Научная статья на тему 'Возможности и перспективы социально-экономического развития Московской области'

Возможности и перспективы социально-экономического развития Московской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1261
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СЕКТОРАЛЬНЫЙ МЕТОД / SWOT - АНАЛИЗ / REGION / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / A SECTORAL METHOD / SWOT THE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симонова О.В., Руденкова Г.В., Некрасова И.Е.

В данной статье рассматривается социально-экономическое развитие Московской области. Выявлены конкурентные преимущества и проблемы, оказывающие негативное влияние на развитие области. Предложен секторальный метод для устойчивого развития экономики Московской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности и перспективы социально-экономического развития Московской области»

1 2 3 ©

Симонова О.В. , Руденкова Г.В. , Некрасова И.Е.

1Кандидат исторических наук; 2,3курсант.

ФГБОУ ВО ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова г. Новороссийск, Россия

ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация

В данной статье рассматривается социально-экономическое развитие Московской области. Выявлены конкурентные преимущества и проблемы, оказывающие негативное влияние на развитие области. Предложен секторальный метод для устойчивого развития экономики Московской области.

Ключевые слова: регион, устойчивое развитие, социально-экономическое развитие, секторальный метод, SWOT - анализ.

Keywords: the region, a sustainable development, social and economic development, a sectoral method, SWOT - the analysis.

Рейтинг доходов и дотационности бюджетов регионов России показал, что в последние годы обострилась проблема дефицита региональных бюджетов. Сокращение доли целевой финансовой помощи является одним из приоритетов бюджетной политики, нашедшим отражение как в «Основных направлениях бюджетной политики Российской Федерации на 2016 г. и на плановый период 2017- 2018 гг.», так и в Государственной программе Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами» (проект первого документа и выписка из второго представлены в приложениях к законопроекту, проект второго документа представлен на сайте Минфина России). В соответствии с законопроектом - общий объем межбюджетных трансфертов в 2016 г. составит примерно 2% против 2,2% в 2015 г. и 2,3% в 2014 г. [1, 80-86]

Проводимая региональная политика направлена на повышение уровня социально -экономического развития территорий, на сглаживание дифференциации регионов по основным социально - экономическим показателям, на обеспечение инвестиционной привлекательности регионов.

Необходимо уделять больше внимание анализу работы министерств регионов, связанной с управлением, планированием и прогнозированием социально-экономического развития регионов. Определение перспектив и возможностей развития Московская область представляет особый интерес, в связи с тем, что, во - первых, она является крупнейшей моноцентрической агломерацией, которая сформировалась вокруг одного крупного города-ядра столицы РФ - Москвы и, во - вторых, Московская область входит в число регионов, которые не получают дотации от государства.

Проведенный SWOT - анализ социально-экономического положения Московской области позволил выявить конкурентные преимущества области, а также факторы, оказывающие негативное влияние на социально-экономическое развитие.

В частности, к негативным факторам, которые могут в будущем оказать влияние на социально-экономическое развитие Московской области можно отнести: отсутствие сырьевых источников, необходимых для развития отраслей машиностроения; недостаток квалифицированных кадров рабочих профессий Московской области (по данным, Правительства Московской области, 45% предприятий испытывают нехватку технологов и IT-специалистов; 20% - дефицит токарей и фрезеровщиков; 15% - слесарей); сложную

© Симонова О.В., Руденкова Г.В., Некрасова И.Е., 2016 г.

демографическую ситуацию (естественная убыль и старение местного населения, снижение числа рождений, большое количество мигрантов); снижение мотивации к труду в экономике Московской области для жителей региона (например, в связи с отставанием средней заработной платы в Московской области от средней заработной платы в Москве. Так, среднедушевые денежные доходы по в Москве составляют 54504 руб, в Московской области - 34 948 руб.); возрастание различий в социально-экономическом развитии муниципальных образований и т.д.

Конкурентные преимущества Московской области состоят в выгодном территориально-географическом положении, близости к столице; к железнодорожному и автомобильному узлам, соединяющим магистральные направления Запад-Восток и Север-Юг; наличии на территории области крупных международных аэропортов; развитой инфраструктурной; научно-производственных комплексов и опытно-экспериментальных производств; культурно-исторического наследия.

Перспективы развития Московской области связаны с высокой инвестиционной привлекательностью, например, таких отраслей, как: промышленное производство и строительство. Нельзя не отметить наличие инновационного потенциала и возможностей для реализации государственно - частного партнерства; свободных рынков для организации и ведения бизнеса.

В этой связи, для эффективного развития социально-экономического потенциала Московской области, представляется целесообразным использовать секторальный метод устойчивого развития региона, в основе которого лежит концепция устойчивого развития региона, составляющими которой являются три сферы - экономическая, экологическая и социальная.

Единицей выделения сектора является вид экономической деятельности, обусловленный природными, экономическими, социальными и национально-историческими особенностями сектора.

Граница секторов определяется по единственному критерию: расстояние от МКАД до центра муниципального образования (городского округа или муниципального района): ближний: 10 км от МКАД; средний: 10- 60 от МКАД; дальний: более 60 км от МКАД. [2,69]

Ключевыми принципами проведения границ секторов будут являться следующие: границы секторов не должны пересекать границы муниципальных районов (МР) и городских округов (ГО); минимальное значение численности населения сектора - 1 млн чел; каждый сектор является целостным с точки зрения развитой инфраструктуры.

В секторе расположенном вблизи Москвы, где сконцентрировано большинство исторических и культурных наследий, транспортное обеспечение и развитая инфраструктура, возможно развитие туризм. Эффективно развивающийся туризм может значительно увеличить бюджеты городов и районов за счет налоговых поступлений.

Средний сектор может специализироваться на добывающей и обрабатывающей промышленности. Однако, следует провести работу по модернизации материально-технической базы, установке новых технологических линий, учитывая факт высокой степени износа основных производственных фондов.

В данном секторе возможно также создание крупных мультифункциональных бизнес-центров и агропромышленного комплекса. В частности, создание АПК позволит вовлечь в оборот, неиспользуемые в сельском хозяйстве пригодные земли, наладить взаимоотношения сельхозтоваропроизводителей Московской области с торговыми сетями; сформировать и поддержать агротуристские центры на территории области и т.д. Перспективна инициатива создания на территории Московской области «Продовольственного банка» как инструмента обеспечения стратегического запаса продовольствия на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.

Для успешного функционирования секторального метода развития следует решить проблемы, негативно влияющие на возможности социально- экономического развития Московской области и определить приоритетные направлений для каждого сектора.

К проблемам, негативно влияющих на возможности социально- экономического развития Московской области, относятся: демографическая проблема; проблема низкой рождаемости; нелегальная миграция; отток трудоспособного населения в Москву; несоответствие профессий потребностям экономики; загрязнение окружающей среды.

Решить демографическую проблему и проблему рождаемости возможно посредством: повышения качества помощи женщинам и детям в родовспомогательных и детских учреждениях здравоохранения области; оказания комплексной социальной поддержки молодым семьям; укрепления репродуктивного здоровья мужчин и женщин; создания условий для занятия спортом, профилактики курения, алкоголизма, наркомании, раннего выявления, диагностики, лечения заболеваний.

Проблему нелегальной миграция можно решить через создание центров для приезжающих мигрантов и их законного размещения на территории Московской области, например, в 327 сельских населенных пунктах, в которых население фактически не проживает, но имеется необходимая инфраструктура.

Проведение модернизации производства, внедрение трудо - и энергосберегающих технологий, улучшение условий труда, повышение уровня заработной платы и условий труда позволит предотвратить отток трудоспособного населения в Москву.

Проблему несоответствия профессий потребностям экономики представляется целесообразным решить через создание крупных учебно-производственных комплексов в системе СПО; развитие дуального образования, в рамках которого теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая - на рабочем месте.

Строительство предприятий (комплексов) по переработке и сортировке твердых бытовых отходов (ежегодное изъятие из объемов захоронения 860 тыс. тонн твердых бытовых отходов); развитие системы информационного обеспечения управления природопользованием, путем совершенствования систем экологического учета и комплексного экологического мониторинга позволит справиться с экологической проблемой.

Посредством решения перечисленных проблем, применения секторального метода развития экономики, с учетом ресурсного потенциала, географических и экономических особенностей региона, создания региональных институтов реализации стратегии устойчивого и инновационного развития, Московская область и в будущем будет оставаться развитым регионом, не нуждающимся в дотациях со стороны государства.

Литература

1. Заключение Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара на проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 г.» [Электронный ресурс]- Режим доступа - http://www.ranepa.ru

2. Проект «Стратегия лидерства» - Стратегия социально-экономического развития Московской области до 2030 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.veorus.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.