Научная статья на тему 'Стратегическое планирование производства гражданской продукции на основе взаимодействия предприятий ОПК с университетами'

Стратегическое планирование производства гражданской продукции на основе взаимодействия предприятий ОПК с университетами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия / стратегическое планирование / оборонно-промышленный комплекс / инновационная деятельность. / strategy / strategic planning / the military – industrial complex / innovative activity
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегическое планирование производства гражданской продукции на основе взаимодействия предприятий ОПК с университетами»

Мишунина Л.Н.

старший преподаватель Дальневосточного федерального университета, Владивосток

[email protected]

Якубовский Ю.В.

д.т.н., профессор, профессор кафедры «Экономика и организация производства» Дальневосточного

федерального университета, Владивосток

[email protected]

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ГРАЖДАНСКОЙ ПРОДУКЦИИ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК

С УНИВЕРСИТЕТАМИ

Ключевые слова: стратегия, стратегическое планирование, оборонно-промышленный комплекс, инновационная деятельность.

Keywords: strategy, strategic planning, the military - industrial complex, innovative activity.

Структурные преобразования, начавшиеся в девяностые годы, затронули практически все сферы хозяйственной жизни страны. Коснулись они и оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Сокращение объемов государственного заказа до 30%, свертывание большинства текущих и перспективных разработок, нарушение структурных связей, ухудшение финансового состояния предприятий ОПК и изменение формы собственности, снизили финансово-экономические показатели деятельности предприятий, снизили их производственный и инновационный потенциал. Решением сложившихся проблем могла бы стать конверсия, однако по объективным причинам она потерпела неудачу.

Возникла необходимость активизации инновационной деятельности, направленной на поиск новых форм функционирования оборонных предприятий. Инновационный потенциал предприятий мог быть востребован через производство гражданских модификаций высокотехнологичного продукта в другие сектора народного хозяйства. Достигнуть этих результатов можно только на основе интеграции предприятий ОПК в систему рыночных отношений через включение их в рыночную инфраструктуру, то есть определить условия для их функционирования во внешней среде.

Взаимодействие предприятий ОПК с внешней средой возможно с использованием современных инструментов планирования. Одним из таких инструментов являются методы стратегического планирования и управления. Экономическая эффективность от применения систем стратегического планирования проявляется в наиболее целесообразном и наименее рискованном использовании всех видов ресурсов предприятия, повышении уровня его конкурентоспособности и создании благоприятных перспектив постоянного и долговременного присутствия на целевом рынке. Целью разработки стратегии развития предприятия является выявление главных направлений дальнейшего его функционирования на основе максимального использования научно-технического, технологического, производственного, кадрового потенциала.

Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача в современных условиях функционирования предприятий ОПК связана не столько с завоеванием новых рынков, сколько с обеспечением экономико-технологических нововведений и организационных изменений в достаточном объеме для адекватной реакции на изменения во внешней среде. Отсюда важной составной частью общей стратегии предприятия является его инновационная стратегия, определяющая содержание и направленность нововведений, адекватных потребностям и изменениям внешней среды, и в конечном счете, интересам потребителей1.

Принятие стратегии лежит в основе стратегического планирования и управления. Стратегия представляет собой план, набор правил, последовательность или программу действий, комплекс политических установок, совокупность взаимосвязанных решений, направление или сферу деятельности. Перечисленные различия в понимании стратегии предприятия относятся в большей степени не к ее сущности, а к форме ее представления.

Схема основных этапов стратегического планирования продукции гражданского назначения на предприятиях ОПК представлена на рис. 1.

Данная методика позволяет на практике получить исходный инструмент для определения уровня экономического развития и прогноза развития территории. Она была апробирована на отчетных данных производственных предприятий ОПК Приморского края.

1 Завлин П.Н. Инновационный менеджмент. Доклад на XII Международной научной конференции «Модернизация России: ключевые проблемы и решения», 15-16 декабря 2011 г. - СПб.: Наука, 1997.

Определения понятия «стратегия»

Понятие Источник

Стратегия - путь, на котором может быть достигнут тот или иной набор целей. Твис Б.

Под стратегией принято понимать набор правил и приемов, с помощью которых достигаются основополагающие цели развития той или иной системы. Бестужев-Лада И.В.

Стратегия представляет собой систему управленческих решений, имеющих долгосрочный характер, направленных на реализацию миссии организации и ее преобразование в новое состояние. Градов А.П.

Стратегия в общем виде - это поиск наиболее результативных вариантов ввода в действие ресурсов (капитала, рабочей силы) в соответствии с главными целями предприятия и с учетом ситуации на рынке как в настоящий момент, так и в ожидаемом будущем. Предполагает разработку обоснованных мер и планов (программ, проектов) достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический и производственный потенциалы предприятия и его рыночно-сбытовые возможности. Завлин П.Н.

Экономика Приморского края до перестройки в основном состояла из предприятий военно-промышленного комплекса, которые обеспечивали заказами предприятия других отраслей. Продукция этих отраслей была необходима для нормального функционирования экономики региона и обеспечения населения территории товарами народного потребления. На предприятиях ВПК выпускалось до 12-15% товаров народного потребления (мебель, бытовая техника, электро- и радиотовары, посуда, оснастка, инструментарий отдельных технологических узлов, приспособлений и т.д.), что положительно влияло на развитие экономики края. На предприятиях военно-промышленного комплекса работало до 70% всего населения Приморья. До перестройки в Приморском крае предприятий ОПК насчитывалось 40 единиц. На сегодняшний день таких предприятий 30 единиц.

Этап Основные элементы

I. Целеполагание 1.1 Определение цели исследования

1.2 Определение задач исследования

1.3 Обоснование объекта исследования

1.4 Определение сроков и исполнителей

1.5 Выбор необходимых инструментальных средств

II. Сбор и подготовка информации 2.1 Формулирование требований к информации

2.2 Определение источников информации

2.3 Сбор необходимой информации

2.4 Оценка и подготовка полученной информации к исследованию

III. Расчетный 3.1 Анализ портфеля традиционной продукции

3.2 Анализ возможности использования двойных технологий

3.3 Анализ емкости рынков в продукции региональных производителей

3.4. Расчет уровня капитальных вложений и выделение стратегической зоны хозяйствования (СЗХ)

IV. Организация взаимодействия 4.1 Формирование с университетом структуры бизнес-инжиниринга в формате малого инновационного предприятия (МИП)

4.2 Проектирование и организация опытного производства

4.3 Проектирование и организация мало серийного производства

V. Заключительный 5.1 Разработка продуктово-технологической стратегии планирования и управления технологическим развитием производственной системы

5.2 Определение необходимых инвестиций

5.3 Коммерциализация инновационной стратегии

Рисунок 1.

Поэтапная схема процедур стратегического планирования по созданию продукции гражданского

назначения на предприятиях ОПК

В 1990 году в стране началась структурная перестройка. К 1998 г. (период спада) уровень производства в России, том числе и в Приморском крае сократился по сравнению с 1990 г. на 42%, а инвестиции в основной капитал - на 79%. Доля военной продукции в общем объеме промышленного производства по Приморскому краю в 1990 г. составила 68,9%. Производство гражданской продукции в общем объеме производства резко сократилось, о чем свидетельствуют показатели в табл. 2.

Таблица 2

Удельный вес продукции гражданского назначения в общем объеме производства (в %)

Годы ОАО «Варяг» ОАО «Изумруд» ОАО «Радиоприбор» Дальприбор

1998 65,8 62,8 16,32 64,51

1999 48,7 38,7 11,06 49,35

2000 48,2 38,2 10,47 49,29

2001 35,6 35,6 11,94 44,39

2002 30,7 29,7 37,9 35,85

2012 30,2 25,0 27,0 27,0

2014 30,1 22,3 25,0 27,0

2016 27,0 21,0 0 17,0

Источник: Данные Примстата.

Падение объемов производства сопровождалось масштабным выбытием основных фондов. Сократились производственные инвестиции в основные фонды. Степень износа основных фондов приблизилась к 50%. При этом коэффициент обновления составил 3,4%, что предопределило нарастающее технологическое отставание российской экономики. Средний возраст оборудования превысил 20-30 лет, что вдвое больше, чем в развитых странах. Произошло практически полное вытеснение ядра современного технологичного уклада (ТУ) с внутреннего рынка импортными аналогами.

За период с 1995 по 2016 год из-за отсутствия необходимых средств обновление существующего парка оборудования составило менее 6%.

Острая ситуация складывается по определяющему оборудованию, особенно по станкам с ЧПУ (станки отработали амортизационный срок 20 лет, имеют отклонения по периодически контролируемым паспортным параметрам точности, изношены системы ЧПУ и электроприводы).

Следующей особенностью предприятий ОПК является наличие мобилизационных мощностей. Содержание мобилизационных мощностей предприятия ОПК увеличивают внутризаводские расходы, из-за необходимости консервации оборудования, не вовлеченных в государственный оборонный заказ (ГОЗ), необходимости проведения реконструкции и перевооружения мощностей более новым технологическим оборудованием; отсутствия поставщиков ряда комплектующих изделий для устаревших и не находящихся в текущем производстве образцов вооружения, военной и специальной техники, но стоящих на вооружении. Кроме того расходы связаны с увеличением тарифов на энергоресурсы, коммунальные услуги, горюче-смазочные материалы, услуги связи и увеличением затрат на содержание, ремонт и обслуживание оборудования, зданий и сооружений в связи с их износом.

Следующая особенность предприятий ОПК Приморского края - использование земельных участков, занятых промышленными объектами оборонно-промышленного комплекса, расположенных на территории края.

Дореформенные предприятия получили в пользование земельные участки при регистрации в качестве унитарных предприятий или в результате приватизации имущественного комплекса. На сегодняшний день эти земли используются не эффективно. Эффективность использования земельных участков предприятий ОПК Приморского края представлена в табл. 3.

Таблица 3

Эффективность использования земельных участков предприятий ОПК Приморского края

(по состоянию на 2016 год)

Показатель ОАО «Варяг» ОАО «Изумруд» ОАО «Радиоприбор» ОАО «Дальприбор»

Объем производства, тыс. руб. 232 132 513 661 715 865 389 529

Общий размер производственных площадей, кв. м 172 590 95 090 157 130 505 660

Размер производственных площадей, используемых предприятием, кв. м 80 340 80 350 123 370 140 620

Размер производственных площадей, неиспользуемых предприятием, кв. м 92 250 14 740 33 760 365 040

Структура использования земельных площадей, % 46,5 84,4 78,5 27,8

Землеемкость (соотношение размера производственных площадей и объема производства), тыс. руб./кв. м 1,3 5,4 4,5 0,8

Кадастровая стоимость земельного участка под промышленными объектами, тыс. руб. 579 978 260 627 383 458 395 735

Источник: Отчетные данные исследуемых предприятий.

Из проведенного расчета видно, что земельные участки используются недостаточно эффективно. Такие предприятия, как ОАО «Варяг», ОАО «Дальприбор», используют земельные участки под производственную деятельность наполовину (ОАО «Варяг» - 46,5%, ОАО «Дальприбор» - 27,8%), в то время ОАО «Изумруд» - 84,4% и ОАО «Радиоприбор» - 78,5%.

На протяжении долгого времени предприятия ОПК функционировали в условиях административно-командной системы, основанной на государственной собственности и централизованных методах управления. При этом созданная продукция товаров народного потребления не могла в полной мере конкурировать на внутреннем рынке. Инициатива персонала в жесткой иерархической структуре управления воспринималась как элемент, мешающий исполнению должностных обязанностей.

Анализ внутренних и внешних факторов хозяйственной деятельности позволил выявить системообразующее несоответствие особенностям управления на предприятиях оборонно-промышленного комплекса принципам саморазвития, которые свойственны традиционным производственным системам гражданских секторов экономики. Это обусловлено тем, что условия рынка, в которых в настоящее время функционируют предприятия ОПК, не предполагают необходимости приобретения новых экономико-технологических компетенций, обеспечивающих эффективное функционирование производств в быстро изменяющихся внешних и внутренних средах.

Последнее обстоятельство побудило авторов рассмотреть и предложить методологические принципы стратегического планирования саморазвития, реализация которых, в первую очередь, связана с задачей совершенствования методологии и инструментария планирования инновационной деятельности для предприятий ОПК. Состав предлагаемых принципов, а также закономерности, их обусловливающие представлены в табл. 4:

Принципы стратегического планирования саморазвития (составлено авторами)

№ п.п Принципы планирования саморазвития Изготовление продукции государственного оборонного заказа Изготовление высокотехнологичной продукции гражданского назначения

Закономерности, обусловливающие саморазвитие

1. Конкурентоспособность Невосприимчивость к конкуренции. Выживание Устойчивое конкурентное превосходство на рынке товаров

2. Коммуникативность Сдерживающий фактор достижения цели - режим секретности Отсутствует сдерживающий фактор. Преодоление непредсказуемости поведения экономической среды

3. Необходимость Зависимость устойчивости развития от объемов ГОЗ Актуализация роли диагностики и возможности управления изменениями в организации

4. Гибкость Изменения определены государственной политикой. Отсутствует возможность управления изменениями самостоятельно Возможность самостоятельного управления организационными изменениями

5. Динамичность Длительный цикл изготовления оборонной продукции. Сдерживающий фактор - военная приемка продукции Сокращение жизненного цикла изготовления продуктов в результате доминирования инновационной деятельности.

Сформулированные принципы сохраняют свою значимость для стратегического планирования организации производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения как основополагающего фактора экономического развития предприятий ОПК.

Стратегическое планирование производства продукции гражданского назначения на предприятиях ОПК на основе внедрения новых инструментов планирования и управления технологическим развитием, отвечает требованиям динамичной конкуренции на глобальных рынках и требованиям внешних субъектов. Требования внешних субъектов к структурам оборонно-промышленного комплекса (ОПК) представлены в табл. 5.

Таблица 5

Предъявляемые требования к структурам оборонно-промышленного комплекса разными

субъектами Российской Федерации

№ п/п Субъект Предъявляемые требования

1 Государство Обеспечение обороноспособности и занятости, налоговые поступления, инновационное развитие

2 Население страны Обеспечение обороноспособности при оптимальном перераспределении ресурсов, стабильная занятость и рост качества жизни

3 Высокотехнологичные предприятия ОПК Использование мобилизационных мощностей, земельных участков, производственных площадей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Бизнес, (МИПы) Получение долгосрочного заказа на поставленную продукцию

5 Университеты и другие образовательные учреждения Заказы на проведение научных исследований, опытно-конструкторских, технологических работ и подготовку кадров

6 Работники организаций Постоянная занятость и стабильное повышение доходов

7 Территориальные власти Диверсификация и производство продукции гражданского назначения для территориального развития, пополнение бюджетов.

Однако проведенные исследования выявили ряд несоответствий в управлении взаимодействием предприятий ОПК с университетами по производству продукции гражданского назначения.

Таблица 6

Внутренние несоответствия (диспропорции) в управлении технологическим развитием производства

№ п/п Показатели Несоответствия (диспропорции)

1 Финансирование Поздние сроки авансирования ГОЗ и, вследствие этого дефицит финансовых средств, отсутствие оборотных средств для производства гражданской продукции. Использование заемных средств.

2 Кадровый потенциал Кадровая стагнация, вызванная нарушением процесса воспроизводства из-за отсутствия преемственности опыта, длительного оттока квалифицированных специалистов. Отсутствует система подготовки и переподготовки кадров инженерно-технических специальностей для конкретных производств.

3 Ценообразование Цены на военную продукцию утверждаются заказчиком в соответствии с ведомственными нормативами на основе расчетов калькуляций себестоимости, представляемых головным исполнителем заказа. Сложность в учете и перераспределении управленческих расходов на гражданскую продукцию

4 Научно - исследовательская деятельность Слабая научно-исследовательская база. Предприятия ОПК Дальневосточного региона не располагают ресурсами НИР и ОКР для решения вопросов перехода на выпуск конкурентоспособной гражданской продукции в соответствии с требованиями рынка, возникает необходимость обращения к высшим учебным заведениям, что напрямую сделать сложно.

5 Хозяйственные связи Нарушение сложившихся хозяйственных связей и транспортная удаленность Дальнего Востока от индустриально развитой европейской части. Отсутствует прямая связь с университетами. Нужны новые форматы взаимодействия.

Все субъекты устойчивого развития экономики взаимосвязаны и взаимозависимы (табл. 5), и чтобы преодолеть внутренние несоответствия в управлении технологическим развитием производства необходимо взаимодействие. В этом случае каждый субъект взаимодействия, получит эффекты, представленные на рис. 2.

Реализация механизма взаимодействия предприятий ОПК с университетами по производству гражданской продукции позволит всем участникам инвестиционного процесса получить определенные полезные результаты.

Государство получает прирост бюджетных средств, активизацию деловой активности в секторах среднего и малого бизнеса, повышение конкурентоспособности отечественных товаров и насыщение спроса на продукцию и услуги.

Муниципалитет решит проблему повышения занятости и качества деловой среды в регионе, практически автоматически улучшится инвестиционный имидж территории, что способствует повышению качества жизни граждан.

Промышленные предприятия оборонного комплекса получат возможность решить проблемы по загрузке мобилизационных мощностей, возможность иметь оборотный капитал для производства ГОЗ.

Банковский сектор получит возможность размещения капитала в больших масштабах в условиях сниженных платежных рисков.

Рисунок 2.

Эффекты взаимодействия субъектов экономического развития (составлено авторами)

Технологическое перевооружение в промышленности потребует коренной модернизации сферы среднего и высшего профессионального образования, что обеспечит высококвалифицированными кадрами предприятия ОПК. Это приведёт к созданию высокоэффективной инновационной среды, обеспечивающей превращение научных знаний в новые технологии и продукты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.