Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ / МОДЕЛИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасова Н.Е., Павлович И.С.

Данная статья посвящена вопросам стратегического планирования, рассматриваются основные понятия данного вопроса, 4 модели стратегического планирования, призрения известных ученых по изучению стратегического планирования.The article is devoted to strategic planning explains the basic concepts of this question, 4 models of strategic planning, charities famous scientists to study the strategic planning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ»

Использованные источники:

1. Закон Свердловской области о Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы от 21.12.2015г

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.12.2014 № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

3. Анимица Е. Г., Иваницкий В. П., Пешина Э. В. В поисках новой парадигмы регионального развития. — Екатеринбург, 2005.

4. Сайт Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://-www.minobraz.ru

5. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.gks.ru.

УДК 001.201

Тарасова Н. Е., к.э.н.

доцент

кафедра теории и технологий в менеджменте

Павлович И.С. магистрант 2 курса факультет управления Южный федеральный университет Россия, г. Ростов-на-Дону СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

В ОРГАНИЗАЦИЯХ Аннотация: данная статья посвящена вопросам стратегического планирования, рассматриваются основные понятия данного вопроса, 4 модели стратегического планирования, призрения известных ученых по изучению стратегического планирования.

Ключевые слова: стратегическое планирование, стратегия, модели стратегического планирования.

Abstract: the article is devoted to strategic planning explains the basic concepts of this question, 4 models of strategic planning, charities famous scientists to study the strategic planning.

Key words: strategic planning, strategy, models of strategic planning.

В современной экономике утверждается, то что предприятие должно само прогнозировать, определять параметры своей внешней среды; ассортимент продукции, цены на товары и услуги, рынки сбыта и поставщиков, ну и конечно, стратегию достижения своих долгосрочных целей. Умелая организация стратегического планирования в организации в современном обществе - это жизненная необходимость.

Необходимо отметить, что внешняя среда меняется быстро, что быстро принимаемых мер по адаптации организации к новым реалиям мало, необходимо усиливать свои конкурентные способности на рынке, необходимо уделять огромное значение стратегическому планированию.

Известно, что точных планов, которые будут выполнятся точно также, как задумывались изначально, не существует. Стратегическое планирование существует для определения конкретной тактики, а в процессе реализации планов будут вносится определённые коррективы. При этом необходимо уточнить, что руководителю организации необходимо наличие процесса планирования, который позволит мобилизовать необходимые ресурсы для достижения поставленных целей и превратит процесс принятия решений на предприятии из сумбурного в организованный, несущий последовательность и логику.

Стратегическое планирование - это набор определенных действий или решений, которые предпринимает руководство, это приводит к разработке определенных стратегий, необходимых для полного достижения цели. Стратегическое планирование представляет собой набор функций менеджмента:

• распределение ресурсов;

• адаптация к внешней среде;

• внутренняя координация;

• осознание стратегии организатора (руководителю необходимо беспрерывно учиться на прошлом опыте, но при этом прогнозировать будущее).

Стратегическое планирование - это предпринимаемые руководителем решений и действий, которые потом приводят к выработке стратегии, предназначенных для достижения своих целей в организации.

Стратегическое планирование, которое в современной экономике пришло на смену долгосрочному планированию, отличается от предыдущего. Основным отличием является трактовка будущего: при долгосрочном планировании происходит допуск того, что будущее легко предсказуемо, исходя из сложившихся тенденций роста. Руководители организации апеллируют тем, что в будущем итоги деятельности станут лучше, при этом ставятся оптимистические цели.

В основе самого стратегического планирования не предполагается, что будущее улучшится, что можно провести проекцию в сложившиеся тенденции на следующие периоды, поэтому в стратегическом планировании особое место занимает анализ перспектив организации, выяснению тенденций, опасностей, возможностей, способных изменить сложившиеся в нынешнее время тенденции.

Не мало важным отличием является то, что «стратегия - это не просто индикатор времени, а направление развития». Именно стратегия включает в себя совокупность глобальных идей развития организации, а не только сосредоточена на конкретном периоде.

Необходимо отметить, что основным принципом стратегического планирования является адаптивность, что несет в себе наличие альтернативного плана и стратегии, на которые осуществляет переход организация. Это реакция организации на перемены, которые происходят в ее внешнем окружении.

Теория и практика подтверждают то, что стратегическое планирование представляет собой основу всех управленческих решений. Можно, однако, возразить, что нужно ли пользоваться стратегическим планированием в современном нестабильном обществе. Показательным является высказывание новосибирского губернатора о необходимости стратегического планирования: «Если бы мы пять лет тому назад предвидели, что на дорогах так быстро появится большое количество машин, мы бы построили совсем другие дороги»122.

Экономическая эффективность использования систем стратегического планирования проявляется в целесообразном и менее рискованном использовании различных видов ресурсов самой организации, в повышении уровня конкурентоспособности и в создании благоприятных условий для последующего присутствия на целевом рынке. Стратегию можно представить как всесторонний комплексный план, в котором отражены конкретные пути развития организации исходя из динамики внешней среды по средствам конкретной формулировки миссии и цели; поиска ресурсов для достижения и планирования определенных действий в будущем. Стратегия организации разрабатывается высшим руководством, а реализуется при участии всех сотрудников. Стратегический план должен быть целостными, так и гибкими, допускающими корректировки. «Выработанная стратегия придает организации общую направленность и индивидуальность, а ее сотрудникам - четкие ориентиры в повседневных действиях. Планирование как функция управления состоит в выборе наилучшей альтернативы текущего и перспективного развития объекта управления. Планирование должно быть способным адаптироваться к постоянным изменениям внешней среды и самого объекта управления»123.

Объектом плановой работы могут быть любые виды деятельности, которые нацелены на достижение определенных целей. Планирование ориентируется на данные прошлого, но определяет контроль развития любой организации в перспективе, по этой причине надежность планирования во многом зависит от правильного выполнения бухгалтерских расчетов за отчетный период. Любое планирование организации базируется на неполных данных, поэтому качество планирования зависит от интеллектуального уровня самих сотрудников и менеджеров. «Стратегическое планирование является составной частью стратегического управления, которое представляет собой процесс, протекающий в три основных этапа:

122 Алексунин В.А., Круглов А.А. Менеджмент и бизнес. -М.: 2011

123 Алавердов А.Р. Менеджмент/ А.Р. Алавердов. - М.: Маркет ДС, 2008

определение долгосрочных перспектив развития предприятия, т.е. его стратегия; разработка комплекса мероприятий (заданий) по реализации стратегии фирмы; контроль и выявление основных проблем при реализации стратегии развития объекта. Этапы стратегического управления могут

124

частично совпадать во времени и оказывать влияние друг на друга»124.

Известно, что процесс стратегического планирования является инструментарием, который помогает в обеспечении основы организации, задача которого состоит в обеспечении нововведения и изменениях в организации. Выделяют четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования: распределение ресурсов, в основном ограниченных, таких как фонды, управленческие таланты, технологический опыт; адаптация к внешней среде; внутренняя координация (координация стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций); осознание организационных стратегий (осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических ошибках, т.е. способность учиться на опыте)125.

Необходимо отметить, что стратегический план - это не только директива, но и свод определенных согласованных правил и требований, предъявляемых к персоналу самой организации, определенность о конкретных мерах, представляющих собой стратегическую важность для развития организации, необходимые для ее работы. Процесс стратегического планирования определяет поиск приоритетных направлений развития организации, также определенный путь вовлечения широкого круга работников организации на вовлечение в приятие решений. Для проведения стратегического анализа любой организации требуется стратегическая информационная система. В больших организациях имеются специальные информационно-аналитические подразделения, а в организациях, в которых нет возможности иметь такие центры, используется личный опыт, отчеты, книги, газеты, профессиональные встречи, конференции. Для разработки стратегического плана любая организация прибегает к помощи профессионалов. Исходя из этого можно сказать, что стратегическое планирование - это постоянно повторяющийся замкнутый цикл, который находится в действии и реализуется в организации. Оценка деятельности организации, изменение во внешней среде деятельности организации одновременно являются началом и завершающим этапом этого цикла. Надо отметить, что в это же время основные направления действий, план борьбы с конкурентами, создание новых преимуществ перед между конкурентами,

124 Ассэль Г. Менеджмент: принципы и стратегия: Учебник для вуз./Пер.сангл.М.З. Штергардца/Г.Ассэль -2-е изд. - М.:ИНФРА-М, 2007

125 Архангельский И.Ю., Голубович И.Д., Иванов М.М. США: условия для бизнеса. Рекомендации предпринимателям. - М.: 2009

корректировка корпоративной культуры, формирование структуры, которая будет отвечать изменившимся стратегическим ориентирам. Все перечисленное должно подвергаться изменениям в зависимости от степени изменений внешней среды, которая действует в организации.126

Любой руководитель организации обязан следить за меняющейся обстановкой и своевременно проводить перемены в стратегии в организации. Изменение стратегического плана может проходить с широким участием персонала, но соответствующий привычной структуре и процедуре стратегического планирования. В центр стратегического планирования выносится координация планов, однако главные элементы стратегии разрабатываются руководством; интерактивное планирование - среднее звено между описанными нами схемами стратегического планирования. Идеи формируются в процессе взаимодействия между руководством, плановым отделом и оперативными подразделениями организации. Руководство устанавливает цели и направление деятельности, стратегии формируются в процессе взаимодействия по вертикали специально разработанными процедурами (комиссии, комитеты и конференции). Таким образом, необходимо отметить, что стратегия развития организации - это результат коллективного разума, но при этом финальное окончательное

127

решение должно принимать высшее руководство.127

Необходимо подчеркнуть, что «стратегическое планирование перепоручается специальной команде из планового отдела; высшие менеджеры не активно поддерживают основные стратегические ориентиры; стратегические планы не сообщаются служащим, и они остаются в неведении относительно стратегических ориентиров»128.

Главные составные части оперативного планирования - финансовый план, бизнес-план, план по маркетингу, план производства и закупок. Оперативный план включает в себя оценку состояния бизнеса, ключевые финансовые задачи, стратегия других подразделений, план мероприятий. План состоит из следующих подразделов:

В первом разделе излагаются основные финансовые и экономические прогнозы, которые были сделаны на основе изучения рынков, внешней среды и конкуренции в целом; выявляются экономические, политические и социальные факторы, которые смогут оказать как положительное, так и отрицательное влияние на действия организации в плановый период. Каждое структурное подразделение должно найти возможность для нормальной деятельности в условиях любых ограничений. Это должно найти отражение в оперативном плане.

Во втором разделе излагается статус подразделения, в процессе которого выявляются слабые и сильные черты, определяется

126 Алексунин В.А., Круглов А.А. Менеджмент и бизнес. -М.: 2011

127 Алавердов А.Р. Менеджмент/ А.Р. Алавердов. - М.: Маркет ДС, 2008

128 Ассэль Г. Менеджмент: принципы и стратегия: Учебник для вуз./Пер.сангл.М.З. Штергардца/Г.Ассэль -2-е изд. - М.:ИНФРА-М, 2007

производительность труда; происходит оценка кадров и управленческого персонала. Потом уточняются основные задачи, отражается стратегия действий всего коллектива. В оперативном плане подразделения должны сформулировать требования поддержки со стороны других служб и подразделов организации. Всю работу организации координирует отдел планированияб направляет необходимую информацию в соответствующие отделы.

На завершающем разделе содержится программа реализации этого плана, формируются конкретные задачи, устанавливаются даты их выполнения, продумываются формы отчетности о выполнении работ. Условия выполнения работ и обдумываются всевозможные препятствия.129

Большое распространение во всем мире получила модель стратегического планирования, которая состоит из 4 стадий:

Первая стадия. Происходит формирование предпосылок, сбор информации об окружающей среде, деятельности других организаций, конкурентах. Не мало важным является составление прогнозов на будущее, оценивание угрозы с внешней стороны, сравнение результатов деятельности с текущими делами в организации.

Вторая стадия состоит в постановке проблемы и определении темпов роста организации (но не менее 10 % в год). На этой же стадии происходит прогноз результатов при условии не изменения действующей политики и определения уровня притязаний. Сравниваются и выявляются разрывы, вырабатываются стратегии по ликвидации данных разрывов.

Третья стадия - разработка долгосрочных стратегий, которая включает в себя три аспекта:

а) разработка долгосрочных целей;

б) составление долгосрочных проектов;

в) принятие курса долгосрочной политики.

Четвертая же стадия представляет собой оформление среднесрочных планов, выдвижение среднесрочных проектов и привязка их к ресурсам. Здесь же и подготовка планов развития.

В конкретном применении все действующие схемы сходны. Они представляют собой целеполагание, оценка текущего состояния, оценка текущего состояния, выбор стратегии, подготовка и реализация планов. Определенные виды стратегии выделяются: лидерство по ценам, при котором организация ставит во главе рынка путем установки цен на продукцию ниже, чем у других; также дифференциация представляет собой процесс добивания конкурентоспособности посредствам выпуска продукта более высокого качества; фокусирование - это сконцентрированность на определенном участке рынка. В зависимости от положения на рынке организация может применять одну или несколько конкурентных стратегий.

Стратегия лидерства на рынке применяется для удерживания

129 Варданян И. Планирование карьеры // Служба кадров и персонал. - 2008. - №2.

лидерства путем расширения спроса, защищенности существующей доли на рынке и расширения самого рынке. Стратегия рыночного вызова применяется организацией, которая находится на втором месте, с целью достижения лидерства путем скидок по ценам, обновления ассортимента продукции и его продвижения.

Стратегия рыночной ниши применяется организацией, которая заинтересована в небольшом специализированном рынке, более крупные организации который не могут заменить или заметить.

Необходимо также подчеркнуть, что главное условие эффективного функционирования стратегического планирования - это постоянное внимание, проявляемое к нему со стороны высших руководителей и привлечение к выработке новой стратегии широкого круга сотрудников.130

В заключении необходимо отметить, что каждую организацию, которая не имеет ясной и эффективной стратегии, нельзя никак назвать бизнесом, а только активом, который в настоящее время отягощен обстоятельствами. Стратегическое планирование помогает не просто существовать или выживать на рынке, но и усиливать свои конкурентные позиции на рынке. Задачи, которые ставит перед собой организация, требуют от руководства не просто широты знаний, но и чувства ответственности за экономические, социальные, нравственные, экологические последствия деятельности, что повысит эффективность работы и откроит широкие возможности для нее.131

Использованные источники:

1. Абчук В. Азбука менеджмента. - М.: Союз, 2011.

2. Алавердов А.Р. Менеджмент/ А.Р. Алавердов. - М.: Маркет ДС, 2008.

3. Алексунин В.А., Круглов А.А. Менеджмент и бизнес. -М.: 2011.

4. Ассэль Г. Менеджмент: принципы и стратегия: Учебник для вуз./Пер.сангл.М.З. Штергардца/Г.Ассэль -2-е изд. - М.:ИНФРА-М, 2007.

5. Архангельский И.Ю., Голубович И.Д., Иванов М.М. США: условия для бизнеса. Рекомендации предпринимателям. - М.: 2009.

6. Басовский Л.Е. Менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2006.

7. Варданян И. Планирование карьеры // Служба кадров и персонал. - 2008. -№2.

8. Гранд Р. Современный стратегический анализ. 7 изд.-СПБ: Питер, 2012.

9. Зуб А.Т., Локтинов М.В. Стратегический менеджмент. Системный подход. - Изд.Генезис, 2011.

10. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности предприятия. - М: Внешторгиздат, 2011.

11.Неправский А. Стратегический менеджмент. - Минск: Мисанта, 2008.

12.http://center-yf.ru/data/Marketologu/Strategicheskoe-planirovanie-eto.php

130 Зуб А.Т., Локтинов М.В. Стратегический менеджмент. Системный подход. - Изд.Генезис, 2011.

131 Маркетинг во внешнеэкономической деятельности предприятия. - М: Внешторгиздат, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.