Научная статья на тему 'Стратегии и направления государственного стимулирования межфирменного партнерства в регионах России'

Стратегии и направления государственного стимулирования межфирменного партнерства в регионах России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
204
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗНОМАСШТАБНЫХ СУБЪЕКТОВ БИЗНЕСА / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ / LARGE / MEDIUM AND SMALL BUSINESS INTERACTION / REGIONAL DEVELOPMENT / REGIONAL STRATEGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алешин А. В.

В статье раскрываются основные стратегии и направления государственного стимулирования развития взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса в регионах России. В работе выделены функциональные, обеспечивающие и операционные группы региональных стратегий стимулирования межфирменного сотрудничества и определены основные направления их практической реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy and direction of inter-firm partnerships state stimulation in the regions of Russia

The article deals with the main strategies and directions of governmental regulation of nonuniformly scaled business actors' partnership in the Russian regions. The functional, supportive and operational groups of strategies of companies' interaction encouragement are shown in the paper, and the main directions of their practical implementation are defined.

Текст научной работы на тему «Стратегии и направления государственного стимулирования межфирменного партнерства в регионах России»

СТРАТЕГИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ МЕЖФИРМЕННОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕГИОНАХ РОССИИ

АЛЕШИН А.В.,

кандидат экономических наук, докторант, Южный федеральный университет, e-mail: [email protected]

В статье раскрываются основные стратегии и направления государственного стимулирования развития взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса в регионах России.

В работе выделены функциональные, обеспечивающие и операционные группы региональных стратегий стимулирования межфирменного сотрудничества и определены основные направления их практической реализации.

Ключевые слова: взаимодействие разномасштабных субъектов бизнеса; региональное развитие; региональные стратегии.

The article deals with the main strategies and directions of governmental regulation of non-uniformly scaled business actors' partnership in the Russian regions. The functional, supportive and operational groups of strategies of companies' interaction encouragement are shown in the paper, and the main directions of their practical implementation are defined.

Keywords: Large, medium and small business interaction; regional development; regional strategies.

Коды классификатора JEL: L52, O11, O43.

В современных экономических реалиях партнерские отношения малых, средних и крупных предприятий способны дать существенный импульс инновационному развитию региональной экономики. Однако уровень межфирменного сотрудничества в России в настоящее время недостаточен для генерирования значимых позитивных эффектов для мезоэкономики. В этой связи требуется определение региональных стратегий стимулирования взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса, реализация которых позволит запустить многоканальный механизм развития их взаимовыгодного экономического сотрудничества в регионах страны.

Российские и зарубежные исследователи обращают внимание на то, что в развитии партнерства малых, средних и крупных предприятий существенную роль играют органы государственной власти (Р.Х. Хасанов, М. Портер, 2003). Более того, согласно данным европейских исследований, доля организаций, имеющих кооперационные связи с другими коммерческими структурами, существенно выше среди компаний, участвующих в различных государственных программах. Так, уровень кооперации среди участников государственных программ составляет 61%, но сокращается до 37% для тех организаций, которые в данных программах не участвуют (I. Busom, A. Fernandez-Ribas, 2008).

Однако важно не просто использовать отдельные инструменты поддержки межфирменного сотрудничества, а применять стратегический подход к государственному регулированию развития межфирменных взаимодействий, что позволяет объединить различные меры и усилия в рамках общей модели стратегического управления региональным развитием. Соответственно, целесообразно в первую очередь определить стратегии и стратегические инструменты управления развитием партнерских отношений хозяйствующих субъектов в территориально-локализованных мезоэкономических системах.

Разработка предложений и рекомендаций по государственному стимулированию взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса в экономике региона проводится на основе нормативного, программно-целевого и системного подходов, что позволяет провести детализацию и дезагрегирование результатов в двух плоскостях: «макрорегион — регион — региональные бизнес-структуры»; «стратегия региона — региональная целевая программа — стратегии бизнес-акторов в регионе». Целесообразность данной схемы определяется тем, что:

© А.В. Алешин, 2012

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2

■/ Основным инструментом стратегического управления региональным развитием в настоящее время являются долгосрочные целевые программы региона, которые должны выстраиваться в соответствии со стратегией его социально-экономического развития. В этой связи важно использовать ресурсы стратегии развития макрорегиона и входящих в него регионов, а также долгосрочных целевых программ для стимулирования межфирменного сотрудничества.

В каждом регионе существует свой набор региональных стратегий и программ, которые имеют не только разные объемы финансирования, но и разные направления и раскрывающие их мероприятия, обусловленные региональными особенностями, по которым ведется ресурсная поддержка хозяйствующих субъектов или приоритетных сфер экономической деятельности. В этой связи выстраивание системы стратегических ориентиров по развитию взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса имеет смысл проводить во взаимоувязке с существующими региональными программами.

Наблюдается существенная дифференциация региональной отраслевой структуры, уровня социальноэкономического развития, природно-климатического потенциала, а также непосредственно характеристик и видов деятельности крупных, средних и малых компаний, функционирующих в субъектах РФ. В этой связи требуется выделение универсального и вариативного компонентов в комплексе стратегий развития взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса в регионе.

Несмотря на важную роль государства в регулировании межфирменного сотрудничества, в хозяйственной практике экономические отношения выстраиваются между конкретными малыми, средними и крупными предприятиями, в связи с чем без наличия стратегий бизнес-акторов партнерские практики будут носить фрагментарный характер.

Стратегия развития взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса в современной региональной экономике должна быть стратегией опережающего типа. Несмотря на то, что в силу экономической ситуации для ряда регионов страны актуальны антикризисные, аддитивные или стабилизационные стратегии (Ю.С. Колесников, 2009), специфика партнерских взаимодействий, по своей сущности ориентированная на стимулирование инновационного типа развития региона, требует использования опережающей стратегии. При этом фактически речь идет не об одной стратегии, а об иерархическом комплексе взаимосвязанных стратегий.

В структурированном виде предложенный автором комплекс региональных стратегий развития взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса представлен на рис. 1. Содержание стратегий универсального блока, в том числе функциональных и обеспечивающих стратегий, будет варьироваться в зависимости от конкретных региональных условий, однако их набор существенных изменений претерпевать не будет. Тогда как разработка и реализация операционных стратегий вариативного блока определяется спецификой экономики региона и наличием в нем тех или иных сфер экономической деятельности, которые требуют господдержки. Рассмотрим приведенные стратегии более подробно.

Институциональная стратегия нацелена на создание благоприятной среды сотрудничества хозяйствующих субъектов в регионе и развитие системы институтов, способствующих распространению партнерских практик и препятствующих реализации недобросовестных, в том числе силовых, моделей реализации межфирменных взаимодействий.

Стратегические направления данной стратегии:

развитие рыночных институтов взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса в регионе, институционализация действующих эффективных технологий сотрудничества;

снятие институциональных ограничений развития бизнеса, конкуренции и реализации кооперационных процессов на мезоуровне;

формирование институционального механизма регулирования интеграционных и кооперационных процессов в бизнес-секторе региона.

Первое стратегическое направление предполагает создание целостной нормативно-правовой базы межфирменного партнерства; разработку специализированных программ его поддержки и инкорпорирование соответствующих инструментов в действующие или разрабатываемые долгосрочные региональные целевые программы; активизацию работы фондов и программ поддержки малого бизнеса в регионе; развитие институтов стратегического управления региональной экономикой; создание иституционализированных структур стимулирования различных форм взаимодействия малых, средних и крупных предприятий в регионе — центров франчайзинга, субконтрактации, венчурных фондов и т. п.

Второе направление сопряжено с необходимостью резкого сокращения институциональных ограничений развития бизнеса как такового, а также партнерских объединений коммерческих компаний.

Основное содержание третьего направления состоит в создании механизма защиты интересов независимых хозяйствующих субъектов в условиях угрозы корпоративных конфликтов и недружественных слияний и поглощений (через развитие институтов досудебного разрешения корпоративных конфликтов, медиации; совершенствование нормативно-правовой базы в области слияний и поглощений; государственное обеспечение легитимности сделок слияний и поглощений и т. д.).

Модернизационная стратегия нацелена на развитие межфирменного взаимодействия в соответствии с приоритетами модернизации региональной экономики и использование потенциала партнерства для обеспечения позитивной инновационной динамики. В нее входят следующие стратегические направления:

определение целевого состояния структуры экономики региона и использование методов государственного регулирования межфирменных взаимодействий для осуществления управляемых структурных сдвигов; создание предпосылок для межфирменного взаимодействия в промышленности в процессе модернизации и неоиндустриализации;

^ диверсификация экономики и поддержание регионального спроса с использованием технологий поддержки создания нового бизнеса, государственного заказа и государственных гарантий с учетом сравнительных конкурентных преимуществ субъектов бизнеса;

^ стимулирование инновационной активности в региональной экономике, в том числе стимулирование спроса на инновации и результаты научных исследований, создание условий и предпосылок к формированию устойчивых кооперационных связей, инновационных сетей;

^ развитие венчурной индустрии;

^ подготовка рабочей силы, уровень квалификации которой соответствует потребностям модернизации экономики и развитию партнерских и сетевых отношений, в результате вовлечения в орбиту кластерных взаимодействий ведущих региональных вузов и т. д.

операционные стратегии

вариативный блок стратегий

стратегии развития отдельных сфер экономической деятельности, территориальных комплексов, отраслей в регионе

по уровням стратегических инструментов в региональном менеджменте

стратегическая цель развития взаи модействия

стратегические направления развития взаимодействия

стратегические действия

комплексы программ и проектов, с помощью которых должныж бышь решены задачи, направленные на достижение стратегической цели в рамках стратеыических направлений развития взаимос>ейцтвия в регионе

по иерархическим уровням экономики

стратегия развития взаимодействия субъектов бизнеса макрорегиона

зге:

региональные стратегии развития взаимодействия субъектов бизнеса

стратегии развития партнерских взаимодействий малых, средних и крупных предприятий региона

Рис. 1. Комплекс региональных стратегий развития взаимодействия разномасштабных бизнес-структур

Стратегия кластеризации и интеграции ориентирована на изменение региональной политики в направлении от поддержки отдельных предприятий и отраслей к стимулированию взаимодействия между субъектами региональной экономики — потенциальными участниками кластерных проектов для эффективного использования внутреннего потенциала региона через соединение региональных активов и акторов. Такой подход соответствует современным тенденциям модификации региональной политики через инкорпорирование в нее кластерного подхода (Пилипенко, 2008).

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2

Основные направления стратегии кластеризации:

определение принципов, целевых векторов и методов стимулирования сетевых взаимодействий малых, средних и крупных предприятий для формирования и развития региональных кластеров (А.А. Гудкова, А.В. Кольцов, 2011);

идентификация кластеров, в том числе определение существующих, формирующихся или потенциальных кластеров;

создание системы комбинации прямых и косвенных мер содействия развитию кластеров; развитие институциональных площадок и содействие взаимодействию, в том числе фасилитация коммуникационного процесса потенциальных участников перспективных кластерных проектов; создание специализированных структур и органов поддержки кластеров или возложение функций разработки и реализации политики поддержания кластеров в регионе на конкретные структуры и т. д.

Наиболее продуктивным представляется вариант разработки стратегии кластеризации в сопряжении с региональной, промышленной, инновационной политикой. Принимая во внимание пространственный характер большинства эффектов кластеризации, целесообразно разрабатывать соответствующие стратегии и программы непосредственно на региональном уровне.

Инвестиционная стратегия нацелена на финансовое обеспечение интеграционных, кооперационных процессов, процессов сетизации и кластеризации в регионе, а также соответствующих программных и проектных мероприятий инвестиционными ресурсами. От масштабности и интенсивности инвестиционного процесса зависит фактическая реализация рассматриваемых стратегий, поскольку он определяет их финансовое обеспечение.

Инфраструктурная стратегия развития взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса в регионе нацелена на обеспечение инфраструктурной платформы развития бизнеса и межфирменных кооперационных взаимодействий и включает в себя два основных стратегических направления:

развитие региональной инфраструктуры предпринимательства;

развитие инфраструктурных форм взаимодействия малых, средних и крупных предприятий в регионе.

Ряд форм взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса носит инфраструктурный характер, в том числе — промышленные и технические парки. Через создание таких парков возможно развитие специализированных и ориентированных на приоритетные для региона сферы экономической деятельности «зон заселения» для субъектов малого и среднего предпринимательства. Это позволит обеспечить механизм переноса отдельных производств в сельские периферии или слабо развитые районы региональной экономики, решить проблему эффективного размещения производств, интенсифицировать освоение периферийного пространства, обеспечить диффузию инноваций внутри региональной схемы «центр-периферия». Технопарки являются важной составной частью инновационной инфраструктуры региона, их деятельность способствует структурной перестройке мезоэкономики, переходу производств на новые технологии и т. д.

Информационная стратегия нацелена на конструирование и наполнение регионального информационного пространства в соответствии с территориальными приоритетами развития партнерских отношений в бизнес-секторе.

Мотивационная стратегия развития партнерских отношений малых, средних и крупных предприятий в регионе нацелена на формирование многоканального мотивационного механизма сотрудничества хозяйствующих субъектов. В рыночной системе хозяйствования нельзя заставить предприятия развивать партнерские отношения, если это экономически не выгодно и не сформирована мотивация к сотрудничеству, основанная на интересах бизнес-акторов. При этом мотивация связана не только с созданием благоприятных институциональных условий межфирменного сотрудничества, но и с социально-психологическими и культурными аспектами его осуществления.

В свою очередь стратегии коммерческих компаний в части развития взаимодействия с бизнес-акторами различного масштаба напрямую корреспондируют со стратегиями и условиями их развития. В частности, антикризисный вариант стратегии для крупного предприятия может использоваться в ситуации финансовой турбулентности, когда высвобождающиеся из-за недозагруженности производства площади для получения дополнительного дохода и экономии на издержках могут предоставляться малым предприятиям, что приносит выгоду всем вовлеченным в процесс сотрудничества сторонам.

Таким образом, использование комплекса взаимосвязанных стратегий развития взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса, инкорпорированных в более общие региональные стратегии и ориентированных на перспективное развитие региона, позволит охватить все ключевые аспекты обеспечения благоприятных условий межфирменного партнерства и получить позитивные результаты для хозяйствующих субъектов и мезоэкономики в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гудкова А.А., Кольцов А.В. Кластерная политика в системе государственного регулирования инновационных процессов в экономике России и ее регионов // Система информационно-аналитических ресурсов по инновационной и технологической тематике. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.innclub.info/wp-content/ цр1оас18/2011/11/Гудкова_Кольцов.с1ос.

2. Колесников Ю.С. Стратегическое планирование социально-экономического развития региона в условиях модернизации. Ростов н/Д: ЮФУ, 2009. С. 15-16.

3. Пилипенко И.В. Проведение кластерной политики в России / Приложение 6 к Ежегодному экономическому докладу 2008 г. Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» «Стратегия 2020»: от экономики «директив» к экономике «стимулов». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biblio-globus.ru/docs/Annex_6.pdf.

4. Хасанов Р.Х. Реализация региональной промышленной политики с использованием кластерных подходов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pmjobs.net/art/7.doc.

5. Busom I., Fernandez-Ribas A. The impact of firm participation in R&D programmes on R&D partnerships // Research Policy. 2008.N 37. 240-257.

6. Competitive Regional Clusters: National Policy Approaches. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.oecd.org/pub-lications/Policybriefs.

7. Porter Michael E. Russian Competitiveness: Where Do We Stand? Institute for Strategy and Competitiveness. U.S. Russian Investment Symposium. Boston, Massachusetts. 13 Nov. 2003. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.isc. hbs.edu/pdf/CA0N_Russia_2003_Harvard_Symposium_11-13-03_CK.pdf.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.