Научная статья на тему 'Теоретические аспекты финансового регулирования заработной платы'

Теоретические аспекты финансового регулирования заработной платы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1010
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федосеева Юлия Александровна

В статье рассмотрены подходы современных авторов к содержанию понятия «финансовое регулирование». Сформулировано авторское определение термина «финансовое регулирова0 ние заработной платы»; представлена классификация субъектов, методов и инструментов фи0 нансового регулирования заработной платы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты финансового регулирования заработной платы»

Федосеева Ю.А.

Оренбургский государственный университет E-mail: fedoseeva_y@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

В статье рассмотрены подходы современных авторов к содержанию понятия «финансовое регулирование». Сформулировано авторское определение термина «финансовое регулирование заработной платы»; представлена классификация субъектов, методов и инструментов финансового регулирования заработной платы.

Ключевые слова: финансовое регулирование, заработная плата.

В структуре занятого населения любого государства доля лиц, работающих по найму, занимает высокий удельный вес. В Российской Федерации их доля составляет 92%. Отсюда вытекает внимание государства к регулированию заработной платы наемных работников, размеры которой имеют важное значение для формирования совокупного спроса как значимого фактора, влияющего на объем предложения товаров и услуг, а ее дифференциация определяет престиж созидательного труда, его общественное признание, состояние социальной справедливости и стабильности общества.

В ходе реформ 90-х годов заработная плата основной массы работников в России упала до крайне низкого и зачастую недопустимого уровня. Даже с учётом реального роста заработной платы на конец 2009 года она достигла только 85-90% предреформенной величины 1990 года [1, с. 371].

О недопустимо низких размерах заработной платы в нашей стране написано достаточно много и доказательно. Так, Роик В.Д. неоднократно в своих публикациях обращал внимание на аномально заниженную долю заработной платы в структуре ВВП Российской Федерации по сравнению с зарубежными государствами [2, с. 34]. О заниженной цене труда в РФ говорили Е.И. Капустин, Н.М. Римашевс-кая и другие авторы. Академик РАН Д.С. Львов отмечал, что «прирост нашего ВВП идет главным образом не за счет добычи нефти и газа, а примерно на четверть формируется за счет хронической недоплаты заработной платы наемным работникам. Причем, главным образом, бюджетникам...Наша часовая заработная плата примерно вдвое ниже установленного ООН минимума.» [3, с. 20].

Представляет безусловный интерес точка зрения Н.М. Плискевича, который рассматривает низкую заработную плату, сложившуюся в нашей стране, как институциональную ловушку, провоцирующую развитие массовой бедности и ее воспроизводство в современных масштабах [4, с. 89].

Кроме того, в России сложилась неоправданная по всем меркам дифференциация заработной платы, которая сопровождается недопустимым с точки зрения сохранения социальной стабильности уровнем расслоения населения. Так, лидерами по уровню заработной платы в 2009 г. оставались такие виды экономической деятельности, как транспортирование по трубопроводам, финансовая деятельность и добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (превышение общероссийского уровня в 2,2 раза), производство кокса и нефтепродуктов (в 2 раза). Наиболее низкий уровень среднемесячной заработной платы сохранялся в текстильном и швейном производстве, в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве - соответственно 48, 53 и 51% общероссийского уровня [1, с. 371].

Низкий уровень заработной платы в большинстве отраслей экономики Российской Федерации и отсутствие должного финансового регулирования со стороны государства привели к тому, что оплата труда не в состоянии выполнять свои важнейшие функции в отношении работающего населения - стимулирующую, воспроизводственную и социальную, а также обеспечивать необходимыми финансовыми ресурсами пенсии нынешних пенсионеров, поскольку размер социальных платежей напрямую зависит от величины дохода трудоспособного населения. Замещение утраченного зара-

ботка в России достигло в 2010 г. 30%, но и это высокое для страны значение на треть ниже рекомендованного Международной организацией труда.

Существующие проблемы можно решить, используя систему финансового регулирования заработной платы, адекватную современным экономическим условиям.

Анализ точек зрения современных авторов относительно содержания термина «финансовое регулирование» показал, что в экономической литературе нет однозначного подхода к рассмотрению данного феномена, однако наиболее часто говорится о финансовом регулировании социально-экономических процессов и о приоритетной роли государства в данной сфере (табл. 1).

Неоднозначность трактовки тех или иных понятий - характерная особенность современного этапа формирования отечественной теории финансового регулирования. Единства взглядов сегодня не наблюдается в подходах и к определению данного регулирования, и к выде-

лению его структурных элементов. Причем, судя по доступным источникам, попытки эти немногочисленны. На фоне повышенного внимания к проблемам государственного регулирования в целом и к рассмотрению различных аспектов его финансовой составляющей это выглядит достаточно парадоксально.

Обобщив различные интерпретации дефиниции «финансовое регулирование», можно сказать, что это - процесс целенаправленного и последовательного применения государством и хозяйствующими субъектами совокупности форм и методов финансового воздействия стратегического и практического характера на социально-экономические объекты или процессы для оказания действенного влияния на микро-и макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования. Финансовое регулирование представляет собой организованную государством и хозяйствующими субъектами деятельность по эффективному использованию всех аспектов финансовых отно-

Таблица 1. Интерпретация термина «финансовое регулирование» современными российскими авторами

Автор Сущность понятия

Романовский М.В. финансовое регулирование является приоритетной составляющей системы государственного регулирования социально-экономических процессов; к финансовым регуляторам относятся государственные расходы, налоги и неналоговые платежи, доходы государственных внебюджетных фондов, финансовые льготы и санкции, система государственного регулирования деятельности монополий, государственный кредит во всех формах [5, с.60].

Позднякова Т.А. финансовое регулирование - это организуемая государством деятельность по использованию финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций распределения накоплений, обеспечивающих максимально возможное на данном этапе удовлетворение потребностей общества как на микро-, так и на макроуровне. Это предполагает наиболее разумное сочетание личных, коллективных и общественных интересов, установок и ценностей и отражает финансовый аспект проблемы соединения системы государственного воздействия с эффективно работающим механизмом рынка [6, с.66 ].

Грязнова А.Г. под финансовым регулированием понимается воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других [7, с.60].

Барулин С.В. финансовое регулирование - это целенаправленная деятельность органов государственной (муниципальной) власти и менеджмента организаций по воздействию на различные объекты регулирования путем принятия финансовых регулирующих мер с целью достижения стратегических целей и решения тактических задач финансовой политики [8, с. 105].

Барышникова Н.Л. финансовое регулирование - это целенаправленная деятельность органов государственной власти и органов управления организаций по воздействию на экономику, отдельные отрасли и структуру через совокупность элементов, финансовых форм, методов и механизмов государственного и корпоративного стимулирования или сдерживания [9, с.24].

шений в целях корректировки параметров воспроизводства. В самом общем смысле целью финансового регулирования является установление пропорций распределения и накопления, обеспечивающих удовлетворение потребностей на микро- и макроуровнях экономики.

Систематизация взглядов отечественных и зарубежных ученых свидетельствует о том, что проблема комплексного изучения финансового регулирования заработной платы в экономической науке пока не нашла должного отражения, а целостное теоретическое учение об этом явлении общественной жизни и о механизме его организации только начинает складываться. Сегодня акцент в большей степени смещен в сферу познания сути более конкретных вопросов (главным образом, связанных с налогообложением заработной платы на уровне наемного работника (доходы), отменой единого социального налога и взиманием страховых взносов в государственные внебюджетные фонды) и разработкой практических рекомендаций по совершенствованию отдельных элементов финансового механизма (установление МРОТ, прожиточного минимума, индексация заработной платы и т.д.).

Современная экономическая наука уделяет большое внимание проблематике финансового регулирования заработной платы, поскольку ее институциональная организация является сердцевиной социально-трудовых отношений и социальной политики государства. Комплекс предпосылок, определивших необходимость финансового регулирования заработной платы, по сути, сформировался на этапе создания зрелого индустриального общества, которое гарантирует наемному работнику достойный уровень заработной платы и пенсии.

Объективная необходимость финансового регулирования заработной платы обусловлена:

- изменением объема жизненных средств в натурально-вещественном и денежном выражении в соответствии с законом возвышения потребностей и повышением производительности труда;

- приведением денежного выражения заработной платы в соответствие с ее реальной покупательной способностью;

- формированием более эффективного механизма связи между размерами заработной платы работников и фактическими результа-

тами труда (промежуточными и конечными, личными и коллективными);

- необходимостью устранения недостатков, вызванных неполным отражением в условиях оплаты ее экономического содержания.

Финансовое регулирование заработной платы призвано:

- гарантировать работнику объем материальных благ и услуг, достаточный для воспроизводства рабочей силы и содержания членов его семьи;

- повышать жизненный уровень наемных работников;

- сокращать необоснованные разрывы в заработной плате, существующие между регионами, отраслями, видами деятельности, а также между рядовыми работниками и высшими менеджерами и способствовать снижению дифференциации заработной платы.

Таким образом, финансовое регулирование заработной платы следует определить как комплексный и целенаправленный процесс воздействия государства и организаций на установление базовых параметров заработной платы с целью обеспечения расширенного воспроизводства рабочей силы посредством применения совокупности форм и методов финансового воздействия стратегического и тактического характера.

Из приведенного определения можно выделить присущие финансовому регулированию заработной платы признаки:

- система финансового регулирования заработной платы включает в себя два крупных блока: государственное финансовое регулирование и корпоративное финансовое регулирование (саморегулирование);

- финансовое регулирование заработной платы определяется финансовой политикой государства;

- финансовое регулирование заработной платы является непрерывным процессом, методы и формы которого видоизменяются, подстраиваясь под меняющиеся экономические условия.

Исходя из сформулированного определения можно предложить классификацию методов и инструментов механизма финансового регулирования заработной платы, которая приведена на рисунке 1.

Представленная классификация позволяет выделять в составе финансового регулиро-

вания заработной платы государственное (публичное) финансовое регулирование и корпоративное (частнохозяйственное) финансовое регулирование (или саморегулирование). Корпоративное финансовое регулирование представлено коллективным договорным регулированием заработной платы, которое должно осуществляться совместно представителями работодателей, работников и государства, и внутрифирменным регулированием заработной платы, к субъектам которого относятся профсоюз, работодатель, работник. Договорное и внутрифирменное регулирование заработной платы являются обязательными атрибутами рыночной экономики, дополняют систему государственного финансового регулирования и призваны расширить и скорректировать действие каждого из субъектов финансового регулирования так, чтобы в экономике соблюдался баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов и работников.

Особенности взаимоотношений и разграничение полномочий в сфере финансового регулирования заработной платы компаний и го-

сударства накладывает отпечаток не только на характер экономических и социальных отношений в обществе, но и на механизм его регулирования. Государство и частные компании выполняют свои функции по финансовому регулированию заработной платы не отдельно друг от друга, а в тесном сотрудничестве друг с другом, поскольку в ряде случаев цели этих субъектов близки:

- формирование необходимого для расширенного воспроизводства рабочей силы уровня заработной платы наемных работников;

- установление оптимального соотношения в уровнях заработной платы между профессиональными группами работающих с учетом специфики трудовой деятельности и различий в условиях и интенсивности труда;

- установление мер стимулирования труда посредством премий и надбавок, увязки размеров заработной платы работников с производительностью труда;

- определение необходимого минимального размера оплаты труда для работников неквалифицированного труда как важнейшего

Методы

Инструменты

Рисунок 1. Методы и инструменты финансового регулирования заработной платы

гарантированного обществом и государством социального стандарта, обеспечивающего жизнедеятельность населения;

- определение приемлемого уровня оплаты труда для работников квалифицированного труда;

- формирование механизмов индексации заработной платы, обеспечивающих сохранение ее покупательной способности в условиях роста потребительских цен на товары и услуги.

Вопросы о том, в каких пропорциях должны сочетаться между собой государственное и корпоративное финансовое регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, каков объем полномочий и методов, находящихся в распоряжении корпораций, достаточно широко представлены в теоретических воззрениях и соответствующих им практических подходах - от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством до крайнего экономического либерализма. Хотя, между этими полярными вариантами есть ряд промежуточных, например, так называемое социально-ориентированное рыночное хозяйство (ФРГ и Австрии, шведская модель смешанной экономики, китайский вариант сочетания рыночных и государственных регуляторов).

Соотношение тех или иных субъектов в финансовом регулировании заработной платы, как отмечает Роик В.Д., зависит от целого комплекса факторов:

- этики и культуры труда, моральных установок в обществе, определяющих качество труда и качество трудовой жизни, а также от состояния распределительных отношений в стране;

- уровня развития национальных производительных сил и производимого на их основе ВНП;

- законодательного и договорного закрепления социальных гарантий на достойные заработную плату и условия труда;

- государственной доктрины социальной политики, провозглашенных общенациональных целей, институтов и механизмов их реализации;

- институтов, моделей формирования доходов населения и механизмов воспроизводства рабочей силы, обеспечивающих соответствующие распределительные механизмы (налоговые и бюджетные);

- институтов, регулирующих заработную плату и доходы населения [10, с.35].

По мнению американских ученых Джорджа Т. Милковича и Джерри М. Ньюмана, национальные системы оплаты труда можно классифицировать по степени централизации финансового регулирования заработной платы. В США, Великобритании, Канаде, Гонконге и Бразилии определяющей является децентрализованная либеральная модель с незначительным участием правительств. В Швеции, Дании и Австрии, напротив, - высоко централизованная социал-демократическая модель, которая функционирует как государственная (национальная) система регулирования оплаты труда. В Германии, Бельгии, Словакии, Японии используется комбинация достаточно развитых государственных и договорных механизмов регулирования оплаты труда [11, с.583].

Н. Вишневская, в свою очередь, выделяет две основные модели финансового регулирования и формирования заработной платы. В рамках англосаксонской модели процесс установления размеров заработных плат максимально децентрализован, общенациональные и отраслевые объединения работодателей и профсоюзов не играют в нем существенной роли. Главными направляющими в данной модели являются конкуренция, сигналы рынка и меры макроэкономической политики государства.

Для модели детерминации оплаты труда с использованием института социального партнерства, принятой во многих странах континентальной Европы, характерны высокий уровень централизации и тесная координация действий всех социальных партнеров. Эта модель предполагает их совместную ответственность как в определении размеров достойной оплаты труда, так и в сдерживании необоснованного роста заработной платы [12, с.91].

В.Д. Роик выделяет две основные модели финансового регулирования заработной платы в индустриально развитых странах:

- западногерманскую модель (Германия и др.), которая основывается на договорных отношениях объединений работодателей и работников (в лице профсоюзов) по вопросам установления приемлемого уровня размеров заработной платы и социальных гарантий (удовлетворяющего требованиям наемных работников в лице профсоюзов и учитывающего воз-

можности работодателей) для субъектов трудовых отношений в рамках отраслей экономики, а также в межотраслевом разрезе;

- модель государственного регулирования (Швеция и др.), которая предполагает, что государство задает работодателям достаточно высокие обязательные для исполнения стандарты в вопросах оплаты и условий труда [13, с.20].

Модель финансового регулирования заработной платы в РФ существенно отличается от всех известных моделей, действующих в странах с развитой экономикой. По своим формальным характеристикам институциональный механизм финансового регулирования заработной платы в Российской Федерации напоминает модель, действующую в странах с регулируемой рыночной экономикой. Однако фактически действенная система финансового регулирования заработной платы в России отсутствует, имеют место отдельные его элементы, действующие обособленно друг от друга, что является губительным для воспроизводства рабочей силы. Многие нормы не соответствуют мировой практике, носят чисто номинальный характер.

В механизме финансового регулирования заработной платы особую роль в современных условиях должны играть меры государственного воздействия, поскольку это определяется как историческим опытом СССР, так и неразвитостью современных институтов, исходящих от профсоюзов.

Особого внимания со стороны государства требует проблема определения соотношений между стоимостью жизни, средней заработной платой, минимальной заработной платой, средним и минимальным размерами пенсий и социальных выплат.

Обеспечить решение этих задач призвано трудовое законодательство, а также социальное партнерство, позволяющее работникам и их профсоюзам добиваться справедливого решения вопросов оплаты труда. Необходимо дальнейшее развитие нормативной базы социального партнерства, обеспечивающей законодательное определение порядка взаимодействия и взаимной

ответственности основных участников переговорного процесса - профсоюзов, работодателей и органов власти. Следует повысить статус Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и ответственность сторон за выполнение мероприятий Генерального соглашения, которое должно рассматриваться участниками переговорного процесса как конкретная программа согласованных действий его участников в социально-трудовой сфере. Необходимо ужесточить нормы законодательства за нарушение, несоблюдение, невыполнение принятых коллективных договоров и соглашений, применять меры налогового стимулирования работодателей, активно улучшающих условия труда, повышающих оплату труда наемных работников.

Создание модели инновационной экономики в России требует принципиально иного подхода к воспроизводству рабочей силы. Главным индикатором финансового регулирования заработной платы на первых порах должна стать положительная динамика прожиточного минимума, а не только средней величины заработной платы, поскольку он определяет как минимальную оплату труда и минимальный размер пенсий, так и все другие минимальные гарантии государства. Действующий в России прожиточный минимум по своему существу - это нижняя граница биологического выживания человека и методика его определения требует кардинальных изменений.

В российской политике финансового регулирования заработной платы должна быть своя индивидуальность, учитывающая особенности экономического и социального развития государства, ментальности населения и прочие факторы. Она должна отвечать требованиям инновационного развития страны, должна быть направлена на возрождение социальной активности и формирование работника нового типа, поскольку главные достижения в экономике будут определяться человеком труда, его работоспособностью и заинтересованностью в решении общенациональных задач.

7.12.2010

Список литературы:

1 Российская экономика в 2009 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 31) - М.: ИЭПП. - 2010. - с. 707.

2 Роик В.Д. Достойные заработная плата и пенсия: отечественный и зарубежный опыт // Человек и труд. - 2007. - №7. -С. 34 - 38.

3 Львов Д.С. Опорные мысли в борьбе за выживание// Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - 2009. - №9. -С. 20 - 24.

4 Плискевич Н.М. Система низких заработных плат - институциональная ловушка. - С. 89 - 115// Социальная политика в контексте «нормативной теории государства»/ Под общей ред. проф. А.Я. Рубинштейна. - М., 2009. - 343 с.

5 Финансовая политика России в начале XXI века. Научное издание «Роль финансово-кредитной системы в реализации приоритетных задач развития экономики». Материалы первой международной научной конференции 28-29 января 2008 года. Сборник докладов. Том I. СПб: Изд-во: СПб ГУЭФ. - 2008. - с. 244.

6 Позднякова Т.А. Финансовое регулирование социально-экономических процессов: Монография. - Владикавказ: Из-во СОГУ. - 1999. - 254 с.

7 Грязнова А.Г. Современные проблемы социально-экономического развития России / Хозяйственная академия им. Д. Ценова (Болгария), Финансовая Академия при Правительстве РФ. - Свиштов. - 264 с.

8 Барулин С.В. Финансы: учебник /С.В. Барулин. - М.: КНОРУС, 2010. - 640 с.

9 Барышникова Н.Л. Малое предпринимательство как объект финансового регулирования / Сборник научных трудов: Социально-экономические процессы: эффективность и качество управления. - Саратов: Издат. центр СГСЭУ. - 2006. -с. 195.

10 Роик В.Д. Государственное и договорное регулирование заработной платы и пенсионного обеспечения. Зарубежный и отечественный опыт. - М.: МИК, 2008. - 304 с.

11 Милкович Джорж Т., Ньюман Джкерри М, Система вознаграждений и методы стимулирования персонала. - М.: Вершина, 2005. - 623 с.

12 Вишневская Н., Куликов О. Формирование заработной платы в России: роль отраслевых тарифных соглашений // Вопросы экономики. - 2009. - №4. - С. 91 - 105.

13 Роик В.Д. Уровень заработной платы и пенсионного обеспечения как барометр состояния социального партнерства // Человек и труд. - 2008. - №7. - С. 18 - 21.

Сведения об авторе: Федосеева Юлия Александровна, старший преподаватель кафедры финансов

Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (3532)372476, e-mail: fedoseeva_y@mail.ru

УДК 331.21 FedoseevaJ.A.

THEORETICAL ASPECTS OF FINANCIAL REGULATION OF REMUNERATION

The article considers the approaches of contemporary authors to the concept of «financial regulation». Formulated by the author’s definition of the term «financial regulation of wages; a classification of subjects, methods and tools of financial regulation of wages.

Keywords: financial regulation, wages.

References:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 The Russian economy in 2009. Trends and Prospects. (Issue 31) - Moscow: IET. - 2010. - p. 707.

2 Roik V.D. Decent wages and pensions: domestic and foreign experience // Rights and Labor. - 2007. - №7. - P. 34 - 38.

3 Lvov D.S. Bearing in mind the struggle for survival // Planning, inventory and monitoring of land. - 2009. - №9. - P. 20 - 24.

4 Pliskevich N.M. System of low wages - the institutional trap. - S. 89 - 115 // Social Policy in the context of «normative theory of the state», Ed. prof. A.Y Rubinstein. - M. - 2009. - p. 343.

5 The financial policy of Russia in the XXI-st century beginning. The scientific edition «the Role of financially-credit system in realization of priority problems of development of economy». Materials of the first international scientific conference on January, 28-29th, 2008. The collection of reports. Volume I. SPb: Publishing house: SPb ГУЭФ. - 2008. - p. 244.

6 Pozdnyakova T.A. Financial regulation of socio-economic processes: Monograph. - Vladikavkaz: Owing to SOGU. - 1999. -p. 254.

7 Gryaznova A.G. Modern of a problem of social and economic development of Russia / Economic academy of D. Tsenova (Bulgaria), Financial Academy at the Government of the Russian Federation. - Svishtov. - 264 p.

8 Barulin S.V. Finance: A tutorial / S.V. Barulin. - M.: KNORUS, 2010. - p. 640.

9 Baryshnikova N.L. Small business as an object of financial regulation / Proceedings of: Socio-economic processes: the efficiency and quality control. - Saratov: Publishing. Center SSSEU. - 2006 - p. 195.

10 Roik V.D. State and contractual regulation of wages and pensions. Foreign and domestic experience. - Moscow: MIK, 2008. - 304 pp.

11 George T. Milkovich, Newman Dzhkerri M. Reward system and methods of motivating staff. - Moscow: Top. - 2005. -p. 623.

12 Vishnevskaya N., Kulikov O. Formation of wages in Russia: the role of tariff agreements // Economy questions - 2009. -№4. - P. 91 - 105.

13 Roik V.D. Wages and pensions as a barometer of the state of social partnership // Rights and Labor. - 2008. - №7. - P. 18 - 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.