Научная статья на тему 'Стимулирование взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса на юге России: текущая ситуация и перспективные направления'

Стимулирование взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса на юге России: текущая ситуация и перспективные направления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РАЗНОМАСШТАБНЫЕ СУБЪЕКТЫ БИЗНЕСА / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / МЕЖФИРМЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алешин А.В.

В статье отмечается, что для активизации инновационного развития региональной экономики особое значение приобретает стимулирование взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса. Рассмотрены меры государственной поддержки партнерских отношений в сфере бизнеса. Представлены результаты анализа включения данных вопросов в стратегии и программы субъектов Южного федерального округа. Обоснована целесообразность усиления в регионах программной поддержки взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стимулирование взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса на юге России: текущая ситуация и перспективные направления»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 332.14

стимулирование взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса на юге россии: текущая ситуация и перспективные направления

а. в. алешин,

кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладной информатики в экономике E-mail: pirostov@mail. ru Южный федеральный университет

В статье отмечается, что для активизации инновационного развития региональной экономики особое значение приобретает стимулирование взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса. Рассмотрены меры государственной поддержки партнерских отношений в сфере бизнеса. Представлены результаты анализа включения данных вопросов в стратегии и программы субъектов Южного федерального округа. Обоснована целесообразность усиления в регионах программной поддержки взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса.

Ключевые слова: взаимодействие, разномасштабные субъекты бизнеса, региональное развитие, государственное стимулирование, межфирменное партнерство.

В современных экономических реалиях эффективное решение вопросов обеспечения инновационного сбалансированного развития региональной экономики возможно посредством активизации партнерских отношений и взаимовыгодного сотрудничества бизнес-структур различного масштаба деятельности. Большое значение, придаваемое именно партнерству малых, средних и крупных предприятий в контексте реализации приоритетного сценария развития реги-

она, обусловлено сущностными характеристиками и спецификой организаций различного масштаба, позволяющими в случае их взаимодействия усилить преимущества и нивелировать недостатки каждого вида. Анализ мирового опыта и российской практики сотрудничества субъектов бизнеса показывает, что достижение высоких результатов в данной области происходит за счет применения объединенных на стратегической платформе прямых и косвенных мер государственного регулирования указанной сферы экономических отношений.

В последние годы российские регионы все более активно разрабатывают долгосрочные стратегии социально-экономического развития и используют наряду с этим программные методы управления приоритетными секторами региональной экономики. В связи с этим существенный научно-практический интерес представляет анализ:

- включения вопросов государственной поддержки взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса в долгосрочные стратегии развития регионов;

- отражения приоритетов, заложенных на стратегическом уровне управления, в программных документах региона;

- возможных направлений государственного стимулирования взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса на мезоуровне.

Автором подобный анализ проведен на примере регионов Южного федерального округа (ЮФО). На основе изучения стратегий и программ социально-экономического развития всех регионов ЮФО было определено, насколько в них нашли отражение меры по стимулированию взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса.

Поскольку разработка региональных долгосрочных стратегий социально-экономического развития проводилась с учетом соответствующих планов и программ федерального уровня, направленность на поддержку создания кластеров для усиления инновационного компонента в отечественной экономике присутствует во всех рассмотренных документах. Существенное внимание к кластерному подходу определяется его результативностью во многих странах с развитой и развивающейся экономикой (Великобритания, США, Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция, Япония, Индия, Бразилия и др.). Данный подход получил широкое распространение как основа формирования государственной промышленной политики, а также программ регионального развития и стимулирования инновационной деятельности на базе развития партнерских отношений разномасштабных субъектов бизнеса. Специфика кластерного подхода позволяет вовлечь в круг взаимовыгодного и продуктивного для региональной системы сотрудничества:

- малые, средние и крупные коммерческие компании;

- государственные структуры;

- объединения бизнеса;

- научно-исследовательские и образовательные учреждения.

Это необходимо для стимулирования инновационного процесса и модернизации экономики.

Рассмотрение кластеров в рамках региональных экономических систем объясняется сложившейся в последние годы закономерностью более успешного развития малого и среднего бизнеса, сгруппированного вокруг лидирующих крупных фирм на основе производственно-технологических, научно-технических и коммерческих связей в пределах географически ограниченных территорий. Кластеры исполняют роль точек роста экономики региона, выступают центрами притяжения инвестиций. Они демонстрируют:

- более высокую эффективность производственной структуры из-за наличия инновационного ядра;

- возможности оптимизации производственно-технологических процессов;

- способность к минимизации внепроизводс-твенных издержек предприятий - участников кластерных объединений [1].

Причем инновационность является одной из основных характеристик кластеров, указанных в обзоре Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) 2008 г. «Повышение инновационного уровня фирм: выбор политики и практических инструментов», так как фирмы и предприятия в составе кластера обычно включены в процессы технологических, продуктовых, рыночных или организационных инноваций [10].

В настоящее время кластер является одной из наиболее эффективных форм взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса. Наряду с кластерами, приоритетными формами межфирменного сотрудничества являются:

- стратегические альянсы;

- технопарки;

- предпринимательские сети;

- венчурное инвестирование;

- субконтрактация;

- франчайзинг и т. п.

Несмотря на важность создания кластеров и распространения других форм сотрудничества для экономического развития регионов, включение, детализация и ресурсное обеспечение мер по их стимулированию в программы и стратегии регионов Южного федерального органа носят чрезвычайно ограниченный характер.

Ни в одной из проанализированных стратегий регионов ЮФО взаимодействие разномасштабных субъектов бизнеса не представлено как самостоятельное направление, стимулирование которого способно ускорить переход к инновационному типу регионального развития. Взаимодействие с крупными предприятиями рассматривается в рамках поддержки малого и среднего предпринимательства в стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2020 г., но предполагает скорее организационный, а не финансово-экономический подход к стимулированию развития указанных партнерских отношений [8].

В рассмотренных документах показатели эффективности развития сотрудничества между

малыми, средними и крупными предприятиями не попали в число индикаторов реализации долгосрочных стратегий социально-экономического развития регионов ЮФО.

То есть фактически в каждой стратегии отражена важность создания кластеров для инновационного развития региональных экономик. Однако фрагментарно, не системно представлены меры по стимулированию их развития, не отражены соответствующие индикаторы, не заложены ресурсы на поддержку кластерных объединений.

В проекте стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 г. определены сферы создания кластеров и указаны предприятия, которые могут составлять их ядро. Но направления и меры по развитию взаимодействия предприятий в рамках кластеров в явном виде не отражены. Тем не менее существенный акцент сделан на поддержку развития малого и среднего предпринимательства, что важно в контексте повышения уровня развития потенциальных партнеров для реализации успешного взаимодействия [4]. В стратегическом плане Республики Адыгея до 2025 г. предусмотрены мероприятия по установлению и развитию контактов между участниками кластеров:

- разработка и осуществление системы мер по развитию горизонтальной и вертикальной интеграции в АПК;

- углубление процессов межхозяйственной кооперации;

- оказание содействия выстраиванию эффективных коммуникаций между органами власти и организациями внутри кластеров и т. д. [5].

В достаточно полном виде вопросы развития взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса нашли отражение в стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 г. [6]. Кластерная политика в рамках данного стратегического документа представлена достаточно подробно и демонстрирует глубокий уровень проработанности. В частности, проведение сопряженной оценки значимости различных видов экономической деятельности для решения стратегических задач региона с уровнем кластеризации и связей между субъектами кластеров в соответствующих сферах позволило разработчикам выделить ряд групп и соответствующих им направлений и мер по развитию кластеров. В стратегии представлены и другие формы взаимодействия:

- создание сетей, альянсов, технопарков;

- развитие субконтрактации, аутсорсинга, кооперации;

- проведение различных конференций и т. п.

Однако сами методы и меры по развитию перечисленных форм взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса не приведены. Хотя в план включена разработка целевой региональной программы развития кластеров, что отсутствует в документах других субъектов макрорегиона.

В стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 г. в косвенном виде взаимодействие разномасштабных субъектов бизнеса отражено в рамках кластерной политики. Но при определении сфер приоритетного создания кластеров и указании конкретных проектов, которые могут этому способствовать, предполагаемые меры содействия кластеризации сконцентрированы преимущественно на поддержке базовых предприятий кластеров, а не на развитии партнерских отношений между организациями [2].

Существует точка зрения, что государственная политика должна быть направлена на поддержку конкретных хозяйствующих субъектов, а не на взаимодействие между ними, поскольку отношения кооперации постепенно складываются сами, по мере становления внутренних и внешних предпосылок для этого. Однако поддержка отдельных предприятий и проектов не обязательно будет прямо влиять на развитие кластеров и других технологий реализации партнерских отношений коммерческих компаний. Как показывает анализ европейской практики проектной поддержки хозяйствующих субъектов, в случае специализированных мер государственной политики партнерские отношения в бизнес-секторе развиваются более активно и результативно. Например, одной из таких мер является установление условия, согласно которому государственное финансирование проектов бизнеса в рамках определенных конкурсных программ может быть получено только при условии партнерства при реализации проекта с малыми предприятиями [11].

В стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкия до 2020 г. также присутствуют кластеры в приоритетных сферах деятельности (включая создание агрохолдингов и агротехнопарков). Значительное внимание в документе уделено развитию механизмов государственно-частного партнерства, в границах которого предполагается развитие франчайзинга и аутсорсинга. В качестве важных направлений рассматриваются:

- создание благоприятных условий для развития предпринимательского сектора;

- усиление мер поддержки малого и среднего бизнеса.

При этом акцент больше сделан на концентрацию бизнеса, тогда как взаимодействие разномасштабных коммерческих предприятий в явном виде не рассматривается [7].

Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 г. включает ряд мер и действий по стимулированию развития малого предпринимательства. Однако в их число не входит активизация и расширение хозяйственных связей разномасштабных субъектов бизнеса. В стратегии для развития туризма и санаторно-курортного комплекса предусмотрено использование консолидированного рекламного фонда за счет средств краевого бюджета, муниципальных образований курортных городов и районов края, предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса для проведения активной рекламной кампании курортов Краснодарского края, организации выставочных мероприятий, фестивалей, ярмарок, размещения рекламных материалов в средствах массовой информации. Тем не менее речь идет скорее о сотрудничестве хозяйствующих субъектов вообще в конкретной сфере экономической деятельности, а не о взаимодействии разномасштабных предприятий и организаций [3].

В стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2020 г. разработаны схемы и структуры кластеров в тех сферах экономической деятельности, где в наибольшей степени сформированы предпосылки для эффективной кластеризации [8]. Свою роль органы государственной власти видят (помимо непосредственной поддержки создания кластеров) в усилении кластерных связей как внутри инновационного комплекса (исследовательские институты, вузы, промышленные предприятия), так и с основными потребителями и другими субъектами. Кроме того, стимулирование кооперации между крупным, средним и малым бизнесом (за счет проведения конференций поставщиков в приоритетных кластерах, выставок и ярмарок, развития отраслевых и кластерных бизнес-ассоциаций и др.) выделено в качестве отдельного направления в разделе стратегии, посвященном поддержке малого и среднего предпринимательства. Тем не менее детальных мер и технологий в данном направлении в стратегии не определено.

Особый интерес в рамках проводимого анализа представляет стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 г. В данном документе вопросам стимулирования взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса для обеспечения инновационного развития экономики макрорегиона уделено наибольшее внимание из всех проанализированных документов. В частности, предусматривается содействие формированию интегрированных структур, объединению отраслевых предприятий в некоммерческие союзы, партнерства и ассоциации. В качестве важнейшего направления государственной поддержки предпринимательства в перспективный период указано укрепление взаимодействия, сотрудничества малых и средних фирм, малых и крупных предприятий ЮФО для решения следующих задач:

- обеспечение эффективного доступа к новым технологиям;

- распределение рисков в различных формах совместной экономической деятельности;

- совместный выход на внешние рынки;

- организация совместных НИОКР;

- совместное использование знаний и основных фондов;

- ускорение процессов обучения.

Зарубежный опыт показывает, что инновационные фирмы всегда более активны в межфирменной кооперации. Поэтому сети малых и средних фирм рассматриваются в качестве ключевых участников возникающих новых экономических кластеров и новых промышленных районов ЮФО. В стратегии прямо указано, что значительные усилия будут сосредоточены на стимулировании кооперации между крупным, средним и малым бизнесом (за счет проведения конференций поставщиков в приоритетных кластерах, выставок и ярмарок, развития отраслевых и кластерных бизнес-ассоциаций и др.) [9].

Однако, несмотря на признание важности взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса, недостаточно четко определены меры по его стимулированию, механизмы их координации на уровне макрорегиона и регионов, входящих в его состав. На это важно обратить внимание в связи с тем, что реали-зовываться стратегия будет непосредственно в субъектах РФ, а «выпадение» рассматриваемых вопросов в соответствующих документах несет риск их неполного рассмотрения и ограниченной реализации.

Для выявления зафиксированных в программных документах функций региональных органов

государственной власти в части содействия развитию взаимодействия малых, средних и крупных предприятий в регионах Южного федерального округа были отобраны среднесрочные и долгосрочные целевые программы регионального развития, прямо или косвенно связанные со стимулированием сотрудничества разномасштабных субъектов бизнеса. Анализ проводился по программам, которые на соответствующий момент времени находились в процессе реализации, в стадии разработки или были завершены к моменту проведения исследования при условии их прямой связи с действующими программами. Особое внимание было уделено анализу полноты и достаточности мероприятий программ с позиций решения вопросов развития взаимодействия малых, средних и крупных предприятий.

Общее количество проанализированных в ходе исследования среднесрочных и долгосрочных программ регионов ЮФО, связанных с разными

Таблица 1

Количество региональных целевых программ, связанных с развитием сотрудничества малых, средних и крупных компаний

Количество проанализирован-

Регион ных программ регионального

развития

Действующих в 2011 г. Всего

Республика Адыгея 5 7

Астраханская область 4 6

Волгоградская область 6 10

Республика Калмыкия 5 7

Краснодарский край 9 17

Ростовская область 9 15

Итого... 38 62

Республика Адыгея

Отдельное включение основных форм взаимодействия в стратегии

Астраханская область

Волгоградская область

В рамках развития субъектов малого и среднего бизнеса

Республика Калмыкия

В рамках создания кластеров на территории региона

Краснодарский край

>

В рамках выставочной деятельности и информационной поддержки

Ростовская область

Регионы ЮФО

Программы поддержки малого и среднего бизнеса

Программы развития конкуренции

Программы развития промышленности и других приоритетных сфер экономической деятельности

Программы регионального развития, включающие меры поддержки межфирменного сотрудничества малых, средних и крупных предприятий

Взаимодействие разномасштабных субъектов бизнеса в стратегиях и программах развития регионов ЮФО

аспектами регионального экономического развития, представлено в табл. 1.

Схематичное изображение сопряжения региональных стратегических документов и включенных в них мер стимулирования взаимодействия малых, средних и крупных предприятий отражено на рисунке: показано, в каких разделах стратегий регионального развития нашли место меры поддержки межфирменного сотрудничества и в каких программах они зафиксированы.

В результате анализа были сделаны следующие выводы. Общей характеристикой большинства программ является межведомственный характер их разработки и реализации, а также структура разделов документов. Однако детализация мероприятий программ в увязке с ресурсами и индикаторами результативности проведена не одинаково, о чем свидетельствует разброс объема текста документов.

Отличительная особенность региональных

В приоритетных сферах экономической деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Включение взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса в региональные приоритеты развития

Программы поддержки инновационной деятельности

Программы социально-экономического развития

Программы развития сельского хозяйства и АПК

программ кроется в их разнообразии по сферам экономической деятельности и направлениям экономического развития, регулируемым программными методами в разных регионах ЮФО. При этом выделяется ряд программ, присутствующих во всех исследуемых регионах:

- программы развития конкуренции;

- программы стимулирования малого и среднего предпринимательства;

- программы развития сельского хозяйства;

- программы энергосбережения.

Это во многом связано с федеральной региональной политикой и ее реализацией на местах, а также наиболее проблемными точками российской экономики в целом. При этом в регионах присутствуют и программы, отражающие непосредственно специфику регионального управления и развития.

Ни в одной из проанализированных программ не удалось выявить индикаторы, на основе которых возможно проведение оценки развития взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса в регионах ЮФО или результатов государственного стимулирования подобного сотрудничества. В качестве индикаторов достижения целей и результатов программ выступают или макроэкономические показатели регионов, или детализированные показатели по сферам экономической деятельности. Несмотря на то, что в ряде программ указывается направление развития кластеров, конкретных мер и результатов создания данного механизма не предусмотрено.

Рассматривая вопрос ресурсного обеспечения в проанализированных программных документах взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса, стоит отметить ряд факторов.

Во-первых, наблюдается намерение региональных органов власти увеличить долю в расходной части региональных бюджетов средств на реализацию целевых программ и использовать преимущественно программно-целевой метод планирования бюджета с учетом принятых целевых программ (наиболее заметно в Краснодарском крае и Ростовской области).

Во-вторых, в большинстве программ явных мер и соответственно ресурсов на стимулирование сотрудничества малых, средних и крупных предприятий не предусмотрено. Но заложены средства на информационно-коммуникационную и выставочно-представительскую деятельность.

В-третьих, практическая реализация приоритетов межфирменного сотрудничества, обозначенных в долгосрочных стратегиях и планах регионального

развития, в этих условиях представляется крайне ограниченной. Набор программ, их механизмов и мероприятий в существующей редакции не может быть признан достаточным для достижения социально-экономических целей развития регионов. Связь между стратегиями, стратегическими планами и целевыми программами является слишком слабой для выстраивания единого эффективного механизма управления регионами ЮФО. В некотором смысле происходит подмена понятий «кластер» и «комплекс», поскольку в программах рассматриваются отдельные инвестиционные проекты предприятий разных отраслей и комплексов, но не проекты, ориентированные на развитие взаимодействия хозяйствующих субъектов, что является непременным атрибутом кластера. Ни в одном из регионов округа не действует специальная целевая программа развития кластеров.

Несмотря на то, что вопросы информационной поддержки бизнеса затрагиваются практически во всех проанализированных программах регионального развития, сама информация о программах и их содержании не всегда доступна в одном месте. Это затрудняет доступ субъектов бизнеса к данным, необходимым для среднесрочного планирования деятельности в части ее сопряжения с государственными мероприятиями.

Таким образом, хотя вопросы развития взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса с участием региональных органов государственной власти в том или ином объеме нашли отражение в числе приоритетов стратегий социально-экономического развития всех регионов ЮФО, соответствующая система мероприятий в долгосрочных и среднесрочных целевых программах регионального развития не сформирована.

Для усиления связи между приоритетами регионального развития и мероприятиями по их государственному стимулированию предлагается два основных направления:

- создание специализированных региональных программ поддержки взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса;

- включение мер и мероприятий по содействию межфирменному сотрудничеству в программы, которые уже действуют в регионах.

Выбор направления будет зависеть от того, насколько существующие программы обеспечивают полноту решения задач развития регионов, какую важность для региона играет взаимодействие биз-

нес-структур, а также наличие ресурсной базы для создания самостоятельной программы.

Наиболее реалистичным представляется второе направление, в рамках которого целесообразно осуществлять:

- непосредственное стимулирование взаимодействия малых, средних и крупных предприятий;

- поддержку развития предпринимательства в регионе (преимущественно относится к стимулированию малого и среднего бизнеса);

- содействие развитию приоритетных для региона направлений и сфер экономической деятельности, одним из инструментов которого выступает стимулирование межфирменного сотрудничества.

Меры государственного стимулирования взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса могут носить финансовый, институциональный,

организационный, инфраструктурный, информационный характер. При этом рекомендуется сочетание прямых и косвенных мер государственного стимулирования партнерства между малыми, средними и крупными предприятиями для содействия развитию его разных форм (табл. 2).

По мнению автора, достоинства косвенного регулирования взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса определяются следующими возможностями:

- применять одни и те же методы поддержки для стимулирования развития разных форм и технологий взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса;

- использовать механизмы саморазвития и самоорганизации, когда коммерческим компаниям создаются благоприятные условия для взаимо-

Форма взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса Меры государственной поддержки взаимодействия

Прямые Косвенные

Субконтрактация Обременение госзаказа (когда его часть передается крупным предприятием малой фирме на основе субконтракта) Ужесточение экологических норм; стимулирование применения энергосберегающих технологий; реализация программ поддержки малого бизнеса

Франчайзинг Налоговые льготы малому бизнесу Снижение налоговой нагрузки и административных барьеров; предоставление широкого доступа населения к обучению основам предпринимательства; распространение информационных технологий и широкополосного интернета; создание каналов распространения информации и специализированных поисковых порталов по технологиям и партнерам

Лизинг Субсидирование процентов и предоставление целевых грантов на уплату первого взноса по лизинговому оборудованию; предоставление налоговых льгот лизинговым компаниям

Индустриальный, промышленный, технический парк Предоставление финансовых и налоговых льгот; взятие на себя части расходов, связанных с приобретением производственных зданий; снижение цен на покупку земельных участков; финансирование из региональных бюджетов инженерной инфраструктуры Разработка и реализация программы создания парков, предполагающая законодательное определение соответствующих понятий (технопарк, промышленный парк и т. п.); четкий упрощенный порядок выделения участков и разрешений на строительство внутри парков; использование свободных площадей госпредприятий; подготовка инженерно-технических кадров

Кластеры, альянсы, сети Финансирование проектов на конкурсной основе при условии партнерства с малым бизнесом, финансирование агентских инициатив; софинансирова-ние НИОКР малых предприятий; возмещение расходов на внедрение систем качества, международную сертификацию, услуги патентных поверенных и т. п. Принятие комплексной программы поддержки кластеров с разграничением функций и обязанностей науки, образования, финансовых институтов и субъектов бизнеса; создание баз данных потенциальных участников; информационная поддержка; развитие законодательства; создание инфраструктурных условий и развитие механизма трансфера инноваций и передачи технологий малым предприятиям

Венчурный бизнес Предоставление налоговых льгот инновационным фирмам и венчурным фондам, государственных гарантий по займам Совершенствование организационного и правового механизма венчурного финансирования, разработка специальной инфраструктуры; оказание консультативных услуг; разработка методик оценки интеллектуальной собственности

Таблица 2

Основные меры государственной поддержки взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.