Научная статья на тему 'ФИСКАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ НДС В РОССИИ'

ФИСКАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ НДС В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / СТОИМОСТЬ / БЮДЖЕТ / ИНФЛЯЦИЯ / СТАВКА / ЭКОНОМИКА / НДС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муравлева Татьяна Виталиевна

Статья посвящена одному из наиболее важных бюджетообразующих налогов - налогу на добавленную стоимость. Этот налог имеет очевидную фискальную направленность. Воздействие его на экономические процессы также очень велико. За последние пять лет поступления НДС в бюджет выросли практически в два раза, хотя отчасти это объясняется инфляционными процессами. На основе проведенного анализа динамики этого налога в последние годы, влияния повышения ставки на инфляцию и устойчивости этого налога вне зависимости от изменений, происходящих на макроуровне, выработаны конкретные предложения по его совершенствованию. Автор отмечает, что повышение ставки приводит к росту инфляционных процессов в стране. В условиях современной экономической ситуации, обусловленной влиянием пандемии корона-вируса, для предотвращения дальнейшего провоцирования инфляции является необходимым и логичным введение дополнительных льгот по НДС для представителей реального сектора экономики. Кроме того, проведение дальнейшего реформирования НДС должно учитывать рост цен на продовольственные товары в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FISCAL PARADIGM OF VALUE ADDED TAX DEVELOPMENT IN RUSSIA

This article is about one of the most important budget-forming taxes - value added tax. This tax has an obvious fiscal orientation. Its impact on economic processes is also very great. Over the past five years, VAT revenues to the budget have almost doubled. Although this is partly due to inflationary processes. Based on the analysis of the dynamics of this tax in recent years, the impact of the increase in the rate on inflation and the stability of this tax regardless of changes occurring at the macro level, specific proposals for its improvement have been developed. The author notes that an increase in the rate leads to an increase in inflationary processes in the country. In the context of the current economic situation, due to the influence of the coronavirus pandemic, the introduction of additional VAT benefits for representatives of the real sector of the economy is necessary and logical to prevent further provoking inflation. In addition, further VAT reform should take into account the rise in food prices in the country.

Текст научной работы на тему «ФИСКАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ НДС В РОССИИ»

УДК 336.221

ФИСКАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ НДС В РОССИИ

Т.В. Муравлева

Статья посвящена одному из наиболее важных бюджетообразующих налогов - налогу на добавленную стоимость. Этот налог имеет очевидную фискальную направленность. Воздействие его на экономические процессы также очень велико. За последние пять лет поступления НДС в бюджет выросли практически в два раза, хотя отчасти это объясняется инфляционными процессами. На основе проведенного анализа динамики этого налога в последние годы, влияния повышения ставки на инфляцию и устойчивости этого налога вне зависимости от изменений, происходящих на макроуровне, выработаны конкретные предложения по его совершенствованию.

Автор отмечает, что повышение ставки приводит к росту инфляционных процессов в стране. В условиях современной экономической ситуации, обусловленной влиянием пандемии корона-вируса, для предотвращения дальнейшего провоцирования инфляции является необходимым и логичным введение дополнительных льгот по НДС для представителей реального сектора экономики. Кроме того, проведение дальнейшего реформирования НДС должно учитывать рост цен на продовольственные товары в стране.

Ключевые слова, налог; стоимость; бюджет; инфляция; ставка; экономика; НДС.

T.V. Muravlyova. FISCAL PARADIGM OF VALUE ADDED TAX DEVELOPMENT IN RUSSIA

This article is about one of the most important budget-forming taxes - value added tax. This tax has an obvious fiscal orientation. Its impact on economic processes is also very great. Over the past five years, VAT revenues to the budget have almost doubled. Although this is partly due to inflationary processes. Based on the analysis of the dynamics of this tax in recent years, the impact of the increase in the rate on inflation and the stability of this tax regardless of changes occurring at the macro level, specific proposals for its improvement have been developed.

The author notes that an increase in the rate leads to an increase in inflationary processes in the country. In the context of the current economic situation, due to the influence of the coronavirus pandemic, the introduction of additional VAT benefits for representatives of the real sector of the economy is necessary and logical to prevent further provoking inflation. In addition, further VAT reform should take into account the rise in food prices in the country.

Keywords: tax; cost; budget; inflation; rate; economy; VAT.

Если заглянуть в историю, то само возникновение налога на добавленную стоимость (далее - НДС) было опосредовано необходимостью пополнять доходы бюджетов. Большинство стран вводили этот налог не для использования в качестве мегарегулятора, а все с той же банальной целью поиска финансовых ресурсов. Что касается России, то у нас НДС пришел на смену налога с оборота [2]. Налог с оборота максимально был адаптирован к административной системе управления и не был жизнеспособным в рыночных условиях. Полностью отказаться от косвенного налога не представлялось возможным, так как на тот момент ни один из прямых налогов, ни даже все прямые налоги вместе взятые не могли достойно заменить налог с оборота в бюджете. Удельный вес налога на добавленную стоимость в общем объеме доходов федерального бюджета на протяжении с 2005 по 2016 г с незначитель-

ными колебаниями составлял порядка 30 %, т.е. практически треть бюджета формировалась за счет именно НДС. Это как нельзя лучше демонстрирует и доказывает высокую фискальную значимость данного налога.

Сегодня НДС считается основным источником бюджетных поступлений и имеет колоссальную значимость для экономики государства. Для подтверждения этой позиции первоначально рассмотрим динамику доходной части бюджета Российской Федерации в период с 2017 по 2019 г., для этого обратимся к таблице [5].

Исходя из данных таблицы, можно сделать выводы, что на нефтегазовые доходы приходится основная доля поступлений в бюджет, которая за 2019 г. составляет 60,7 % от всех доходов государства; показатели почти всех видов налогов растут, а наиболее весомыми являются поступления от НДС.

Кроме того, очевидна тенденция роста

94

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2021. № 1(43)

Доходы федерального бюджета в 2017-2019 гг., млрд руб.

2017 г. Доля к итогу, % 2018 г. Доля к итогу, % 2019 г. Доля к итогу, %

Доходы, всего 15 088,9 100 19 454,4 100 20 188,8 100

Нефтегазовые доходы 5 971,9 39,6 9 017,8 46,3 7 924,3 39,3

Налоги, связанные с внутренним производством:

НДС (внутренний) 3 069,9 20,3 3 574,6 18,4 4 257,8 21,1

Акцизы 909,6 6,0 860,7 4,4 946,7 4,7

Налог на прибыль 762,4 5,1 995,5 5,1 1 185,0 5,9

Налоги, связанные с импортом:

НДС на ввозимые товары 2 067,2 13,7 2 442,1 12,6 2 837,4 14,1

Акцизы на ввозимые товары 78,2 0,5 96,3 0,5 90,3 0,4

Ввозные пошлины 583,2 3,9 673,0 3,5 716,9 3,5

Прочие 1 646,5 10,9 1 794,2 9,2 2 230,4 11,0

Источник: составлено автором по данным официального сайта Минфина России [5]

поступлений от НДС в абсолютных единицах. Так, сумма налога в 2017 г. составила 5 137,1 млрд руб., в 2018 г - 6 016,7 млрд руб., в 2019 г. - 7 095,2 млрд руб. Данный рост поступлений этого налога в федеральный бюджет можно объяснить уменьшением доли налоговых вычетов, снижением возмещения налога, но самое главное - инфляционными процессами, ростом оборачиваемости капитала и, как следствие, увеличением налогооблагаемой базы. Подобный рост за счет экстенсивных факторов хотя и является благом для бюджета, но особой радости у профессионалов не вызывает.

В то же время в общем объеме поступлений тенденция роста удельного веса НДС не наблюдается, своего минимального значения показатель достиг в 2018 г. и составил 31 %, но уже в 2019 г. он вырос на 4,2 %.

Среди налоговых поступлений НДС занимает первое место. Налог на добавленную

стоимость, в отличие от налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), позволяет обеспечивать финансовую стабильность страны на протяжении длительного времени, так как НДС незначительно подвержен влиянию мировых цен на сырье, а также энергоносители.

При анализе фискальной роли НДС нельзя забывать о том, что в бюджет платежи по НДС поступают от товаров (работ, услуг), которые реализуются на территории РФ, и от товаров (работ, услуг), ввозимых на территорию РФ. Динамика поступлений НДС в разрезе последних шести лет представлена на рисунке [5].

Согласно данным, представленным на рисунке, в период с 2014 по 2019 г. прослеживается тенденция роста поступлений налога в государственный бюджет от товаров, ввозимых на территорию РФ, и от товаров, реализуемых на территории РФ. Так, например, за последний

4257,8

2014 2015 2016 2017 2018 2019

I НДС (внутренний) ■ НДС на ввозимые товары

Динамика и структура поступлений НДС в федеральный бюджет РФ за 2014-2019 гг., млрд руб. Источник: составлено автором на основе данных официального сайта Минфина России [5]

год показатели увеличились на 395,3 млрд руб. и 683,2 млрд руб. соответственно.

Причины аналогичны вышеуказанным, и в первую очередь это инфляционные процессы.

Кроме роста номинального ВВП, обусловленного инфляцией, есть еще две не менее важные причины роста поступлений этого налога:

1) значительное улучшение качества налогового администрирования за счет введения новых цифровых технологий;

2) рост ставки налога на 2 %.

Немаловажное значение в росте положительной динамики сами представители налоговых органов отводят применению с 2013 г. автоматизированной системы контроля НДС (АСК НДС), которая позволяет выявить случаи уклонения от уплаты налога и предназначена для борьбы с недобросовестными налогоплательщиками. Эта система основана на риск-ориентированном подходе и предполагает автоматическое сопоставление данных контрагентов и осуществление контрольных функций [6]. В 2015 г. налоговые инспекции перешли на усовершенствованную версию АСК НДС-2, а с 2018 г. в базу АСК НДС-3 были включены банки, что позволило отслеживать движение денежных средств по счетам физических лиц и организаций.

В соответствии с данными официального сайта Министерства финансов РФ прогнозируется, что НДС в период с 2020 по 2022 г. сохранит тренд роста поступлений и останется основным источником доходов для федерального бюджета.

Предполагается, что в результате повышения ставки в течение ближайших трех лет в федеральный бюджет поступит более 2 трлн руб. По оценкам Минфина России, эффект от повышения ставки НДС позволит полностью профинансировать расходы федерального бюджета, связанные с жилищно-коммунальным хозяйством, и покрыть расходы на выплаты пенсий военнослужащим. Информации за 2020 г. пока нет, но по предварительным расчетам в 2020 г. дополнительные поступления должны были увеличиться на 26 % и составить около 639 млрд руб., в 2021 г. эта цифра составит уже 686 млрд руб., а в 2022 г. - 737 млрд руб. [3].

Таким образом, изучив динамику поступлений налога на добавленную стоимость в бюджет Российской Федерации, можно сделать вывод, что НДС занимает лидирующее место среди налоговых доходов государства и сохранит свои позиции в будущем.

Несмотря на то, что НДС полностью вы-

полняет возложенную на него функцию - формирование доходов бюджета, дискуссии вокруг него не останавливались ни на одну минуту с момента его введения. Они связаны не только и не столько с его фискальной составляющей, но в большей степени с его влиянием на макроэкономические процессы. Однако мы не считаем целесообразным разделять подобным образом это влияние.

Самый острый вопрос в данных дискуссиях - вопрос о снижении или повышении ставок налога. Даже за последнее десятилетие вектор решений этого вопроса неоднократно менялся кардинальным образом в зависимости от того, ставили мы приоритетом максимальное формирование бюджета или же увеличение темпов роста отечественной экономики. Очевидно, что в подобной ситуации представители Министерства финансов ратуют за стабильность доходных источников бюджета и рост, или, как минимум, сохранение ставки по НДС на прежнем уровне.

Представители Министерства экономического развития придерживались диаметрально противоположной точки зрения, выступая за снижение ставки налога. Неоднократно они строили модельные прогнозы, сутью которых было доказательство того факта, что даже самое незначительное снижение ставки приводит к резкому повышению экономической активности хозяйствующих субъектов, ускорению оборачиваемости капитала, росту темпов экономического развития.

Так на чью же сторону встать в решении данной дилеммы? И то и другое решение имеет свои плюсы и минусы. Да и сам налог является весьма противоречивым.

Трудно поспорить с тем, что с фискальной точки зрения НДС идеален. Он имеет стабильную и устойчивую базу налогообложения. Этот налог практически не зависит от материальных затрат. Доходы от него поступают еще до того момента, как произошла реализация готовой продукции, т.е. в лесу только вырубили дерево, чтобы из него изготовить стол, а налог уже «побежал» в бюджет. От НДС практически нет легальных способов уклонения. А с фокусами типа «обналичка» или «лжеэкспорт» наши налоговые органы научились успешно бороться. Кроме того, тот контроль, который осуществляется у нас по счетам-фактурам, является одним из самых передовых и технологичных в мировой практике. Поэтому применение подобных методов незаконной оптимизации является высокорискованным. Риск - это то, с чем мы сталкиваемся, когда можем оценить вероятность того или иного события [7], а ре-

зультатом может стать и полная потеря бизнеса. Все вышесказанное превращает НДС в незаменимого спутника доходов бюджетов не только в России, но и в большинстве развитых стран мира.

В то же время уже давно не вызывает споры тот факт, что НДС провоцирует инфляционные процессы. С этой позиции он изначально был введен не в самый подходящий момент. 1990-е годы характеризовались и без того непомерно высоким уровнем инфляции, которую НДС мог только усугубить. Так и произошло по факту. В этот период НДС спровоцировал дальнейший рост цен, снижение конкурентоспособности отечественного производителя, снижение реальных доходов населения, падение платежеспособного покупательского спроса.

Обратим внимание на события двухлетней давности: повышение основной ставки НДС с 18 % до 20 %. Пока окончательных данных по итогам 2020 г нет, но Центральный Банк РФ с самого начала прогнозировал широкий диапазон роста инфляции: от 0,6 % до 1,5 %. Причем эффект от повышения ощутим не сразу. Первые несколько месяцев 2020 г. НДС катился «по старым рельсам», и о влиянии НДС на инфляцию можно реально говорить только после прошедшего лета. В то же время многие эксперты связывают рост цен на недвижимость и автомобили не только с ростом курсов валют, но и с повышением ставки по НДС.

Эта оценка была получена путем корректировки прямого «технического» переноса повышения НДС с 18 % до 20 % в цены с учетом структуры налогообложения в России. Помимо структуры налогообложения на масштаб переноса НДС в цены оказывает влияние целый спектр дополнительных факторов, как сдерживающих влияние повышения НДС на инфляцию, так и усиливающих его. По идее, мы могли бы посмотреть инфляцию в III и IV квартале 2020 г, однако данная статистика не позволит нам сделать так называемых «чистых» выводов. Причина тому - пандемия коронави-руса, которая захлестнула мировое сообщество практически с марта 2020 г. Да, в России не было официально объявленного локдауна, как в ряде других государств, но весенняя самоизоляция, падение платежеспособного спроса населения, снижение реальных зарплат, кризис малого бизнеса, желание закупить все продукты и сразу на всякий случай, сделали свое дело, спровоцировали инфляцию и нанесли ожидаемый удар по экономике. В этой ситуации провести факторный анализ и разделить, какая часть инфляции была спровоци-

рована коронавирусом, а какая ростом ставки НДС, очень сложно.

Судить о влиянии увеличения ставки НДС на инфляционные процессы мы можем, только опираясь на зарубежный опыт, на опыт тех стран, которые уже пошли по пути повышения ставок. За период с 2005 по 2016 г. в 16 странах были повышены ставки по этому налогу.

Масштаб изменения ставки НДС в этих случаях варьировался от 1 до 5 процентных пунктов. Во всех странах наблюдалось значимое ускорение роста цен в ответ на налоговые изменения. В среднем по рассмотренной выборке стран инфляция повысилась на 0,4-0,6 п.п. при увеличении ставки НДС на 1 п.п. С одной стороны, этот уровень инфляции является как минимум приемлемым, с другой стороны, наблюдая за ростом цен хотя бы даже по продовольственным товарам, сложно не задуматься о причинах этого явления. Дискуссия о возможной дальнейшей трансформации НДС должна базироваться на данных об использовании данного вида налоговой льготы [1].

Однако НДС прошел проверку временем и сегодня стал одним из важнейших налогов в нашей налоговой системе. Нашу налоговую систему отчасти из-за этого обвиняют в значительном копировании опыта развивающихся стран, в которых очевидно преобладание в налоговых системах косвенных налогов, что не совсем верно. Этот налог является лишь частью проводимой в стране полномасштабной экономической и налоговой реформы. НДС для нашей страны не временная мера, призванная «латать дыры в бюджете», и суммы, полученные от поступления НДС, идут не только на покрытие текущих затрат. Отчасти эти средства используются для параллельного проведения в рамках активной промышленной политики серьезных налоговых ограничений в целях стимулирования экономического роста и поддержания стратегических направлений решения общеэкономических задач, финансирования национальных проектов.

Список литературы

1. Кириллова О.С. О новых подходах к администрированию налоговых расходов и оценке их эффективности // Вестник Саратовского гос. со-циально-экон. ун-та. 2018. № 2 (71). С. 131-135.

2. Кириллова О.С., Муравлева Т.В. Налоги и налогообложение. Курс лекций: учеб. пособие для вузов. М.: Экзамен, 2005. 285 с.

3. Марченко С.Н., Муравлева Т.В. Нововведения в Российской Федерации в 2019 году. М.: Интернаука, 2019. С. 226.

4. Мизякина О.Б., Мягкова Т.Л. Направления

совершенствования системы обеспечения финансовой безопасности в условиях цифровизации экономики // Развитие инновационной экономики: проблемы и научные достижения: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. Энгельс, 2020. С. 114-122.

5. Министерство финансов РФ: офиц. сайт. URL: http://minfin.ru.

6. Муравлева Т.В. Орловская Д.Д. Цифровая трансформация деятельности налоговых органов // Наука и общество. 2019. № 3 (35). С. 31-34.

7. Нестеренко Е.А., Киселев М.В. Новый взгляд на проблемы экономического прогнозирования в условиях неопределенности // Вестник Саратовского гос. социально-экон. ун-та. 2019. № 3 (77). С. 164-168.

References

1. Kirillova O.S. O novykh podkhodakh k ad-ministrirovaniyu nalogovykh raskhodov i otsenke ikh effektivnosti [On new approaches to the administration of tax expenses and assessing their effectiveness] // Vestnik Saratovskogo gos. sotsiaFno-ekon. un-ta. 2018. № 2 (71). S. 131-135.

2. Kirillova O.S., Muravleva T.V. Nalogi i na-logooblozhenie. Kurs lektsij [Taxes and taxation.

Course of lectures]: ucheb. posobie dlya vuzov. M.: Ekzamen, 2005. 285 s.

3. Marchenko S.N., Muravleva T.V. Novovve-deniya v Rossijskoj Federatsii v 2019 godu [Innovations in the Russian Federation in 2019]. M.: Inter-nauka, 2019. S. 226.

4. Mizyakina O.B., Myagkova T.L. Napravleniya sovershenstvovaniya sistemy obespecheniya finanso-voj bezopasnosti v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomi-ki [Directions for improving the financial security system in the context of the digitalization of the economy] // Razvitie innovatsionnoj ekonomiki: problemy i nauchnye dostizheniya: materialy III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Engels, 2020. S. 114-122.

5. Ministerstvo finansov RF: ofits. sajt. URL: http://minfin.ru.

6. Muravleva T.V. Orlovskaya D.D. Tsifrovaya transformatsiya deyateFnosti nalogovykh organov [Digital transformation of tax authorities] // Nauka i obshchestvo. 2019. № 3 (35). S. 31-34.

7. Nesterenko E.A., Kiselev M.V. Novyj vzglyad na problemy ekonomicheskogo prognozirovaniya v usloviyakh neopredelennosti [A new look at the problems of economic forecasting under conditions of uncertainty] // Vestnik Saratovskogo gos. sotsiaFno-ekon. un-ta. 2019. № 3 (77). S. 164-168.

МУРАВЛЕВА Татьяна Виталиевна - доктор экономических наук, профессор, проректор по учебной и научной работе. Поволжский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Энгельс. E-mail: Tanyam.07@mail.ru.

MURAVLYOVA, Tatyana Vitalievna - Doctor of Economics, Professor, Vice-Rector for Academic and Scientific Work. Volga Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Engels. E-mail: Tanyam.07@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.