Стратегия развития регионов
Научный вестник ЮИМ №4' 2013
УДК 332.1 ББК 65.046.12 Ш506
МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ТОЧЕК КЛАСТЕРНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ В РЕГИОНЕ
(Рецензирована)
Шутилов Федор Валерьевич,
кандидат экономических наук, доцент кафедры производственного и регионального менеджмента Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. Тел.: (906) 432 66 92, е-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрен набор методов выявления промышленных кластеров в регионе, условия и факторы, влияющие на формирование кластера, влючая специфику Краснодарского края, некоторые аспекты оценки эффективности и синергетический эффект кластеров.
Ключевые слова: промышленный кластер, концентрация, специализация, регион, синергетический подход, эффект, эффективность.
methods of identification of points of cluster concentration in the region
Shutilov Fedor Valerievich,
сandidate of Economic Sciences, associate professor of Department of Production and Regional Management of the Kuban State Technological University, Krasnodar. Ph.: (906) 432 66 92, е-mail: [email protected]
Summary. In article the set of methods of identification of industrial clusters in the region, conditions and the factors influencing formation of a cluster, vlyuchy specifics of Krasnodar Krai, some aspects of an assessment of efficiency and synergetic effect of clusters is considered.
Keywords: industrial cluster, concentration, specialization, region, synergetic approach, effect, effi-ciency
Региональный анализ формирования промышленных кластеров целесообразно проводить в следующей последовательности:
- первоначальное количественное исследование экономики региона с использованием различных источников;
- подробное изучение выявленных таким образом конкретных промышленных группировок.
В таблице 1 представлены наиболее часто встречающиеся аналитические методы изучения промышленных кластеров региона [1].
Достаточно часто используемым методом выявления региональных промышленных кластеров является использование коэффициентов локализации, представляющих собой соотношение удельных весов занятости населения в определенных отраслях промышленности: например, удельный вес отрасли в численности занятых региона по отношению к удельному весу этой отрасли в общей численности занятых по стране в целом. Коэффициент
локализации (КЛ) региона, равный 1,0, означает, что анализируемый регион имеет такой же удельный вес отрасли i по показателю занятости, что и страна в целом. Коэффициент локализации, превышающий это значение на 0,25 означает, что имеет место специализация региона в конкретном хозяйственном секторе.
Традиционное использование коэффициента локализации дает недостаточно информации о региональных промышленных кластерах, поскольку аналлиз производится в пределах отрасли и не показывает взаимные зависимости различных секторов экономики. Изучение промышленных кластеров только с помощью этих коэффициентов по сути представляет собой простой отраслевой анализ промышленности региона. Поэтому данный метод целесообразно использовать в совокупности с другими методами кластерного анализа, представленными в таблице 1.
Методы «сверху-вниз» и «снизу-вверх» - пред-
74
Научный вестник ЮИМ №4' 2013
Стратегия развития регионов
Таблица 1
Преимущества и недостатки методов кластерного анализа
Методы Преимущества Недостатки
Экспертных оценок Относительно низкие издержки; детальная информация Отсутствие систематического сбора информации; отсутствие обобщенных данных
Коэффициентов локализации Простота расчетов; могут дополнять другие методы Акцент на отрасли и сектора, а не на кластеры
Производственных межотраслевых балансов Часто являются главным источником показателей взаимозависимости отраслей и компаний; детальная и комплексная информация Данные могут устаревать; не отражают роли сопутствующих институциональных структур
Инновационных межотраслевых балансов Часто являются главным источником показателей взаимозависимости отраслей и компаний Такие балансы редко публикуются; в США отсутствуют
Теории графов / сетевого анализа Визуальное представление взаимосвязей Набор компьютерных технологий ограничен
Специальных обследований Гибкость в сборе необходимой информации Высокая стоимость проведения исследования
ставляют собой два основных комплексных метода кластерного анализа. При первом методе задача экспертов - выявление промышленных кластеров, и их связей с другими отраслями и родственными некоммерческими институтами. В результате формируется картина региональной промышленной взаимозависимости. Если метод кластерного анализа «снизу-вверх» наиболее эффективен при исследовании небольших регионов с ограниченным набором отраслей, то метод «сверху-вниз» позволяет выявить промышленные кластеры путем «редуцирования» статистических данных (статистический кластерный и факторный анализ и т.п.), что наиболее эффективно в анализе регионов с диверсифицированной структурой промышленности.
Коэффициенты локализации могут применяться в качестве простого способа оценки деятельности хозяйственного сектора. Все отрасли экономики региона сравниваются по ряду количественных показателей (численность занятых, условно-чистая продукция, доход и др.), численности предприятий и компаний, темпам роста, специализации (степень изменения коэффициентов локализации), доли в валовом региональном продукте, доли в валовом национальном продукте, показателям изменений этих удельных весов и т.д. Далее производится отбор категорий отраслей хозяйства для более подробного анализа: крупнейшие региональные сектора, сектора, обеспечивающие специализацию региона, растущие отрасли. Все это дополняется использованием данных межотраслевых связей и цепочек добавленной стоимости (поставщиков или показателей целевых, исследуемых секторов).
Существует пять важнейших шагов (этапов) при осуществлении межотраслевого кластерного анализа.
1. Выявление промышленных кластеров (существующих или потенциальных (формирующихся), локализованных и нелокализованных).
2. Определение концептуального метода исследования («сверху-вниз» или «снизу-вверх»).
3. Если выбран подход «сверху-вниз», то определяется более конкретный метод анализа (статистический кластерный анализ, факторный анализ или др.).
4. Сбор статистических данных.
5. Интерпретация полученных результатов.
Сравнительно новым методов выявления промышленных кластеров является сетевой анализ связей между компаниями и отраслями хозяйства. Наиболее объективными статистическими данными для такого анализа являются инновационные межотраслевые балансы, хотя при этом также используются опросы региональных экспертов и другие качественные данные о связях между региональными отраслями.
Побудительными мотивами при создании кластера являются доступность общих фондов таких возможностей, как специализированные навыки персонала, проводимые университетами высокотехнологичные исследования, выгодное географическое положение или инфраструктура (природные ресурсы, развитая транспортная сеть и т.д.).
После начала процесса кластеризации происходит цепная реакция, в которой достаточно быстро начинают прослеживаться причинно-следственные связи. Происходящий при этом процесс сильно зависит от эффективности действующих связей или цепочек обратной связи - например, от того, насколько хорошо правительственные, местные, образовательные, регулирующие и другие структуры реагируют на нужды кластера, или от
75
Стратегия развития регионов
Научный вестник ЮИМ №4' 2013
того, насколько быстро откликаются на его запросы возможные поставщики ресурсов.
Особого внимания заслуживают три сферы: интенсивность конкуренции в местных масштабах, общая среда для формирования нового вида экономической деятельности в данной местности и эффективность действия формальных и неформальных механизмов сведения вместе участников кластера. Также значительно влияет сильная конкурентная борьба и бизнес-климат, в котором происходит развитие кластера. И, наконец, необходимы механизмы организации и построения взаимосвязей, поскольку существующие в кластере преимущества сильно зависят от связей и взаимодействия между личностями и группами, уровнем доверия между ними.
В здоровом и жизнеспособном кластере первоначальная критическая масса фирм провоцирует процесс самоусиления, в котором проявляются специализированные поставщики; накапливается информация; в местных институтах налаживается специальная подготовка, ведутся исследования, развивается инфраструктура; разрабатываются соответствующие законодательные нормы. По мере роста кластера усиливается его влияние не только на деятельность других фирм, но и на политику, проводимую правительством. Эта политика, приводящая к совершенствованию кластера, часто видоизменяется. Из исследований известно, что для развития вглубь и для достижения реальных конкурентных преимуществ кластерам требуется десять и больше лет [2].
Для кластера обязательны наличие частной собственности, конкуренции без монополии, принцип свободного ценообразования, стабильность денежного обращения, экономическая самостоятельность и ответственность предпринимателей. Когда фирмы более конкурентоспособны вместе, нежели раздельно, это и есть предпосылки к созданию кластера.
Территориально-производственная интеграция на основе кластеров в ближайшей перспективе станет одним из главных направлений по размещению производственных сил в регионе. Объединение в кластеры на основе вертикальной интеграции формирует не спонтанно управляемую систему, а упорядоченную структуру с ярко выраженными конкурентными преимуществами в виде сети устойчивых связей между всеми участниками.
Определение структурных границ и составных частей кластера целесообразно начать с рассмотрения процессов производства основных видов продукции, и затем выявить цепочку по вертикали организаций и предприятий, связанных с ними и являющихся потребителями.
Для создания кластера необходима системообразующая единица. В современных условиях в Краснодарском крае такой единицей могут стать производственно-сбытовые интеграционные объединения, учрежденные региональными производителями. Это позволит выполнить главное требование к формированию кластера - «инициатива снизу» и замкнуть в единый цикл производителей сырья и переработчиков. При этом объединение сможет от своего имени представлять интересы всех субъектов кластера в государственных органах, получать кредитные ресурсы и направлять их на его комплексное развитие, участвовать в осуществлении государственной политики на территории края.
Вертикально-интегрированное объединение будет осуществлять производство, закупку, переработку, фасовку, управлять сбытом готовой продукции и рекламой. Содержание механизма формирования и управления развитием кластеров представлено на рисунке 1.
На следующем этапе нужно найти по горизонтали отрасли, предприятия и регулирующие компании, производящие, транспортирующие и предоставляющие комплекс услуг или работ в системе каждого отдельно взятого кластера [3].
Создаваемые межотраслевым кластером информационные преимущества обеспечиваются за счет близости (технологической, организационной, экономической) структур, наличия постоянных контактов и общественных связей. Кластер обеспечит работу множеству мелких организаций - поставщиков простых комплектующих, соединяя в себе только лучшие предприятия, обладающие конкурентоспособностью. Концентрация соперников, их покупателей и поставщиков в едином географическом пространстве способствует росту эффективности и специализации производства.
Кластерный подход к интеграции организаций является прекрасной основой для создания новых форм объединения знаний, стимулируя возникновение новых научно-технических направлений и их коммерческих приложений, а также косвенным образом поддерживая сферу образования, университетскую науку и венчурный бизнес в Краснодарском крае. После установления предприятий и организаций, входящих в кластеры, следующий шаг состоит в выделении организаций, обеспечивающих подготовку и переподготовку специалистов технологиями и информацией, капиталом и обеспечивающей инфраструктурой (банки, страховые компании, паевые инвестиционные фонды и т.д.) и иных групповых профессиональных и общественных структур. Такими на территории Краснодарского края могут стать КГУ, КубГТУ, профильные НИИ, техникумы и колледжи [5].
76
Научный вестник ЮПИ №4' 2013
Стратегия развития регионов
Рисунок 1. Содержание механизма формирования и упр авления развития агропромышленным кластером
Таблица 2
характеристика синергетического эффекта кластера
Виды синергизма Источники эффекта
Управленческий Повышение эффективности управления. Если е результате интеграции менеджмент кластерной структуры сталкивается с проблемами, во мйогом схожими с теми, что встречались раньше, то возникают шансы эффективно применять имеющийся опыт в других областях. Если же, наоборот, проблемы в новой о бласти являются новыми и незнакомыми, эффект управленческой синергии может быть невысоким или даже отрицательным, как и синергизм других типов.
Операционный Экономия операционных издержек, включая: - гффект масштаба за счет совместных инвестиций; - экономия на масштабе сфпрыдеятпльности, за (счет' обеспечения оптимального уровня загрузки производствинных мощностей; - снижение затрат на проведение научно-исслгдоваеельских работ за счет использования общих научно-исследовательских центров
Продаж Получение доступа к новым, рынкам, каналам сбыта, позволяющим с большей отдачей использовать производственные ресурсы: - крупные организации, имеющие дистрибьюторскую сеть и узнаваемый брэнд, интегрируются с малыми предприятиями, работающими на формирующихся рынках, и потом используют свои преимущества для увеличения объема продаж. - для нескольких товаров используются одни и те же каналы распределения, управление процессом продаж происходит из единого центра или используются одни и те же складские помещения.
Финансовый Рост кредитоспособности участников за счет, например, объединения крупных организаций с избыточной наличностью и ограниченными проектными возможностями и малых инновационно активных компаний с ограниченными денежными средствами и высокодоходными проектами. Уменьшение рисков вследствие рассредоточения активов по различным субъектам и минимизация потерь вследствие негативного воздействия внешней среды Распространение налоговых льгот на вновь образованную интегрированную компанию, если одна из компаний до объединения обладала налоговыми льготами, а также путем сокращения налогов другим способом.
Инфраструктуры Повышение конкурентных преимуществ кластера за счет совместного использования объектов производственной, информационной, финансовой, социальной инфраструктуры, на основе которой и строятся кластерные взаимосвязи
На завершающем этапе выявляются государственные, муниципальные структуры, регулирующие управленческие органы, оказывающие существенное экономическое и регулирующее административное воздействие на организации, входящие в региональный промышленный кластер.
Поскольку в условиях рынка все его участники несут самостоятельную ответственность за резуль-
таты своей деятельности, основным определяющим критерием деятельности субъектов является экономический интерес, выражающийся в получении максимальной прибыли. Исходя из этого, экономические отношения должны способствовать повышению эффективности производственносбытовой деятельности каждого участника канала товародвижения, строиться между партнерами с
77
Стратегия развития регионов
Научный вестник ЮИМ №4' 2013
учетом интересов каждого из них, а также отвечать интересам государства в целом и интересам конечного потребителя в лице населения.
Одной из важных управленческих задач является организация постоянного мониторинга эффективности развития предприятий и учреждений, входящих в состав кластера [4].
Характеристика синергетического эффекта кластера приведена в таблице 2.
Для формирования кластеров используют различные методы кластерного анализа субъектов региональной экономики. В отличие от комбинационных группировок кластерный анализ приводит к разбиению множеств на группы с учетом всех груп-пировочных признаков одновременно. При этом, как правило, не указаны границы каждой группы, а также неизвестно заранее, сколько же групп целесообразно выделить в исследуемой совокупности. Он используется при изучении массовых явлений и процессов. Кластерный анализ позволяет строить научно обоснованные классификации, выявлять внутренние взаимосвязи между единицами наблюдаемой совокупности.
Одним из значимых этапов данной схемы является оценка потенциала кластеризации региона, позволяющая определять существование в экономике территории «точек роста» - основ кластеров или протокластеров, оценивать вероятность их трансформации в конкурентоспособные структуры, выявлять сильные и слабые стороны, определять уровень управляющего воздействия региональных властей.
В основу данного этапа заложена методика оценки потенциала кластеризации региона Ерми-шиной А. В., включающая три этапа (рисунок 2):
• количественный анализ конкурентной устойчивости;
• анализ условий конкурентной устойчивости;
• анализ кластеров.
На первом этапе проводится количественный анализ конкурентной устойчивости, то есть определяются рыночные позиции отраслей региона.
Анализ базируется на статистических показателях, отражающих конкурентную устойчивость отрасли в регионе [6] и потенциал кластеризации, таких как:
• коэффициент локализации, который определяется отношением удельного веса данной отрасли в структуре производства региона к удельному весу той же отрасли в стране;
• коэффициент душевого производства, рассчитываемый как отношение удельного веса отрасли региона в соответствующей структуре отрасли страны к удельному весу населения региона в населении страны;
• коэффициент специализации региона на данной отрасли, определяемый отношением удельного веса региона в стране по данной отрасли к удельному весу региона в ВВП страны.
В соответствии с данной методикой отраслями рыночной специализации (либо отраслями, в которых существуют кластеры) выступают отрасли, по которым расчетные показатели больше или равны единице, ранжирование отраслей по этим показателям определит приоритетность анализа отраслей на следующем этапе.
Второй этап - качественный анализ наличия и состава ресурсной базы, необходимой для обеспечения конкурентоспособности предприятий региона в определенных областях - направлен на определение условий конкурентной устойчивости отраслей. Его результаты формируются на основе
Оценка кластерного потенциала региона
Этап 1. Количественный анализ конкурентной устойчивости
Коэффициент локализации Коэффициент душевого производства Коэффициент специализации
Этап 2. Анализ условий конкурентной устойчивости
Факторы производства Спрос на внутреннем рынке Сопутствующие отрасли
Этап 3. Анализ кластеров
Институциональная организация кластеров Внутренняя мотивация инициирования и поддержания кластеров Сравнительная конкурентная сила участников кластеров
Оценка стратегического потенциала кластеров
Рисунок 2. Алгоритм оценки кластерного потенциала региона
78
Научный вестник ЮИМ №4' 2013
Стратегия развития регионов
оценки комплекса условий (факторы производства, спрос на внутреннем рынке и наличие конкурентоспособных отраслей-поставщиков или других сопутствующих отраслей в данном регионе), которые составляют основу конкурентной устойчивости отраслей региона (таблица 2).
Полученные оценки позволяют сформировать некоторое количество отраслей, которые в результате укрупненной группировки объединяются в три блока:
• отрасли с высоким потенциалом существования кластера, нуждающиеся в информационной поддержке и минимальном управляющем воздействии;
• отрасли, в которых возможно создание кластеров при целенаправленных длительных управляющих воздействиях;
• отрасли, в которых создание кластеров требует значительных издержек, несопоставимых с ожидаемым эффектом.
Проведение следующего этапа анализа целесообразно для первых двух групп отраслей.
Анализ кластеров - третий этап, результатом которого является определение характера управляющих воздействий на конкурентоспособность региона, может проводиться в различных направлениях: институциональная организация кластеров, внутренняя мотивация инициирования и поддержания кластеров, определение конкурентоспособности участников кластера, оценка стратегического потенциала кластеров (таблица 3).
Результаты анализа по данным направлениям позволяют выявить несколько типов кластеров и определить степень их стратегической важности для региона, на основе которых могут быть разработаны модели управления производственными кластерами.
Заключительный этап обоснования возможности и необходимости кластеризации территории - формирование модели регионального производственного кластера, экономическая оценка ее практической реализации, а также прогнозирование результатов функционирования кластерных образований на территории региона.
Таблица 2
Условия конкурентной устойчивости отраслей региона
Условие Качественная оценка Количественная оценка
Факторы производства: природные ресурсы; материальные ресурсы; трудовые ресурсы; инфраструктура Доступны / недоступны Относительные показатели структуры ресурсной базы; коэффициенты обеспеченности отрасли ресурсами
Спрос на внутреннем рынке Уровень требовательности покупателей к ассортименту, новизне, качеству: высокий / средний / низкий Доли продукции отрасли, реализуемой в пределах региона, федерального округа, страны, в ближнем и дальнем зарубежье, их динамика; коэффициент межрегиональной товарности; доля аналогичной продукции производителей других регионов, реализуемой в исследуемом регионе, в том числе импортной
«заинтересованный / безразличный»
Конкурентоспособные отрасли-поставщики / сопутствующие отрасли Наличие и степень: -активности профессиональных некоммерческих организаций в данной отрасли (ассоциаций, союзов) Доли поставщиков отрасли, расположенных в пределах региона; доли поставщиков отрасли, расположенных в пределах федерального округа
Конкурентоспособные отрасли-поставщики / сопутствующие отрасли -активности научно-исследовательских организаций, связанных с данной отраслью -активности некоммерческих организаций, содействующих данной отрасли -содействия организации СМИ данной отрасли. Наличие и уровень учреждений профессионального образования, связанных с данной отраслью. Заинтересованность и степень содействия государственных учреждений предприятиям данной отрасли В России, ближнем и дальнем зарубежье, их динамика
«присутствуют / отсутствуют»
79
Стратегия развития регионов
Научный вестник ЮИМ №4' 2013
На данном этапе также возникают проблемы методического характера, связанные с недостаточной проработкой вышеназванных процедур, а также значительным влиянием региональных особенностей на процесс формирования производственных кластеров [4].
Исходным пунктом анализа экономического развития региона является вопрос о методологии его проведения. Нами предлагаются следующие методологические подходы к его проведению.
Прежде всего, комплексный анализ экономического развития региона будет состоять из нескольких этапов.
На первом этапе анализа выполняется анализ статистических данных прошлых лет, отражающих основные компоненты экономического развития региона. При этом необходимо рассмотрение ситуации по отдельным составляющим экономики региона. Это требует проведения структуризации экономики региона на определенной основе.
В качестве общей методологической предпосылки структуризации экономики региона мы будем использовать так называемый «Ромб Портера» и идею о конкурентных преимуществах стран и регионов. Поскольку в современной мировой экономике ключевой проблемой для стран и регионов становится обеспечение их конкурентоспособности, структурирование экономики региона в соответствии с детерминантами конкурентных преимуществ позволяет наиболее адекватно оценить тенденции и проблемы регионального экономического развития. Кроме того, важнейшим направлением анализа становится межрегиональный анализ, позволяющий провести сравнение экономического развития исследуемого региона с регионами-кон-курентами [7].
Таблица 3
Направления к
В связи с этим структура анализа экономического развития региона представляется нам следующим образом.
Первый блок «Параметры факторов производства»:
• анализ рынка труда;
• анализ регионального капитала, как экономического ресурса;
• анализ ресурсов знаний;
• анализ природных ресурсов;
• анализ элементов материальной инфраструктуры;
• анализ финансовых рынков по видам (фондовый, банковский, страховой и валютный);
• анализ общественных финансов.
Второй блок «Параметры спроса»:
• анализ внешней торговли;
• анализ торговли в рамках национального рынка;
• анализ региональных рынков товаров и услуг. Третий блок «Родственные и сопутствующие
отрасли»:
• анализ промышленности;
• анализ сельского хозяйства;
• анализ строительства;
• анализ транспорта в связи.
Четвертый блок «Контекст стратегии фирмы и соперничества»:
• макроэкономический анализ;
• анализ инвестиций:
• анализ иностранных инвестиций;
• межрегиональное сравнение по экономическим показателям;
• межрегиональный анализ общественных финансов;
ерного анализа
Направление Признаки / основания кластеризации
Институциональная организация кластеров -структурированность (наличие организации) -устойчивость (постоянный состав) -наблюдаемость (для государственной и муниципальной статистики)
Внутренняя мотивация инициирования и поддержания кластеров -производство однородной продукции -однородность основных покупателей - крупных государственных или полугосударственных структур -обеспечение мобильности труда и капитала внутри кластера и другие мотивы
Определение конкурентоспособной силы участников кластера -конкурентная сила участников кластера примерно одинакова -конкурентная сила центральных участников значительно превосходит конкурентную силу остальных -конкурентная сила периферийных участников намного превосходит конкурентную силу центральных
Оценка стратегического потенциала кластера -темп роста продукции отраслей, в которых заняты центральные предприятия кластера в сравнении с темпом роста экономики в целом (отраслевой рост) -темп роста продукции кластера в сравнении с темпом роста отрасли в целом (кластерный рост) -доля продукции отраслевого кластера в валовом региональном продукте
80
Научный вестник ЮИМ №4' 2013
Стратегия развития регионов
• оценка степени монополизации отраслей промышленности.
Сформулируем основные принципы анализа выделенных нами направлений:
- во-первых, требуется исключение инфляционного воздействия на экономические показатели, в связи с чем применяется корректировка на дефлятор ВРП региона, что позволяет проводить анализ в сопоставимых ценах. Для этой цели требуется пересчет всех анализируемых показателей в ценах базового года. Следовательно, важнейшим требованием применяемой методологии анализа становится определение временных границ исследуемого периода - базовый год и конечный год. Для использования публикуемых официальными органами государственной статистики дефляторов ВРП за каждый год, необходим пересчет каждого годового дефлятора ВРП таким образом, что дефлятор ВРП базового года принимается за 100%, а дефляторы ВРП за последующие годы пересчитываются по отношению к базовому году;
- во-вторых, необходимо проводить исследование экономических процессов региона в динамике. Это требует расчета прироста значений показателей, как годовых, так и прироста показателей конечного года исследования по отношению к базовому году;
- в-третьих, существует необходимость изучения структуры рассматриваемых параметров и выявления доминирующих элементов структуры с оценкой этого доминирования;
- в-четвертых, актуальным становится сравнение значений ряда региональных показателей с их общероссийскими значениями и значениями других регионов-конкурентов;
- в-пятых, одна из особенностей анализа заключаемся в сопоставлении выявленных тенденций с общероссийскими и мировыми тенденциями, а также их соотнесение с теоретическими закономерностями развития экономических процессов;
- в-шестых, обязательным требованием анализа является графическое отображение получаемой информации.
Анализ экономического развития региона по предложенным нами блокам заключается в применении указанных выше принципов.
На четвертом этапе анализа требуется идентифицировать имеющиеся в резоне экономические кластеры и определить их границы, что даст возможность установить меры по спимулированию их развития со стороны исполнительных органов государственной власти региона.
Большая часть регионов заинтересована в осуществлении анализа региональных промышлен-
ных кластеров хотя бы в одном из трех следующих аспектов [8]:
- регионы имеют представление о своих лидирующих (ведущих) отраслях, но хотели бы знать, каким образом связи между компаниями этих отраслей могли бы быть усилены и привести к получению конкурентных преимуществ;
- регионы знают о своих ведущих отраслях, но хотят определить невидимые, потенциальные стратегические альянсы между ведущими и пока не развитыми, имеющими региональный, местный характер отраслями;
- регионы имеют слабое представление о своем ключевом региональном промышленном потенциале и им необходимо получить такое представление на базе тщательного анализа развития отдельных секторов промышленности.
Предложенный механизм выявления кластеров как точек роста в регионе может быть использован в анализе регионального развития, а его использование обеспечит возможность повышение эффективности управления регионом и достижение синергетического эффекта.
ИСТОЧНИКИ:
1. Газимагомедов Р.К. Современная региональная промышленная политика: кластерный подход. М.: ИМЭМО РАН, 2005. 218 с. С. 54-55.
2. Тетерева А.М. Повышение квалификации ППС как определяющий фактор качества образования и механизм его реализации в ОмГАУ / А.М. Тетерева / Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Ч. 1. Челябинск: Изд-во Образование, 2003. С. 79-82.
3. Разгоняева В.В. Развитие экономики индустриально-аграрного региона: кластерный подход. Дисс. канд. наук. Тамбов, 2010.4 Бачинина Ю.П., Андросова И.В. Кластерный подход в обеспечении конкурентоспособности региона. - Тюмень: Тюм-ГНТУ, 2010. 120 с. С. 45-52.
4. Шутилов Ф.В. Методы оценки эффективности и синергетический эффект кластеров. // Научный вестник Южного института менеджмента. 2013. № 2 (2). С. 81-85.
5. Ероян А.Е., Ермоленко А.А. Рыночные инструменты развития сферы образовательных услуг. Монография / Южный институт менеджмента -Краснодар: ЮИМ, 2010.-123с.
6. Хашева З.М., Джерештиева Ф.А. Управление устойчивым развитием региона. Монография. Краснодар, 2011.
7. Прохорова В.В. Субрегиональные ресурсы и инструменты интенсивного развития территориальных экономических систем современной России. Москва, МГУ, 2010.
8. Шутилов Ф.В. Необходимые и достаточные условия кластерного структурирования экономических систем // Казанская наука. 2011. № 8. С. 120.
81