Научная статья на тему 'Стратегический подход к государственному регулированию межфирменного сотрудничества в регионе'

Стратегический подход к государственному регулированию межфирменного сотрудничества в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗНОМАСШТАБНЫХ СУБЪЕКТОВ БИЗНЕСА / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LARGE / MEDIUM AND SMALL BUSINESS INTERACTION / STRATEGIC APPROACH / REGIONAL DEVELOPMENT / GOVERNMENTAL REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алешин Алексей Валерьевич

Взаимодействие разномасштабных субъектов бизнеса в регионе оказывает пози-тивное влияние на его развитие. При этом успешность межфирменного сотрудничества в значительной степени определяется государственным регулированием партнерских практик. В работе обоснованы преимущества стратегического подхода к государствен-ной поддержке сотрудничества малых, средних и крупных предприятий, позволяюще-го создавать эффективные комбинации различных мер с позиций их соответствия це-лям и задачам регионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of large, medium and small companies in the region influences positively on its development. The results of intercompany partnership highly depend on the govern-mental regulation of partnership in the business sphere. The advantages of the strategic ap-proach to the implementation of non-uniformly scaled business actors' partnership support, that allows combining different measures efficiently according to the goals and objectives of regional development, are shown in the paper.

Текст научной работы на тему «Стратегический подход к государственному регулированию межфирменного сотрудничества в регионе»

А. В. Алешин

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ МЕЖФИРМЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РЕГИОНЕ

Аннотация

Взаимодействие разномасштабных субъектов бизнеса в регионе оказывает позитивное влияние на его развитие. При этом успешность межфирменного сотрудничества в значительной степени определяется государственным регулированием партнерских практик. В работе обоснованы преимущества стратегического подхода к государственной поддержке сотрудничества малых, средних и крупных предприятий, позволяющего создавать эффективные комбинации различных мер с позиций их соответствия целям и задачам регионального развития.

2011 № 4

Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Annotation

Interaction of large, medium and small companies in the region influences positively on its development. The results of intercompany partnership highly depend on the governmental regulation of partnership in the business sphere. The advantages of the strategic approach to the implementation of non-uniformly scaled business actors' partnership support, that allows combining different measures efficiently according to the goals and objectives of regional development, are shown in the paper.

Ключевые слова

Взаимодействие разномасштабных субъектов бизнеса, стратегический подход, региональное развитие, государственное регулирование.

Keywords

Large, medium and small business interaction, strategic approach, regional development, governmental regulation.

Целесообразность партнерского взаимодействия бизнес-структур в региональной экономике достаточно полно обоснована в научной литературе, а также подтверждена хозяйственной практикой. Особенно актуально в настоящее время развитие различных форм и технологий сотрудничества разномасштабных субъектов бизнеса. Это определяется тем, что успешное развитие региона в значительной степени обусловлено качеством, количеством и разнообразием системных связей между хозяйствующими субъектами, в нем функционирующими, а сравнительные конкурентные преимущества малых, средних и крупных предприятий дают возможность компенсировать недостатки структур одного типа достоинствами других. При этом активное распространение и повышение результативности взаимодействия разномасштабных

субъектов бизнеса зависит от эффективности его государственной поддержки. В этой связи, существенный интерес представляет исследование подходов и средств государственного регулирования партнерских отношений в бизнес-секторе региональной экономики и условий повышения их результативности.

Мировой опыт демонстрирует широкий набор методов стимулирова-

ния взаимодействия предприятий различного масштаба, варьирующихся в зависимости от иерархического уровня, субъектов принятия решения, сферы его распространения, объектной области регулирования и типа управленческого воздействия. Рассматриваемые меры могут носить финансовый, институциональный, организационный, инфраструктурный, информационный характер.

Эффективность регулирующих мер органов государственной власти зависит от комплексности их применения в регионе и сочетания способом, наиболее соответствующим экономической ситуации на мезоуровне. Другими словами, помимо применения отдельных методов государственного стимулирования взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса целесообразно их объединение в рамках единой концепции, стратегии и реализующих ее программах, что позволит:

- согласовать цели стимулирования сотрудничества разномасштабных субъектов бизнеса с целями развития экономики региона;

- обеспечить появление синерге-тического и мультипликативного эффектов от сотрудничества малых, средних и крупных фирм;

- способствовать концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития региона;

- стимулировать инновационную активность организаций в регионе посредством использования преимуществ и нивелирования недостатков малого, среднего и крупного бизнеса;

- содействовать развитию рыночной конкуренции;

- создать условия для сбалансированного по масштабам предприятий развития региона и т.д.

Взаимодействие разномасштабных субъектов бизнеса возможно при условии наличия, готовности и достаточно высокого уровня развития всех потенциальных сторон сотрудничества. Поэтому невысокие показатели российского малого бизнеса ограничивают его потенциал во взаимодействии с крупными компаниями. Следовательно, целенаправленная, селективная государственная поддержка малых предприятий в приоритетных сферах экономического развития региона влияет и на распространение партнерских практик в бизнес-секторе. Именно поэтому значительная часть мер по стимулированию взаимодействия разномасштабных

субъектов бизнеса в развитых и развивающихся странах направлена на поддержку малого бизнеса.

Несмотря на важную стимулирующую функцию государства в развитии и расширении взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса, из-за уязвимых позиций малых предприятий, попадающих в границы институциональных ограничений, административных барьеров, ресурсного дефицита, роль властных структур определяется также и необходимостью нивелирования негативных проявлений отношений

крупных и малых предприятий. Государство, не позволяя своеобразного па-разитирования крупного бизнеса на малых предприятиях (включая завышенные ставки аренды для малого бизнеса, например, в торговых центрах) выполняет ограничивающую и контролирующую функции по отношению к более сильному априори партнеру.

Кроме того, государственные структуры оказывают воздействие на формирование институциональных условий в регионе, тем самым способствуя или препятствуя ведению бизнеса организациями различного масштаба и развитию партнерских отношений между ними.

Основные меры государственной поддержки взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса в сопряжении с формами их взаимодействия, сгруппированные на основе анализа мирового и отечественного опыта, представлены в таблице 1 (см. ниже).

Таким образом, регулирующие действия органов регионального уровня могут быть направлены непосредственно на поддержку взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса и/или на содействие развитию малого и среднего предпринимательства и создание благоприятного предпринимательского климата в регионе, что (через расширение круга потенциальных партнеров для сотрудничества и сфер взаимодействия) положительно влияет на развитие партнерских отношений.

В последние годы зарубежный опыт демонстрирует смещение к косвенным методам стимулирования партнерских отношений, которые активно дополняются прямыми мерами в кризисных условиях.

Таблица 1. Основные формы господдержки взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса [составлено с использованием данных 1,2,3]

Формы взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса Формы государственной поддержки

Прямые Косвенные

Субконтрактация Обременение государственного заказа (когда часть госзаказа, полученного крупным предприятием, передается малой фирме на основе субконтракта) Ужесточение экологических норм, стимулирование развития энергосберегающих технологий, создание институциональных условий, поддержка малого бизнеса

Франчайзинг Налоговые льготы малому бизнесу Снижение налоговой нагрузки и административных барьеров. Предостав-ление широкого доступа населения к обучению основам предпринимательства. Распространение информационных технологий. Создание каналов распространения бизнес-информации и специализированных поисковых порталов по технологиям и партнерам

Лизинг Субсидирование процентов и предоставление целевых грантов на уплату первого взноса по лизинговому оборудованию; предоставление налоговых льгот лизинговым компаниям

Индустриальный, промышленный, технический парк Предоставление финансовых и налоговых льгот, взятие на себя части расходов по приобретению производственных зданий, снижение цен на покупку земельных участков, финансирование инженерной инфраструктуры Разработка и реализация программы создания парков; четкий упрощенный порядок выделения участков и разрешений на строительство внутри парков; анализ и вовлечение в использование свободных площадей госпредприятий; подготовка инженерно-технических кадров в регионе

Кластеры Финансирование агентских инициатив, проектов на конкурсной основе. Прямое софи-нансирование НИР и НИОКР малых предприятий, возмещение их расходов на внедрение систем качества, международную сертификацию, получение патентов Создание баз данных, информационная поддержка, принятие программы поддержки кластеров с разграничением ролей, функций и обязанностей науки, образования, финансовых институтов и разномасштабных субъектов бизнеса. Совершенствование законодательства в области развития кластеров. Создание инфраструктурных условий и развитие механизма трансфера инноваций и передачи технологий.

Венчурный бизнес Налоговые льготы инновационным фирмам, государственные гарантии по займам, налоговые льготы и преференции венчурным фондам Совершенствование организационного и правового механизма венчурного финансирования, оказание информационно-консультативных услуг, создание специализированной инфраструктуры и благоприятного климата. Разработка методик оценки интеллектуальной собственности

При этом, по данным общественной организации «ОПОРА России», уже на начальных этапах финансового кризиса, начавшегося в 2008 году, крупные компании в России первыми начали сокращать рабочие места и расходы на социальные нужды, тогда как малый бизнес пошел по другому пути, поставив на первое место в антикризисных

программах снижение издержек и переориентацию бизнеса. В частности, в промышленном парке, созданном на базе КАМАЗа, есть примеры того, как малые компании за короткое время меняли профиль выпускаемой продукции, когда конвейер головного предприятия останавливался [4]. Это свидетельствует об актуальности поддержки взаимодейст-

вия разномасштабных субъектов бизнеса для устойчивого развития региона, поскольку конкурентные преимущества малых и крупных предприятий по-разному проявляются в стабильных и кризисных условиях.

Положительные эффекты косвенного регулирования взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса, позволяющие рекомендовать реализацию данного подхода в регионах России, обусловлены рядом обстоятельств:

- возможность применять одни и те же методы поддержки для стимулирования развития разных форм и технологий взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса;

- использование механизмов саморазвития и самоорганизации, когда коммерческим компаниям создаются благоприятные условия для взаимодействия, а поиск партнеров и выбор технологий сотрудничества происходит на основе конкурсного механизма в конкурентной среде, что приводит к повышению эффективности взаимодействия и сокращению излишнего вмешательства государства в экономические процессы и хозяйственные связи коммерческих компаний;

- принимая во внимание дотационный характер бюджетов большинства субъектов РФ, меры косвенного характера позволят не только минимизировать использование бюджетных ресурсов для стимулирования взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса, но и улучшить инвестиционный климат и содействовать развитию бизнеса, генерируя позитивный эффект для региональной экономики в целом.

Подходы к выбору мер государственного стимулирования взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса в разных странах базируются на признании важности развития подобного сотрудничества для устойчивого инновационного развития экономических систем и варьируются в зависимости от:

- целевых ориентиров, типа, приоритетов и особенностей научно-технической и промышленной политики и стратегий социально-экономического развития;

- выбора основных этапов развития компаний, на которых осуществляется поддержка межфирменного сотрудничества малых и средних предприятий с крупными корпоративными структурами;

- способа комбинации прямых и косвенных методов стимулирования развития взаимодействия малых, средних и крупных предприятий;

- уровня и тенденций экономического развития и ресурсного обеспечения различных стран;

- краткосрочного, среднесрочного и/или долгосрочного периода, охватывающего программирование и планирование мер по стимулированию межфирменного партнерства с участием предприятий различного масштаба.

Таким образом, развитие и распространение эффективных механизмов взаимодействия разномасштабных

субъектов бизнеса в современных российских условиях требует разработки соответствующего стратегического, организационного и методического аппарата управления на региональном уровне, нацеленного на создание благоприятных институциональных условий сотрудничества хозяйствующих субъектов и выбор наиболее целесообразных форм партнерства малых, средних и крупных предприятий с учетом региональной и отраслевой специфики их функционирования. Существенную роль играет встраивание механизмов стимулирования сотрудничества предприятий и организаций различного масштаба деятельности в стратегии регионального развития уже на стадии целеполагания, что позволит максимально задействовать потенциал партнерских отношений для модернизации и инноватизации региональных экономических систем.

При этом важно не только создание логической цепочки инкорпорирования принципов, условий, методов и инструментов стимулирования развития взаимодействия разномасштабных

субъектов бизнеса во всю вертикаль регионального менеджмента от стратегического уровня управления до уровня принятия и реализации оперативных решений, но и применение собственно стратегического подхода к управлению данной сферой региональной экономики. Это позволит системе управления регионального уровня максимально использовать возможности внешней и потенциал внутренней среды, прогнозировать альтернативные варианты развития региона и управлять им, используя адекватные методы моделирования и поддержки принятия управленческих решений.

Применение стратегического подхода к стимулированию взаимодействия малых, средних и крупных предприятий предполагает:

- выбор стратегии стимулирования взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса в регионе;

- приоритет долгосрочных целей регионального развития;

- управление регионом на основе согласования интересов сторон;

- ориентацию на развитие партнерских отношений и взаимодействие субъектов региональной экономики;

- вовлечение различных субъектов региональной экономики в процесс принятия управленческих решений, причем как отдельных бизнес-структур, так и объединений предпринимателей;

- применение моделирования при построении системы поддержки принятия управленческих решений для повышения их эффективности;

- разработку соответствующих стратегий и программ (или их разделов) на основе системного и синергетическо-го подходов;

- реальность, реализуемость и ресурсную обеспеченность мер стимулирования взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса;

- высокую приоритетность и адресность методов стимулирования межфирменного взаимодействия.

Принимая во внимание высокий уровень административных барьеров и коррупции в России, меры, направленные на сокращение препятствий и снятие ограничений для сотрудничества малых, средних и крупных предприятий уже будут играть стимулирующую роль для его развития.

Стратегические долгосрочные приоритеты экономического развития выступают в роли инициирующего импульса, определяющего содержание и направление изменения институциональных условий и роли государства в развитии взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса, что подтверждает опыт ряда стран с развитой рыночной экономикой.

В настоящее время в России на региональном уровне не сформировано целостного комплекса пакетных решений по стимулированию взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса, позволяющих комбинировать различные формы государственной поддержки. Отчасти это связано с мнением о невысокой эффективности для региональных органов государственной власти и управления (при условии рассмотрения эффективности как соотношения затрат и результатов) мероприятий и действий по поддержке развития бизнеса, так как основные налоги от его деятельности поступают в федеральный бюджет. Однако региональная экономика получает от успешного взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса значительное число эффектов, не сводящихся к увеличению налоговых поступлений. К таким эффектам относятся: повышение эффективности инновационной деятельности в регионе;

улучшение финансовых результатов деятельности организаций и предприятий на его территории; рост показателей развития малого и среднего бизнеса в регионе; ускорение темпов, повышение стабильности и улучшение сбалансированности регионального развития.

В этой связи целесообразно переходить от рамочных функций государства в части стимулирования взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса в регионе к стратегическому подходу к поддержке межфирменного сотрудничества. Это позволит формировать комплексы мер по стимулированию партнерских отношений в биз-нес-среде в соответствии с приоритетами регионального развития и более интенсивно вовлекать институциональные ресурсы бизнеса в достижение целей региона при условии одновременной реализации интересов хозяйствующих субъектов за счет усиления соответствующей экономической мотивации.

Библиографический список

1 .Российская ассоциация прямого и венчурного инвестирования http://www.rvca.ш/шs/show_info.php?id= 170.

2.Взаимодействие малых предприятий с крупным производством на региональ-

ном уровне. Бизнес-тезаурус. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства // http ://www. smb. ru/analitics

3.Программа развития малого и среднего предпринимательства правительства Индии // http: //dcm sme. gov. in/M SE-CDProg.htm

4.Взаимодействие малого инновационного и крупного бизнеса//Малый и средний бизнес Томской области: http://mb.tomsk.m/publication-14679.html

Bibliographic list

1 .Russian association of direct and venture investment

http://www.rvca.ru/rus/show_info.php?id= 170.

2. Small enterprises and large business interaction at the regional level. Business-thesaurus. National institute of system research of entrepreneurship problems// http://www.smb.ru/analitics 3.Small and medium enterprises development program of the government of India// http://dcmsme.gov.in/MSE-CDProg.htm 4.Interaction of small innovative and large business//Small and medium business of Tomsk region:

http://mb.tomsk.ru/publication-14679.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.