Общетехнические и социальные проблемы
232
УДК 338.47
К. Н. Румянцев, А. Н. Ефанов
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЕКТОР САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ВОСТОКА РОССИИ
Развитие регионов Российской Федерации в настоящее время вышло на качественно новый этап. Локальные плановые документы регионального развития согласовываются друг с другом, разрабатываются стратегические документы групп регионов, отраслевые концепции федерального уровня.
В статье рассмотрены вопросы построения стратегии развития региона на примере Сахалинской области. Приводится анализ конкурентных позиций, рассматриваются перспективы развития топливно-энергетического и транспортного комплексов.
Введение
Интенсивное и сбалансированное социально-экономическое развитие в последнее время стало одним из главных приоритетов как федеральной, так и региональной политики.
При этом ключевым условием эффективности прилагаемых усилий на всех уровнях является согласованность действий всех участвующих сторон.
В рамках достижения данной цели в настоящее время осуществляется разработка долгосрочного стратегического документа федерального уровня, около трети субъектов федерации уже разработали аналогичные документы регионального уровня.
Следует отметить, что стратегии регионального развития и долгосрочное планирование вообще - это своеобразное IPO для регионов. Сейчас российские компании активно размещают IPO, и их капитализация растет ускоренными темпами. Так и для субъектов федерации: чем более продуманную стратегию они представляют, чем больше в ней сценарных вариантов развития и соответствующей аналитики, тем открытее власть и выше капитализация данного региона.
В 2006 году Министерство регионального развития рекомендовало Сахалинскую область к рассмотрению на специальном заседании правительства в качестве субъекта, разработавшего и реализующего собственную стратегию развития.
1 Стратегическое развитие Сахалинской области: конкурентные преимущества
Сахалинская область относится к категории регионов России, сочетающих выдающийся ресурсно-сырьевой потенциал с
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/2
Обцетехнические и социальные проблемы
экстремальными условиями его освоения. Недостаточная кадровая обеспеченность и низкая инфраструктурная обустроенность территории, типичная для регионов этой группы, на Сахалине "отягощается" островным положением области, отсутствием устойчивой круглогодичной связи внутри самого региона. Именно поэтому Сахалин относится рейтинговым агентством «Эксперт РА» к числу «проблемных» регионов со сложным инвестиционным климатом, кардинальное улучшение которого требует значительных инвестиций и продолжительного времени.
Места Сахалинской области как по совокупному инвестиционному потенциалу, так и по интегральному риску на протяжении последних 10 лет устойчиво "укладываются" в интервал от 50 до 80 места среди 89 субъектов Российской Федерации.
Область изначально обладает высоким природно-ресурсным потенциалом, по которому занимает 39-е место в России. Помимо биологических ресурсов моря, по которым Сахалин находится на первом месте в России, главным ресурсом является наиболее востребованное экономикой углеводородное топливо. По объему разведанных запасов газового конденсата Сахалинская область занимает четвертое место в России, газа - 7-е, угля - 12-е, нефти - 13-е место. По запасам древесины область занимает 26-е место в России.
Однако в Сахалинской области практически полностью отсутствует значительный спектр рудных минерально-сырьевых ресурсов, незначительные гидроэнергетические ресурсы, запасы нерудных полезных ископаемых, что в целом снижает общий ресурсный потенциал области. Но по мере по мере освоения углеводородных запасов шельфа Охотского моря (по объему которых Сахалинская область занимает 9-е место в России) вырос производственный и финансовый потенциал области. Если в 1995 году по производственному потенциалу Сахалинская область находилась на 66-м месте в России, то в 2004 году - уже на 46-м. И по финансовому потенциалу область поднялась с 87-го места в 1997 году на вполне достойное 45-е место в 2004 году. По общему объему промышленного производства область вышла на 4-е место в ДВФО после Якутии, Хабаровского и Приморского краев.
Соответственно за последнее десятилетие существенно снизился (на 30 мест) экономический риск инвестирования. Достаточно низки в области также экологический, криминальный и финансовый риски.
Особенности инвестиционного климата Сахалинской области предопределили не только понимание неизбежности высоких рисков инвестирования, но и высокий интерес инвесторов к потенциалу региона, что вывело область в безусловные лидеры по показателям привлечения инвестиций среди регионов России.
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/2
Общетехнические и социальные проблемы
234
Однако вплоть до последнего времени значительные объемы инвестиций вкладывались, по сути, в море, в нефтегазодобычу. Собственно Сахалинская область и ее жители лишь в небольшой степени чувствовали «инвестиционный бум». Перспективы улучшения инвестиционного климата Сахалинской области связаны с развитием и модернизацией экономики региона в местах проживания людей. Это следует начинать с развития коммуникаций, инженерной и транспортной инфраструктуры, создания полноценной среды жизнедеятельности населения.
Важнейшая «развилка» для стратегического проектирования развития Сахалинской области заключалась в следующем: вырабатывать сугубо нефтегазовую стратегию или пытаться диверсифицировать экономику региона? «Углеводородный» путь вполне логичен, ведь в области сосредоточены колоссальные запасы газа, нефти и угля. Однако свой выбор администрация сделала, сориентировавшись на создание максимальной добавленной стоимости и развитии цепочек связанных кооперацией предприятий в нефтегазовом, лесопромышленном, рыбопромышленном и туристско-рекреационном комплексах. При этом не меньшее внимание пришлось уделить сопутствующей инфраструктуре.
2 Нефтегазовый комплекс - главная точка роста
Охотское море и прилегающие прибрежные территории относятся к Охотской нефтегазоносной провинции, где сосредоточено около 70% углеводородных ресурсов российского Дальнего Востока. В регионе реализуется целый ряд проектов с привлечением зарубежных компаний на условиях соглашений о разделе продукции. Учитывая, что основными инвесторами, осуществляющими разработку месторождений, и собственниками добываемых энергоресурсов являются компании США и Японии, добыча углеводородов заведомо ориентирована на экспортные рынки. Достигнутые результаты и прогнозируемые открытия говорят о реальности создания в будущем на суше и шельфе Северного Сахалина нефтегазодобывающего комплекса с ежегодными уровнями добычи 50-70 млн. тонн нефти и 100-125 млрд. кубометров газа.
Однако кроме благоприятных предпосылок создания нефтегазодобывающего комплекса на севере Сахалина имеется ряд ограничивающих факторов, касающихся прежде всего развития газодобычи. В первую очередь это ограниченность рынков сбыта, внутренние цены на газ и потенциальная конкуренция со стороны российского восточносибирского газа.
Для Сахалина, в силу его географического положения, существует три варианта экспорта добываемого природного газа (внутренний рынок сможет потребить лишь незначительную его часть): поставки сетевого газа
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/2
ИЙщетехнические и социальные проблемы
по маршрутам Сахалин-Япония и Сахалин-Китай/Корея, а также строительство на острове заводов по сжижению газа.
В марте 2006 года между «Газпромом» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией был подписан протокол о поставках природного газа из России в КНР. Согласно этому документу, Россия будет экспортировать в Китай ежегодно до 80 млрд. кубометров природного газа по двум вновь построенным газопроводам - западному и восточному. Известно, что первый газ Китай сможет получить в 2011 году по западному маршруту.
В соответствии с достигнутыми договоренностями строительство восточного газопровода, который должен быть заполнен газом месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, отложено на 2011-2020 годы. Предполагается, что ежегодный экспорт 30-40 млрд. кубометров газа распределится между сибирскими и сахалинскими месторождениями в соотношении 2 : 1, то есть на поставки из Восточной Сибири придется 20-25 млрд, а на сахалинский шельф - 10-15 млрд. «кубов» газа в год.
В настоящее время подготовленные к разработке запасы газа сахалинского шельфа сконцентрированы на месторождениях проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2». По проекту «Сахалин-2» добываемый газ (около 20 млрд. кубометров в год) предполагается сжижать (на юге острова строится первая очередь завода по сжижению газа мощностью 9,6 млн. тонн СПГ в год) и экспортировать в Японию, Корею, США. Добычные возможности трех месторождений проекта «Сахалин-1» составляют 10 млрд. кубометров газа в год и пока законтрактованы лишь частично в рамках проекта газификации Хабаровского края (1,5-3 млрд. кубометров с перспективой увеличения к 2010 году до 4,5 млрд. «кубов»).
В результате на среднесрочную перспективу совокупные свободные мощности на сахалинском шельфе сильно ограничены и составляют как раз «китайские» 10-15 млрд. кубометров в год. Однако и за эту долю Сахалину еще предстоит побороться, поскольку «сибирскую квоту» с избытком может закрыть одно Ковыктинское месторождение (Иркутская область), на котором ежегодно можно добывать до 35-40 млрд. кубометров. Кроме того, альтернативой экспорту газа является его поставка на внутренний рынок в рамках Программы газификации Дальнего Востока (Сахалинская область, Приморский и Хабаровский края) в объемах около 20 млрд. кубометров в год (помимо газовой квоты Сахалинской области администрации регионов рассчитывают на квоту «Роснефти» в рамках проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-3»). Понятно, что при прочих равных условиях компании предпочтут экспорт газа его поставкам на регулируемый внутренний рынок.
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/2
Общетехнические и социальные проблемы
236
Однако пока компании-операторы не могут законтрактовать даже уже подготовленные к добыче объемы газа. Так, организация поставок сетевого газа в Японию путем строительства подводного газопровода мощностью 8-9 млрд. кубометров газа в год через пролив Лаперуза сегодня нерентабельна из-за того, что нет долгосрочных контрактов с потребителями. Поставки сетевого газа в Корею сдерживаются отсутствием соответствующих межправительственных соглашений. В результате наиболее маневренным остается экспорт сжиженного природного газа.
Перспективы потребления значительных объемов природного газа со следующих сахалинских проектов («Сахалин-3», «Сахалин-5» и др.) пока не очевидны, даже несмотря на потенциальный дефицит газа для внутреннего рынка. Катализатором дальнейшего развития газодобычи может стать либо рост спроса в странах АТР, либо рост внутрироссийских цен на газ, что повысит привлекательность внутреннего рынка.
В такой неоднозначной обстановке чрезвычайно перспективным представляется акцент на развитие переработки, в том числе - создание предприятий нефте- и газохимии. Они имеют серьезные перспективы в связи с долгосрочными прогнозами роста потребления пластиков в странах АТР и Китае. Поэтому стратегией развития области предлагается строительство газохимического комплекса с объемом инвестиций в 100 млн. долларов, включающего в себя газоразделительный завод, заводы по производству метанола и полимеров (полиэтилена, полипропилена и т. п.).
Другим перспективным проектом может стать строительство на Сахалине собственного нефтеперерабатывающего предприятия. Еще в 1997 году «Роснефть» с японской Mitsui прорабатывали вопрос строительства НПЗ, но после дефолта 1998 г. партнеры отложили разработку ТЭО. Теперь же, в связи с началом нефтедобычи на шельфе, строительство НПЗ средней мощности (2-3 млн. тонн сырой нефти в год) позволило бы как минимум отказаться от дорогостоящего завоза нефтепродуктов с материка.
3 Транспортная инфраструктура: ключевое звено и узкое место
Одно из главных на сегодня ограничений для реализации сценария интенсивного развития промышленности и экономики Сахалинской области - дефицит транспортной инфраструктуры. Транспортная инфраструктура острова сплошь состоит из узких мест - это касается и железнодорожной, и автодорожной, и портовой инфраструктуры.
Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог Сахалинской области не превышает 40%, в то время как в среднем по Дальневосточному федеральному округу данный показатель составляет 76,6 %.
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/2
ИбГцетехнические и социальные проблемы
Так, несоответствие технических параметров железнодорожного полотна (1067 мм) современным стандартам (1520 мм) ограничивает возможности экономического развития Сахалинской области: потери железнодорожной отрасли составляют 15 млн. руб. недополученной прибыли в год, эксплуатационные издержки в 10-12 раз превышают общесетевые.
Ключевым условием реализации и стратегии в целом, и большинства конкретных промышленных проектов является интенсивное развитие пока еще откровенно слабой транспортной инфраструктуры (см. рисунок). Рассматриваются два варианта стратегии.
км/тыс. кв. км %
2000 2001 2002 2003 2004
Плотность автодорог общего пользования с твердым покрытием в Сахалинской области
■ Плотность автодорог общего пользования
с твердым покрытием в Российской Федерации
Удельный вес автодорог с усовершенствованным покрытием в общей протяженности дорог с твердым покрытием в Сахалинской области
Динамика уровня развития транспортной инфраструктуры
Первый - совершенствование действующей схемы транспортного сообщения, предполагающее перешивку железнодорожного полотна с 1067 мм на современные 1520 мм и модернизацию паромной переправы Ванино-Холмск. Инвестиции в последнюю оцениваются в 6 млрд. рублей, в переоборудование Сахалинской железной дороги - в 40 млрд. рублей. Намечается также расширение пропускной способности железнодорожной линии Комсомольск-Ванино, требующее инвестиций в размере 12 млрд. рублей.
Второй вариант развития транспортного комплекса - соединение Сахалина мостовым переходом (тоннелем) с материком через пролив Невельского стоимостью в 110-120 млрд. рублей. Таким образом, общий
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/2
Общетехнические и социальные проблемы
238
объем инвестиций по первому варианту составляет менее 60 млрд. рублей, по второму варианту - 150-160 млрд. рублей.
Идея строительства тоннеля на материк, скорее всего, окажется экономически неоправданной. Как показывает практика, для того чтобы окупить бюджетные инвестиции, на один бюджетный рубль надо привлечь четыре-пять рублей частных инвестиций. Даже при оптимистичном сценарии развития Сахалинской области рассчитывать как минимум на 600 млрд. рублей частных инвестиций в предприятия, продукция которых будет вывозиться по железной дороге, вряд ли реально. Не решит проблему и строительство моста между Сахалином и японским островом Хоккайдо через пролив Лаперуза (4-5 млрд. долларов) - транспортные связи между Россией и Японией тяготеют к портам Приморского края, являющимся начальной точкой Транссиба.
Целесообразность других проектов в сфере транспортной инфраструктуры не вызывает сомнений. Помимо замены узкой железнодорожной колеи на общероссийскую, ключевым проектом здесь можно назвать соединение единственного специализированного угольного терминала на Сахалине в Шахтерске полноценной колеей с Сахалинской железной дорогой (сейчас он соединен только технологической железнодорожной веткой с местными угольными разрезами, что не позволяет увеличить экспорт угля).
Расширение портовой и железнодорожной инфраструктуры позволит сахалинской угольной отрасли успешно конкурировать на экспортных рынках с углями Эльгинского месторождения в Якутии, Элегестского месторождения в Тыве и кемеровских месторождений.
Заключение
Чтобы воплотить эту концепцию в жизнь, понадобятся заметные инвестиции в инфраструктуру. В том числе инвестиции федеральные.
Администрация рассчитывает на работу прежде всего с новыми прогрессивными инвестиционными инструментами государства.
Что означает для России реализация полного круга проектов сахалинской долгосрочной стратегии? Запланированные $70 млрд. инвестиций создадут не менее $100 млрд. дополнительного вклада в ВВП России, то есть более 15% прироста к сегодняшнему ВВП страны, или 56% к прогнозному ВВП 2020 г. Это более чем значительный вклад, к тому же в геостратегически важном для страны регионе.
Реализация подобных стратегий в 6-7 регионах восточной части России способна задать совершенно иной масштаб деятельности, заявить Россию как игрока нового качества из азиатской кооперации.
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/2
Ибщетехнические и социальные проблемы
Библиографический список
1. Политическая регионалистика : учеб. пособие / И. М. Бусыгина. - М. : Российская политическая энциклопедия, 2006.
2. Глубинная Россия: 2000-2002 / В. Л. Глазычев. - М. : Новое издательство,
2003.
3. Проблемы теории и практики государственного регулирования экономического развития регионов : монография / Р. М. Мельников. - М. : Изд-во РАГС, 2006.
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/2