М.А. Магомедов,
аспирант экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ САНАТОРНО-КУРОРТНЫЙ КОМПЛЕКС И НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
Процесс реформирования системы социально-экономических отношений, правовая и финансовая неподготовленность страны к радикальным рыночным реформам привели к комплексному кризису существовавшую систему туристско-рекреационного хозяйства, в том числе санаторно-курортный комплекс России.
Санаторно-курортный комплекс как сложная социально-экономическая подсистема в многоукладной экономике выполняет важнейшие задачи, главными из которых являются следующие: восстановление и укрепление здоровья населения на основе рационального использования природно-рекреационных ресурсов и санаторно-курортных организаций; воспроизводство трудовых ресурсов и занятости населения.
Сложившаяся в бывшем СССР структура санаторно-курортного комплекса способствовала относительной стабильности и успешной деятельности в условиях централизованной плановой экономики, но в то же время породила ряд противоречий и трудностей в экономических отношениях, как самих субъектов хозяйства, так и в их отношениях с территориальными образованиями. Переход к рыночной экономике потребовал применения экономических методов разрешения противоречий, сложившихся между субъектами хозяйствования в рамках санаторно-курортного комплекса. Проблемы проявились в низкой эффективности деятельности курортных учреждений, а во внешних связях - в недостаточном их участии в экономическом и социальном развитии курортного региона. Анализ современного состояния санаторно-курортного комплекса Российской Федерации в области форм собственности свидетельствует о том, что в процессе рыночных преобразований приоритет был отдан решению политических и правовых, а не социально-экономических проблем. Создание условий формирования эффективного собственника предполагает выработку и реализацию долгосрочной стратегии совершенствования экономических отношений как на макро-, так и на микроэкономических уровне.
Приватизация санаторно-курортных учреждений и децентрализация финансовых потоков предъявили новые требования к государ-
ственной системе регулирования рынка санаторно-курортных услуг. Фактически потребовалось создать новую модель функционирования данной отрасли в условиях рыночного хозяйства, но при этом сохранить преемственность с традиционно сложившимися основами функционирования курортного дела, которое опиралось на гуманные принципы охраны здоровья населения.
Курортные хозяйства независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности должны выступать как единый комплекс, обеспечивающий населению доступное и качественное санаторно-курортное обслуживание, которое в первую очередь обязано предоставляться трудящимся, а также незащищенным слоям населения: детям, инвалидам, ветеранам войны и труда, гражданам, пострадавшим в техногенных авариях и военных конфликтах. При разработке новой модели функционирования санаторно-курортного комплекса следует учесть, что санаторно-курортные организации выполняют две основные функции. Первая - оздоровление населения с помощью сохранения сети курортов как неотъемлемой части здравоохранения, государственных детских санаториев, обеспечение санаторным лечением всех категорий граждан, которые нуждаются в государственной поддержке. Вторая функция - обеспечения спроса состоятельной части населения России и зарубежных граждан на санаторно-курортное обслуживание и комфортный отдых.
В настоящее время система санаторно-курортного обслуживания в стране не имеет единой структуры и рассредоточена между министерствами, ведомствами, общественными организациями, акционерными обществами, что определяет развитие курортных организаций с учетом интересов и возможностей их собственников.
Сеть санаторно-курортных организаций по видам представлена в табл. 1.
Начиная с 1999 г. наблюдается тенденция к увеличению числа и коечного фонда санаторно-курортных организаций. Так, число санаториев и пансионатов с лечением в 2004 г. по сравнению с 1999 г. возросло с 1197 до 1298, а их общая коечная мощность с 284,1 до 342,9 тыс. мест. В настоящее время общая численность здравниц относительно стабилизировалась и составляет 5146 единиц с общей коечной мощностью 890,5 тыс. мест. Вместе с тем наметилась тенденция к сокращению ряда учреждений отдыха для детей и молодежи, предоставляющих недорогие услуги. По мнению ведущих специалистов, потребности в области детского оздоровительного отдыха удовлетворены не более, чем на 30%. Кроме того, следует отметить, что деление средств размещения на гостиницы, пансионаты и другие санаторно-курортные учреждения, особенно в последние годы, довольно условное. Так, в 1994 - 1995 гг. наблюдалось
Таблица 1
Численность и коечный фонд санаторно-курортных организаций и организаций отдыха России
Санаторно- 1999 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
оздоровительные учреждения Число Коек, тыс. Число Коек, тыс. Число Коек, тыс. Число Коек, тыс. Число Коек, тыс.
Санатории и пан-
сионаты с лече-
нием 1197 284,1 1231 301,4 1279 326,2 1294 339,5 1298 342,9
Санатории и пан-
сионаты для
детей 545 81,2 536 86,8 553 106,6 575 104,3 583 106,5
Санатории-профилактории 1207 122,2 1161 106,7 1040 98,8 938 96,4 930 95,9
Дома и пансио-
наты отдыха 396 90,2 387 90,7 352 64,3 346 79,4 340 77,2
Базы отдыха 1960 245,3 1819 227,4 1853 234,1 1838 243 1834 239,2
Туристические базы 200 42,2 173 32,4 157 28,6 158 27,5 161 28,8
Всего 4976 785,1 4795 760,0 4709 754 4601 787,4 5146 890,5
* Источник: Российский статистический ежегодник-2004. М., 2005.
резкое падение спроса на лечебно-оздоровительные услуги, и большинство санаториев и пансионатов функционировали в режиме гостиниц. С 1996 г. наметилась противоположная тенденция - переход пансионатов в категорию санаториев и гостиниц в разряд пансионатов и оздоровительных комплексов.
Причина этого заключается главным образом в попытках данных организаций найти новые рыночные возможности и более успешно конкурировать с другими учреждениями отдыха. Однако невысокий уровень медицинских услуг и слабая техническая оснащенность не могли заметно увеличить спрос на услуги этих организаций, и сезонные колебания загрузки у них выше, чем у санаториев.
По мнению ведущих специалистов, одним из существенных факторов, повлиявших на состояние санаторно-курортного комплекса России, стало желание государства уйти из сферы организации санаторно-курортного дела в стране.
В ходе реформы возникло несколько неблагоприятных для СКК тенденций:
- «растаскивание» государственной и профсоюзной собственности, сосредоточенной в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях;
- существенное расслоение населения по доходам в переходный период оказало значительное влияние на формирование спроса на санаторно-курортные услуги;
- снижение доступности санаторно-курортного обслуживания для широких слоев населения в силу отстранения государства от регулирования вопросов организации и финансовой поддержки данной отрасли.
Не лучшая ситуация в санаторно-курортном комплексе сложилась и в тех регионах, которые располагают богатые рекреационными ресурсами, но в силу ряда причин не имеют возможности эффективного использования. Одним из таких регионов является Республика Дагестан, обладающая значительным потенциалом природных ресурсов, но где качество курортных услуг, объем их потребления и состояние материально-технической базы не соответствуют мировым и отечественным стандартам. Формирование благоприятных экономических и хозяйственных условий развития санаторно-курортного комплекса самого южного региона России осложняется также ухудшением геополитической обстановки на Северном Кавказе. Сегодня Республика Дагестан имеет рекреационные ресурсы, отвечающие требованиям формирования регионального санаторно-курортного комплекса всероссийского и международного значения.
На состояние санаторно-курортного комплекса Республики Дагестан влияют как положительные, так и (в большей мере) отрицательные факторы. Последние можно сгладить или нейтрализовать при определенных усилиях - как со стороны властных структур, так и местного сообщества региона. Главные факторы привлекательности региона - уникальное сочетание рекреационных и лечебных природных ресурсов, а также наличие уникальных памятников культуры и истории.
Наиболее негативный фактор, влияющий на заполняемость и соответственно на состояние здравниц, - неприглядный имидж Республики Дагестан на российском рынке санаторно-курортных услуг. Вместе с тем у санаторно-курортных организаций республики есть реальные возможности переориентировать часть российских туристов на свой туристско-рекреационный продукт, предлагая в первую очередь более широкие возможности и программы, прежде всего лечебного отдыха.
В качестве приоритетных направлений по переориентации курортного спроса на туристско-рекреационный продукт региона можно выделить следующие:
1) широкое освоение агентских продаж, что заставляет руководство здравниц искать новые пути реализации и продвижения турист-ско-рекреационного продукта, в том числе более активно сотрудни-
чать с туристскими фирмами. При этом освоение рынка агентских продаж не предполагает отказа от сотрудничества с фондами обязательного социального страхования, наоборот, углубление специализации и повышение качества санаторно-курортного продукта будет способствовать работе с ними в области реабилитации, лечения и профилактики профзаболеваний;
2) формирование диверсифицированных курортных продуктов для разных групп потребителей.
Необходимо диверсифицировать курортный продукт, привлекая к разработке их новых видов продуктов крупных туроператоров России. Только одна лечебная составляющая курортов не даст им выжить и успешно развиваться. Возникает необходимость поиска новых форм работы. Для Дагестана это продвижение доступных продуктов отдыха и лечения с применением стратегии дифференцированных цен. Такая стратегия активно применяется в торговой практике организаций, устанавливающих шкалу возможных скидок и надбавок к среднему уровню цен для различных рынков, их сегментов и покупателей. Данный вид стратегии позволяет стимулировать продажи курортных продуктов на различных рынках;
3) работа со страховыми компаниями, которые начинают использовать для финансирования лечения на курортах средства добровольного медицинского страхования.
Для развития перечисленных направлений деятельности необходима глубокая и, прежде всего, структурная перестройка. Так, для развития агентских продаж необходимо разработать программу взаимодействия с туристским фирмами - оптовыми покупателями курортных продуктов и прежде всего изменить ценовую политику, так как с крупными туроператорами нужно строить специальные тарифные отношения, а не предлагать стандартный размер комиссионных 5 -10%. Вместе с тем, делая упор на розничные продажи и работу с конкретными потребителями, учреждения отдыха не учитывают, что массированные прямые продажи требуют огромных вложений в рекламные акции, создание качественно нового информационного поля и целенаправленного изучения рынка туристско-рекреацион-ных услуг.
Обобщая вышеизложенное, можно выделить несколько взаимосвязанных стратегических подходов к развитию санаторно-курортного комплекса в регионе: управленческий, маркетинговый и инвестиционный подходы.
При любом стратегическом подходе необходима разработка программы развития курортного региона, а также определение роли как федерального, так и регионального уровня управления в разработке и выполнении этой программы.
Развитие санаторно-курортного комплекса в регионе невозможно без грамотного стратегического управления. Высший уровень представляют федеральные органы управления санаторно-курортным комплексом. К ним относятся структуры, входящие в состав законодательной и исполнительной власти.
Одной и основных функций государственных органов управления является определение стратегии развития отрасли, разработка и координация федеральных программ развития курортов. Координирующую роль при этом играют региональные органы управления в сфере санаторно-курортного обслуживания.
Маркетинговый подход, как в рамках одного хозяйствующего субъекта, так и региона в целом, с одной стороны, должен иметь определенные приоритеты, с другой - быть гибким, способным адаптироваться к изменяющимся условиям.
Эффективность маркетинговой стратегии развития санаторно-курортного комплекса в регионе можно оценить по определенным критериям:
- степень информированности различных социальных групп населения о состоянии рынка санаторно-курортных услуг исследуемого региона;
- уровень формирования у отдыхающих благоприятного имиджа конкретной курортной организации и в целом сферы санаторно-курортных услуг исследуемого региона;
- степень приверженности потребителя к услугам конкретной санаторно-курортной организации и вероятность повторного приобретения тем же рекреантом соответствующего продукта;
- конкурентоспособность санаторно-курортного продукта как отдельных здравниц, так и курортного региона в целом;
- степень социальной защищенности рекреантов, персонала здравниц и жителей исследуемого региона в процессе производства и реализации регионального санаторно-курортного продукта на данной территории.
В реализации экономической стратегии региона одним из базовых положений является инвестиционная политика. По мнению ученых и специалистов, она включает две взаимосвязанных стороны: поиск направлений инвестирования и поиск источников инвестиций.
Поиск источников инвестирования тесным образом связан с формированием привлекательного инвестиционного климата - важнейшей составной частью в институциональной системе региональной экономики.
Инвестиционный климат любой хозяйственной системы характеризуется чрезвычайным динамизмом и меняется в лучшую или худ-
шую сторону «имиджем», что особенно актуально применительно к современным российским условиям, в частности к Республике Дагестан. Здесь возможны различные направления по формированию имиджа республики как края отдыха и туризма.
Перспективные направления использования туристско-рекреа-ционного потенциала Республики Дагестан связаны, в первую очередь, с применением механизма особых экономических зон - рек-реационно-туристических зон (РТЗ) на основе комплексного использования рекреационных ресурсов и интеграции усилий государства и различных организаций санаторно-курортной сферы, действующих в сфере туризма, для ускоренного развития отрасли, укрепления ее позиций в экономике республики.
При создании на территории Дагестана особых рекреационно-ту-ристических зон необходимо соблюдать следующие основные принципы:
- РТЗ должна создаваться, функционировать и развиваться как автономная территориальная единица и строить свою деятельность в первую очередь на собственном бюджете;
- все финансовые отношения расположенных на территории РТЗ предприятий, организаций и других юридических лиц с государственным бюджетом опосредуются администрацией и собственным бюджетом РТЗ, что является важнейшим условием эффективного управления хозяйственной деятельностью на ее территории;
- центральные органы хозяйственного управления могут управлять экономической деятельностью на территории РТЗ только через систему правовых и экономических методов;
- одна из важнейших форм финансирования РТЗ - широкое применение практики налоговых каникул и кредитов, которая предусматривает предоставление в течение определенного срока (от года до 5 лет) отсрочек по уплате ряда налогов и платежей в бюджет и налоговых доходов, собранных на территории РТЗ, в распоряжение зональных органов управления.
При формировании РТЗ необходимо подготовить комплексную программу ее развития с учетом необходимости привлечения значительных стартовых, в том числе государственных, инвестиций, необходимых для формирования современной инфраструктуры регионального санаторно-курортного комплекса.
Целесообразность создания особых РТЗ на территории Дагестана, имеющего для этого значительный потенциал, диктуется таким немаловажным обстоятельством, что в условиях нестабильной политической ситуации на Северном Кавказе в результате проведенных реформ экономически развитый субъект Федерации на стратегически важном участке Юга России будет своеобразным «экономическим
локомотивом», обеспечивающим стабилизационный политический процесс.
Хроническое недофинансирование санаторно-курортного комплекса Дагестана привело к старению его материально-технической базы. Возможности привлечения и накопления инвестиций, прежде всего, определяются экономическим состоянием санаторно-курортных организаций. Низкий уровень инвестиций практически исключает обновление основных фондов санаторно-курортного комплекса республики.
Важным финансовым механизмом модернизации санаторно-курортных организаций в зарубежной практике является финансовая аренда (лизинг). Она обладает рядом существенных преимуществ по сравнению с куплей-продажей и обычным кредитом. Лизинг - это сдача в аренду новейшего оборудования санаторно-курортным организациям с отсрочкой платежа. По существу же лизинг представляет собой передачу потребителю техники в долговременную аренду с оплатой ее стоимости по частям в течение двух и более лет. Пользователь выплачивает владельцу оборудования определенный процент за кредит.
Для санаторно-курортных организаций лизинг одновременно решает две важные проблемы - приобретение новейшего оборудования и его финансирование. В результате повышается конкурентоспособность санаторно-курортных организаций в рыночных условиях хозяйствования. В такой ситуации использование лизинга могло бы стать действенных инструментом экономической политики модернизации санаторно-курортных организаций страны и ее курортных регионов.