Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
143
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Коляда О.Е., Некрасова И.Е., Руденкова Г.В.

В данной статье рассматривается сущность и значение стратегического планирования на примере Краснодарского края. Также предлагаются рекомендации по совершенствованию разработки стратегического планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Коляда О.Е., Некрасова И.Е., Руденкова Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ»

УДК 330

О.Е. Коляда, И.Е. Некрасова, Г.В. Руденкова

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

В данной статье рассматривается сущность и значение стратегического планирования на примере Краснодарского края. Также предлагаются рекомендации по совершенствованию разработки стратегического планирования.

Ключевые слова: стратегия, социально-экономическое развитие, плланирование, региональный уровень управления.

В теории и практике государственного и муниципального управления России следует выделять федеральные округа, экономические районы, регионы и муниципальные образования. Наиболее важное значение в экономической, политической и социальной жизни страны имеет региональный уровень управления. Это объясняется тем, что в последнее время увеличивается самостоятельность регионов, которые несут все большую ответственность за результаты регионального социально-экономического развития. Все регионы нашей огромной страны различаются по объему ВВП на душу населения, по численности населения, количеству экспортируемой и импортируемой продукции, по уровню прожиточного минимума, но все они стремятся к достижению устойчивого социально - экономического развития. Для установления оптимального развития хозяйства в регионе, эффективного использования трудовых и природных ресурсов, производственных мощностей необходимо разрабатывать систему стратегического планирование. В настоящее время на уровне регионов разработаны и вступили в действие нормативно-правовые акты, формирующие систему стратегического планирования. К таким регионам относятся Алтайский, Пермский, Приморский края, Амурская, Астраханская, Вологодская, Ленинградская, Нижегородская области, Республика Дагестан, Ямало-Ненецком автономный округ и другие.

Что же такое стратегическое планирование? Стратегическое планирование является инструментом управления экономическим развитием региона. Стратегическое планирование представляется собой процесс разработки стратегического плана путем формулирования целей и критериев управления, с учётом анализа проблем и среды развития, необходимого для разработки стратегических идей и конкурентных преимуществ. Для прогнозирования социально - экономического развития региона необходимо произвести расчет потребностей в ресурсах и инвестициях, составить примерный план бюджета региона, рассчитать предполагаемый уровень жизни населения. Стратегическое планирование развития региона позволяет ответить на следующие вопросы: Как выйти их кризиса? Как повысить уровень благосостояния жителей региона и заложить прочные основы для его дальнейшего увеличения. Цель стратегического планирования социально-экономического развития региона - ориентация на деятельность в направлении стабилизации и повышения качества жизни населения, за счет улучшения экономических показателей, поиска дополнительных источников поступления денежных средств в региональный бюджет, повышения активизации инновационных и инвестиционных процессов.

Стратегическое планирование-это цикличный процесс. Поэтому необходимо выделить его основные этапы.

1 этап - определение целей развития;

2 этап - анализ внешней среды развития региона;

3 этап - определение сильных и слабых сторон региона;

4 этап - использование имеющихся и создание новых местных преимуществ;

5 этап - разработка концепции развития;

6 этап-разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии;

© Коляда О.Е., Некрасова И.Е., Руденкова Г.В., 2016.

Научный руководитель: Иванова Мария Борисовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф.Ушакова, Россия.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2016. № 4(55). T.II.

7 этап - анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.

Составление стратегического плана развития региона - это сложная научно - практическая задача, на решение которой должны быть направлены совместные усилия руководства региона и ученых в области регионального и территориального развития.

При стратегическом планировании регион рассматривается как система, состоящая из 6 подсистем. При составлении стратегического плана развития региона рассматриваются следующие сферы:

- региональное хозяйство, включая инфраструктуру;

- производственная сфера, как основа валового регионального продукта;

- агропромышленный комплекс, состоящий из сельского, лесного хозяйств и природный ресурсов;

- социальная сфера жизнедеятельности региона;

- финансово-экономическая, включающая и внешнеэкономические связи региона;

- управленческая сфера, которую образуют как региональные, так и муниципальные органы власти.

Нормативно-правовым актом, отражающим сущность стратегического планирования, является концепция (стратегия) социально - экономического развития региона. Исходя из длительности прогноза различают: глобальные прогнозы (стратегии) рассчитанные на срок от 50 до 200 лет, долгосрочные прогнозы рассчитанные на срок от 25 до 50 лет, среднесрочные прогнозы рассчитанные на период от 5 до 25 лет и краткосрочное прогнозы от 1 года до 5 лет. Сегодня наиболее часто разрабатываются краткосрочные планы, период которых чаще всего определен сроком избрания главы региона. Но улучшить качество жизни населения и уровень социально - экономического развития за такой короткий срок весьма сложно. На наш взгляд, целесообразнее разрабатывать среднесрочные стратегические планы, которые способны улучшить систему социально - экономических показателей развития региона.

Разработка стратегического плана развития Краснодарского края, как объекта нашего научного исследования, объясняется тем, что он вносит значительный вклад в социально - экономического развитие страны в целом.

Во-первых, Краснодарский край является приграничной территорией и одним из регионов который имеет выход к Чёрному морю, а через него к международным морским сообщениям.

Во-вторых, Краснодарский край обеспечивает продовольственную безопасность страны, обладая богатейшими природными ресурсами.

В-третьих, благоприятные климатические условия, месторождения минеральных вод и лечебных грязей способствуют развитию края как курортно-туристическим и курортно-рекреационным региона.

В четвертых, Краснодарский край самостоятельно обеспечивающий свои текущие бюджетные расходы, внося при этом существенный вклад в федеральный бюджет. То есть, бюджет края не является дотационным, что весьма важно для стратегического планирования.

В соответствии с «Концепцией социально - экономического развития Краснодарского края до 2020 года» основными стратегическим планами являются:

-повышение качества и продолжительности жизни населения, повышение эффективности и конкурентоспособности здравоохранения, образования, жилищного строительства и коммунальной инфраструктуры;

-обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста края на основе реализации, посредством технологической модернизации производств в целях создания инновационной продукции, производства конкурентоспособной импортозамещающей продукции

-повышение научного, образовательного, кадрового потенциала

-совершенствование систем стратегического управления, пространственного развития и территориального планирования края

Для выработки стратегического плана развития вышеперечисленных направлений, необходимо рассмотреть современное состояние и тенденции развития отраслей и направлений деятельности Краснодарского края с применением SWOT-анализа, представленного в таблице 1.

При разработке стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020года администрация Краснодарского края придерживалась принципа соответствия стратегической цели и направлений развития края целям и приоритетам Правительства Российской Федерации. [2]

Таблица 1

SWOT-анализ Краснодарского края

Сильные стороны Слабые стороны

1. Географическое и транспортное положение. 2. Природные условия и ресурсы. 3. Экономический и человеческий потенциал. 4. Стабильность социальных, межнациональных и межконфессиональных отношений. 5. Система управления краем. 1. Недостаточная конкурентоспособность продукции, основных фондов и технологий. 2. Недостаток ресурсов и развития инфраструктур для обеспечения высоких темпов роста экономики. 3. Неразвитость рыночных институтов. 4. Нерешенные социальные и демографические проблемы.

Возможности Угрозы (Т)

1. Возможности развития за счет повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности экономики края. 2. Возможности использования преимуществ географического положения, природных условий и территории. 3. Возможности межрегионального и международного сотрудничества. 1. Угрозы геостратегического и этнокультурного характера. 2. Угрозы, связанные с недостаточной конкурентоспособностью экономики края. 3. Угрозы, связанные с отраслевыми диспропорциями в экономике края. 4. Угрозы демографического характера. 5. Угрозы снижения привлекательности края для проживания и работы.

Органы исполнительной власти Краснодарского края, разрабатывая Стратегию, исходили из того, что эффективное решение проблем социально-экономического характера зависит в первую очередь от решения двух основополагающих задач регионального управления [1]:

•определение стратегической цели и направлений социально-экономического развития края; •формулирование плана действий (стратегических мероприятий), осуществляемых органами исполнительной власти края и обеспечивающих реализацию поставленных целей.

Также для эффективной реализации Стратегии разработана система мониторинга и подготовлены предложения по повышению эффективности системы стратегического управления Краснодарским краем.

Анализ стратегического планирования развития Краснодарского края дает множество преимуществ муниципалитетам, занимающимся разработкой стратегий.

По нашему мнению, целесообразно создание новых технологий и внедрение их в стратегическое планирование Краснодарского края:

- необходимо создавать организационные структуры для разработки стратегии и её реализации; -проводить мониторинг среди населения о потребностях (посредством социологических опросов, работы фокус-групп, т.п.);

-необходимо учитывать специфику каждого муниципального образования, при разработке стратегии;

-внедрять в схему планирования новые инструменты стратегирования.

Реализация предложенных рекомендаций по совершенствованию разработки стратегического планирования Краснодарского края позволит широко применять механизмы социального воздействия, что обеспечит успешную реализацию Стратегии.

Библиографический список:

1.Закон Краснодарского края от 06 ноября 2015 года N 3267-КЗ «О стратегическом планировании и индикативных планах социально-экономического развития в Краснодарском крае»;

2.Закон Краснодарского края от 29.04.2008 Ш465-КЗ (ред. от 28.11.2014) "О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года" (принят ЗС КК 16.04.2008).

КОЛЯДА ОЛЕСЯ ЕВГЕНЬЕВНА - курсант, Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф.Ушакова, Россия.

НЕКРАСОВА ИРИНА ЕВЛАМПИЕВНА - курсант, Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф.Ушакова, Россия.

РУДЕНКОВА ГАЛИНА ВАЛЕРЬЕВНА - курсант, Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф.Ушакова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.