СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЕКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ
STRATEGIC VECTOR OF RUSSIAN REGIONS FOR ECONOMIC DEVELOPMENT
DOI: 10.38197/2072 -2060- 2021- 230-4-454-460 МИЗЯКИНА Ольга Борисовна
Ректор Поволжского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, к.э.н., доцент
Olga B. MIZYAKINA
Rector ofthe Volga Cooperative Institute (branch) ofthe Russian University of Cooperation, PhD in Economics, Associate Professor
МУРАВЛЕВА Татьяна Виталиевна
Проректор по учебной и научной работе Поволжского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, д.э.н., профессор
Tatiana V. MURAVLEVA
Vice -rector for academic and scientific work of the Volga Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation, Doctor of Economics, Professor
МЯГКОВА Татьяна Леонидовна
Декан факультета экономики и права Поволжского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, к.э.н., доцент
Tatiana L. MYAGKOVA
Dean of the Faculty of Economics and Law of the Volga Cooperative Institute (branch) ofthe Russian University of Cooperation, PhD in Economics, Associate Professor
Представленная статья посвящена вопросам экономического развития регионов. При этом акцент при формировании стратегии регионов делается на законодательную основу и анализ базовых показателей, включающий в себя SWOT-анализ, уровень валового регионального продукта, среднюю заработную плату и др. Автор не только знакомит со стратегическими целями и приоритетами развития региона, но и предлагает дополнить и расширить существующую стратегию по нескольким направлениям.
Аннотация
Abstract This article is about the economy of the regions. At the same time, the emphasis
in the formation of the strategy of the regions is placed on the legislative basis and analysis of basic indicators, including the SWOT- analysis, the level of gross regional product, average wages, etc. The author not only introduces the strategic goals and priorities of the region's development, but also proposes to supplement and expand the existing strategy in several directions.
Ключевые слова Регион, субъект, стратегия, экономика, доходы, развитие, план.
Keywords Region, subject, strategy, economy, income, development, plan.
Стратегия в дословном переводе с древне греческого означает искусство полководца - общий, недетализированный план, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели [3]. В тоже время можно сказать, что стратегия представляет собой сформулированное понимание того, как достигать желаемых долгосрочных результатов. Стратегия показывает, куда необходимо двигаться. Каждый понимает, что любому виду государственного управления, на любом уровне стратегия просто необходима, но вопрос «для чего» многих, даже высокопоставленных госслужащих иногда «ставит в тупик».
Коммерческую компанию без стратегии иногда сравнивают с бомжом, который просто в течение дня решает проблему, как ему поесть и где переночевать. Еще хуже выглядит картина при увеличении масштабов. У государства, не имеющего стратегии развития, один путь - к краху. Стратегия включает в себя ряд правил, которые необходимо неукоснительно выполнять при выборе ключевых направлений и приоритетов. Особенно высока роль стратегии в условиях быстро изменяющейся действительности, процессов цифровизации, влияния пандемии и других аналогичных обстоятельств и угроз.
В нашей стране всегда исторически стратегическому планированию уделялось особое внимание. Уже более семи лет назад в нашей стране был принят Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 года № 172 - ФЗ [1], который был призван урегулировать правовые основы стратегического планирования в нашей стране в целом, а также на региональном и местном уровнях.
В статье 5 данного закона закреплены полномочия органов власти субъектов Российской Федерации в сфере стратегического планирования. В частности, регио -ны самостоятельно имеют право определять приоритеты, цели и задачи социально- экономической политики региона, разрабатывать и утверждать документы стратегического планирования субъекта РФ, мониторить и контролировать процесс их реализации и многое другое. Таким образом, регионам даны значительные полномочия в определении своей стратегии экономического развития. Именно стратегическому планированию регионов в последние годы уделяется особое внимание. В Совете Федерации еще в 2004 году была создана Проблемная группа по прогнозированию и стратегическому планированию экономического развития российских регионов. 20 января 2005 года была одобрена «Концепция, технология и инструменты формирования управленческих решений в социально - экономиче-
ской сфере субъектов Российской Федерации. Несмотря на пристальное внимание федерального центра к формированию и реализации стратегий развития регионов, регион самостоятельно формирует свою экономическую политику исходя из конкретных потребностей и возможностей.
30 июня 2016 года в Саратовской области постановлением Правительства Саратовской области была утверждена стратегия социально - экономического развития до 2030 года [2]. Этот документ идет в фарватере федерального законодательства, и его нормативно правовой основой является Федеральный закон от 28 июня 2014 года «О стратегическом планировании в Российской Федерации» № 172 - ФЗ. Генеральной целью стратегии Саратовской области было определено «обеспечение стабильного улучшения качества жизни населения и повышение глобальной конкурентоспособности области на основе перехода к экономике знаний, в центре которой человек» [2].
Большое значение при формировании стратегии социально - экономического развития нашего региона играл стратегический анализ, направленный на обоснование необходимости переосмысления принципов и логики стратегического планирования, анализ текущего социально -экономического положения Саратовской области, анализ ключевых проблем развития региона, анализ возможных вариантов развития и выбора конкретного варианта.
Необходимо отметить, что особое значение при формировании стратегии развития региона приобретает анализ текущего экономического состояния. Здесь, к сожалению, необходимо констатировать, что Саратовская область занимает в этом вопросе далеко не лидирующие позиции. В тоже время область входит в десятку регионов - лидеров по производству основных видов сельскохозяйственной продукции: зерна, подсолнечника, овощей закрытого грунта, молока, мяса.
Саратовская область - один из старейших нефтегазодобывающих регионов России. Сейчас у нас ежегодно добывается порядка 1-1,5 млн т нефти и порядка 1,2 млрд куб. м газа. Ресурсная база углеводородного сырья нуждается в дальнейшей разведке и, по оценкам экспертов, Саратовская область обладает высоким потенциалом в нефтегазоносном отношении. Саратовская область занимает лидирующие позиции в стране по производству электроэнергии, производству минеральных удобрений, машиностроению, электроприборостроению. Отдельно необходимо отметить, что благодаря умеренно континентальному климату с жарким летом в регионе развито животноводство и растениеводство. Особенно область гордится производством подсолнечника и подсолнечного масла.
В тоже время последние годы по экономическим показателям регион давно не является образцом для подражания. Для формирования стратегии развития региона объективная оценка и профессиональный анализ является весьма важным условиям. Как правило, исследование стартового уровня состояния региона опирается на несколько индикаторов. Одним из таких является валовый региональный продукт.
По официальным данным органов статистики, в 2018 году1 ВРП Саратовской области составил 712,5 млрд руб. Для сравнения этот же показатель составил в г. Москве - 17881,5 млрд руб., Волгоградской области - 852 млрд руб., Ростовской области - 1446,2 млрд руб., Самарской области - 1510,5 млрд руб., Воронежской
1 https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_субъектов_Российской_Федерации_по_валовому_продукту.
области - 943 млрд руб., Тамбовской области - 331,6 млрд руб., Республике Марий Эл - 177,7 млрд руб. (см. рис. 1).
Рисунок 1.
Годовой ВРП в текущих ценах, миллиардов рублей 2018.
20000 18000 16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0
Однако сам показатель валового регионального продукта сам зависит от целого ряда факторов. Потому наиболее показательным является величина валового регионального продукта на душу населения. Максимальный размер валового регионального продукта на душу населения в 2018 году 5710 тыс. руб. в Ямало -Ненецком автономном округе, на втором месте Ханты -Мансийский автономный круг, в котором этот показатель составляет 2680 тыс. руб. Город Москва находится только на 7- м месте рейтинга с размером ВРП 1423 тыс. руб. на душу населения. Саратовская область находится на 60 - м месте в рейтинге регионов. Тут размер ВРП на душу населения составляет 290,6 тыс. руб. Замыкает рейтинг Карачаево-Черкесская и Чеченская республики с ВРП на душу населения 165,4 тыс. руб. и 133,4 тыс. руб. соответственно (см. рис. 2).
Рисунок 2.
Годовой ВРП на душу населения в тыс. рублей.
1600 1400 1200 1000 800 600 400 200
||||||||||
Сг
ЧГ
0
Для Саратовской области это достаточно низкий показатель. И если по объему ВРП Саратовская область стабильно занимает 27- е место среди регионов России, то по объему ВРП на душу населения (в 2014 году - 225,4тыс. руб.) лишь 55- е место, с отставанием от среднероссийского значения на 44,8 процента.
Очень популярно в последние годы стало сравнивать уровень развития регионов по среднему уровню заработных плат. По данным Росстата по состоянию на март 2021 года лидирует Чукотский АО со средней заработной платой 124 077 руб. На втором месте Москва - 116355. И замыкает тройку лидеров по заработной плате Ямало -Ненецкий автономный округ со средней заработной платой 110891 руб. Саратовская область по показателю средней заработной платы находится на 63 - м месте в стране. И средняя заработная плата в регионе составляет 34758 руб. Регионами - аутсайдерами по средней заработной плате являются Ивановская область, Кабардино -Балкария и Чечня.
Рисунок 3.
Средний уровень зарплат в марте 2021 года (в рублях) по регионам.
140 000 120 000 100 000 80 000 60 000 40 000 20 000
tP jS? tP Л-0 Л-0 Л-0 X® А-0 А-0 V** Л-0 А-0 А0 А-0 А-0
У '
* * rfT Сrjrjr -¿г J? ^
/у S У/////
& ж &
о°
Кроме вышеперечисленных показателей, были проанализированы данные по воспроизводству человеческого потенциала в Саратовской области, включая коэффициенты рождаемости и смертности в динамике за три года, уровень бедности, уровень безработицы, коэффициент старения населения, покупательная способность населения и многое другое.
Был составлен SWOT- анализ социально-экономического положения региона и возможные сценарии развития экономической ситуации в регионе.
В результате были сформированы стратегические цели и приоритеты развития региона. В рамках стратегии развития Саратовской области были выделены три базовых элемента, первый из которых определяет регион как регион инноваций, территорию реализации возможностей человеческого капитала и интеллектуального потенциала. Второй элемент позиционирует область как территорию, привлекательную для жизни, работы и творчества, отдыха и спорта. И третий элемент идентифицирует регион как крупный экономический центр с развитым топливно -энергетическим центром, промышленным комплексом, строительной инфраструктурой, удобной транспортной развязкой.
0
Кроме того, считаем целесообразным и оправданным усилить стратегии развития регионов по следующим направлениям:
1. Создание стимулов для роста инвестиционной привлекательности региона.
В Саратовской области создана особая экономическая зона технико -внедренческого типа «Саратов» в Энгельсском, Балаковском районах и Саратове. Всю необходимую инфраструктуру для этого региона должен построить до 2023 года. Из бюджета региона для этих целей будет направлено 13,2 миллиона рублей.
Создание особой экономической зоны технико -внедренческого типа позволит организовать дополнительные рабочие места. Потребность компаний-резидентов в трудовых ресурсах составит свыше 1 тысячи человек. При этом работа сопутствующих сервисов вне особой экономической зоны приведет к увеличению потребности в трудовых ресурсах до 2700 человек.
В тоже время введение особой экономической зоны не решит всех проблем. Необходим и поиск новых инвесторов, и выстраивание долгосрочных отношений по привлечению дополнительных инвестиций в регион [6].
2.Формирование комфортной среды для развития малого бизнеса и предпринимательства, в том числе путем создания благоприятных условий налогообложения. Отмена единого налога на вмененный доход во многом увеличило налоговую нагрузку на малый бизнес. Пандемия коронавируса нанесла весьма ощутимый удар по малому бизнесу. Большая часть представителей малого бизнеса оказывает услуги напрямую населению и в условиях самоизоляции, по сути, оказалась без работы [5]. Введение налоговых льгот обернется новыми рабочими местами, и, следовательно, со временем новыми поступлениями в бюджет. Именно налоги являются мощнейшим инструментом управления доходами бюджетов [4].
3. Развитие социальной рекламы, внедрения комплекса имиджевых мероприятий по повышению престижа Поволжского региона. Использование исторических брендов региона для популяризации области.
4. Создание молодежного патриотического кластера в регионе, способствующего повышению притягательности Саратовской области у молодежи. Сегодняшняя молодежь во многом формирует завтрашний день. Через 10-15 лет именно сегодняшние подростки будут определять развитие конкретного села, района или области [7]. И оттого, насколько будут учены потребности и желания молодежи при формировании стратегии развития региона, во многом будет зависеть ее реальность.
Библиографический список
1. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ. Справочно-правовая система КонсультантПлюс. Код доступа: http://www.consultant.ru/ document/о doc_LAW_164841/.
2. Постановление Правительства Саратовской области от 30 июня 2016 г. № 321-П «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года». Спра-вочно-правовая система КонсультантПлюс. Код доступа: https://investinsaratov.ru/upload/i block /033/033577579163df20 a8dad3aea696d4f2. pdf.
3. Википедия. Свободная энциклопедия. Код доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Стратегия.
4. Кириллова О.С. Прокофьев С.Е. Налоговые инструменты управления доходами бюджетов. Финансовая жизнь, № 3.2019. С. 53-57.
5. Мизякина О.Б, Муравлева Т.В. Региональные особенности развития малого бизнеса в современных условия. Russian Journal of Management. 2021. Т. 9. № 1. С. 56-60.
6. Муравлева Т.В., Семернина Ю.В., Челпанова В.А. Российский рынок коллективных инвестиций. СГСЭУ Саратов, 2010.
7. Муравлева Т.В. Факторы устойчивого развития муниципального образования. Вестник СГСЭУ № 1 (80) 2020 С. 71-73.
8. Мягкова Т.Л., Долматова О.В. Новые бизнес-стратегии и практические решения в цифровой экономике. Под общ. ред. Т.Л. Мягковой. Энгельс, 2021.
References
1. Federal'nyj zakon «O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii» ot 28.06.2014 № 172-FZ. Spravochno-pravovaja sistema Konsul'tantPljus. Kod dostupa: http://www.consultant.ru/document/co_ doc _LAW_164841/.
2. Postanovlenie Pravitel'stva Saratovskoj oblasti ot 30 ijunja 2016 g. № 321-P «Ob utverzhdenii strategii social'no-jekonomicheskogo razvitija Saratovskoj oblasti do 2030 goda». Spravochno-pravovaja sistema Konsul'tantPljus. Kod dostupa: https://investinsaratov.ru/upload/i block /033/033577579163df20 a8dad3aea696d4f2. pdf.
3. Vikipedija. Svobodnaja jenciklopedija Kod dostupa: https://ru.wikipedia.org/wiki/Strategija.
4. Kirillova O.S. Prokof'ev S.E. Nalogovye instrumenty upravlenija dohodami bjudzhetov. Finansovaja zhizn, № 3 2019 S. 53-57.
5. Mizjakina O.B., Muravleva T.V. Regional'nye osobennosti razvitija malogo biznesa vsovremennyh uslovija. Russian Journal of Management. 2021. T. 9. № 1. S. 56-60.
6. Muravleva T.V., Semernina Ju.V., Chelpanova V.A. Rossijskij rynok kollektivnyh investicij. SGSJeU Saratov, 2010.
7. Muravleva T.V. Faktory ustojchivogo razvitija municipal'nogo obrazovanija. Vestnik SGSJeU № 1 (80) 2020 S. 71-73.
8. Mjagkova T.L., Dolmatova O.V. Novye biznes-strategii i prakticheskie reshenija v cifrovoj jekonomike. Pod obshh. red. T.L. Mjagkovoj. Jengel's, 2021.
Контактная информация / Contact information
Поволжский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации 413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Красноармейская, дом 24. Volga Cooperative Institute (branch) ofthe Russian University ofCooperation 24, st. Krasnoarmeyskaya, 413100, Engels, Saratov region, Russia.
Мизякина Ольга Борисовна / Olga B. Mizyakina [email protected]
Муравлева Татьяна Виталиевна / Tatiana V. Muravleva tanyam. [email protected]
Мягкова Татьяна Леонидовна / Tatiana L. Myagkova [email protected]