Управленец №5-6 (9-10) 2010
АНТИПИН Иван Александрович
Ассистент кафедры региональной и муниципальной экономики
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-76 e-mail: [email protected]
МЕГАПОЛИС:
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ В СТАРОПРОМЫШЛЕННОМ РЕГИОНЕ
Аннотация
Представлена специфика мегаполисов, рассмотрены необходимые стратегические принципы современной региональной политики. Проведены сравнение и анализ социально-экономического развития городов-миллионников Российской Федерации в 2009 г. Сформулированы и систематизированы причины активного употребления термина «агломерация» на современном этапе. Выявлены стратегические ориентиры, обусловливающие необходимость формирования агломераций как зон эффективности центров роста Российской Федерации. Обобщены агломерационные эффекты. Представлены основные модели управления агломерациями.
Непростая социально-экономическая и геополитическая ситуация в России требует оценки новой роли городов в движении российского общества, в организации социального и экономического пространства страны. Город, органически вплетенный, интегрированный в экономический, культурный, интеллектуальный и инновационный потенциал общества, объективно является носителем его смыслов, тенденций и сущностных характеристик, особенно чутко реагирует на все наиболее важные события, на происходящие количественные и качественные изменения в обществе.
Особенно ярко проявляется такой важный современный процесс, как мегалокализация городского расселения. Продолжает возрастать в обществе роль и значимость столиц разного иерархического уровня, крупных и крупнейших городов (мегаполисов),
которые по существу превратились в зеркало современной урбанизации и выступают в качестве фокусов (ядер, точек) социально-экономического пространства.
На территории крупных и крупнейших городов в 2008 г. было сосредоточено около 40% всего городского населения России (против 36,6% в 1989 г.). Именно они являются сегодня центрами инвестиционной деятельности: здесь сосредоточено до 80% всех инвестиций, пришедших на территорию страны. Эти города производят в расчете на 1000 жителей в среднем на 30% больше стоимостных объемов платных услуг, розничной торговли и строительства.
Столицы, административные центры и крупные города усиливают свою роль центров науки и высшего образования: в нихы трудятся научные работники и получают очное высшее образование свыше 90% всех студентов страны. Хотя города-миллионники во всем мире развиваются по-разному, у них есть одна общая черта - динамика роста экономики сферы услуг заметно выше динамики роста промышленного производства. Причем более конкурентоспособными оказываются мегаполисы, способные предложить более широкий диапазон видов услуг для различных общественных групп, зачастую с достаточно различающимися интересами и потребностями.
Upravlenets №5-6 (9-10) 2010
25
Мегаполисы становятся опорными точками инновационного развития. Новые формы территориальной организации инновационной деятельности (технопарки, осо-бые экономические зоны, бизнес-инкубаторы и др.) размещаются или в пространстве самих крупных городов, или в географической близости от них.
В современной обстановке одним из условий более быстрого выхода из сложившейся кризисной, нестабильной ситуации является грамотное стратегическое планирование и стратегическое управление. Согласно Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации, выделяются следующие принципы региональной политики, реализация которых сегодня необходима [8].
1. Принцип поляризованного (сфокусированного) развития, приходящий на смену политике выравнивания уровня регионального развития и предполагающий специальную фокусировку финансовых, административноуправленческих, человеческих и других ресурсов в «опорных регионах» («полюсах», «локомотивах» роста), а также последующее распространение инновационной активности в другие регионы (табл. 1).
2. Принцип «преференции за реформы».
3. Принцип синхронизации действий (принцип синергии).
4. Принцип дифференцирован-ности государственной политики регионального развития. Должны быть сформулированы цели социальноэкономического развития и сформированы меры достижения данных целей для различных типов регионов. Положительным моментом является то, что в настоящее время пришло осознание необходимости реализации такой политики (табл. 2).
5. Принцип субсидиарности, предполагающий децентрализацию властных полномочий и исполнение тех или иных полномочий социально-экономического развития регионов РФ (и соответствующую передачу этих полномочий) на том
Таблица 1 - Сравнительная характеристика политики выравнивания и поляризованного развития [8]
Характеристика Политика выравнивания уровней развития Поляризованное (сфокусированное) развитие
Основные параметры Выделение регионов на основе усредненного (сбалансированного по стране) социально-экономического потенциала Создание регионов -«локомотивов роста» («опорных регионов»), генерирующих инновационноинвестиционное воздействие на остальную территорию
Административнотерриториальное деление Выделение географически сопряженных территорий, сохранение существующей административнотерриториальной структуры Укрупнение юрисдикции для выделения системы «опорных регионов» внутри страны, возможность признания за ними другого статуса, чем у обычных административнотерриториальных единиц
Направление государствен-Равномерное («диффузион- ных капитальных вложений ное») распределение госу- на развитие связанности Базовый механизм дарственных капитальных «опорных регионов» управления вложений между террито- с глобальной экономикой риями, нуждающимися и другими регионами в поддержке страны, снятие барьеров для распространения инноваций
уровне управления, где они могут быть исполнены наиболее эффективным образом.
Сегодня в РФ 10 городов-милли-онников и 2 сверхкрупных города. Урал - место концентрации мегаполисов. Возникает тенденция усиления взаимосвязи и конкуренции между ними. Рассмотрим итоги социальноэкономического развития городов-миллионников РФ в 2009 г. Данные, представленные на рис. 1-6 и в табл. 3 составлены по материалам Федеральной службы государственной статистики РФ, а также в результате сотрудничества с органами местного самоуправления городов-миллионников России.
Высокий уровень доходов населения Екатеринбурга (рис. 1) обусловливает опережающие темпы роста его потребительского рынка среди городов-миллионников РФ (рис. 2). В 2008 и 2009 гг. первое место по объему платных услуг, предоставляемых населению, с небольшим отрывом удерживает Уфа (рис. 3). По общему объему инвестиций в основной капитал в 2009 г. на первом месте Казань, далее следуют Екатеринбург и Новосибирск (рис. 4). По объему ввода жилья среди городов-миллионников Екатеринбург в 2009 г. за-
Управленец №5-6 (9-10) 2010
Таблица 2 - Проблемы социально-экономического развития различных типов регионов и приоритетные задачи государственного управления [8]
Функции территории в пространственной организации страны Проблемы социально-экономического развития региона Приоритетные задачи государственного управления
Сырьевые зоны Инфраструктурная недостаточность. Конфликты интересов (экологические стандарты / сырьевые компании / коренные малочисленные народы). Несинхронизированность стратегий развития сырьевых компаний и стратегий развития населенных пунктов (регионов) Управление человеческими ресурсами (в том числе переселение из зон старого освоения). Повышение инфраструктурной обеспеченности. Внедрение жестких экологических стандартов и формирование системы контроля за их выполнением. Учет интересов коренных малочисленных народов. Приведение системы расселения в соответствие с эффективностью хозяйственной деятельности. Развитие ресурсной базы
Зоны безопасности:
1. Приграничные территории (338 районов и городов, где проживает 8% населения -
12 млн чел.).
2. ЗАТО.
3. Зоны с потенциалом этно-конфессиональных конфликтов.
4. Кризисные территории, ситуация в которых создает угрозу для единства и стабильности РФ
Миграционный отток населения.
Сокращение социальной инфраструктуры.
Недостаточная коммуникационная связанность с территорией Российской Федерации (для части зон). Слабое кросскультурное взаимодейтствие. Конфликт идентичностей.
Высокий потенциал нарушений общественного порядка.
Угроза безопасности жизнедеятельности населения, а также единству и стабильности Российской Федерации
Формирование модели эффективного трансграничного сотрудничества за счет выделения узлов нового типа безопасности: транспортно-логистических, торговых и культурных.
Привлечение трудовых ресурсов и закрепление населения.
Устойчивость функционирования инфраструктур. Обеспечение социальной защиты населения. Пересмотр основ правового регулирования в отношении некоторых территорий (введение ограничений на отдельные виды хозяйственной деятельности, установление особого режима для нерезидентов и т.д.). Программы по предотвращению этно конфессиональных конфликтов, укреплению общественного порядка.
Программы адаптации мигрантов и повышения продуктивности кросскультурного взаимодействия. Программы по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения
Зоны технологического Дефицит рабочей силы. Обеспечение импорта наиболее передовых техноло-
трансферта Дефицит промышленных участков. гий.
Недостаточные инвестиции в инфраструктуру. Привлечение стратегических инвесторов.
Несформированность институциональной среды Управление человеческими ресурсами
Зоны инновационного развития
Не создана организационная платформа для развертывания региональных модулей национальной инновационной системы (НИС).
Не отработан механизм привлечения кадров. Недостаточное рыночное позиционирование инновационной продукции
Формирование организационных условий для развертывания регионального модуля НИС. Повышение коммуникационной доступности.
Формирование механизмов привлечения кадров. Создание технико-внедренческих зон
Мировые города Отсутствие на территории Российской Федерации
мирового города.
Отсутствие современного поселенческого и транспортного каркаса страны, обеспечивающего ее связанность в условиях глобализации и совокупную конкурентоспособность(распространение инноваций и т.п.)
Привлечение глобальных корпораций для размещения штаб-квартир.
Ускоренное инфраструктурное развитие. Формирование высокоурбанизированной среды. Размещение органов федеральной исполнительной власти, крупных объектов и учреждений социальной сферы, имеющих федеральное значение
Старопромышленные Низкий уровень жизни населения. Формирование производственно-технологических зон.
регионы Устаревшая технологическая база. Реиндустриализация.
Недостаточное рыночное позиционирование. Реабилитация и ревитализация старшр^ьише^ых
поселений. Придание им новых функций в простран-Дефицит кадров ственной организации страны (зон инновационного
развития, опорных регионов и пр.)
Территории, Высокий уровень безработицы. Миграционные программы, повышающие мобильность
прошедшие первичную Слабая инфраструктурная обеспеченность роста населения и обеспечивающие его адаптацию.
индустриализацию городских поселений. Поддержка региональных инициатив, способствующих
Высокий уровень социальных конфликтов. повышению занятости.
Отставание от других регионов страны по уровню Программы выравнивания бюджетной обеспеченности.
социально-экономического развития Программы развития инфраструктур
Upravlenets №5-6 (9-10) 2010
нял второе место, незначительно отстав от Ростова-на-Дону (рис. 5).
Екатеринбург традиционно опережает города-миллионники РФ по показателям, отражающим доходы населения, покупательскую способность и, соответственно, привлекательность для инвесторов и для жителей Уральского региона и трудовой миграции из стран СНГ. В последние годы, благодаря снижению естественной убыли и миграционному притоку, численность населения Екатеринбурга стабильно увеличивается (рис. 6).
По итогам 2009 г. в Екатеринбурге отмечен один из самых высоких относительных показателей рождаемости и один из самых низких показателей смертности. Наилучшие показатели рождаемости отмечены в Уфе и Екатеринбурге (13,5 и 12,5 чел. на 1000 населения), что наряду со сравнительно невысокими показателями смертности (11,6 и 12,0 чел. на 1000 населения) позволило достичь естественного прироста в этих мегаполисах (табл. 3).
Урапьский регион - место концентрации мегаполисов. В нем локализованы Екатеринбург, Челябинск, Уфа,
До недавнего времени городом-миллионником являлась и Пермь (сегодня ее численность населения составляет более 980 тыс. чел.).
Сейчас довольно активно обсуждаются процессы агломерирования. Обобщая различные трактовки городской агломерации, можно дать следующее определение.
Городская агломерация - компактная и относительно развитая совокупность дополняющих друг друга городских и сельских поселений, группирующихся вокруг одного или нескольких городов-ядер и
объединенных многообразными и интенсивными связями; это тот ареал, то пространство потенциальных и реальных взаимодействий, в которое вписывается недельный жизненный цикл большинства жителей современного крупного города и его спутниковой зоны [4].
Волгоград Омск Казань Челябинск Самара Нижний Новгород Ростов-на-Дону Уфа
Новосибирск
Екатеринбург
16 754 = 17 071 “ 17 207 17 805 18 4 -----------19
82 071 1$ 156 19 878 21 241
=F
0 5000 10000 15000 20000 25000
Рис. 1 - Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, р.
141,3
153,0
Волгоград Омск Самара Ростов-на-Дону Нижний Новгород Новосибирск Казань Челябинск Уфа
Екатеринбург
0 50 100 150 200 250
Рис. 2 - Объем розничного товарооборота, млрд р.
18 2,4
198,0
215,5
223
224
1
3
228,5
□I
377
300
350
400
,6
70,0
Самара челябинск Омск
Нижний Новгород Новосибирск Казань Волгоград Екатеринбург Уфа
0 10 20 30 40
Рис. 3 - Объем платных услуг, млрд р.
19,2
50
60
70
80
90
Волгоград Нижний Новгород Ростов-на-Дону Челябинск Омск Самара Уфа
Новосибирск
Екатеринбург
Казань
23,3
31,2 133,2 ZZ 34,
44,0 : 44,
0
10 20
30
40
50 60
70
80
90 100
Рис. 4 - Инвестиции в основной капитал по крупным и средним организациям, млрд р.
816,5
3
723
3
5 )4,4 ■ 809,9
603,7
p.4P,7
34
1002,5
983,5
Ростов-на-Дону Новосибирск Екатеринбург Омск Казань Челябинск Уфа Самара Нижний Новгород Волгоград
0 200 400 600 800 1000
Рис. 5 - Ввод в действие общей площади жилых домов в 2008-2009 гг, тыс. м.
23 128
Управленец №5-6 (9-10) 2010
■ Екатеринбург ■ Челябинск ■ Омск ■ Уфа
■ Нижний Новгород И Самара ■ Новосибирск ■ Волгоград
■ Ростов-на-Дону ■ Казань
Рис 6 - Изменение численности населения городов-миллионников РФ, тыс. чел.
Требуется разработка новой концепции развития городских агломераций в структуре современной урбанистической политики. Крупные городские агломерации, концентрирующие высококвалифицированные человеческие ресурсы, аккумулирующие инновационные процессы, формирующие различные сетевые структуры, вовлекающие в орбиту своего влияния географически близкие поселения, должны стать региональными зонами опережающего развития, составной частью долгосрочной стратегии развития России. В настоящее время в нашей стране термин «агломерация» снова используется довольно активно.
Таблица 3 - Рождаемость, смертность и естественное движение населения в 2009 г, чел. на 1000 населения
Город Число родившихся Ранг Число умерших Ранг Естественный прирост (+), естественная убыль (-) Ранг
Волгоград 10,6 8 13,5 8 -2,9 8
Екатеринбург 12,5 2-3 12,0 2 0,5 2
Казань 11,7 5 12,3 3 -0,6 5
Нижний Новгород 10,4 9 15,4 9-10 -5,0 10
Новосибирск 12,5 2-3 12,9 7 -0,4 3
Омск 11,6 6 12,7 6 -1,1 6
Ростов-на-Дону 10,0 10 12,5 5 -2,5 7
Самара 10,9 7 15,4 9-10 -4,5 9
Уфа 13,5 1 11,6 1 1,9 1
Челябинск 11,9 4 12,4 4 -0,5 4
С чем это связано?
Первая группа причин связана с закреплением агломераций в основных стратегических документах развития РФ. В утвержденной Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [1] («Стратегии-2020») заявлено, что крупные городские агломерации должны стать частью долгосрочной стратегии развития России. Согласно Концепции, региональное развитие будет определяться в основном уже сформировавшимися зонами опережающего экономического роста, к которым относятся крупнейшие агломерации. Также предполагается, что существенный вклад в региональное развитие после 2012 г. будут вносить перспективные центры опережающего экономического роста, к которым относятся агломерации и индустриальные центры Поволжья, Южного и Среднего Урала. В «Стратегии-2020» упоминаются такие агломерации, как Московская, Санкт-Петербургская, юга Ростовской области и Краснодарского края, Урала (Екатеринбургская, Челябинская), Красноярская, Иркутская и Хабаровская, а также Владивостокская.
На карте зон опережающего экономического развития, представленной в Доктрине регионального развития РФ [6], отмечены Московская, Санкт-Петербургская, Нижегородская, Самарско-Тольяттинская, Казанская, Ростовская, Екатеринбургская, Челябинская, Иркутская, Красноярская, Хабаровская и Владивостокская агломерации.
Перспективы агломерирования определены и в прочих федеральных, региональных и муниципальных стратегических документах РФ.
На карте Уральского федерального округа показаны две формирующиеся агломерации, что свидетельствует не только об усилении взаимосвязи, но и о возникновении конкуренции.
В Челябинской области вопросу развития Челябинской городской агломерации было посвящено несколько специальных конференций, проведено масштабное научное исследование, выделены структура и границы агломерации, намечены формы межмуниципального сотрудничества.
Органы местного самоуправления крупнейших городов также поддерживают процессы агломерирования. Раз-
Upravlenets №5-6 (9-10) 2010
29
Карта зон опережающего экономического развития
Категории зон
Агропромышленный комплекс Добыча природных ресурсов Туризм и рекреация Новая экономика Обрабатывающее производство
Крупнейшие агломерации
1. Московская агломерация
2. Санкт-Петербургская агломерация
3. Нижегородская агломерация
4. Самарско-Тольяттинская агломерация
5. Казанская агломерация
6. Ростовская агломерация
7. Екатеринбургская агломерация
8. Челябинская агломерация
9. Иркутская агломерация
10. Красноярская агломерация
11. Хабаровская агломерация
А 12. Владивостокская агломерация
Транспортные коридоры
Международный Евроазиатский транспортный коридор (основной)
Панъевропейский коридор (существующий)
Международный Евроазиатский транспортный коридор Транссиб (перспектива на 2010 г.) Международный Евроазиатский транспортный коридор Транссиб (ответвление) Международный Евроазиатский транспортный коридор Север-Юг (перспектива на 2010 г.) Панъевропейский коридор (существующий, основной)
Международный Евроазиатский транспортный коридор Приморье-1 Международный Евроазиатский транспортный коридор Север-Юг Внутренние водные пути Железнодорожный маршрут (ответвление)
Северный морской путь
витие городских агломераций становится одним из элементов основных стратегических документов крупнейших городов. Например, в Екатеринбурге вопрос формирования Екатеринбургской городской агломерации стал подниматься в начале 2000-х годов, в ходе разработки Стратегического плана развития города: был вариант стратегического проекта «Большой Екатеринбург», предполагающий поэтапные шаги по формированию новой формы межмуниципального сотрудничества. Однако в силу ряда причин данный документ так и остался за рамками стратегического плана.
Несмотря на это, в Генеральном плане Екатеринбурга город рассматривается прежде всего как центр Екатеринбургской городской агломерации [2]. В 2009 г., в процессе актуализации и пролонгации стратегического плана развития Екатеринбурга, вновь встал вопрос о том, в каких границах нужно рассматривать развитие Екатеринбурга. Были выделены несколько зон Екатеринбургской городской агломерации.
Вторая группа причин связана с тем, что внимание к проблеме агломераций усилилось не только со стороны органов власти, но и со стороны девелоперов. Определенную
роль здесь сыграл приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и бурное развитие рынка недвижимости в крупнейших городах, так как административные границы городов не всегда дают возможность осуществить масштабное жилищное строительство. Рассчитанная плотность населения в крупнейших и сверх-крупных городах РФ во много раз превышает данный показатель по стране (табл. 4). В силу этого, в сферу внимания застройщиков стали входить пригородные территории и ближайшие спутники крупнейших городов.
Управленец №5-6 (9-10) 2010
Уральский федеральный округ
Индустриальные и агропромышленные центры
Химическое производство
Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов
Целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность Обработка древесины и производство изделий из дерева
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий Производство машин и оборудования Производство пищевых продуктов, включая напитки и табак Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования Производство прочих неметаллических минеральных продуктов Промышленно-производственные зоны
□
Сельское хозяйство
и агропромышленный комплекс
Территория освоения природных ресурсов
Добыча иных полезных ископаемых (кроме общераспространенных) Заготовка лесных ресурсов Добыча полезных ископаемых -драгоценных металлов и драгоценных камней
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых
Территория инновационного развития и создания новых технологий
і
Научно-образовательные центры Высокотехнологичные производства Технико-внедренческие зоны
Туристско-рекреационные, культурные центры
Территории развития туризма и рекреации
Портовые и иные транспортно-логистические узлы
Транспортно-логистические узлы Пункты пропуска через государственную границу
Категории зон
Агропромышленный комплекс Н Добыча природных ресурсов Н Туризм и рекреация Н Новая экономика Н Обрабатывающее производство
Крупнейшие агломерации
Екатеринбургская агломерация А Челябинская агломерация
Транспортные коридоры
Международный Евроазиатский транспортный коридор Международные Евроазиатские транспортные коридоры Транссиб Внутренние водные пути
Сельскохозяйственная территория
Формирование крупных современных городских агломераций обеспечивает следующие эффекты [7]:
1) эффект масштаба для региональной экономики в виде развитого регионального рынка -современные форматы торговли и перспективные производства товаров потребительского рынка. Укрупнение потребительских рынков товаров и услуг, укрупнение и гомогенизация рынков недвижимости - жилой, торговой, офисной и промышленной - за счет развития инфраструктур;
2) создание агломерационным пространством дополнительного привлекательного фактора для
прихода в регион крупного бизнеса, а также более широких возможностей для местных компаний дорасти до уровня лидеров рынка;
3) укрупнение (агломерация) рынков труда - большая емкость, разнообразие возможностей для работодателей и работников, большие возможности наращивать современные компетенции.
В ходе современной модернизации необходима опора на традиции, поколения интеллигенции, вовлеченные в инновационные процессы в рамках естественных наук. Это же касается образовательной и особенно инновационной инфраструктуры.
Важнейшее значение имеет «инфраструктурный эффект». Проекты строительства новых энергомощностей, крупных транспортных комплексов - портов, аэропортов, мультимодальных логистических центров и информационных узлов, оправданы и имеют большую экономическую отдачу именно для агломераций.
Неоднозначными и принципиальными вопросами являются модели управления городскими агломерациями. В международной практике используется несколько базовых моделей [5].
1. Создание единого муниципального образования. Му-
Upravlenets №5-6 (9-10) 2010
ниципальные образования, существовавшие ранее на территории агломерации, ликвидируются, и вместо них создается единое муниципальное образование, охватывающее всю территорию агломерации, в рамках которого может сохраняться некоторое территориальное деление, совпадающее или не совпадающее по своим границам с прежним. Подобные территории внутри агломерации лишены признаков самостоятельного муниципального образования - выборной власти (хотя какие-то ее признаки могут быть сохранены) и самостоятельности бюджета.
2. Двухуровневая структура управления агломерацией, когда на верхнем уровне создается муниципальное образование, охватывающее всю территорию агломерации, а на нижнем уровне функционируют более мелкие муниципальные образования. Существует две разновидности такой модели: с директивным и договорным распределением полномочий. Двухуровневая модель с директивным распределением полномочий предполагает, что наряду с существовавшими ранее муниципальными образованиями, которые становятся муниципалитетами нижнего уровня, создается единое муниципальное образование - муниципалитет верхнего уровня, охватывающий всю территорию агломерации. Двухуровневая модель с договорным распределением полномочий связана с созданием единого муниципального образования верхнего уровня. В основном такое муниципальное образование выполняет те функции, которые муниципалитеты нижнего уровня передают ему на договорной основе.
3. Договорная модель.
Согласование стратегий и инфраструктурных проектов, организация совместного предоставления услуг отдельными самостоятельными муниципальными образованиями на территории агломе-
рации. Формально не существует единых органов управления агломерацией, поэтому способность руководства муниципальных образований достигать договоренностей и компромиссов по вопросам, затрагивающим общие интересы, начинает играть ключевую роль. Для координации деятельности в рамках агломерации могут создаваться совещательные органы, не имеющие властной природы - советы, ассоциации и пр. Участие муниципальных образований, входящих в агломерацию, в подобных органах и выполнение принятых им и решений является сугубо добровольным.
4. Регулирование вопросов развития агломерации в целом с уровня региона. Фактически эта модель является разновидностью двухуровневой модели с директивным распределением полномочий, где в качестве верхнего уровня выступает не муниципальная, а региональная власть.
Последние десять лет разработкой документов стратегического планирования городов занимаются многие ученые, исследователи, руководители органов местного самоуправления и органов государственной власти. За этот период сложились научные школы, создан значительный инструментарий разработки и реализации стратегии городского развития. Совершенно очевидно, что опорным каркасом развития России станут крупные и крупнейшие территориальные образования (мегаполисы, мегалополисы, агломерации, метрополисы и т.д.), к каждому из которых необходим особый подход в формировании и осуществлении политики стратегического развития.
ИСТОЧНИКИ
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008, № 1662-р.
2. Генеральный план развития городского округа - муниципального обра-
Таблица 4 - Плотность населения в РФ на 01.01.2009 [3]
Город Плотность населения, чел. на 1 км.2
Волгоград 1784,4
Екатеринбург (без подчиненных территорий) 2836,8
Казань 1841,1
Омск 1991,4
Ростов-на-Дону 3010,0
Самара 2070,2
Нижний Новгород 3117,8
Новосибирск 2757,6
Челябинск 2183,4
Уфа 1457,9
Пермь 1232,3
Санкт-Петербург 3272,8
Москва 9721,6
Российская Федерация 8,3
зования «город Екатеринбург» на период до 2025 года: прил. 1 к решению Екатеринбургской городской Думы от 06.07.2004 № 60/1.
3. Регионы России. Основные социальноэкономические показатели городов. 2009: стат. сб. / Росстат. М., 2009.
4. Анимица Е.Г., Власова Н.Ю. Гра-доведение: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2006.
5. Глазычев В., Стародубровская И. и др. Челябинская агломерация: потенциал развития. Челябинск, 2008.
6. Доктрина регионального развития Российской Федерации (макет-проект). М.: Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, 2008.
7. Власова Н.Ю. Городские агломерации: история и современность // Метрополиза-ция и городские сети: тез. докл. М.: Ин-т географии РАН, 2009.
8. Концепция стратегии социальноэкономического развития регионов Российской Федерации // Официальный сайт Министерства регионального развития Российской Федерации: http://www.minregion.ru. О