Научная статья на тему 'Оптимизация закупочной деятельности как способ достижения конкурентного преимущества'

Оптимизация закупочной деятельности как способ достижения конкурентного преимущества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5660
378
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЛОГИ­СТИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МОДЕЛИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБ­ЖЕНИЯ / LOGISTICS MANAGEMENT OF PURCHASING ACTIVITY / LOGISTICS SYSTEM / LOGISTICS COST / PROCESS THEORY / LOGISTIC APPROACH / MODELS OF LOGISTIC SUPPORT / MATERIAL LOGISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рахманина И. А.

В статье рассматриваются вопросы выбора модели материально-технического снабжения на основе ряда признаков, характеризующих состояние внешней и внутренней среды для предприятий и корпораций. Выделены основные факторы, влияющие на эффективность закупочной деятельности. Предложена модель оптимизации процесса закупок по критерию минимальной суммарной стоимости графика поступления материально-техни­ческих ресурсов в логистическую систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PURCHASING ACTIVITY IMPROVEMENT AS A WAY TO GAIN COMPETITIVE ADVANTAGE

The paper focuses on different approaches to material logistics and their preferable choice in regard to conditions of external and internal environment for enterprises and corporations. The main factors that affect purchasing activity efficiency are identified. The author suggests a way to improve purchasing activity by considering minimum total cost of delivery schedule for logistic supplies.

Текст научной работы на тему «Оптимизация закупочной деятельности как способ достижения конкурентного преимущества»

♦----------

УДК 658.71

-------------♦

И.А. Рахманина

ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА

В статье рассматриваются вопросы выбора модели материально -технического снабжения на основе ряда признаков, характеризующих состояние внешней и внутренней среды для предприятий и корпораций. Выделены основные факторы, влияющие на эффективность закупочной деятельности. Предложена модель оптимизации процесса закупок по критерию минимальной суммарной стоимости графика поступления материально-техни -ческих ресурсов в логистическую систему.

Ключевые слова: логистическое управление закупочной деятельностью, логистическая система, логистические затраты, процессный подход, логистический подход, модели материально-технического снабжения.

I.A. Rahmanina

PURCHASING ACTIVITY IMPROVEMENT AS A WAY TO GAIN COMPETITIVE ADVANTAGE

The paper focuses on different approaches to material logistics and their preferable choice in regard to conditions of external and internal environment for enterprises and corporations. The main factors that affect purchasing activity efficiency are identified. The author suggests a way to improve purchasing activity by considering minimum total cost of delivery schedule for logistic supplies.

The Key words: logistics management of purchasing activity, logistics system, logistics cost, process theory, logistic approach, models of logistic support, material logistics.

Особенности внешней среды, а именно ее турбулентность, жесткая конкуренция на рынках делают актуаль -ным выбор в рамках общей логистической стратегии концепции снабжения на основе ряда признаков, характеризующих текущее состояние внутренней и внешней среды логистической системы.

Анализ исследовательских источников показал, что существует ряд подходов к выбору модели корпоративного снабжения, а именно известны следующие базовые модели снабжения: децентрализованная с неформальным и добровольным координированием, централизованная модель, гибридная модель, децентрализованная с центральным координированием, модель с централизованным управлением (ведомая из центра) [1, с. 69]. Основные характеристики и условия применения базовых моделей корпоративных систем снабжения представлены в табл. 1.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что базовые модели корпоративного снабжения развивались под действием рыночных изменений, так как существуют как более простые модели (децентрализованная модель с неформальным и добровольным координированием, централизованная модель), так и более подстраивающиеся под потребности компаний (гибридная модель, децентрализованная модель с центральным управлением). Усложненные модели учи -тывают появление корпоративного аспекта в управлении снабжением, снижение накладных расходов, возникновение сети взаимодействия и информационного обмена между предприятиями.

Рассмотрим факторы, влияющие на эффективность системы снабжения, которые, по нашему мнению, можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним факторам относятся корпоративная когерентность, зре-

лость функции снабжения, гомогенность товарной номенклатуры, полнота функций снабжения, уникаль-ность готовой продукции, уровень развития логистической информационной системы, а к внешним, влияю -щим на реализацию потенциальной синергии процесса закупок, - развитие инновационных технологий и их внедрение, интеграция информационных систем с поставщиками и их вовлечение в процесс планирования и разработки продукции, взаимодействие с потребителями в рамках сокращения времени отклика при флуктуации спроса на готовые изделия и времени поставки партии клиентам (табл. 1).

Следует отметить, что на выбор степени централизации/децентрализации влияет развитость функции снабжения на предприятии (зрелость снабжения) с точки зрения ее полноты и профессионализма исполнения, которая определяется следующими факторами: восприятием руководством значимости оптимизации процессов закупки, нацеленностью организации на минимальную стоимость процесса закупки при достижении максимального качества сырья и материалов, высоким уровнем квалификации персонала служб снабжения.

Для реализации потенциальной синергии в области снабжения существует ряд подходов к выбору модели корпоративного снабжения, которые нацелены на выбор типа модели для получения предприятием наибольших конкурентных преимуществ и достижения корпоративных целей.

Рассмотрим основные подходы, предусматривающие выбор модели снабжения в зависимости от сочетания таких факторов, как гомогенность предприятия (степень совпадения номенклатуры закупаемых товаров), зрелость функции снабжения на каждом пред-

Т а б л и ц а 1

Характеристика и условия применения базовых моделей корпоративных систем снабжения

Признак Децентрализованная модель с неформальным и добровольным коорд инированием Децентрализованная модель с центральным координированием Централизованная модель Гибридная модель

Характе- ристика, функции снабжения Каждое предприятие автономно осуществляет функцию снабжения Наличие отдела снабжения на каждом предприятии, подчиненных дирекции предприятия и централизованной координирующей группы в корпоративном центре Центральный отдел снабжения, осуществляющий закупки для всех предприятий Закупки осуществляются автономными предприятиями, подотчетными центральному офису

Ответствен- ность Лежит на предприятии (за качество и организацию) Лежит на предприятии Лежит на центральном отделе снабжения Лежит на предприятии, центральном офисе

Недостатки Невозможность получения скидок Менеджеры конкретного предприятия не владеют корпоративным подходом Низкий уровень гибкости к потребностям предприятия Возникает риск отсутствия координации действий

Преимуще- ства Возможность организации группы по закупкам - «координационный совет» Проявляется корпоративный аспект управления, более низкие накладные расходы Значительные скидки за значительный объем закупок Значительные скидки за объем, гибкость снабжения, корпоративная синергия и создание сети взаимодействия и информационного обмена, фокусирование на максимальной эффективности системы закупок

Условия применения При низкой гомогенности и зрелости функции снабжения, корпоративная когерентность также низка При низкой гомогенности и высокой зрелости функции снабжения, корпоративная когерентность высока При высокой гомогенности предприятий и низкой зрелости снабжения, когда корпоративная когерентность высокая Высокий уровень гомогенности и зрелости функции снабжения; среднее значение корпоративной когерентности и зрелости снабжения

приятии корпорации, а также зрелость функции снабжения и корпоративная когерентность (она определяется наличием ясной корпоративной стратегии, интегрированной корпоративной структуры, уровнем корпоративной культуры).

Построим матрицу совмещения при выборе степени централизации/децентрализации корпоративной системы снабжения, которая учитывает следующие признаки систем снабжения: корпоративную когерентность, зрелость функции снабжения, гомогенность товарной номенклатуры (табл. 2).

нансовых результатов логистической системы от организации снабжения, полноты его функций и уникальности готовой продукции. Правильное сочетание организационной структуры снабжения и уникальности продукта приводят предприятие к наилучшим финансовым результатам, т.е. сочетание децентрализованной организационной структуры снабжения с относительно уникальным продуктом или сочетание централизованной структуры с относительно распространенным или сырьевым продуктом ассоциируется с более высокими финансовыми результатами [1, с. 76].

Т а б л и ц а 2

Матрица совмещений факторов при выборе модели корпоративной системы снабжения

Факторы Уровень фактора Зрелость функции снабжения

Низкая Высокая

Гомогенность товарной номенклатуры Низкая Децентрализованная модель с неформальным и добровольным координированием Децентрализованная модель с центральным координированием

Высокая Централизованная модель Гибридная модель

Корпоративная когерентность Низкая Высокая Децентрализованная модель с неформальным и добровольным координированием Децентрализованная модель с неформальным и добровольным координированием

Гибридная модель

Централизованная модель Децентрализованная модель с центральным координированием

Из табл. 2 видно, что, когда корпоративная когерентность и зрелость функций снабжения на предприятиях средняя, предпочтительным является подход, при котором осуществляется координация из центра (вариант гибридной модели).

Существует еще один подход к организации корпоративного снабжения, исследующий зависимость фи-

Предприятия, правильно сочетающие свою полноту функций снабжения с уникальностью продукта, обретают более высокие результаты, т.е. сочетание относительно высокого спектра функций снабжения с относительно распространенным на рынке продуктом приводит к более высоким финансовым результатам деятельности [1, с. 76]. Следовательно, можно сделать вывод,

что каждый из подходов нацелен на выбор типа модели корпоративного снабжения, позволяющий достичь корпоративных целей, получить наибольшие конкурентные преимущества, оптимизировать все потоковые процессы.

Рассмотрим модель оптимизации процесса закупки по критерию достижения минимальной суммарной стоимости графика поступления материально-технических ресурсов в логистическую систему промышленного предприятия. Для расчета потоков движения материально-технических ресурсов в течение всего процесса закупочной деятельности может применяться метод (алгоритм комплексной модели) построения оптимального по критерию достижения минимальной суммарной стоимости графика поступления материально-технических ресурсов. Под реализацией проектируемой композиционной структуры имеется в виду распределение материально-технических ресурсов по этапам процесса закупок в логистической системе промышленного предприятия. Необходимо выделить основные этапы закупочной деятельности, которыми могут являться: определение потребности в материальных ресурсах; расчет оптимального объема заказываемой партии; оценка и выбор поставщиков; определение метода закупок; заключение договоров с поставщиками; выбор способа доставки (вид транспорта и т.д.); получение, транспортирование и погрузочно-разгрузочные работы; входной контроль; учет, хранение и выдача материальных ресурсов.

В качестве исходной информации берутся основные показатели по продолжительности и стоимости выполняемых в ординарных и композиционных структурах работ, определенных выше, а также данные по производительности и сдельной стоимости продукции у поставщиков и транспортные затраты на их поставку потребителям.

Для построения оптимального плана поступления материально-технических ресурсов (МТР) по подпроцессам (периодам времени 1^2)) = (у(]; ук(2>)), в кото-

ром учитывались бы объемы и стоимость производства, доставки и хранения МТР, используется следующий алгоритм.

1. Требуется удовлетворить спрос на продукцию (МТР п-го вида) в течение Е периодов времени в размерах соответственно а а2,аЕ. Продукция может поступать из К пунктов производства.

Известны следующие исходные данные:

Бпк - максимальный объем продукции, который может быть получен из п-го (п = 1, К) пункта производства в к-й (к = 1,Е) период времени (ук(1); ук(2));

Спк - затраты, необходимые для получения единицы продукции из п-го пункта в к-й период времени;

СК - стоимость хранения единицы продукции (МТР п-го вида) в к -м периоде времени (ук(1); ук(2));

ио - начальный запас продукции.

Заметим, что величина Спк есть сумма удельных производственных затрат ёп п-го поставщика и транспортных затрат Бпк на перевозку единицы продукции от п-го поставщика в к-й период времени, т.е.

С

■■ d + Б к .

п пк

(1)

производства в к-й период. Поэтому она должна определяться с учетом этой зависимости, а именно:

Бпк = 2зп1 (Ь(Чак) , (2)

где вп1 - транспортные затраты по доставке единицы продукции из п-го пункта для ¡-й стадии;

ак - количество продукции, которое требуется в к-й период;

Ьк(1) - количество продукции из числа ак, которое передается ¡-й стадии.

2. Требуется найти неотрицательные величины объема продукции хпк, получаемой из п-го пункта (поставщиков) в к-й период времени, при которых функция 2 принимает минимальное значение:

(3)

Параметр ёп однозначно характеризует п-го поставщика и является известной исходной величиной.

Величина Б зависит от того, на каких стадиях будут использовать продукцию, поступающую от п-го пункта

Таким образом, выполняется задача по минимизации затрат на доставку материальных ресурсов и их хранение.

В ходе проведенного анализа состояния закупочной деятельности на предприятиях машиностроительной отрасли был выявлен ряд недостатков, а именно разбиение технологий выполнения работы на отдельные, как правило, не связанные между собой фрагменты, которые выполняются различными структурными элементами организационной структуры; отсутствие конкретного лица, ответственного за конечный результат и контроль над технологией; отсутствие цельного описания технологий выполнения работы; отсутствие ориентации на внешнего клиента, а также внутренних потребителей промежуточных результатов деятельности; низкая эффективность информационной поддержки управления, обусловленная автоматизацией деятельности отдельных структурных элементов.

Управленческим решением по устранению данного недостатка является реализация процессного подхо -да на машиностроительном предприятии. Процессный подход ориентирован в первую очередь на бизнес-процессы, конечной целью которых является создание продуктов или услуг, представляющих ценность для внешних или внутренних потребителей. Процессный подход подводит к необходимости реорганизации деятельности - переходу на ресурсосберегающую организационную структуру Основными чертами такой реорганизации являются сокращение количества уровней принятия решения; сочетание целевого управления с групповой организацией труда; широкое делегирование полномочий и ответственности исполнителям; повышенное внимание к вопросам обеспечения качества продукции или услуг, а также работы предприятия в целом; автоматизация технологий выполнения бизнес-процессов.

Основная цель бизнес-процесса - преобразование входа, т.е. входящих в процесс ресурсов, необходимых для реализации процесса, в выход, т.е. результат, или продукцию процесса.

В зависимости от принятой в организации схемы работы процедура определения потребности закупок состоит из функций, выполняемых в различных структурных подразделениях. Конкретно для рассматриваемого предприятия, а именно ОАО «Газаппарат», расстановка функций идет следующим образом: отдел снабжения сам рассчитывает потребности в финансах для закупки материалов, используя информацию о планах производства или продаж, нормы расходования материала и складские остатки (рис. 1). На рисунке не

План

реализации

План производства

Нормы

расхода

Рис. 1. Функция определения плана закупок и потребности в финансах, выполняемая отделом материально-технического снабжения ОАО «Газаппарат»

Бюро материального нормирования. Расчет норм расходов

План [ реализации

Производство.

Расчет плана производства и закупок

\ 7 Нормы —расхода

Рис. 2. Функция расчета плана производства и закупок, выполняемая производственным подразделением

возникает необходимость логистизации данного бизнес-процесса и определения уровня логистических затрат (табл. 3), необходимых для эффективного осуществления процесса закупки, что предполагает использование концептуальных основ логистики. Следует отметить, что в общих затратах на закупочную деятельность наибольший удельный вес занимают затраты по доставке материальных ресурсов в данную логистическую систему Таким образом, можно сделать вывод, что в условиях конкурентного рынка и ограниченности ресурсов логистическая система вынуждена делать стратегический выбор в пользу развития определенного набора ключевых компетенций для качественного управления. Логистическая система должна объединить свои ключевые формы активности в общий

Т а б л и ц а 3

Издержки на закупочную деятельность ОАО «Газаппарат» в 2007 - 2009 гг.

Издержки Значение, %

2007 г. 2008 г. 2009 г.

Издержки на закупочную деятельность всего, в том числе: 100 100 100

1. Издержки на закупки, в том числе 67,99 78,75 80,21

1.1. Поиск поставщиков, заключение договоров 3,48 2,70 3,01

1.1.1. Командировочные расходы 0,91 0,64 1,02

1.1.2. Расходы на услуги связи и Интернет 2,54 2,06 1,99

1.2. Доставка заказанных материалов, в том числе 64,51 76,05 77,20

1.2.1. Оплата транспортных услуг 45,80 54,91 55,91

1.2.2. Расходы на содержание собственного транспорта 18,71 21,14 21,29

2. Издержки на хранение, в том числе 1,98 1,36 1,52

2.1. Заработная плата складских рабочих 1,05 0,68 0,83

2.2. Расходы на содержание складского помещения 0,93 0,68 0,69

3. Издержки на возврат бракованных материалов, в том числе 0,79 0,79 0,85

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.1. Затраты, связанные с простоем производства из-за бракованных материалов 0,79 0,79 0,85

4. Затраты на содержание отдела материально-технического снабжения (МТС), в том числе 29,24 19,10 17,42

4.1. Заработная плата отдела МТС 28,53 18,22 16,49

4.2. Прочие расходы на содержание отдела МТС 0,71 0,88 0,93

показаны другие потоки, т.е. расчет плана производства производится на основании планов реализации продукции и результатов маркетинговых исследований.

Другой подход к организации закупочной деятельности, представлен на рис. 2, где показано выполнение функции расчета планов производства и закупок в соответствии с нормами расхода, складскими остатками и планами производства. Отдел снабжения выполняет функцию расчета бюджета закупок, на основании плана закупок.

В связи с указанными ранее недостатками организации закупочной деятельности ОАО «Газаппарат»

процесс управления бизнесом, нацеленный на выбор типа модели корпоративного снабжения и оптимизацию закупочной деятельности в целом, что повысит экономическую отдачу производства, создаст необходимые и достаточные условия для наиболее полного и быстрого ее развития при экономически оправданном использовании имеющихся ресурсов.

1. Белов Л.Б. Основные подходы к выбору модели материально-технического снабжения холдинга // Логистика и уп-равление цепями поставок. 2009. № 6.

2. Блиева Б.В. Управление закупками на торговом предприятии // Экономический анализ: теория и практика. 2006. № 20.

3. Бутрин А., Амерханова Ю. Об оптимизации процесса снабжения крупного машиностроительного завода // Логистика. 2009. № 1.

4. Елиферов В.Г. Бизнес-процессы: регламентация и уп-равление: учебник / В.Г. Елиферов, В.В. Репин. М.: ИНФРА-М, 2008.

5. Шоль Е. Логистизация информационных потоков в снабжении и сбыте // РИСК. 2007. № 1.

удк 339.9 Ю.Б. Порошин,

А.Ю. Алексеев

РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В статье освещаются вопросы, связанные с развитием торговых отношений за счет использования различных форм присутствия на внешнем рынке, а также с экономическим развитием предприятия в зависимости от внеш-них и внутренних факторов.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, глобализация.

Yu.B. Poroshin, A.Yu. Alekseev

FOREIGN TRADE DEVELOPMENT DURING GLOBALIZATION

The paper deals with trade relations development due to various forms of presence on foreign markets as well as with enterprise economic development depending on external and internal factors.

The Key words: foreign trade, globalization.

Внешнеэкономическая деятельность - это эконо -мические отношения в сфере внешней деятельности хозяйствующих субъектов, связанные с выходом предприятия на внешний рынок, а также международным производством и научно-техническим сотрудничеством [5]. Развитие внешнеэкономической деятельности - это использование различных форм присутствия на внешнем рынке и изменение структуры экспорта и импорта.

Внешнеэкономическая деятельность реализуется как на уровне органов государственной власти, так и на уровне хозяйственных организаций (промышленных предприятий). В первом случае она направлена на установление межгосударственного экономического сотрудничества, создание правовых и торгово-политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности внешнеэкономических связей. Во втором случае она проявляется в заключении и исполнении внешнеторговых контрактов и договоров. Внешнеэкономические операции осуществляются на основе заключаемых сделок. Следовательно, внешнеэкономическая сделка является правовой формой осуществления внешнеторговой деятельности. В экономической теории внешнеэкономическая деятельность рассматривается не только как разновидность экономи-ческой кооперации, но и как мощный стимул развития внутреннего производства.

Начальный этап любого коммерческого проекта -постановка цели деятельности предприятия на данном направлении. В отношении к внешнеэкономической деятельности принимается решение о целесообразности перенесения части деятельности компании за рубеж, а также решаются вопросы выбора конкретного партнера, страны, приспособления деятельности к ее условиям.

Выделяются три основные цели и соответствующие им модели поведения предприятия:

- выход на мировой рынок в поисках более дешевого сырья и капитала;

- приближение производства к рынкам сбыта;

- повышение эффективности деятельности предприятия при создании зарубежного подразделения.

В первом случае удается достичь поставок по оптимальной цене и более высокого по сравнению с внутренним рынком качества, преодолевается недоступность определенных материалов в своей стране, обеспечивается доступ к более эффективному обслуживанию и современным технологиям. Приближение к конечным рынкам сбыта стратегически необходимо для повышения эффективности конкурентной борьбы, приспособления продукта к особенностям местного рынка, более детального изучения предпочтений потребителей и их изменения, сокращения транспортных расходов, расходов по таможенному оформлению, обхода нетарифных ограничений и др. Рост эффективности может быть достигнут путем получения доступа к новым технологиям, совершенствования деятельности, следования за лидером рынка, глобального подбора наиболее квалифицированного персонала, создания внутренней конкуренции зарубежных подразделений [12].

Развитие процессов глобализации упростило перемещение деятельности за пределы страны происхождения компании. Однако это не означает, что мировой рынок стал единым или что предприятие может осуществлять деятельность в мировом масштабе, лишь установив несколько внешнеторговых связей. Чаще всего начало внешнеэкономической деятельности связано с конкретными предложениями, на которые непосредственно реагирует предприятие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.