Научная статья на тему 'Основа маркетингового потенциала локальных территорий на современном этапе'

Основа маркетингового потенциала локальных территорий на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ / МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / МАРКЕТИНГОВЫЕ ЦЕЛИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / МАРКЕТИНГОВОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / COMPETITIVENESS OF THE TERRITORY / MARKETING POTENTIAL OF THE TERRITORY / SOCIO ECONOMIC CHARACTERISTICS / MARKETING OBJECTIVES / ECONOMIC INDICATORS / MARKETING DEVELOPMENT OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власова Наталья Юрьевна, Куликова Елена Сергеевна

Статья посвящена оценке устойчивости маркетингового потенциала территории в современных условиях. Маркетинговый потенциал определяет конкурентоспособность и эффективность функционирования в современных условиях любой локальной территории, что обеспечивается имиджем территории и ее популярностью среди субъектов: резидентов и нерезидентов территории. Маркетинговое развитие региона порождает необходимость решения ключевых вопросов: увеличения доходов, улучшение качества образования, питания и качества и разнообразия медицинских услуг в соответствии с современными стандартами и спросом со стороны субъектов территории, развития рынка труда и многих других жизненно важных аспектов. В ходе исследования возникает необходимость изучения социально-экономического развития региона, так как именно социальноэкономическая система становится основой развития территории. Представлены в статье эмпирические исследования социально-экономической системы функционирования Свердловской области в рамках проводимого исследования, определены сильные и слабые стороны развития территории с позиций маркетингового потенциала. Представлены ключевые моменты, мешающие устойчивому развитию территории, а также направления повышения конкурентоспособности объекта исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The marketing potential of local territories at the present stage

The article is devoted to assessing the sustainability of the marketing potential of the territory in modern conditions. Marketing potential determines the competitiveness and efficiency of functioning in modern conditions any local area, provided that the image of the territory and its popularity among the subjects: residents and non-residents of the territory. Marketing development of the region generates the need to address key issues: increasing revenues, improving the quality of education, nutrition and the quality and diversity of medical services in accordance with modern standards and demand-side actors of the territory, development of the labour market and many other vital aspects. In the study, it is necessary to study the socio economic development of the region, as it is a socio economic system is the basis for the development of the territory. The article presents the empirical research of the socio economic system of the Sverdlovsk region in the framework of the ongoing study, identified strengths and weaknesses of development of the territory in terms of marketing potential. Presents key points, impeding the sustainable development of the territory, as well as the directions of increase of competitiveness of the research object.

Текст научной работы на тему «Основа маркетингового потенциала локальных территорий на современном этапе»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/

Том 9, №4 (2017) http://naukovedenie.ru/vol9-4.php

URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/24EVN417.pdf

Статья опубликована 12.08.2017

Ссылка для цитирования этой статьи:

Власова Н.Ю., Куликова Е.С. Основа маркетингового потенциала локальных территорий на современном этапе // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №4 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/24EVN417.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 339.13

Власова Наталья Юрьевна

ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», Россия, Екатеринбург1 Профессор кафедры «Государственного и муниципального управления»

Доктор экономических наук E-mail: nazarovad@usue.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=289363

Куликова Елена Сергеевна

ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», Россия, Екатеринбург

Доцент кафедры «Государственного и муниципального управления»

Кандидат экономических наук E-mail: nat-vlasova@yandex.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=646255

Основа маркетингового потенциала локальных территорий на современном этапе

Аннотация. Статья посвящена оценке устойчивости маркетингового потенциала территории в современных условиях. Маркетинговый потенциал определяет конкурентоспособность и эффективность функционирования в современных условиях любой локальной территории, что обеспечивается имиджем территории и ее популярностью среди субъектов: резидентов и нерезидентов территории. Маркетинговое развитие региона порождает необходимость решения ключевых вопросов: увеличения доходов, улучшение качества образования, питания и качества и разнообразия медицинских услуг в соответствии с современными стандартами и спросом со стороны субъектов территории, развития рынка труда и многих других жизненно важных аспектов. В ходе исследования возникает необходимость изучения социально-экономического развития региона, так как именно социально-экономическая система становится основой развития территории. Представлены в статье эмпирические исследования социально-экономической системы функционирования Свердловской области в рамках проводимого исследования, определены сильные и слабые стороны развития территории с позиций маркетингового потенциала. Представлены ключевые моменты, мешающие устойчивому развитию территории, а также направления повышения конкурентоспособности объекта исследования.

Ключевые слова: конкурентоспособность территории; маркетинговый потенциал территории; социально-экономическая характеристика; маркетинговые цели; экономические показатели; маркетинговое развитие региона

1 620144, Екатеринбург, ул. 8 марта 62

Современное состояние и развитие любой территории является ключевым направлением качества жизни субъектов территории. Данная проблема исследуется с различных позиций, и многие исследователи приходят к определению того, что в основе качества жизни лежит маркетинговый потенциал территории. Как раз, итогом функционирования маркетингового потенциала выступает, по мнению авторов, рост уровня благосостояния, который определяет качество жизни, проживающего на территории населения. Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами:

во-первых, развитие региона является многомерным и многоаспектный процессом, рассматриваемым с точки зрения совокупности различных маркетинговых целей, основой которого является улучшение качества жизни населения;

во-вторых, маркетинговое развитие региона порождает необходимость решения ключевых вопросов: увеличения доходов, улучшение качества образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни и т. п.;

в-третьих, в основе развития маркетингового потенциала региона лежат определенные условия, сформировавшиеся на данной территории, представленные, прежде всего в виде ресурсов. А стратегическое планирование социально-экономического развития строится исходя из реальных возможностей этих ресурсов, которые явятся основой развития экономики в будущем, т. е. исходя из ресурсного потенциала. Именно в этом аспекте, мы предполагаем, можно говорить и о степени эффективности использования маркетингового потенциала территории.

Под устойчивостью маркетингового потенциала территории понимается способность поддерживать уровень благосостояния без резких спадов. Соответственно социально-экономическая система территории, которая обеспечивает стабильно высокий уровень благосостояния граждан, может считаться источником высокого потенциала развития территории. При этом должны учитываться перспективы, будущее состояние системы, т. е. возникает необходимость оценить не только достигнутый уровень, а способность системы к изменениям. Эта задача может быть решена только при комплексном анализе факторов экономического роста каждой конкретной территории. Рассмотрим в качестве объекта исследования Свердловскую область.

К конкурентным преимуществам Свердловской области, оказывающим благоприятное влияние на развитие региона относятся [1]:

1. высокий уровень развития обрабатывающей промышленности и высокий уровень концентрации организаций оборонно-промышленного комплекса;

2. административный центр Свердловской области является макрорегиональным центром предоставления бизнес-услуг;

3. высокий уровень показателей, характеризующий макроэкономические условия осуществления инвестиционной деятельности;

4. высокий уровень развития научно-образовательного сектора;

5. высокий уровень инновационного развития отдельных отраслей экономики;

6. наличие доступных природных, производственных, энергетических, человеческих ресурсов;

7. выгодное для транспортно-логистического комплекса географическое положение Свердловской области.

Таблица 1

Анализ сильных и слабых сторон социально-экономического развития Свердловской области [1]

Сильные стороны Слабые стороны

Выгодное географическое положение на границе Европы и Азии на пересечении трансконтинентальных потоков обеспечивает близость емких рынков сбыта. Свердловская область один из крупнейших в России и в мире регионов по величине разведанных и прогнозируемых запасов минерально-сырьевых ресурсов. Развитый промышленный комплекс (большой объем отгруженных товаров собственного производства, производит 40 % промышленной продукции в стране). Наличие активной работы по развитию минерально-сырьевой базы. Ценность недр Свердловской области составляет 9,5 % от общей стоимости недр РФ в целом и около 30 % от общей стоимости недр Уральского региона. Свердловская область демонстрирует стабильный долговременный рост практически всех отраслей экономики, при этом темпы роста являются более высокими, чем в целом по Российской Федерации. Экономически развитый регион (6-е место по ВРП в стране, 10-е место по инвестициям среди других субъектов РФ. Расположение региона в центре крупного рынка спроса на продукцию промышленного и инвестиционного назначения (Урало-Западносибирского региона). Благоприятный инвестиционный климат региона. Доступ к основным ж/д, автомобильным, авиационным и логистических узлам. Направленность государственного и научно-образовательного сектора (УрФУ, УрО РАН) на оказание поддержки инновационному бизнесу в реализации различных проектов. Свердловская область находится в зоне континентального климата с холодной и продолжительной зимой. Наличие экологических проблем (большой объем загрязнения воздуха, водоемов). Низкие показатели результативности инновационной деятельности в регионе. Недостаточные темпы развития транспортной инфраструктуры. Существенная удаленность от стратегических портов, границ стран-потенциальных импортеров продукции, сравнительно высокая стоимость вывоза продукции. Недостаточно развит промышленный аутсорсинг крупных компаний региона. Низкая мобильность трудовых ресурсов (внутренняя миграция). Недостаточно развита система венчурного инвестирования и бизнес-ангелов с целью привлечения долгосрочных инвестиций в высокорисковые проекты (разработки). Отсутствие стратегии инновационного развития Свердловской области с четко прописанными дорожными картами, этапами достижения поставленных целей и прописанной ответственностью. Средние позиции Свердловской области в конкуренции за федеральные ресурсы институтов развития. Высокая степень износа основных фондов области.

Возможности Угрозы

Объективные факторы развития науки, техники и технологий. Социально-экономическая политика федерального центра. Межрегиональная кооперация и конкуренция. Модернизация транспортной системы России. Зависимость от колебаний конъюнктуры мировых рынков металлов. Демографическое и индустриальное давление Китая. Неоиндустриальное давление Запада. Возможные отрицательные последствия решений, принимаемых на федеральном уровне.

Итак, на основании анализа слабых и сильных сторон социально-экономического развития Свердловской области можно сделать следующие выводы: сильные стороны региона заключаются в выгодном географическом положении, развитом промышленном комплексе, благоприятном инвестиционном климате; слабые стороны региона проявляются в наличии экологических проблем в области, низкой мобильности трудовых ресурсов, низкие показатели

результативности инновационной деятельности в регионе, недостаточные темпы развития транспортной инфраструктуры, высокой степени износа основных фондов региона.

Основные показатели социально-экономического положения Свердловской области в 2013-2016 гг. представлены в таблице 2.

Таблица 2

Основные показатели социально-экономического положения Свердловской области в 2013-2016 гг.2

Наименование показателя Значение показателя Абс. откл. Темп прироста, в %

2013 год 2014 год 2015 год 2016 год

1. Численность населения, тыс. чел., в т.ч. 4307,6 4315,8 4320,7 4327,5 19,9 0,5

в возрасте моложе трудоспособного 690,6 708,7 731,5 756,5 65,9 9,5

мужчины 353,7 362,9 374,4 387,3 33,6 9,5

женщины 336,9 345,7 357,1 369,3 32,4 9,6

в трудоспособном возрасте 2618,9 2592,9 2559,0 2518,9 -100 -3,8

мужчины 1346,7 1336,2 1321,4 1303,1 -43,6 -3,2

женщины 1272,2 1256,7 1237,5 1256,9 -15,3 -1,2

старше трудоспособного возраста 987,7 1005,9 1025,4 1045,3 57,6 5,8

мужчины 267,1 274,6 282,9 290,7 23,6 8,8

женщины 720,6 731,4 742,5 754,6 34 4,7

2. Естественный прирост, тыс. чел. -2,77 1,49 2,96 2,21 4,98 -179,8

3. Миграционный прирост, убыль (-) населения, тыс. чел. 13,14 6,74 1,88 4,58 -8,56 -65,1

4. Среднегодовая численность работников организаций, тыс. чел. 1575,4 1586,5 1581,2 1544,3 -31,1 -2,0

5. Среднегодовая общая численность безработных, тыс. человек 167,2 133,4 136,3 138,4 -28,8 -17,2

6. Численность безработных, зарегистрированных в органах гос. службы занятости, тыс. чел. 38,4 30,7 27,2 26,6 -11,8 -30,7

7. Численность пенсионеров, тыс. чел. 1269,9 1282,9 1295,7 1308,1 38,2 3,0

8. Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, руб. 24892,6 27851,7 31013,0 32035,9 7143,3 28,7

9. Среднедушевые денежные расходы населения в месяц, руб. 24496,1 27637,4 30765,7 32183,4 7687,3 31,4

10. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. 22179,2 25138,8 27608,2 29492,2 7313 33,0

11. Средний размер назначенных пенсий, руб. 8513,9 9343,6 10353,8 11255,9 2742 32,2

12. Валовой региональный продукт:

млрд рублей 1046,6 1291,1 1484,9 1586,3 539,7 51,6

на душу населения, тыс. руб. 243,3 300,1 344,4 367,3 124 51,0

13. Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. кв. м 1822,2 1869,4 1755,3 2424,0 601,8 33,0

14. Оборот розничной торговли, млрд руб. 40,0 43,8 48,8 53,2 13,2 33,0

2 Составлено автором: [20]. Страница 4 из 15

http://naukovedenie.ru 24EVN417

Наименование показателя Значение показателя Абс. откл. Темп прироста, в %

2013 год 2014 год 2015 год 2016 год

15. Платные услуги населению, млрд руб. 199,7 215,0 253,3 281,1 81,4 40,8

16. Доходы консолидированного бюджета, млрд руб. 184,1 203,6 206,3 210,7 26,6 14,4

17. Расходы консолидированного бюджета, млрд руб. 189,9 204,4 232,6 232,6 42,7 22,5

18. Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 333,5 351,6 352,9 370,4 36,9 11,1

В соответствии с данными таблицы 2 видно, что численность населения Свердловской области за последние четыре года выросла на 19,9 тыс. чел. или на 0,5 %. В частности, отмечается рост населения моложе трудоспособного возраста на 65,9 тыс. чел. или на 9,5 %; рост населения старше трудоспособного возраста на 57,6 тыс. чел. или на 5,8 %. Численность населения в трудоспособном возрасте за анализируемый период снизилась на 100,0 тыс. чел или на 3,8 %.

Численность работников организаций в регионе снизилась на 31,1 тыс. чел. или на 2,0 %. Хотя наглядно видно, что число безработных граждан в области снизилось на 28,8 тыс. чел. или на 17,2 %, кроме того, снизилось количество безработных, зарегистрированных в службе занятости населения на 11,8 тыс. чел. или на 30,7 % за анализируемый период. Численность пенсионеров в области выросла на 38,2 тыс. человек или на 3,0 % за 2013-2016 гг.

Отмечается увеличение валового регионального продукта Свердловской области на 539,7 млрд руб. или на 51,6 % за анализируемый период. Величина ВРП на душу населения за анализируемый период в Свердловской области выросла на 124,0 тыс. руб. или на 51,0 %.

На рисунке 2 представлена величина валового регионального продукта и величина валового регионального продукта на душу населения в Свердловской области в 2013-2016 гг.

1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0

1046,6

243,3

2013

1484,9

1586,3

107,1

106,8 367,3

2014 2015

Годы

| ¡Валовый региональный продукт, млрд. руб. | ¡Валовый региональный продукт на душу населения.ю тыс. руб. А Индекс физического объема ВРП, в %

2016

112 111 110 109 108 107 106 105 104

Рисунок 2. Валовой региональный продукт Свердловской области в 2013-2016 ггг

Индекс ВРП за анализируемый период снизился на 4,6 %.

Так, ВРП Свердловской области в 2016 году составил 1 586,3 млрд руб., а ВРП на душу населения - 367,3 тыс. руб., индекс физического объема ВРП - 106,8 %.

Структура валового регионального продукта Свердловской области в 2016 году по видам деятельности представлена на рисунке 3.

Замедление роста ВРП Свердловской области обусловлено снижением производства валовой добавленной стоимости в производстве и распределении энергии, газа и воды (на 1,7 %), торговле (на 2,6 %), гостиницах и ресторанах (на 0,8 %), государственном управлении и обеспечении военной безопасности (на 0,2 %).

Кроме того, в 2016 году отмечается замедление темпа роста производства валовой добавленной стоимости добычи полезных ископаемых (на 0,8 %), финансовой деятельности (на 8,7 %), здравоохранения и предоставления социальных услуг (на 2,1 %).

□ Строительство

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и

предметов личного пользования

□ Транспорт и связь

□ Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

□ Государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование

□ Здравоохранение и предоставление социальных услуг

□ Прочие виды деятельности

Рисунок 3. Структура валового регионального продукта Свердловской области в 2016 году по видам деятельности, в %4

Основную долю в структуре ВРП занимает обрабатывающее производство - 27,1 %, оптовая и розничная торговля - 21,6 %, прочие виды деятельности - 14,3 %, операции с недвижимым имуществом - 10,4 %, транспорт и связь - 12,0 %.

Величина инвестиций в основной капитал Свердловской области за анализируемый период существенно увеличились с 333,5 млрд руб. до 370,4 млрд руб. Удельный вес инвестиций в основной капитал региона за счет бюджетных средств снизился с 16,5 % до 13,9 % за исследуемый период, аналогичная ситуация наблюдается и по инвестициям из федерального бюджета.

□ Обрабатывающие производства

4,8 %

4,7'

5,1 %

Существенно изменилась ситуация относительно величины среднедушевых денежных доходов населения в месяц, их величина за последние четыре года выросла с 24 892,6 руб. до 32 035,9 руб., т. е. на 7 143,3 руб. или на 28,7 %. В тоже время отмечается рост среднедушевых денежных расходов населения области с 24 496,1 руб. до 32 183,4 руб. или на 7 687,3 руб. (на 31,4 %).

Среднемесячная номинальная заработная плата в Свердловской области в 2016 г. составила 29 492,2 руб., что на 7 313,0 руб. или 33,0 % больше, чем в 2013 году.

Таким образом, занимая особое геополитическое положение, Свердловская область имеет не только уникальные природные ресурсы, но и обладает необходимыми предпосылками, которые могут стать основой его развития и инвестиционной привлекательности.

Основные социально-экономические показатели уровня жизни населения Свердловской области за 2013-2016 гг. представлены в таблице 3.

Таблица 3

Основные социально-экономические показатели уровня жизни населения Свердловской области за 2013-2016 гг.5

Значение показателя Абс. откл. Темп

Наименование показателя 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год прироста, в %

1. Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, 24892,6 27851,7 31013,0 32035,9 7143,3 28,7

руб.

2. Реальные располагаемые денежные доходы населения, 102,0 104,7 103,1 95,9 -6,1 -6,0

в % к предыдущему году

3. Среднемесячная

номинальная начисленная заработная плата работников 22179,2 25138,8 27608,2 29492,2 7313 33,0

организаций, руб.

4. Реальная начисленная

заработная плата, в % к 102,8 107,6 102,2 99,0 -3,8 -3,7

предыдущему году

5. Средний размер назначенных пенсий, руб. 8513,9 9434,6 10353,8 11255,9 2742 32,2

6. Реальный размер назначенных пенсий, в % к 104,8 102,8 103,1 98,3 -6,5 -6,2

предыдущему году

7. Численность населения с

денежными доходами ниже

величины прожиточного

минимума:

тыс. чел. 452,1 365,1 354,2 358,0 -94,1 -20,8

в % от общей численности населения 10,5 8,5 8,2 8,3 -2,2 -21,0

5 Составлено автором: [20]. Страница 7 из 15

http://naukovedenie.ru 24БУЖ17

Наименование показателя Значение показателя Абс. откл. Темп прироста, в %

2013 год 2014 год 2015 год 2016 год

8. Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в разах 17,2 17,8 17,8 16,8 -0,4 -2,3

9. Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) 0,425 0,430 0,431 0,423 -0,002 -0,5

По данным таблицы 3 видно, что среднедушевые доходы населения области в месяц выросли за 2013-2016 гг. на 7143,3 руб. или на 28,7 %. В свою очередь реально располагаемые доходы населения снизились на 6,0 %. Среднемесячная номинальная заработная плата в Свердловской области выросла на 7 313,0 тыс. руб. или на 33,0 %. Отмечается рост средней величины пенсии на 2 742,0 руб. или на 32,2 % за 2013-2016 гг.

40,0% 35,0% 30,0% 25,0% 20,0% 15,0% 10,0% 5,0% 0,0%

31,9% 31,1%

1 3,9%

9,9% >

2 ,4% 3

2013

31,6% 30,7%

33,2%

10,5%

4,1%

1%

11,4%

28,5%

4,0%

,6%

2014

2015

35,0%

11,0%

Годы

□ доходы от предпринимательской деятельности

□ оплата труда

□ социальные выплаты

□ доходы от собственности

□ другие доходы

5,6%

31,8%

,3%

2016

Рисунок 4. Структура денежных доходов населения Свердловской области за 2013-2016 гг., в %6

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума за анализируемый период снизилась на 94,1 тыс. чел или на 20,8 %. Так же отмечается снижение доли данной группы населения в общей численности населения области с 10,5 % до 8,3 % за анализируемый период.

По данным рисунка 4 видно, что доля денежных доходов от предпринимательской деятельности за анализируемый период выросла с 9,9 % до 11,0 %. Аналогичная ситуация наблюдается и по другим источникам доходов населения региона.

Распределение населения Свердловской области по величине среднедушевых денежных доходов за 2013-2016 гг. представлено в таблице 4.

Таблица 4

Распределение населения Свердловской области по величине среднедушевых денежных доходов (в месяц) за 2013-2016 гг., в %7

Значение показателя

Наименование показателя 2013 2014 2015 2016 Отклонение

год год год год

1 2 3 4 5 6

Общая численность населения, в % 100,0 100,0 100,0 100,0 -

в том числе со среднедушевыми денежными

доходами, руб. в месяц:

до 2 000,0 0,3 0,2 0,1 0,1 -0,2

от 2 000,1 до 4 000,0 2,5 2,0 1,5 1,1 -1,4

от 4 000,1 до 6 000,0 5,3 4,3 3,5 2,9 -2,4

от 6 000,1 до 8 000,0 6,9 5,9 5,0 4,4 -2,5

от 8 000,1 до 10 000,0 7,5 6,6 5,8 5,3 -2,2

от 10 000,1 до 15 000,0 17,9 16,5 15,2 14,6 -3,3

от 15 000,1 до 25 000,0 25,2 25,0 24,6 24,7 -0,5

свыше 25 000,0 34,4 39,5 44,3 46,9 12,5

Итак, согласно данным таблицы 4 в Свердловской области за анализируемый период преобладает доля населения со среднедушевыми денежными доходами в месяц свыше 25 000 руб. Так, доля населения со среднедушевыми денежными доходами в месяц свыше 25 000 руб. в 2016 году составила 46,9 %, что на 12,5 % больше, чем в 2013 году. На втором месте доля населения со среднедушевыми денежными доходами в месяц от 15 000,01 до 25 000 руб., их доля в 2016 году составила 24,7 %. На третьем месте доля населения со среднедушевыми денежными доходами в месяц от 10 000,01 до 15 000 руб. - 14,6 % в 2016 году.

По данным таблицы видно, что произошло снижение доли населения со среднедушевыми денежными доходами в месяц от 10 000,01 до 15 000 руб. на 3,3 % за анализируемый период. Аналогичная ситуация наблюдается и по другим группам населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

500 450

ч 400

^ 350

о н

л" н о о и и

<и ч

о «

300 250 200 150 100 50

452,1

2013

2014 2015

Годы

2016

12

10

0х «

о"

<и «

£

Рисунок 5. Динамика численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в Свердловской области за 2013-2016 гг.8

7 Составлено автором: [20].

8 Составлено автором: [20].

8

3

6

4

2

0

0

За анализируемый период в Свердловской области снизилась численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума с 452,1 тыс. чел. до 358,0 тыс. чел. или на 20,8 %. Также отмечается снижение доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума от общей численности населения на 2,2 % за 2013-2016 гг.

Численность экономически активного населения Свердловской области за 2012-2016 гг., а также численность занятых и безработных представлена в таблице 5.

Таблица 5

Численность экономически активного населения, занятых и безработных Свердловской

области за 2012-2016 гг., тыс. чел.

Наименование показателя 2012 2013 2014 2015 2016 Абсолютное отклонение Темпы прироста, %

Численность экономически активного населения -всего, в т. ч.: 2 304,7 2 306,6 2 292,8 2 309,0 2 279,5 -25,2 -1,1

- занятые в экономике 2 110,8 2 139,5 2 159,5 2 172,6 2 141,1 30,3 1,4

- безработные 193,9 167,2 133,4 136,3 138,4 -55,5 -28,6

Мужчины - всего, в т. ч.: 1 165,2 1 162,6 1 158,8 1 171,4 1 165,5 0,3 0,0

- занятые в экономике 1 053,8 1 074,5 1 087,9 1 093,9 1 090,5 36,7 3,5

- безработные 111,4 88,1 70,9 77,5 75,0 -36,4 -32,7

Женщины - всего, в т. ч.: 1 139,5 1 144,0 1 134,0 1 137,6 1 114,0 -25,5 -2,2

- занятые в экономике 1 057,0 1 064,9 1 071,6 1 078,8 1 050,6 -6,4 -0,6

- безработные 82,5 79,1 62,4 58,8 63,4 -19,1 -23,2

В результате представленных данных таблицы 5 следует отметить, что численность экономически активного населения в Свердловской области за последние пять лет уменьшилась на 25,2 тыс. человек или на 1,1 %. Численность занятых в экономике за 2012 -2016 гг. в Свердловской области выросла на 30,3 тыс. человек или 1,4 %, что обусловлено притоком рабочей силы из других регионов, особенно наблюдается приток рабочей силы из Курганской области, Казахстана, Киргизии и других соседних регионов Свердловской области.

Распределение численности безработных Свердловской области за 2012-2016 гг. по возрастным группам представлено в таблице 6.

Таблица 6

Численность безработных Свердловской области в 2016 гг., по возрастным группам, в %9

Наименование показателя Занятые в экономике -всего В том числе в возрасте, лет Средний возраст занятых в экономике, лет

цо 20 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 55-59 60-72

Всего, в том числе: 100 6,7 20,0 16,4 11,9 9,4 7,7 9,3 7,9 6,4 4,3 35,2

мужчины 100 7,3 20,4 15,9 10,6 10,0 7,5 9,0 7,9 7,5 3,9 35,1

женщины 100 6,0 19,5 17,0 13,5 8,7 8,0 9,6 7,9 5,2 4,7 35,3

По данным таблицы 6 видно, что средний возраст безработного в Свердловской области в 2016 году составляет 35,2 лет, в том числе среди мужчин - 35,1 лет, а среди женщин - 35,3 лет. Наибольшая доля безработного населения находится в возрасте от 20 до 24 лет - 20,0 %, из

них: мужчин - 20,4 % и женщин - 19,5 %. На втором месте находится возрастная группа от 25 до 29 лет - 16,4 % безработных, из них мужчин - 15,9 % и женщин - 17,0 %. На третьем месте возрастная группа населения области от 30 до 34 лет - 11,9 % безработных, из них: мужчин -10,6 % и женщин - 13,5 %.

На рисунке 6 наглядно представлена структура безработного населения Свердловской области по возрастным группа в 2016 году.

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

,5

0%

7

,4 %

17,0

15,9%

13,5

10,6 % 1

,0 %

0%

%

6%

9,0 %

9%

7

2%

%

7%

%

до 20 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 55-59 60-72

□ мужчины □ женщины

Рисунок 6. Динамика структуры безработного населения Свердловской области по

возрастным группам в 2016 году, в %

Наибольшая численность безработного населения приходится на возрастную группу от 20 до 24 лет, к которой относятся студенты вузов и образовательных учреждений среднего профессионального образования, в том числе в данной возрастной группе 20,4 % мужского населения и 19,5 % - женского.

Уровень безработицы в Свердловской области в 2012-2016 гг. представлен на рисунке 7.

9,0%

ц и

ю 6,0% а

рз % «

Й 3,0% е в

о

£

0,0%

,4%

7,2%

5,8%

5,9%

.6,1%

2013

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2014

2015 Годы

2016

Рисунок 7. Уровень безработицы Свердловской области за 2012-2016 гг., в %

10

10

По данным рисунка 7 видно, что за 2012-2016 гг. уровень безработицы в Свердловской области значительно снизился на 2,3 %, что является положительным моментом на рынке труда исследуемого региона.

Таблица 7

Распределение численности безработных по уровню образования в 2016 году

Наименование показателя Безработные - всего В том числе имеют образование

высшее профессиональное среднее профессиональное начальное профессиональное среднее (полное) общее основное общее не имеют основного общего образования

Всего 100 13,9 20,4 23,5 30,1 11,1 1,0

в том числе

мужчины 100 12,4 15,7 24,5 31,5 13,9 1,9

женщины 100 15,6 26,1 22,3 28,3 7,7 -

Итак, по данным таблицы 7 видно, основная доля безработных в области имеет среднее (полное) образование - 30,1 %, из них: мужчин - 31,5 % и женщин - 28,3 %. На втором месте безработные граждане с начальным профессиональным образованием - 23,5 %, из них мужчин - 24,5 % и женщин - 22,3 %. На третьем месте безработные граждане со средним профессиональным образованием - 20,4 %, из них: мужчины - 15,7 % и женщины 26,1 %.

Таким образом, в результате анализа экономического состояния Свердловской области за 2013-2016 гг. можно сделать следующие выводы:

1. численность населения Свердловской области за последние четыре года выросла на 19,9 тыс. чел. или на 0,5 %, что обусловлено увеличением населения моложе трудоспособного возраста на 9,5 % и населения старше трудоспособного возраста на 5,8 %. Численность населения в трудоспособном возрасте за анализируемый период снизилась на 100,0 тыс. чел или на 3,8 %. Кроме того, за анализируемый период наблюдается снижение безработных граждан 17,2 %, а также рост численности пенсионеров на 3,0 % за 2013-2016 гг.;

2. увеличение валового регионального продукта Свердловской области на 539,7 млрд руб. или на 51,6 % за анализируемый период. Величина ВРП на душу населения за анализируемый период в Свердловской области выросла на 124,0 тыс. руб. или на 51,0 %;

3. среднедушевые доходы населения области в месяц выросли за 2013-2016 гг. на 7143,3 руб. или на 28,7 % и составили в 2016 году 31 013,0 руб. в месяц на человека. Среднемесячная номинальная заработная плата в Свердловской области выросла на 7 313,0 тыс. руб. или на 33,0 % и составила в 2016 году - 29 492,2 руб. Средний размер пенсии увеличился на 2 742,0 руб. или на 32,2 % за 2013-2016 гг. и составил в 2016 году 11 255,9 руб. в месяц на человека;

4. в Свердловской области за анализируемый период преобладает доля населения со среднедушевыми денежными доходами в месяц свыше 25 000 руб. Так, доля населения со среднедушевыми денежными доходами в месяц свыше 25 000 руб. в 2016 году составила 46,9 %, что на 12,5 % больше, чем в 2013 году. На втором месте доля населения со среднедушевыми денежными доходами в месяц от 15 000,01 до 25 000 руб., их доля в 2016 году составила 24,7 %. На третьем месте доля населения со среднедушевыми денежными доходами в месяц от 10 000,01 до 15 000 руб. - 14,6 % в 2016 году;

5. численность занятых в экономике за 2012-2016 гг. в Свердловской области выросла на 30,3 тыс. человек или 1,4 %, что обусловлено притоком рабочей силы из других регионов, особенно наблюдается приток рабочей силы из Курганской области, Казахстана, Киргизии и других соседних регионов Свердловской области. В структуре экономически активного населения области преобладает доля населения занятого в экономике. Отмечается

рост доли населения занятого в экономике с 91,6 % до 93,9 %, что привело к снижению доли безработных с 8,4 % до 6,1 %. Среди экономически активного населения численность мужчин, занятых в экономике за 2012-2016 гг. выросла на 36,7 тыс. человек или на 3,5 %, а численность женщин снизилась на 25,5 тыс. человек или на 2,2 %, что может быть обусловлено временной нетрудоспособностью женщин в результате отпуска по уходу за ребенком;

6. численность безработных за 2012-2016 гг. на рынке труда Свердловской области снизилась на 55,5 тыс. человек или на 28,6 %, что является положительным моментом. Отмечается отрицательная тенденция роста доли мужчин среди безработного населения Свердловской области, доля в структуре безработного населения снизилась на 32,7 %. Также наблюдается отрицательная тенденция доли женщин среди безработных на рынке труда Свердловской области, доля которых в структуре безработного населения снизилась на 23,2 %;

7. уровень безработицы в Свердловской области за анализируемый период значительно снизился на 2,3 %, что является положительным моментом на рынке труда исследуемого региона. Основная доля безработных граждан в Свердловской области имеет среднее (полное) образование - 30,1 %, из них: мужчин - 31,5 % и женщин - 28,3 %. На втором месте безработные граждане с начальным профессиональным образованием - 23,5 %, из них мужчин - 24,5 % и женщин - 22,3 %. На третьем месте безработные граждане со средним профессиональным образованием - 20,4 %, из них: мужчины - 15,7 % и женщины 26,1 %.

Таким образом, на базе проведенного анализа можно предположить, что маркетинговый потенциал Свердловской области за исследуемый период в рамках системы социально-экономического развития показал высокую устойчивость и положительную динамику функционирования, особенно за 2016 год. Данный факт может служить основой для благоприятного функционирования территории и роста благосостояния граждан в рамках развития маркетингового потенциала территории согласно текущим и перспективным потребностям муниципального образования. Однако все сопутствующие процессы в рамках анализируемых процессов необходимо тщательно контролировать, продумывая все необходимые механизмы и методы для обеспечения устойчивости маркетингового потенциала.

ЛИТЕРАТУРА

1. О стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 гг.: закон Свердловской области от 21.12.2015 г. №151-ОЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

2. Агафонов В.А. Стратегическое планирование на региональном уровне: системный подход: Препринт / Агафонов В.А. - М.: Инфра-М, 2014. - 62 с.

3. Анимица Е.Г. Стратегическое планирование развития территории: сущность, основные принципы, проблемы // Известия УрГЭУ. - 2015. - №12 - С. 87-95.

4. Антонов Г.Д. Стратегическое управление организацией: Учебное пособие / Г.Д. Антонов, В.М. Тумин, О.П. Иванова. - М.: Инфра-М, 2014. - 239 с.

5. Бабичев И.В. Местное самоуправление в современной России: становление и развитие. Историко-правовые аспекты: Монография / И.В. Бабичев, Б.В. Смирнов. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. - 528 с.

6. Бочков М.А. Социально-экономический потенциал региона: сущность и структура // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XXIII междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2013. - 250 с.

7. Дертишникова Е.Н. Комплексная оценка социально-экономического развития региона // Проблемы развития территории. - 2013. - №1. - С. 25-35.

8. Каменских, Н.А. Региональное управление и территориальное планирование: стратегическое партнерство в системе регионального развития: учеб. пособие / НА. Каменских. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 127 с.

9. Комилов С.Дж. Оценка инновационного потенциала социально-экономического развития региона // Проблемы современной экономики. - 2013. - №3. - С. 369373.

10. Кутаев Ш.К. Проблемы и перспективы социально-экономического развития региона // СИСП. - 2012. - №1. - С. 275-282.

11. Ларионова И.К. Стратегическое управление: Учебник для магистров / Под ред. докт. экон. наук, проф. И.К. Ларионова. - М.: Дашков и К, 2014. - 235 с.

12. Ларионова И.К. Стратегическое управление: Учебник для магистров / Под ред. докт. экон. наук, проф. И.К. Ларионова. - М.: Дашков и К, 2014. - 235 с.

13. Минаев Ю.Н. Анализ факторов, влияющих на уровень социально-экономического развития региона // Вестник ТГУ. - 2014. - №1. - С. 333-338.

14. Морозова Е.А. Демографическая ситуация и ее влияние на социально-экономическое развитие региона // Вестник КемГУ. - 2012. - №2. - С. 213-219.

15. Смирнов В.В. Методика оценки эффективности социально-экономического развития региона // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. - №2. - С. 25-34.

16. Смирнов В.В. Современное состояние социально-экономического развития регионов Российской Федерации // Вестник ЧГУ. - 2016. - №6. - С. 445-452.

17. Сорокина Н.Ю. Сущность социально-экономического потенциала региона // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. - 2014. - №1-1. - С. 7583.

18. Супиков В.Н. Моделирование социально-экономического развития регионов // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. - №1. - С. 143-149.

19. Худеева В.В. Управление развитием региона: проблемы и задачи стратегического планирования // Вестник ТГУ. - 2012. - №2. - С. 147-151.

20. Свердловская область в 2012-2016 гг. [Электронный ресурс]: статистический сборник. - Режим доступа: http://sverdl.gks.ru/.

Vlasova Natalya Yurievna

Ural state university of economics, Russia, Ekaterinburg

E-mail: nazarovad@usue.ru

Kulikova Elena Sergeevna

Ural state university of economics, Russia, Ekaterinburg E-mail: e.s.kulikova@mail.ru

The marketing potential of local territories at the present stage

Abstract. The article is devoted to assessing the sustainability of the marketing potential of the territory in modern conditions. Marketing potential determines the competitiveness and efficiency of functioning in modern conditions any local area, provided that the image of the territory and its popularity among the subjects: residents and non-residents of the territory. Marketing development of the region generates the need to address key issues: increasing revenues, improving the quality of education, nutrition and the quality and diversity of medical services in accordance with modern standards and demand-side actors of the territory, development of the labour market and many other vital aspects. In the study, it is necessary to study the socio - economic development of the region, as it is a socio - economic system is the basis for the development of the territory. The article presents the empirical research of the socio - economic system of the Sverdlovsk region in the framework of the ongoing study, identified strengths and weaknesses of development of the territory in terms of marketing potential. Presents key points, impeding the sustainable development of the territory, as well as the directions of increase of competitiveness of the research object.

Keywords: the competitiveness of the territory; the marketing potential of the territory; socio - economic characteristics; marketing objectives; economic indicators; marketing development of the region

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.