Научная статья на тему 'Стратегическое развитие социальной сферы: его сущность'

Стратегическое развитие социальной сферы: его сущность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
508
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегическое развитие социальной сферы: его сущность»

С.А. АЛЕШЕВА

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ: ЕГО СУЩНОСТЬ

Необходимые рыночные преобразования в таких основных структурных (отраслевых) составляющих социальной сферы, как образование, жилищно-коммунальный комплекс, здравоохранение, культура, в соответствии с нашими представлениями, должны осуществляться исходя из предоставления учреждениям социальной сферы того организационно-правового статуса с коллективно-долевой или государственной формой собственности имущественного комплекса, к которому субъекты хозяйствования социальной сферы адаптированы и в организационном отношении готовы на ресурсообеспеченной основе осуществлять свою деятельность эффективно, повышая или стабилизируя темпы экономического роста.

Преобразования на рыночной основе в отраслевых составляющих социальной сферы (сферы услуг) тесно связаны с социально-экономическим развитием каждого хозяйствующего субъекта, отдельной структурной составляющей и в целом сферы услуг, так как экономический рост хозяйствующего субъекта зависит, в первую очередь, от количества потребителей услуг, цены на ту или иную услугу, востребованности услуг на рынке, от содействия разноуровневых органов управления нормативно-правовым регламентированием повышать уровень экономической заинтересованности наращивать объемы оказываемых услуг, их разнообразие.

Вместе с тем, воздействие негативных факторов внешней среды на текущую деятельность и перспективное развитие субъектов хозяйствования социальной сферы (конъюнктура рынка услуг, демографические факторы, нормативно-правовые изменения, факторы глобализации) ставит субъекты управления учреждениями и предприятиями структурных составляющих сферы услуг перед необходимостью противодействовать влиянию факторов нестабильной внешней среды посредством формирования и реализации обобщающей (базовой) и функциональных стратегий, ориентированных на сохранение положительных тенденций экономического и социального роста, занимаемого места на рынке сферы услуг.

Поэтому стратегическое развитие социальной сферы, хозяйствующих субъектов сферы услуг, на наш взгляд, непосредственно связано с соблюдением технологических процедур и правил стратегического планирования социально-экономического развития как отдельных субъектов хозяйствования, так и в целом структурных составляющих социальной сферы (сферы услуг).

В ходе рыночных преобразований национальной экономики и, в первую очередь, смены форм собственности, условия реализации социально-трудовых отношений и общественная структура страны кардинально трансформировались. В процессе массовой приватизации оформились совершенно новые субъекты социально-трудовых отношений: предприниматели и наемные работники, каждый из которых характеризуются собственными интересами и поведением.

В ходе ускоренного развития коллективно-долевых и смешанных форм собственности границы непосредственного государственного воздействия на социальные явления, как нам представляется, сокращаются, большое число социальных функций перераспределится на уровень непосредственных собственников. Особо это относится к проблемам трудовой деятельности и ее оплаты социального страхования и социальной защиты, к проблеме текущего функционирования и перспективного развития социальной сферы.

Директивные формы регулирования трудовой деятельности в подобной ситуации следует заменить договорными отношениями между субъектами социально-трудовых отношений, так как определенная система их регулирования сохранилась неизменной, появились только единичные составляющие нового, соответствующего рыночному экономическому механизму. Например, появились службы занятости, иммиграции, негосударственные фонды страхования. Фактически отсутствует система социально-трудовых отношений на предприятиях, в том числе и на таких, где в уставном капитале имеется доля государства. Отсутствует действенный контроль за деятельностью директоров предприятий в сфере соблюдения прав рабочих и служащих, в первую очередь, в области своевременности выдачи заработной платы и соблюдения техники безопасности. Неудовлетворительными темпами, на наш взгляд, происходят развитие и повышение качества законодательной базы.

Главная причина трудностей осуществляемых преобразований заключается в том, что социальная сфера обладает значительной инерционностью. Область социально-трудовых отношений затрагивает всех граждан страны, поэтому кардинальные экономические и социальные реформы и изменения в этой области связаны со значительными сложностями, так как могут немедленно привести к значительным потерям в области социальной устойчивости. Консервация действовавшего ранее механизма социальной стабильности обусловлена также существованием конкретных экономических явлений, в первую очередь, в условиях процесса сокращения темпов роста производства.

Социальная стратегия в этих условиях должна быть готова к экстренным ответным действиям на чрезвычайные социально-экономические ситуации в той или иной отрасли или регионе. Реализация стратегии оперативного реагирования на воздействия макросреды представляет собой фактор определенной устойчивости в социальной сфере. Отсутствие же стратегической ориентации на достижение высокой результативности может привести к депрессии в рамках рыночных механизмов. Вследствие этого необходимо, невзирая на неустойчивую внешнюю среду, всестороннее преобразование системы социально-трудовых отношений.

Выделяя определенные преимущества существовавшей ранее социалистической системы социальной защиты, необходимо констатировать, что в условиях командно-административных методов управления она в основном заключалась в предоставлении гражданам страны социальной помощи, которая в условиях экономического роста в настоящее время снизилась. сложившаяся система социальной защиты рассматривает социальную сферу только в качестве затратного механизма, требующего постоянных расходов. Данный подход преобладает, его следует преодолеть, так как социальная сфера не только находится в зависимости от состояния народного хозяйства, но и может оказывать на нее эффективное воздействие.

Основное стратегическое направление социальных преобразований заключается вследствие этого в поэтапном переходе от административнораспределительных к экономическим способам концентрации и распределения средств для социальной сферы, в переориентации системы социальной защиты с оказания помощи на подготовку граждан к процессу сознательной, целесообразной деятельности, ориентированной на видоизменение предметов для удовлетворения своих потребностей, достижение наибольших экономических результатов, эффективности производства.

Следует иметь в виду кардинальное отличие систем социально-трудовых отношений в командно-административной и рыночной системах. В первом варианте работодателем является только государство, которое распределяет

рабочую силу и управляет заработной платой. При этом имеется только один государственный способ концентрации средств, предназначенных для социальной сферы, распределение которых основывается на принципах социальных гарантий.

В рыночной экономике работу предоставляют различные экономические субъекты. При этом участников социально-трудовых отношений несколько: государство, работодатель и наемный работник, а распределение рабочей силы и определение уровня заработной платы реализовываются в условиях рынка труда. Заработная плата базируется на цене труда. Преобладает договорный тип социально-трудовых отношений, который в настоящее время трансформируется в систему социального партнерства. В этом случае наблюдается многоканальная система концентрации средств, направляемых на удовлетворение социальных нужд и потребностей. Вместе с сохранением основных составляющих социального обеспечения доминирующую роль играют социальное страхование и коммерциализация социальных услуг.

Кроме того, в народном хозяйстве необходимо закрепить ответственность за реализацию социальных гарантий не только за федеральным бюджетом, но и за бюджетами субъектов Российской Федерации, которые имеют возможность при помощи собственных ресурсов увеличивать размер льгот и компенсаций и в то же время не должны обладать правом снижать установленный уровень социальных гарантий.

Практика промышленно развитых государств свидетельствует, что согласование решений субъектов социально-трудовых отношений по ряду проблем достигается за счет общественных некоммерческих организаций, в нормативно-правовом регламентировании деятельности которых государство играет существенную роль. В современных экономических условиях такой статус необходимо придать внебюджетным социальным фондам.

В этой связи важно развивать законодательную базу социально-трудовых отношений. Кроме того, необходима ратификация конвенций и рекомендаций Международной организации труда. Сотрудничество стран СНГ обусловливает создание общего экономического пространства и социальной сферы, без чего затруднительно гарантировать свободное движение работников в границах Содружества Независимых Государств (СНГ).

Поэтому требуются выявление и обоснование общей законодательной базы социально-трудовых отношений в рамках СНГ. Кроме того, концентрация усилий на реализацию самых актуальных социальных проблем, создание систем осуществления социальной помощи целесообразны для формирования благоприятных условий в целях более эффективного использования всех видов ресурсов.

Фундаментальная задача федеральных и региональных органов управления в области совершенствования оплаты труда заключается в содействии рыночному регулированию оплаты труда, представляющего ее в качестве цены рабочей силы в условиях рынка труда и создающего предпосылки для роста взаимодействия экономических интересов наемных работников и работодателей. Такие меры должны являться реальным инструментом изменения стратегического курса экономических преобразований, их социальной ориентации. Для этого необходимо стремиться к росту уровня качества жизни занятых граждан вместе с одновременным воздействием на рост эффективности функционирования хозяйственных обществ и товариществ, а также на формирование экономически более выгодных условий для социального роста.

Экономически целесообразная система рыночного регулирования оплаты труда должна включать в себя такие составляющие, как: многоуровневый кол-

лективно-договорной механизм, который предоставляет возможность в значительной степени ограничивать влияние рынка труда на изменение структуры и числа наемных работников; налоговая система регулирования частных доходов, которая должна гарантировать реальное участие всех граждан страны в процессах реализации федеральных и региональных социальных нужд; система государственных гарантий по оплате труда, нацеленная на защиту работников от отрицательных воздействий рыночного механизма; информационная система, предоставляющая персоналу и предпринимателям достоверную и всеобъемлющую информацию о цене труда по профессиям, разрядам, отраслям, регионам.

Все эти подсистемы рыночного регулирования взаимодействия элементов механизма оплаты труда существуют на этапе собственного становления, и требуют значительных усилий по их дальнейшему развитию и совершенствованию. При этом функционирование коллективно-договорной системы и регулирование на ее основе размера заработной платы могут обеспечиваться посредством:

- разграничения сферы полномочий в области заработной платы, регулируемых из предусмотренного Законом о коллективных договорах и соглашениях и Законом о профсоюзах типом договора, который может быть генеральным, отраслевым, региональным соглашением и коллективным договором;

- согласования сроков заключения конкретного договора, усиления обязательности решений, определенных в договорах хозяйствующих субъектов;

- заключения генерального, отраслевых и региональных соглашений на период не меньше чем два года;

- разграничения проблем, регулируемых в сфере оплаты труда и в других областях трудовых отношений.

Реализация конкретных мер по преобразованию и стратегическая ориентация на перспективное развитие социальной сферы, по нашему мнению, должны привести к росту объемов ввода и реконструкции объектов социального назначения в связи с острой потребностью в них, увеличению числа квалифицированных работников социальной сферы и повышению степени ее материальной обеспеченности.

Политика в сфере социальных отношений должна удовлетворять экономические интересы основной массы граждан страны, а не узкого социального слоя, должна быть нацелена на формирование действенных мотиваций к труду как целесообразной деятельности и побудительных мотивов достижения необходимых стратегических экономических ориентиров результативности.

Следует стремиться к тому, чтобы сущность экономических взаимоотношений стимулировала увеличение доходов товаропроизводителей, а нормативно-правовые акты не ограничивали экономическую свободу хозяйствующих субъектов, выпускающих продукцию и оказывающих услуги. Поддержка наиболее перспективных наукоемких производств может обеспечить благоприятные условия для хозяйствующих субъектов, производящих конкурентоспособные виды продукции или услуги, повысить уровень доходов граждан страны.

В рыночных экономических условиях воздействие государства на уровень доходов в основном осуществляется косвенно, вследствие чего стратегия экономического развития должна создавать для граждан предпосылки роста их доходов на основе стимулирования высокой хозяйственной активности, рационального использования производственных мощностей, высокого уровня занятости, целенаправленного воздействия на функционирование пред-приятий-монополистов.

Государство в лице своих органов управления социально-экономическим развитием должно помогать гражданам в адаптации к новым условиям жизни

и экономической деятельности, например, предоставляя бесплатно услуги по профессиональной переподготовке, информационную помощь в процессе поиска работы, налоговые преференции малообеспеченным группа граждан, развивая систему общественных работ, целевых доплат различным группам и слоям граждан за жилье, проезд в транспорте.

Государству необходимо выступать определенным поручителем в охране интересов граждан от разных финансовых мошенничеств, торговли недоброкачественными товарами и иных аналогичных действий, которые нанесли в первые годы экономических реформ значительный ущерб гражданам и национальной экономике.

Следует отметить, что государство обладает инструментами непосредственного влияния на уровень доходов граждан и их распределение. Основным при этом является определение минимальной заработной платы, которую целесообразно устанавливать не меньше величины официального прожиточного минимума. Это обусловливает необходимость изменения соотношений минимальной заработной платы и имеющихся ставок оплаты труда, в настоящее время ориентированных на невысокий уровень, который может выступать в качестве определенной расчетной единицы и в то же время не характеризует реальной стоимости рабочей силы.

Органы управления народным хозяйством оказывают воздействие на уровень жизни граждан, работающих в государственном секторе также посредством оплаты труда. Уровень оплаты труда следует значительно поднять и привести в соответствие со степенью профессиональной подготовки этих работников. С учетом профицита федерального бюджета и бюджетов основной массы субъектов Российской Федерации такое увеличение следует рассматривать не только в качестве одномоментного акта, для которого в настоящий период имеются необходимые ресурсы, но и в качестве долгосрочной стратегии развития социальной сферы и структуры управления.

Большое значение имеет увеличение доходов работников сельского хозяйства, которого можно достичь повышением закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и твердым ценовым надзором за монополистами-переработчиками агропромышленной продукции предприятиями, обслуживающими агропромышленный комплекс.

Автор считает недопустимой ситуацию с задержками выдачи денежных средств, заработанных гражданами или предприятиями, поставившими на общественный рынок продукцию, услуги. В этой ситуации в тяжелое положение попадает существенная часть домохозяйств и, таким образом, создается дестабилизация производства, а эффективные и конкурентоспособные предприятия становятся банкротами, в обществе создается сложная социальная ситуация.

Стратегия развития социальных отношений в настоящее время должна противодействовать влиянию макро-, микросред на уменьшение сбережений населения и ценных бумаг посредством механизмов пропорционального индексирования повышения цен. Несомненно, что обесцененные в процессе экономических преобразований сбережения граждан уже невозможно возвратить при помощи выплаты денежных возмещений, так как для этого отсутствуют требующиеся средства. Фактически следует рассчитывать только на частичную компенсацию лишь престарелым и пенсионерам.

В пенсионном обеспечении, на наш взгляд, необходимо учитывать не только трудовой вклад гражданина, но и поощрять его длительную, предприимчивую экономическую деятельность. Финансы пенсионного фонда, несмотря на достаточно существенный уровень отчислений, в настоящее время не позволяют реализовывать данную задачу пенсионного обеспечения в полном объеме.

В рыночной экономике значительную роль для роста уровня жизни граждан пенсионного возраста и устойчивого функционирования социально-экономической системы играют негосударственные пенсионные фонды, так как последние концентрируют большой объем финансовых ресурсов и размещают их вследствие собственных специфических особенностей в основном в достаточно надежных фондовых и проектных инвестиционных вложениях.

В Российской Федерации необходимо на федеральном уровне стимулировать образование и функционирование подобных вложений средств, оказывая последним организационную помощь и предоставляя налоговые льготы . В то же время разноуровневым государственным органам управления целесообразно принимать участие в деятельности и управлении различными инвестиционным фондами и осуществлять контроль за использованием их средств.

Стратегическое развитие пенсионного обеспечения связано со следующими основными видами деятельности: сбор и концентрация средств, направляемых на осуществление выплаты государственных пенсий; выделение средств на выплату государственных пенсий; назначение, перерасчет, выплата и доставка государственных пенсий; предоставление гражданам страны помощи в обосновании права на получение пенсий; гарантия эффективного использования федерального законодательства о пенсионном обеспечении; улучшение существующей системы пенсионного обеспечения; расширение международных контактов в сфере пенсионного обеспечения; объяснение гражданам страны их прав в области пенсионного обеспечения.

Осуществление конкретных направлений стратегического развития пенсионного обеспечения может способствовать образованию организационной базы для эффективного функционирования пенсионной системы минимизации финансовых потерь, вызываемых наличием большого числа разноуровневого управления существующей системой и нецелевым использованием пенсионных средств, усилению надзора за осуществлением деятельности всей пенсионной системы.

Рассматривая ситуацию, которая складывается в социальной сфере, следует обратить внимание на проблемы определения социальных факторов, которые оказывают воздействие на социальные и экономические преобразования, а также на то, в чем состоят экономические интересы участников рынка социальных услуг и каким образом изменяются позиции последних. В то же время определение и исследование конкретных категорий граждан и хозяйствующих субъектов, чьи интересы выступают основой для объективной трактовки, имеющих место в этой области явлений, необходимы в целях значимой оценки результативности развития социальной сферы.

Литература

1. Кураков А.Л. Профессиональное образование: планирование и прогнозирование его развития. СПБ.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. 356 с.

2. Кураков В.Л. Инновационные пути развития социальной сферы: Учеб. пособие. М.: Вуз и школа, 2002. 408 с.

3. Кураков В.Л., Алешева С.А. Стратегические приоритеты социальной поддержки населения в современных условиях. М.: Вуз и школа, 2002. 300 с.

4. Федоров Н.В. Система стратегического планирования и прогнозирования социальноэкономического развития регионов Российской Федерации. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. 266 с.

5. Государственное регулирование и прогнозирование развития российской экономики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2002. 588 с.

АЛЁШЕВА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА родилась в 1977 г. Окончила Чувашский государственный университет. Соискатель ученой степени кандидата экономических наук Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения. Автор 7 научных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.