Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. НОВОРОССИЙСК'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. НОВОРОССИЙСК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
255
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Руденкова Г.В., Дагдаляниди Е.Л.

В статье рассматривается сущность социально-экономического развития муниципального образования на примере МО г. Новороссийск, предлагаются меры по улучшению социально-экономического положения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. НОВОРОССИЙСК»

Ю

Р

И

Д

И Ч

Е С К И Е

НАУКИ

УДК 340

Г.В. Руденкова, Е.Л. Дагдаляниди

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. НОВОРОССИЙСК

В статье рассматривается сущность социально-экономического развития муниципального образования на примере МО г. Новороссийск, предлагаются меры по улучшению социально-экономического положения.

Ключевые слова: муниципальное образование, социально-экономическое развитие, муниципальная администрация, территориальное управление.

В социально-экономической политике, которую проводят российские органы государственной власти, важнейшей целью является развитие муниципальных образований. В настоящий период активно ведётся работа в области развития институциональных основ регулирования системы местного самоуправления и нормативно-правового обеспечения функционирования муниципальных образований.

Современное управление на государственном уровне сопряжено с проведением определенных действий по отношению к территориям и её составляющим. Одним из стратегических приоритетов социально-экономического развития регионов Российской Федерации является эффективное и качественное территориальное управление. На региональном уровне особое место в его структуре отводится местному самоуправлению.

В соответствии с Конституцией РФ, существуют три уровня территориального управления в России: федеральный - РФ; региональный - субъекты РФ; муниципальный - муниципальные образования [1].

Главной приоритетной целью социально-экономической политики субъекта Федерации (СЭПСФ) должно быть население региона, его благосостояние, здоровье, уровень образования и культуры, интеллектуальный потенциал. Всё остальное - лишь средства для достижения этой цели. Нужно всегда помнить очевидную истину, что экономика существует для людей, а не люди для экономики. Об этом сказано и в Конституции Российской Федерации, где ст. 7 содержит положение о том, что «Российская Феде-

© Руденкова Г.В., Дагдаляниди Е.Л., 2016.

Научный руководитель: Патай Мэри Мисаиловна - преподаватель кафедры «ТИГП», Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

рация - социальное государство» и оно имеет политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В то же время многие субъекты Федерации, декларируя эту цель в своих концепциях, программах, планах в качестве приоритетной, не подкрепляют её конкретными показателями, индикаторами, цифрами, обязательными сроками исполнения, которые могли бы характеризовать какую-либо динамику к достижению этой цели.

Прежде чем говорить о социально-экономическом развитии муниципальных образований, нужно определить компетенцию органов местного самоуправления в данной сфере. В общем случае объём компетенции, прав и обязанностей местного самоуправления определяется действующим законодательством, обычным правом и инициативой органов местного самоуправления. Необходимо разделять предметы ведения и полномочия местного самоуправления.

Социально-экономические процессы очень многообразны. Они различны как по содержанию, так по срокам и темпам протекания, по своим последствиям.

Устойчивое социально-экономическое развитие муниципального образования, а также решение социальных проблем населения является условием сохранения сельских поселений. Особо важное внимание в управлении местными территориями должно уделяться развитию социальной сферы. Она является основой формирования условий для воспроизводства населения, на основе удовлетворения потребностей своих жителей.

При отсутствии социальных ориентиров упор на рыночный механизм приведён к деградации человеческого потенциала и будет тормозить экономическое развитие в целом.

Муниципальная администрация, как правило, не имеет достаточных полномочий и возможностей для решения важных вопросов социально-экономического развития. Это негибкая структура управления и недостаточная профессиональная подготовка кадров, большая загруженность текущими вопросами. Для развития сельских территорий необходимо создавать благоприятные условия для жизни и работы молодёжи. Решение жилищной проблемы является важнейшим делом для закрепления молодых людей в сельской местности.

Социально-экономическое развитие муниципального образования должно быть комплексное. Муниципальному образованию для реализации своей стратегии надо ориентироваться на собственные ресурсы. Благодаря им возможна будет разработка и реализация программ, обеспечивающих приток финансовых средств для реализации социальных проектов на территории муниципального района.

Проблемы эффективного управления социально-экономическим развитием муниципального образования решаются путём осуществления ряда направлений: развитие экономики; формирование социальной инфраструктуры; естественный прирост населения; миграционное движение.

Здесь, на наш взгляд, важную роль призван сыграть такой комплексный показатель, как «качество жизни населения». Этот показатель характеризует уровень обеспечения населения комплексом потребностей в целом и по его категориям. В современных условиях приоритеты развития человека, качество человеческого потенциала являются основными факторами общественного прогресса в XXI в. В этой связи вложения в образование, науку, культуру представляют собой не вычет из общественного блага, не вторичные издержки, а первоначальные вложения в основной ресурс, которые в масштабах поколений представляются самыми эффективными.

Формирование социально-экономической политики затрагивает интересы практически всех граждан и предприятий региона, определяет будущее его развития. Это слишком важный вопрос, чтобы доверять его исключительно чиновникам. Определение перспектив социально-экономического развития иформирование приоритетных направлений социально-экономической политики должно иметь надежное научное обоснование. Это предполагает вовлечение в этот процесс научного сообщества, авторитетных научно-исследовательских и экспертных институтов, а также населения и общественно-политических организаций. Нельзя забывать и о том, что необходима также четкая правовая регламентация данного процесса.

Рассмотрим социально-экономическое развитие на примере МО г. Новороссийск.

Стратегия социально-экономического развития муниципального образования г. Новороссийск до 2020г. направлена на выявление существующей динамики в основных сегментах городской экономики и жизни населения, рассмотрение возможных сценариев будущего и определение стратегических приоритетов в политике органов муниципального управления [2].

Для МО г. Новороссийск характерна неоднородность, которая заключается в неравномерном распределении практически всего населения на территории. Чрезвычайно велики контрасты и в уровне обеспеченности жильём, его благоустройстве, развитии инфраструктуры ЖКХ и социальной сферы, наличие мест приложения труда и трудовых ресурсов. Все это проблемы требующие своего решения.

Можно выделить основные преимущества МО г. Новороссийск:

•уникальный природно-ресурсный потенциал и выгодное экономико-географическое положение;

•мощный транспортно-коммуникационный комплекс и включенность в междугородние и международные транспортные сети;

•развитый комплекс предприятий промышленности строительных материалов, базирующихся на местном сырье;

•наличие уникальных отраслей специализации сельского хозяйства, прежде всего виноградарство;

•высокий налоговый потенциал и развитая налоговая база;

•сравнительно высокий платежеспособный спрос и уровень бизнес-активности населения.

Основные цели социально-экономического развития МО г.Новороссийск:

1. Стимулирование притока творческого, высокообразованного (креативного) населения через создание комфортной среды обитания и привлекательных разнообразных рабочих мест.

2. Диверсификация моноотраслевой структуры производственного сегмента экономики через формирование портово-промышленно-логистического и аграрно-рекреационного кластеров, дополняемых развитием в сфере малого и среднего бизнеса.

3. Совершенствование системы управления на основе создания информационно-аналитической системы обеспечения принятия решений, поддержки инициатив населения, развития государственно-частного партнерства и повышения эффективности управления муниципальным имуществом и землей.

Экономическое развитие МО г. Новороссийск характеризуется следующими показателями:

По итогам 2014 года в МО г. Новороссийск в расчете на 10 тыс. человек населения приходится 502 субъекта малого и среднего предпринимательства. Данный показатель имеет положительную динамику в сравнении с 2013 годом. Рост показателя составил 0,2%, что характеризует уровень развития малого и среднего предпринимательства и увеличивает его роль на рынке труда.

На территории городского округа в 2014 году осуществляли деятельность 16 016 субъектов малого и среднего предпринимательства (в 2013 году 15 693 единицы) зафиксировано увеличение на 2,1%.

Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства в 2014 году составил 102444,7 млн. рублей, что выше показателей уровня 2013 года на 8,4%.

Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций составила 28,2% с ростом к 2013 году на 0,3 процентных пункта. На период 2015-2017 гг. планируется положительная динамика данного показателя на 0,2% пункта.

Организация муниципального управления:

Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объёме собственных доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенций) на 1 января 2015 года (без КБК 207) составила 79,4%, по сравнению с 2013 годом рост составил 12,8%, что объясняется ростом поступления налоговых и неналоговых доходов в 2014 году (2013 год - 3 млрд.193 млн. руб., 2014 год - 3 млрд. 311 млн. руб.).

Рис. 1. Структура собственных доходов городского бюджета, млн. руб.

Для реализации социально-экономического развития МО г.Новороссийск необходимо определить основные пути достижения поставленных целей, разработать программы по различным отраслям и механизмы реализации стратегии. Например, сосредоточение усилий на поддержке существующих инициатив хозяйствующих субъектов и создание условий для привлечения инвестиций в формирование многофункционального портово-промышленно-логистического комплекса в сочетании с финансовой и ку-

рортно-рекреационной деятельностью, ориентированной в значительной мере на бизнес-туризм. Эта мера позволит преодолеть моноспециализацию Новороссийска.

Необходимо создание мобильной социальной инфраструктуры и выстраивание единой системы образования - от детских дошкольных учреждений - через школу, средне-специальные учебные заведения, ВУЗ, до потенциального места работы.

Также необходимо создание дополнительных рабочих мест для различных категорий население.

Необходима поддержка малых бизнес-структур, что позволит более эффективно решать проблемы развития, государственно-частного партнерства, поддержки местных инициатив и выхода на международные рынки, учитывая выгоды геополитического положения г. Новороссийска.

Эти и другие меры позволят улучшить социально-экономическое положение МО г.Новороссийск, увеличить доходы населения, увеличить суммарные инвестиции в жилищное строительство.

Библиографический список

¡.Конституция Российской Федерации. (Принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

2.Об утверждении основных направлений Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город-герой Новороссийск на период до 2020 года: решение Городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 20 мая 2008 г. № 569.

3. Стратегическое управление / А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. - 2-е изд., стер. - М.: Изд-во ОМЕГА-Л,

2006.

4.Экономика муниципального сектора / под ред. А.В. Пикулькина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

РУДЕНКОВА ГАЛИНА ВАЛЕРЬЕВНА - курсант, Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

ДАГДАЛЯНИДИ ЕЛЕНА ЛЬВОВНА - курсант, Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.