УДК 338.26:339.146
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АПК
DOI: 10.24411/2587-6740-2020-16110
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РОСТОМ ЗЕРНОПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА АПК: ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Н.В. Карамнова, Н.Ю. Кузичева, Д.А. Поляков
ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет», г. Мичуринск, Россия
Цель исследования состоит в выявлении уровня эффективности стратегического управления в зернопродуктовом подкомплексе АПК. В процессе изучения современного состояния его отраслей были использованы методы экономического исследования, основными из которых явились монографический, анализа и синтеза и расчетно-конструктивный. Обозначены ключевые проблемы стратегического развития зернопродуктового подкомлекса АПК: наличие дегенеративных процессов в воспроизводстве плодородия почв, низкие темпы обновления технических средств производства, дефицит инфраструктуры, отсутствие стабильности при формировании доходов участников производства конечного продукта. Сформулированы основные направления стратегического развития зернопродуктового подкомплекса АПК, охватывающие сферы инфраструктурного обеспечения, обеспечения ценовой стабильности рынка зерна, совершенствования государственного регулирования, межотраслевого взаимодействия на принципах кластеризации в основных зернопроизводящих регионах, расширения рынка сбыта зерна, биотехнологии производства, комплексной цифровизации. Анализ эффективности стратегического управления зернопродуктового подкомплекса АПК в 2016-2018 гг. показал ее стабильную величину через предложенный коэффициент эффективности стратегического управления развитием отрасли, колеблющуюся в пределах 1,04-1,08 в зернопроизводстве и 1,53-1,64 — в зернопереработке. Это отражает планомерность процесса развития, но и различную сложность влияния факторов внешней среды на него. Процесс стратегического управления развитием зернопродуктового подкомплекса АПК может быть усовершенствован в части применения аппарата оценки эффективности его осуществления. Исследование проведено на материалах организаций зернопродуктового подкомплекса АПК Тамбовской области — одного из зернопроизводящих регионов страны. Ключевые слова: зернопродуктовый подкомплекс АПК, проблемы развития, стратегическое управление, цели, направления, эффективность, совершенствование.
Зернопродуктовый подкомплекс АПК — это материальная основа рынка зерна. Он представляет собой часть агропромышленного комплекса страны, обособленный по принципу однородности используемого сырья. С организационной точки зрения зернопродуктовый подкомплекс АПК представляет собой межотраслевое объединение (комплекс), деятельность которого направлена на производство продукта, в основе которого использовано зерновое сырье, а также его продвижение к непосредственному потребителю. Его состав формируют ресурсопроизводя-щие отрасли АПК — I сфера, сельскохозяйственные товаропроизводители, осуществляющие производство зерна — II сфера, зерноперера-батывающие заводы, производящие подготовку сельскохозяйственного сырья к использованию продукта в следующей (хлебопечение, животноводство) или параллельной ей (химическая, фармакологическая, кондитерская промышленности) технологической цепи производства конечного продукта, ресурсообеспечивающая, информационно-технологическая и обслуживающая (производственная) инфраструктуры, торговля — III сфера [8]. А.Г. Бабков считает, что неотъемлемым элементом современного АПК является потребительская кооперация на селе [1]. Однако в отношении зернопродуктового подкомплекса АПК ее развитие носит ограниченный характер, как правило, подобная схема используется только мелкими сельскохозяйственными товаропроизводителями для формирования крупных партий зерна для организации продаж на биржевых площадках. Но экономическая целесообразность создания сельскохозяйственного потребительского кооператива для решения проблем сбыта зерна в условиях доступности рынков на территориях с транспортным плечом до 100-150 км очень низкая.
Большую практическую актуальность в современных условиях приобретает вопрос не как продать зерно, а каким образом получить дополнительный экономический эффект от совместной деятельности на межотраслевом уровне. И на этом фоне встает дилемма — кто
должны быть участниками таких интегрированных формирований и на какой экономической основе должны быть выстроены между ними хозяйственные связи. Наибольшее развитие получило создание интегрированных структур, объединяющих под единым руководством сферы производства зерна и его хранения. Например, в Тамбовской области в 2017-2019 гг. в них производилось до 40% валового сбора зерна, производимого в сельскохозяйственных организациях региона. При этом элеваторное хозяйство входило в интегрированную сельскохозяйственную организацию как структурное подразделение (ООО «Юго-Восточная агрогруп-па» Кирсановского района), либо как дочерняя организация (ООО «Избердей» Петровского района). Решение задач наращивания производства зерна на мезоуровне должно сопровождаться поддержанием пропорциональности внутри зернопродуктового подкомплекса АПК региона. С одной стороны, это будет способствовать увеличению производства продукции зернопе-реработки с большой добавленной стоимостью, с другой — повышению устойчивости развития рынка зерна [3, 4], с третьей — формированию большей товарной массы продукции зернопе-реработки, поступающей на мировые торговые площадки. В совокупности по всем зернопро-изводящим регионам страны такие тенденции будут способствовать решению стратегической задачи увеличения экспорта продукции АПК до 45 млрд долл. США [7].
Дальнейшее развитие зернопродуктового подкомплекса АПК России может осуществляться только при решении ряда стратегических проблем ресурсного обеспечения сельского хозяйства. В их числе следует назвать:
- недостаточное восстановление плодородия почв земель, вовлеченных в хозяйственный оборот, деградация почв;
- низкие темпы обновления машинно-тракторного парка в сельском хозяйстве;
- дефицит элеваторных мощностей хранения и специализированных средств транспортировки зерна;
- высокая конкуренция между зерноперера-батывающими заводами и зернотрейдерами;
- малые объемы глубокой переработки зерна;
- диспаритет цен;
- отсутствие стабильности в формировании доходности участников зернопродуктового подкомплекса АПК [2].
Следует отметить, что решение этих проблем, должно осуществляться в рамках единой системы стратегического управления. Стратегическое управление развитием зернопродук-тового подкомплекса АПК представляет собой вид деятельности, направленный на достижение параметров перспективного состояния производственно-экономической системы, проявляющийся в наращивании ее экономического потенциала за счет повышения эффективности производства продукции, осуществляемое в рамках существующей стратегии развития и учитывающее неопределенность условий функционирования в каждый момент времени. Оно осуществляется в рамках системы стратегического управления, включающей целеполагание, стратегическое планирование, стратегию, процесс осуществления ее реализации, оценку эффективности стратегического управления, последующую координацию плановых заданий. Управляющая подсистема формирует и регулирует весь процесс стратегического управления развитием зернопродуктового подкомлекса АПК.
По сути, стратегическая цель развития АПК сформулирована Президентом России, ее производной частью является наращивание производственных и логистических возможностей зернопродуктового подкомплекса АПК. В рамках стратегического планирования установлена планка увеличения экспорта зерна и продуктов зерноперерабтки в размере более 11 млрд долл. США к 2024 г., что больше среднего уровня 20172019 гг. на 26,4% [6].
Стратегия развития зернового подкомплекса АПК России на долгосрочный период определила основные направления решения стратегических проблем отраслей, входящих в его состав. Она предусматривает реализацию активного
- 37
© Карамнова Н.В., Кузичева Н.Ю., Поляков Д. А., 2020 Международный сельскохозяйственный журнал, 2020, том 63, № 6 (378), с. 37-39.
W О STATE REGULATION AND REGIONAL DEVELOPMENT APK
государственного регулирования в наиболее экономически чувствительных областях:
- транспортировки зерна;
- снижения волантильности внутреннего рынка зерна и обеспечения баланса интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей и переработчиков зерна;
- совершенствования механизма проведения государственных закупочных и товарных интервенций;
- развития внутреннего потребления и экспорта [9].
Помимо этих направлений развития зерно-продуктового подкомплекса АПК, целесообразным видится реализация мер по:
- развитию зерновых кластеров, повышению наукоемкости продукции зернопродуктово-го подкомплекса АПК;
- устранению диспропорций развития растениеводства и животноводства;
- переходу к биотехнологиям в сельском хозяйстве;
- активизации управления затратами в сельском хозяйстве;
- субсидированию части затрат на строительство элеваторов и заводов по глубокой переработке зерна, вагонов-зерновозов и судов типа «река-море»;
- цифровизации технологических процессов в сельском хозяйстве и процесса контроля за движением продукта по всем этапам от «поля до момента продажи готового продукта». Следует отметить, что результативность реализации каждого из этих направлений, а также их совокупности может оцениваться в рамках показателей эффективности реализации стратегии развития [5] и стратегического управления в целом. Именно в части оценки результативности стратегического управления развитием объекта исследования будут состоять элементы научной новизны представленной научной статьи.
Показателем, посредством которого проводится такая оценка, следует назвать комплексный коэффициент эффективности стратегического развития. Он отражает влияние четырех важнейших аспектов развития субъекта исследования: финансов, рынка, внутренних бизнес-процессов и персонала.
Комплексный коэффициент эффективности стратегического управления развитием организации, отрасли, комплекса (К) рассчитывается по формуле:
К = (Кф + К + Кб + К) / 4,
су ф р бп ио
где Кф — коэффициент эффективности реализации стратегии по группе «Финансы», К — коэффициент эффективности реализации стратегии по группе «Рынки», ^ — коэффициент
эффективности реализации стратегии по группе «Бизнес-процессы», Ки0 — коэффициент эффективности реализации стратегии по группе «Инновации, обучение».
Расчет частных показателей эффективности стратегического развития, использующихся для расчета исходных коэффициентов реализации стратегии по указанным экономическим аспектам стратегического управления (финансы, рынок, бизнес-процесс, персонал), проводится по формуле суммы произведений фактических величин частных показателей и весов значений их влияния в достижении конечной цели. Перечень частных показателей определяется в соответствии с оценкой достижения подцелей каждой из исследуемых сторон развития бизнеса. Значения этих показателей переводятся в обезличенную форму, что позволяет производить операцию сложения в расчетах комплексного показателя эффективности стратегического управления.
Детальные исследования эффективности стратегического управления развитием проведены на основе материалов основных участников зернопродуктового подкомплекса Тамбовской области — одного из зернопроизводящих регионов России.
Так, эффективность стратегического управления зернопроизводством в сельскохозяйственных организациях Тамбовской области находилась в 2016-2018 гг. на уровне своего нормативного значения (больше 1), что в большей степени свидетельствует о планомерности развития отрасли (рис. 1).
Однако следует отметить, что внутренние бизнес-процессы в сельском хозяйстве в большинстве строятся на углублении интенсификации аграрного производства на основе химизации. Во многом это становится причиной деградации главного средства производства земли, точнее, плодородия почв.
Аналогичные исследования проведены по сфере, представленной зерноперерабатываю-щими заводами региона. Следует отметить, что для большей сопоставимости коэффициентов эффективности стратегического развития между этими взаимосвязанными отраслями были использованы в расчетах одинаковые частные показатели. При оценке рыночных позиций использованы показатели темпа роста емкости рынка по зерну, доля выручки от реализации зерна (продуктов зернопереработки) в структуре выручки от продажи сельскохозяйственной продукции (продукции пищевых отраслей), количество видов производимой продукции, бизнес-процессов — продолжительность 1 оборота оборотных средств, уровень товарности, процент выполнения программных показателей роста (Государственной программы разви-
тия сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013220 годы), финансов — уровень рентабельности, темп прироста выручки от реализации продукции, персонала и инновационного развития — количество работников, повысивших квалификацию, среднемесячная оплата труда 1 работника, производительность труда, уровень использования цифровых технологий в производстве и управлении.
Анализ значений комплексного показателя эффективности стратегического управления в сфере зернопереработки показал, что эффективность стратегического управления в 20162018 гг. увеличилась на 7,1% (рис. 2).
Основным фактором, позволившим достичь высокой результативности стратегического управления в отраслях зернопереработки, стал, прежде всего, фактор высокой рыночной цены, позволивший обеспечить рентабельность производства продукции отрасли на уровне 55,1-58,8%. Однако необходимо отметить, что зерноперера-батывающие заводы разных производственных направлений функционируют в диаметрально противоположных экономических условиях. Так, мукомольные заводы региона, являющиеся элементом технологической цепи производства хлеба и хлебобулочных изделий, получают прибыль в размере 4 руб. на каждые 100 руб. понесенных затрат. Напротив, крахмало-паточные заводы обеспечивают рентабельность своей деятельности на уровне более 55%. Другими словами, на рынке продукции зернопереработки наблюдается экономическая неоднородность.
Сравнивая значения коэффициентов эффективности стратегического управления развитием в зернопроизводстве и в сфере зерно-переработки, выявлен факт более активной трансформации в обрабатывающей отрасли.
Предложения совершенствования стратегического управления развитием зернопродукто-вого подкомплекса АПК могут быть сведены к следующему:
- применение усредненных натуральных значений показателей, применяющихся в расчетах оцениваемых показателей, что снижает проявление вероятностных факторов влияния на результаты хозяйствования;
- соблюдение однообразности показателей, использующихся в оценивающих процедурах, и методики их расчета, что обеспечивает сопоставимость полученных оценочных результатов в динамике и пространстве;
- использование показателей, позволяющих объективно оценивать все аспекты развития, что позволяет достичь системности в проведенных научных исследованиях.
Рис. 1. Комплексный коэффициент эффективности стратегического Рис. 2. Комплексный коэффициент эффективности стратегического
управления зернопроизводством в сельскохозяйственных организациях управления в зерноперерабатывающих организациях
Тамбовской области в 2016-2018 гг. Тамбовской области в 2016-2018 гг.
38-
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 6 (378)/2020 www.mshj.ru
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АПК © О
Таким образом, стратегическое управление развитием зернопродуктового подкомплекса Тамбовской области осуществляется на достаточном уровне, но не обладает стабильностью в силу ряда причин (высокая колеблемость цен реализации, деградация почв, недостаточное техническое обеспечение). Существующие «узкие» места в ресурсном обеспечении сельскохозяйственного производства требуют незамедлительного решения для нормализации воспроизводственного процесса в отрасли в долгосрочной перспективе и обеспечения на этой основе устойчивого развития зернопродуктового подкомплекса АПК в целом.
Литература
1. Бабков Г.А. Сущность и структурные элементы АПК // Управление экономическими системами: элек-
Об авторах:
тронный научный журнал. 2011. № 9 (33). ии_: ЬНрз:// elibrary.ru/download/elibrary_18328522_17827432.pdf (дата обращения: 10.05.20).
2. Бундина О.И. Развитие зернового хозяйства России: проблемы и решения // Инновационно-технологическое развитие пищевой промышленности — тенденции, стратегии, вызовы. Сборник статей XXI Международной научно-практической конференции, посвященной памяти В.М. Горбатова, 6 декабря 2018 г., Москва. М.: ФГНУ «ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова» РАН, 2018. С. 40-43.
3. Жидков С.А. Приоритетные направления развития рынка зерна в России. Мичуринск: Изд-во ООО «БИС», 2018. 313 с.
4. Кузичева Н.Ю., Жидков С.А. Направления повышения устойчивости развития рынка зерна // Никоновские чтения. М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова, 2018. С. 38-40.
5. Кузичева Н.Ю., Касторнов Н.П., Верховцев А.А. Стратегия развития зернопроизводства на микроуровне: система показателей оценки качества разработки и
эффективности реализации // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2019. № 3 (58). С. 131-136.
6. О мерах по стимулированию экспорта сельхозпродукции: Доклад министра сельского хозяйства Д. Патрушева на совещании о стимулировании экспорта сельскохозяйственной продукции, 22 июля 2019 г. URL: http://government.ru/dep_news/37438/ (дата обращения: 03.08.2020).
7. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 // Российская газета. Федеральный выпуск. 2018. № 97 (75601).
8. Тихонов В.А., Лезина М.Л. Конечный продукт АПК. М.: Наука, 1985. 264 с.
9. Утверждена Долгосрочная стратегия развития зернового комплекса России до 2035 года. URL: http://government.ru/docs/37668/ (дата обращения: 063.08.2020).
Карамнова Наталья Владимировна, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой управления и делового администрирования, ОРСЮ: http://orcid.org/0000-0002-0945-4039, [email protected]
Кузичева Наталия Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления и делового администрирования,
ОРСЮ: http://orcid.org/0000-0002-6252-0955, [email protected]
Поляков Денис Андреевич, аспирант кафедры управления и делового администрирования,
ОРСЮ: http://orcid.org/0000-0001-7108-3243, [email protected]
STRATEGIC MANAGEMENT OF GROWTH OF THE GRAIN PRODUCT SUB-COMPLEX: EVALUATION OF EFFICIENCY AND DIRECTION OF IMPROVEMENT
N.V. Karamnova, N.Yu. Kuzicheva, D.A. Polyakov
Michurinsk state agrarian university, Michurinsk, Russia
The purpose of the study is to identify the level of effectiveness of strategic management in the grain production sub-complex of the agro-industrial complex. In the process of studying the modern state of its industries, methods of economic research were used, the main of which were monographic, analysis and synthesis and calculation and design. The key problems of the strategic development of the agro-industrial complex are identified, consisting in the presence of degenerative processes in the reproduction of soil fertility, low rates of updating technical means of production, lack of infrastructure, lack of stability in the formation of income of participants in the production of the final product. The main directions of the strategic development of the agro-industrial complex are formulated, covering the areas of infrastructure support, ensuring the price stability of the grain market, improving state regulation, intersectoral interaction on the principles of clustering in the main grain-producing regions, expanding the grain market, biotechnology of production, and integrated digitalization. Analysis of the effectiveness of strategic management of the agro-industrial complex in 2016-2018 showed its stable value through the proposed efficiency factor of strategic management of the development of the industry, fluctuating within 1.04-1.08 in grain production and 1.53-1.64 in grain processing. This reflects the systematic process of their development, but also the different complexity of the influence of environmental factors on it. The process of strategic management of the development of the grain production sub-complex of the agro-industrial complex can be improved in terms of the use of the apparatus for assessing the effectiveness of its implementation. The study was carried out on the materials of the organizations of the grain-producing sub-complex of the agro-industrial complex of the Tambov region — one of the grain-producing regions of the country.
Keywords: agro-industrial complex for grain products, development problems, strategic management, goals, directions, efficiency, improvement.
Reference
1. Babkov, G.A. (2011). Sushchnost' i strukturnye ehle-menty APK [Essence and structural elements of the agro-industrial complex]. Upravlenie ehkonomicheskimi sistemami: ehlektronnyi nauchnyi zhurnal [Management of economic systems: electronic scientific journal], no. 9 (33). Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_18328522_17827432. pdf (accessed: 10.05.20).
2. Bundina, O.I. (2018). Razvitie zernovogo khozyaistva Rossii: problemy i resheniya [Development of the grain economy of Russia: problems and solutions]. Innovatsionno-tekhnologicheskoe razvitie pishchevoi promyshlennosti — ten-dentsii, strategii, vyzovy. Sbornik statei XXI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi pamya-ti V.M. Gorbatova, 6 dekabrya 2018g., Moskva [Innovative and technological development of the food industry — trends, strategies, challenges. Collection of articles of the XXI International scientific and practical conference dedicated to the memory of V.M. Gorbatov, December 6, 2018, Moscow]. Moscow, "FSC of food systems named after V.M. Gorbatov" RAS, pp. 40-43.
3. Zhidkov, S.A. (2018). Prioritetnye napravleniya razvitiya rynkazerna vRossii [Priority areas of grain market development in Russia]. Michurinsk, publishing house of LLC "BIS", 313 p.
4. Kuzicheva, N.Yu., Zhidkov, S.A. (2018). Napravleniya povysheniya ustoichivosti razvitiya rynka zerna [Directions for improving the sustainability of the grain market development]. Nikonovskie chteniya [Nikonovsky readings]. Moscow, AIAPI named after A.A. Nikonov, pp. 38-40.
5. Kuzicheva, N.Yu., Kastornov, N.P., Verkhovtsev, A.A. (2019). Strategiya razvitiya zernoproizvodstva na mikrou-rovne: sistema pokazatelei otsenki kachestva razrabotki i ehffektivnosti realizatsii [Strategy for the development of grain production at the micro level: a system of indicators for assessing the quality of development and efficiency of implementation]. Vestnik Michurinskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Bulletin of Michurinsk state agrarian university], no. 3 (58), pp. 131-136.
6. O merakh po stimulirovaniyu ehksporta sel'khozproduktsii: Doklad ministra sel'skogo khozyaistva D. Patrusheva na soveshchanii o stimulirovanii ehksporta sel'skokhozyaistvennoi produktsii, 22 iyulya 2019 g. (2019).
[On measures to stimulate the export of agricultural products. Report of Minister of Agriculture D. Patrushev at a meeting on promoting agricultural exports, July 22, 2019]. Available at: http://government.ru/dep_news/37438/ (accessed: 03.08.2020).
7. O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh za-dachakh razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2024 goda: ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2018 g. № 204 (2018). [On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024: Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204]. Rossiiskaya gazeta. Federal'nyi vypusk [Russian newspaper. Federal issue], no. 97 (75601).
8. Tikhonov, V.A., Lezina, M.L. (1985). Konechnyi produkt APK [The final product of the agro-industrial complex]. Moscow, Nauka Publ., 264 p.
9. Utverzhdena Dolgosrochnaya strategiya razvitiya zernovogo kompleksa Rossii do 2035 goda [The Long-Term Strategy for the development of the grain complex of Russia until 2035 has been approved]. Available at: http://govern-ment.ru/docs/37668/ (accessed: 06.08.2020).
About the authors:
Natalya V. Karamnova, doctor of economic sciences, associate professor, head of the department of management and business administration, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0945-4039, [email protected]
Natalia Yu. Kuzicheva, candidate of economic sciences, associate professor, associate professor of the department of management and business administration,
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6252-0955, [email protected]
Denis A. Polyakov, graduate student of the department of management and business administration,
ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7108-3243, [email protected]
/f^J^fife. МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ №6 (378)/2020