Писарец Н.М.
МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ КООПЕРАЦИИ В СНАБЖЕНИИ
Аннотация. В статье предлагается модель оценки целесообразности горизонтальной кооперации в снабжении, базирующаяся на концепции совокупных логистических затрат. Для апробации предложенной модели приводится расчетный пример, демонстрирующий снижение затрат на снабжение в условиях горизонтальной кооперации.
Ключевые слова. Горизонтальная кооперация, снабжение, моделирование, логистические затраты.
Pisarec N.M.
MODELING AS A WAY TO EVALUATE THE FEASIBILITY OF A HORIZONTAL COOPERATION IN PURCHASING
Abstract. The article suggests the model of feasibility evaluation in horizontal purchasing cooperation based on the concept of total logistics costs. The article provides a calculated example of procurement costs reduction in terms of horizontal cooperation.
Keywords. Horizontal cooperation, procurement, modeling, logistics costs.
4 4 4
Снижение логистических затрат сегодня является одной из ключевых задач, которые поставил перед отечественными производителями прошедший год. В сложившихся экономических условиях производители, в первую очередь, обращают внимание на издержки в области снабжения производства сырьем и материалами. Одним из перспективных направлений снижения логистических затрат в области снабжения в условиях снижения объемов закупок сырья и материалов является горизонтальная кооперация. В статье [3] были рассмотрены предпосылки горизонтальной кооперации в снабжении, а также модель горизонтальной кооперации в снабжении. Несмотря на важность применения на ранних этапах кооперации оценки её целесообразности и результативности для каждого из участников, в доступной автору отечественной и зарубежной литературе не было найдено алгоритмов или методов, позволяющих осуществить указанную оценку. В связи с перспективностью горизонтальной кооперации в снабжении вопрос разработки моделей оценки становится первоочередным.
Для оценки целесообразности горизонтальной кооперации в снабжении предлагается осуществлять моделирование на основе концепции полных логистических затрат участников кооперации при раздельных и совместных, в рамках горизонтальной кооперации, закупках. Формула совокупных логистических затрат С z [2, с. 214] следующая:
С , = С, + С, + С, + Сд + С,, (1)
где С С С С С - затраты на приобретение, оформление заказа, хранение заказа, из-
v—' К ' з ' X ' Д ' Л
держки, связанные с дефицитом и латентные (скрытые) затраты, соответственно.
ГРНТИ 81.88.75 © Писарец Н.М., 2016
Николай Михайлович Писарец - аспирант кафедры таможенного дела Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с автором:192007, Санкт-Петербург, ул. Прилукская, д. 3 (Russia, St. Petersburg, Prilukskaya str., 3). Тел.: +7 921-594-72-43. Е-mail: [email protected].
Как правило, при расчете полных логистических затрат затраты на транспортировку включаются в затраты на приобретение или затраты на оформление заказа. В первом случае предполагается, что цена на товар включает доставку до клиента, во втором случае, что затраты на доставку берет на себя покупатель. В условиях горизонтальной кооперации, предлагается учитывать затраты на транспортировку отдельно от затрат на приобретение и оформление заказа. В первую очередь это обусловлено возможностью дополнительной экономии средств участниками кооперации за счет совместной доставки. Алгоритм расчета результатов будущей кооперации в общем виде выглядит следующим образом:
1. Расчет полных логистических затрат на закупку для каждого участника в условиях раздельной закупки.
2. Расчет суммарных затрат на закупку для каждого участника в условиях кооперации.
3. Определение выгоды от кооперации для каждого участника и выгоды от кооперации в целом.
Важно отметить, что невозможно построение единой модели оценки результатов горизонтальной
кооперации в снабжении, т.к. математический аппарат модели будет зависеть от факторов, представленных на рисунке 1.
Рис. 1. Факторы, определяющие математический аппарат модели оценки результативности горизонтальной кооперации в снабжении.
При единовременной совместной закупке целями участников кооперации могут быть: получение максимальной скидки на закупку за счет консолидации потребностей; достижение консолидированной потребностью размеров минимальной партии отгрузки, установленной поставщиком; снижение затрат на доставку за счет совместного использования транспортных средств.
Более сложным, с точки зрения моделирования, является ситуация кооперации с периодическими совместными закупками. В качестве примера рассмотрим случай горизонтальной кооперации двух компаний с целью периодической однономенклатурной совместной закупки с использованием совместной доставки в условиях предоставления поставщиком оптовой скидки. Начальные условия кооперации могут быть описаны следующим образом:
• участники кооперации находятся в одном населенном пункте, доставка закупленных материалов транспортной компании до каждого из участников стоит одинаково;
• перевозчик готов осуществлять совместную доставку с выгрузкой в двух точках, без повышения стоимости доставки;
• поставщик готов предоставлять оптовые скидки в зависимости от объема закупки при единовременной отгрузке товара участниками кооперации;
• потребление участниками кооперации закупаемого товара равномерное в рассматриваемый период;
• каждый из участников хранит закупаемый товар на собственном складе.
Расчет полных логистических затрат для описанного случая определяется как сумма затрат на приобретение, оформление заказа, хранение, транспортировку:
С , = С К + С з + С х + С Т. (2)
124
Писарец Н.М.
Затраты на приобретение рассчитываются с учетом предоставляемых поставщиком скидок, исходя из размера единовременно закупаемой партии. Данный вопрос рассмотрен в работах [1, 4, 5]:
С к * е <
С К (Q)
CK,Q, * Q < Q / (3)
Ск 3>Q2 * Q
где Q - размер партии поставки; с 1, С ' С - стоимость за ед. в зависимости от размера партии поставки.
Затраты на оформление заказа определяются по формуле:
С = С • —, (4)
з з 0 Q
где Сз0 - затраты на организацию одного заказа; А - общая потребность в рассматриваемом периоде. Для определения затрат на хранение используется формула:
С =(с ■ —) ■ т
С х Сх 2* , (5)
где с - стоимость хранения за ед. в день; Т - рассматриваемый период поставок, дней.
Затраты на перевозку рассчитываются исходя из возможности доставки закупленных товаров тремя типами транспортных средств, отличающихся грузовместимостью V1,V2,V3 и тарифом
ст ст2,ст3. Для определения минимальных затрат на перевозку Q используется формула:
[а ■ ст, + b ■ ст 2 + c ■ ст 3 ^ min
I ml т2 т3
1 а V + b ■ V2 + c V > Q , (6)
где а > 0,b > 0,c > 0 и a,b,c - целые числа.
В случае расчета совместной закупки используются модифицированные формулы (3) и (6). Так, для расчета затрат на закупку используется формула, учитывающая суммарный объем партий Е q
участников кооперации:
Г С к Ь Q min Q < Q1 Ск 2, Q1 Q < Q 2
Ск (Е Q) =
Ск з, Q 2 Q
(7)
Для расчета затрат на доставку в условиях кооперации используется формула:
|а • Ст 1 + Ь • Ст 2 + С • Ст 3 ^ т1п
I а • VI + Ь • У2 + с • Уз >1 е . (8)
При этом затраты на совместную доставку, полученные с помощью формулы (8), распределяются между участниками кооперации пропорционально доставленному объему. Исходные данные для моделирования представлены на рисунке 2. Результаты моделирования, полученные согласно описанного алгоритма, представлены в таблице. Как видно из таблицы, в рамках рассмотренного примера горизонтальная кооперация позволяет первому участнику снизить минимальные совокупные логистические затраты на 74 443 у.е. или 13%, второму участнику - на 48 184 у.е. или 7%.
Таблица
Результаты моделирования горизонтальной кооперации в снабжении
Участник n Q Ск Сх Сз Ст min Се
Без кооперации Первый 1 4 500 450 000 101 250 300 20 800 572 350
Второй 2 3 000 600 000 94 500 900 30 360 725 760
В условиях кооперации Первый 4 1 125 450 000 25 313 1 200 21 394 497 907
Второй 4 1 500 600 000 47 250 1 800 28 526 677 576
Поставщик
' ,ед. у.е.
450 2700
900 4160
990 4550
Перевозчик
й ^ ед. Цена у.е. за ед.
1-500 1 50
500 - 2 1500 1 25
Более 2500 1 00
Первый участник кооперации
= 4500 ед. 0 = 300 у.е.
= 0,25 у.е. за ед. в день
Второй участник кооперации
гьЬ
А = 6000 ед.
СзО = 450 у.е.
Сх = 0,35 у.е. за ед. в день
Рис. 2. Исходные данные для моделирования горизонтальной кооперации в снабжении
В заключение необходимо отметить, что предложенная модель оценки целесообразности горизонтальной кооперации в снабжении позволит компаниям на ранних этапах планирования совместных действий принять решение о целесообразности кооперации и изменить параметры кооперации, такие, как способы распределения затрат и экономии от кооперации, для достижения желаемых результатов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Блаженкова Т.А., Малевич Ю.В. Анализ методов и разработка комплекса моделей для расчета показателей заказа с учетом скидок // Интегрированная логистика. 2010. № 5. С. 9-10.
2. Модели и методы теории логистики / Под ред. В.С. Лукинского. СПб.: Питер, 2008. 448 с.
3. Писарец Н.М. Формирование модели горизонтальной кооперации в снабжении // Логистика и управление цепями поставок. 2015. № 3 (68). С. 89-95.
4. Проблемы формирования прикладной теории логистики и управления цепями поставок / Под общ. ред. В.С. Лукинского, Н.Г. Плетневой. СПб.: СПБГИЭУ, 2011. 287 с.
5. Малевич Ю.В. Методология управления логистическими функциями в цепях поставок: дис. ... д-ра экон. наук. СПб., 2010.