Научная статья на тему 'Опасные рифы и триумфы введения прогрессивной шкалы по НДФЛ в России'

Опасные рифы и триумфы введения прогрессивной шкалы по НДФЛ в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / ДОХОДЫ / СТАВКА / ПРОГРЕССИЯ / НАСЕЛЕНИЕ / ШКАЛА / НЕРАВЕНСТВО / TAX / INCOME / RATE / PROGRESSION / POPULATION / SCALE / INEQUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муравлева Татьяна Виталиевна, Орловская Дарья Дмитриевна

Представленная статья исследует возможность введения прогрессивной шкалы ставок по налогу на доходы физических лиц в России: предпосылки, плюсы и минусы, а также возможные последствия для экономики страны и населения. Особое внимание при этом уделяется анализу воздействия данной меры на граждан с низким уровнем дохода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DANGEROUS PITFALLS AND TRIUMPHS OF THE INTRODUCTION OF A PROGRESSIVE SCALE FOR PERSONAL INCOME TAX IN RUSSIA

The article examines the possibility of introducing a progressive scale of tax rates on personal income tax in Russia: preconditions, pros and cons, as well as possible consequences for the economy of the country and its citizens. Particular attention is paid to the analysis of the impact of this measure on citizens with low-income.

Текст научной работы на тему «Опасные рифы и триумфы введения прогрессивной шкалы по НДФЛ в России»

= ГУМАНИТАРНЫЕ

^ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

УДК 36.1/.5

ОПАСНЫЕ РИФЫ И ТРИУМФЫ ВВЕДЕНИЯ ПРОГРЕССИВНОЙ ШКАЛЫ ПО НДФЛ В РОССИИ

DANGEROUS PITFALLS AND TRIUMPHS OF THE INTRODUCTION OF A PROGRESSIVE SCALE FOR PERSONAL INCOME TAX IN RUSSIA

Муравлева Татьяна Виталиевна

Muravleva Tatyana Vitalievna

доктор экономических наук, профессор, декан факультета финансов и учета, профессор кафедры налогов и налогообложения, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова, Саратов

Doctor of Economics, professor, dean of the faculty of finance and accounting, professor of the department of taxation and tax management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov

e-mail: Muravleva@ssea.runnet.ru

Орловская Дарья Дмитриевна

Orlovskaya Daria Dmitrievna

студентка 4 курса факультета финансов и учета, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов

4th year student of the faculty of finance and accounting, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov

e-mail: Muravleva@ssea.runnet.ru

Представленная статья исследует возможность введения прогрессивной шкалы ставок по налогу на доходы физических лиц в России: предпосылки, плюсы и минусы, а также возможные последствия для экономики страны и населения. Особое внимание при этом уделяется анализу воздействия данной меры на граждан с низким уровнем дохода.

Ключевые слова: налог, доходы, ставка, прогрессия, население, шкала, неравенство.

The article examines the possibility of introducing a progressive scale of tax rates on personal income tax in Russia: preconditions, pros and cons, as well as possible consequences for the economy of the country and its citizens. Particular attention is paid to the analysis of the impact of this measure on citizens with low-income.

Keywords: tax, income, rate, progression, population, scale, inequality.

Не секрет, что благополучие граждан в стране во многом зависит от их материального обеспечения. После окончания Великой Отечественной войны население жило достаточно бедно, но верило в светлое будущее, в то, что завтрашний день будет лучше сегодняшнего; практически не было расслоения граждан по уровню доходов. Сегодня высокий уровень социального неравенства в стране влечет за собой огромнейшее количество как материальных проблем (высокая закредитованность населения, возникновение финансовых пирамид и пр.), так и рост социальной напряженности в обществе.

Наиболее распространенным и часто используемым показателем уровня социального неравенства в стране является коэффициент Джини, который сопоставляет доходы самых обеспеченных и самых малоимущих граждан общества. И, если в царской России на рубеже ХХ в. значение этого коэффициента составляло 6,5, то в последнее десятилетие в нашей стране, по данным Росстата, он находится на уровне от 14 до 17 %. Размер средней заработной платы 10 % наиболее оплачиваемых работников в 14,1 раза превысил размер средней заработной платы 10 % наименее оплачиваемых работников [5].

Дифференциация доходов очень велика и в зависимости от отрасли (рис. 1) и региона в различных населенных пунктах заработная плата существенно разнится.

За этими цифрами стоит благополучие людей, вынужденных искать новую работу, ко -ренным образом менять свою жизнь [2]. Сложившаяся экономическая ситуация требует незамедлительного вмешательства и корректировки. Одним из ведущих сегментов экономической политики и сопряженных с ним объектов контрольно-надзорной деятельности являются налоги [1]. В такой ситуации наиболее простым и оправданным видится использование механизма налогообложения доходов физических лиц для выравнивания доходов населения и замена ныне действующего пропорционального налога на доходы физических лиц прогрессивным.

В 2018 г. группа депутатов Государственной думы Российской Федерации внесли законопроект о введении с 1 января 2019 г. прогрессивной шкалы НДФЛ.

Документ устанавливал пониженную ставку НДФЛ в размере 5 % в отношении доходов менее 100 тыс. руб. в год. При годовом доходе до 3 млн руб. ставка налога составляла 5 тыс. руб. плюс 13 % с суммы свыше 100 тыс. руб., до 10 млн руб. - 382 тыс. руб. плюс 18 % с суммы свыше 3 млн, свыше 10 млн руб. - 1,642 млн руб. плюс 25 % с суммы выше 10 млн руб.

По словам разработчиков, законопроект был разработан и внесен в целях повышения поступления доходов в бюджеты субъектов РФ и муниципальных бюджетов по НДФЛ, установления принципа справедливости, всеобщ-

ы

h

CS

=

о :=

=

h е

о Ч

»e ю

ss ^

а а

й м V В

:= с

о = ы h

= е е

Ч

с »е

-

ff CS а

=

а

е

?

г*

CS

р.

до 7 500

7 500 -9 000

9 000 - 12 200

12 200 - 18 600

18 600 - 25 000

25 000 - 40 000

40 000 - 50 000

50 000 - 75 000

75 000 - 100 000

100 000 - 250 000

свыше 250 000

1,8 2,9

6,8

4,3

4 ,0

0,5

10,1

12,1

15,8 15,7

26,0

0,0

5,0

10,0

15,0

20,0

25,0

30,0

Рис. 1. Распределение численности работников организаций по размерам начисленной заработной платы

по Российской Федерации за 2018 г., %

Самая высокая заработная плата, тыс руб.

Самая низкая заработная плата, тыс руб.

производство одежды производство мебели

производство кожи

производство текстильных изделий обслуживание зданий и территорий

19 396

22 041

22 061

23 505

24

119

Рис. 2. Среднемесячная заработная плата в России по отраслям в 2018 г

ности налогообложения и равномерности распределения НДФЛ между налогоплательщиками с разным уровнем доходов.

Они обращают внимание на то, что в законопроекте предлагается действующую ставку НДФЛ в 13 % сохранить в отношении большинства налогоплательщиков - 58,02 миллиона человек, что составляет 86,08 % от общей численности плательщиков данного налога.

Также отмечалось, что сумма доходов по НДФЛ с прежней ставкой составит 3,4 трлн руб., а при введении прогрессивной шкалы - 4,46 трлн руб.

Инициативы о введении прогрессивной шкалы налогообложения неоднократно вносились в Госдуму. При этом предлагались раз-

личные размеры годового дохода для применения повышенной ставки НДФЛ - 400 тыс. руб., 24 млн руб., 5 млн руб. в год и т. д.). Но ни один законопроект не был принят.

Правительство обращает внимание на то, что введение с 2001 г. ставки налога в размере 13 % для большинства видов доходов способствовало увеличению поступления НДФЛ в бюджетную систему РФ. Кроме того, были упрощены порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, а также его администрирование налоговыми органами [6].

В настоящее время необходимо отметить стабильность собираемости налога на доходы физических лиц. В доходах бюджетов субъектов РФ этот налог играет ведущую роль (рис. 3).

Налоги на совокупный доход; 5%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налог на имущество; 15%

НДС; 0,04%

Налоги и

_сборы за

пользование природными ресурсами; 0,9%

Акцизы; 7%

Рис. 3. Структура доходов бюджетов субъектов РФ в 2018 г.

iteasz

Проблемой в настоящее время является недостаточность финансовых ресурсов у региональных и местных властей [7].

Исходя из этого все эксперименты с налогом на доходы физических лиц с механизмом его расчета, с формированием налогооблагаемой базы, с льготами или со ставкой очень опасны. Именно от поступлений данного налога зависит финансовое благополучие регионов. Очень неоднозначны и мнения различных экспертов относительно введения прогрессивной шкалы ставок по данному налогу.

Существуют определенные плюсы и минусы введения прогрессивного налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации.

Некоторые эксперты считают, что отказ от плоской шкалы НДФЛ в России противоречит одному из принципов государственного управления - постоянству правил игры. При этом прогрессивная шкала налогообложения может привести к тому, что богатые территории станут значительно богаче, что усилит межрегиональную политическую напряженность. Нынешнее состояние институтов, в том числе и фискальных, неуверенность граждан в целевом использовании налогов и сборов отличают нашу страну от многих государств, где дей-

ствует прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц, и являются объективными препятствиями для ее введения.

Есть еще один аспект реформирования ставки налога на доходы физических лиц, связанный с низким уровнем налоговой грамотности граждан. Законодательство РФ устанавливает, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы [3]. Зачастую именно отсутствие элементарных знаний приводит к тому, что значительные выплаты «уходят в конверты». На макроэкономическом уровне низкая налоговая грамотность провоцирует развитие теневой экономики [4]. Следовательно, необходимо вести разъяснительную работу с населением, объяснять экономическую сущность данного налога, прививать основы налоговой культуры.

С точки зрения перспектив социально-экономического развития России введение прогрессивного налога на доходы физических лиц ослабит чрезмерное расслоение доходов населения, позволит стабилизировать общество и предотвратить социальные протесты, а также решить задачу наполнения бюджета.

«Плюсы» и «минусы» прогрессивного налогообложения

«Плюсы» прогрессивного налогообложения «Минусы» прогрессивного налогообложения

1 Снижение уровня социального неравенства населения. Данная мера позволит приостановить падение доходов малообеспеченных слоев населения и преодолеть бедность в стране Возможен уход доходов «в тень». Возврату к выплатам заработной платы «в конверте», применению «черных» или «серых» схем получения доходов физическими лицами. Данная проблема существует и сегодня. Однако увеличение ставки по «сверхдоходам» усилит тенденции по их сокрытию

2 Достижение социальной справедливости. При пропорциональном налогообложении налоговая нагрузка на бедных по факту оказывается максимальной. Ставка 13 % по НДФЛ действует на всех, в то время как структура этих доходов существенно может различаться Введение прогрессивной шкалы ставки налога на доходы физических лиц «ударит» в первую очередь по группе с высоким уровнем дохода. Данная группа большую часть своих доходов направляет на накопление, а не на потребление. Одновременно произойдет увеличение доходов у малообеспеченных слоев населения, которые, в свою очередь, тратят свои деньги на текущее потребление. Все это приведет к увеличению потребительского спроса

3 Рост налоговых поступлений в бюджет за счет повышения ставки налога на доходы граждан, получающих «сверхдоходы» Выведение капиталов за пределы территориальной юрисдикции РФ с целью минимизации налоговых платежей

4 Налоговая нагрузка увеличится в большей степени на доходы от капитала, а не на заработную плату, так как в основной своей массе сверхприбыли возникают не на «зарплатных» доходах Возможно снижение стимулов к труду у лиц с высоким уровнем дохода

Библиографический список

References

1. Кириллова О. С. Современные технологии налогового администрирования: ответ на угрозы или использование возможностей обеспечения экономической безопасности // Экономическая безопасность и качество. 2018. №1 (30). С. 74.

2. Муравлева Т.В. Налоговая безопасность как составная часть экономической безопасности малого бизнеса // Экономическая безопасность и качество. 2018. № 1 (30). С. 57-60.

3. Муравлева Т.В. Налогообложение организаций финансового сектора экономики : учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080100.62 Экономика, профиль «Налоги и налогообложение». Саратов, 2014. С. 159.

4. Муравлева Т.В. Проблемы развития налоговой грамотности в России // Методология современной науки : сб. ст. Донецк : Знание, 2014.

5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/ new_site.

6. РИА Новости. Депутаты от КПРФ предложили ввести прогрессивную шкалу НДФЛ с 2019 года. URL: https://ria.ru/20180328/1517442974.html (дата обращения: 05.03.2019).

7. Солнышкова Ю.Н. Роль региональных и местных налогов в формировании бюджетов РФ: современные проблемы и возможности роста // Региональные и муниципальные финансы: приоритетные направления развития : сб. науч. тр. Саратов, 2018. С. 96-102.

1. Kirillova O.S. (2018) Sovremennyye tekhnologii nal-ogovogo administrirovaniya: otvet na ugrozy ili ispol'zovaniye vozmozhnostey obespecheniya ekonomiches-koy bezopasnosti [Modern technology for tax administration: a response to threats or an opportunity to ensure economic security] // Ekonomicheskaya bezopasnost' i kachestvo. №1 (30). P. 74.

2. Muravleva T.V. (2018) Nalogovaya bezopasnost' kak sostavnaya chast' ekonomicheskoy bezopasnosti malogo bi-znesa [Tax security as an integral part of the economic security of small businesses] // Ekonomicheskaya bezopasnost' i kachestvo. № 1 (30). P. 57-60.

3. Muravleva T.V. (2014) Nalogooblozheniye organi-zatsiy finansovogo sektora ekonomiki : ucheb. posobiye dlya studentov, obuchayushchikhsya po napravleniyu podgotovki 080100.62 Ekonomika, profil' «Nalogi i nalogooblozheniye» [Taxation of businesses in the financial sector of economy: textbook for students of the program 080100.62 Economics majoring in "Taxes and taxation"]. Saratov. P. 159.

4. Muravleva T.V. (2014) Problemy razvitiya nalogovoy gramotnosti v Rossii [ ] // Metodologiya sovremennoy nau-ki : sb. st [Challenges of promoting tax literacy in Russia]. Donetsk: Znaniye.

5. Ofitsial'nyy sayt Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistici [Official website of the Federal State Statistics Service]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site.

6. RIA Novosti. Deputaty ot KPRF predlozhili vvesti progressivnuyu shkalu NDFL s 2019 goda [RIA News. MPs from the Communist Party propose to introduce a progressive personal income tax scale from 2019]. URL: https://ria. ru/20180328/1517442974.html (date of access: 05.03.2019).

7. Solnyshkova Yu.N. (2018) Rol' regional'nykh i mest-nykh nalogov v formirovanii byudzhetov RF: sovremennyye problemy i vozmozhnosti rosta [The role of regional and local taxes in the budget of the Russian Federation: current problems and growth opportunities] // Regional'nyye i munitsipal'nyye finansy: prioritetnyye napravleniya razvitiya

: sb. nauch. tr. Saratov. P. 96-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.