тивно используемым помещениям, оборудованию, находящимся как в муниципальной, так и в частной собственности. В целях решения существующих проблем в деятельности малого предпринимательства, создания оптимальных условий для его развития и увеличения числа занятых в малом предпринимательстве Администрации области может быть предложено: максимально содействовать активизации и координации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по созданию условий для развития цивилизованного предпринимательства; взаимодействовать с объединениями предпринимателей, действующей инфраструктурой поддержки малого бизнеса; обеспечивать соблюдение равных условий по осуществлению предпринимательской деятельности для всех субъектов малого бизнеса; обеспечивать эффективную работу межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров; способствовать реализации комплекса мероприятий, направленных на развитие кредитной потребительской кооперации граждан; обеспечивать содействие в развитии новых направлений малого предпринимательства: инновационной сфере, межотраслевой коо-
перации, сфере жилищно-коммунального хозяйства, природоохранной деятельности и т. д.; способствовать развитию малого бизнеса в сельской местности; обеспечивать соблюдение норм Трудового Кодекса РФ в части социальной защиты работников малого бизнеса.
1. Шамхалов Ф. Государство и экономика. Власть и бизнес. М., 2005. С. 243.
2. Режим доступа: http://www.admlr.lipetsk.ru/ тз^тМер_гтЬ.рЬр. Загл. с экрана.
3. Режим доступа: http://www.lrnews.ru/exklusiv/ 6840/ Загл. с экрана.
Поступила в редакцию 15.04.2008 г.
Vladimirova S.V. The problems of small business enterprise development (on the example of Lipetsk region). In the article the problems of small business enterprise on the example of Lipetsk region are examined. The interdepartmental committee on overcoming the administrative barriers is created with the purpose of removal of the superfluous state functions in Lipetsk region. The analysis of the State Support Program of small business enterprise in Lipetsk region for 2005-2008 is conducted.
Key words: administrative barriers, small-scale business, Development Program, State Support.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА ГОРОДА СОЧИ
О.Н. Быкова
Автором был проведен анализ развития стратегического планирования и выделены основные этапы реализации на санаторно-курортных объектах города Сочи. В качестве целевых ориентиров экономических программ выделены задачи не только достижения определенных уровней потребления благ, но и создания материальных предпосылок и организационно-хозяйственных условий, обеспечивающих возможность потребительскому сектору оперативно реагировать на изменение спроса, активно на него воздействовать.
Ключевые слова: стратегическое планирование, прогнозирование.
На динамику развития Сочинской экономики традиционно существенное влияние оказывает санаторно-курортная отрасль. Анализ динамики заполняемости СКУ за 2000-2006 гг. показывает меньшую глубину спада, чем в 1999 г. Но в то же время кризисная ситуация и необходимость принятия экстренных мер актуальны и по сей день. Вы-
ход, на наш взгляд, в широком использовании одного из действенных инструментов современного менеджмента - стратегического планирования, представляющего собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке стратегии (в форме прогнозов, планов, программ).
Стратегическое планирование позволяет: во-первых, получить представление о состоянии экономики и уровне решения социальных проблем на конкретный момент времени; во-вторых, спроецировать на будущее современные тенденции в развитии экономики и социальных отношений; в-третьих, наметить стратегические цели, к достижению которых должны стремиться соответствующие субъекты управления; в-четвертых, увязать поставленные цели с объемом и структурой всех видов ресурсов, требующихся для их достижения; в-пятых, увязать в единое целое федеральные и региональные программы решения важнейших экономических и социальных проблем, стоящих перед регионом, субъектами федерации и местными органами управления; в-шестых, обеспечить комплексное, координированное включение бюджетно-налоговых и денежно-кредитных инструментов в механизм достижения стратегических задач. Для того, чтобы успешно управлять развитием национальной, региональной экономики, регулировать разнообразные процессы, происходящие в обществе и на территории, необходимо всем субъектам управления точно и правильно намечать цели, которые они преследуют, подготовить научно обоснованные меры, обеспечивающие достижение этих целей. Все эти проблемы и решаются в процессе планирования.
Система планирования была разрушена, и возрождение планирования началось на уровне хозяйствующих субъектов (внутрифирменное планирование). Планирование на национальном, региональном уровне осуществлялось в форме абстрактных прогнозов или программ. Следует заметить, что формы планирования многообразны. Они определяются многоуровностью и многоаспектностью управления.
В условиях рынка общегосударственное экономическое планирование носит индикативный характер. Разрабатываемые планы формально не являются законами, а представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономической структуры на их выполнение в общенациональных интересах. К выводу об эффективности таких программ в условиях рынка пришли в 50-е гг. японские специалисты. Тогда и было положено начало общегосударственному планированию в
Японии (первый пятилетний план экономического самообеспечения - 1956-1960 финансовые годы).
Если провести аналогию с опытом Японии, то следует отметить, что Россия отошла от директивного планирования. Были сделаны попытки перехода к планированию индикативного характера, подтверждением тому -Программа Правительства России «Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах», принятая Постановлением Правительства РФ № 360 от 31 марта 1997 г. Программа не имела силы закона, носила рекомендательный характер и соответственно была необязательной для исполнения хозяйствующих субъектов и администраций регионов.
В регионах ситуация в определении перспектив развития следующая. Большинство территорий разработали программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу. Статус этих программ различен - от федеральных до региональных, как и цели определяемые программами (инвестиционной, отраслевой, комплексной и т. п. направленности).
На наш взгляд, необходимо разрабатывать планы (программы) социально-экономического развития не только на уровне федерации, региона, но и на уровне муниципального образования (город, район, поселок). Данное предложение продиктовано следующими причинами:
- план развития должен обеспечивать регулирование развития муниципального образования, содержать пути и условия для его развития;
- в условиях коренных социальных преобразований, предполагающих адаптацию структур муниципального образования к требованиям рыночной экономики, план развития является инструментом, способным консолидировать усилия администрации и населения в решении проблем развития территории;
- разработка плана способствует укреплению взаимоотношений с общественностью, создает единый вектор усилий всех активных сил муниципального образования, направлена на совершенствование административно-государственного управления.
План развития должен определить стратегию выхода из кризиса путем создания ус-
ловий для роста доходов и занятости, повышения эффективности расходов бюджета в социальной сфере.
В процессе разработки плана развития санаторно-курортного комплекса Сочинского региона решаются следующие задачи:
- определение целей и приоритетов развития;
- определение стратегии экономического развития, включая анализ сильных и слабых сторон территории, выявление целевых секторов экономики, формирование программы действий местной администрации по поддержке экономики;
- определение стратегии пространственного развития, включая развитие туристской инфраструктуры;
- координация разработки стратегических программ по отдельным направлениям развития территории;
- координация осуществляемых в муниципальном образовании разработок, связанных с перспективным планированием.
В основу подхода, избранного для планирования развития санаторно-курортной отрасли Сочинского региона, необходимо заложить следующие позиции.
1. План развития не является всеобъемлющим, описывающим все отрасли и сферы жизни. Напротив, он должен быть сконцентрирован на ключевых, наиболее перспективных направлениях, выявленных на основе анализа потенциала, сильных и слабых сторон.
2. План развития - относительно короткий и емкий документ. Его основное содержание составляют формулировки главной цели развития территории на данном этапе, основных стратегических направлений достижения главной цели, а также конкретных мер по реализации выбранных стратегий. Фиксируются также показатели и критерии выполнения намеченных мер.
3. План развития не является, как это было раньше, чисто административным документом. Местные власти не могут и не должны вмешиваться во внутреннюю деятельность каждого предприятия, но они обязаны создавать условия для нормального функционирования, вносить элементы координации в деятельность предприятий, банков, фиксировать определенные ориентиры. Причем ориентиры, не навязанные авторитетом той или иной группы специалистов, а
выработанные и согласованные в результате совместной работы тех, кто и будет придерживаться этих ориентиров в своей деятельности.
4. План развития разрабатывается и реализуется публично, на основе частно-общественного партнерства. План развития -это не директива, это свод согласованных заинтересованными участниками действий, это договоренность о конкретных мерах, имеющих стратегическую важность для территории, которые необходимо предпринять в интересах экономики и населения.
5. В плане развития сочетаются долгосрочное видение и конкретность немедленных действий. Он является долгосрочным по глубине прогноза и длительности последствий намечаемых действий, но среднесрочным по характеру включенных в него мер.
6. Планирование - непрерывный процесс: этапы разработки и реализации плана развития объединяются в непрерывном цикле посредством системы мониторинга и корректировки на основе механизма стратегического партнерства, т. е., по сути, речь идет о механизме стратегического партнерства в районе, о механизме поиска стратегических ориентиров и обеспечения согласованных действий по их достижению.
В Сочинском регионе, исходя из специфики санаторно-курортной отрасли, разработаны методические рекомендации по разработке плана (программы) социально-экономического развития, которые включают анализ состояния демографической ситуации, рынка труда, производственного потенциала санаторно-курортной отрасли, положения в туризме и других отраслях экономики, а также анализ тенденций и проблем в сфере финансов, законодательной их основы, предложения по развитию межбюджетных отношений, выделены наиболее острые проблемы территории и приоритеты развития (как отраслевые, так и по отдельным предприятиям и т. п.), даны рекомендации по реформированию убыточных предприятий, стимулированию инвестиционной деятельности, развитию потребительского рынка.
Объективная необходимость программного управления обусловлена, на наш взгляд, следующим:
- экономический и правовой статус программ должен обеспечивать их безусловный
приоритет в использовании ресурсов и производственных мощностей;
- решение проблем требует целенаправленных сопряженных усилий разных субъектов хозяйствования с различными формами собственности и организацией деятельности;
- долговременным характером и сроками реализации отдельных объектов и программы в целом.
По своему содержанию, решаемые в регионе проблемы можно условно разделить на несколько групп:
1) государственная поддержка развития крупных санаторно-курортных объектов, в том числе городов;
2) развитие крупных санаторнокурортных комплексов на территории ряда субъектов Федерации;
3) социально-экономическое развитие наиболее экономически отсталых субъектов Федерации до 2000 г.;
4) неотложные меры по стабилизации социально-политической ситуации и экономического положения в приграничных регионах;
5) условия функционирования особо охраняемых территорий и развития чистых эколого-экономических зон рекреационного значения.
Реализация крупных региональных программ - это конечный результат, которому должно предшествовать четкое выделение и систематизация проблем, стоящих перед субъектами Федерации, по сути и важности их решения. Попробуем выделить соответствующие типы проблемных регионов.
В регионе, исходя из остроты назревших проблем, на первый план, как правило, выдвигаются целевые программы, имеющие строгую функциональную направленность на создание комплекса материальных, научнотехнических и организационно-хозяйственных предпосылок, обеспечивающих достижение выделенных экономических целей.
В качестве целевых ориентиров экономических программ выступают задачи не только достижения определенных уровней потребления благ, но и создания материальных предпосылок и организационно-хозяйственных условий, обеспечивающих возможность потребительскому сектору оперативно
реагировать на изменение спроса, активно на него воздействовать. По существу, речь идет о создании полноценного рынка потребительских услуг, способного сформировать значимые перспективные потребительские ориентиры и стандарты благосостояния, являющиеся материальной основой активизации социальных, а также и организационнохозяйственных факторов экономического развития.
Итак, формами государственного регулирования экономики являются планирование и экономическое программирование. Реализация государственных планов базируется на воздействии государства к проведению осознанной экономической политики с предсказуемыми последствиями, обладающей в то же время действенными механизмами контроля и управления в изменяющихся условиях ее реализации.
Свое логическое завершение развитие планомерности находит в государственной экономической программе развития, где объединяется в единое целое план развития (отраслевой, социальной, инвестиционной и т. п. направленности) и предполагаемые меры по косвенному регулированию экономики.
Программирование является не только мерой по согласованию различных методов государственного регулирования, но и попыткой проведения в жизнь перспективного регулирования экономики.
Сам же план в условиях рынка является в значительной степени прогнозом, имеет индикативный характер, хотя и опирается на систему мер косвенного государственного регулирования экономики.
Поступила в редакцию 18.03.2008 г.
Bykova O.N. Strategic planning and forecasting of development of health resort complex of the city of Sochi. The author has conducted the analysis of development of strategic planning and presented the basic realization stages at health resort objects of the city of Sochi. Among the target reference points of economic programs are not only achievement of certain levels of consumption of goods, but also creation of material preconditions and organizational-economic conditions providing a consumer sector with an opportunity to react operatively to change of demand and to influence it in an active way.
Key words: strategic planning, forecasting.