Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕНДЕНЦИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ЛОГИСТИКЕ СЕГОДНЯ'

АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕНДЕНЦИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ЛОГИСТИКЕ СЕГОДНЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
346
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ТЕХНОЛОГИИ / ТРАНСПОРТ / МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пискулев Максим Дмитриевич, Матвеев Артем Михаилович

В последние десятилетия логистическая отрасль испытывает значительное влияние новых технологий, которые приводят к изменениям в способах управления цепями поставок и оптимизации логистических процессов. В данной работе рассматриваются различные аспекты новых технологий в логистике. Описаны преимущества и перспективы, связанные с внедрением этих технологий, а также их влияние на логистическую отрасль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF INFORMATION TECHNOLOGIES AND TRENDS USED IN LOGISTICS TODAY

In recent decades, the logistics industry has been significantly influenced by new technologies that lead to changes in the way we manage supply chains and optimize logistics processes. This paper discusses various aspects of new technologies in logistics. The advantages and prospects associated with the introduction of these technologies, as well as their impact on the logistics industry, are described.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕНДЕНЦИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ЛОГИСТИКЕ СЕГОДНЯ»

Анализ информационных технологий и тенденций, используемых в логистике сегодня Analysis of information technologies and trends used in logistics today

Пискулев Максим Дмитриевич

Студент 3 курса Факультет Экономики управления Уральский государственный университет путей сообщения

Колмогорова 66 e-mail: [email protected]

Piskulev Maxim Dmitrievich

Student S term Faculty of Management economics Ural State University of Railway Transport Kolmogorova street, 66 e-mail: [email protected]

Матвеев Артем Михаилович

Студент 3 курса Факультет Экономики управления Уральский государственный университет путей сообщения

Колмогорова 66

Matveev Artem Mikhailovich

Student S term Faculty of Management economics Ural State University of Railway Transport Kolmogorova street, 66

Научный руководитель Кондарчук Ольга Евгеньевна

Старший преподаватель кафедры «Экономика транспорта» Уральский государственный университет путей сообщения

Колмогорова 66 e-mail: [email protected]

Scientific adviser Kondarchuk Olga Evgenievna

Senior Lecturer Department of «Economics of Transport» Ural State University of Railway Transport Kolmogorova street, 66 e-mail: [email protected]

Аннотация.

В последние десятилетия логистическая отрасль испытывает значительное влияние новых технологий, которые приводят к изменениям в способах управления цепями поставок и оптимизации логистических процессов. В данной работе рассматриваются различные аспекты новых технологий в логистике. Описаны преимущества и перспективы, связанные с внедрением этих технологий, а также их влияние на логистическую отрасль.

Annotation.

In recent decades, the logistics industry has been significantly influenced by new technologies that lead to changes in the way we manage supply chains and optimize logistics processes. This paper discusses various aspects of new technologies in logistics. The advantages and prospects associated with the introduction of these technologies, as well as their impact on the logistics industry, are described.

Ключевые слова: Логистика, технологии, транспорт, менеджмент.

Key words: Logistics, technology, transport, management.

Сегодня современные информационные технологии активно проникают во все сферы социально-экономической и производственно-хозяйственной деятельности. Логистика, которая включает в себя образование и подготовку профессионалов в этой области, также активно использует информационные технологии. Они проникают в систему цепи поставок, структурные элементы, потоки процессов преобразования и функции логистики. Это развитие и распространение информационных технологий происходит на различных уровнях: региональном, национальном и международном, в соответствии с целями, принципами и задачами логистики в процессе ее эволюции.

В логистике существуют разнообразные информационные технологии, которые применяются на практике. Во многих отечественных организациях наблюдается постепенное внедрение функций 3PL-провайдера, что представляет собой полноценное партнерство в сфере логистики. 3PL-провайдер, или провайдер логистических услуг, предоставляет комплексные логистические услуги для клиентов, включающие транспортировку, экспедирование, складирование, таможенное оформление и прочие связанные с этим деятельности.

Аббревиатура 3PL расшифровывается как "Third Party Logistics" - логистика третьей стороны. В более простых терминах, 3PL означает аутсорсинг, при котором определенные логистические функции или даже вся логистика передаются третьей стороне, которая выступает в роли поставщика логистических услуг.

1PL и 2PL относятся к компаниям, которые выполняют логистические функции самостоятельно или с привлечением внешних ресурсов, соответственно. 3 PL - более развитая форма аутсорсинга. Это специализированная организация, которая предоставляет комплексные логистические услуги, включающие транспортировку, хранение, управление запасами и т.д. Четвертый уровень логистики (Fourth Party Logistics) представляет собой концепцию, основанную на интеграции всех компаний, участвующих в цепочке поставок. 4PL-провайдер берет на себя управление всеми логистическими процессами этих компаний в интересах оптимизации цепи поставок.

Последний уровень логистики из существующих это пятый уровень. Интегрированный аутсорсинг в логистике продолжает развиваться, особенно с появлением услуг сетевого бизнеса. Виртуальная логистика функционирует в глобальной сети, создавая единую информационно-технологическую платформу. Операторы 5PL предоставляют полный спектр услуг по планированию, транспортировке и хранению различных грузов и товаров. К этой категории провайдеров относятся популярные и широко известные интернет-магазины, такие как Aliexpress и Amazon, а также другие сетевые компании.

Еще одним примером инновации в области логистики являются RFID-метки. RFID (Radio Frequency Identification) - это технология беспроводной идентификации объектов с использованием радиочастотных сигналов. В логистике RFID-метки играют важную роль, обеспечивая автоматическое и точное отслеживание и управление товарами и материалами на каждом этапе поставки.

RFID-метки состоят из маленького микрочипа и антенны, которые взаимодействуют с радиочастотным считывателем. Микрочип содержит уникальный идентификатор, который может быть связан с информацией о товаре, такой как его происхождение, характеристики, дата производства и другие данные. Считыватель передает радиочастотный сигнал, и метка отвечает, передавая свою информацию считывателю.

Необходимо отметить, что будущее логистики формируется не только за счет новых технологий, но также особую роль играют бизнес-модели и участники отрасли. Все чаще стартапы внедряют новые структуры и системы, базирующиеся на принципах экономики совместного использования (шеринга), и они успешно набирают популярность . На сегодняшний день мы можем наблюдать активный переход в онлайн-пространство. Интернет торговля осуществляется через специальные платформы, на которых клиенты могут совершать

покупки удаленно. Физические товары, перед тем как попасть в руки покупателей, обычно хранятся на складах или в хабах. В связи с этим , складские операторы и логистические компании вынуждены оперативно реагировать на изменения на рынке и внедрять современные технические достижения, чтобы обеспечить эффективную и слаженную работу цепей поставок на перспективу. Это принесет пользу клиентам, поставщикам и самим операторам.

Автоматизация и роботизация процессов - одна из основных тенденций будущего логистики. С развитием и использованием искусственного интеллекта, машинного обучения и робототехники, логистические операции будут все больше автоматизированы. Например, самостоятельные транспортные средства и беспилотные летательные аппараты могут применяться для доставки товаров, что позволит сократить время и повысить эффективность доставки. Большие объемы данных и аналитика сыграют важную роль в будущем логистики. С использованием информационно-технологических решений можно будет анализировать огромные массивы данных о потоках грузов, покупательском поведении, маршрутах перевозок и т.д. Это позволит предсказывать спрос, оптимизировать запасы, улучшить планирование маршрутов и повысить эффективность операций.

Еще одной значимой тенденцией в логистике будет взаимодействие с виртуальной и дополненной реальностью (ВР и ДР). Эти технологии могут использоваться для обучения персонала, визуализации процессов, улучшения проектирования складских помещений и маршрутов, а также для создания инновационных клиентских взаимодействий.

Ниже приведем примеры самых современных тенденций и технологий в логистике, а также какие компании их используют уже сегодня:

1. Интернет вещей (IoT): IoT-технологии позволяют объектам быть подключенными к интернету и обмениваться данными между собой. В логистике это приводит к созданию умных складов и транспортных средств, которые могут отслеживать и передавать информацию о местоположении, состоянии товаров и других параметрах. Пример компании: Amazon, которая использует IoT для отслеживания и оптимизации своих поставок.

2. Робототехника и автоматизация: Роботы и автоматизированные системы становятся все более распространенными в логистике. Они могут выполнять задачи, такие как сортировка товаров, упаковка, погрузка и разгрузка грузовиков, что повышает эффективность и точность операций. Пример компании: DHL, которая использует автоматизированные роботы для сортировки и обработки грузов.

3. Дроны и беспилотные автомобили: Беспилотные системы доставки, такие как дроны и автономные автомобили, становятся реальностью. Они позволяют осуществлять быструю и гибкую доставку товаров, особенно в удаленные или труднодоступные районы. Пример компании: UPS, которая проводит испытания доставки по воздуху с использованием дронов.

4. Искусственный интеллект и машинное обучение: ИИ и машинное обучение используются для анализа больших объемов данных, оптимизации маршрутов доставки, прогнозирования спроса, управления запасами и других логистических операций. Пример компании: FedEx, которая применяет ИИ для улучшения точности прогнозирования спроса и оптимизации маршрутов доставки.

5. Блокчейн: Технология блокчейн обеспечивает прозрачность и безопасность в логистических операциях путем создания распределенного и неизменяемого реестра транзакций. Она может использоваться для отслеживания происхождения товаров, улучшения систем отслеживания и учета грузов, а также обеспечения безопасности цепей поставок. Пример компании: Maersk, которая использует блокчейн для улучшения прозрачности и эффективности в морской логистике.

Однако внедрение искусственного интеллекта может привести к определённым сложностям. Ниже несколько таких примеров:

1. Человеческий фактор: Внедрение ИИ может вызывать сопротивление или опасения у людей, работающих в логистической отрасли. Беспилотные транспортные средства или автоматизированные системы могут угрожать рабочим местам или требовать новых навыков у сотрудников. Компании должны уделять внимание обучению и поддержке персонала для успешного внедрения ИИ.

2. Этические вопросы и безопасность данных: Внедрение ИИ в логистику требует сбора и анализа большого количества данных. Это может вызывать опасения относительно приватности и безопасности данных, а также возникновения этических проблем, связанных с использованием личных данных клиентов или принятием решений, которые могут иметь негативные последствия для окружающей среды или общества.

3. Качество данных: ИИ зависит от доступности и качества данных для обучения и принятия решений. В логистике может быть сложно обеспечить высокое качество данных из-за разнообразия источников данных, их объема и возможных ошибок. Недостаточное качество данных может привести к неточным прогнозам и неправильным решениям.

Внедрение ИИ в логистику представляет собой сложный процесс, требующий тщательного планирования, ответственности к вопросам безопасности и этики. Заострим внимание на проблеме человеческого фактора. На наш взгляд эта проблема является самой тревожной. Такой переход может сильно изменить рынок труда, кадровую политику большинства компаний и вызвать кризис в отрасли. Для того, чтобы минимизировать риски, следует провести данную процедуру максимально ответственно. Переквалифицировать сотрудников, ввести программирование, практические работы с ИИ и другие дисциплины на профиле логистика в университетах.

Стоит отметить, что использования современных технологий в логистике невозможно без правильного менеджмента. Повышение эффективности управления. Управление логистическими процессами должно быть фокусировано на оптимизации процессов и повышении эффективности, а не на рутинной работе, поэтому важно внедрение новых методов, автоматизации и оптимизации процедур. На наш взгляд подобная динамика развития может привести к появлению новых специальностей или же обновлению существующих объектов рынка труда.

Вот несколько примеров таких профессий:

1. Специалист по данным в логистике (Logistics Data Analyst) - овладевает обработкой и анализом данных в логистике, используя инструменты машинного обучения и искусственного интеллекта. Прогнозирование спроса и планирование запасов: Логистический аналитик данных использует статистические методы и модели для прогнозирования спроса и планирования запасов. Он анализирует данные о предыдущих продажах, сезонных факторах, маркетинговых акциях и других факторах, чтобы определить оптимальные уровни запасов и предотвратить избыточные или недостаточные запасы. Это может помочь компаниям разной величины по новому сортировать клиентскую базу данных, подробнее ввести учет автопарка или позиций складской логистики.

2. Менеджер по внедрению новых технологий - данный сотрудник занимается разработкой, анализом, улучшением новых технологий и интегрирует их в логистические процессы, чтобы улучшить продуктивность, и сделать работу логистов более точной и автоматизированной.

3. Специалист по кибербезопасности логистических систем: С ростом автоматизации и подключенности в логистике возрастает угроза кибератак. Профессионалы по кибербезопасности занимаются защитой логистических систем от хакерских атак, мониторингом безопасности и разработкой стратегий предотвращения инцидентов.

Также может поменяться и подход логистических компаний к процессу перевозок.

В перспективе множество компаний в России уделят больше внимания на устойчивости и экологичности: С ростом осознания проблем изменения климата и экологических вызовов, логистические компании будут ставить больший акцент на устойчивые и экологически ответственные практики. Это может включать использование электрических или гибридных транспортных средств, оптимизацию маршрутов для снижения выбросов CO2, а также внедрение упаковочных материалов, более дружественных окружающей среде.

Развитие мультимодальных перевозок: более интегрированные и эффективные системы мультимодальных перевозок, объединяющие различные виды транспорта (автомобили, железнодорожный, воздушный, морской транспорт), станут более распространенными. Это позволит оптимизировать маршруты, сократить время доставки и снизить затраты. Отметим и прогресс транспортной отрасли электромобильной логистики: ожидается, что в ближайшие 10 лет электромобили станут более распространенными в логистической отрасли. В России будет развиваться сеть зарядных станций, а компании будут внедрять электрические грузовики и фургоны для доставки. Это поможет снизить выбросы углекислого газа и улучшить экологическую обстановку.

Новые технологии преображают логистическую отрасль, предоставляя новые возможности для оптимизации и улучшения операций. Однако с внедрением новых технологий возникают вызовы, такие как необходимость инвестиций, обучение персонала, кибербезопасность и согласование между участниками цепи поставок. Дальнейшие исследования и развитие в области новых технологий будут играть ключевую роль в формировании будущего логистики и обеспечении конкурентоспособности организаций на современном рынке труда.

Список используемой литературы:

1. Абдулабекова Э. М. Развитие логистики в России. Гуманитарные науки: новые технологии образования Материалы 10-й Региональной научно-практической конференции 19-20 мая 2005 г.

2. Воронов В.И., Лазарев В.А. Информационные технологии в коммерческой деятельности. Часть 1.

Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2000 г. ISBN 5-8224-0029-9 Присвоен гриф ДВ РУМЦ (УМО) - 104 с.

3. Blyther T, Smith M. The future is airborne: drones in logistics. DHL Global Forwarding. 2016.

4. Воронов В.И., Воронов А.В. Кривоносов Н.А. Лазарев В. А. Использование компьютерных деловых игр при подготовке оакалавров по логистике Научно-аналитический журнал: Национальная ассоциация ученых (НАУ) / Экономические науки. IV (9), 2015. стр. 96-9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.