Научная статья на тему 'Стратегический маркетинг в сфере туризма'

Стратегический маркетинг в сфере туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1536
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ / ТУРМАРКЕТИНГ / ТУРПРОДУКТ / ТУРИСТСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ТУРИСТСКИЙ БРЕНД / ИННОВАЦИИ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / STRATEGIC MARKETING / TRAVEL MARKETING / TOURIST PRODUCT / TOURIST ENTERPRISE / TOURIST BRAND / INNOVATIONS / MARKETING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гарифуллина Р.С., Сафин Ф.М.

В статье раскрывают основные направления стратегического маркетинга туристского предприятия, возрастание ее роли и значения. Представлен потенциал стратегического маркетинга и уровни управления туристской деятельностью (международный и государственный). Охарактеризованы содержание основных факторов, определяющих целевые установки и элементы маркетинга в сфере туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic marketing in the domain of tourism

The article reveals the main directions of the strategic marketing of the tourist enterprise, the growth of its role and importance. The potential of strategic management and levels of management of tourist activities (international and state) are presented. The content of the main factors determining the objectives and elements of marketing in the sphere of tourism is characterized.

Текст научной работы на тему «Стратегический маркетинг в сфере туризма»

в Чистополе, Богульме, Елабуге. [9] В установленные сроки удалось собрать 25355 экз. книг. Часть книг была отправлена в Сталинградскую область.

Руководством Казанского филиала Госфонда были разработаны специальные инструкции по организации сбора книг и их отправке:

«На всю собранную литературу из библиотеки и собранную среди населения литературу составляется список.... Сдаваемые книги должны быть тщательно упакованы. На пачках необходимо сделать надписи соответственно разделам литературы и пронумеровать по порядку.. Книги сдаются по акту, в котором указывается общее количество экземпляров, стоимость всех книг и количество пачек». По данным Национального архива республики Татарстан к началу апреля 1943 года было собрано для отправки 23818 тыс. томов. К данному моменту для отправки в Сталинград была подготовлена городская библиотека в пять тысяч томов. [10]

5 сентября 1943 года газета «Комсомольская правда» писала, что для восстановления библиотек Калмыцкой АССР было направлено 8 районных и 1 республиканская библиотека, сообщалось, что три тысячи книг было отправлено в Ростовскую область. Сообщалось, что к началу сентября 1943 года из Казанского филиала Госфонда в освобождённые районы было направлено 42 тыс. томов.

Систематическое плановое поступление литературы из Госфонда литературы и его филиалов в освобождённые районы способствовало скорейшему восстановлению библиотечной сети, быстрейшему преодолению последствий гитлеровской оккупации. План создания государственного фонда литературы в 4 млн. томов оказался перевыполнен уже в ноябре 1943 г. К лету 1944 г. он насчитывал 6 млн. томов, а к концу войны составлял почти 10 млн.

Библиотекари и жители республики внесли свой весомый в дело восстановления отечественных библиотек. К сожалению, материалы о деятельности Казанского филиала Госфонда носят весьма скудный и отрывочный характер, хотелось бы надеяться на то, что данная статья активизирует интерес к этой проблеме исследователей библиотечной истории Республики Татарстан.

Литература

1.История Коммунистической партии Советского Союза. - М., 1970,т.5 кн.1.- С.432.

2. Государственный архив Российской Федерации ГАРФ.ф.7901,оп.1,д.65,л.118-119.

3. ГАРФ,ф.2306,оп.69,д.З012 ч. 2л. 101.

4.Нацииональный архив Республики Татарстан (НА РТ), ф.Р-682,оп.1,д.3147,л.30.

5. НА РТ. Р-3682,оп.1,д.3147,л.31.

6.НА РТ, ф.3682,оп,1,д.3147,л.35

7.НА РТ, ф.3682,оп,1,д.3147,л.10

8.НА РТ,ф.Р-3682,оп1,д.3147,л.15.

9. НА РТ ф.з612,оп.1 д.3147,л.32

10 НА РТ, ф.3682,оп.1.д.3147,л.21.

УДК 338.48

Р.С.Гарифуллиш, Ф.М.Сафин СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

В статье раскрывают основные направления стратегического маркетинга туристского предприятия, возрастание ее роли и значения. Представлен потенциал стратегического маркетинга и уровни управления туристской деятельностью (международный и государственный). Охарактеризованы содержание основных факторов, определяющих целевые установки и элементы маркетинга в сфере туризма.

Ключевые слова: стратегический маркетинг, турмаркетинг, турпродукт, туристское предприятие, туристский бренд, инновации, маркетинговые технологии.

Rezeda S. GarifuUma, Fadbir М. Safin STRATEGIC MARKETING IN THE DOMAIN OF TOURISM.

The article reveals the main directions of the strategic marketing of the tourist enterprise, the growth of its role and importance. The potential of strategic management and levels of management of tourist activities (international and state) are presented. The content of the main factors determining the objectives and elements of marketing in the sphere of tourism is characterized.

Keywords: Strategic marketing, travel marketing, tourist product, tourist enterprise, tourist brand, innovations, marketing technologies.

В условиях возрастания интенсивности производственно-хозяйственных процессов, непрерывных перемен и потребности в инновациях, возрастает роль и значение маркетинга, в том числе и в сфере туруслуг, где результативный и одновременно эффективный маркетинг не мыслим без точных критериев оценки сложившейся ситуации.

В связи с этим, все большее число турфирм осваивает маркетинговые технологии, что связано с

усилением конкурентной борьбы, повышением требований клиентов к туруслугам. Маркетинг в такой ситуации позволяет успешно адаптироваться к изменениям, обеспечить успех в конкурентной борьбе за счет исследования рынка, совершенствованию разработки и продвижения турпродукта, соответствующего запросам потребителя.

Анализ практик ведущих турфирм показывает, что применение маркетинговых технологий существенно повышает эффективность их деятельности. Применяя технологии маркетинга, туристское предприятие обеспечивает системный подход к реализации турпродукта и услуг за счет:

- комплексного изучения внешней среды и прогнозирования рынка;

- разработки долгосрочной стратегии маркетинговой деятельности, включая ее цели, задачи, ресурсы, механизм практической реализации, обеспеченный в организационно-управленческом, материальном, финансовом и техническим отношениях;

- планирования производственной политики, исходя из требований рынка и ее ресурсов;

- реализации специальных мероприятий, направленных на формирование спроса, продвижение и стимулирование сбыта туруслуг.

В настоящее время процесс внедрения маркетинговых технологий в туристскую отрасль носит противоречивый характер.

Во-первых, многие туристские предприятия осознают преимущество маркетинга, который является реальным механизмом и условием успешной деятельности на рынке в ситуации острой конкурентной борьбы. Стимулом к освоению маркетинговых технологий является ситуация, складывающаяся на туррынке. Она характеризуется интенсивным развитием туристского рынка (вследствие экономической независимости его субъектов, быстрым фондооборотом, коммерческой привлекательностью данной сферы бизнеса), обострением конкурентной борьбы в некоторых секторах рынка и незаполненностью многих рыночных ниш, высокой неопределенностью макросреды.

Таким образом, ситуация, складывающаяся на туристском рынке, требует освоения маркетинговых технологий, которые способны обеспечить предприятию устойчивость спроса за счет определения «своего» сегмента рынка, поиска новых направлений деятельности, проектирования новых видов турпродукта, продвижения товара, формирования «своего» потребителя.

Во-вторых, внедрение, адаптация и развитие маркетинговых технологий в туристской отрасли тормозятся факторами как объективного, так и субъективного характера, и прежде всего недостатками маркетинга, которые проявляются в следующем:

а) анализ и результаты маркетинговых исследований, практических акций носит долгосрочный характер. Поэтому предприятия не всегда готовы тратить средства на мероприятия, которые не всегда могут окупиться и не обещают непосредственной прибыли.

б) организация стратегического маркетинга и проведения маркетинговых исследований требует больших финансовых затрат, которые непосильны для небольших турфирм. Именно финансовый аспект маркетинга является, по мнению специалистов в этой области, одним из главных факторов, препятствующих внедрению данной технологии в сферу турбизнеса.

Субъективный фактор, замедляющий развитие маркетинга в туризме, заключается в отрицательном отношении к нему со стороны руководства предприятия (их ориентацией на другие средства, формы и способы конкурентной борьбы, либо на собственный жизненный опыт, интуицию).

В современных условиях овладение маркетинговыми технологиями приобретает особую значимость. Для того чтобы иметь постоянный, стабильный успех на рынке, необходима переориентация маркетинга на решение вопросов, гарантирующих долгосрочные перспективы турфирмы, ее выживаемость при любых изменениях макро- и микросреды. Игнорирование маркетинга неизбежно приведет турфирму к потери своих позиций на рынке туристских услуг, а в конечном счете - к ликвидации самой фирмы. Маркетинг повышает культуру управления, обеспечивает более адекватное целепола-гание и четкую координацию всех направлений деятельности и в итоге делает фирму более подготовленной к переменам рыночной ситуации.

В отличие от тактического маркетинга, стратегический маркетинг представляет собой комплекс технологий, обеспечивающих прогнозирование, формирование, удовлетворение, стабилизацию и расширению спроса на товары и услуги посредством анализа и учета макротенденций, характерных для широкого круга социальных, культурных, экономических, политических явлений, изучения реального и потенциального образа будущего потребителя, рынка, среды и формирования этого образа.

Стратегический маркетинг по своей сущности является инновационным. Его решения выстраиваются на основе всесторонней диагностики проблем и концептуализации предлагаемых решений.

Стратегический маркетинг - «это систематический и постоянный анализ потребностей ключе-

вых групп потребителей, а также разработка концепций эффективных товаров и услуг, обеспечивающих их изготовителю конкурентное устойчивое положение» [1, с.48]. Оперативный маркетинг более утилитарен и направлен на «организацию сбыта, продаж и политику коммуникации для информирования потенциальных покупателей и демонстрации отличительных качеств товара при снижении издержек на поиск покупателей» [1, с.50]. Оба подхода к маркетингу дополняют друг друга и воплощаются в единой маркетинговой политике фирмы. Если использование методов тактического маркетинга позволяет эффективно решать текущие задачи реализации турфирмой товаров и услуг, обеспечивая тем самым краткосрочную коммерческую рентабельность ее деятельности, то стратегический маркетинг способен выработать долгосрочную перспективную программу с учетом состояния и динамики всех компонентов рынка.

Потенциал стратегического маркетинга реализуется на различных уровнях управления туристской отраслью.

На международном уровне он позволяет разрабатывать долгосрочные приоритеты развития международного туризма, методологию и методику планирования динамики туристской отрасли на национальном и межрегиональном уровнях, вырабатывать единую стратегию устойчивого развития индустрии туризма.

Удачным примером по развитию международных связей в сфере туризма является Республика Татарстан, которая ведет активную работу по продвижению и популяризации туристских возможностей республики как внутри российского региона, так и на приоритетных зарубежных рынках.

В 2016 году Республика Татарстан приняла участие в девяти международных туристских выставках в Финляндии, Иране, Китае и России: «Matka Nordic Travel Fair», «Туризм и индустрия туризма», «Интурмаркет», «MITT/Путешествия и туризм», «Лето», «Туризм и путешествия», «Beijing International Tourism Expo», «Отдых», «China International Travel Mart» [4, с.25-26].

Также нельзя не отметить участие Республики Татарстан в двух онлайн выставках «Знай наше!», транслируемых на все регионы России и страны СНГ.

Кроме того состоялись выездные презентации road-show для туроператоров и представителей средств массовой информации в российских городов - Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Ялте, и в городах зарубежных стран - г. Хельсинки (Финляндия), г. Дубае (ОАЭ), г. Тегеране (Иран), г. Алматы (Казахстан), городах Пекин, Шанхай, Чжэнчжоу, Ченду и Урумчи (КНР), г. Сеуле (Корея), г. Будапеште (Венгрия), городах Праге и Брно (Чехия), городах Барселоне и Мадриде (Испания), г. Лиссабоне (Португалия), городах Франкфурте-на-Майне, Гамбурге Дюссельдорфе, Кельне и Берлине (Германия) [4, с.25-26].

В 2016 году было организовано 25 рекламно-информационных туров для представителей ту-риндустрии и средств массовой информации России, Израиля, Ирана, Финляндии, Китая, Швеции, Германии, Испании, Италии, Франции, США и других. В рамках этих визитов гости посетили основные туристские центры Республики Татарстан с целью личного знакомства с туристскими возможностями и инфраструктурой.

По результатам проведенных инфо-туров достигнуты договоренности с туроператорами о включении посещения Республики Татарстан в маршруты, реализуемые среди их клиентов. Подготовлены сюжеты и статьи, освещающие туристический потенциал Республики Татарстан и возможности для путешествий на данном направлении. В эфир вышли передачи на телеканалах «Первый», «НТВ» (Россия) и Интернет платформе «YOUKU» (Китай). Опубликованы более 70 статей и блогов в средствах массовой информации России, Финляндии, КНР и Германии.

Реализованы четыре рекламные компании: с публикацией информационных материалов о туризме в Республике Татарстан в крупнейших периодических изданиях Финляндии (газета «Helsongin Sanomat», журнал «Ikkunapaika», интернет портал о путешествиях «Rantapallo»; также туристские возможности Республики Татарстан освещены на газетах и журналах («Beijing Youth Dairy», «Top Travel», «Go Travel»), на радио («CNR-China Business Radio»), в интернете и социальных сетях КНР, а также на наружных рекламных носителях в г. Пекине; во многих регионах Российской Федерации размещены рекламные щиты с призывом «Время отдыхать в России»; в четырех регионах Российской Федерации (Тюменская, Челябинская, Свердловская области и Пермский край) состоялся показ презентационных видеороликов «Татарстан. 1001 удовольствие» на федеральных телеканалах «Первый»и «ТНТ» (около 1000 показов) [4, с.25-26].

В течение 2016 года в Республике велась работа по продвижению туристского бренда в сети Интернет. Республиканский портал www.visit-tatarstan.com был обновлен согласно новой туристической айдентике «Visit Tatarstan», на ресурсе установлены модули бронирования авиа и ж/д билетов, а также

билетов на культурно-массовые мероприятия в Республике Татарстан.

Также совершенствуется работа по обновлению региональной части национального туристского портала Российской Федерации - www.russia.travel. На ресурсе опубликовано порядка 100 новых статей об объектах туристской инфраструктуры Республики Татарстан.

Отдельным этапом межрегионального сотрудничества стало создание межрегионального маршрута по Приволжскому федеральному округу «Великий Волжский путь» [4, с.25-26].

На уровне государственной политики использование возможностей стратегического маркетинга делает более эффективным процесс регулирования туристской деятельности, создавая мировоззренческую и информационную базу для определения приоритетов развития туризма и разработки целевых программ, координации усилий и ресурсов государственного и частного партнерства в создании туристской инфраструктуры, охраны памятников историко-культурного наследия, стимулирования инвестиций в туристскую отрасль, определения приоритетных мероприятий по продвижению туристско-рекреационных кластеров в целях повышения их привлекательности и другие.

Специфика стратегического маркетинга в сфере туризма определяется:

- зависимостью от внешних факторов;

- особенностями турпродукта (и входящих в него услуг);

- полиструктурностью объекта;

- технологиями производства и потребления турпордукта;

- сложностью решаемых задач.

Охарактеризуем содержание основных факторов, определяющих целевые установки и элементы маркетинга в сфере туризма.

1. Внешними факторами, прямо и косвенно влияющими на состояние туристской индустрии, выступают природные ресурсы, политическая и экономическая ситуация, изменения в социально-демографической структуре населения, уровень жизни населения, объем валового национального продукта, характер досуговых интересов и предпочтений основных групп населения, традиции, мода, экологическое состояние региона и другие.

2. Отличительными чертами турпродукта (и входящих в него услуг) являются его комплексный характер и тот факт, что его элементы дополняют друг друга. Поэтому низкое качество одного из них отрицательно сказывается на отношении ко всему пакету предложений. Турпродукт в силу своей мно-гокомпонентности, многосубъектности производителей обладает высокой инерционностью, и его нельзя оперативно модифицировать в соответствии с ситуативными изменениями спроса. Производство и потребление входящих в турпродукт услуг совпадают по времени и месту, поэтому их нельзя накапливать, складировать, демонстрировать в качестве товарного образца потенциальным потребителям. Они преимущественно нематериальны, недоступны для непосредственного восприятия. В отличие от товарного производства, где продукт производится, отправляется на склад и хранится до тех пор, пока не будет востребован покупателем, сбыт в туризме предшествует процессу производства и оказания услуг. Приобретение и потребление турпродукта связаны с необходимостью преодоления пространства (порой весьма значительного), материальными и временными затратами, что обуславливает высокие требования к его качественным параметрам, которые слабо стандартизируются по критреию качества.

3. Специфика производства и потребления турпродукта определяется большой взаимозаменяемостью форм удовлетворения рекреационных потребностей, что порождает высокую конкуренцию как между субъектами туррынка, так и между туротраслью и смежными отраслями; эластичностью спроса, который находится в прямой зависимости как от экономических факторов (уровень инфляции, размер и структура семейного бюджета, динамика цен на туристские товары и услуги и т.п.), так и факторов внеэкономических (политическая ситуация, уровень преступности, мода, личные предпочтения и настроения при выборе турпродукта); неравномерностью спроса по месту и времени (сезонность, популярность регионов и турцентров).

4. Турмаркетинг имеет специфический объект, который представлен туристами (потребителями конечного продукта), посредниками и учреждениями, непосредственно связанными с туристским бизнесом. Все эти учреждения выступают одновременно и как производители, и как потребители тур-продукта.

5. Цели и задачи стратегического маркетинга детерминированы также тенденциями и проблемами, характеризующими ситуацию в туристской отрасли.

В частности, в последние годы туризм от массового, стандартизированного производства услуг переходит к дифференцированному, ориентированному на конкретные социальные группы и катего-

рии населения. Усложняется и дифференцируется потребительская мотивация, падает темп роста спроса на туруслуги, уплотняется рынок производителей туристских услуг и усиливается конкурентная борьба. Повышенная конкурентность среды проявляется и в том, что турфирма выносит на рынок продукт (размещение, питание, культурную программу и другие), который производится, как правило, другими субъектами рынка, к услугам которых потребитель может обратиться без посредников.

Данные тенденции и проблемы существенным образом меняют задачи и технологии маркетинга. Сегодня изучение спроса уже не является ключевым основанием определения стратегии фирмы. Смысл маркетинга заключается в формировании потребителя, ориентированного на отдых в любое время года, отличающегося устойчивой мотивацией к потреблению туристских услуг, в разработке туруслуг инновационного характера. На смену политике вытеснения конкурентов путем снижения цен и «слияний» приходит стратегия «выявления и заполнения ниш рынка». Это диктует необходимость повышения качества и надежности услуг, разработки принципиально новой номенклатуры предложений, не имеющих аналога на рынке.

Литература

1. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. СПБ: Наука, 2006.

2.Минцберг, Г. Стратегическое сафари. Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / Г. Минцберг, Б. Альстранд Ж. Лампель ; пер. Д. Раевская, Л.Л. Царук. - 2-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2016.

3. Лаптев, В.Г. Маркетинговые задачи предприятий/ В.Г. Лаптев// Маркетинг, 2013.

4. Итоги работы Государственного комитета Республики Татарстан по туризму за 2016 год.

УДК 002.2

Н.Н.Мухина

МОРДОВСКАЯ КНИГА ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО ПЕРИОДА: ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

В статье рассматриваются предпосылки возникновения мордовской книги, описываются факторы, повлиявшие на возникновение мордовской книги и на появление мордовских школ и подготовки для них учебных изданий.

Ключевые слова: мордовская книга, мордовского книгоиздание, учебные издания, справочные издания, просвещение, экспедиции, Академия наук, миссионеры, мордовские писатели.

Mukhina N.N. MORDOVIAN BOOK PRE-REVOLUTIONARY PERIOD: PREREQUISITES OF EMERGENCE AND DEVELOPMENT.

The article considers the preconditions of the Mordovian book and also describes all the factors that influenced the emergence of the Mordovian book on the emergence of the Mordovian schools and provide them textbooks.

Keywords: Mordovian book, Mordovian book publishing, educational publications, reference publications, education, expeditions, Academy of Sciences, missionaries, Mordovian writers.

В последнее время возрос интерес к книжной культуре народов Среднего Поволжья. В ней достойно представлена мордовская книга. Огромный интерес к прошлому связан с изменениями, происходящими в настоящее время в мордовском книгоиздании. Современная мордовская книга активно издается и используется мордовским народом, проживающим как на территории Республики Мордовия, так и в других регионах страны, где локально сосредоточен и проживает мордовский народ. Изучение истории мордовской книги позволяет раскрыть одну из страниц отечественного книжного дела. Мордовская книга дореволюционного периода прошла сложный, своеобразный путь развития, обусловленный во многом спецификой развития национального языка, литературы, искусства, книжного дела в регионе и др. до 1917 года территориального образования, объединявшего мордву, не существовало. Мордовский народ проживал в различных регионах Среднего Поволжья. Огромную роль сыграла Казань, где вышло наибольшее количество мордовских книг. Все это в полной мере отразилось на репертуаре мордовской книги, ее типологии, жанровом разнообразии, географии издания мордовской книги и периодических изданий и т. д.

Появление мордовской книги и ее дальнейшее развитие было обусловлено рядом предпосылок.

а) Научное изучение народов Поволжья в XVIII в.

XVIII век в истории России характеризуется большим прогрессом научной мысли. Реформы в области культуры в начале XVIII века дали немалый толчок развитию различных отраслей знаний. В начале второй четверти XVIII века была открыта подготовленная Петром I Российская академия наук. Академия наук стала научным центром в России, она развернула энергичную деятельность по всестороннему изучению страны - ее истории, природных богатств, экономики, быта.

Как русские, так и зарубежные ученые путешественники собрали и обработали значительное количество ценных материалов о мордве, в которых впервые в истории даются сведения о хозяйстве и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.