 г. 25 (3).
2. Cruijssen Frans, Cools Martine, Dullaert Wout. Horizontal cooperation in logistics: Opportunities and impediments. [Статья] // Transportation research part E, 2007 г. 43 p.
3. Cruijssen Frans, Dullaert Wout, Fleuren Hein. Horizontal Cooperation in Transport and Logistics: A Literature Review [Статья] // Transportation journal, 2007 г. 46.3.
4. Lisa Brekalo Sascha Albers. Effective logistics alliance design and management [Статья] // International Journal of Physical Distribution & Logistics Management, 2016 г. Vol. 46. Iss 2.
5. Roberto Gutie'rrez Patricia Ma'rquez, Ezequiel Reficco. Configuration and Development of Alliance Portfolios: A Comparison of Same-Sector and Cross-Sector Partnerships [Статья] // Journal of Business ethics. 2015 г. 135.1.
6. Бродецкий Г.Л. Сабаткоев Т.Р. Методология определения контрагентов для горизонтальной кооперации [Статья] // Логистика и управление цепями поставок. Москва : [б.н.], 2012 г. № 6 (53).
7. Королева Е.В. Стратегические альянсы: зарубежный опыт и российские особенности [Статья] // Российский внешнеэкономический вестник, 2009 г. № 5.
8. Беляева Е.Т. Инструменты и методы антиинфляционной политики [Статья] // Economics,
2016 г. № 1 (10). С. 26-36.
9. Беляева Е.Т. Современная внешняя политика РФ [Статья] // European Science, 2016 г. № 5 (15). С. 33-38.
10. Беляева Е.Т. Структурные характеристики Сингапурских авиалиний как организации [Статья] // International scientific review, 2016 г. Т. № 7 (17). С. 41-43.
11. Хаханов Ю.М. Межорганизационное сотрудничество - стратегия альянсов [Статья] // Вестник Московского университета, 2012 г. № 1.
LOGISTICS ALLIANCES CLASSIFICATION Belyaeva E.T. (Russian Federation) Email: [email protected]
Belyaeva Elizaveta Timofeevna - Student, BUSINESS AND MANAGEMENT FACULTY, NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY HIGHER SCHOOL OF ECONOMICS, MOSCOW
Abstract: the paper suggests the approach to logistics alliances classification. A review of main ways to distinguish logistics alliances in procurement is done. Various approaches of foreign and Russian researches to separation of alliances into categories and groups are observed. The analysis of logistics alliances from the perspective of the organizational-legal forms of enterprise in accordance with the Russian legislation is made. Various types of logistics alliances and alliances in the supply of material and technical resources are given.
Key words: logistics alliance, horizontal cooperation, sourcing, procurement, purchasing alliance.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ АЛЬЯНСОВ Беляева Е.Т. (Российская Федерация)
Беляева Елизавета Тимофеевна - студент, факультет бизнеса и менеджмента, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, г. Москва