служиванию покупок в расчете на партию закупаемого товара может быть определена, рассчитана, и обычно, она бывает примерно одинаковой.
Проблема состоит в том, чтобы найти такую величину закупаемой партии, при которой сумма издержек по складированию и обслуживанию покупок товаров оказалась бы наименьшей.
При решении вопроса о том, когда и как часто следует закупать товар, торговая фирма должны учитывать также такой фактор, как «скидка с количества». Покупка товаров крупными партиями означает снижение затрат на единицу товара. Использование эффективных процедур управления запасами, таких как электронный обмен данными и планирование запасов методом «быстрого реагирования», также позволяет снизить затраты и время оформления заказа, в то же время повышая эффективность торговли [4].
И последний пункт планирования мерчендайзинга - это распределение товара. Торговая фирма, имеющая один магазин, должна решить, какое количество товаров разместить в торговом зале, какое - в складском помещении магазина, и стоит ли использовать склад. Если же речь идет о сети магазинов, то в этом случае необходимо решить, как распределять товары между магазинами. Для сетей (централизованных или децентрализованных) очень важно иметь четкий план распределения товаров по магазинам. Даже если группы товаров стандартизованы по всей сети, ассортимент в каждом магазине должен отражать особенности ситуации в каждом случае: количество и разнообразие постоянного контингента покупателей, размер и местоположение магазина (например, находится он в изолированном месте или в региональном торговом пассаже), климатические характеристики и другие факторы.
Таким образом, реализация плана мерчендайзинга способствует росту оборачиваемости товарных запасов и других оборотных активов, а также снижению издержек по их хранению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Балакшин В.В. Стратегия повышения конкурентоспособности торгового предприятия. Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2002.
2. Берман Б., Эванс Дж. Розничная торговля: стратегический подход, 8-е издание.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.
3. ГолубковЕ.И. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. М., 1995.
4. Каплан Р., Нортон Д. Организация ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей. М.: Олимп-Бизнес, 2004.
СТИМУЛИРОВАНИЕ В УПРАВЛЕНИИ КУРОРТНЫМ КОМПЛЕКСОМ
ВОЛОВА М.А.
Пятигорский государственный лингвистический университет, соискатель кафедры экономической теории, 357532, г.Пятигорск, Ставропольский край, пр. Калинина, 9.
В статье рассматриваются основные особенности и противоречия в экономике санаторно-курортной сферой и предлагаются механизмы совершенствования стимулирования дальнейшего развития данной отрасли.
Ключевые слова: санаторно-курортный комплекс; стимулирование; ценообразование; градостроительное планирование; рекреационный потенциал; муниципальные унитарные предприятия; индикативноплановая политика; землепользование
Коды классификатора JEL: L 83
Стимулирование развития курортным комплексом требует применения экономических методов разрешения сложившихся противоречий между субъектами хозяйствования и городами-курортами. Прежде всего, это означает идентификацию санаторно-курортных учреждений и субъектов курортной инфраструктуры в соответствии с правовым равенством форм собственности и утверждениями их многообразия.
Существование противоречий в санаторно-курортном комплексе состоит в том, что здравницы остаются объектами присвоения разных собственников, но, не будучи сами собственниками, наделены лишь «правом оперативного управления» и «полного хозяйственного ведения», становясь в то же самое время юридическими лицами. Это последнее обстоятельство в отношении структур, не являющимися ни собственниками, ни арендаторами, стало очевидной полумерой на пути к рыночным отношениям. Для отдельных предприятий право «хозяйственного ведения» означает, что они могут самостоятельно участвовать в гражданских правоотношениях, отвечать перед своими контрагентами по своим обязательствам, но только денежными
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2
средствами, а не имуществом. Собственник (государство или профсоюзный орган) утверждает их уставы, определяет объемы и характер их правоспособности, назначает руководство учреждением.
При наделении правом «ведения» профсоюзов в отношении санаторно-курортных объектов, государство полностью отказалось от каких-либо дальнейших способов воздействия на их имущество, но в строгом смысле не сделало своего правопреемника собственником.
При переходе к рыночной экономике неопределенность экономического и правового статуса «ведение» и, соответственно, неопределенный тип экономических и правовых отношений стал одним из серьезных факторов, тормозящих развитие санаторно-курортных учреждений, принадлежащих профсоюзам. Теоретически оправданным могло бы быть решение вопроса посредством раздела имущества с учетом пропорций доли средств, вложенных в течение всего срока «ведения» профсоюзами, и первоначальной стоимости основных фондов, переданных им государством, за вычетом амортизационных отчислений за весь этот период. На практике были определены равные доли государства и профсоюзов, что не представляется бесспорно обоснованным. В результате, часть учреждений из федеральной собственности превратилась в государственную, став федеральной и наоборот. По нашему мнению, для стимулирования развития отрасли, скорее необходимо было бы изъять из профсоюзной собственности прежде всего объекты инфраструктуры курортов с сохранением их профиля, утверждения связи между экономическими интересами региона и городов-курортов, с одной стороны, и развитием курорта, с другой. Эта мера служила бы пополнению бюджета городов-курортов за счет рекреационного обслуживания и превращению курортов в один из главных источников средств.
Ситуация обостряется в связи с тем, что сложившаяся в дореформенный период организационно-экономическая структура рекреационной сферы, в основном отвечавшая требованиям огосударствленной, центрально управляемой экономики, оказалась непригодной для рыночных условий. Упорядочение экономических и организационных основ рекреационной сферы служило бы ее скорейшему вхождению в рыночные отношения, росту ее эффективности в рамках согласования экономических интересов территорий и хозяйствующих субъектов рекреационных регионов.
Как нам представляется, стимулирование развития курортов на уровне государства и упорядочение экономических и организационных отношений предполагает решение ряда крупных проблем. Центральная из них - реструктуризация курортов, изменение существующих экономических и правовых взаимоотношений, сложившихся в них отношений собственности, противоречащих идее согласования экономических интересов и стимулирования хозяйствующих субъектов.
Вероятно, для упорядочения сложившихся отношений должна быть выстроена вертикаль экономических отношений, в рамках которой ФНПР выступали бы в качестве собственников, территориальные объединения курортов - в качестве арендаторов, а сами здравницы - в качестве субарендаторов с той же полнотой ответственности по отношению к собственнику и региональному образованию.
В структуре государственных, в том числе и ведомственных здравниц, система отношений могла бы быть с преобладанием элементов непосредственных арендных отношений. Еще более последовательной формой организационно-экономических отношений является акционерная форма. Статус таких предприятий не вступает в противоречие с законодательством, соответствует реалиям рыночных отношений, дает возможность контрагентам реагировать, в соответствии с законом, в случае невыполнения платежных обязательств, не апеллируя к вышестоящим организациям. В таких условиях у трудовых коллективов, как собственников акций, возникает материальная заинтересованность в результатах функционирования здравниц.
Учреждения, относящиеся к профсоюзной собственности, рассматриваются как некоммерческие, что практически лишает или резко ограничивает их права осуществлять предпринимательскую деятельность. Как нам представляется, отнесение санаториев и других здравниц к некоммерческим организациям не согласовывается с требованиями жизненных реалий и включает их в разряд организаций совершенно другого типа. Так, к некоммерческим организациям обычно относят учреждения, объединения, общественные и религиозные организации, фонды и потребительские кооперативы, ни под одно из данных определений профсоюзные санатории не подпадают.
Между тем, спектр функций, выполняемых санаториями в их хозяйственно-финансовой деятельности, указывает на наличие признаков юридического лица: самостоятельное вступление в экономические отношения, организационное единство, постоянная жесткая организационно-экономическая структура, самостоятельная имущественная ответственность и относительная имущественная обособленность, которую, в отличие от экономической, можно именовать производственной самостоятельностью.
Исходя из вышеизложенного, выбор соответствующей организационной формы и модели должен зависеть от конкретных экономических условий каждой из рассмотренных структур в системе отношений собственности и их функционального назначения.
На наш взгляд, аренда - это форма деятельности, в рамках которой может осуществляться оказание лечебно-профилактических и медицинских услуг. Главные достоинства этой формы: адаптированность к рыночной экономике, признаком которой является экономическая свобода производителя (в нашем случае, рекреационных услуг); возможность самостоятельного определения внутренней структуры хозяйствующего субъекта и его целевых функций в рамках рекреационной целостности; свободное ценообразование с учетом собственных издержек и данных маркетинговых исследований; полное самофинансирование и ответственность за результаты хозяйствования, стимулирование членов коллектива в зависимости от результатов деятельности.
Нам представляется, что рыночно-трансформационные процессы в рекреационной сфере находятся лишь в самом своем начале. Их активизация и стимулирование предполагает глубокие экономические и организационные преобразования, в результате чего отношения собственности и другие формы присвоения стали бы адекватны решаемым задачам.
Предполагаемые преобразования с неизбежностью должны охватывать «вертикаль» и «горизонталь» экономических отношений, учитывая исторические формы и деформации в экономических отношениях, сложившиеся в недавнем прошлом.
Не вызывает сомнения то, что ценность и привлекательность лечебно-оздоровительных природных территорий и курортов зависит не только от природно-климатических условий, но и от уровня развития инфраструктуры, состояния материально-технической базы лечебно-оздоровительных учреждений, качества предоставляемых ими услуг.
Несомненный интерес для стимулирования в управлении санаторно-курортной отраслью представляет изучение различных факторов, оказывающих непосредственное влияние на состояние дел в этой области, и не только отношения собственности, а также отношения землепользования, финансовые отношения лечебно-оздоровительных учреждений и санаториев с органами государственной власти и пользователями, предоставляемых ими услуг. Их изучение и всесторонний анализ поможет стимулированию развития курортов, разработке комплексной программы развития, решению вопросов пополнения бюджета за счет оживления экономической активности на их территории.
В части стимулирования в сфере использования земель особо охраняемых природных территорий, следует выделить отношения между уровнями власти в РФ и между органами государственной власти, и субъектами предпринимательской деятельности, предприятиями, организациями, учреждениями, в части передачи земли в собственность и определения правил землепользования.
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению землей, разграничение государственной собственности на землю между уровнями власти в РФ регулируется земельным и градостроительным законодательством, отдельными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами. С принятием Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» была окончательно сформирована нормативно-правовая база, регулирующая разграничение предметов ведения между уровнями государственной власти.
Поскольку курортные города являются в какой-то мере центрами предпринимательской деятельности, именно городам должно быть уделено особое внимание в части предоставления земель в собственность, их охраны и рационального использования. Причем, следует заострить внимание на необходимости стимулирования управления этой областью на региональном и местном уровнях. Необходимо принятие нормативных актов, придающих определенный статус землям, имеющим рекреационное значение, регламентирующих особый порядок их использования и охраны.
Так как в соответствии с Земельным кодексом, курорты относятся к землям, ограниченным в обороте, в градостроительной документации для них должен быть предусмотрен особый порядок хозяйствования, землепользования и застройки, путем введения специальных стандартов, нормативов и правил.
При разработке градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий, в виде территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий должны быть разработаны схемы зонирования, что для стимулирования развития курортного региона имеет особо важное значение. Правильное определение зон особо охраняемых природных территорий, в том числе, округов санитарной охраны должно способствовать рациональному природопользованию в пределах курортной территории, предотвращению загрязнения и чрезмерной концентрации населения.
При разработке федеральных целевых программ, целевых программ субъектов РФ, местных целевых программ и программ стимулирования социально-экономического развития территорий РФ, территорий субъектов РФ и территорий муниципальных образований в них должны быть учтены градостроительные требования в части:
• соответствия мероприятий, указанных в данных программах основным направлениям государственной политики в области градостроительства, в том числе, в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
• адекватности развития экономики комплексному развитию регионов и поселений;
• сохранения территорий объектов историко-культурного и природного наследия и недопущения изъятия земель, занятых особо охраняемыми объектами для осуществления хозяйственной деятельности;
• определения мер государственной политики в целях расширения социальных, экономических и экологических проблем территорий и поселений;
• разработки градостроительной документации о градостроительном планировании развития соответствующих территорий и поселений.
Однако, основную ценность курортов, безусловно, представляет ресурсно-минеральная база, от рационального использования которой зависит эффективность курортной и рекреационной деятельности. Исследование санаторно-курортного потенциала и стимулирование его рационального использования является наиболее перспективным научным направлением, так как позволит увеличить спектр предлагаемых услуг, будет способствовать рациональному использованию природных лечебных ресурсов и, в конечном итоге, оживлению экономики, сохранению здоровья нации.
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2
Стратегия стимулирования в управлении природопользованием в рекреационных регионах направлена прежде всего на извлечение полезных свойств природной среды для лечебно-оздоровительных, туристических и иных целей, что требует соблюдения таких принципов природопользования, которые обеспечивали бы возможность для эффективной курортно-рекреационной деятельности не только нынешнему, но и грядущим поколениям. Поэтому развитие системы стимулирования в управлении природопользованием должно строиться на стыке антропологического и биоцентрического подходов к решению проблем взаимоотношения общества и природы.
Борьба с загрязнением окружающей среды в результате хозяйственной и бытовой деятельности является вопросом первостепенной важности, связанным с возможностью на практике осуществить стимулировании в управлении на основе принципа устойчивого развития. Общие тенденции современного развития экономики в России и в мире создает впечатление, что загрязнение непрерывно растет и не знает границ городов, регионов, стран [2, с.130]. Помимо учета рекреационного потенциала и стимулирования его рационального использования, одной из основных задач стимулирования в управлении курортной сферой является увеличение рентабельности санаторно-курортных организаций, которая может быть повышена за счет создания инвестиционной привлекательности рекреационному региону, что позволит аккумулировать дополнительные средства, как в руках государства, так и в руках лечебно-профилактических учреждений и использовать их на развитие инфраструктуры курортов.
Стимулирование субъектов инвестиционных отношений осуществляется посредством двух разнородных, но равноправных и одинаково необходимых для обеспечения экономического роста методов: рыночного и государственного. Государственные методы стимулирования субъектов инвестирования подразделяются на прямые (в рамках государственной собственности: воздействие на государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения, акционерные общества с долей государства в уставном капитале, а также субсидии, дотации, субвенции) и косвенные (в рамках воздействия на частную собственность: через механизм инвестиционной политики, директивные ограничения, а также кредитноденежную, налогово-бюджетную и индикативно-плановую политику). При этом государство в процессе стимулирования субъектов инвестирования должно обеспечить механизм сглаживания противоречий, возникающих в отношениях между участниками процесса движения инвестиций, реализации и согласования их интересов, с целью достижения непрерывного роста реальных инвестиций в экономику.
Ценовая политика санаториев - это один из основных показателей, влияющих на загрузку курортного комплекса, продолжительность отдыха и привлекательность для потенциальных потребителей, предоставляемых ими услуг. Ценообразование в санаторно-курортной сфере происходит по затратному принципу, использование которого неприемлемо в условиях недостаточной наполняемости курортов, когда постоянные издержки, определяемые затратами на здания и оборудование, зарплату управляющим переносятся на сокращающееся число рекреантов, повышая цену путевок. В результате этой и ряда других причин, рост цен на путевки в течение последнего десятилетия был в 3-5 раз выше общего увеличения индекса потребительских цен в стране. Возникла противоречивая ситуация, когда рост цен на курортные услуги вел к сокращению наполняемости здравниц, а это, в свою очередь, приводило к росту цен на каждую из сократившегося числа путевок. В этой ситуации есть смысл отказаться от включения в цену путевок части постоянных издержек, ориентироваться не на максимальную, а на минимально достаточную прибыль [1, с. 35-36].
Организация лечения всегда являлась сильной стороной здравниц, ее основу в настоящее время составляют отраслевые стандарты санаторно-курортного лечения. Предоставление входящих в путевку услуг питания рассматривается как составная часть лечения, строится в соответствии с физиологическими потребностями организма. Организация досуга рассматривается как вспомогательный компонент общей оздоровительной программы и финансируется по минимальным нормам.
Для стимулирования устойчивого социально-экономического развития курортов, улучшения эколо-го-санитарной обстановки, сохранения и рационального использования природных лечебных ресурсов, развития санаторно-курортного комплекса система управления должна обеспечивать эффективное исполнение основных функций:
- координацию действий федеральных ведомств, органов местного самоуправления и санаторно-курортных учреждений на территории региона;
- регулирование вопросов землепользования и строительства, а также функционирования санаторнокурортного комплекса в целом на территории региона;
- контроль за использованием и охраной вод, земель, лесов, недр, атмосферного воздуха и животного мира на территории региона;
- развитие и продвижение санаторно-курортного потенциала территории.
В рамках этих направлений необходимо завершить формирование законодательной базы функционирования санаторно-курортной сферы, обеспечить стабильную финансовую поддержку развития санаторно-курортной инфраструктуры, наладить межбюджетные отношения.
1. Гершкович Б.Я., Михайленко В.И., Михайленко А.В., Довготько Н.А., Поволоцкая Н.П., Слепаков С.С. Устойчивое развитие Всероссийского курорта Кавказские Минеральные Воды: вопросы экономики и экологии/ Под общей редакцией Б.Я. Гершковича. Научное издание. Пятигорск: ПГЛУ, 2005.
2. Вопросы реализации стратегии развития курортного региона Кавказских Минеральных Вод / Под общей редакцией Б.Я. Гершковича. Научное издание. Пятигорск: ПГЛУ, 2007.