Научная статья на тему 'Стратегическое планирование как форма реализации стратегии экономического развития и безопасности предприятия'

Стратегическое планирование как форма реализации стратегии экономического развития и безопасности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2872
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / ЭКОНОМИКА / ECONOMICS / ПЛАНИРОВАНИЕ / PLANNING / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ / PRINCIPLES AND METHODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макарова В. И., Елисеева И. В.

Рассмотрены основные этапы процесса формирования и реализации стратегии экономического развития предприятия. Раскрыты основная цель, задачи, принципы и методы стратегического планирования. Рассмотрен процесс стратегического планирования как инструмент эффективного управления предприятием, позволяющий обеспечить производство конкурентоспособной продукции, предотвратить опасность и угрозы в условиях риска, неопределенности и конкурентной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Макарова В. И., Елисеева И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PLANNING AS A FORM OF IMPLEMENTATION THE STRATEGY OF ECONOMIC DEVELOPMENT AND ENTERPRISE SECURITY

The main stages of the process of formation and implementation of economic development strategy. Reveals the main goal, objectives, principles and methods of strategic planning. Considered a strategic planning process as a tool for effective management of the enterprise, allowing to ensure the production of competitive products, to avert the danger and threat in conditions of risk, uncertainty and competitive environment.

Текст научной работы на тему «Стратегическое планирование как форма реализации стратегии экономического развития и безопасности предприятия»

УДК:[657.6 + 658.15] (075.8) 338.42 ББК: 65

Макарова В.И., Елисеева И.В.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Makarova V.I., Eliseeva I. V.

STRATEGIC PLANNING AS A FORM OF IMPLEMENTATION THE STRATEGY OF ECONOMIC DEVELOPMENT AND ENTERPRISE SECURITY

Ключевые слова: стратегия, экономика, планирование, развитие, конкурентоспособность, принципы и методы.

Keywords: strategy, economics, planning, development, competitiveness, the principles and methods.

Аннотация: рассмотрены основные этапы процесса формирования и реализации стратегии экономического развития предприятия. Раскрыты основная цель, задачи, принципы и методы стратегического планирования. Рассмотрен процесс стратегического планирования как инструмент эффективного управления предприятием, позволяющий обеспечить производство конкурентоспособной продукции, предотвратить опасность и угрозы в условиях риска, неопределенности и конкурентной среды.

Abstract: the main stages of the process of f ormation and implementation of economic development strategy. Reveals the main goal, objectives, principles and methods of strategic planning. Considered a strategic planning process as a tool for effective management of the enterprise, allowing to ensure the production of competitive products, to avert the danger and threat in conditions of risk, uncertainty and competitive environment.

Стратегическое планирование основано на стратегии экономического развития предприятия. Стратегия экономического развития предприятия представляет собой систему долгосрочных целей и задач, принятия курса действий, выбор наиболее эффективных путей и способов их достижения. Стратегия экономического развития предприятия в условиях конкурентной внешней и внутренней среды разрабатывается в соответствии: с Федеральным законом от 28 июля 2014г. №172- ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1], а также Указом Президента РФ от 31.12.2015 г. № 600 «О стратегии национальной безопасности» [2]. Стратегия экономического развития предприятия является частью стратегии экономической безопасности, инструментом минимизации угроз, достижения устойчивого финансового состояния и экономического роста в долгосрочном периоде. Основными элементами стратегии экономического развития пред-приятия являются миссия, общие стратегические цели экономического развития, система функциональных стратегий в разрезе отдельных видов деятельности, способы формирования и распределения ресурсов. Миссия - это элемент стратегии экономического развития предприятия, краткое изложение главного предназначения, отражает существующую на рынке возможность удовлетворять конкретный вид потребностей, в усло-

виях конкурентной борьбы.

Основная роль и значение стратегии экономического развития предприятия заключается в том, что она обеспечивает механизм реализации долгосрочных целей экономического развития, позволяет оценить будущие возможности предприятия, прогнозировать возможные варианты развития, с учетом роста конкуренции и изменения конъюнктуры рынка, отражает преимущества предприятия в конкурентном окружении, определяет основные направления долгосрочного социально-экономического развития с учетом вызовов предстоящего периода, определяет основные направления политики предприятия, позволяет уменьшать влияние негативных факторов и угроз на деятельность предприятия.

Основными критериальными угрозами кризисного экономического состояния хозяйствующих субъектов России являются: кризисное финансовое состояние предприятия; снижение основных показателей финансовых результатов предприятия; неэффективное использова-ние ресурсов; низкая инновационная активность предприятий; отсутствие благоприятного инвестиционного климата; низкая конкурентоспособность продукции, работ, услуг и предприятия в целом.

Разработка и реализация стратегии экономического развития предприятия позволит

предотвратить существующие опасности и угрозы, защитить предприятия от различных негативных воздействий в условиях конкуренции, неопределенности и риска.

Основные этапы процесса формирования и реализации стратегии экономического развития предприятия:

1) определение общего периода реализации стратегии. В рыночных условиях оптимальным периодом реализации стратегии считается период от трех до пяти лет;

2) разработка основных целей стратегического развития предприятия. Основные цели направлены на: долгосрочное эффективное функционирование предприятия; экономический рост; обеспечение максимальной рыночной стоимости предприятия; повышение производительности труда; обеспечение конкурент о-способности продукции, работ, услуг и предприятия в целом; эффективное решение социальных задач персонала предприятия;

3) обоснование стратегических направлений деятельности предприятия обеспечивающих экономическое развитие его на долгосрочную перспективу. Основные направления деятельности предприятия, обеспечивающие экономическое развитие на долгосрочную перспективу: применение энергоэффективных и энергосберегающих технологий; развитие промыш-ленно-технологической базы предприятия; применение нанотехнологий, робототехники;

4) разработка стратегических направлений формирования и эффективного использования ресурсов предприятия, в том числе инвестиционных ресурсов, финансовых, материальных, трудовых, информационных: определение общего объема ресурсов; выбор эффективных схем финансирования и закупка необходимых ресурсов; создание оптимальной структуры источников формирования ресурсов;

5) формирование политики по основным направлениям деятельности предприятия с учетом функциональных стратегий, таких как: ценовая политика; инновационно-инвестиционная; конкурентная; финансовая; маркетинговая; социальная; транспортная; производственная и другие, которые разрабатываются в соответствии с периодом реализации формирования общей стратегии экономического развития, поскольку они носят по отношению к ней подчиненный характер;

6) в процессе реализации стратегии экономического развития предприятие проводит оценку ее результативности, то есть оценку экономического состояния предприятия. Основными критериальными показателями являются: показатели, характеризующие финансовое

состояние предприятия; показатели, характеризующие финансовые результаты предприятия; показатели производительности труда; показатели конкурентоспособности; средняя заработная плата работников и другие показатели, которые характеризуют развитие и эффективное функционирование предприятия на долгосрочную перспективу.

Стратегия экономического развития предприятия позволяет разработать стратегический план, реализация которого направлена на решение главной цели и задач обеспечения экономической безопасности предприятия. Стратегический план обеспечит: эффективное использование ресурсов; повышение инновационной активности; формирование благоприятной инвестиционной среды, оптимальной структуры финансовых ресурсов предприятия; устойчивое финансовое состояние; рост финансовых результатов; конкурентоспособность предприятия на внутреннем и внешнем рынках.

Внутрифирменное планирование представляет собой элемент управленческого процесса, является общей функцией системы управления предприятием. Внутрифирменное планирование опирается на фактические и нормативные показатели прошлого и настоящего периода, устанавливает и контролирует процесс развития предприятия на долгосрочную перспективу.

Основная цель стратегического планирования заключается в разработке системы планов и плановых показателей по обеспечению предприятия необходимыми ресурсами, повышении эффективности деятельности предприятия, в обеспечении экономического роста и экономической безопасности предприятия в долгосрочном периоде его функционирования [3].

Основные задачи стратегического планирования:

- разработка и практическое применение системы планов, отражающих эффективное экономическое состояние предприятия, определяющих перспективные направления развития предприятия;

- выбор основных путей и средств достижения в процессе реализации текущих и финансовых планов;

- контроль, который обеспечивает проверку исполнения и обеспечения реализации управленческих решений в области стратегического планирования, своевременное выявление отклонений фактических результатов от плановых и принятие соответствующих оперативных управленческих решений.

Внутрифирменное планирование опирается на два взаимосвязанных метода научных ис-

следований: индуктивный предполагает создание экономических теорий, принципов и положений, которые основываются на фактах (то есть от фактов к теории); дедуктивный метод реализуется от теории к фактам, то есть от общего к частному.

Все виды внутрифирменного планирования могут быть систематизированы по следующим классификационным признакам:

1. По содержанию планов выделяют: организационно-техническое; социально-трудовое; планирование закупок и продаж; финансовое и инвестиционное планирование; бизнес-планирование.

2. По уровню управления внутрифирменное планирование различают в зависимости от числа линейных звеньев: фирменное (корпоративное или заводское) планирование применяется на высшем уровне управления; цеховая система планирования применяется на среднем уровне управления; производственная система планирования применяется на низшем уровне управления, охватывает отдельные объекты планирования (участок, бригада, рабочее место).

3. По методам обоснования различают три системы внутрифирменного планирования: рыночная система планирования основана на взаимодействии спроса, предложения и цен на производимые товары, работы и услуги; индикативное планирование - это государственное регулирование цен, тарифов, ставок налогов, банковских процентных ставок за кредит, минимального уровня заработной платы и других макроэкономических показателей; директивная (централизованная или административная) система планирования предусматривает установление экономических нормативных показателей вышестоящим органом управления подчиненным звеньям (регион, отрасль, хозяйствующий субъект).

4. По времени действия различают планирование: краткосрочное или текущее осуществляется в течение одного года с разбивкой на квартал, месяц, декаду или неделю; среднесрочное планирование осуществляется от 1 до 3 лет; долгосрочное или перспективное планирование осуществляется от 3-х до 10 и более лет.

5. По сфере применения планирование подразделяется на межцеховое; внутрицеховое; индивидуальное. Объектом планирования служит соответственно: подразделение предприятия, цех, бригада и работник.

6. По стадиям разработки: предварительное, где разрабатываются проекты планов и окончательное, при этом план утвержден и имеет силу закона.

7. По степени точности планирование может быть: укрупненным; уточненным.

8. По типам целей различают планирование: а) оперативное планирование состоит в выборе наиболее эффективных путей, средств и ресурсов для выполнения поставленных задач, которые необходимо достичь в планируемом периоде. Основные задачи оперативного планирования заключаются в реализации потенциала в форме достигнутого дохода (выручки), прибыли, объемов продаж и других технико-экономических показателей; б) тактическое планирование заключается в выборе необходимых средств и ресурсов для достижения заранее установленных, традиционных задач; в) нормативное планирование базируется на применении научно-обоснованных норм и нормативов, адекватности их процессам развития техники, технологии и организации производства предприятия; г) стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных идеалов. В качестве стратегических идеалов предприятие может выбрать: экономический рост, обеспечение конкурентоспособности, экономической безопасности предприятия, выход на внешний рынок и т.д. Стратегическое планирование является частью внутрифирменного планирования, основным элементом стратегического управления предприятием и рассчитано на долгосрочный период. Роль и значение стратегического планирования заключается в том, что оно является основой взаимодействия множества внутренних и внешних экономических процессов, факторов, явлений. Стратегический план как инструмент и функция системы управления предприятием задает перспективные направления развития предприятия, увязывает в единую систему маркетинговую, инвестиционную и коммерческую деятельность, устанавливает каждому подразделению конкретные цели и задачи, обеспечивает координацию усилий всех функциональных служб организации [3].

Стратегическое планирование как инструмент эффективного управления предприятием создает возможности для достижения максимального дохода и финансовых результатов при оптимальных затратах; рационального использования имеющихся ресурсов; улучшения финансового состояния, в том числе ликвидности баланса предприятия, его платежеспособности, повышения финансовой устойчивости и деловой активности предприятия. Кроме того, важнейшим преимуществом стратегического планирования является возможность обеспечить производство конкурентоспособной продукции. Конкурентоспособность продукции характери-

зуется следующими показателями: цена товара должна обеспечивать платежеспособный спрос; качество продукции - это интегральный показатель, который характеризуется надежностью, долговечностью, ремонтопригодностью, сохраняемостью, техническим условиям, дизайном, ресурсоемкостью, эстетичностью и другими показателями, которые отличают данный товар от аналога; сервис - это показатель конкурентоспособности продукции, который включает в себя уровень сервисного обслуживания, установку, хранение, транспортировку товара, затраты на гарантийный и послегарантийный ремонт, условия платежа.

В основе стратегического планирования новой конкурентоспособной продукции лежит концепция жизненного цикла товара, которая учитывает четыре основных этапа или фазы его коммерцинализации во взаимодействии с основными показателями конкурентоспособности: Первый этап на рынке товара - это «внедрение». Новая продукция имеет высокую цену, хорошие показатели качества. Цена рассчитана на покупателя с большими доходами, себестоимость высокая, так как имеют место капитальные затраты на модернизацию, реконструкцию производства продукции, обновление техники, технологии для реализации новых проектов. Также затраты на рекламу, пропаганду, имидж предприятия, так как покупатель на стадии внедрения еще не знаком с новым товаром. Второй этап на рынке товара - это стадия «роста»: цены незначительно снижаются, рассчитаны на среднего покупателя, себестоимость ниже, чем на стадии внедрения, поскольку имеют место оптовые закупки сырья, материалов, комплектующих, производственный процесс уже обеспечен современной техникой и технологией. Качество продукции высокое. В конце стадии роста прибыль от продаж максимальная. Необходимо часть ее реинвестировать в новые проекты, которые будут учитывать будущие потребности и вкусы покупателей с учетом научно-технического прогресса и развития общества. Третий этап на рынке - это стадия «насыщения». Цены и себестоимость значительно снижаются, выручка от продажи данной продукции достигает максимума за счет роста объемов продаж, имеют место повторные покупки. На стадии насыщения необходимо проводить модернизацию продукции, отдельных ее компонентов, применять закупочную и транспортную логистику, снижать затраты на производство и продажу продукции, осваивать новые рынки, завоевывать лидерство на рынке. Прибыль от продаж на данной стадии достаточно высокая за счет роста выручки. Четвертый этап на рынке

товара - это стадия «спада». На этой стадии объемы продаж резко снижаются, качество товара низкое, прибыль от продаж незначительная, может сформироваться вместо прибыли убыток. Необходимо руководителю принимать управленческие решения: проводить маркетинговую, ценовую, производственную и финансовую политику, направленную на увеличение лага (периода) стадий роста и насыщения за счет цены и качества товара, а также сокращения периода спада. Однако на данной стадии необходимо обеспечить достойное сервисное обслуживание, хорошие условия платежа и сервиса, снижение затрат на удовлетворение рекламационных претензий, высокий имидж и деловую репутацию предприятия. Прогнозирование конкурентоспособной продукции является обязательной составной частью стратегического планирования на предприятиях России.

В теории планирования, в том числе стратегического планирования, важным аспектом является система принципов, которыми следует руководствоваться при разработке и реализации всех этапов планирования. Важнейшими принципами планирования являются:

1. Необходимость планирования - означает обязательное применение планов при выполнении любого вида деятельности.

2. Принцип единства предполагает, что планирование должно иметь системный характер. Понятие «система» означает:

- взаимосвязь между подразделениями;

- наличие единого направления развития подразделений, нацеленного на решение основных задач предприятия. Единое направление плановой деятельности, общность целей всех подразделений становятся возможными в рамках вертикального единства фирмы;

- существование совокупности элементов (подразделений).

3. Принцип участия означает, что каждый специалист (менеджер) компании становится участником плановой деятельности независимо от занимаемой им должности и выполняемой функции.

4. Принцип непрерывности заключается в том, что:

- процесс планирования осуществляют систематически в рамках установленного цикла;

- разработанные планы непрерывно сменяют друг друга (план закупок - план производства - план по маркетингу - план движения денежных средств) и т.д.

В то же время неопределенность внешней среды и наличие непредусмотренных изменений внутренней обстановки требуют корректировки и уточнения планов предприятия.

5. Принцип гибкости тесно связан с предыдущим и заключается в придании планам и процессу планирования в целом особенности изменять свою направленность в связи с наступлением непредвиденных обстоятельств. Поэтому планы должны содержать так называемые «резервы безопасности» (производственных мощностей, ресурсов и так далее).

6. Принцип точности предполагает, что внутрифирменные планы должны быть детализированы и конкретизированы в той степени, в какой позволяют внутренние и внешние условия деятельности компании.

7. Комплектность - означает целостную комплексную систему плановых показателей.

8. Эффективность - получение максимального результата при минимально оптимальных затратах.

9. Оптимальность - необходимость выбора наилучшего варианта на всех этапах планирования.

10. Принцип холизма состоит из двух частей: принцип координации означает, что деятельность подразделений одного уровня следует планировать одновременно и во взаимодействии с другими; принцип интеграции означает, что планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, нуждается во взаимоувязке планов на всех уровнях.

11. Принцип специализации означает учет особенностей организационно-правовой формы предприятия, его экономического потенциала, вида деятельности. Например, при внедрении и реализации инновационных проектов необходимо кроме основных базовых показателей планировать показатели эффективности и риска, такие как чистый дисконтированный доход, индекс рентабельности, срок окупаемости инвестиций, внутренняя норма доходности, размах вариации и другие.

12. Принцип информативности состоит в необходимости создания информационного обеспечения процесса принятия плановых решений. Формирование массивов информации, организация информационных потоков, использование современных информационных технологий и программного обеспечения позволит проводить качественный контроль и мониторинг с целью повышения обоснованности и оперативности принятия плановых решений.

13. Принцип сбалансированности означает необходимость согласования разных категорий планов и прогнозов, таких как: планы разных периодов реализации (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные); планы, учитывающие варианты развития (наихудший, реальный, оптимистический); конкретные планы по

различным видам деятельности. Например, план продаж, план производства и так далее; научно-поисковые и нормативные планы.

Соблюдение указанных принципов особенно актуально в условиях рынка и конкуренции. В условиях быстро меняющейся внешней рыночной среды предприятия должны создавать систему гибкого, адаптивного планирования, ориентированного на развитие, экономический рост, на обеспечение экономической безопасности в конкурентной среде.

На основе принципов планирования формируются методы, то есть способы планирования. Принято различать следующие методы стратегического планирования:

- нормативный. Нормативный метод планирования является самым простым методом. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель.

- балансовый. Сущность балансового метода состоит в согласовании расходов с источниками покрытия, во взаимной увязке всех разделов плана между собой, а также финансовых и производственных показателей. В результате обеспечивается взаимная увязка материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

- дисконтированных денежных потоков. Метод дисконтированных денежных потоков, основанный на практической логике, используется при составлении финансовых планов, инвестиционных проектов и служит инструментом для прогнозирования совокупности распределенных во времени поступлений и выплат денежных средств.

- метод многовариантности (сценариев). Метод экономико-математического моделирования позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Она представляет собой точное математическое описание экономического процесса.

- экономико-статистический. Экономико-статистический метод планирования характеризуется ориентацией на информацию, представленную трендом динамики экономических показателей предприятия за предшествующий период.

Сущность расчетно-аналитического метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя.

- оптимизации плановых решений. Сущность метода оптимизации плановых решений

заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчетов, с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный.

- прогнозный. Прогнозный метод является одним из базисных при выработке стратегической линии коммерческой организации. Прогнозирование представляет собой разработку на длительную перспективу показателей финансового состояния и финансовых результатов объекта в целом и его различных частей.

Процесс стратегического планирования состоит из следующих основных этапов. Первый этап процесса стратегического планирования включает в себя формулировку целей. В основе обоснования стратегических целей деятельности предприятия лежит принятая стратегия экономического развития хозяйствующего субъекта в условиях конкуренции. Второй этап процесса стратегического планирования - это диагностика экономического состояния предприятия за прошлый и текущий периоды. Проводится комплексный экономический анализ деятельности предприятия, в том числе анализ финансового состояния и финансовых результатов, выявляются проблемы, составляются прогнозы, разрабатываются варианты развития предприятия. Отбирается наилучший вариант развития, который обеспечит решение следующих основных задач: эффективное использование ресурсов; конкурентоспособность продукции, работ, услуг; реализацию эффективных инновационных проектов; формирование благоприятной инвестиционной среды, эффективной структуры капитал предприятия; рост активов, имущества предприятия; устойчивое финансовое состояние, рост финансовых результатов; создание эффективной организационной структуры управления, центров финансовой ответственности, таких как центр затрат, доходов, прибыли, инноваций и инвестиций; создание эффективной информационной системы защиты предприятия от конкурентов.

Третий этап процесса стратегического планирования включает в себя:

- процесс составления текущих стратегических планов, в том числе плана продаж, плана производства и далее до плана себестоимости произведенной и проданной продукции. При этом обеспечивается оптимальная величина затрат на производство и продажу продукции;

- процесс оставления финансовых стратегических планов, таких как план-отчет о финансовых результатах; план-отчет о движении денежных средств и план-отчет бухгалтерского баланса [4]. При этом необходимо обеспечить рост прибыли, активов, то есть имущества предприятия, ликвидность и платежеспособность предприятия; его финансовую устойчивость и

конкурентоспособность на долгосрочный период функционирования в условиях рынка.

Четвертый этап процесса стратегического планирования включает в себя: утверждение планов руководителем предприятия; доведение плановых заданий до исполнителей; выполнений плановых заданий исполнителями; мониторинг и контроль плановых заданий, корректировка контрольных показателей в динамике, в процессе реализации плановых заданий под воздействием изменяющихся факторов внешней и внутренней среды.

Пятый, заключительный этап процесса стратегического планирования, включает в себя: сравнительный анализ основных показателей экономического состояния предприятия на основе фактических и плановых параметров, анализ причин отклонений; подготовку плановых заданий на следующий период с учетом стратегии экономического развития предприятия, отрасли, региона и страны в целом.

Таким образом, стратегическое планирование является непрерывным процессом, включающим реализацию системы планов, их корректировку в случае изменения стратегических целей и задач, согласование управленческих решений по отдельным разделам планов и плановым заданиям. Этапы могут разграничиваться с разной степенью детализации, при этом основным условием является соблюдение принципа преемственности, непрерывности. «Неприкосновенным» остается условие ориентации планов на миссию предприятия, а конкретные средства и способы реализации могут изменяться в зависимости от воздействия внешней и внутренней среды предприятия.

К основным методам стратегического планирования относятся: балансовый, экономико-статистический, нормативный, экономико-математический.

Качество планирования, в том числе стратегического во многом определяется профессиональными качествами работников предприятия, осуществляющих функции планирования. Персонал предприятия занятый на разных этапах планирования должен: владеть профессиональными основами теории рыночной экономики; уметь предвидеть последствия принимаемых решений; уметь использовать современные методики экономического анализа, прогнозирования и планирования; иметь способность воспринимать инновационные изменения, ориентироваться на развитие, достижение лидерства и обеспечение экономической безопасности организации в условиях конкуренции.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон от 28.07.2014 г. №172- ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

2. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 600 «О стратегии национальной безопасности».

3. Макарова, В.И., Бобренева Е.А., Стародубов В.П., Самуйлова М.Е., Андреева И.А. Анализ и планирование финансовой деятельности предприятия: учебное пособие. Часть 1. - Тольятти: Волжский университет имени В.Н. Татищева.

4. Макарова, В.И., Бобренева Е.А., Стародубов В.П., Самуйлова М.Е., Андреева И.А. Анализ и планирование финансовой деятельности предприятия: учебное пособие. Часть 2. - Тольятти: Волжский университет имени В.Н. Татищева.

5. Макарова, В.И., Остроухова, В.А. Инвестиционное планирование в системе управления коммерческой деятельностью предприятия химической промышленности [Текст] / В.А. Остроухова, В.И. Макарова // В мире научных открытий. - 2012. - №3(20).

6. Макарова, В.И., Остроухова, В.А. Современное состояние и перспективы развития механизма управления инвестиционной деятельностью предприятий химической промышленности [Текст] / В.А. Остроухова, В.И. Макарова // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2012. -№1(25).

7. Макарова, В.И., Остроухова, В.А. Концептуальная модель системы управления инновационно-инвестиционной деятельности предприятия [Текст] / В.А. Остроухова, В.И. Макарова // Международная научно-практическая конференция, социальная сфера: опыт, инновации, перспективы развития. -Тольятти: Изд-во РГСУ, 2008.

8. Остроухова В.А., Макарова В.И., Костин А.В. Экономическое развитие, инвестиционный анализ и оценка эффективности инвестиций предприятий химической промышленности // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2015. - №3(34).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.