УДК 338.23
СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Яковенко Н. В., Комов И. В., Диденко О. В.
Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Российская Федерация
E-mail: [email protected]
Дана характеристика сельского туризма как перспективного направления развития сельских территорий России. Показаны проблемы развития сельской местности Воронежской области. Определены параметры устойчивого развития сельской территории. На основе проведенного SWOT-анализа раскрыта перспективность развития данного вида туризма для региона.
Ключевые слова: сельский туризм, Воронежская область, сельские территории, государственное регулирование туристской деятельности, SWOT-анализ, устойчивое развитие.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальной проблемой устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации является проблема трудоизбыточности аграрного производства, которая усугубляется в связи с ростом продуктивности этого сектора. Устойчивое развитие сельских территорий в России подразумевает наличие правильной и сильной политики сельского развития как части аграрной политики страны, которая включала бы в себя определенный начальный механизм поддержки альтернативной занятости в селе. Основным ее направлением должна быть возможность вывода избыточной рабочей силы из сельского хозяйства, рост эффективности сельскохозяйственного производства и соответствующий рост заработной платы в аграрном секторе. В этом случае возросший доход и уровень жизни аграрных работников приведет к росту спроса на услуги в сельской местности и естественному процессу формирования нормального рынка труда в селе. Целью статьи является анализ особенностей развития агротуризма в Воронежской области, которая является одним из перспективных регионов России в сфере развития туризма.
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
Происходящие изменения в экономике страны, связанные с диверсификацией и модернизацией ее структуры, направлены на достижение нового качества жизни населения. В этих условиях возрастает значимость управления социально-экономическим, экологическим и институциональным развитием территорий. Особую роль в системе управления территориями занимает управление развитием сельских территорий. Важность поиска новых подходов к совершенствованию управления сельскими территориями предопределяет существующий экономический, демографический, экологический, культурный потенциал села, который наряду с кризисными явлениями в аграрной сфере экономики, с оттоком трудовых ресурсов, ухудшением экологической ситуации, ростом безработицы формирует современную специфику их развития.
141
Для обеспечения устойчивого развития агротуризма в России сформирована нормативно-правовая база, включающая, в частности, основные положения федеральных законов РФ «О развитии сельского хозяйства» (2006), «О личном крестьянском (фермерском) хозяйстве» (2003), «О личном подсобном хозяйстве» (2003) и «О сельскохозяйственной кооперации» (1995), которые устанавливают правила использования аграрных, природных, социокультурных, культурно-исторических, промысловых и иных ресурсов сельской местности в создании комплексного туристского продукта. Определяя агротуризм как сектор туристской отрасли, использующий природные, культурно-исторические, социальные и иные ресурсы сельской местности для создания комплексного туристского продукта, эксперты подчеркивают, что в широком смысле агротуризм включает в себя все виды рекреационной деятельности в сельской местности [1].
Сельские территории Российской Федерации являются важнейшим ресурсом страны, значение которого стремительно растет в условиях углубляющейся глобализации при одновременном усилении значения природных и территориальных ресурсов в развитии страны. Развитие сельских территорий сегодня происходит крайне неравномерно. Несмотря на динамичный рост АПК, уровень и качество жизни сельского населения в целом существенно отстают от уровня жизни в городах, сужается доступ населения к услугам организаций социальной сферы, углубляется информационный и инновационный разрыв между городской и сельской местностью, что ведет к росту миграционного оттока сельского населения, к утрате освоенности сельских территорий [2].
Сельские территории обладают обширным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, рациональное использование которого может обеспечить устойчивое развитие, достойный уровень и качество жизни сельского населения. Численность сельского населения с 2000 г. сократилась на 2,3 млн чел. и составила на 1 янв. 2014 г. 37,1 млн чел. Выполнение основных общенациональных функций сельских территорий затруднено из-за структурного кризиса, связанного с трансформацией форм собственности и переводом деятельности всех сфер жизни на рыночные принципы.
В этой ситуации выходом является всесторонняя диверсификация сельской экономики, поддержка фермерства и альтернативных форм занятости и самозанятости, в том числе развитие ремесел и сельского туризма, организация и снятие административных барьеров для сбыта продукции через рынки, облегчение доступа к природным, в том числе земельным, материальным, финансовым и информационным ресурсам, поддержка деятельности консультационных центров и развитие инфраструктуры, позволяющей населению получать достойный доход.
Касаясь терминологии, отметим, что, как показывает анализ научной литературы по данной тематике, вопрос о содержании понятий «сельский туризм» и «аграрный туризм» является в определенной мере дискуссионным. Ряд авторов, учитывая терминологию Всемирной туристской организации, обосновали следующие определения сельского и аграрного туризма, отражающие принципиальные различия между ними: «сельский туризм - группа функциональных видов туристской деятельности, которые могут осуществляться в
142
сельской местности и включают деятельность лиц, находящихся за пределами их обычной среды, путешествующих и осуществляющих пребывание в данной местности для отдыха и с другими целями; аграрный туризм - функциональный вид туристской деятельности, представляющий собой деятельность лиц, находящихся за пределами их обычной среды, путешествующих и осуществляющих пребывание в сельской местности для отдыха и с другими целями, обязательно включающую участие в сельскохозяйственном производстве принимающей стороны для получения новых знаний и навыков, физических нагрузок, впечатлений, а также исходя из иных неэкономических мотивов и (или) в обмен на вознаграждение» [3].
Сельский туризм следует рассматривать как перспективное направление туризма для российской провинции в целом. Однако для развития сельского туризма недостаточно одного желания фермеров или владельцев ЛПХ принимать гостей на своей усадьбе. Желающие поехать на отдых в сельскую местность появятся, если для них будут созданы соответствующие условия. Чтобы создать эти условия необходимо, чтобы результативно функционировал сервисный комплекс, включающий как минимум 12 подотраслей - это предприятия и организации питания, транспорта, торговли, связи, здравоохранения и др. Практика показывает, что для обслуживания одного туриста на стационарном маршруте требуются как минимум три рабочих места. Поэтому в регионах со сформировавшейся туристской инфраструктурой проблемы обеспечения занятости решаются результативнее, чем в регионах, где развитию индустрии туризма уделяется недостаточно внимания. Важность решаемых задач обуславливает приоритетность проблемы развития сельского туризма, ставит ее в ряд социально-экономических задач, имеющих федеральное и региональное значение.
Значимость сельского туризма для устойчивого развития территории зависит от множества различных факторов и условий: социальных, политико-правовых, экономических, нравственных и экологических. Социальные факторы - это сокращение бедности, увеличение занятости населения, развитие инфраструктуры, улучшение уровня жизни. Политико-правовые факторы - это создание новых нормативно-правовых документов, регулирующих сферу туризма, установление контроля над территорией, развитие институтов управления местного самоуправления и становление политической стабильности в регионе. Экономические факторы - рост доходов населения, доступность качественного жилья, повышение конкурентоспособности экономики, создание рабочих мест, наличие квалифицированных кадров, появление малого предпринимательства, обеспечение самокормления региона, создание рыночных отношений с другими регионам, развитие территории в целом. Экологические факторы - это усовершенствование старых и создание современных нормативно-правовых актов и законов, позволяющих обеспечивать экологическую безопасность и сохранять биоразнообразие сельских территорий. Нравственные факторы - сохранение, изучение, воссоздание территориального культурного наследия, местных традиций [4]. Сельский туризм получил большое признание общественности в большинстве западноевропейских стран во второй половине ХХ столетия по причине снижения количества занятых в сельском хозяйстве и необходимости формирования
143
альтернативных видов трудовой занятости и предпринимательства в сельской местности. Сельский туризм должен был остановить миграцию населения в города, стать сферой приложения труда и источником заработка сельских семей. Доля сельского туризма в России пока невелика и сегодня, по данным Ростуризма, составляет 1,5-2 %. Однако в России есть все предпосылки для развития этого вида туризма. Сельский туризм является не просто отраслью туристической индустрии, но выполняет следующие важные социально-экономические функции (Рис. 1).
Рис. 1. Социально-экономические функции сельского туризма.
Развитие сельского туризма напрямую содействует повышению привлекательности проживания в сельской местности. Перспективными направлениями развития сельского туризма являются Сибирь и Дальний Восток, а также регионы Центрального федерального округа, куда входит и Воронежская область, учитывая степень развития инфраструктуры в этой части страны [5, 6].
144
Анализ роли потенциала агротуризма в развитии экономики Воронежской области свидетельствует о том, что агротуризму присуща своя специфика, которая обусловлена тесной связью с другими видами туризма, например, экологическим, паломническим, усадебным, этнографическим и событийным, а также тем, что отсутствует поддержка для его развития «сверху», как и во многих регионах России.
СИЛЬНЫ? Г тишины
наличие природных ландшафтов, заповедников, заказников и памятников природы, наличи г богатого исторического и культурного наследии
выгодное географическое п оложеяие; наличи е благ оп р и ятнык прир о дн о ■ кшматичесюг к условий; благоприятное расположение области относительно основных транспортных магистралей (М-4, М-б, Е-38.Р-194); активн о е соцнальн о-экон омическо е развитие ор он еж скоп области л
42
Слабые стороны:
низкий уровен ь ин ф ормир оваино сти населения и си ециали стов туриндусгрии оБоронежской области как о туристской дестинацин, от сутстви е в реги он е турпро дукт ов соответствующих меж дунар о дн ым стандартам;
сезонн ость больши н сгва внутрио бласткык марщзут ов; доминирование точечные тури я гаш объектов и турпродуктов, отсутствие-турав комплексного характера, низкий уровеньиспользования туристского потенциала области, недостаток и низкое качество туристской инфраструктуры н сервиса, недостаток квалифицированных специалистов в сфере оказания туристом к услуг;
низкий уровень заинтересованности организаций, являющихся объектами посещений (музеи, заловеднш!и, монастыри и т п.) в развитии как туристских объектов.
/внешние неидагопр кятные факирвд у^кпы несовершенство нормативно-правовой базы сельского туризма,
развитие и консолидация в туристской сфере соседних регионов,
правовые и финансовые риски частных инвесторов, связанные с осложнениями при реализации инвестиционных проектов, изменение внешней рыночной конъюнктуры; снижен ие уровн я жизни населения Россн й ской Федерации и Воронежской области; ^^худшен не экологической обстановки.
возможности сельскою тургомл
реализация благоприятного географического положения через развитие сельского туризма;
развитие новых экономических сфер в муниципальных образованиях Воронежской области,
расширение международного культурного, делового н иного сотрудничества,
создаииев Ворон ежетуристского центра откуда одинаково удобно добираться до достопримечательностей соседних регионое, создание новых рабочих мест в муниципальных образованиях области, развитие самозаняг о сти сельского населения;
возможность организации программ обучения специалистов в области сельскоготуризмаи профессиональной переподготовки местного населения,
создаииеип рпдвнж ени е конкур ент о способных тури сг скнх брендов, формирование привлекательного имияжа (бренда) региош, создание ^
соз р \ форь Хдаг!
опркятного инвестиционного климата
Рис. 2. SWOT-анализ развития сельского туризма в Воронежскойобласти [7].
С использованием SWOT-анализа определены факторы внешней и внутренней среды для развития сельского туризма в Воронежской области, определяющие конкурентоспособность региональной туристской индустрии. Выявленные сильные стороны и внешние возможности являются основой конкурентной стратегии развития сельского туризма и должны реализоваться через систему мероприятий, направленных на их использование и усиление.
Слабые стороны и внешние угрозы рассматриваются как ограничители развития сельского туризма в Воронежской области.
Таким образом, представленный SWOT-анализ показал, что, безусловно, Воронежская область обладает богатым природно-рекреационным ресурсом для
145
развития сельского туризма. Однако становится очевидно, что присутствуют комплексные проблемы в сфере развития данного вида туризма, имеющие довольно острый и системный характер.
Этих проблем намного больше, чем самих предпосылок для поступательного развития данного направления туризма в Воронежской области. Для решения их изначально необходимы новый подход и программно-целевой метод, которые позволили бы повысить конкурентоспособность сельских территорий региона, удовлетворить растущий спрос на качественные туристские услуги и обеспечить условия для устойчивого развития туризма в сельской местности.
ВЫВОДЫ
Таким образом, сельский туризм является не только мощным стимулом развития собственно туриндустрии, но и важным фактором решения социально-экономических проблем села. Это обеспечивает занятость сельского населения, рост доходов и повышение жизненного уровня сельских жителей, расширение ассортимента продукции приусадебных хозяйств; реализацию на месте продукции личного подсобного хозяйства; стимулирование охраны местных достопримечательностей, сохранение местных обычаев, фольклора, народных промыслов; повышение культурно-образовательного уровня сельского населения; укрепление бюджета сельских поселений. Кроме того, сельский туризм способствует «разгрузке» наиболее популярных туристских центров, уменьшая негативные экологические последствия слишком интенсивной туристской деятельности в «престижных» регионах. Проведенный SWOT-анализ показал, что, безусловно, Воронежская область обладает богатым природно-рекреационным ресурсом для развития сельского туризма. Однако очевидно, что присутствуют комплексные проблемы в сфере развития данного вида туризма, имеющие довольно острый и системный характер. Этих проблем намного больше, чем самих предпосылок для поступательного развития данного направления туризма в Воронежской области. Для решения их изначально необходимы новый подход и программно-целевой метод, которые позволили бы повысить конкурентоспособность сельских территорий региона, удовлетворить растущий спрос на качественные туристские услуги и обеспечить условия для устойчивого развития туризма в сельской местности.
Список литературы
1. Сельский туризм: опыт, проблемы, перспективы развития в России. М.: ООО «Столичная типография», 2008. 72 с.
2. Демишкевич Г. М. Организационно-методическое и информационно-консультационное обеспечение развития альтернативных видов деятельности сельского населения. М.: РАКО АПК, 2008. 128 с.
3. Гварлиани Т. Е., Бородин А. Н. Сельский и аграрный туризм как специфические виды туризма // Terra Economicus. 2011. Т. 9. No 43. С. 61-65.
4. Лукичев А. Б. За многоликостью сельского туризма: содержание и форма // Российский журнал устойчивого туризма. 2012. № 2. С. 3-12.
146
5. Яковенко Н. В., Шилов Ю. М. Агротуризм как направление сохранения первозданности сельского ландшафта и историко-культурного наследия местного населения // Науюж записки Вшницького державного педагопчного ушверситету iм. М. Коцюбинського. Географш. 2010. Вип. 21. С. 265-273.
6. Яковенко Н. В. Модель развития агротуризма - «малое семейное хозяйство» // Экономика. Управление. Право. 2010. С. 34-36.
7. Гончарова Д., Яковенко Н. SWOT-анализ развития сельского туризма в Воронежской области // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 12-8. С. 34-37.
RURAL TOURISM AS A FACTOR IN SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL AREAS IN THE VORONEZH REGION
Yakovenko N. V., Komov I. V., Didenko O. V.
Voronezh State University, Voronezh, Russian Federation E-mail: [email protected]
An important issue of sustainable development of rural areas in the Russian Federation is the problem of labor surplus in agricultural production, which is aggravated by the growth of productivity in this sector. Sustainable development of rural areas in Russia implies a right and a strong policy of rural development as part of the agrarian policy of the country, which would include a specific mechanism for the support of alternative employment in rural areas. Rural tourism is different from the usual that tourists come to the rural area not only for rest and familiarization with local culture, but also to explore the local tourist resources, take part in various traditional events and others. Rural tourism contributes to the development of the territory as a whole, as it allows to solve a number of existing problems in rural areas and create more jobs for the local population by providing for visiting guests complex services for accommodation, recreational facilities, food, excursion service, the acquisition of specific knowledge and skills. In most cases, this type of activity is complementary to the main type of employment for people in rural areas. The organization and running your own business in the rural areas - employment is much more difficult and responsible than just the self-employed. It requires entrepreneurial skills, initiative, perseverance and the willingness to take risks, the desire to be involved in the daily work process, and, most importantly, certain knowledge and skills, awareness generally from the beginning to the end. One of the perspective directions of realization of the socio-economic process in Russia and abroad is rural tourism, or agritourism. It is a modern trend in world tourism development. About 700 million tourists travel annually in the world. At the same time according to different sources from 12 to 30 % of them prefer rural tourism. In the last twenty years rural tourism has become an independent highly profitable sector of the tourist industry in the United States and Western Europe. According to WTO estimates, the rural tourism is among the five main strategic directions of realization of tourism in the world until 2020.
The importance of rural tourism in Russia for the sustainable development of the area depends on many different factors and conditions: social, political, legal, economic, moral and ecological. Social factors are the reduction of poverty, increase in employment, infrastructure development and improvement of living standards. Political and legal factors are the creation of new legal documents regulating the sphere of tourism, the
147
flrneeHKO H. B., KOMOB H. B., ffudeHKO O. B.
establishment of control over the territory, the development of local self-governance institutions and the establishment of political stability in the region. Economic factors are incomes growth, the availability of quality housing, improving the competitiveness of the economy, creating jobs, the availability of qualified personnel, the appearance of small business, food self-sufficiency in the region, the development of market relations with other regions, the development of the territory as a whole. Ecological factors are the improvement of the old and the creation of modern legal acts and laws that aim to ensure environmental safety and preserve the biodiversity of rural areas. Moral factors are preservation, study, recreation of the territorial cultural heritage, local traditions. In the article, using the SWOT-analysis the factors of internal and external environments have been identified for the development of rural tourism in the Voronezh region, which determine the competitiveness of the regional tourism industry. The identified strengths and external opportunities are the basis of a competitive strategy in rural tourism development and should be realized through a system of measures aimed at their use and amplification. Weaknesses and external threats are considered as constraints of rural tourism development in the Voronezh region. The SWOT-analysis showed that, of course, the Voronezh region has a rich natural and recreational resource for the development of rural tourism.
However, it is clear that there are complex problems in the development of this type of tourism. They are very sharp and systemic. These problems are much larger than themselves preconditions for sustained development of the tourism destinations in the Voronezh region. A new approach and program-target method are originally needed to solve existing problems in rural tourism development. They would improve the competitiveness of rural areas in the region, to meet the growing demand for high-quality tourist services and provide the conditions for sustainable development of tourism in rural areas.
Keywords: rural tourism, Voronezh region, rural areas, government regulation of tourist activity, SWOT-analysis, sustainable development.
References
1. Sel'skiy turizm: opyt, problemy, perspektivy razvitiya v Rossii (Rural tourism: experience, problems and prospects of development in Russia). M.: OOO «Stolichnaya tipografiya», 2008. 72 s.
2. Demishkevich G. M. Organizatsionno-metodicheskoe i informatsionno-konsul'tatsionnoe obespechenie razvitiya al'ternativnykh vidov deyatel'nosti sel'skogo naseleniya (Organizational-methodological and information-consulting software of development of alternative activities of rural population). M.: RAKO APK, 2008. 128 s.
3. Gvarliani T. E., Borodin A. N. Sel'skiy i agrarnyy turizm kak spetsificheskie vidy turizma (Rural and agritourism as specific types of tourism) //Terra Economicus. 2011. T. 9. №43. S. 61-65.
4. Lukichev A. B. Za mnogolikost'yu sel'skogo turizma: soderzhanie i forma (For many faces of rural tourism: the content and form)// Russian Journal of sustainable tourism // Rossiyskiy zhurnal ustoychivogo turizma. 2012. № 2. S. 3-12.
5. Yakovenko N. V., Shilov Yu. M. Agroturizm kak napravlenie sokhraneniya pervozdannosti sel'skogo landshafta i istoriko-kul'turnogo naslediya mestnogo naseleniya (Agritourism as the direction of preserving pristine rural landscape and the historical and cultural heritage of the local population) // Naukovi zapiski Vinnits'kogo derzhavnogo pedagogichnogo universitetu im. M. Kotsyubins'kogo. Geografiya. 2010. Vip. 21. S. 265-273.
148
6. Yakovenko N. V. Model' razvitiya agroturizma - «maloe semeynoe khozyaystvo» (Model of agritourism development - a "small family farm") // Ekonomika. Upravlenie. Pravo// Nauchno-prakticheskiy zhurnal. 2010. S. 34-36.
7. Goncharova D., Yakovenko N. SWOT-analiz razvitiya sel'skogo turizma v Voronezhskoy oblasti (SWOT-analysis of rural tourism development in the Voronezh region) // Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. 2015. № 12-8. S. 34-37.
Поступила в редакцию 18.08.2016.
149