Научная статья на тему 'Проблемы и направления инновационного развития предприятий ОПК (на примере Приморского края)'

Проблемы и направления инновационного развития предприятий ОПК (на примере Приморского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мишунина Лидия Николаевна

Рассмотрены актуальные проблемы предприятий обороннопромышленного комплекса (ОПК) Приморского края. Предложены направления инновационного развития этих предприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual problems of the enterprises an industrial complex (OPK) Primorski Territory are considered. Directions of innovative development of these enterprises are offered

Текст научной работы на тему «Проблемы и направления инновационного развития предприятий ОПК (на примере Приморского края)»

УДК 658.2:332

Мишунина Л. Н.

проблемы и направления инновационного развития предприятий опк (на примере приморского края)

В настоящее время инновации становятся основным фактором, определяющим богатство страны и уровень благосостояния населения. На смену традиционному типу общественного воспроизводства приходит "новая экономика", или экономика инноваций. Ей присущи своя форма и структура богатства, собственные критерии оценки эффективности накопления. То, что считается ростом в традиционной экономике, не является ростом, тем более развитием в современных условиях. Дело в том, что не всякий экономический рост основан на инновациях и поэтому не приводит к инновационному развитию.

Для начала нам необходимо определиться с терминологией поскольку отнесение одного или другого вида деятельности к инновационному может обеспечить или существенно затормозить его развитие.

Под инновацией (англ. innovation — нововведение, новаторство) мы понимаем «инвестицию в новацию» как результат практического освоения нового процесса, продукта или услуги. Новация (лат. novation — изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новое явление, открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей и т.п. [12].

Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п. Процесс создания, освоения и распространения инноваций называется инновационной деятельностью или инновационным процессом [12].

Демократические преобразования в стране, начавшиеся в 1985 году не могли осуществляться без реформирования экономики. Так как к этому времени, доля военной продукции в общем объеме промышленного производства по Приморскому краю в 1990 г. составила 68,9 % [2].

Экономика края зависела от оборонно-промышленного комплекса, а именно:

1. Существовал постоянный спрос (заказ) со стороны Министерства обороны;

2. Предприятия ОПК являлись градообразующими (г. Арсеньев, г. Большой Камень и др.);

3. Предприятия оборонно-промышленного комплекса обеспечивали заказами предприятия других отраслей, выполнение которых было необходимо для их нормального функционирования (предприятия гражданского машиностроения, нефтяной и химической промышленности, легкой промышленности, строительства);

4. На предприятиях оборонно-промышленного комплекса выпускалось до 12-15 товаров народного потребления (мебель, бытовая техника, электро - радиотовары, посуда, оснастка, инструментарий отдельных технологических узлов, приспособлений и т.д.) что положительно влияло на развитие экономики края.

Вместе с тем специфической особенностью оборонно-промышленного комплекса края яв -лялось отсутствие развитой научно-исследовательской базы. Научно-исследовательская и конструкторская работа осуществлялась в основном в области разработки технологической оснастки и приспособлений, отдельных узлов и деталей, которые находились в центральных районах страны. Необходимо было произвести структурную перестройку предприятий ОПК, коренные изменения которой предусматривались и в годы перестройки в Советском Союзе, и в период экономических и социальных реформ в новой России.

Эти преобразования коснулись и предприятий ОПК Приморского края, составлявшие основу промышленной экономики региона. Предприятиям ОПК Приморского края необходимо было перейти на выпуск совершенно новых видов гражданской продукции в соответствии с требованиями рынка, а также совершенствовать продукцию военного назначения. Переход на выпуск новой продукции - процесс достаточно длительный, в большинстве случаев требующий значительных разовых затрат и, соответственно, источников их покрытия. Однако, предприятия пытались освоить производство технически простых товаров народного потребления, в большинстве случаев не соответствующих основному профилю производства. Так, ОАО «Дальприбор» выпустило несколько

видов электрических термосов (поттеров). ОАО ТП «Эра» наладило выпуск двух видов электродвигателей малой мощности и освоило ремонт крупногабаритных электрических машин. ОАО «Варяг» наладило выпуск полимерной тары для пищевой промышленности, выпуск гидрооборудования. ОАО «Радиоприбор» производит несколько видов скальпелей с лезвиями из кристаллов ЧСЦ (фианитов), систему охранной сигнализации, систему управления автомобильным движением. ФГУП ДВЗ «Звезда» освоил строительство транспортного рефрижератора проекта, стояночных плавучих причалов, ряд сухогрузных судов и буксиров. ОАО «Изумруд» готовит к производству ряд ТНП на основе микроэлектроники. ААК «Прогресс» освоил выпуск легкого вертолета МИ-34С, который готов к их серийному производству.

При выборе гражданской продукции предприятия ориентировались на технологические возможности основного производства и дефицитность товаров. Не учитывались перспективные изменения конъюнктуры рынка. Это был в основном стихийный процесс, не обеспеченный четкой стратегией поведения в новых условиях развития экономики края.

То есть, существовало много причин, которые замедляли развитие инноваций на предприятиях ОПК.

Однако наряду с общими для всех предприятий ОПК РФ причинами подобного положения имеют место причины, характерные для предприятий ОПК региона, а именно:

1. Низкий спрос на инновации со стороны бизнеса

Направления исследований в вузах, к сожалению, не отвечают интересам ученых, но в незначительной степени нацелены на решение актуальных задач предприятий и фирм края. Данный факт приводит к потере контактов между наукой и бизнесом, препятствует формированию и развитию их эффективного и взаимовыгодного сотрудничества.

В то же самое время, нет четкого запроса к вузам и институтам со стороны бизнеса на разработку инноваций, организацию трансфера технологий и т.д. В такой ситуации развитие инновационной деятельности происходит вне общего социально-экономического контекста, становится политической «самоцелью» и, как следствие, является затратным. Заметим, что на ряде предприятий края спрос на инновации существует, но почему-то он удовлетворяется либо собственными силами, либо разработчиками со стороны.

2. Неразвитость финансовых институтов поддержки инноваций

Ситуация в регионе является типичной для большинства субъектов России в части ограниченности финансовых возможностей для поддержания деятельности вузов, среднего и малого бизнеса в части развития коммерциализации результатов научных исследований и разработок.

Государственные кредиты на освоение новой продукции гражданского назначения выделены предприятиям ОПК края в 1992 г. в объеме 9 %, в 1993 г. - 6 %, в 1994 г. - 14,4 % от запланированных и утвержденных Правительством Российской Федерации сумм, а в последующие годы они вообще не поступали. [9]

3. Неразвитость инфраструктуры поддержки инновационной деятельности

Усилиями Правительства Приморского края идет постепенное формирование инфраструктуры поддержки и развития инновационной деятельности. В то же время краевой закон об инновационной деятельности до сих пор не принят, в Администрации края нет комитета по инновационному развитию.

4. Традиционно слабая научно-исследовательская база предприятий ОПК Дальневосточного региона

Для решения вопросов перехода на выпуск наиболее совершенных видов гражданской продукции в соответствии с требованиями рынка, а также совершенствования продукции военного назначения; предприятия ОПК Приморского края и Дальнего Востока являются, преимущественно предприятиями завершающего (сборочного) цикла производства и они имеют следующие проблемы:

5. Недостаточно квалифицированный, в силу отсутствия опыта, состав специалистов

Реализация пилотных проектов возможна только при наличие квалифицированных кадров, имеющих опыт организации и реализации инновационных проектов. Одной из пилотных программ в рамках реализации стратегии развития инновационной сферы должна стать комплексная программа переподготовки и повышения квалификации, содержащая учебные планы, ориентированные на различные целевые группы, и другую полезную информацию.

В рамках данной программы необходимо обеспечить создание и устойчивое развитие системы подготовки инновационно-ориентированных кадров, включая обучение научно-технического и управленческого персонала по следующим направлениям:

■ основы инновационно- внедренческой деятельности, бизнес-планирования, составление технико-экономических обоснований и другой необходимой документации;

■ маркетинг в области инноваций;

■ основы законодательства России и других стран в области инноваций;

■ основы системы финансирования инновационной деятельности;

■ основы изобретательской деятельности.

Предполагается, что потребуется разработка

новых образовательных программ, в частности:

■ совместных образовательных программ с другими вузами России (Томск, С. Петербург) и с зарубежными учебными заведениями по различным аспектам коммерциализации инноваций;

■ образовательных программ дистанционного обучения - как основного обучения, так и систем непрерывного повышения квалификации;

■ внедрение новых предметов в обучение, таких как «Теория Решения Изобретательских Задач».

6. Отсутствие служб маркетинга по вопросам анализа спроса на рынке, сбыта, рекламы и реализации продукции.

7. Нарушение сложившихся хозяй-ственных связей с предприятиями Центра РФ (Предприятия Дальневосточного региона, находятся в 7-9 тыс. км от Центра.)

В сложившихся условиях предприятия ОПК вынуждены искать пути и средства самостоятельного решения, накопившихся проблем, причем как в связи с продукцией гражданского назначения, так и в связи с продукцией, предназначенной для заказчиков Министерства обороны. Практически речь идет о завоевании новых, ранее не освоенных рынках сбыта.

Произвести переориентацию крупного предприятия на выпуск новой продукции в объемах, загружающих ощутимо его производственные мощности в ограниченные сроки, - задача нереальная. Кроме того, необходимо решать задачу сбыта этой продукции, несвойственную предприятиям плановой экономики [3].

Предприятия вынуждены самостоятельно решать вопрос обновления продукции, причем делать это достаточно оперативно. Однако отсутствие опыта в данной области, а также внешние причины, не стимулировали активности, а чаще всего и лишали предприятия возможности вести обоснованную политику по переходу на выпуск новой продукции.

На сегодняшний день недостатки рыночной системы хозяйствования в России настоятельно обуславливают необходимость государственного вмешательства в хозяйственную среду с целью повышения ее инновационной активности и восприимчивости. Изучение отечественного и зарубежного опыта свидетельствует, что у государства имеются большие неиспользуемые резервы финансово-кредитной поддержки и стимулирования инновационных процессов, мотивирующих у субъектов хозяйствования восприимчивость к нововведениям. Поэтому должны быть разработаны направления государственного регулирования инновационных процессов.

Изучение зарубежного и отечественного опыта государственного воздействия на развитие науки и инновационной активности хозяйствующих субъектов, позволяет в качестве основных регуляторов назвать финансовые, кредитные, налоговые и амортизационные, а также ценовые формы поддержки.

Основные направления финансовой поддержки следующие:

• субсидии, представляющие собой безвозвратные пособия, выделяемые участникам инновационной деятельности в критические моменты становления и развития. Субсидирование имеет строго оговоренные направления, связанные с реализацией проектов;

• дотации - ассигнования из бюджета на покрытие убытков от инновационной деятельности основных участников, а также на развитие инфраструктуры. Субсидии и дотации должны носить разовый характер и увязываться с реализацией конкретных проектов и программ;

• реальные инвестиции - долгосрочные вложения государственных капиталов в создание научно-технического задела, выполнение исследований и разработок некоммерческой направленности; развитие конкурентоспособных производств и технологий. Необходимость государственного предпринимательства на современном этапе развития экономики обусловлена, в первую очередь, недостатком средств частного капитала для вложения в эффективные проекты развития;

• финансовые инвестиции, представляющие собой вложения государственных средств в операции с ценными бумагами, особое место среди которых должны занимать акции инновационно активных в рамках общественных приоритетов предприятий, а также в не котирующиеся акции

представителей малого наукоемкого бизнеса, привлекающих таким образом капиталы для своего развития;

• финансовый лизинг, суть которого сводится к покрытию части затрат, которые несут предприятия, приобретая новые и заменяя действующие машины и оборудование.

Практика безвозвратного финансирования приемлема для решения проблем, связанных преимущественно с реализацией инновационных программ и проектов и финансовой поддержкой начальной стадии инновационных процессов. В других случаях возможно выделение средств на возвратной основе. Речь идет о кредитовании инновационной деятельности. Основными формами могут выступать:

• прямые льготные займы, предоставляемые либо целевым образом, либо на конкурсной основе. Предполагается снижение процентной ставки или увеличение сроков кредитования в зависимости от степени важности проекта;

• гарантированные займы, предполагающие получение кредита под гарантию государственных управленческих структур. Органы управления берут на себя обязанность погашения коммерческого кредита и уплату процентов по нему в случае неудачи проекта;

• компенсационные соглашения, которые заключаются между государственными структурами, кредиторами и заемщиками по поводу частичного возмещения за счет средств бюджета или внебюджетных фондов, предоставляемых новаторам кредитов или процентов за пользование ими.

Основные формы налогового стимулирования: освобождение от уплаты налогов, изменение налогооблагаемой базы, понижение налоговых ставок, отсрочка платежа (налоговый кредит). Здесь важно правильное применение имеющихся возможностей налогового регулирования.

• Амортизационное регулирование связано со стимулированием заключительной стадии инновационного цикла, использованием машин, оборудования, аппаратов, приборов, механизмов. Изменение условий амортизации влечет уменьшение или увеличение сроков покрытия расходов на реконструкцию и техническое перевооружение производства. Искусственное увеличение себестоимости продукции в связи с измененной суммой амортизационных отчислений напрямую отражается на цене изделия и доходе от его реализации.

• Ценовое регулирование предполагает государственное влияние на уровень цен, по которым новаторы покупают услуги инфраструктуры, сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, услуги связи и информационного обеспечения, арендные услуги и услуги по подготовке кадров, повышению их квалификации и т. п. Снижение уровня цен с целью оказания поддержки инновационной деятельности может осуществляться за счет компенсации из бюджета или внебюджетных фондов разницы в ценах, а также посредством организации части услуг на основе муниципальной собственности.

Непосредственное регулирование цен применимо к системе контрактных цен, определяющих условия оплаты работ, выполняемых в рамках исследовательских и инновационных программ и проектов.

• Преференции при оформлении разрешений, лицензий и других документов, выпускаемых государственными и муниципальными структурами, софинансирование инновационных проектов, финансирование функционирования инновационного бизнес-инкубатора, обеспечение льготных условий для инвесторов, вкладывающих средства в инновационные проекты, компенсация банковского процента, гарантии краевого бюджета по инвестициям в инновационные проекты.

Государство владеет всеми возможными способами и средствами для создания такой экономической среды функционирования предприятий, которая не только сделала бы их более восприимчивыми к нововведениям, но и стимулировала бы стать активными участниками инновационного процесса, заинтересованными в поиске, разработке и скорейшем освоении прогрессивных научно-технических решений. Государство способно регулировать инновационные процессы на предприятиях ОПК с помощью полного комплекса всех доступных ему мер. Результатом подобного вмешательства будет рост объема прибыли от реализации новой продукции, что приведет к пополнению государственного бюджета за счет налоговых поступлений. Активная политика протекционизма повысит конкурентоспособность предприятия, сильное антимонопольное законодательство поддержит конкуренцию среди отечественных производителей, что окажет положительный эффект на качество новой продукции, и, как следствие, приведет к усилению национального рынка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бондарен ко А. В., Быстров В. В., Шевченко

Д. К. Проблемы и перспективы совершенствования управления инновационной деятельностью предприятий океанического машиностроения. Владивосток: «Уссури», 2001. 190 с.

2. Данные Краевого комитета государственной статистики 2006-2008 гг. Экономические показатели Приморского края. Приморье в цифрах. Основные показатели развития отдельных отраслей экономики края. Производственный потенциал промышленности края. Ход конверсии военного производства

3. Долгопятова Т. А., Евсеева И. И. Экономическое поведение промышленных предприятий в переходной экономике // Вопросы экономики. - 2007. № 8.

4. Мелмен С. Конверсия и разоружение. Демилитаризованное общество. М: Мир, 2000. 365 с.

5. Мильнер Б. З., Евенко Л. И., Рапопорт В. С. Системный подход к организации управления. М.: Экономика, 2007. 320 с.

6. Монден Я. «Тоета»: методы эффективного управления: Сокр. пер. с англ. / Науч. ред. А. Р. Бенедиктов, В. В. Мотылев. -М.: Экономика, 2005. 454 с.

7. Моторыгин Б. Д., Седлов П. А. Экономические проблемы создания новой техники. М.: Машиностроение, 2004. 276 с.

8. Об условиях предоставления государственной поддержки реформируемым государственным унитарным предприятиям и иным коммерческим организациям / Постановление Правительства Российской Федерации № 701 от 13 июня 1997 г.

9. Постановление правительства РФ от 2 февраля 1998 г № 143 «О порядке финансирования инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности за счет средств федерального бюджета и условиях их конкурсного отбора.

10. Проскуряков А. В. Организация создания и освоения новой техники. М.: Машиностроение, 2005 271 с.

11. Справочное пособие для расчетов экономической эффективности внедрения новой техники. М.: ЦНИИ информации, 1984. 280 с.

12. Федеральный закон О науке и государственной научно-технической политике от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

УДК 332.1

Чайникова Л. Н. Региональный аспект инновационной политики

В условиях глобализации для любой страны важным условием устойчивости и экономической независимости становится ее внутренняя организация, включая способность быстро и чутко реагировать на изменения внутренней и внешней конъюнктуры, осуществлять быструю адаптацию за счет эффективной реализации инновационной политики. В Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года приведено следующее определение «политика Российской Федерации в области развития инновационной системы - составная часть государственной научно-технической и промышленной политики, представляющая собой совокупность осуществляемых государством социально-экономических мер, направленных на формирование условий для развития производства конкурентоспособной инновационной

продукции на базе передовых достижений науки, технологий и техники и повышение доли такой продукции в структуре производства, а также системы продвижения и реализации продукции и услуг на отечественном и мировом рынках». Также в данном документе отмечено, что политика Российской Федерации в области развития инновационной системы базируется на равноправном государственно-частном партнерстве и направлена на объединение усилий и ресурсов государства и предпринимательского сектора экономики для развития инновационной деятельности. Для реализации «Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» разработаны стратегии и концепции, которые нашли отражения в следующих документах: проекте Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2030 года;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.