Научная статья на тему 'Методологические подходы к определению туристской дестинации оздоровления как основы санаторно-курортного комплекса'

Методологические подходы к определению туристской дестинации оздоровления как основы санаторно-курортного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
815
466
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Никитина Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к определению туристской дестинации оздоровления как основы санаторно-курортного комплекса»

О.А. НИКИТИНА

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ КАК ОСНОВЫ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА

Различные исторические аспекты развития санаторно-курортного дела являются неотъемлемой частью настоящего, поэтому исторический анализ фактов необходим для выявления и определения существующих объективных процессов, происходящих в санаторно-курортном комплексе (СКК) на современном этапе.

Развитие курортов и курортного лечения в России всегда было органически связано с политикой и экономикой государства. Не останавливаясь подробно на истории развития курортов и курортного дела в России, заметим лишь, что во все времена, начиная с 1718 г., когда вблизи нынешнего Петрозаводска по указу Петра I был открыт первый курорт «Марциальные воды», курортное дело являлось предметом государственной политики. Район Кавказских Минеральных Вод по времени открытия (1803 г.) - это второй общегосударственный курорт России после «Марциальных вод». Освоение Сибири и Средней Азии, кавказские войны сопровождались открытием лечебных местностей и использованием их ресурсов в условиях полевых военных госпиталей, в последующем превращающихся в санитарно-гигиенические станции. Впрочем, уже в конце ХУШ в. состоятельные соотечественники предпочитали более комфортабельные заграничные курорты (к началу первой мировой войны свыше 100 о0о человек уезжали ежегодно на широко известные европейские курорты и тем способствовали их процветанию). Грандиозный размах, не имеющий аналогов в других странах, приобрело развитие курортов в Советском Союзе. В 1985 г. в стране насчитывалось более 14 тыс. здравниц профсоюзов, министерств, ведомств и организаций, которые имели 2 млн 250 тыс. мест [1]. К 1990 г. сеть здравниц в бывшем СССР увеличилась более чем вдвое по сравнению с 1960 г. Однако простым наращиванием числа санаторно-курортных учреждений невозможно было ликвидировать увеличивающийся разрыв между совокупной сферой санаторно-курортного лечения и отдыха граждан, с одной стороны, и медико-социальной потребностью - с другой. Традиционно сложившаяся сеть санаторно-курортных учреждений после распада СССР уже не удовлетворяла в полной мере потребностям населения как с точки зрения ее структуры состоянию здоровья пациентов, так и с точки зрения низкого уровня комфортности условий проживания. Если в России в 1991 г. насчитывалось 7431 учреждение на 1 298 847 коек, то в 1994 г. их количество сократилось до 6098 учреждений, а количество коек - до 901 400. Экономические и политические потрясения способствовали дальнейшему уменьшению количества здравниц, по данным Госкомстата России, в 1997 г. в стране функционировало всего 5327 санаториев, которые располагали 493 тыс. мест для заезда в течение года и 731 тыс. мест в период максимального заезда (летом). Именно в период перехода к рыночной экономике в России система санаторно-курортной помощи была децентрализована, произошло резкое сокращение бюджетного финансирования. Многочисленные санаторно-курортные комплексы, сложившиеся во времена регулярных дотаций со стороны государства, оказались неприспособленными к новым экономическим условиям и, следовательно, нерентабельными в условиях жесткой конкуренции. Несоответствие мировым стандартам по комфорту, нацеленность большинства санаториев исключительно на контингент «больных» по существу отсекли от отдыха на отечественных курортах потоки практически здоровых лиц, прежде всего молодых, устремившихся на зарубежные приморские курорты. В большей степени сказывались недостатки в профессиональной подготовке управленческого, медицинского, и особенно обслуживающего персонала

санаторно-курортных комплексов. Так, при анкетировании санаторно-курортного комплекса крупнейшего федерального курорта страны Сочи был выявлен дефицит умений и навыков, а следовательно, и знаний о гостеприимстве, а также отсутствие единой стратегии развития экономики СКК в рыночных условиях*.

Однако несомненным достижением развития курортного дела советского периода стало формирование зарождающейся рекреационной отрасли экономики страны. В течение многих поколений значительная часть населения России пользовалась санаторно-оздоровительными услугами, в результате чего потребность в них была массовой, привычной и превратилась в неотъемлемую часть национального образа жизни россиян.

Санаторно-курортное лечение и сегодня включено в схему общественного здоровья «поликлиника - больница - санаторий» и выполняет социально значимую функцию. Его целями является:

профилактика:

1) влияние на факторы риска (гиподинамия, гиперхолестеринемия, ожирение и др.);

2) улучшение физической работоспособности;

3) улучшение психологического состояния;

4)закаливание;

лечение:

1) влияние на патогенетические звенья развития заболевания;

2) улучшение функционального состояния органов и систем больного;

3) улучшение клинического состояния больных;

4) уменьшение лекарственной терапии, борьба с резистентностью к ней;

реабилитация:

1) восстановление нарушенных болезнью функций организма;

2) ликвидация последствий травм, операций;

3) полное или частичное восстановление трудоспособности;

4) физическая и психологическая реабилитация;

повышение качества жизни:

1) оздоровительный отдых на курортах с применением современных лечебно-оздоровительных технологий: спа, талассо, аюрведа, эндоэкология и др.;

2) активный отдых на курортах с применением спортивно-оздоровительных технологий и различных форм туризма: однодневная рекреация и т.п.

3) повышение жизненных ценностей здоровья через формирование системы объективных и субъективных условий существования человека (качество жизни).

Следовательно, санаторно-курортное лечение решает задачу по укреплению здоровья нации, важнейшую среди основных социальных потребностей. Мировой исторический опыт развития данной отрасли демонстрирует комплексный подход сочетания современных лечебно-профилактических технологий с использованием элементов туристического бизнеса - мощной индустрии отдыха и развлечений. Во всем мире Health-resort комплексы, расположенные на курортах, относятся к организациям индустрии гостеприимства, которая, в свою очередь, является неотъемлемой частью современной индустрии туризма.

Несмотря на то, что лечебный туризм как индустрия считается феноменом 80-х годов XX в., история его развития уходит далеко в глубь веков, а с ней и этапы становления индустрии.

В Англии курорты вначале привлекали элиту, приезжавшую с целью лечения (например, английский король Георг IV принимал морские ванны в Брайто-

* Проведен экспертами Проекта ELJ/TACIS EDRUS 9510 (Regional report Sochi, april 1996); Результаты Проекта TAClS BISTRO (BIS/95/537/071) Европейского союза.

не). Позже курорты стали центрами развлечений аристократии. С появлением железных дорог курорты стали посещать и представители других сословий. В Португалии и Испании эволюция курортов проходила по-другому. В XVIII и XIX вв. с развитием бальнеотерапии лечебные свойства минеральных вод и морской воды служили преимущественно малоимущим слоям, тогда как богатейшие круги общества (во главе с королевским домом и аристократией) склонны были игнорировать лечение, но рассматривали поездки на курорты как хороший повод для праздного отдыха и общения. Постепенно, к началу XX в. буржуазия превратила курорты в места отдыха и развлечений, приклеив им ярлык «удовольствие» и сделав их недоступными для трудящегося населения. Между 1930 и 1970 гг. для континентальных курортов, уже потерявших свое первоначальное значение, начался период упадка. Их быстро обгоняли морские курорты. Однако с возвращением к демократическим принципам в 1974 г. государство быстро внедрило социальную политику оздоровления общества, предоставляя субсидии тем, кто желал воспользоваться курортами, одновременно поддерживая программы по организации отдыха, надеясь, таким образом, быстро восстановить здоровье рабочих масс. Сегодня на португальских курортах отдыхают 3 категории граждан: люди преклонного возраста (кто по традиции приезжает на лечение), поклонники бодибилдинга (молодой средний класс, из тех, кто хочет совместить удовольствие и оздоровление), отдыхающие (представители высшего и среднего класса, у которых старые отели вызывают ностальгию и ассоциируются с альтернативной формой туризма и отдыха). В Северной Америке в XVII и XVIII вв. воды горячих источников (гейзеров) врачи рекомендовали принимать только в виде ванн, в результате чего появились ванные бальнеологические лечебные центры. Позже были организованы научные исследования минеральных вод, однако прошло еще много времени, прежде чем в этих местах начали развивать индустрию развлечений. Аналогичная тенденция наблюдалась в развитии спроса и на других курортах США. То же можно сказать и о французском всемирно известном курорте Ницце: сначала курорты Ривьеры предназначались для оздоровления больных и престарелых и только к концу XIX в. они стали роскошным центром отдыха и развлечений. Таким образом, экскурс, пусть незначительный, в историю развития курортов в России и за ее пределами говорит о том, что курорты признаны временем и являются частью туристской системы, а в некоторых странах родоначальниками туристического бизнеса. Современная индустрия туризма представляет собой одну из наиболее доходных отраслей мирового хозяйства. На ее долю приходится около 10% мирового валового продукта, инвестиций, рабочих мест и мировых потребительских расходов. По прогнозам Всемирной торговой организации (ВТО) к 2010 г. количество туристских международных поездок составит более 930 млн, а поступления от туризма достигнут 1,1 трлн долл. [12]. Лечебный туризм занимает особое место в системе общемировых курортно-туристических отношений. По показателю человеко-дней пребывания лечебный туризм занимает менее 1% в общемировом туристском обороте, а в структуре доходов - более 5%. Во всем мире теоретики индустрии отдыха в поисках допинга находят самые экзотические развлечения, но более всего ценится возможность восстановить здоровье во время увлекательных туристических маршрутов. Таким образом, лечебный туризм - это вид туристской деятельности, который рассматривает организацию работы санаторно-курортной отрасли с точки зрения технологии путешествия. Это достигается путем формирования туристического продукта, в основе которого заложена лечебная или оздоровительная технология, улучшающая качество жизни. Социальное значение нового направления заключается в создании значимой части целостной системы охраны здоровья за счет формирования таких блоков, как «отдых» и «профилактика» (для здоровых), «лечение» и «реабилитация» (для ослаблен-

ных и больных). Кроме того, недавнее экономическое прошлое санаторнокурортной системы (реорганизация здравниц, дестабилизация финансирования, неопределенный статус СКК по отраслевой принадлежности и т.п.), сегодня характеризует СКК как «хозяйство без экономики» [9]. Поэтому реанимирование санаторно-курортного комплекса, возможно, осуществить за счет исторической обусловленности развития отрасли в мировых масштабах: за счет внедрения в его работу закономерностей туристического бизнеса, технологий управления и качества обслуживания. Указанный эффект достигается благодаря формированию принципиально новых подходов к функционированию санаториев на основе новых способов хозяйствования и наиболее полного удовлетворения потребителей в отдыхе и лечении во время путешествий.

Современное состояние экономики страны позволяет выделить несколько подходов в развитии санаторно-курортного комплекса (СКК), так как основными особенностями современной ситуации являются:

- снижение роли государства в управлении и развитии СКК;

- санаторно-курортные учреждения находятся в подчинении различных министерств и ведомств;

- санаторно-курортные учреждения осуществляют хозяйственную деятельность с использованием рыночного механизма;

- санаторно-курортные учреждения имеют различные источники финансирования;

- нормативно-правовая база в области курортного дела не поспевает за процессами формирования рынка санаторно-куротных услуг.

Исследование современных проблем развития санаторно-курортного комплекса представляет собой сложный многофакторный процесс, который вызван необходимостью учета многосторонних взаимосвязей факторов социального, психологического, физиологического, гигиенического, экономического, географического, природного, эстетического, архитектурно-планировочного и инженерного характера. Поэтому теоретической основой организации комплексных исследований СКК может служить представление о нем как о совокупности взаимодействующих подсистем. В связи со значительными изменениями в хозяйственной деятельности страны за последнее десятилетие, на наш взгляд, целесообразно рассматривать следующие его подсистемы: управления (на различных уровнях: предприятие, регион, страна); хозяйствующих субъектов; природных и культурных комплексов; производства услуг; групп отдыхающих и проходящих курсы лечения. Рассматривая первую подсистему управления СКК, мы в первую очередь будем обращать внимание на принципы взаимодействия соответствующих объектов и субъектов управления, ресурсов, окружающей среды, процессов и технологий управления. С позиций отраслевого классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) санаторно-курортные организации являются частью (подотраслью) отрасли «здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение» и как самостоятельная отрасль не рассматриваются. Общее регулирование и управление СКК в последние годы осуществлялось рядом министерств и ведомств. Задачи по реализации государственной политики, сохранению и развитию СКК до 2005 г. реализовывались Министерством физической культуры, спорта и туризма Российской Федерации. Указанной структуре и подобным функционально региональным органам в подавляющем большинстве случаев делегировались права по хозяйственному управлению государственной собственностью в СКК. Во всех субъектах РФ сформированы органы управления туризмом и курортами. Хотя они и не имеют единой вертикали управления, условно сгруппированы по 4 группам [10]:

- самостоятельные структуры управления имеются - в 15 регионах;

- в составе структур по физической культуре и спорту - в 33 регионах;

- в составе структур экономического блока - в 24 регионах;

- в составе прочих структур (комитеты по культуре, международным связям, молодежной политике) - в 17 регионах.

Следует выделить санаторно-курортные организации, которые находятся в корпоративном управлении. Федеральный уровень для таких бюджетных организаций (например, силовых министерств, Государственная Дума, администрация президента и т.п.) - это медицинские управления в структуре министерств, на которые прямо замыкаются санатории. Для многих коммерческих здравниц федеральный уровень чаще всего отсутствует, ими управляют непосредственно представители собственников (через совет директоров и правление). Вместе с тем в коммерческих структурах федерального масштаба также создаются медицинские управления по ведомственной медицине и санаторно-курортным организациям. Например, железнодорожное здравоохранение является самостоятельной ведомственной системой, в которой выделены: дирекция оздоровительных учреждений и департамент медицинского обеспечения. В структуре ОАО «Российские железные дороги» насчитывается 78 здравниц на 9426 мест [4, 5]. ОАО «Газпром» имеет собственную модель организации санаторнокурортного обеспечения работников газодобывающей отрасли [11]. Такие же структуры имеются и в других крупных российских компаниях РАО «ЕЭС» или банковских структурах «Национальный банк РФ», «Сбербанк» и др.

Помимо государственных и корпоративных структур сформировались системы общественного управления санаторно-курортной подотраслью на всех уровнях. Федерация независимых профсоюзов владеет определенной долей собственности в санаторно-курортном хозяйстве страны. Однако данная подсистема управления не имеет в настоящее время реальных финансовых инструментов для обеспечения стабильного развития санаторно-курортных учреждений, но обладает всеми атрибутами владения и распоряжения значительной собственностью. Исполнительная и представительная власти могут обеспечить нормальное функционирование и устойчивое развитие СКК только при условии тесного взаимодействия с общественными организациями. Формирование устойчивых взаимосвязей с общественностью позволяет создать действенные механизмы обратной связи и получения своевременной информации в динамично изменяющемся нормативно-правовом пространстве регионов. В настоящее время в России насчитывается несколько десятков общественных организаций, действующих в туристской и санаторно-курортной сферах, в том числе ассоциаций, объединений, союзов и т.д., и их число постоянно растет. Одними из первых были созданы Российская ассоциация туристических агентств (в настоящее время - Российский союз туристской индустрии (РСТ), Национальная туристская ассоциация (НТА), Лига защиты прав путешественников, затем Ассоциация специалистов восстановительной медицины (АСВОМЕД), Российская гостиничная ассоциация (РГА), Национальная курортная ассоциация (НКА), Национальная Академия туризма, Комитет по предпринимательству в туризме в составе торгово-промышленной палаты и другие общественные организации, имеющие своих представителей в регионах и активно влияющие на курортную политику. Одна из основных задач общественных организаций состоит в том, что они являются связующим звеном между государственными органами и санаторно-курортными учреждениями, а также представителями науки, культуры, средств массовой информации, практическими деятелями санаторно-курортной сферы, а также населением, нуждающимся в лечении и оздоровлении на курортах. В условиях углубления экономического расслоения общества общественные организации могут способствовать созданию условий для получения санаторно-курортных услуг социально уязвимым членам общества.

Переход к рыночным отношениям и потеря государственной монополии, а также частичное отсутствие вертикали власти и несформированные источники финансирования привели к разобщению, потере связей, несовпадению интересов участников в решении вопросов управления санаторно-курортным комплексом как в масштабе региона, так и страны в целом. Поясняя вышесказанное, отметим, что в качестве объекта управления в данном случае выступает курортно-рекреационный комплекс страны. Субъектом управления выступают различные структуры, рассмотренные нами выше и которые можно распределить по трем уровням (табл. 1).

По этим причинам в настоящее время является дискуссионным вопрос об отнесении СКК к конкретной отрасли национальной экономики, а вопросы разработки методологических основ стратегического управления развитием СКК с целью совершенствования и выработки приоритетов его дальнейшего развития являются объективно сложными, но крайне необходимыми.

Во многих странах рекреационная отрасль - одна из крупнейших отраслей экономики государства. В энциклопедическом словаре понятие рекреация толкуется (польское гвкгвафа - это отдых; от лат. гвогваНо - восстановление) как

1) праздники ...; 2) помещение для отдыха (устар.); 3) отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. С исторической точки зрения большая часть лечебно-оздоровительной туристской деятельности является относительно молодой сферой экономики, которую стали считать достойной серьезного внимания и научного исследования. Поэтому в настоящее время, несмотря на интенсивный рост курортно-рекреационного хозяйства и признание значимости его воздействия на экономику, ощущается острый недостаток фундаментальных теоретических разработок в этой области. В связи с этим считаем возможным выделить, следующие понятия: оздоровительный туризм и отдых, лечебно-оздоровительный туризм и спортивно-оздоровительный туризм.

Таблица 1

Уровни управления санаторно-курортным комплексом

Макроуровень законодательная власть (Федеральное Собрание и Государственная Дума) общественные организации (ТПП, РСТ, НКА, АСВО-МЕД и др. управление корпорациями, федеральными коммерческими структурами

исполнительная власть (Минздравсоцразвития)

Мезоуровень региональные органы управления в субъектах Российской федерации (министерства, управления, департаменты, комитеты, отделы субъектов федерации) представительства общественных организаций в регионах социальная сфера корпораций

муниципальные органы управления (управления, комитеты, отделы)

Микроуровень организация курортной инфраструктуры организации СКК: санатории, пансионаты,дома отдыха, турбазы, детские оздоровительные комплексы, бальнеоучреждения, курортные гостиницы и др.

Недостаточная разработанность понятийного аппарата потребовала уточнения ряда понятий, описывающих услуги санаторно-курортного комплекса. В начале XX в. сформировалась потребность в туризме как в рекреационной деятельности вследствие так называемой «индустриальной» революции. Можно сказать, что рекреационный туризм становится не просто престижным времяпрепровож-

дением, но и необходимым видом релаксации, которая компенсирует то, чего человек лишен в современных условиях жизни в промышленном городе. В свое время И.П. Павлов, выдающийся русский физиолог, лауреат Нобелевской премии, касаясь роли курортов в восстановлении и лечении, писал «всякие медицинские предписания пациенту, остающемуся на месте, в тех же условиях, едва ли могут помочь, раз основная причина заболевания продолжает действовать. Тут единственный выход - вырвать человека из его обстановки, освободить от постоянных работ, прервать течение неотвязных мыслей и на известный срок сделать для него целью исключительное внимание к здоровью» [8].

В последнее время основные тенденции в рекреационной сфере - это увеличение доли кратковременного отдыха с постоянным дроблением на мелкие составляющие. Именно поэтому при выборе реабилитационных методик санаторно-курортные учреждения делают акцент сегодня на высокотехнологичные (дорогостоящие) методы, которые сокращают срок восстановительного лечения при сохранении стойкого клинического эффекта. Практически значимой для нашего исследования является классификация в зависимости от целей потребителей, в соответствие с которыми выделяют: познавательный туризм (изучение культуры, образовательный); культовый (посещение культовых сооружений и святых мест); спортивный туризм (альпинизм, рыболовный, охотничий); экономический туризм, совершаемый из профессионального и коммерческого интереса (посещение бирж, выставок, ярмарок); деловой туризм (бизнес-туризм, конгрессный). рекреационный туризм (восстановительный, отдых); лечебный туризм (реабилитация, оздоровление, лечение).

Данные о потребителях туристских услуг в России показывают, что 68,3 % населения отдают предпочтение санаторно-оздоровительным услугам [3]. Рассмотрению рекреационных видов деятельности на курортах посвящены ряд работ В.И. Азара, В.А.Квартальнова, И.В. Зорина, Е.И. Богданова, Н.В. Кабушкина, В.А. Нелюбина и др. Многие исследователи рассматривают рекреационный туризм как однородную систему деятельности. Другие, например, В.А. Квартальнов определяет «спортивно-оздоровительный туризм как современную технологию продуцирования у человека здоровых духовных и физических качеств, а также познавательных и самосберегающих начал» [6], в котором выделяет: пешеходный, водный (в том числе подводный), лыжный, горный, парусный, спелео-, авто-, мото-, велотуризм. В настоящее время матрица курортного предложения значительно расширилась, в которой в полной мере реализуются следующие функции: санаторно-курортное лечение; медицинская реабилитация больных; восстановительное лечение; оздоровительный отдых и профилактика заболеваний; программы диагностики и отдых (Check-up); спортивно-оздоровительная деятельность; культурно-познавательная и развлекательная деятельность.

Необходимо обозначить ряд понятий, сегментировав их из общепринятого термина лечебно-оздоровительный туризм как временный выезд с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных целях, так как он не дает четкого определения целей потребителей. Выделим отдельно оздоровительный отдых как пребывание на курортах практически здоровых лиц, не нуждающихся в специальном медицинском уходе, врачебном наблюдении и лечении. Основными оздоровительными факторами служит физическая культура и спорт, ближний и дальний туризм, однодневная рекреация, природные лечебные факторы, талассотерапия, спа-технологии, используемые для закаливания организма, а также культурно-массовые мероприятия. Следующее понятие, интерпретируемое нами как лечебный туризм, включает методы курортного лечения и имеет несколько разновидностей, характеризующихся природными средствами воздействия на

человеческий организм (например, климатолечение, бальнеолечение, грязелечение, сочетанная физиотерапия, диетотерапия и т.д.). Как правило, при лечении используется несколько видов воздействия, в таких случаях этот вид туризма определяет основное средство воздействия на организм отдыхающего. Именно лечебный туризм и назван в ряде классификаций лечебно-оздоровительным. Совершенно новый вид курортной деятельности - это медицинский туризм, в основе которого лежит потребность в диагностике (Check-up) или медицинском вмешательстве (пластическая хирургия, коррекция фигуры, липосакция и др.). Оздоровительный отдых, спортивно-оздоровительный туризм, лечебный туризм и медицинский туризм - это категории туристской деятельности, которые мы предлагаем рассматривать в санаторно-курортной деятельности.

Организационно-производственная деятельность на курортах достаточно разнообразна и включает несколько основных направлений. Это обусловлено комплексностью санаторно-курортной услуги (продукта), включающей несколько базовых составляющих в курортный пакет: медицинское обеспечение, размещение (проживание), лечебное и диетическое питание, организованный досуг, бытовое обслуживание и др. Медицинские услуги здравниц носят комплексный характер и состоят из нескольких видов услуг, которые, в свою очередь, обладают сложной структурой, т.е. являются результатом деятельности нескольких категорий медицинских работников. Поскольку на качество предоставляемых медицинских услуг непрерывно влияют комбинации различных факторов, невозможно добиться их идентичности при одном и том же заболевании [7]. Для успешной реализации услуг базового вида деятельности здравницы развивают сеть дополнительных и сопутствующих услуг: культурно-просветительских, транспортных, спортивных, кустарно-ремесленных. Поэтому санаторно-курортный комплекс -это «не торговая компания, в которой операции носят однородный характер перепродажи товаров. Здравница предоставляет пациентам комплекс разнородных услуг, реализует товары, осуществляет переработку сырья в готовые продукты, ведет добычу и переработку природных лечебных ресурсов и таким образом, здравница не выпускает единого изделия, которое бы относилось ко всему комплексу санаторно-оздоровительных услуг [7]. Поэтому курортный пакет - комплексная курортная услуга, организуемая на индивидуальной или коллективной основе по определенной лечебной, оздоровительной или медицинской программе с услугами питания и проживания, предварительным бронированием и приобретением проездных билетов, транспортных, экскурсионных услуг, страховки, оформления виз и т.д. Мы попытались разбить курортный пакет на его составляющие (см. табл. 2) и получить точное представление о курортном товаре.

Таблица 2

Структура курортного товара

Курортный товар

доминантная составляющая специфическая составляющая дополнительная составляющая

бронирование проживание питание трансфер страхование визовая поддержка программы: лечения диагностики реабилитации оздоровления восстановительного отдыха лечебного обучения (школа диабетика, бронхиальная астма и т.д.) спортивно-оздоровительная экскурсии прокат туристского и спортивного инвентаря индустрия развлечений обучение услуги переводчика сувениры

Данная схема позволяет нам трактовать курортный товар по аналогии с туристским товаром как продукт труда всех производственных сфер деятельности здравницы, созданный для продажи и предназначенный для использования клиентами. В мировой практике специфическая составляющая обычно входит в основную в равной доле (50:50), а соотношение основной (включая специфическую часть) и дополнительной частей выглядит как 40:60. В России сегодня мы имеем соотношение 80:20. Технологии, обеспечивающие оказание основных услуг, характеризуются относительно более длительным циклом производства и капиталоемкости, поэтому они в краткосрочный период не могут существенно изменить структуру основных услуг, несмотря на то, что испытывают давление «нового» спроса. Об этом свидетельствуют наборы основных услуг, предлагаемых российскими санаторно-курортными комплексами, которые качественно не изменились по своему содержанию и по многим параметрам отстают от зарубежных курортов. В результате остались неудовлетворенными потребности сотен тысяч потенциальных потребителей санаторно-курортных услуг, и, следовательно, местом их лечения и отдыха стали зарубежные курорты. Для выработки универсальных подходов к изучению подотраслевых особенностей функционирования санаторнокурортного комплекса в системе туризма, опираясь на уже рассмотренные выше вопросы и учитывая значительную исторически самоорганизованную обусловленную обособленность санаторно-курортного лечения, мы предлагаем ввести универсальное понятие «туристская дестинация оздоровления» (от англ. Destination - назначение, место назначения). Обоснованием данного определения служат следующие предпосылки:

1) экономические:

- компактно расположенная совокупность санаторно-курортных учреждений в рамках региона при соответствующем уровне развития инфраструктуры выступает как отдельный объект, взаимодействующий с другими региональными субъектами, подсистемами и отраслями на принципах конкурентоспособности, социального партнерства и др.;

- наличие совокупности критериев по выделению вполне обособленной, представляющей отдельный предмет исследования подсистемы финансирования территориально ограниченной совокупности санаторно-курортных учреждений и инфраструктурных элементов;

- возможность, в ряде случаев, определить эффективность конкретной совокупности санаторно-курортных учреждений по ряду направлений;

2) социальные:

- распространенность и массовость санаторно-курортных услуг;

- оздоровление населения является наиболее приоритетным направлением реализации социальной функции государства;

- резкое ухудшение состояния социальной сферы, преобладание негативных тенденций в демографической обстановке и, как следствие, увеличение потенциального спроса на санаторно-курортные услуги;

- реальная значительная дифференциация услуг, предлагаемых санаторно-курортными учреждениями;

- необходимость адаптации системы управления региональным санаторно-курортным комплексом к специфическим особенностям социума данного региона;

3) географические:

- компактное размещение курортов;

- жесткая привязка к соответствующим природным факторам лечебного характера;

- подверженность природных факторов негативному антропогенному воздействию;

4) нормативно-правовые:

- установление соответствия с классификацией туризма, предлагаемой в Концепции ООН - ВТО, где отмечено, что туристские ресурсы должны рассматриваться комплексно с учетом санаторно-курортных и спортивно-оздоровительных факторов [2];

- наличие определенной совокупности нормативно-правовых актов, регулирующих рациональное использование природных ресурсов.

Таким образом, под «туристской дестинацией оздоровления» мы понимаем некоторую ограниченную территорию, на которой размещены санаторнокурортные учреждения, непосредственно реализующие в рамках территории, санаторно-курортные и туристские услуги, используемые природные лечебные ресурсы и предприятия туристской и курортной инфраструктуры. Состояние «туристской дестинации оздоровления» непосредственно зависит от местного социума, территориального размещения, уровня развития и степени воздействия других отраслей экономики региона или страны, предприятий других отраслей, размещенных на данной территории и многих других факторов. «Туристская дестинания оздоровления» взаимодействует с территориями, генерирующими потребителей санаторно-курортных услуг.

Существующие «туристские дестинации оздоровления» очень разнообразны, но все они включают некоторые общие черты:

- природные и медико-биологические факторы являются основной и наиболее ценной частью дестинации оздоровления;

- культурные ценности являются составной частью дестинации оздоровления;

- эксплуатация дестинации оздоровления осуществляется как местным населением, так и туристами;

- необходимость системного подхода при рассмотрении дестинации оздоровления;

- потребность дестинации оздоровления зависит от уровня, состояния, степени экономического развития современного общества;

- уникальность всей «туристской дестинации оздоровления» в целом и каждой в отдельности.

Понятие «туристская дестинация оздоровления» представляет собой комплексную составляющую, в рамках которой происходит формирование предложения санаторно-курортных услуг. Условно ранжируя «чувствительность» дестинации к различным критериям для общего определения дестинации в долях единицы, получаем стандартное поле критериев (рисунок) для данной «туристской дестинации оздоровления». Для построения «поля критериев туристской дестинации оздоровления», следует отметить ее меньшую чувствительность к следующим критериям: 1-я группа: пол, состав семьи, профессия, состав группы и 2-я группа: возраст, ежегодный доход, цель поездки, затраты.

Для того или иного региона вид поля критериев «туристской дестинации оздоровления», по нашему мнению, может быть различным. На наш взгляд, является целесообразным подход, при котором некоторая совокупность полей критериев «туристской дестинации оздоровления» (отражающих специфику того или иного направления санаторно-курортной деятельности) является подмножеством некоторой ограниченной совокупности полей критериев «дес-тинации» При распространенных в экономической практике составляющих санаторно-курортной услуги (лечение, отдых, развлечения; размещение; пита-

ние; транспорт) учитывается в основном точка зрения производителя пакета санаторно-курортных услуг, позволяя сосредоточить усилия, направленные на оптимизацию затрат, по определенным направлениям. Рассматривая особенности предложения санаторно-курортных услуг, сосредоточением которых является «туристская дестинация оздоровления», мы имеем в виду комплексность данной категории и ее динамичность. Т.е. «туристская дестинация оздоровления» является результатом синтеза элементов различных систем: социальной, экономической, природной и т.п.

пол

возраст

Графическое представление понятия «поле критериев туристской дестинации оздоровления

Предложенный нами подход рассмотрения множества взаимосвязей в развитии туристской отрасли и санаторно-курортного комплекса позволяет прогнозировать развитие (упадок) той или иной «туристской дестинации оздоровления», разрабатывать стратегические планы для наиболее рационального и эффективного освоения и использования региональных туристско-рекреационных ресурсов в целях повышения качества жизни и улучшения здоровья населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Буевская А.А., Лебедев А.А. История и современность социально-экономических проблем санаторно-курортной отрасли в России и за рубежом // Проблемы управления здравоохранением. 2002. №5(6). С. 70-73.

2. Гаагская декларация по туризму: Материалы межпарламентской конференции по туризму. Гаага, 1989.

3. Деньгин Д.Д. Основные направления изучения и использования регионального туристического потенциала // Туризм и региональное развитие: Сборник научных статей. Смоленск: Универсум, 2006. Вып. 4. С. 60-63.

4. Капцов В.А., Панкова В.Б., Ермакова Т.В. Санаторно-курортное обеспечение железнодорожников, работающих в условиях воздействия опасных и вредных производственных факторов // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2006. № 3. С. 35-36.

5. Капцов В.А., Панкова В.Б., Шпаков Г.К., Ермакова Т.В. Основные направления концепции оздоровления работников железнодорожного транспорта // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2005. № 2. С. 39-41.

6. Квартальнов В.А. Биосфера и туризм: Глобальное взаимодействие и экология, география научных исследований территорий туристского назначения, культура мира, системы туристских миграций, педагогика, социология и стратегия управления: В 5 т. Т. 2. Культура мира и туристские миграции. М.: Наука, 2002. 317 с.

7. Лимонов В.И. Пути совершенствования учетной информации для управления здравницей // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2QQ5. №1. С. Э4-Э6.

8. Павлов И.П. О работе главных пищеварительных желез. Лекция восьмая, 1897 г. // Полное собрание сочинений: В 6 т. и 8 кн. М.: Изд-во АН СССР, 1951. Т. II, Кн. 2. ЭЭ6 с.

9. Разумов А.Н., Лимонов В.И., Семенов Б.Н. Основные аспекты государственного регулирования санаторно-курортного рынка // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 200Э. №1. С. 4-9.

10. Савельев К.С. Особенности развития туристской индустрии в Российской Федерации // Туризм и региональное развитие: Сборник научных статей. Смоленск: Универсум, 2006. Вып. 4. С. 158-16Э.

11. Харебава И.М., Пономаренко Г.Н. Оптимизация системы санаторно-курортного обеспечения работников газовой промышленности // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 200Э. № 6. С. 40-4Э.

12. World Tourism Organization. Tourism: 2020 Vision. Madrid, 2000.

НИКИТИНА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА родилась в 1965 г. Окончила Пятигорский фармацевтический институт и Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет (СПбГИЭУ). Кандидат биологических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента. Докторант Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета. Область научных интересов - экономика и управление социальной сферой региона. Автор более 7D научных публикаций, в том числе 2 монографий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.