Научная статья на тему 'Стратегическое управление развитием школы'

Стратегическое управление развитием школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
420
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегическое управление развитием школы»

• получение вторичных (сравнительных) данных о динамике развития образовательной системы, её подсистем и компонентов;

• организация, сбор, обработка, хранение и распространение информации о динамике качества образования.

Разработка технологии мониторинга заключается в следующем: 1) определение объектов диагностики согласно основным направлениям деятельности по управлению качеством и назначение ответственных исполнителей; 2) определение адекватных методик диагностики состояния и её периодичности; 3) определение способов обработки, анализа, распространения полученной информации. Технологичность мониторинга заключается в строгой последовательности действий, а именно: диагностика - анализ - определение путей коррекции - собственно коррекция - вторичная диагностика и т. д. Необходимо помнить о том, что мониторинг - это процесс бесконечный, спиралевидный, только в этом случае он становится незаменимым инструментом управления.

Я. А. Безродная

Стратегическое управление развитием школы

Для современной школы особое значение имеет стратегическое управление. Стратегическое управление во многих образовательных учреждениях осуществляется путём создания и реализации Программы развития школы, которая составляется на основе анализа существующей ситуации и основных направлений концепции «наша новая школа», указанных президентом Д.А. Медведевым. Разработка Программы развития СОШ №8 «Центр образования» г. Гатчины осуществлялось с привлечением широкой общественности (педагогической, научной, родительской, ученической), утверждение было организовано Управляющим советом. Основу новой Программы развития нашей школы составляют следующие основные направления:

1. Акмеологический подход к управлению и оценке деятельности школы.

2. Дальнейшая интеграция основного и дополнительного образования.

3. Усиление гуманитарной и гуманистической направленности образования.

27

1. Акмеологический подход к управлению и оценке деятельности школы

Акмеологический подход к управлению и оценке деятельности школы означает понимание и реализацию на практике следующих положений:

• Основными в акмеологическом подходе является принцип вершинности в развитии личности и непосредственная связь этого развития с самообучением, самообразованием и самокоррекцией личности. Вершинность есть ничто иное, как достижение высшей степени совершенства на конкретном этапе развития личности и в конкретной деятельности. «Ведущей жизнеутверждающей функцией человека является стремление к осмысливанию и прогнозированию будущего, как результат достижения максимального социального статуса в соответствующей социальной среде и определение личностью своей роли в этом процессе, а также достижение максимального профессионального мастерства» (Н.В. Кузьмина, С.Д. Пожарский, Акмеология развития, СПб., 2006)

• Каждый человек на пути своего развития и становления как личности, на пути к совершенству достигает различных степеней социальной зрелости^ в образовательном процессе у школьника формируются последовательно учебная, личностная, духовная и гражданская зрелость.

• Социальная зрелость выпускника - это интегрированный критерий качества современного образования, цель и результат самоуправленческой деятельности; критерий, который включает в свою структуру: 1) виды зрелости, сформированные у школьников в образовательном процессе; 2) линии развития учащихся (общеобразовательная, профильно-профессиональная, самоуправленческая); 3) компоненты социального самоопределения (ценностномотивационный, содержательно-информационный, действеннопрактический).

Для реализации этого направления в школе начала успешно функционировать программа «Системно-комплексная диагностика качества образования» (В.Н. Максимова).

Мы видим нашего выпускника социально зрелой личностью, готовой к жизненному самоопределению, профессиональному и личностному, к реализации индивидуальной программы достижения успеха в общественно полезной и личностно-значимой деятельности. При этом для него значимы общечеловеческие ценности: доброта, справедливость, гуманизм. Социальная зрелость базируется на универсальной школьной подготовке, хорошо развитых коммуникативных качествах и стремлении к непрерывному самосовершенствованию.

28

Представление о выпускнике как о социально зрелой личности предполагает такое построение образовательного процесса, при котором ученик чувствует себя уверенным в собственных силах и ориентируется на достижение успеха. При этом знания, умения и навыки сопоставляются с уровнем обязательных требований и предыдущих учебных результатов.

Следовательно, школе необходимо достичь такого качества образовательного процесса, при котором формируются:

• системность знаний о мире, их соответствие стандарту образования;

• устойчивый профессиональный интерес и высокая мотивация достижения жизненного успеха;

• способность к саморегуляции, адаптации и самореализации в социуме;

• готовность к сохранению своего здоровья и к семейной жизни;

• устойчивость социально-нравственных ориентаций, гражданская позиция;

• личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированная к жизни в меняющихся социальноэкономических условиях.

В воспитательной работе - акмеологический подход означает приоритет следующих духовно-нравственных ценностных ориентаций:

• жизнь и здоровье человека, от которых зависит его работоспособность и здоровье общества в целом;

• гуманистические ценности и качества личности, влияющие на духовно-нравственный потенциал личности и общества;

• труд и трудолюбие;

• образование и культура;

• Родина, гражданственность и патриотизм, национальная безопасность.

В процессе воспитания необходимо обеспечить единство интересов личности и надличностных интересов, развитие школьника и школьных коллективов. Главный механизм воспитания - это саморазвитие растущего человека, его осознанный подход к самосовершенствованию на каждом возрастном этапе и на каждой ступени образования с позиций зрелости. Поэтому интегративным показателем воспитания, развития и образования на каждой ступени непрерывного образования выступает именно зрелость. Начальная школа формирует учебную зрелость, основная - личностную зрелость, средняя - социальную зрелость.

К моменту окончания начальной школы у младшего школьника должна быть сформирована учебная зрелость, т. е. его готовность к

29

обучению в основной школе, к бескризисному переходу в 5 класс, когда ученик оказывается в новых условиях учебного труда и новых социальных отношениях. Учебная зрелость - это социальнопедагогический и возрастной результат развития растущего человека на определённом этапе его жизни, образования и воспитания, интегративный показатель целостного развития растущего человека, определённый уровень его развития как личности. Учебная зрелость характеризуется владением элементарными знаниями о мире, предметными умениями и навыками и обобщенными учебными умениями: работать с учебником, тетрадью, со школьно-

письменными принадлежностями, составлять связный устный рассказ, вступать в диалог, выделять главное и т. п. Учебная зрелость предполагает элементарные коммуникативные умения, мотивацию продолжения обучения в среднем звене, соответствие возрастным нормам психического и физического развития, знание нравственных норм поведения (вежливость, гуманность, заботливость, внимательность к собеседникам и др.). Учебная зрелость формируется в процессе ведущей для младших школьников деятельности - учебной.

Наиболее ответственный период в формировании личности -это период полового созревания и развития высших психических функций. Подросток (ученик основной школы, 5-9 классы) создаёт себе мысленные идеалы и стремится определить своё соответствие им, определить свое «Я», дать самооценку. Если из-за неблагополучного детства подросток не может дать положительную самооценку в своих социальных ролях, он начинает путаться в системе ценностей, в противоречивых представлениях о своей личности. Подростку необходимо обеспечить поле успеха, так как, не находя его в школе или во внешкольном учреждении, он ищет его на стороне. Основная школа призвана сформировать у старшего подростка, каким является девятиклассник, личностную зрелость как результат обучения, воспитания и ведущей для подростка деятельности - общения.

Старший школьник, имеющий особенности юношеского возраста, стремится иметь независимые мотивы поведения, выбирает значимые для себя ценности. Это период формирования мировоззрения и Я-концепции личности как совокупности установок на «себя». Формирование Я-концепции можно усилить в образовательновоспитательном процессе путём диалога, групповой работы, сотрудничества при решении общих задач, когда требуются самооценка и взаимооценка сверстников и оценка учителя. Важно приучить растущего человека прислушиваться к мнению других лю-

30

дей. Таким образом, школа нацелена на формирование социальной зрелости старшеклассника.

Если в качестве одной из целей образования мы рассматриваем способность выпускника школы к самоорганизации, (самоподготовка и самореализация), то конкретизация этой цели предполагает «запуск» в школе потребностей и готовности к самообразованию и самовоспитанию. Готовность к самореализации связана со способностью к самовыражению в творческой деятельности, а самоутверждение предполагает развитие лидерских качеств, способности добиться социального признания продуктов своей творческой деятельности. И здесь неоценимую роль играет наша система дополнительного образования.

2. Дальнейшая интеграция основного и дополнительного образования

За все время своего существования школа стремилась воплотить в себе обе стороны образовательного процесса - основное (учебное) и дополнительное (творческое) образование. Мы стремимся к тому, чтобы эти структуры эффективно взаимодействовали и объединяли свои усилия для общей цели на паритетных началах. С этой целью в школе реализуется программа «Проектирование единого образовательного пространства путем интеграции основного и дополнительного образования».

В системе дополнительного образования занимаются не только ученики нашей школы, но и других образовательных учреждений Гатчинского муниципального района. Сложившийся опыт взаимодействия основного и дополнительного образования четко просматривается в ставших традиционными совместных мероприятиях: «День знаний», «День рождения школы», «День города», «Новогодний марафон», «Фестиваль песен о любви», «Весенний концерт», «Вахта памяти», итоговый праздник школы, а также выставочная и концертная деятельность, расширяющиеся международные культурно-образовательные связи.

Школа дает качественное общее образование; система дополнительного образования способствует всестороннему развитию личности, раскрытию ее творческих способностей. Ценность дополнительного образования в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний, умений и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную активность учеников. Дополнительное образование дает возможность раннего профессионального выбора в области творческих профессий. Дополнительное образование играет огромную роль в воспитательной работе школы, эффективно и

31

целенаправленно организуя свободное время детей, способствует их самоорганизации и социальной адаптации. Наконец, дополнительное образование дает выход «свободной энергии» детей, превращая ее в творческую и направляя в конструктивное, а не разрушительное или бесполезное, русло.

Наше учебное заведение, являясь формально обычной средней общеобразовательной школой, по сути воплощает в себе функции учебно-воспитательного центра (УВЦ) - самой современной, четвертой по счету, модели организации дополнительного образования.

УВЦ чаще всего и существуют в виде стационарного соединения в единую организационную структуру учреждений основного и дополнительного образования. Их организация считается особенно эффективной для небольших городов, где УВЦ играют роль культурных центров для населения прилегающих территорий.

Таким образом, дополнительное образование оказывает через дополнительные образовательные программы существенное воздействие на образовательный процесс в целом, а также способствует решению ряда задач гуманистической направленности:

• оптимизация «стартовых возможностей» развития каждого ученика;

• выбор индивидуального образовательного маршрута;

• создание для каждого ученика «ситуации успеха»;

• создание условий для саморазвития личности (как ученика, так и педагога).

Проблемы, которые предстоит разрешить на пути дальнейшей интеграции основного и дополнительного образования, их более эффективного взаимодействия, связаны в основном с «человеческим фактором»:

• педагоги основного образования не всегда понимают всю важность работы педагогов дополнительного образования, их положительную роль в развитии самодисциплины учеников и повышения общей учебной мотивации;

• в организации конкурсов, соревнований, творческих поездок не всегда учитываются интересы «обеих сторон», эти мероприятия далеко не всегда проводятся во внеучебное время, и их участникам приходится пропускать уроки; с другой стороны, и организаторы мероприятий должны учитывать в первую очередь учебную деятельность детей;

• содержание программ дополнительного образования следует привести в большее соответствие с программами основного образования для данного возраста (т.к. программы основного образования определяются государственным стандартом, а программы дополнительного образования имеют значительно большую вариативность).

32

3. Усиление гуманитарной и гуманистической направленности образования

Гуманитарная и гуманистическая направленность образования означает, с нашей точки зрения, воспитание таких личностных качеств, как доброта и человеческое достоинство, ответственность, уважительное отношение ко всем людям, независимо от их национальности, религиозных убеждений и социального статуса; как личностная готовность к расширению адекватных социальных контактов, патриотизм и любовь к Родине и, в то же время, открытость и доброжелательность к остальному миру.

Кроме того, важное значение имеет личностный и профессиональный рост педагога.

Для эффективной работы в этом направлении необходимо:

• обеспечить соблюдение прав человека на образование и целостное развитие на основе признания самоценности каждой индивидуальности учителя и ученика;

• строить взаимодействие взрослых и детей на основе доверия, уважения человеческого достоинства каждого учителя и каждого ученика;

• способствовать успеху учебной деятельности всех учеников: одарённых, детей с нормативными признаками возрастного развития, детей с задержкой развития, с проблемами в поведении, с ослабленным здоровьем;

• превратить образовательное пространство школы в психологически комфортную среду, способствующую гармонизации внутреннего мира взрослых и детей.

В рамках работы по данному направлению созданы две управленческие программы: «Воспитательная система школы» и «Развитие ученического самоуправления».

Вторая программа является новой для школы. Ее основными задачами являются:

• создание модели ученического самоуправления школы в контексте государственно-общественного управления;

• создание условий для расширения возможности выбора учащимися различных видов деятельности и формирования потребности к самоорганизации, саморазвитию и самовыражению;

• создание условий для выявления, развития и самореализации организаторских и коммуникативных, управленческих способностей учащихся;

• организация совместной деятельности учащихся и взрослых, основанных на сотрудничестве, взаимопонимании и уважительном отношении друг к другу;

33

• четкое соблюдение нормативно-правовых отношений между всеми участниками образовательного процесса;

• выявление взаимосвязи между наличием в школе ученического самоуправления и уровнем социальной зрелости старшеклассников.

Для создания условий адекватного личностного и профессионального роста педагогов мы планируем также принятие ряда управленческих решений, связанных с освоением всеми педагогами новейших педагогических технологий, в частности, акмеологической технологии.

Технология - это система поэтапной организации воспитательно-образовательного процесса, которая обеспечивает решение определённых учебно-воспитательных задач на основе применения педагогической теории и диагностики (В.Н. Максимова).

Педагогическая технология - это процесс доведения поставленной цели до прогнозируемого результата в рамках конкретной педагогической системы.

Акмеологическая технология обучения - это технология достижения успеха и высоких результатов в обучении и развитии ученика на основе устойчивой мотивации достижений, это системноориентированное развивающее обучение, построенное путём проектирования учебного процесса и поэтапной диагностики. Особенности акмеологической технологии: обучение на высоком уровне трудности; выделение в роли учителя группы сильного ученика; квази-контроль (самоанализ, самопроверка, самоконтроль); тренинг разных видов; диалоговое обучение в парах; творческая деятельность; исследовательско-методологический способ обобщения учебного материала. Акмеологическая технология поэтапно организует познавательную деятельность школьника, обеспечивает ему успех в обучении и развитии. При реализации новой Программы развития школы планируется использовать следующие педагогические технологии:

• технологию проектирования и реализации образовательной программы;

• технологию управления организационно-педагогическими процессами;

• технологию воспитания духовно-нравственного потенциала человека;

• технологию успешного обучения каждого;

• технологию сопровождения педагогического процесса социально-психологической поддержкой.

34

Кроме того, рассматривая будущее школы, как образовательного учреждения с выраженной гуманистической направленностью, мы планируем усилить в учебном процессе роль гуманитарных дисциплин, в частности, иностранного языка (языков). Именно изучение иностранных языков и владение ими служит расширению кругозора молодого человека, формированию его взглядов на мир и процессы, происходящие в обществе, развитию его ценностных ориентаций, гражданской позиции, доброжелательному и уважительному отношению к людям других национальностей. Свободное владение одним или несколькими иностранными языками безусловно способствует достижению успеха практически в любой области профессиональной деятельности в нашем энергичном и открытом миру обществе.

На рынке образовательных услуг Гатчинского муниципального района образовательное учреждение с углубленным изучением отдельных предметов (иностранные языки) является весьма востребованным. Поэтому переход нашей школы к новому качественному уровню станет важным шагом на пути развития и совершенствования образовательного процесса не только для нас, но и для образовательного сообщества в целом и окажет существенную роль в формировании культурно-образовательной среды прилегающих территорий.

Т. П. Елисеева, О. Н. Федорова, С. В. Бульбанович

Современные подходы к пониманию термина «качество образования»

Понимание термина «качество образования» - одна из сложнейших проблем российского образования. Традиционно и официально используемая система оценки качества образования не опирается на объективные методы педагогических измерений, поэтому «качество» трактуется сегодня достаточно неоднозначно.

В энциклопедическом словаре качество определяется как объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств. В самом общем смысле, качеством называют способность вещей, явлений, событий обладать некоторым своеобразием, то есть отличаться от всех других вещей, явлений, событий.

В модели социального кругооборота качества А.И. Субетто (2002) качество образования выступает одним из важнейших механизмов воспроизводства качества жизни. Качество приобретает

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.