Научная статья на тему 'Анализ методов стратегического планирования для нефтяных компаний'

Анализ методов стратегического планирования для нефтяных компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ / METHODS / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING / СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / BALANCED SCORECARD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дудорова Юлия Ивановна, Халикова Мамдуда Абдулхаевна

Статья посвящена анализу методов стратегического планирования для нефтяных компаний. В статье проведен анализ существующих методов планирования. Один из наиболее эффективных методов стратегического планирования является система сбалансированных показателей (ССП).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дудорова Юлия Ивановна, Халикова Мамдуда Абдулхаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article analyzes the methods of strategic planning for the oil companies. The article analyzes the existing planning methods. One of the most effective methods of strategic planning is the Balanced Scorecard (BSC).

Текст научной работы на тему «Анализ методов стратегического планирования для нефтяных компаний»

Таблица 1

Основные показатели деятельности ООО «Газпром трансгаз Саратов» Сторожевское ЛПУМГ в 2009-2012 гг.

Показатели Ед. изм. 2009 2010 2011 2012

Объем выпущенной продукции с НДС т.руб. 149522,1 197148,08 146036,21 114569,5

Темп роста к предыдущему году % 131,85 74,07 78,45

Численность персонала чел. 601 662 547 530

Темп роста 110,2 82,6 96,9

Ср. месячная зарплата (с пол. довольствием) руб. 17158 22305 20604 22958

Темп роста % 130,0 92,4 111,2

В 2012 г. списочная численность персонала Сторо-жевского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Саратов» составляла 529 ед. Из них рабочих - 346 ед., служащих -164,5 ед. Списочная численность 01.01.2013 - 513 человек, из них рабочих - 346 человек, служащих - 167 человек.

Несмотря не негативную тенденцию сокращения практически по всем видам затрат на персонал в Сторо-жевском ЛПУМГ, обусловленную общим снижением показателей деятельности по ряду дочерних обществ и ОАО «Газпром» в целом, среди положительных моментов следует отметить, что в ООО «Газпром трансгаз Саратов» доля общих затрат на персонал в выручке не превышает принятый в отечественной практике уровень - 25%. На предприятии реализуется эффективная кадровая политика, получила развитие оценка деловых качеств работников и периодическая аттестация персонала, руководство развивает все стороны социальной жизни коллектива, по итогам конкурса «Лидер года» предприятие неоднократно признавалось лучшим в топливно-энергетическом комплексе [1; 2].

Исследование показало, что суммы, расходуемые на осуществление важнейших функций управления персоналом согласно процессной модели управления затратами на персонал невелики. Значительны затраты на содержание системы управления персоналом (9% в совокупных расходах на управление персоналом в 2012 г.). Требуют увеличения затраты на адаптацию, развитие персонала (подготовку, переподготовку, повышение квалификации, управление карьерой, деловую оценку и аттестацию сотрудников).

Список литературы

1. 1.Верещагина Л.С., Гордашникова О.Ю. Резервы повышения качества персонала подразделений СМК //Вестник Чувашского университета. 2008. № 4. С.358-370.

2. 2.Драгунов М.В., Верещагина Л.С. О результатах исследования затрат на персонал предприятий газовой отрасли //Наука и бизнес: пути развития. Выпуск по итогам 3-й Международной научно-практической конференции «Наука. Общество. Бизнес», 6-8 мая 2013 г. Кипр, Пафос. 2013. №5 (23). С.160.

АНАЛИЗ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЛЯ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ

Дудорова Юлия Ивановна

Магистрант, ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной университет», г. Уфа

Халикова Мамдуда Абдулхаевна

Доцент, канд. эконом. наук, ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной университет», г. Уфа

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу методов стратегического планирования для нефтяных компаний. В статье проведен анализ существующих методов планирования. Один из наиболее эффективных методов стратегического планирования является система сбалансированных показателей (ССП).

ABSTRACT

This article analyzes the methods of strategic planning for the oil companies. The article analyzes the existing planning methods. One of the most effective methods of strategic planning is the Balanced Scorecard (BSC).

Ключевые слова: методы, стратегическое планирование, система сбалансированных показателей.

Keywords: methods, strategic planning, Balanced Scorecard.

Стратегическое планирование - это одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения [2, с. 272]. Основная задача стратегического планирования на предприятиях состоит в обосновании стратегической цели и ее достижении [4, с. 302]. В литературе представлены следующие методы планирования:

- экспертные (оценочные) или эвристические методы;

- методы прямых инженерно-экономических расчетов;

- балансовый метод;

- экономико-математические методы;

- метод ССП [1, с. 15-19].

Анализ достоинств и недостатков каждого из методов представлен в таблице 1.

Каждый из рассмотренных методов имеет свои достоинства и недостатки и в отдельности не может в полном объеме решать задачу стратегического планирования для нефтяных компаний. В последнее время получил распространение метод ССП, который является наиболее распространенным методом стратегического планирования т.к. позволяет связать стратегические цели компании с бизнес - процессами.

Таблица 1

Достоинства и недостатки методов стратегического планирования_

Метод Достоинства Недостатки

Экспертные (оценочные) или эвристические методы 1. Каждый фактор рассматривается во взаимосвязи, учитывается взаимодействие всех факторов и степень их воздействия на конечный результат; 2. Позволяет применить практически всю информацию, также неформализованную, неполную. 1. Прогноз бывает качественным, и формализовать его сложно.

Методы прямых ин-женерно-эко-номических расчетов 1. Предназначен для определения потребностей рынка в данном виде продукции и возможностей ее производства; 2. Широко используются при решении стандартных и структурированных проблем. Не всегда можно применить, т.к. не все экономические процессы можно формализовано представить.

Балансовый метод 1. Простота и ясность; 2. Обеспечивает целостность планирования на всех уровнях управления предприятием; 1. Формирует итоговые результаты исходя из заданных параметров, но не фиксирует зависимостей от их исходных данных, не устанавливает критериев выбора оптимального варианта, не дает конкретных рекомендаций - в каких случаях и при каких условиях применение того или иного варианта наиболее эффективно; 2. С помощью только лишь финансовых показателей невозможно всесторонне оценить эффективность инвестиций в нематериальные активы, конструктивно влиять на отношение к компании ее клиентов и повышать компетентность управляющего персонала.

Экономико-математические методы 1. Для прогноза изменения ситуации используют количественные показатели. 1. Прогнозируют только количественные показатели.

Метод ССП 1. Связывает стратегические цели компании с бизнес - процессами; 2. Прогнозирует как количественные, так и качественные показатели; 3. ССП рассматривает стратегию компании по 4 составляющим, соединенными причинно -следственными связями; 4. Простота восприятия исполнителями; 5. Доведение стратегии компании до каждого сотрудника; 6. Улучшение системы мотивации персонала; 7. Существует связь между всеми уровнями иерархии от высшего управленческого звена до низшего. 1. ССП невозможно адаптировать к разным бизнес - процессам; 2. Разработка ССП трудоемка.

В статье был проведен анализ методов стратегического планирования. В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что из всех представленных методов стратегического планирования, метод ССП отвечает основной задаче стратегического планирования.

Метод ССП трансформирует стратегию в задачи и показатели, сгруппированные по четырем различным направлениям, таким как финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы, обучение и повышение квалификации. Четыре составляющие ССП позволяют достичь баланса между долго - и краткосрочными целями, желаемыми результатами и факторами их достижения, а также жесткими объективными критериями и более мягкими субъективными показателями [3, с. 18-22].

ССП устанавливает связи между всеми уровнями иерархии от высшего управленческого звена до низшего -путем выстраивания соответствующих целей и показателей. В ССП рассматриваются как количественные, так и качественные ключевые показатели эффективности, которые позволяют оценить степень достижения стратегической цели и стратегии развития по уровням иерархии предприятия вплоть до подразделений, а также бизнес -

процессов. ССП согласовывает цели и задачи подразделения и каждого работника со стратегией компании.

Список литературы

1. Бойко А.А. Методы стратегического планирования инновационного воспроизводства основных воспроизводственных фондов/ А.А. Бойко. - Вестник СибГАУ, 2011 - №5.

2. Большаков А.С. Современный менеджмент и практика/ А.С. Большаков, В.И. Михайлов. - СПБ: Питер, 2005. - 528с.

3. Бондаренко О.Н. Управление производством на основе сбалансированной системы показателей [Электронный ресурс] / О.Н. Бондаренко // Российское предпринимательство. - 2005. - № 11(71). - С. 18-22. - Режим доступа: http://www. creative-conomv.ru /articles/7223/

4. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/ А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд - М: Юнита-Дана, 2012. - 577 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.