Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО "КРЫМПРОДМАШ"'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО "КРЫМПРОДМАШ" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тюрина Е.А.

В настоящей статье даны определения таких понятий как «стратегия», «стратегическое управление» и «стратегическое планирование». Также в данной статье приведены функции предприятия, осуществляемые им в процессе стратегического управления. Представлены сравнительные характеристики стратегического управления и планирования. Рассмотренная в статье проблема способствует рациональному распределению средств и возможностей организации для ее успешного развития и функционирования.In this article the definition of such concepts as "strategy", "strategic management" and "strategic planning". Also this article shows the features of the enterprise he has undertaken in the strategic management process. Comparative characteristics of strategic management and planning. Discussed in the article the problem promotes the rational allocation of funds and capabilities to its successful development and operation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО "КРЫМПРОДМАШ"»

3.Малый средний бизнес Дона [Электронный ресурс]. Режим доступа// http:// mbdon.ru/novosti/gospodderzhka-selskokhozyaystvennykh-potrebitelskikh-kreditnykh-kooperativov.html

4.Палаткин И.В. Формирование региональной системы потребительской кооперации и её государственная поддержка в условиях реализации государственных и муниципальных программ. - Пенза, 2008. - 186 с.

5.Салмина А.С., Палаткин И.В. Государственная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Научно-практический и аналитический журнал. - М.: ИД. Финансы и кредит. - №11 (242), 2012. - С. 47-51

6.Худякова Е.В. Совершенствование организационно-экономического механизма сельской кредитной кооперации. - М.: Триада, 2003. - 192 с.

УДК 338

Тюрина Е.А. студент

факультет «Экономии и управления» Оренбургский государственный университет

Россия, г. Оренбург СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «КРЫМПРОДМАШ» В настоящей статье даны определения таких понятий как «стратегия», «стратегическое управление» и «стратегическое планирование». Также в данной статье приведены функции предприятия, осуществляемые им в процессе стратегического управления. Представлены сравнительные характеристики стратегического управления и планирования. Рассмотренная в статье проблема способствует рациональному распределению средств и возможностей организации для ее успешного развития и функционирования.

Ключевые слова: стратегия, стратегическое планирование, стратегическое управление, план производства.

In this article the definition of such concepts as "strategy", "strategic management" and "strategic planning". Also this article shows the features of the enterprise he has undertaken in the strategic management process. Comparative characteristics of strategic management and planning. Discussed in the article the problem promotes the rational allocation of funds and capabilities to its successful development and operation.

Keywords: strategy, strategic planning, strategic management, production

plan.

На сегодняшний день одним из главных вопросов анализа экономической деятельности любого предприятия является вопрос разработки стратегии управления и планирования. Под стратегией понимается детальный, и при этом всесторонний комплексный план,

предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Стоит отметить, что такие понятия как «стратегия планирования» и «стратегия управления» нельзя отождествлять, так как данные понятия по своей сущности различны. Итак, проведем разграничения между указанными понятиями, дав каждому детальное определение. [2]

Четкую определенность, индивидуальность придает предприятию именно стратегический план, он позволяет предприятию привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Такой план открывает перспективу для предприятия, которое направляет его сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги. Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. [3]

Таким образом, стратегическое планирование обладает четко определенной структурой, которая представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Основной задачей стратегического планирования на сегодняшний день является обеспечение и внедрение нововведений и изменений в организации в достаточной степени.

Что же касается такого понятия как «стратегическое управление», то под таким термином понимается динамическая совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Подобные процессы логически вытекают один из другого. При этом нарушение очередности процессов может привести к неправильному построению стратегии управления. И, как следствие, к нарушению деятельности предприятия. Между процессами имеется устойчивая обратная связь и, соответственно, обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. В этом заключена важная особенность структуры стратегического управления. [5]

Сравним по различным критериям стратегию планирования и стратегию управления, сравнительные характеристики укажем в таблице 1.

Таблица 1 - Сравнительные характеристики стратегического управления и планирования_

Характеристика Стратегическое планирование Стратегическое управление

Цель Рассчитать результаты деятельности на долгосрочный период и определить ресурсы Обеспечить долговременные конкурентные преимущества

Главная задача Максимизировать прибыль Компенсация слабых сторон компании и использование сильных сторон, а также возможностей во внешней среде

Способ достижения цели Оптимальное использование ресурсов Установление соответствия с неопределенной и нестабильной деловой окружающей среды

Инструментарий Детерминированные математические модели различной степени сложности и детализированности SWOT-анализ, матричное позиционирование

Отношение к деловой окружающей среде Параметры деловой окружающей среды - исходные данные для расчетов Важнейший фактор для выбора стратегии

Критерии краткосрочной эффективности Рентабельность Устойчивость к изменениям деловой окружающей среды

Отношение к персоналу Один из ресурсов компании Важнейший и определяющий ресурс

При осуществлении стратегического управления предприятием осуществляются взаимосвязанные функции (Рисунок 1):

Рисунок 1 - Функции при управлении предприятием

Для более детального представления стратегий управления и планирования, рассмотрим деятельность крымского предприятия ОАО «Крымпродмаш».

Полное название предприятия: Открытое акционерное общество «Крымпродмаш». Юридический адрес: Россия, Крым, 95006 г. Симферополь, Евпаторийское шоссе, 8.

В настоящий момент такое предприятие, как ОАО «Крымпродмаш», представляет собой именно российское крупное, многопрофильное предприятие, которое специализируется на выпуске технологического оборудования и запасных частей к нему для пищевой, рыбной и мясомолочной промышленности, производстве и реализации товаров бытового назначения, а также на оказании сервисных услуг и предоставлении информации, монтажу, наладке и ремонту всех видов технологического оборудования.

Ранее предприятие использовало приростной стиль организационного поведения, что давало возможность централизованного стратегического планирования в государственных масштабах. [4]

Рассматривая существование ОАО «Крымпродмаш» в советский период, важно отметить, что в этот период времени процесс стратегического планирования был отлажен, как часы. Но если рассматривать мнения работников того времени на указанном заводе, то работники утверждали, что планы спускались сверху, внутриотраслевые связи, внутриминистерская схема снабжения несколько изменяли механизмы планирования, тем самым процесс стратегического планирования была лишь иллюзия и не более.

В настоящее время, даже не смотря на то, что ОАО «Крымпродмаш» терпит небольшие финансовые трудности, можно с уверенностью сказать, что руководство от стратегического планирования не отказывается, не говоря уже о выработке стратегии управления указанным предприятием.

Так, для развития стратегического управления на ОАО «Крымпродмаш» был создан отдел по исследованию перспектив развития предприятия, который сотрудничая с отделом маркетинга и PR, планово-экономическим отделом, производственно-диспетчерским отделом, занимается стратегическим планированием. Указанный отдел представляет собой специальное структурное подразделение конкретной направленности.

Проводя некое сравнение между ОАО «Крымпродмаш» и зарубежными фирмами, можно сказать, что сроки стратегических планов на указанном предприятии достаточно сильно сжаты во времени и составляют 1 год. Данное положение нельзя объяснить не иначе как современной экономической и политической нестабильностью. Такая нестабильность была вызвана разразившимся в РФ в 2014-2015гг. экономико-политическим кризисом, который заключался в ухудшении экономических отношений между Россией и США ввиду присоединения Крыма к нашей стране. В связи с этим обострились отношения и рыночного характера, были введены санкции на различные товары и, как следствие, произошло понижение цен на природные ресурсы России за границей. Указанные изменения в связи с кризисом привели к росту процента инфляции, сокращению заработной платы на многих предприятиях. Приведенные последствия кризиса отразились и на деятельности ОАО «Крымпродмаш», появилась необходимость совершенствования стратегий планирования и управления с учетом наступивших экономико-политических изменений. [1]

Важно сказать, что основой, пожалуй, всего стратегического планирования является годовой план производства конкретного предприятия, в нашем случае ОАО «Крымпродмаш». Хотя здесь можно и поспорить, как делают многие экономисты, так как план производства должен являться составной частью стратегического плана, который на предприятии формально не составляется.

План производства ОАО «Крымпродмаш представляет собой информацию о наименовании продукции, ее стоимости и график

производства продукции по месяцам. На основе этого плана ПДО составляет все текущие планы выпуска готовой продукции, потребности в материалах и т.д.

Также составляется и план реализации продукции для отдела сбыта. Но в силу общей нестабильности он рассчитан только на 1 месяц.

Итак, на основе вышеизложенного, можно сделать вывод, что стратегическое планирование в настоящее время представляет собой инструмент, при использовании которого формируется система целей функционирования предприятия, и объединяются усилия всего коллектива предприятия по ее достижению. Будучи функцией управления, стратегическое планирование есть не что иное, как фундамент, благодаря которому строится целая система управленческих функций, или основа функциональной структуры системы управления

Использованные источники:

1.Андреева, В.И. Делопроизводство: практ. пособие: 8-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО «Бизнес-школа "Интел-Синтез"», 2014. - 192 с

2.Астахова, Л. В. Документационное обеспечение управления как отрасль деятельности / Л.В. Астахова // Делопроизводство. - 2006. - № 2. - С. 3-9.

3.Кудряев, В.А. Организация работы с документами: Учебник / В.А. Кудряев и др. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 591 с.

4. Кузнецов, И. Н. Делопроизводство / И.Н. Кузнецов - М.: Дашков и Кш, 2009. - 520с.

5.Янковая, В. Ф. Правила организации документооборота / В.Ф. Янковая // Справочник секретаря и офис-менеджера. - 2005. - № 7. - С. 12-15.

УДК 332.02

Уметбаев И.Ш. студент

Полюшко Ю.Н., кандидат экономических наук, доцент Лениногорский филиал ФГБОУВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ»

Россия, г.Лениногорск АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ГЕОФИЗИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ Аннотация: эффективность модернизационной составляющей геофизической компании является важным показателям в комплексной технической политики предприятия. Проведен анализ и дано состояние производственной составляющей ООО «ТНГгрупп».

Ключевые слова: модернизация, основные фонды, машины и оборудование.

Оценить эффективность модернизационной политики геофизической компании ООО «ТНГ - Групп» можно на основе анализа состояния ее производственной составляющей, а именно, состояния основных производственных фондов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.