Научная статья на тему 'Классификация логистических альянсов'

Классификация логистических альянсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
445
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС / LOGISTICS ALLIANCE / ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ КООПЕРАЦИЯ / HORIZONTAL COOPERATION / SOURCING / ЗАКУПКИ / СНАБЖЕНИЕ / PROCUREMENT / PURCHASING ALLIANCE / ЗАКУПОЧНЫЙ СОЮЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беляева Елизавета Тимофеевна

В статье предлагается подход к классификации логистических альянсов. Проведен обзор основных способов классификации альянсов в области закупок. Рассмотрены подходы зарубежных и отечественных исследователей к разделению альянсов на категории и группы. Проведен анализ логистических альянсов с точки зрения организационно-правовой формы предприятия в соответствии с российским законодательством. Приведены различные виды логистических альянсов и союзов в сфере поставок материально-технических ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классификация логистических альянсов»

Список литературы /References

1. Carlos Mena Erik Sandberg. Exploring strategic strengths and weaknesses of retail purchasing groups [Статья] // The international review of retail, distribution and consumer research,

2015 г. 25 (3).

2. Cruijssen Frans, Cools Martine, Dullaert Wout. Horizontal cooperation in logistics: Opportunities and impediments. [Статья] // Transportation research part E, 2007 г. 43 p.

3. Cruijssen Frans, Dullaert Wout, Fleuren Hein. Horizontal Cooperation in Transport and Logistics: A Literature Review [Статья] // Transportation journal, 2007 г. 46.3.

4. Lisa Brekalo Sascha Albers. Effective logistics alliance design and management [Статья] // International Journal of Physical Distribution & Logistics Management, 2016 г. Vol. 46. Iss 2.

5. Roberto Gutie'rrez Patricia Ma'rquez, Ezequiel Reficco. Configuration and Development of Alliance Portfolios: A Comparison of Same-Sector and Cross-Sector Partnerships [Статья] // Journal of Business ethics. 2015 г. 135.1.

6. Бродецкий Г.Л. Сабаткоев Т.Р. Методология определения контрагентов для горизонтальной кооперации [Статья] // Логистика и управление цепями поставок. Москва : [б.н.], 2012 г. № 6 (53).

7. Королева Е.В. Стратегические альянсы: зарубежный опыт и российские особенности [Статья] // Российский внешнеэкономический вестник, 2009 г. № 5.

8. Беляева Е.Т. Инструменты и методы антиинфляционной политики [Статья] // Economics,

2016 г. № 1 (10). С. 26-36.

9. Беляева Е.Т. Современная внешняя политика РФ [Статья] // European Science, 2016 г. № 5 (15). С. 33-38.

10. Беляева Е.Т. Структурные характеристики Сингапурских авиалиний как организации [Статья] // International scientific review, 2016 г. Т. № 7 (17). С. 41-43.

11. Хаханов Ю.М. Межорганизационное сотрудничество - стратегия альянсов [Статья] // Вестник Московского университета, 2012 г. № 1.

LOGISTICS ALLIANCES CLASSIFICATION Belyaeva E.T. (Russian Federation) Email: Belyaeva537@scientifictext.ru

Belyaeva Elizaveta Timofeevna - Student, BUSINESS AND MANAGEMENT FACULTY, NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY HIGHER SCHOOL OF ECONOMICS, MOSCOW

Abstract: the paper suggests the approach to logistics alliances classification. A review of main ways to distinguish logistics alliances in procurement is done. Various approaches of foreign and Russian researches to separation of alliances into categories and groups are observed. The analysis of logistics alliances from the perspective of the organizational-legal forms of enterprise in accordance with the Russian legislation is made. Various types of logistics alliances and alliances in the supply of material and technical resources are given.

Key words: logistics alliance, horizontal cooperation, sourcing, procurement, purchasing alliance.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ АЛЬЯНСОВ Беляева Е.Т. (Российская Федерация)

Беляева Елизавета Тимофеевна - студент, факультет бизнеса и менеджмента, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, г. Москва

Аннотация: в статье предлагается подход к классификации логистических альянсов. Проведен обзор основных способов классификации альянсов в области закупок. Рассмотрены подходы зарубежных и отечественных исследователей к разделению альянсов на категории и группы. Проведен анализ логистических альянсов с точки зрения организационно-правовой формы предприятия в соответствии с российским законодательством. Приведены различные виды логистических альянсов и союзов в сфере поставок материально-технических ресурсов.

Ключевые слова: логистический альянс, горизонтальная кооперация, снабжение, закупки, закупочный союз.

Существующая литература не предлагает единую систему классификации альянсов, однако в исследованиях и статьях можно проследить некоторые общие признаки разделения. [2], [3], [4] Наиболее глобальной представляется классификация альянсов по сферам деятельности и целям: наряду с логистическими альянсами существуют объединения для совместных научных исследований и разработок новых продуктов; маркетинговые альянсы, в рамках которых может быть достигнута цель выхода на новые рынки. Чаще всего вместо понятия альянса используется термин стратегический альянс. Между тем, тактические и стратегические альянсы представляют собой разные по долгосрочности и степени взаимной интеграции формы сотрудничества. Первые создаются для проектной деятельности (например, совместной разработки инновационного продукта) и не предполагают создание новых центров координации, в то время, как стратегические альянсы представляют собой такие объединения, при которых происходит интеграция нескольких сфер деятельности компаний (например, маркетинга и логистики), а партнерство носит долгосрочный характер. Стратегический альянс приводит к созданию четкой структуры управления внутри альянса и в связи с этим может закончиться слиянием и поглощением. Однако один из главных принципов стратегических альянсов - юридическая обособленность кооперирующих компаний. Еще один признак классификации -«направленность» - предполагает выделение горизонтальных и вертикальных объединений компаний, в зависимости от их взаимного расположения в цепи поставок. Основная цель создания альянсов применительно к задачам логистики снабжения - оптимизировать общие затраты и уровень запасов закупаемых МТР. В рамках стратегического альянса также решается проблема развития долгосрочных взаимоотношений с поставщиками.

Переходя к особенностям горизонтальных альянсов, стоит отметить, что многие ученые в своих исследованиях, посвященных горизонтальной кооперации в снабжении обращают внимание на структуризацию изучаемой области и предлагают вариант классификации основных типов закупочных альянсов. Например, [1] исследователи создали типологию, в рамках которой выделяется пять возможных форм - piggy-backing, third-party, lead-buying, project, program groups. Piggy-backing представляет собой неформальное объединение, при котором наиболее крупная организация инициирует договор на поставку ресурсов, к которому на схожих условиях могут присоединиться мелкие организации. Для них это становится источником снижения затрат, однако для крупной компании выгоды не так очевидны - на практике поставщики могут компенсировать ей некоторую сумму на покрытие координационных затрат внутри альянса. Third-party group характеризуется присутствием третьей стороны, которая осуществляет процесс закупки. При такой форме кооперирующие компании практически не взаимодействуют друг с другом, участвуя лишь в «создании» объемов потребности, которые позволяют снижать стоимость закупки. Среди минусов - отсутствие контроля за процессом закупки и выбором поставщика. В рамках lead buying закупочная деятельность по той или иной номенклатурной группе делегируется компании-участнице, которую совместно выбирают остальные фирмы. Сложность заключается в том, что для эффективной кооперации в данном случае участники должны находится на примерно одинаковом уровне развитости снабженческой функции, иначе повышается риск некомпетентности выбранного партнера. Проектная группа обычно создается для однократной закупки - в рамках нее компании тесно взаимодействуют, консолидируют свои потребности, унифицируют спецификации и совместно выбирают

48

подходящего поставщика. При этом не требуются организационные изменения и создание каналов обмена информацией, что нивелирует затраты на установление кооперации. Однако процесс закупки может затянуться при длительном поиске компромисса, связанного с выбором поставщика. Для program group характерно наиболее тесное, нацеленное на долгосрочные отношения, взаимодействие между кооперирующими фирмами, при котором они стремятся синхронизировать свои процессы, стандартизировать закупаемые МТР и добиться лучших условий от поставщиков. При такой модели возникают проблемы конфиденциальности информации, которой делятся участники.

Такая классификация представляет обзор моделей сотрудничества внутри альянса, однако для всестороннего анализа необходимо также рассмотреть возможные правовые формы организации кооперации в снабжении. Для обозначения объединений часто используются такие термины, как альянс, консорциум, концерн, закупочная группа, конгломерат. Однако эти формы не рассматриваются в Гражданском кодексе РФ. В нем в качестве подходящих под изучаемую модель организационно-правовых форм выделяются: производственные или потребительские кооперативы, ассоциации и союзы. Возможно так же создания юридически обособленной компании, например, общества с ограниченной ответственностью, основным направлением деятельности которого будет осуществление закупочной деятельности для клиентов. Важно отметить, что существует четкое разделение на коммерческие и некоммерческие организации - например, союз не может преследовать цель получения прибыли, а производственный кооператив - может. Кроме создания юридического лица кооперирующие компании также могут действовать в рамках договорных отношений. Таким образом, юридическая сторона проблемы горизонтальной кооперации и ее развития в России представляет собой объект для детального изучения, поскольку правовая база по объединению компаний не до конца проработана.

Список литературы /References

1. Bjorn Waltmans Marc R.B. Reunis, Fredo Schotanus, Sicco C. Santema. Group purchasing classification - symbiotic relationships in horizontal purchasing cooperation. [Electronic resource]. URL: http://doc.utwente.nl/74071/1/group.pdf/ (date of access:01/06/2017).

2. Sandberg Carlos Mena Erik. Exploring strategic strengths and weaknesses of retail purchasing groups [Статья] // The international review of retail, distribution and consumer research,

2015 г. № 25 (3).

3. Cruijssen Frans, Cools Martine, Dullaert Wout. Horizontal cooperation in logistics: Opportunities and impediments [Статья] // Transportation research part E, 2007 г. 43 p.

4. Cruijssen Frans, Dullaert Wout, Fleuren Hein. Horizontal Cooperation in Transport and Logistics: A Literature Review [Статья] // Transportation journal, 2007 г. 46 p.

5. Беляева Е. Т. Инструменты и методы антиинфляционной политики [Статья] // Economics,

2016 г. № 1 (10). С. 26-36.

6. Беляева E. Т. Современная внешняя политика РФ [Статья] // European Science, 2016 г. № 5 (15). С. 33-38.

7. Беляева Е.Т. Структурные характеристики Сингапурских авиалиний как организации [Статья] // International scientific review, 2016 г. № 7 (17). С. 41-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.