Научная статья на тему 'Программные меры государственного регулирования партнерских отношений субъектов бизнеса в региональной экономике'

Программные меры государственного регулирования партнерских отношений субъектов бизнеса в региональной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ПРОГРАММЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ БИЗНЕСА / МЕРЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РЕГИОНЕ / REGION / REGIONAL DEVELOPMENT PROGRAMS / BUSINESS INTERACTION / THE TOOLS AND METHODS OF STATE STIMULATION OF BUSINESS PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алешин Алексей Валерьевич

В статье раскрываются меры государственного стимулирования развития взаимодействия субъектов бизнеса в экономике региона. На основе анализа мирового опыта обосновывается целесообразность встраивания указанных мер в целевые программы регионального развития с учетом специфики и приоритетов развития субъектов РФ. Возможный выбор мер государственного регулирования развития межфирменного партнерства проиллюстрирован на примере Ростовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алешин Алексей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of state stimulation of business partnership development in the regional economy

The tools and methods of state stimulation of business partnership development in the regional economy are disclosed in the paper. Based on the world experience analysis, the expediency of those methods integration into the regional development programs with the specific conditions and priorities of mesoeconomic systems are founded. The potential set of state regulation tools of business partnership for Rostov region is shown as an example.

Текст научной работы на тему «Программные меры государственного регулирования партнерских отношений субъектов бизнеса в региональной экономике»

ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

www.hjournal.ru

ПРОГРАММНЫЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТОВ БИЗНЕСА В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

АЛЕШИН АЛЕКСЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ,

кандидат экономических наук, докторант, Южный федеральный университет, e-mail: [email protected]

В статье раскрываются меры государственного стимулирования развития взаимодействия субъектов бизнеса в экономике региона. На основе анализа мирового опыта обосновывается целесообразность встраивания указанных мер в целевые программы регионального развития с учетом специфики и приоритетов развития субъектов РФ. Возможный выбор мер государственного регулирования развития межфирменного партнерства проиллюстрирован на примере Ростовской области.

Ключевые слова: регион; программы регионального развития; взаимодействие субъектов бизнеса; меры стимулирования партнерских отношений в регионе.

METHODS OF STATE STIMULATION OF BUSINESS PARTNERSHIP DEVELOPMENT IN THE REGIONAL ECONOMY

ALYOSHIN ALEXIS, V.,

candidate of economic sciences (PhD), Postdoctoral student, Southern Federal University, e-mail: [email protected]

The tools and methods of state stimulation of business partnership development in the regional economy are disclosed in the paper. Based on the world experience analysis, the expediency of those methods integration into the regional development programs with the specific conditions and priorities of mesoeconomic systems are founded. The potential set of state regulation tools of business partnership for Rostov region is shown as an example.

Keywords: region; regional development programs; business interaction; the tools and methods of state stimulation of business partnership.

JEL: M21, R58.

Одним из важных направлений развития региональной экономики, способных обеспечить рост ее инновационности и сбалансированности в современных финансово-экономических условиях, является активизация партнерских взаимодействий бизнес-структур региона. При этом успешность и эффективность партнерских отношений в коммерческом секторе в значительной степени определяется результативностью и разнообразием методов государственной поддержки сотрудничества субъектов бизнеса. В свою очередь, эффективность регулирующих мер органов государственной власти и управления

© А. В. Алешин, 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №1. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №1. 2013

зависит от комплексности их применения в регионе и в сочетании со способом, наиболее соответствующим социально-экономической ситуации в субъектах РФ. Это актуализирует исследование мер и инструментов государственного регулирования межфирменного сотрудничества и определение возможностей их встраивания в систему регионального менеджмента.

Сконструированная на основе анализа мирового и отечественного опыта авторская группировка мер государственного регулирования взаимодействия субъектов бизнеса в регионе представлена на рис. 1.

По объектной области регулирования

Меры поддержки

Меры поддержки взаимодействия разномасштабных

Меры по улучшению институциональной среды ведения бизнеса

Стратегические решения

Тактические (программные) решения

Оперативные решения

L.L.

По типу управленческого решения

1_

По уровню принятия решений и сфере его распространения

сфера Федерального

экономи-

ческой

деятельности, на Регионального

которую уровня

распро-

страняетс Местного уровня

я решение

По характеру воздействия

Ограничивающие

Стимулирующие

Прямого воздействия

Косвенного воздействия

Рис. 1. Меры государственного регулирования субъектов бизнеса

Однако помимо применения отдельных форм и методов государственного стимулирования взаимодействия бизнес-структур существенную роль играет их комплексное использование в рамках единой стратегии и реализующего ее комплекса региональных программ. При этом меры, заложенные в соответствующих программах, могут носить финансовый, институциональный, организационный, инфраструктурный, информационный характер в зависимости от содержания механизма реализации стимулов взаимодействия субъектов бизнеса.

Существует мнение, что по своей природе государственная политика легче может быть объективирована и инструментализирована, когда она направлена на поддержку неких субъектов, а не на взаимодействие или кооперацию между ними,

поскольку такая кооперация постепенно складывается сама, по мере становления внутренних и внешних предпосылок для этого. Однако, по нашему мнению, создания благоприятных условий на настоящем этапе развития регионов России недостаточно для решения приоритетных экономических задач. Как показывает мировой опыт, именно включение вопросов взаимодействия разномасштабных и действующих в разных сферах, на разных этапах инновационного цикла коммерческих компаний в программы государственной поддержки на региональном уровне оказывает существенное позитивное влияние на инновационное развитие регионов.

Применение программного подхода позволяет интегрировать разные методы и ресурсы для достижения определенных целей регионального развития на системной основе. В большинстве случаев целесообразно инкорпорировать решения и методы по стимулированию межфирменного сотрудничества в действующие и планируемые к разработке целевые региональные программы, только в отдельных случаях требуется разработка специальных целевых программ.

Теоретико-концептуальной основой программной поддержки взаимодействия субъектов бизнеса выступает синтез теории полюсов роста, теории сбалансированного развития, инновационной теории, теории региональных кластеров. Как показывает отечественная практика регионального развития, отдельная реализация концепции полюсов роста или политики выравнивания не приводит к существенным позитивным сдвигам на мезоуровне. Учитывая ресурсные ограничения, не представляется возможным вкладывать средства только в отстающие территории, «подтягивая» их до уровня развития лидеров. В то же время, без адекватной поддержки потенциальные точки роста могут оказаться без ресурсной подпитки и останутся в нереализованном состоянии. В этой связи авторская научная позиция заключается в том, что через интенсификацию взаимовыгодных партнерств субъектов бизнеса во всем многообразии форм и технологий их проявления можно обеспечить распространение позитивных импульсов от точек роста к менее развитым или отстающим территориям. В этой связи программных решений требует поддержка точек роста региона, а также межфирменного сотрудничества, благодаря чему будут образовываться каналы распространения инноваций в региональной экономике через сетевые и кластерные связи и потоки. При этом за счет использования сетевых форм отношений базнес-акторов различного масштаба распространение инновационных импульсов, новых знаний, технологий и т.п. происходит по определенной системе, способствуя росту конкурентоспособности региональной экономики.

Несмотря на то, что традиционно в производственной кооперации и субконтрактации доминирующую роль играют вертикальные связи, предприятия могут быть одновременно вовлечены в разные технологии и модели межфирменного сотрудничества. За счет этого вертикальные связи дополняются горизонтальными и наоборот, что позволяет конструировать устойчивую пространственную матрицу отношений, укрепляя системные связи в региональной экономике и способствуя синхронизации концепций выравнивания и поляризованного развития в региональной политике.

Успешное воплощение такой концептуальной схемы региональной поддержки требует комплексного учета специфики регионального развития и балансировки, синхронизации факторов потенциала, риска, приоритетных сфер экономической деятельности региона и субъектной представленности бизнес-акторов. Таким образом, автор солидаризируется не с классическим либеральным подходом к организации взаимодействия хозяйствующих субъектов в регионе, а с европейским подходом развития «полюсов конкурентоспособности», когда государственная поддержка создаваемых на партнерских началах кластеров реализуется в рамках стратегии и программ развития территорий.

В соответствии с этим программная поддержка межфирменного сотрудничества должна:

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №1. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №1. 2013

Ориентироваться на приоритетное опережающее развитие секторов и сфер экономической деятельности, которые играют или могут играть роль точек роста региона и способствовать росту его конкурентоспособности.

Использовать системный подход для максимального увеличения синергетического эффекта, возникающего за счет взаимовлияния целей, наличия сопряженных результатов в реализации целевых проектов, и мультипликативных эффектов, способствующих росту экономики региона. (Макача, 2008)

Обеспечивать преемственность программных документов для активизации сценария эволюционного развития и последовательной реализации уникального потенциала региона.

В ходе исследования был проанализирован российский и мировой опыт стимулирования взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса в системе региональной экономике (Busom and Fernandez-Ribas, 2008; Бондаренко и Емельянов, 2002). Весь арсенал мер, доказавших свою результативность, рекомендуется к применению в регионах России, однако баланс их использования, ресурсного обеспечения и соответствующего смещения центра тяжести регулирующих воздействий зависит от условий и приоритетов социальноэкономического развития региона. В этой связи в данной работе определение набора мер государственного регулирования межфирменного сотрудничества проведено на примере Ростовской области.

Ростовская область обладает достаточно диверсифицированной экономикой, сохраняет научно-образовательное и индустриальное лидерство в макрорегионе, обладает достаточно высоким кредитным, инвестиционным и торговым потенциалом, играет важную роль транспортно-коммуникационного коридора между столичным регионом и регионами Юга России, обладает привлекательными инвестиционными условиями. В Южном и Северо-кавказском федеральных округах Ростовская область (вместе со Ставропольским краем) играет роль электроэнергетического донора. При этом удельная доля инвестиций в основной капитал в области в последние годы сокращается.

Для определения приоритетных направлений и мер развития взаимодействия субъектов бизнеса в Ростовской области автором в 2010-2012 гг. был проведен анкетированный опрос менеджмента компаний различного размера, функционирующих на территории региона. Всего в опросе за указанный период приняло участие 192 менеджера среднего и высшего звена управления коммерческих компаний области. Структура представляемых опрошенными респондентами предприятий по сфере деятельности представлена на рис. 2.

Рис. 2. Структура предприятий по сферам деятельности

При этом важно отметить существенную дифференциацию обследованных предприятий по отношению к инновационной деятельности в зависимости от

масштаба деятельности. Если почти половина (более 45 %) представителей крупного бизнеса указала, что их организации занимаются инновационной деятельностью, то аналогичная доля для средних предприятий составляет 31 %, а для малого бизнеса — менее 20 %. У большинства опрошенных имеется опыт взаимодействия с

предприятиями и организациями различного размера, причем в подавляющем большинстве случаев этот опыт позитивный или нейтральный, только в 13 % случаев он имеет негативную окраску.

Подавляющее большинство представителей менеджмента компаний Ростовской области, опрошенных в ходе исследования (93 %), считают

целесообразным для своей организации взаимодействие с бизнес-структурами другого масштаба деятельности. Наиболее предпочтительные согласно полученным результатам формы взаимодействия приведены на рис. 3.

другое

В енчу р но е финансир о в ание Неформализованное сотру дничество Стр атегнч ескнй ал ьянс/союз/о бъ единение Сотрудничество в структуре сети Сотрудничество в рамках кластера Лизинг Фр анч айзинг Су бконтр актация

О 5 10 15 20 25

Рис. 3. Наиболее востребованные формы взаимодействия разномасштабных субъектов

бизнеса в Ростовской области

В свою очередь, основные причины, препятствующие развитию партнерских отношений бизнес-структур, связаны с отсутствием информации о возможных партнерах и формах взаимодействия (23 %) и слабым уровнем развития бизнеса (также 23 %). Соответственно, существенное внимание целесообразно уделить именно формированию и наполнению специализированного информационного пространства, в рамках и посредством которого будет проходить поиск форм, схем и потенциальных партнеров.

По мнению большинства опрошенных, региональные органы власти оказывают непосредственное значительное влияние на развитие межфирменного сотрудничества в регионе. Так утверждают 62 % респондентов. Распределение мнений представителей бизнес-структур Ростовской области относительно роли органов власти регионального уровня в развитии межфирменных взаимодействий отражено на рис. 4.

• 4°о

В Региональные органы власти влияют на общие региональные экономические условия и этого достаточно

Н Р егионал ьны е вл а сти д олжны р азр а б аты в ать специа л ьны е пр огр аммы подд ер жкі і взаимодействия предприятий различного размер а в приоритетных сферах развития Н Региональные власти должны предоставлять налоговые и другие финансовые и экономические стимулы для развития указанного взаимодействия н Региональные власти должны создать правовое, экономическое, инфраструктурное поле для развития указанного взаимодействия Ндругое

Рис. 4. Распределение мнения респондентов о роли региональных органов власти в развитии взаимодействия субъектов бизнеса в регионе

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №1. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №1. 2013

Таким образом, более 36 % процентов опрошенных считают, что

региональные органы государственной власти должны разрабатывать специальные программы поддержки взаимодействия предприятий различного размера в приоритетных сферах экономического развития региона, а 31 % респондентов отмечает важность создания специальной благоприятной среды для активизации межфирменных взаимодействий. При этом достаточно высокий процент (28%) респондентов указывает на важность создания налоговых, финансовых и экономических стимулов для развития межфирменных партнерских отношений.

На основе комплексного анализа экономики Ростовской области и в соответствии с выявленными предпочтениями субъектов бизнеса региона меры развития исследуемого взаимодействия в области приведены в таблице 1.

Таблица 1

Программные меры развития взаимодействия субъектов бизнеса в Ростовской области

Приоритеты социально-экономического развития Модернизация транспортной и инженерной инфраструктуры, жилищнокоммунальное хозяйство, производство пищевых продуктов, сельское хозяйство, строительство, транспорт, производство машин и оборудования, производство транспортных средств.

Приоритетные сферы и формы взаимодействия Агропромышленные кластеры, в том числе зерно-масличный, мясной (свиноводство, птицеводство), плодоовощной; молочный, рыбный кластеры. Кластеры в пищевой промышленности, туристической сфере, промышленности строительных материалов, сельхозмашиностроении, легкой промышленности. Промышленные зоны (Новоалександровская Юго-Восточная Азовская, Юж-но-Батайская; Красносулинская; Октябрьская; Заречная). Агропарки, технопарки, промышленные парки при портовых терминалах.

Программы и инструменты поддержки взаимодействия Программа развития туризма: выставки, конгрессные мероприятия. Программа социально-экономического развития: софинансирование кластерных проектов, строительство инженерных коммуникаций к промышленным зонам, создание частно-государственных партнерств, мультимодальных транспортных коммуникаций. Развитие системы аутсорсинга. Создание особой экономической зоны технико-внедренческого типа, формирование специализированных инвестиционно привлекательных производственных площадок, промышленных зон, региональных инвестиционных фондов. Развитие инвестиционной инфраструктуры. Программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства: развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, кредитования и микрофинансирования, создание гарантийного фонда, венчурного фонда. Создание и сопровождение реестра конкурентоспособных предприятий, организация выставочно-ярмарочных мероприятий, форумов, фестивалей; проведение профессиональных и рейтинговых конкурсов в сфере предпринимательства, в том числе конкурса на соискание премии «Бизнес Дона» с выделением партнерских номинаций. Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия - агропарки, технопарк сельскохозмашиностроения, создание условий для развития региональной товаропроводящей сети; развитие системы сельской потребительской кооперации, социальной и инженерной инфраструктуры села; торговоэкономические соглашения, программы и проекты агропромышленной интеграции; госзаказ, агролизинг,агротехнопарк, включающий торгововыставочный комплекс, учебный центр, опытные поля, агротехнологические лабораториив; взаимодействие с кредитными учреждениями и лизинговыми компаниями для разработки возможных организационно-финансовых схем реализации типовых и пилотных проектов и т.д.

В итоге, встраивание мер государственной поддержки партнерских отношений субъектов бизнеса в региональные программы экономического развития

позволит обеспечить более высокие результаты сотрудничества для предприятий и организаций, а также получить значительные позитивные эффекты для региона в целом. При этом конкретный набор мер и технологий стимулирования партнерских отношений в значительной степени определяется региональными детерминантами, в том числе стратегическими приоритетами развития мезоэкономики, ресурсными возможностями субъектов РФ, а также наличием и использованием программных инструментов регионального менеджмента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бондаренко В. А. Зарубежный опыт государственной поддержки инновационных малых и средних предприятий. (http://www.giac.ru/content/ document_r_53C5CE2B-F73C-4DE2-9366-31DC6A60F4A8.html).

Емельянов С. (2002). Партнерство американского государства, местных властей и частного сектора в реализации научно-технических достижений. Проблемы теории и практики управления, № 3.

Марача В. Г. (2008). Региональное стратегическое планирование: основные подходы и условия реализации. Проблемы теории и практики управления. № 11, с. З5-42.

Busom I. and Fernandez-Ribas A. (2008). The impact of firm participation in R&D programmes on R&D partnerships. Research Policy, no. 37, pp. 240-257.

REFERENCES

Bondarenko V. A. Foreign experience of state support of innovative small and medium enterprises. (http://www.giac.ru/content/document_r_53C5CE2B-F73C-4DE2-9366-31DC6A60F4A8.html). (in Russian).

Emelyanov S. (2002). The partnership of the American state, local authorities and the private sector in the scientific and technological achievements implementation. Problems of the theory and practice of management, no. 3. (in Russian).

Maracha V. G. (2008). Regional strategic planning: key approaches and realization conditions. Problems of the theory and practice of management, no. 11, pp. 35-42. (in Russian).

Busom I. and Fernandez-Ribas A. (2008). The impact of firm participation in R&D programmes on R&D partnerships. Research Policy, no. 37, pp. 240-257.

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №1. 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.