Научная статья на тему 'Стратегическое планирование как механизм управления региональной социально-экономической системой'

Стратегическое планирование как механизм управления региональной социально-экономической системой Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1009
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / STRATEGIC PLAN / REGIONAL ECONOMY / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Алуян Саид Вячеславович, Шутилов Федор Валериевич

Статья посвящена описанию теоретического подхода к стратегическому планированию развития регионов. Актуальность исследования обусловлена тем, что стратегическое планирование является очень важной и необходимой составной частью развития регионов России, а составление стратегического плана развития одной из важных и трудных задач, стоящих перед государством. В статье определены характеристики и рассматриваются основные этапы для реализации стратегического плана социально-экономического развития регионов; выявлены целевые установки и мероприятия по решению социальных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the theoretical approach to the strategic planning of regional development. Strategic planning is a very important and necessary part of the development of regions of Russia. The development of a strategic plan is one of the most important and difficult tasks facing the state. The article defines the characteristics and the basic steps for the implementation of the strategic plan of social and economic development of regions. The authors identify targets and activities in solving social problems.

Текст научной работы на тему «Стратегическое планирование как механизм управления региональной социально-экономической системой»

УДК 332.1 ББК 65.046.12 А 52

С.В. Алуян

Ассистент кафедры производственного менеджмента и экономики отраслей народного хозяйства Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. Тел.: (918)454-54-24, e-mail: aluyan_said@mail.ru Ф.В. Шутилов

Кандидат экономических наук, заведующий кафедрой производственного менеджмента и экономики отраслей народного хозяйства Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. Тел.: (906)432-66-92, e-mail: sfv@mail.ru

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ

( Рецензирована )

Аннотация. Статья посвящена описанию теоретического подхода к стратегическому планированию развития регионов. Актуальность исследования обусловлена тем, что стратегическое планирование является очень важной и необходимой составной частью развития регионов России, а составление стратегического плана развития — одной из важных и трудных задач, стоящих перед государством. В статье определены характеристики и рассматриваются основные этапы для реализации стратегического плана социально-экономического развития регионов; выявлены целевые установки и мероприятия по решению социальных проблем.

Ключевые слова: стратегический план, региональная экономика, социально-экономическое развитие, эффективность.

S.V. Aluyan

Assistant of Industrial Management and Economics Sectors of the Economy Department, Kuban State Technological University, Krasnodar. Ph.: (918)454-54-24, e-mail: aluyan_said@mail.ru F.V. Shutilov

Candidate of technical Sciences, Head of Industrial Management and Economics of the National Economy Department, Kuban State Technological University, Krasnodar. Ph.: (906)432-66-92, e-mail: sfv@mail.ru

STRATEGIC PLANNING AS A REGIONAL SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEM CONTROL MECHANISM

Abstract. The article deals with the theoretical approach to the strategic planning of regional development. Strategic planning is a very important and necessary part of the development of regions of Russia. The development of a strategic plan is one of the most important and difficult tasks facing the state. The article defines the characteristics and the basic steps for the implementation of the strategic plan of social and economic development of regions. The authors identify targets and activities in solving social problems.

Keywords: strategic plan, regional economy, social and economic development, efficiency.

Стратегическое планирование — стратегических идей и конкурент-это процесс разработки стратегиче- ных преимуществ, выбора сценариев ского плана путем формулирования и базовых стратегий развития, про-целей и критериев управления, ана- гнозирования социально-экономиче-лиза проблем и среды, определения ского развития.

Цель разработки стратегии развития региона заключается в поиске источников эффективности и повышения социально-экономического развития региона на основе роста материального благосостояния и всестороннего развития личности граждан.

Разработка стратегического плана развития региона является сложной научно-практической задачей, которая может быть решена совместными усилиями высшего руководства региона и крупных ученых в области регионального управления [1].

Стратегический план развития региона — это управленческий документ, который содержит взаимосвязанное описание различных аспектов деятельности по развитию региона. Подготовка такого документа предусматривает:

— постановку целей развития региона;

— определение путей достижения поставленных целей;

— анализ потенциальных возможностей, реализация которых позволит достичь успехов;

— разработку методов организации движения по избранным направлениям;

— обоснование рациональных способов использования ресурсов.

Стратегический план социально-экономического развития региона — это индикативный документ, который позволяет администрации региона и региональному сообществу действовать совместно. Это документ не исключительно администрации, а в большей мере всех субъектов процесса регионального развития, включая экономических агентов и участников политического процесса. Это — не директива сверху, направленная от региональной администрации к предпринимателям и жителям региона, а ориентир, выработанный с участием всех агентов экономической деятельности.

Такой план предусматривает взвешенные и согласованные действия всех субъектов по решению имеющихся проблем. Он представляет собой инструмент налаживания партнерских отношений, механизм определения и осуществления эффективных стратеги-

ческих действий во всех сферах жизни региона. К основным характеристикам стратегического плана социально-экономического развития региона относятся:

— выделение сильных и слабых сторон региональной экономики, стремление усилить, развить, сформировать конкурентные преимущества региона с ориентиром, прежде всего, на создание лучших условий жизни людей;

— краткие идеи и принципы, которые ориентируют производителей товаров и услуг, инвесторов, администрацию и население, помогая им осуществлять решения, базирующиеся на видении будущего развития;

— партнерское взаимодействие всех региональных сил.

С позиции системного подхода регион как объект стратегического управления можно рассмотреть как совокупность шести взаимосвязанных макроподсистем:

— регионального хозяйства, включающего всю инфраструктуру, обеспечивающую жизнедеятельность региона;

— производственную сферу, в которую входят все отрасли материального производства (кроме АПК), производящие валовой региональный продукт;

— агропромышленный комплекс, включающий сельское и лесное хозяйство, территорию и природные ресурсы как источник регионального богатства;

— социальную сферу, в состав которой входят все отрасли воспроизводства и духовного развития населения региона;

— финансово-экономическую сферу, обеспечивающую макроэкономические пропорции, финансовые связи отраслей региона в виде бюджета региона;

— управленческую сферу, включающую совокупность федеральных, региональных и муниципальных органов власти в регионе.

В состав каждой сферы входят 4—8 подсистем региона, выделенные по признаку отрасли народного хозяйства (промышленность, транспорт, торговля, образование, культура и т.п.) или предмету управления (экономика, финансы, инвестиции, персонал, рыночные институты и т.п.) [2].

Концептуальной основой выявления и ранжирования проблем социально-экономического развития могут быть следующие этапы исследования:

1. В результате диагностического анализа показателей региона формируется перечень глобальных проблем социально-экономического развития.

2. По каждой глобальной проблеме разрабатывается анкета, включающая в себя перечень локальных проблем развития, ранжирование которых позволяет выделить приоритеты социально-экономического развития.

3. Подготавливается экономико-статистический материал, раскрывающий динамику показателей региона.

4. Формируется группа квалифицированных экспертов, способная провести ранжирование глобальных и локальных проблем развития региона. В нее включаются руководители департаментов региона, крупных предприятий и организаций и ученые-консультанты, ответственные за разделы проекта.

5. Экспертная группа анализирует показатели региона и методом экспертных оценок проводит ранжирование социально-экономических проблем региона.

6. Методом ранговой корреляции проводится обработка экспертных оценок и даются ранги важности и средние баллы глобальных проблем.

7. Результаты ранжирования проблем используются для проведения «Аукциона стратегических идей управления», позволяющего сформулировать альтернативные идеи и определить пути решения глобальных и локальных проблем развития региона [3].

Основными составляющими стратегии социально-экономического развития должны стать:

— проведение целенаправленной структурной, научно-технической и инвестиционной политики;

— решение социальных проблем при реформировании экономики;

— стимулирование деловой активности реального сектора экономики.

Главным направлением экономической политики является создание среднего класса собственников.

Структурная перестройка отечественной промышленности возможна на базе организационно-экономической реорганизации научно-технического комплекса, становления эффективной системы исследований и разработок, активизации на этой базе науки и реализации ее достижений в жизнь. Решение социальных проблем является важнейшим критерием эффективности проводимых в стране реформ. В зависимости от временного горизонта могут ставиться те или иные целевые установки и намечаться мероприятия по решению социальных проблем:

— в рамках долгосрочной перспективы глобальной целевой установкой при проведении социальной политики является приближение уровня жизни россиян к стандартам постиндустриального общества;

— в рамках среднесрочного периода ставится задача достижения докризисного уровня жизни населения России;

— в качестве оперативной цели можно поставить задачу обеспечения условий для физического выживания людей, предотвращения социального взрыва в обществе.

В области стимулирования деловой активности в реальном секторе экономики важнейшими мерам являются:

— установление в законодательном порядке минимальных размеров гарантированной заработной платы, которая отражает цену неквалифицированного труда и должна быть ориентирована на прожиточный минимум в стране; приведение параметров Единой тарифной сетки в соответствие с величиной прожиточного минимума;

— гарантирование своевременности выплаты заработной платы работодателем;

— законодательное определение способа и порядка индексации доходов населения в целях сохранения реальной покупательной способности Денежной заработной платы в условиях инфляции;

— сокращение имущественного расслоения населения, преодоление необоснованно высоких различий в уровнях доходов зажиточной части и бедных слоев населения [4].

Для реализации стратегического ным этапом управления. В настоящее плана целесообразно четко выделять время существует целый ряд научных три этапа: подходов к оценке реализации стра-

— концентрация ресурсов в стра- тегии по показателям уровня жизни, тегически важных направлениях дея- индекса развития человеческого по-тельности; тенциала и качества жизни населе-

— создание жизнеспособной систе- ния региона [5].

мы управления на основе эффектив- Существует ряд методов оценки ного взаимодействия органов власти, реализации стратегии, сложившихся предприятий и организаций региона; в практике регионального управления.

— достижение стратегических ори- Так, известны оценки с помощью раз-ентиров на основе поставленных целей личных рейтингов регионов, результа-и критериев управления. тов выборов губернаторов, инвестици-

Оценка эффективности стратегии онной привлекательности, объема ВВП является важнейшим заключитель- на душу населения и др.

Примечания:

1. Шутилов Ф.В. Ускорение инновационного развития регионов на основе кластерного подхода // Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2013. №1(120). С. 33—35.

2. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егоршина. 2-е изд., доп. М.: Экономика, 2005. 603 с.

3. Алуян С.В. Проблемы социально-экономического развития регионов России // Актуальные проблемы обеспечения устойчивого экономического и социального развития регионов: материалы VI междунар. науч.-практ. конф. Махачкала, 2014. С. 115—116.

4. Марача В.Г. Региональное стратегирование как метод повышения эффективности государственного управления региональным развитием в Российской Федерации // Инновации в общественной сфере: сб. тр. Института системного анализа РАН / под ред. Б.В. Сазонова. М.: УРСС, 2008. С. 142—147.

5. Алуян С.В., Шутилов Ф.В. Формирование инновационных кластеров как важнейшее направление развития экономики региона // Казанская наука. 2012. №12. С. 52—54.

References:

1. Shutilov F.V.Accelerating innovation development of regions based on the cluster approach // Representative power — XXI century: legislation, comments, concerns. 2013. №1(120). Pp. 33-35.

2. Strategic Management: Region, City, Enterprise / Ed. D.S. Lvov, A.G. Granberg, A.P. Egorshina. 2nd Ed. ext . M.: Economy, 2005. 603 pp.

3. Aluyan S.V. Problems of socio-economic development of the regions of Russia // Actual problems of sustainable economic and social development of regions: the VI Intern, scientific and practical. Conf. Makhachkala, 2014. Pp. 115—116.

4. Maracha V.G. Regional strategy development as a method of improving governance of regional development in the Russian Federation // Innovation in the public sphere: collection of works of Institute for Systems Analysis, Russian Academy of Sciences / ed. B.V. Sazonov. M.: URSS, 2008. Pp. 142—147.

5. Aluyan S.V., Shutilov F.V. The formation of innovative clusters as the most important area of economic development of the region // Kazan science. 2012. №12. Pp. 52—54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.