Научная статья на тему 'НАЛОГОВАЯ БАЗА И ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ'

НАЛОГОВАЯ БАЗА И ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический вектор
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / НАЛОГИ / БЮДЖЕТ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕРРИТОРИЯ / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буторин М.В.

В статье рассматривается налоговая база на уровне местного самоуправления, её формирование и влияние на развитие социально-экономической сферы территории. Одновременно исследуются проблемы, которые не способствуют получению дополнительных доходов в местный бюджет, что давало бы возможность муниципалитетам думать о своей перспективе, создавать благоприятные условия для проживания людей. Закрепление за муниципалитетами отчислений от федеральных и региональных налогов на постоянной основе и на длительный срок позволило бы населению оценивать эффективность работы местной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX BASE AND FINANCIAL AND ECONOMIC BASIS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT, PROBLEMS OF FORMATION

The article discusses the tax base at the level of local self-government, its formation and impact on the development of socio-economic sphere of the territory. At the same time, the problems that do not contribute to obtaining additional income to the local budget are being investigated, which would allow municipalities to think about their future and create favorable conditions for living. Consolidation of the municipalities of deductions from Federal and regional taxes on a permanent basis and for a long time would allow the population to evaluate the effectiveness of local authorities.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВАЯ БАЗА И ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ»

VII. ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ. ПРОБЛЕМЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ И СТАТИСТИКА

УДК 342.25

M.V. Butorin

TAX BASE AND FINANCIAL AND ECONOMIC BASIS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT, PROBLEMS OF FORMATION

The article discusses the tax base at the level of local self-government, its formation and impact on the development of socioeconomic sphere of the territory. At the same time, the problems that do not contribute to obtaining additional income to the local budget are being investigated, which would allow municipalities to think about their future and create favorable conditions for living. Consolidation of the municipalities of deductions from Federal and regional taxes on a permanent basis and for a long time would allow the population to evaluate the effectiveness of local authorities.

Keywords: local government, taxes, budget, municipality, territory, financial and economic basis.

М.В. Буторин1

НАЛОГОВАЯ БАЗА И ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

В статье рассматривается налоговая база на уровне местного самоуправления, её формирование и влияние на развитие социально-экономической сферы территории. Одновременно исследуются проблемы, которые не способствуют получению дополнительных доходов в местный бюджет, что давало бы возможность муниципалитетам думать о своей перспективе, создавать благоприятные условия для проживания людей. Закрепление за муниципалитетами отчислений от федеральных и региональных налогов на постоянной основе и на длительный срок позволило бы населению оценивать эффективность работы местной власти.

Ключевые слова: местное самоуправление, налоги, бюджет, муниципальное образование, территория, финансово-экономическая основа.

Местное самоуправление составляет основу любого правового и демократического государства. Его формирование в нашей стране началось с преобразованием российской государственности. Принятый в 1991 г. Закон РФ "О местном самоуправлении в Российской Федерации" решил лишь часть вопросов, касающихся права муниципальной власти самостоятельно принимать решения, в частности, связанных с установлением местных налогов и сборов.

Следует отметить, что налоговая система России того периода включала три группы налогов: федеральные (НДС, акцизы, таможенная пошлина и т.д.); национально-государственных и административно-территориальных образований (налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду) и местные (подоходный, земельный, сбор за право торговли, налог на рекламу). Число налогов и сборов с каждым новым годом увеличивалось. Это было связано с тем, что ключевой проблемой экономики посткоммунистической России оказался бюджетный дефицит, обусловленный низкими объёмами налоговых поступлений на фоне высоких расходных обязательств государства. Это вынуждало власть принимать дополнительные решения по увеличению доходной базы бюджетов.

Уже в 1997 г. на территории РФ действовало более 40 налогов и сборов. У муниципальной власти было право вводить собственные дополнительные сборы, в частности,

1 Буторин М.В., кандидат исторических наук, доцент; Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения; Член Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Butorin M.V., PhD in Historical Sciences, Associate Professor; St. Petersburg State Institute of Cinema and Television; Member of the Union of Journalists of St. Petersburg and the Leningrad Region.

на благоустройство территории, противопаводковые мероприятия, содержание милиции и другие, таким образом, получая возможность "латать дыры" в местном бюджете. Какие именно сборы - каждая местная власть решала самостоятельно. В то же время это ставило налогоплательщиков - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - и в без того трудное экономическое положение. Практика функционирования налоговой системы делала невозможным планирование бизнеса даже на краткосрочную перспективу -риски, связанные с изменением в налогообложении, оценивались в то время как чрезвычайно высокие. Существующая техника уплаты налогов и налогового администрирования оставляла слишком много возможностей для уклонения от их уплаты.

Образовавшиеся перекосы в существующей системе были устранены с введением вначале первой, а затем второй части Налогового кодекса РФ. В нём были определены права и обязанности участников налоговых правоотношений, регламентирован процесс исполнения обязанностей по уплате налогов, правила налогового контроля, ответственность за налоговые правонарушения, введены в обращение важные дефиниции и инструменты. Это способствовало:

- построению стабильной, справедливой, понятной и единой налоговой системы, установлению правовых механизмов взаимодействия всех её элементов в рамках единого налогового правового пространства;

- созданию рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию национального богатства России и благосостояния её граждан;

- формированию единой налоговой правовой базы, совершенствованию системы ответственности за налоговые правонарушения и улучшение налогового администрирования.

Немаловажное значение имело то, что в основу налоговый системы был положен принцип, который позволил обеспечить доходы местных бюджетов гарантированными источниками. Это отвечало требованиям, заложенным в Конституции РФ. А из неё следовало, что "в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно" [1]. Реализуя их, "органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы" [1].

К местным налогам Налоговый кодекс РФ отнёс земельный налог и налог на имущество физических лиц. Несмотря на увеличение налоговой базы за последнее время, размеры их поступлений, этих денег для решения вопросов местного значения, закреплённых за муниципальным уровнем в соответствии с федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", явно недостаточно. Это компенсируется гарантированными регулирующими федеральными и региональными налогами. Часть средств в местном бюджете остаётся от налога от доходов физических лиц, налога на имущество юридических лиц, налога от прибыли.

Но большинство муниципальных образований даже при таком многообразии денежных поступлений не могут свести концы с концами, и вынуждены рассчитывать на получение дотации из регионального бюджета, чтобы иметь возможность выполнять возложенные на них обязательства, предоставлять населению услуги в минимально установленных размерах. Не поправило финансовое положение в связи с передачей с муниципального на региональный уровень часть полномочий, в частности, учреждений здравоохранения, одной из наиболее затратной расходной статьи местного бюджета. Но денег от этого в казне не прибавилось - просто при формировании бюджета уменьшили отчисления от федеральных и местных налогов.

Это коснулось не только муниципального уровня сельских и городских поселений, но и муниципальных районов и городских округов. Как показывает анализ деятельности муниципалитетов, эта проблема затронула практически каждый субъект Российской Федерации, в которых более девяноста процентов муниципальных образований являются дотационными. Сложившееся на местах положение таково, что на помощь от вышестоящего бюджета, в данном случае регионального, вынуждены зачастую рассчитывать МО городов, имеющие солидные налоговые поступления.

Остаточный принцип распределения доходов, оставшийся ещё с советских времён, остался неизменным по сей день. С одной стороны, федеральному и региональным центрам в этом случае удобней работать, формируя доходную и расходную части бюджетов всех уровней. В случае недостатка средств, для выполнения

закреплённых за муниципалитетами полномочий, всегда можно оказать им финансовую помощь. Но с другой стороны, существующая система налогообложения не способствует развитию местных территорий, получению дополнительных доходов.

Получается, что муниципалитеты, заинтересованные в развитии предпринимательства, привлечении инвестиций в развитие экономики собственной территории, от этого сами же потом страдают. Увеличение местного бюджета за счёт новых поступлений приводит к тому, что на очередной финансовый год они получают меньше дотаций. И, в конечном счёте, могут оказаться в худшем положении по отношению к тем муниципальным образованиям, которые не станут утруждать себя дополнительными хлопотами.

Выходит, что проявленная инициатива со стороны муниципалитетов, которые думают о своём будущем, может оказаться наказуемой. Такая система порождает у ряда муниципалитетов иждивенчество, свою основную задачу они видят в выбивании денег у региона, ссылаясь на неблагополучное положение. Где же выход?

На наш взгляд, одним из стимулов в деятельности органов местного самоуправления могло бы стать постоянное закрепление за муниципальным образованием отчислений от федеральных и региональных налогов на постоянной основе и на длительный срок. Это позволило бы, опираясь на предпринимательские структуры, получать дополнительные денежные средства и вкладывать их в развитие территории. Одним словом, думать о перспективе, создавать благоприятные условия для жизни людей. Это, кроме того, давало бы возможность избирателям оценить деятельность избранных должностных лиц - глав муниципальных образований, их депутатов с точки зрения их эффективности управления, умения грамотно и умело решать вопросы местного значения, ответственность за которые, в соответствии с федеральным законодательством, они несут не перед вышестоящими органами государственной власти, а перед населением.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учётом поправок, внесённых законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11 -ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая / Собрание законодательства Российской Федерации, 3 августа 1998. - № 31.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая / Собрание законодательства Российской Федерации, 7 августа 2000. - № 32.

4. Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 21.03.1991. № 943-1 // Бюллетень нормативных актов. - 1992. - № 1.

5. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003. - № 131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.