Научная статья на тему 'Эффективность взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса в регионе: направления и способы оценки'

Эффективность взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса в регионе: направления и способы оценки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
821
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗНОМАСШТАБНЫХ СУБЪЕКТОВ БИЗНЕСА / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / LARGE / MEDIUM AND SMALL BUSINESS INTERACTION / EVALUATION OF EFFECTIVENESS / REGIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алешин А. В.

В статье раскрываются основные понятия, направления и показатели оценки эффективности взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса в системе региональной экономики. В работе выделены материальные и нематериальные эффекты от сотрудничества малых, средних и крупных предприятий и обосновано, что многообразие возможных результатов партнерства требует применения комплексного подхода к их оценке. В качестве основных направлений оценки межфирменного взаимодействия предлагаются: оценка эффективности сотрудничества для субъектов бизнеса, для региональной экономики в целом, оценка уровня развития партнерских отношений в бизнес-секторе региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effectiveness of the interaction of different scales of business entities in the region: trends and measurement

The article deals with the main concepts, directions and indicators of the assessment of non-uniformly scaled business actors partnership effectiveness in the region. The tangible and intangible effects of interaction of large, medium and small companies are shown in the paper, and the reasonability of comprehensive approach to the assessment of these effects is proved. The main directions of intercompany partnership results assessment, proposed in the article, are: the evaluation of the effectiveness of large, medium and small companies interaction for the business-actors, for the regional economy, and the assessment of the level of partnership development in the business sphere of the region.

Текст научной работы на тему «Эффективность взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса в регионе: направления и способы оценки»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАЗНОМАСШТАБНЫХ СУБЪЕКТОВ БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ: НАПРАВЛЕНИЯ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ

АЛЕШИН А.В.,

кандидат экономических наук, докторант, доцент, Южный федеральный университет, e-mail: pirostov@mail.ru

В статье раскрываются основные понятия, направления и показатели оценки эффективности взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса в системе региональной экономики. В работе выделены материальные и нематериальные эффекты от сотрудничества малых, средних и крупных предприятий и обосновано, что многообразие возможных результатов партнерства требует применения комплексного подхода к их оценке. В качестве основных направлений оценки межфирменного взаимодействия предлагаются: оценка эффективности сотрудничества для субъектов бизнеса, для региональной экономики в целом, оценка уровня развития партнерских отношений в бизнес-секторе региона.

Ключевые слова: взаимодействие разномасштабных субъектов бизнеса; оценка эффективности; региональное развитие.

The article deals with the main concepts, directions and indicators of the assessment of non-uniformly scaled business actors' partnership effectiveness in the region. The tangible and intangible effects of interaction of large, medium and small companies are shown in the paper, and the reasonability of comprehensive approach to the assessment of these effects is proved. The main directions of intercompany partnership results assessment, proposed in the article, are: the evaluation of the effectiveness of large, medium and small companies' interaction for the business-actors, for the regional economy, and the assessment of the level of partnership development in the business sphere of the region.

Keywords: large, medium and small business interaction; evaluation of effectiveness; regional development.

Коды классификатора JEL: R11, R12.

В современных экономических условиях взаимовыгодное сотрудничество разномасштабных субъектов бизнеса является важной составляющей механизма развития экономики региона. Результативность межфирменного взаимодействия и получение в ходе реализации партнерских отношений в бизнес-среде позитивных эффектов для отдельных компаний и мезоэкономики в целом подтверждается опытом ряда развитых и развивающихся стран (в том числе Великобритании, Франции, Бразилии и др.). Однако определение видов и величины данных эффектов, оценка эффективности взаимодействия разномасштабных субъектов в регионе являются важными, но недостаточно проработанными в экономической науке и практике задачами. Это актуализирует развитие понятийного аппарата, подходов и методов оценки эффективности межфирменного сотрудничества с позиций разномасштабных субъектов бизнеса, с одной стороны, и региональной экономической системы - с другой.

Для оценки эффективности партнерских отношений бизнес-акторов различного масштаба деятельности необходимо оценить результативность взаимодействия для самих предприятий - участников многообразных партнерских схем и моделей, определить его влияние на региональное развитие, а также выявить, как соотносятся затраты на стимулирование рассматриваемых партнерских отношений и генерируемые в ходе их реализации результаты-эффекты. Последний из перечисленных пунктов, отражающий отношение результатов от взаимодействия к соответствующим затратам, и является собственно эффективностью межфирменного сотрудничества разномасштабных субъектов бизнеса в регионе.

Проведение процедур каждого из указанных компонентов оценки осложняется в силу наличия прямых и косвенных затрат и эффектов от взаимодействия субъектов бизнеса между собой, а также целого комплекса взаимосвязанных факторов, в том числе глобального и макроэкономического уровня, оказывающих влияние на мезоэконо-мическую динамику. Кроме того, далеко не все возникающие в результате сотрудничества эффекты являются материальными и допускают прямую экономическую оценку. В качестве примера можно привести возникновение доверительных отношений в предпринимательских сетях, улучшение атмосферы сотрудничества. Также необходимо принимать во внимание наличие положительных и отрицательных результатов взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса, которые в регионе могут компенсировать, нивелировать друг друга.

© А.В. Алешин, 2011

В соответствии с этим, предлагается сфокусировать внимание на трех направлениях оценки эффективности взаимодействия субъектов бизнеса в регионе:

♦ определение эффектов взаимодействия малых, средних и крупных предприятий для региональной экономики в целом, что позволит оценивать общую результативность партнерства в бизнес-секторе;

♦ оценка эффективности межфирменного сотрудничества для субъектов бизнеса, основанная на показателях, значения которых в случае интеграции с партнерами превышают аналогичные значения при самостоятельном ведении хозяйственной деятельности;

♦ определение уровня развития партнерских отношений малых, средних и крупных предприятий в регионе, что позволит выявлять наиболее перспективные или проблемные зоны взаимодействия и вырабатывать на региональном уровне управляющие воздействия для стимулирования его развития в соответствии с потребностями и интересами региона.

Важно принимать во внимание и другое значение термина «эффективность», когда речь идет об эффективных технологиях, формах, моделях взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса в регионе. В этом случае эффективность выражает наибольшую степень достижения целей, задач и реализации потенциальных возможностей субъектов сотрудничества и региональной экономики в целом.

Существует потенциальная и фактическая эффективность взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса в регионе. Первая характеризует способность системы взаимодействия малых, средних и крупных предприятий генерировать позитивные эффекты для экономики региона, тогда как вторая отражает действительное создание такого эффекта.

Динамические характеристики эффективности взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса отражают изменение его качественных и количественных параметров во времени и связаны с реакцией соответствующих компонентов и подсистем системы региональной экономики на управляющие воздействия. То есть в данном случае речь идет не об эффективности взаимодействия, а об эффективности развития взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса, которая сопряжена с эффективностью принятия и реализации соответствующих управленческих решений и, следовательно, эффективностью системы регионального менеджмента.

В то же время, фактор времени проявляется в разграничении эффективности партнерских отношений в краткосрочном и долгосрочном периоде. В первом случае речь идет преимущественно о конкретных финансово-экономических результатах определенных контрактных отношений, совместных проектов, франчайзинговых сделок и т.п., которые поддаются измерению с помощью показателей прибыльности, рентабельности, объемов продаж, качества продуктов и т.д. Во втором случае эффективность сопряжена с: изменением модели бизнеса; расширением способности компаний к постоянному совершенствованию менеджмента и наращиванием экономического потенциала; доступом к более широким массивам информации о рынках, продуктах, технологиях, потребителях; переходом на новую кривую жизненного цикла организации; изменением организационных структур и стратегий для использования потенциала партнеров и адаптации к согласованной совместной деятельности и т.д. Эффекты и затраты во втором случае определить сложнее, для их проявления требуется длительный период времени, но значимость достигаемых результатов существенно выше в силу их стратегического характера, качественного развития основных компетенций компаний.

Графически схема сопряженных понятий, формирующих синтетическую категорию эффективности взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса в регионе, представлена на рисунке 1.

Факторы, влияющие на эффективность взаимодействия малых, средних и крупных предприятий в регионе

Л___________________________д________________________л_

Наличие в регионе Региональные условия Мотивы, характеристики

потенциальных субъектов для развития и особенности отношении

сотрудничества и партнерских отношении бизнес-акторов в рамках

экономические Н в бизнес-секторе партнерских практик

показатели их развития

Органы государственной власти и управления Субъекты бизнеса

Региональная экономическая система

Рис. 1. Составляющие эффективности взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса в регионе

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

Для решения задачи оценки эффективности взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса целесообразно детализировать возможные результаты сотрудничества.

С последних десятилетий прошлого века в число приоритетных направлений научных исследований зарубежных экономистов уверенно вошли и остаются там до настоящего времени вопросы межфирменного сотрудничества и оценки его результативности и эффективности.

Для региональной экономики эффекты от межфирменного партнерства проявляются в повышении эффективности инновационной деятельности в регионе, улучшении показателей развития малого и среднего бизнеса, ускорении темпов и росте качества регионального развития, повышении стабильности и сбалансированности регионального развития, усложнении структуры региональной экономики и усилении связей между хозяйствующими субъектами.

Исследователи также предпринимают попытки обосновать эффекты партнерства малых, средних и крупных предприятий, играющих разную роль в производственно-сбытовых цепочках, для участников партнерств на разных этапах сотрудничества.

В частности, исследования показывают, что активное вовлечение поставщиков в процесс разработки новых продуктов производственными компаниями приводит к повышению эффективности инновационной деятельности и улучшению финансовых результатов, сокращению времени и затрат на разработку нового продукта, снижению рисков его создания, а также росту качества новой продукции, усилению ее адаптационного потенциала на рынке. Результирующим эффектом партнерства, обмена идеями и информацией о продуктах и рынках, ноу-хау и технологиями в современных условиях является эффективное генерирование инноваций.

Данные теоретические тезисы получили эмпирическое подтверждение на примере японской автомобильной промышленности, а также корейской автомобильной и электронной промышленности [5]. Исследования показали также существенные финансовые и инновационные результаты при кооперации производителей со сбытовыми организациями, в частности, в Германии и Швейцарии (в кондитерской индустрии) [8], в строительной индустрии в Великобритании [3], в высокотехнологичных отраслях Нидерландов [3]. Однако взаимодействие позволяет не просто достигать частных эффектов, но и создавать новую уникальную модель бизнеса за счет расширения возможностей.

Одним из важнейших результатов взаимодействия хозяйствующих субъектов является снижение трансакционных издержек посредством формирования культуры взаимного доверия и взаимопонимания [2, с. 65].

К числу нематериальных эффектов сотрудничества относятся также: более высокая готовность распределять риски между участниками партнерства; рост уверенности в успехе; сокращение рисков основной и проектной деятельности; улучшенный трансфер практик и процессов в другие проекты; совершенствование кооперации, улучшение понимания сторон сотрудничества; улучшение командного духа; улучшение компетенций и мотивации сотрудников взаимодействующих компаний; повышение конкурентоспособности компании в целом за счет обучения у партнера, взаимного информационного и ресурсного обмена и т.д. [3,4,6].

Таким образом, наиболее полная и достоверная оценка эффективности взаимодействия малых, средних и крупных предприятий может быть проведена на основе комплексного подхода, позволяющего сочетать количественные и качественные оценки, когда объективные показатели деятельности компаний в рамках партнерских отношений дополняются субъективными оценками участников партнерств.

Наряду с позитивными эффектами, исследователи выделяют негативные результаты сотрудничества [7,9,10]. К числу основных негативных результатов межфирменного сотрудничества относятся: задержки, отсрочки создания и/или отмена вывода на рынок новых продуктов; увеличение издержек; необоснованное усиление зависимости конечного результата от одного из партнеров; рост нестабильности партнерских отношений и возрастающие в связи с этим риски.

Авторская версия структуризации основных положительных и отрицательных эффектов взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса для участников партнерства (набор и значения которых варьируются в зависимости от сферы экономической деятельности) представлена в табл. 1.

Поскольку бизнес-структуры могут быть одновременно вовлечены в разные формы межфирменного сотрудничества, оценки эффективности взаимодействия только для его участников недостаточно, так как она не позволяет оценить эффективность рассматриваемого партнерства для экономики региона. В этой связи особое значение приобретает оценка уровня взаимодействия малых, средних и крупных предприятий в регионе на основе анализа: количества форм взаимодействия в регионе, числа вовлеченных в сотрудничество предприятий, сферы их экономической деятельности, объема вовлеченных в партнерские схемы ресурсов, сферы производственно-сбытовой деятельности, в которой возникает сотрудничество.

Таким образом, оценка эффективности взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса является важным компонентом системы регионального менеджмента, выступая источником информации как о развитии соответствующей подсистемы экономики региона, так и о результативности регулирующих воздействий субъектов управления. Проведение данной оценки и распространение информации о ее результатах может стать не только основой для выработки управленческих воздействий хозяйствующих субъектов и региональных органов власти в части развития сотрудничества малых, средних и крупных предприятий, но и важной частью мотивационной платформы межфирменного взаимодействия в регионе.

Таблица 1

Эффекты и индикаторы взаимодействия для разномасштабных субъектов бизнеса

№ Эффекты взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса Индикаторы для оценки эффектов взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса в регионе

Для малых и средних предприятий Для крупного бизнеса

Положительные

1 Повышение эффективности инновационной деятельности Время разработки и вывода на рынок новых товаров, объем и доля инновационной продукции, затраты на технологические инновации, численность персонала, занятого инновациями, количество поданных и зарегистрированных патентов, число созданных и используемых передовых технологий и др.

2 Снижение транзакционных издержек Затраты на поиск информации о поставщиках и потребителях, на ведение переговоров и заключение контрактов, издержки оппортунистического поведения контрагентов, издержки контроля за соблюдением контрактов, издержки спецификации и защиты прав собственности и другие трансакционные издержки и др.

3 Улучшение финансовых результатов деятельности Рыночная стоимость компании, прибыль, убытки, рентабельность, оборачиваемость активов, экономия на масштабе деятельности, показатели эффективности совместных проектов (чистая приведенная стоимость, срок окупаемости и т.д.), показатели эффективности интеграции (чистая объединительная стоимость - Net Merger Value (NMV)) и т.д.

4 Улучшение операционной деятельности Производительность труда, эффективность производственных процессов, показатели конкурентоспособности, показатели организационной диагностики, показатели рыночных позиций предприятия; инфраструктурная обеспеченность; география присутствия Сбалансированная система показателей, производительность, оперативность принятия решений, уровень загруженности производственных мощностей, показатели конкурентоспособности, рыночных позиций, прозрачность потоков, география присутствия; добавленная стоимость на одного работника

5 Улучшение координации в сетях поставок/сбыта Сроки, объемы поставки продукции, длительность контрактов, издержки на логистику, маркетинг; показатели материальнотехнического снабжения Издержки на координацию, эффективность цепочек поставки продукции, оперативность обратной связи, оптимальность состава участников

6 Повышение качества продукции Процент брака, количество рекламаций, количество поломок за период, относительные показатели качества, сегмент рынка по уровню качества, показатели удовлетворенности клиентов и т.д.

7 Снижение рисков Доступ к ресурсам, площадям, технологиям, лицензиям; стабильные условия контрактов; устойчивость к рыночным колебаниям; распределение рисков; количество завершенных в срок и в пределах сметы проектов Оперативность реакции на изменение покупательских предпочтений; показатели диверсификации деятельности и рисков; результативность проникновения на новые рынки; прогнозируемость и предсказуемость факторов деловой среды

Отрицательные

1 Рост издержек Издержки на развитие взаимодействия и партнерских отношений, планирование и координацию совместной деятельности, стандартизацию и унификацию деятельности Рост издержек управления из-за трансформации трансакционных издержек из внешних во внутренние

2 Увеличение рисков Риск потери самостоятельности принятия решений и зависимости от партнера, риск задержки вывода новых продуктов на рынок, риски негативных результатов партнерства Риск недостаточного уровня качества продукции партнеров, риск задержки вывода новых продуктов на рынок, риск неоку-паемости вложений в малые предприятия, риски негативных результатов партнерства, потери управляемости в сложных партнерских цепочках, размывание ответственности

ЛИТЕРАТУРА

1. Abdelkader S.A. The Arab world: The role of regional production systems in catch-up and convergence // Development on the Ground. Clusters, Networks and Regions in Emerging Economies. Edited by A.J. Scott and G. Garofoli. Routledge. 2007.

2. Beach R., Webster M., CampbellK.M. An evaluation of partnership development in the construction industry//International Journal of Project Management. 2005. 23. P. 611-621.

3. Black C, Akintoye A Fitzgerald E. An analysis of the success factors and benefits of partnering in construction. International Journal of Project Management. 2000. 18(6). P. 423-34.

4. Chung S., Kim G.M. Performance effects of partnership between manufacturers and suppliers for new product development: the supplier's standpoint // Research Policy. 2003. 32

5. Haksever AM, Demir IH, Giran O. Assessing the benefits of longterm relationships between contractors and subcontractors in the UK. International Journal Constr Market 2001. 3(1).

6. Lokshin B., Hagedoorn J., Letterie W. The bumpy road of technology partnerships: Understanding causes and consequences of

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

partnership mal-functioning // Research Policy 40. 2011. P. 297-308.

7. Mouzas S. Efficiency versus effectiveness in business networks // Journal of Business Research. 2006. 59.

8. Park S.H., Ungson G. Inter-firm rivalry and managerial complexity: a conceptual framework of alliance failure // Organization Science. 2001.12 (1). 37-53.

9. Sadowski B., Duysters G., Sadowski-Rasters G. On the termination of the strategic technology alliances: an exploratory study. ECIS working paper. 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.