Научная статья на тему 'Принципы и особенности корпоративного управления'

Принципы и особенности корпоративного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1288
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАЦИЯ / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРИНЦИПЫ / ОСОБЕННОСТИ / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / CORPORATION / CORPORATE GOVERNANCE / PRINCIPLES / FEATURES / COMPETITIVE ENVIRONMENT / BUSINESS PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коломыц Оксана Николаевна, Бойко Андрей Сергеевич, Куликов Роман Алексеевич

В настоящее время построение бизнеса в конкурентной среде позволяет руководству компаний лучше понять важность не просто декларирования, а фактического внедрения эффективных инструментов управления в практику работы компании, что в конечном итоге приводит к сближению формы и сущности корпоративного управления. Компании должны внедрять отдельные компоненты корпоративного управления с учетом своих бизнес-целей и задач, стадии развития организации, а также ожиданий компании с точки зрения всех заинтересованных сторон. Внедрение практики активного привлечения портфельных инвесторов к корпоративному управлению инвестиционными активами поможет улучшить развитие корпоративного управления в России. Руководству российских компаний необходимо признать, что отдельные инструменты корпоративного управления должны внедряться исходя из бизнес-целей, стадии развития компании, а также заинтересованных сторон. Простое соблюдение требований больше не является эффективным средством создания и поддержания ценности. Каждая структура и процесс корпоративного управления должны быть переосмыслены с точки зрения того, как они на самом деле способствуют повышению эффективности управления рисками и реализации возможностей. И на этой основе должна быть принята программа развития корпоративного управления, понятная всем участникам процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коломыц Оксана Николаевна, Бойко Андрей Сергеевич, Куликов Роман Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The principles and features of corporate governance

Currently, the construction of business in a competitive environment allows the management of companies to better understand the importance of not just the Declaration, but the actual implementation of effective management tools in the practice of the company, which ultimately leads to a convergence of the form and essence of corporate governance. Companies should implement individual components of corporate governance, taking into account their business goals and objectives, the stage of development of the organization, as well as the expectations of the company from the point of view of all stakeholders. The introduction of the practice of active involvement of portfolio investors in the corporate management of investment assets will help to improve the development of corporate governance in Russia. The management of Russian companies should recognize that certain corporate governance tools should be implemented based on business objectives, the stage of development of the company, as well as stakeholders. Simple compliance is no longer an effective means of creating and maintaining value. Each corporate governance structure and process needs to be rethought in terms of how they actually contribute to better risk management and opportunities. And on this basis, a program for the development of corporate governance, understandable to all participants in the process, should be adopted.

Текст научной работы на тему «Принципы и особенности корпоративного управления»

УДК 334

https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-3-57-61

ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

О.Н. Коломыц, А.С. Бойко, Р.А. Куликов

Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Российская Федерация

Аннотация. В настоящее время построение бизнеса в конкурентной среде позволяет руководству компаний лучше понять важность не просто декларирования, а фактического внедрения эффективных инструментов управления в практику работы компании, что в конечном итоге приводит к сближению формы и сущности корпоративного управления. Компании должны внедрять отдельные компоненты корпоративного управления с учетом своих бизнес-целей и задач, стадии развития организации, а также ожиданий компании с точки зрения всех заинтересованных сторон. Внедрение практики активного привлечения портфельных инвесторов к корпоративному управлению инвестиционными активами поможет улучшить развитие корпоративного управления в России. Руководству российских компаний необходимо признать, что отдельные инструменты корпоративного управления должны внедряться исходя из бизнес-целей, стадии развития компании, а также заинтересованных сторон. Простое соблюдение требований больше не является эффективным средством создания и поддержания ценности. Каждая структура и процесс корпоративного управления должны быть переосмыслены с точки зрения того, как они на самом деле способствуют повышению эффективности управления рисками и реализации возможностей. И на этой основе должна быть принята программа развития корпоративного управления, понятная всем участникам процесса.

Ключевые слова: корпорация, корпоративное управление, принципы, особенности, конкурентная среда, бизнес-процессы

Для цитирования: Коломыц О.Н., Бойко А.С., Куликов Р.А. Принципы и особенности корпоративного управления // Научный вестник Южного института менеджмента. 2019. №3. С. 57-61. https://doi. org/10.31775/2305-3100-2019-3-57-61

Конфликт интересов отсутствует

THE PRINCIPLES AND FEATURES OF CORPORATE GOVERNANCE

Oksana N. Kolomyts, Andrei S. Boiko, Roman A. Kulikov

Kuban State Technological University, Krasnodar, Russian Federation

Abstracts. Currently, the construction of business in a competitive environment allows the management of companies to better understand the importance of not just the Declaration, but the actual implementation of effective management tools in the practice of the company, which ultimately leads to a convergence of the form and essence of corporate governance. Companies should implement individual components of corporate governance, taking into account their business goals and objectives, the stage of development of the organization, as well as the expectations of the company from the point of view of all stakeholders. The introduction of the practice of active involvement of portfolio investors in the corporate management of investment assets will help to improve the development of corporate governance in Russia. The management of Russian companies should recognize that certain corporate governance tools should be implemented based on business objectives, the stage of development of the company, as well as stakeholders. Simple compliance is no longer an effective means of creating and maintaining value. Each corporate governance structure and process needs to be rethought in terms of how they actually contribute to better risk management and opportunities. And on this basis, a program for the development of corporate governance, understandable to all participants in the process, should be adopted.

Keywords: Corporation, corporate governance, principles, features, competitive environment, business processes

For citation: Kolomyts O.N., Boiko A.S., Kulikov R.A. Corporate governance structure and models. Scientific Bulletin of the Southern Institute of Management. 2019; (3): 57-61. https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-3-57-61

There is no conflict of interests

Корпоративное управление представляет собой совокупность правил, законов и нормативных актов, на которых основана и регламентируется деятельность компаний. Оно включает в себя внутренние и внешние факторы, которые влияют на интересы акционеров компании, а также на клиентов, поставщиков, органы управления [5]. Это то, как корпорация контролирует себя, устанавливает свои собственные обычаи, политику и законы для своих сотрудников от самых высоких до самых низких уровней. Надлежащее корпоративное управление стремится обеспечить, чтобы все акционеры получили право голоса на общих собраниях. Все члены совета директоров должны иметь одинаковое видение будущего компании.

Корпоративное управление имеет важное значение для обеспечения того, чтобы многие заинтересованные стороны компании, такие как инвесторы, акционеры, сотрудники, клиенты, партнеры и сообщество, были удовлетворены своими потребностями и интересами.

В целях эффективного управления корпорациям при выборе собственных принципов необходимо уделять внимание правильности и целесообразности видения, миссии, ценностей и культуры [9].

Выделяют следующие принципы корпоративного управления, лежащие в основе формирования, функционирования и совершенствования системы корпоративного управления обществом (рис. 1).

Наиболее важнойхарактеристикой успешного корпоранивнпго нпревлсниянвляетсячеткая бизнес-стратегия [6]. Для бизнеса важно определить нишу для своих продуктов или услуг. Кроме того,

предприятия должны установить свою целевую аудиторию и проблемы, которые они пытаются решить. Бизнес должен определить стратегический план, который позволит ему достичь целей целевой аудитории с помощью своих продуктов или услуг.

Для успешного ведения бизнеса необходимо четко реализуемая эффективная политика, процедуры и процессы, что способствует сокращению времени простоев, повышению производительности и достижению стратегических целей.

Дисциплина должна быть частью организационной культуры, чтобы сотрудники на всех уровнях чувствовали обязанность следовать процессам, установленным для каждого бизнес-процесса.

Риск является неотъемлемой частью любого бизнеса [1]. В то время как следование эффективной бизнес-стратегии и установленным операционным циклам может помочь компаниям снизить риски, компаниям необходимо учитывать существующие риски и уметь прогнозировать вероятность их наступления, что обусловливает необходимость наличия плана по управлению рисками.

Одна из ключевых целей корпоративного управления - действовать справедливо по отношению ко всем заинтересованным сторонам. Формирование организационной культуры вовлечения сотрудников помогает предприятиям создавать лояльных и преданных своему делу сотрудников. Предлагая высокий уровень обслуживания кли-ентоо и высокое какеснвоврокукции, несбхоинно бытьчесеным по отношению к вниентнн [3].

Прозрачность является ключом к созданию доверия внутри и за пределами организации. Обмен

Рисунок 1. Принципы корпоративного управления

информацией о компании с сотрудниками создает моральный дух и поощряет преданность делу и приверженность. Точно так же, открытость клиентам в отношении стратегических целей помогает завоевать доверие и надежность в глазах общественности.

Особенности корпоративного управления включают в себя также самооценку и постоянное улучшение. Крайне важно анализировать продукты, бизнес-процессы и политику компании, чтобы убедиться, что они эффективны и актуальны. Одним из способов улучшения бизнеса выступает опрос сотрудников и клиентов, что помогает понять, как компания позиционирует себя на рынке. Некоторые корпорации для проверки бизнеса, стратегий и процессов привлекают внешних консультантов.

Важная характеристика корпоративного управления - корпоративная социальная ответственность [7]. Компании необходимо помнить о влиянии бизнеса на общество. Предприятие должно гарантировать, что его деятельность не наносит вреда окружению. Компании, которые сосредоточены на корпоративной социальной ответственности, часто добровольно работают в сообществе, предоставляют бесплатные услуги и продукты определенным группам людей и используют экологически устойчивые методы ведения бизнеса.

Практика корпоративного управления в российских компаниях отражает социально-экономическую нестабильность в стране:

- горизонт планирования в 85% опрошенных компаний, представляющих крупный и средний бизнес составляет не более 3-5 лет;

- всего лишь половина опрошенных компаний переводят долгосрочные стратегические цели в измеримые показатели, которых они хотят достичь. В то же время, корпоративное управление направлено на создание соответствующего инвестиционного климата в стране, поскольку развитие корпоративного управления напрямую связано с созданием имиджа компании для привлечения инвесторов.

Активное установление стандартов иногда наносит ущерб интересам инвесторов, хотя законодатели и регулирующие органы руководствуются благими намерениями при принятии различных нормативных актов [2]. В сущности, это объясняется недостаточным диалогом между заинтересованными сторонами. Необходимо предпринять дополнительные усилия для активного вовлечения всех заинтересованных сторон (в частности, инвесторов и представителей бизнеса) в обсуждение инициатив по установлению стандартов.

Необходимо повысить прозрачность деятельности экспертных комиссий и экспертных советов,

созданных при государственных органах. Кроме того, ожидания и надежды заинтересованных сторон следует более активно разъяснять путем повышения уровня их представительства в экспертных советах и комиссиях, с тем чтобы предприятия и инвесторы были услышаны на самых ранних этапах инициирования нормативно-правовых актов [4].

Во время кризиса механистический подход к корпоративному управлению продемонстрировал свою неэффективность: атрибуты корпоративного управления, введенные просто для того, чтобы соответствовать требованиям инвесторов, не помогали компаниям справляться с трудностями и поэтому просто дискредитировали себя. Вплоть до тех пор, пока форма финансового и экономического кризиса не превалировала над сущностью в области развития корпоративного управления в нашей стране.

На первом месте должна быть целесообразность: компании должны внедрять отдельные компоненты корпоративного управления с учетом своих бизнес-целей и задач, стадии развития организации, а также ожиданий компании с точки зрения всех заинтересованных сторон.

Принятые корпоративные нормы и правила следует доводить до сведения сотрудников и получать обратную связь в отношении применения этих норм, чтобы обеспечить своевременную корректировку нормативных положений, если они устаревают в технологическом отношении или не соответствуют условиям ведения бизнеса. Усиление функции соблюдения представляет собой еще один механизм.

Присутствие миноритарных акционеров в российских компаниях, характеризующихся высокой концентрацией собственности, является ключевым фактором развития корпоративного управления. Внедрение практики активного привлечения портфельных инвесторов к корпоративному управлению инвестиционными активами поможет улучшить развитие корпоративного управления в России. Принципы ответственного инвестирования, которые учитывают факторы корпоративного управления, а также экологические и социальные аспекты, еще не разработаны российскими институциональными инвесторами, что подчеркивает значительный потенциал в этом секторе.

Работа Совета директоров в российских компаниях имеет определенные недостатки, в первую очередь, характер решений, принятых многими советами директоров, и контроль совета директоров основными акционерами компании. Для улучшения ситуации, связанной с работой Совета директоров, необходимы профессиональные независимые директора, которые готовы взять на себя

ответственность, выделить достаточно времени для выполнения этих функций, обладать необходимыми навыками и быть способен отстаивать свою точку зрения. Регулярная оценка работы совета директоров в целом, комитетов совета директоров, а также отдельных членов является дополнительным инструментом стимулирования активной работы совета директоров.

Функция внутреннего аудита становится все более распространенной в компаниях. Однако высшему руководству все еще не хватает понимания роли и целей функции внутреннего аудита в организации.

Ситуация менее оптимистична в области управления рисками. Решение в этой области может быть обеспечено путем реализации целевых комплексных программ, направленных на противодействие мошенничеству и повышение эффективности бизнеса, которые должны включать целый ряд инициатив, от организационных административных мер до пакетов программного и аппаратного обеспечения [8]. Укрепление функции управления рисками в отношении организации в целом, обеспечение её независимости, повышение уровня квалификации и автоматизации является следующей ключевой областью.

При определении приоритетных направлений развития корпоративного управления российские компании в настоящее время уделяют меньше внимания налаживанию диалога со всеми заинтересованными сторонами. Повышение качества взаимодействия с заинтересованными сторонами имеет важное значение. В частности, необходимо оптимизировать содержание финансовой отчетности, направленной на повышение качества уведомления различных групп заинтересованных сторон о компании.

Руководству российских компаний необходимо признать, что отдельные инструменты корпоративного управления должны внедряться исходя из бизнес-целей, стадии развития компании, а также заинтересованных сторон. Простое соблюдение требований больше не является эффективным средством создания и поддержания ценности. Каждая структура и процесс корпоративного управления должны быть переосмыслены с точки зрения того, как они на самом деле способствуют повышению эффективности управления рисками и реализации возможностей. И на этой основе должна быть принята программа развития корпоративного управления, понятная всем участникам процесса.

В настоящее время конкуренция в конкретной отрасли и на рынках капитала может рассматриваться как основная движущая сила совершенствования корпоративного управления в России: по-

строение бизнеса в конкурентной среде позволяет руководству компаний лучше понять важность не просто декларирования, а фактического внедрения эффективных инструментов управления в практику работы компании, что в конечном итоге приводит к сближению формы и сущности корпоративного управления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Basyuk A.S., Prokhorova V.V., Kolomyts O.N., Shutilov F.V., Anisimov A.Y. Administration management in the innovation cluster // International Review of Management and Marketing. 2016. Vol. 6. № 6. P. 180-184.

2. Taranova I.V., Podkolzina I.M., Prokhorova V.V., Kolomyts O.N., Kobozeva E.M. Global financial and economic crisis in Russia: trends and prospects // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2018. Vol. 9. № 6. С. 769-775.

3. Алуян С.В., Шутилов Ф.В. Стратегическое планирование как механизм управления региональной социально-экономической системой // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2014. № 3 (150). С. 110-113.

4. Коломыц О.Н. Механизмы реализации инноваций в социально-экономических системах: монография. Краснодар: КубГТУ, 2016. 211 с.

5. Ламанов П.И., Берлизев Р.Н. Повышение эффективности бизнеса путем внедрения организационных инноваций // Модернизация и стратегия экономического роста России. Сборник материалов Международной научно-практической конференции (Геленджик, 25-29 мая 2011 г.). Часть 1. Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет, 2011. С. 507-510.

6. Магзумова Н.В., Федотов В.Д. Конкурентоспособность организации: анализ, пути повышения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2018. № 3 (225). С. 169-176.

7. Прохорова В.В., Коломыц О.Н., Кобозева Е.М. Менеджмент: учеб. пособие. Краснодар: КубГТУ, 2017. 419 с.

8. Прохорова В.В., Коломыц О.Н., Шутилов Ф.В. Современные проблемы менеджмента. М.: ООО «Издательский Дом МИРАКЛЬ», 2017. 352 с.

9. Коломыц О.Н., Прохорова В.В. Экономика знаний - базис для развития инновационной экономики // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2017. №2-3 (153-154). С. 55-58.

REFERENCES

1. Basyuk A.S., Prokhorova V.V., Kolomyts O.N., Shutilov F.V., Anisimov A.Y. Administration management in the innovation cluster. International Review of Management and Marketing. 2016; (6): 180-184.

2. Taranova I.V., Podkolzina I.M., Prokhorova V.V., Kolomyts O.N., Kobozeva E.M. Global financial and economic crisis in Russia: trends and prospects. Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2018; (6): 769-775.

3. Aluyan S.V., Shutilov F.V. Strategic planning as a management mechanism of regional socio-economic system. Bulletin of Adyghe State University. Ser. 5: Economics. 2014; (3): 110-113. (In Russ.)

4. Kolomyts O.N. Mechanisms of innovation in social and economic systems. Krasnodar, Kuban State Technological University, 2016. 211 p. (In Russ.)

5. Lamanov P. I., Berlizev R. N. Improving business efficiency through the introduction of organizational innovations. In: Modernization and economic growth strategy of Russia. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference (Gelendzhik, May 25-29, 2011). Part 1. Krasnodar, Kuban State Agrarian University, 2011. P. 507-510. (In Russ.)

6. Magzumova N.V., Fedotov V.D. Competitiveness of the organization: analysis, ways to improve. Bulletin of the Adyghe state University. Ser. 5: Economics. 2018; (3): 169-176. (In Russ.)

7. Prokhorova V.V., Kolomyts O.N., Kobozeva E.M. Management: studies. benefit. Krasnodar, Kuban State Technological University, 2017. 419 p. (In Russ.)

8. Prokhorova V.V., Kolomys O.N., Shutilov F.V. Modern problems of management. M.: Publishing House MIRAKL, 2017. 352 p. (In Russ.)

9. Kolomyts O.N., Prokhorova V.V. Knowledge Economy - basis for the development of innovative economy. Representative power - XXI century: legislation, comments, problems. 2017; (2-3): 55-58. (In Russ.)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Коломыц Оксана Николаевна,

кандидат социологических наук, доцент кафедры отраслевого и проектного менеджмента Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. Россия Тел.: (961) 530 67 39, е-шаИ: ksu_berimor@mail.ru Бойко Андрей Сергеевич, магистрант Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар, Россия. Тел.: (953) 102 51 41, е-шаП: pm.kubstu@gmail.com Куликов Роман Алексеевич, магистрант Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар, Россия. Тел.: (953) 102 51 41, е-mail: pm.kubstu@gmail.com

ABOUT THE AUTHORS

Kolomyts Oksana Nikolaevna,

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor at Department of Industrial and Project Management of the Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia. Ph.: (961) 530 67 39, e-mail: ksu_berimor@mail.ru Boyko Andrey Sergeevich,

Graduate student of the Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia. Ph.: (953) 102 51 41, e-mail: pm.kubstu@gmail.com Kulikov Roman Alekseevich, Graduate student of the Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia. Ph.: (953) 102 51 41, e-mail: pm.kubstu@gmail.com

Статья поступила в редакцию 24.07.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.