Научная статья на тему 'Коммуникационный потенциал как индикатор развития кластера'

Коммуникационный потенциал как индикатор развития кластера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
820
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / РЕГИОН / КОММУНИКАЦИИ / КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СИСТЕМА / СТРАТЕГИЯ / АНАЛИЗ КОММУНИКАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА / ЭФФЕКТ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / CLUSTER / REGION / COMMUNICATION / COMMUNICATIONS CAPACITY / SYSTEM / STRATEGY / ANALYSIS OF COMMUNICATION CAPACITY / EFFECT / SYSTEMATIC APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шутилов Федор Валериевич, Суровцева Екатерина Сергеевна

Актуальность исследования обусловлена тем, что формирование кластерных сетей это современный взгляд на развитие промышленности и региональной экономики. Предприятия, интегрированные в группу, более жизнеспособны и устойчивы, динамичнее развиваются. Рассмотрены системные эффекты и функции коммункаций кластера, коммуникационные характеристики в зависимости от стадии жизненного цикла кластера, коммуникационный потенциал как явление, отражающее конкурентоспособность и перспективы развития кластера, а также порядок стратегического анализа коммуникаций кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communication potential as the cluster development indicator

The paper considers the formation of cluster networks as a modern view of the development of industry and the regional economy. It reveals the fact that enterprises integrated into the group are more viable, sustainable and dynamic. The authors examine a lot of systemic effects and communication functions, cluster communication characteristics depending on the stage of the life cycle of the cluster as well as the communication capacity as the phenomenon reflecting the competitiveness and prospects of development of the cluster, and also the order of the strategic analysis of the cluster communications.

Текст научной работы на тему «Коммуникационный потенциал как индикатор развития кластера»

УДК 332.1 ББК 65.046.12 Ш 97

Ф.В. Шутилов

Кандидат экономических наук, заведующий кафедрой производственного менеджмента и экономики отраслей народного хозяйства Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. Тел.: (906) 432 66 92, e-mail: [email protected]

E.С. Суровцева

Кандидат экономических наук, доцент кафедры производственного менеджмента и экономики отраслей народного хозяйства Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. Тел.: (961) 533 37 18, e-mail: [email protected]

КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ИНДИКАТОР РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРА

( Рецензирована )

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена тем, что формирование кластерных сетей — это современный взгляд на развитие промышленности и региональной экономики. Предприятия, интегрированные в группу, более жизнеспособны и устойчивы, динамичнее развиваются. Рассмотрены системные эффекты и функции коммункаций кластера, коммуникационные характеристики в зависимости от стадии жизненного цикла кластера, коммуникационный потенциал как явление, отражающее конкурентоспособность и перспективы развития кластера, а также порядок стратегического анализа коммуникаций кластера.

Ключевые слова: кластер, регион, коммуникации, коммуникационный потенциал, система, стратегия, анализ коммуникационного потенциала, эффект, системный подход.

F.V. Shutilov

Candidate of Economic Sciences, Head of Industrial Management and Economics and National Economy Department, Kuban State Technological University, Krasnodar. Ph.: (906) 432 66 92, e-mail: [email protected] E.S. Surovtseva

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Industrial Management and Economics Sectors of the Economy, Kuban State Technological University, Krasnodar. Ph.: (961 ) 533 37 18, e-mail: [email protected]

COMMUNICATION POTENTIAL AS THE CLUSTER DEVELOPMENT INDICATOR

Abstract. The paper considers the formation of cluster networks as a modern view of the development of industry and the regional economy. It reveals the fact that enterprises integrated into the group are more viable, sustainable and dynamic. The authors examine a lot of systemic effects and communication functions, cluster communication characteristics depending on the stage of the life cycle of the cluster as well as the communication capacity as the phenomenon reflecting the competitiveness and prospects of development of the cluster, and also the order of the strategic analysis of the cluster communications.

Keywords: cluster, region, communication, communications capacity, system, strategy, analysis of communication capacity, effect, systematic approach.

Создание экономически и технологически эффективных кооперационных объединений — актуальная задача в региональном менеджменте. Кластерные сети — это современный подход к развитию промышленности и сферы услуг в глобальной экономике через специализацию отдельных географических регионов или мест. Международный опыт показывает, что предприятия, объединенные в единую группу или кластер, способны к быстрому экономическому развитию, жизнеспособному лидерству на внутренних и внешних рынках, значительному созданию новых рабочих мест с высокой добавочной стоимостью, быстрому технологическому прогрессу [10].

Включение предприятий в кластерные сети носит повсеместный характер: объединения становятся «главным структурообразующим звеном мирового рыночного пространства и всех его подсистем. Как и любая сеть, они являются гибридной конструкцией, занимающей промежуточную позицию между рынком и иерархией. С одной стороны, кластеры имеют открытые границы для привлечения новых участников, подвижную внутреннюю структуру и способность к быстрой реконфигурации; с другой стороны, они хорошо интегрированы — вокруг совместной проектной идеи и координирующей работы сетевых платформ» [8].

Кластер, с точки зрения системного подхода, — самоорганизующаяся система, которой присущи свойства эмер-джентности и синергичности — положительные эффекты, проявляющиеся в появлении новых свойств, повышении эффективности и устойчивости элементов благодаря объединению усилий. Главная цель, для достижения которой образуются кластерные системы, — устойчивое развитие экономики региона и достижение более высокого уровня экономической эффективности предприятий, входящих в состав группы [9, 11].

Системные эффекты зависят от способности выстраивать и поддерживать внешние и внутренние информационные взаимодействия, образуя устойчи-

вые, долгосрочные, взаимовыгодные и способные к саморазвитию коммуникационные сети. По сути, коммуникации — это фактор, определяющий:

— границы кластера (взаимодействие элементов внутри системы интенсивнее, чем взаимодействие с внешним окружением);

— способность сети к выживанию и развитию;

— устойчивость и самоорганизацию.

Все участники находятся в едином пространстве, связаны не только логистическими потоками и информационными сообщениями, но и отношениями — социально-психологической составляющей, определяющей взаимозависимость, целостность, готовность и способность элементов подстраиваться для внутренней балансировки, поддержки слабых звеньев, устранения локальных провалов и отклонений, обеспечивая тем самым развитие кластера.

Функции, выполняемые коммуникациями в кластере:

— интеграция участников (целе-полагание, единое коммуникационное пространство, принципы и правила деятельности);

— информационная поддержка;

— мотивация участников объединения, достижение баланса интересов и ценностей;

— регулирование и координация действий;

— выстраивание взаимоотношений, основанных на сотрудничестве и доверии;

— расширение и рост системы (за счёт появления новых контактов и развития кластерной сети).

Коммуникации помогают участникам кластера (промышленным предприятиям, учреждениям финансово-кредитной сферы, организациям торговли, научным и инновационными организациям) ставить и достигать общие цели, координировать работу, находить баланс во взаимоотношениях и интересах.

Как сложная система с множеством внутренних связей, кластер в наибольшей степени заинтересован в развитии интегрирующей (общая цель)

и регулирующей функций. Роль коммуникаций в деятельности объединения будет заметно различаться у недавно образованных групп и устоявшихся,

существующих несколько лет, поэтому в анализе коммуникативного фактора должна учитываться стадия жизненного цикла (табл. 1) [7].

Таблица 1

Коммуникационные характеристики в зависимости от стадии жизненного цикла кластера

Стадия жизненного цикла (тип кластера) Коммуникационные характеристики

Эмбрионная стадия. Зарождающийся кластер. Разрозненные, единичные взаимодействия между предприятиями и учреждениями, составляющими основу будущего кластера. Постепенное вовлечение новых игроков. Определение примерных границ кластера (внутренние связи между участниками объединения становятся интенсивнее, чем связи с внешним миром).

Растущая стадия. Развивающийся кластер. Активное формирование кооперации, рост коммуникативной сети, охват взаимодействиями всех участников группы. Регулярные контакты представителей «ядра» кластера.

Зрелая или стабильная стадия. Зрелый кластер. Расширение и стабилизация коммуникационной сети. Поддержание жизнедеятельности и процессов в кластере. Регулирование, стратегическое планирование, интеграция всех участников.

Дальнейший рост или исчезновение. Трансформирующийся кластер Активация коммуникаций с внешней средой, поиск новых возможностей, ниш, преодоление политических, территориальных барьеров. Расширение деятельности и выход на новый уровень или распад системы, присоединение к другим кластерным объединениям.

Главные условия формирования стратегически перспективного кластера — востребованность и доверие. Только востребованный кластер может сохранять конкурентоспособность в долгосрочной перспективе [2], получать новые свойства и системные эффекты, поддержку социальных и политических структур, ресурсы.

Доверие — основной принцип деятельности сети: открытое взаимодействие участников, обмен опытом, знаниями, технологиями, честный

бизнес, взаимная поддержка, ориентация на сотрудничество. Доверие — это тоже результат правильно построенных коммуникаций в кластере, особенно горизонтальных, координирующих совместные проекты. Взаимное доверие, ответственность, нацеленность на результат, централизованное использование технологий и ресурсов, транспорта, науки, другой инфраструктуры приводят к положительным эффектам, представленным на рис. 1.

Положительные эффекты кластерного подхода

Увеличение конкурентоспособности предприятий и кластера в целом

Снижение производственных издержек, финансовая оптимизация

Рисунок 1. Эффекты

Экономические и организационные преимущества кластерного подхода обусловлены появлением общей стратегической, долгосрочной линии, направленной на укрепление позиций

кластерного подхода

предприятий, образующих кластер, сохранение их доли рынка и выживание, наращивание производственного и инновационного потенциалов, улучшение имиджа и репутации на локаль-

ном и международном уровнях. В то же время нельзя упускать из вида коммуникационную составляющую — любые взаимодействия между участниками должны развиваться не хаотически, а в соответствии с перспективными (стратегическими) планами.

Будущее кластеров, как и других экономических систем макро- и микроуровня, в значительной степени будет определять коммуникационный потенциал, или способность эффективно обмениваться информацией, сохраняя целостность, достигая цели и поддерживая доверительные отношения с внешним окружением. Коммуникационный потенциал служит индикатором как текущего, так и перспективного состояния кластера, его жизнеспособности и развития.

В литературе распространён экономический и технологический взгляд на оценку деятельности кластеров и определение их эффективности. В отдельных исследованиях в методику комплексной оценки введены элементы системного анализа. Так, в [6, 13] предлагается оценивать кластеры с точки зрения значимости для региона, экономической эффективности, риска инвестиционного проекта, синергетического эффекта. Оценка проводится на этапе принятия решения о целесообразности создания сети. Значимость для кластерных образований синергетического эффекта и его

Параметры, оцени] коммуникационного

оценки подчёркивают многие исследователи [1], [12].

Как отмечает [5], «в наши дни процессы вытеснения иерархий сетевыми структурами приобретают уже массовый и необратимый характер, обнаруживая себя на всех уровнях экономических связей». Соответственно, возникает необходимость в новых подходах и инструментах, нацеленных на осмысление и построение новых моделей управления и развития микро-и макроэкономическими системами в изменившихся условиях.

На наш взгляд, получившие распространение подходы могут быть дополнены оценкой коммуникационного потенциала кластера. Полученная информация и выводы составляют аналитическую базу для последующих решений и разработки программы оптимизации внешних и внутренних связей с целью повышения устойчивости, целостности, конкурентоспособности системы.

Исследование проводится в несколько этапов: определение количественного и качественного уровня развития сетевых связей, оценка информированности участников, анализ взаимоотношений в кластере и обратной связи (внешней и внутренней). Параметры, оцениваемые при анализе коммуникационного потенциала кластера, представлены в табл. 2.

Таблица 2

1емые при анализе потенциала кластера

Этапы анализа коммуникационного потенциала кластера Оцениваемые параметры

1. Количественный уровень развития горизонтальных сетевых связей а) число участников кластера, вовлечённых в сетевые кооперационные взаимодействия; б) среднее количество взаимодействий

2. Качественный уровень развития горизонтальных сетевых связей а) эффективность взаимодействий (реализованные совместные проекты, инициативы); б) информационная гибкость (скорость движения информации)

3. Информированность (качество информации) а) уровень энтропии (неопределённости); б) полнота, доступность, объём информации

4. Взаимоотношения (доверие) а) удовлетворённость участников совместной деятельностью (экспертные оценки); б) уровень доверия (экспертные оценки)

5. Обратная связь внутри кластера а) оперативность отклика на полученное сообщение

6. Обратная связь с другими организациями и секторами (имидж) а) количество положительных/ отрицательных отзывов, сообщений о кластере

Введение в состав элементов комплексной оценки «гуманитарного» фактора (доверие, удовлетворённость участников группы) соответствует распространённому в западной и отечественной литературе взгляду на коммуникации как процесс дуалистичный, состоящий из информационной и эмоциональной, психологической составляющих. Так, согласно Э.Ф. Хандамовой, «коммуникация — это социальное явление, и она не сводится только к информационному обмену, требует учета отношений, мотиваций, ценностных установок и поведенческих норм участников коммуникационного процесса» [10].

Двойственный взгляд применим и в отношении коммуникаций в кластере. Такой подход помогает выявить ценностную идентификацию участни-

ков группы, обнаружить внутренние противоречия, потенциальные зоны конфликтов, грамотно управлять отношениями, формировать и доносить до всех участников цели, правильно выстраивать отношения с контактными аудиториями и государством.

Анализ коммуникационного потенциала целесообразно проводить на каждом этапе жизненного цикла, для изучения закономерностей его развития, выявления отклонений, нарушений, внутренних противоречий в коммуникационных цепочках и корректировки происходящих процессов. Также полезен взгляд на коммуникации как стратегическую составляющую развития, при этом целесообразно обратить внимание на показатели, представленные на рис. 2.

Рисунок 2. Элементы стратегического анализа коммуникаций кластера

Рисунок 3. Преимущества стратегического анализа коммуникаций кластера

Значение коммуникативной стратегии для социально-экономических систем подчёркивают многие авторы, выдвигая перспективное управление связями в число первостепенных условий развития и процветания системы

[3]. Важность стратегического подхода к управлению коммуникациями отмечают теоретики коммуникационного менеджмента Дж. М. Лэйхифф и Т.М. Орлова

[4], [5], а также Прохорова В.В. [6].

Введение стратегического анализа

в структуру комплексного исследования коммуникаций кластера поможет найти резонанс внутренних процессов и внешней ситуации, своевременно замечать угрозы и целенаправленно переключаться на возможности, предоставляемые окружением для наращивания экономической активности и успешности. Преимущества, получаемые благодаря стратегическому анализу ком-

муникаций кластера, представлены на рис. 3.

Использование в комплексной оценке деятельности и развития кластеров элементов исследования коммуникационного потенциала предположительно даст следующие результаты:

— усиление интеграционного начала и заинтересованности всех участников объединения;

— сбалансированное развитие внутренних и внешних связей;

— наращивание синергетического эффекта;

— привлечение дополнительных инвестиций;

— благоприятные отношения с властью и СМИ, частно-государственное партнёрство;

— повышение конкурентоспособности как отдельных предприятий, так и кластерного образования в целом.

Примечания:

1. Авдонина С.Г. Синергетический эффект кластерных образований и параметры его оценки // Региональная экономика и управление. 2012. №1(29).

2. Белова Е.О., Алуян B.C., Попова Ю.Н. Повышение конкурентоспособности промышленности региона на основе кластерного подхода // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2013. №93(03). С. 1365—1375.

3. Кравец М. А. Коммуникативная стратегия: систематизация определений, подходы к разработке // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Экономика и управление. 2013. №1. С. 149—153.

4. Лэйхифф Дж.М., Пенроуз Дж.М. Бизнес-коммуникации. СПб: Питер, 2001. 688с.

5. Орлова Т.М. Коммуникационный менеджмент в управлении экономическими системами: дис. ... д-ра экон. наук. М., 2002. 345 с.

6. Прохорова В.В. Субрегиональные ресурсы и инструменты интенсивного развития территориальных экономических систем современной России. М.: Изд-во МГУ, 2010.

7. Руководство по развитию кластеров, 2009. URL: http://www.kohtla-jarve.ee/uploads/ documents/valissuhted/proj ektid/2/cd/ru/guide. pdf.

8. Смородинская H. Инновационная экономика: от иерархий к сетевому укладу // Вестник Института экономики РАН. 2013. №2. С. 87—111.

9. Хадеев Р.В. Системный подход в социологии к изучению организационных коммуникаций // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. №7. С. 258—262.

10. Хандамова Э.Ф. Управление взаимоотношениями с потребителями // Маркетинг. 2007. №3. С. 56—98.

11. Шутилов Ф.В. Необходимые и достаточные условия кластерного структурирования экономических систем // Казанская наука. 2011. №8. С. 120.

12. Шутилов Ф.В., Прохорова В.В. Территориальное развитие экономических систем на основе кластерного подхода. Краснодар, 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References:

1. Avdonina S.G. Synergistic effect of cluster formation and the parameters of its evaluation // Regional economy and management. 2012. №1(29).

2. Belova E.O., Aluyan V.S., Popova Yu.N. Increasing the competitiveness of industry in the region, based on the cluster approach // Polythematic network electronic scientific magazine of the Kuban state agricultural university. 2013. №93(03). Pp. 1365—1375.

3. Kravets M.A. Communicative strategy: systematization of definitions, approaches to development // The Bulletin of the Voronezh state university. Series «Economy and management». 2013. №1. Pp. 149—153.

4. Leykhiff J.M. Penrose, J. M. Businesses communications. SPb: PITER, 2001. 688 pp.

5. Orlova T.M. Communication management in management of economic systems: dis. ... Dr. of Econ. Sciences. M, 2002. 345 pp.

6. Prokhorova V.V. Subregional resources and instruments of intensive development of territorial economic systems of modern Russia. M.: MSU Publishing House, 2010.

7. Guide to development of clusters, 2009. URL: http://www.kohtla-jarve.ee/uploads/ documents/valissuhted/proj ektid/2/cd/ru/guide. pdf.

8. Smorodinskaya N. Innovative economy: from hierarchies to network way // The Bulletin of Institute of economy of the Russian Academy of Sciences, 2013. №2. Pp. 87—111.

9. Hadeev R.V. System approach in sociology to studying of organizational communications//Scientific problems of humanitarian researches.2010. №7. Pp. 258—262.

10. Handamova E.F. Management of relationship with consumers // Marketing. №3. 2007. Pp. 56—98.

11. Shutilov F.V. Necessary and sufficient conditions of cluster structuring economic systems // Kazan science. 2011. №8. Pp. 120.

12. Shutilov F.V., Prokhorova V.V. Territorial development of economic systems on the basis of cluster approach. Krasnodar, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.