ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
С. ЕРЕМЕЕВ, кандидат политических наук, Проректор Санкт-Петербургского государственного университета
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МЕГАПОЛИСА
В настоящее время в России проводится активная политика перехода к инновационному развитию1, реализуются мероприятия, направленные на формирование базового института инновационной экономики - национальной инновационной системы (НИС)23, реформированию науки и образования, создаются госкорпорации, ориентированные на выпуск наукоёмкой продукции, развивается инновационная инфраструктура, внедряются качественно новые финансовые механизмы поддержки инновационного процесса.
На федеральном уровне в основу инновационной политики положен тезис о необходимости разработки наукоёмких технологий с целью обеспечения конкурентоспособности экономики на внешнем рынке, что отражается в основных документах, формирующих инновационную политику. Заинтересованность государства в поддержке сферы исследований и разработок обусловлена также тем обстоятельством, что наукоёмкая промышленность является фактором, снижающим зависимость экономики от ресурсодобывающего сектора, повышающим её устойчивость при возникновении кризисных ситуаций, связанных с падением мировых цен на энергоносители.
Другим важным направлением инновационной политики государства является территориальное развитие. Рассматривая процесс формирования НИС с этой точки зрения, следует отметить, что в регионах выделяются несколько групп поселений, существенно различающихся по своему экономическому, научно-технологическому и образовательному потенциалу: крупные города, малые города с высоким научно-технологическим и/или промышленным потенциалом, малые города с низким научно-технологическим и/или промышленным потенциалом, сельские и другие муниципальные образования с низкой плотностью населения.
Следует также учитывать, что собственно субъекты Российской Федерации сильно дифференцированы по инновационному потенциалу. Соответственно механизмы инновационного развития
1 Россия 2020, главные задачи развития страны - М.: Издательство «Европа», 2008.
2 Основы политики Российской Федерации в области развития науки, техники и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу.
3 Концепция социально-экономического развития до 2020 г. (проект).
должны формироваться с учётом специфики различных групп территорий. В настоящее время проблемы инновационного развития территорий рассматриваются на двух уровнях, а в методологическом плане базируются на концепции «Территория инновационного развития - ТИР» 4, согласно которой инновационное развитие территорий осуществляется на основе максимального использования имеющихся конкурентных преимуществ с использованием кластерного подхода к организации инновационного процесса.
На первом уровне - региональном, разрабатывается стратегия развития региона как субъекта федерации, механизмы реализации которой закрепляются региональным законодательством5. Положения концепции ТИР использованы при разработке стратегий инновационного развития 19 субъектов Российской Федерации, в том числе, Московской, Томской и Самарской областей, Красноярского и Хабаровского краёв, республики Татарстан и др6.
На втором уровне - муниципальном, рассматриваются проблемы инновационного развития локальных территорий с высокой концентрацией научно-технического и образовательного потенциала. Различные варианты инновационного развития локальных территорий7 были реализованы на примере «наукоградов» и особых экономических зон, для которых были приняты специальные федеральные законы8. В то же время за пределами рассмотрения концепции ТИР находится проблема инновационного развития крупных городов - мегаполисов.
В настоящее время в мире наблюдается интенсивный процесс развития крупных городов. Так, например, если в 1950 г. на планете численность жителей только Нью-Йорка превышала 10 млн. человек, то к 2000 г. таких городов стало 19, а по известным прогнозам к 2015 их будет более 25. По данным переписи населения 2002 г. 73% (106 млн. человек) населения России проживают в городах, причем 1/3 жителей России сосредоточена в 13 крупнейших городах - миллионниках. При этом численность населения Москвы превысила 10-ти миллионный рубеж и входит в число крупнейших городов мира. Два города - Москва и Санкт-Петербург - имеют статус субъекта Российской Федерации, и на них распространяются соответствующие конституционные положения и законодательные акты. Жизнедеятельность же остальных городов-миллионников регламентируется законодательством о местном самоуправлении9, которое не делает различий между
4 Иванов В.В., Колдаева Н.Т. Российская инновационная система: территориальный подход.- Инновации. - 2000. - № 9-10; Иванов В.В. Национальные инновационные системы: теория и практика формирования - М.: Абелия, 2004.
5 Волынкина М.В.. Инновационное законодательство России - М.: Аспект Пресс, 2005.
6 Лурье Е.А. Территории инновационного развития: опыт регионов - Инновации. -2008. - Спецвыпуск II.
7 Иванов В.В, Матирко В.И. Наукограды России - от методологии к практике М.: Сканрус, 2001.
8 Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации», Федеральный Закон «Об особых экономических зонах».
9 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
городами-миллионниками и поселениями в несколько сотен человек. Однако очевидно, что направления и темпы развития, система управления и жизнеобеспечения крупных и малых поселений существенно различаются.
Следует также учитывать существующую тенденцию укрупнения городов, с формированием соответствующих особенностей их функционирования и управления, необходима разработка
специальных механизмов, обеспечивающих развитие мегаполисов как структурных элементов национальной инновационной системы (НИС). На повестку дня выходит проблема формирования государственной инновационной политики по отношению к мегаполисам, в основу которой должна быть положена стратегия инновационного развития крупных городов и механизмы её реализации. Разработка стратегии и механизмов её реализации, а также системы стратегического управления инновационным развитием мегаполиса являются составными частями системы стратегического планирования.
Основополагающим механизмом инновационного развития мегаполиса в условиях рыночной экономики является конкуренция10, которая, в конечном итоге, обеспечивает привлечение инвестиций и создание рабочих мест. С методологической точки зрения инновационное развитие мегаполиса должно рассматриваться как «комплексный процесс изменения его экологической, экономической, социальной, пространственной, политической и духовной сфер, приводящий к их качественным преобразованиям, и, в конечном счёте
- к изменениям условий жизни человека»11 на основе максимального использования конкурентных преимуществ, основу которых составляют:
• стратегия инновационного развития, устойчивая политическая и организационная структура,
• характер спроса на инновационные продукты и услуги на внутреннем и внешнем рынках,
• наличие факторов производства, необходимых для обеспечения конкурентоспособности в конкретных секторах,
• наличие конкурентоспособных производств,
• внешняя конкурентная среда, а также наличие внутренней конкуренции.
Приступая к стратегическому планированию инновационного развития мегаполиса, прежде всего, необходимо определить круг участников этого процесса. Как показывает практика, наибольшего успеха можно добиться, когда к разработке стратегических документов с самого начала привлечены основные игроки, которыми в данном случае являются городские власти, научное сообщество, бизнес сообщество и население. При этом органы власти являются инициатором и организатором процесса, научное сообщество выполняет функции независимого эксперта, бизнес сообщество и
10 Портер М. Конкуренция - СПб.: Изд. дом Вильямс, 2003.
11 Рохчин В.Е. Вопросы методологии формирования системы стратегического планирования развития городов России// Пространственная экономика. - 2005. - № 1. С. 103-116.
население выступают как основные заинтересованные стороны -производитель продукции и услуг и их потребитель. Взаимодействие должно осуществляться, исходя из принципов корпоративности и консенсуса. Возможно, что на начальных стадиях разработки со стороны участников процесса будут преобладать полярные взгляды на различные аспекты проблемы, однако в ходе переговорного процесса будет происходить сближение позиций что, в конечном итоге позволит выработать сбалансированные решения. Объективными минусами этого подхода является увеличение сроков подготовки необходимых документов, и принятием не самых эффективных с экономической точки зрения решений. Однако это единственный способ соблюсти интересы всех участников процесса, и предусмотреть механизмы корректировки планов, что позволит выйти на оптимальную траекторию развития.
Стратегия инновационного развития мегаполиса базируется на интегральном долгосрочном прогнозе социально-экономического и научно-технологического развития страны, региона и собственно города, который разрабатывается на начальном этапе работ и впоследствии уточняется и корректируется. При этом на предварительной стадии должна быть разработана система измерения параметров инновационного развития, включающая достаточный набор индикаторов и показателей. Методология и процедура выбора показателей играют ключевые роли на начальной стадии стратегического планирования, поскольку от правильности выбора показателей и их мониторинга, зависит оценка ситуации и принимаемые управленческие решения.
Также на начальной стадии выявляются основные проблемы, требующие как оперативного, так и стратегического решения. Для этой цели наибольшее распространение получил механизм SWOT- анализа, в ходе которого выявляются сильные и слабые стороны города, определяются возможности для реализации конкурентных преимуществ, оцениваются потенциальные внешние и внутренние угрозы в случае отсутствия каких-либо действий12.
На базе предварительных исследований анализируются различные варианты развития на долгосрочную перспективу. В практике наиболее часто встречаются две комбинации: оптимистичный - пессимистичный и инерционный - инновационный варианты. Однако с точки зрения большей надёжности желательно рассматривать три-пять вариантов, на базе которых выработать реалистичный сценарий развития, который и должен составить основу для дальнейшей работы. При этом инерционный сценарий, который разрабатывается посредством экстраполяции показателей на долгосрочную перспективу, определяет базовую траекторию развития. Разработка остальных сценариев должна осуществляться, исходя из параметров базовой траектории.
Стратегия инновационного развития города является документом, определяющим цели, задачи и основные направления инновационного
12 Иванов В.В, Матирко В.И. Наукограды России - от методологии к практике. - М.: Сканрус, 2001. С.30.
развития города на долгосрочную (10 и более лет) перспективу. Основная задача стратегии - выявить те направления развития, которые приведут в заданные сроки к достижению основной цели, определить принципы реализации, которые задают ориентиры, необходимые для принятия стратегических и оперативных решений участниками процесса. При этом стратегия является с одной стороны -административным документом, но в тоже время, с учётом статуса участников её разработки и принципа консенсуса, этот документ может рассматриваться в роли договора общественного согласия, поскольку в нём речь идёт о согласованных действиях в интересах всех заинтересованных сторон.
Стратегическая цель инновационного развития мегаполиса может быть сформулирована как обеспечение современного качества жизни населения и устойчивого развития города посредством использования современных инновационных технологий.
Для определения приоритетных направлений развития рассмотрим некоторые особенности жизнедеятельности крупных городов.
Прежде всего, мегаполисы отличаются высокой плотностью населения. Так, например, согласно статистическим данным13 плотность населения 12 крупнейших мегаполисов России варьируется в пределах 1,2-3,2 тыс. чел/кв.км.14
Современные мегаполисы являются деловыми, финансовыми, образовательными, культурными и политическими центрами. По своему экономическому развитию мегаполисы переходят на новый качественный уровень, характерный для постиндустриальной экономики. Это требует привлечения большого числа высококвалифицированных, а, следовательно, и высокооплачиваемых, специалистов, а также наличия развитой системы образования, здравоохранения, сферы услуг и т.д. Тем самым в мегаполисах обеспечивается более высокий уровень жизни, по сравнению с периферийными поселениями.
Указанные факторы превращают мегаполисы в центры притяжения населения, что и обеспечивает их интенсивный рост. Но высокая численность и плотность населения требует разработки качественно новых подходов к решению основных задач жизнеобеспечения.
В то же время пространственный рост городов существенно сдерживается ограниченностью их территорий, что является фактором интенсивного роста цен на землю, а, следовательно, и жильё, причём с целью получения максимальной выгоды от использования земли увеличивается этажность строящихся зданий, а собственно строительство, особенно в центральной части городов, ведётся по принципу «точечной застройки».
Другим сдерживающим фактором являются отсутствие у крупных городов собственных ресурсов, обеспечивающих их жизнедеятельность
- энергоресурсы, продовольствие, большая часть товаров бытового
13 Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов - М.: 2007.
14 Исключение составляет Москва, плотность населения которой превышает 9,5 тыс. чел/кв. км.
назначения поставляются извне. Также за пределы города вывозятся отходы.
Увеличение абсолютной численности населения города требует решения транспортных проблем, которые весьма обострились в связи со значительным ростом личного автомобильного транспорта. Только решение этой проблемы требует создания специальной торговой сети, сети технического обслуживания, системы экологического контроля и принципиально новых подходов к планированию и строительству дорог.
Проблема подготовки высококвалифицированных кадров для нужд мегаполиса решается за счёт университетов, расположенных на их территориях. Наличие крупных учебных центров, хотя и федерального подчинения, характерно для всех мегаполисов России и является их конкурентным преимуществом. Тем не менее, особое внимание местных органов управления должно быть уделено развитию дошкольного и школьного образования, поскольку, как показали результаты ЕГЭ 2008 г., качество среднего образования значительно уступает современным требованиям.
Важнейшим аспектом развития города является обеспечение экологической безопасности. Проблема заключается в том, что следствием высокой концентрации технических систем различного назначения, является высокая нагрузка на окружающую природную среду, что при превышении определённых пороговых значений может её сделать непригодной для проживания человека. Кроме того, резко повышается риск техногенных катастроф. Поэтому вывод промышленных предприятий за пределы города является объективной необходимостью. Компенсацию экономических потерь возможно обеспечить за счёт привлечения компаний, работающих в непроизводственной сфере. При этом следует ожидать интенсивного развития банковской сферы, а также сферы услуг на основе современных информационно-коммуникационных технологий, прежде всего, развитие электронной торговли, что соответствует условиям постиндустриальной экономики. Эти тенденции отчётливо прослеживаются на примере Москвы и Санкт-Петербурга, где доля услуг в ВРП превышает 80% и 60% соответственно.
С учётом указанных тенденций определим стратегические направления инновационного развития мегаполисов:
• развитие на базе современных технологий производственного комплекса, обеспечивающего выпуск наукоёмкой продукции и оказание широкого спектра услуг, как для жителей города, так и для внешних потребителей.
• развитие социальной и жилищно-коммунальной сферы, обеспечивающей повышение качества жизни населения до уровня современных стандартов.
Первым этапом реализации Стратегии инновационного развития города является разработка политики инновационного развития на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу, которая должна быть направлена на решение следующих основных задач:
• концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития,
• повышение общего образовательного уровня жителей мегаполиса,
• создание высокооплачиваемых рабочих мест,
• привлечение новых технологий для решения проблем города,
• предотвращение оттока высококвалифицированных кадров,
• развитие и внедрение информационно-коммуникационных технологий,
• инновационное развитие социальной и инновационной инфраструктуры,
• ресурсное обеспечение инновационных программ и проектов.
Формирование конкретных мер на каждом временном интервале
осуществляется на основе частных приоритетных направлений, формируемых на основе декомпозиции стратегической цели инновационного развития мегаполиса. На этом этапе планирование осуществляется с использованием технологии «дерево целей», позволяющей с помощью специальной системы критериев определить для каждого периода приоритетные задачи и методы их решения применительно к избранному сценарию стратегического развития. Для реализации подготовленных таким образом планов разрабатываются соответствующие программы и проекты, определяются источники их ресурсного обеспечения. При этом необходимо обеспечить координацию инновационных городских программ и проектов с федеральными и региональными, что позволит привлечь дополнительные средства.
В краткосрочной перспективе должны реализовываться проекты, направленные на решение критических проблем, т.е. первоочередных проблем, без решения которых дальнейшая реализация Стратегии будет весьма затруднена. Как правило, это относится к оперативному решению проблем в тех областях обеспечения жизнедеятельности, показатели состояния которых находятся ниже допустимых пороговых значений.
Заключительным этапом разработки политических и программных документов является их законодательное утверждение, при этом особое внимание должно быть уделено вопросам, связанным с обеспечением устойчивого финансирования и других видов ресурсного обеспечения. В этом плане собственные возможности города ограничиваются объектами муниципальной собственности, земельными участками, средствами собственного бюджета др. Привлечение дополнительных ресурсов должно осуществляться путём использования механизмов частно-государственного партнерства, которое также требует соответствующего нормативного правового обеспечения.
Одновременно с разработкой стратегии, политики и программных документов необходимо формирование системы стратегического управления, обеспечивающей достижение поставленных целей и задач, реализацию программ, корректировку планов с учётом достигнутых результатов, основу которой должен составить мониторинг хода реализации Стратегии. При этом должно быть обеспечено широкое
обсуждение и независимая оценка хода и результатов реализации Стратегии в рамках постоянно действующих рабочих групп по конкретным направлениям, а также в ходе научно-практических конференций с привлечением внешних, в том числе международных, экспертов15.
Особое внимание должно быть уделено информированию общественности о состоянии дел. Эта работа должна осуществляться как традиционными СМИ, так и через Интернет, что потребует создания системы информационного сопровождения, в том числе специальных сайтов, баз данных и т.д. Обеспечение обратной информационной связи является необходимым условием успеха в решении поставленных задач, создаст дополнительные возможности для конструктивного взаимодействия власти, науки, бизнеса и общества.
Изложенные подходы к стратегическому планированию инновационного развития мегаполисов носят достаточно общий характер и конкретизируются применительно к конкретным условиям.
15 В этом плане показателен пример Томской области, где регулярно проходят экономические форумы, на которых обсуждаются вопросы реализации Стратегии инновационного развития региона.