Научная статья на тему 'Стратегический инновационный анализ: принципы, методы, основные инструменты'

Стратегический инновационный анализ: принципы, методы, основные инструменты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
717
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / SWOT-АНАЛИЗ / ПОРТФЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухоруков А. В.

В статье рассмотрены методические основы стратегического инновационного анализа и его основные инструменты: SWOT-анализ, портфельный анализ, бенчмаркинг. Оценены возможности их использования в процессе стратегического выбора направлений инновационного развития предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегический инновационный анализ: принципы, методы, основные инструменты»

Список литературы:

1. Хаммер М. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе / Майкл Хаммер, Джеймс Чампи; пер. с англ. Ю.Е. Корнилович. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006. - 287, [17] с. - ISBN 5-902862-08-6.

2. Петухов В.И. Управление знанием в организации: моногр. / В.И. Петухов. - Н.Новгород: НИУ РАНХиГС, 2013. - 98 с. - ISBN 978-5-85152-973-3.

3. Мельцас Е. Бенчмаркинг и реинжиниринг бизнес-процессов. // Финансовая жизнь / Академия менеджмента и бизнес-администрирования. -М., 2012. - № 3. - С. 44-46. - ISSN: 2218-4708.

4. Бурма К.С., Кубанков А.Н. Инновационная природа еинжиниринга // Транспортное дело России. - М.: Редакция газеты «Морские вести России», 2012. - № 6-2. - С. 152-154. - ISSN: 2072-8689.

5. Омаров М.М. Реинжиниринг - как метод обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур в кризисные периоды // Современные наукоемкие технологии. - Пенза: Издательский Дом «Академия Естествознания», 2008. - № 4. - С. 168-170. - ISSN: 1812-7320.

6. Лианский М.Е. Реинжиниринг бизнес-процессов для эффективной адаптации предприятий к изменениям внешней среды // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки / Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. - Тамбов, 2006. - Т. 11, № 3. - С. 385-387. - ISSN: 1810-0198.

7. Дмитриева Е.И. Реинжиниринг как способ выживания предприятий в условиях жесткой конкуренции // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки / Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. - Тамбов, 2006. - № 4. - С. 318-321. - ISSN: 1810-0201.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ: ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ, ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

© Сухоруков А.В.*

Саратовский государственный технический университет им. Ю.А. Гагарина, г. Саратов

В статье рассмотрены методические основы стратегического инновационного анализа и его основные инструменты: SWOT-анализ, портфельный анализ, бенчмаркинг. Оценены возможности их использования в процессе стратегического выбора направлений инновационного развития предприятия.

Ключевые слова стратегический анализ, стратегическое планирование, инновации, SWOT-анализ, портфельный анализ.

* Доцент кафедры «Прикладная экономика и инновационное управление», кандидат экономических наук.

Предпринимательский тип стратегического поведения промышленного предприятия предполагает управление сложной и непредсказуемой внешней средой с целью наилучшей адаптации к ней. В условиях высокой турбулентности внешних факторов и ужесточения конкурентной борьбы на товарных рынках и рынках факторов производства единственной стратегической альтернативой устойчивого развития выступает рост предприятия на инновационной основе. Инновации способствуют непрерывному обновлению материально-технической базы производства, освоению и выпуску инновационной продукции, расширению присутствия на национальном и мировом рынке и, в целом, росту долгосрочной конкурентоспособности предприятия.

Поэтому полагаем, что инновационная составляющая в значительной степени обусловливает успех всей корпоративной стратегии, а инновационная стратегия должна базироваться на всестороннем комплексном исследовании всех форм инновационной деятельности, проявляющихся в нововведениях различного типа, и охватывать все аспекты функционирования предприятия.

Стратегический выбор направлений инновационного развития предприятия осуществляется в рамках общего алгоритма стратегического менеджмента. Поэтому стратегический инновационный анализ можно считать исходным этапом формирования и реализации инновационной стратегии, поскольку он обеспечивает исходную базу как для определения целевых ориентиров деятельности предприятия в сфере инноваций, так и для формирования стратегии, позволяющей предприятию осуществить свою миссию и достичь своих целей.

В отличие от других видов анализа (оперативного, текущего) стратегический анализ является не только ретроспективным, но и во многом перспективным, выступающим основой для принятия управленческих решений относительно долгосрочных приоритетов развития предприятия. Чаще всего под стратегическим анализом понимают процедуру поиска и отбора стратегических альтернатив [10]. Петров А.Н. в качестве главной цели стратегического анализа указывает информационное наполнение процедуры стратегического планирования, причем стратегический анализ в его трактовке предусматривает не только процесс сбора внешней и внутренней информации, но и ее целенаправленную оценку [7]. В исследованиях зарубежных авторов стратегическому анализу уделяется большое внимание. Чаще всего он представляется как один из фундаментальных процессов стратегического планирования [8]. Так, М. Гертман полагает, что стратегический анализ является не только первичным, но и основным этапом стратегического планирования, так как значительная часть аспектов планирования, подлежащих формализации, лежит именно в этой области [2].

Методология осуществления стратегического анализа инновационной деятельности предприятия предполагает определение принципов, подходов

и методов исследования, которые должны базироваться на отличительных характеристиках инновационной деятельности как предмета стратегического анализа и учитывать взаимосвязь и взаимообусловленность инновационной стратегии и долгосрочной конкурентоспособности предприятия. Наиболее общими методологическими принципами стратегического анализа инновационного развития являются:

1. Принцип исследования инновационной деятельности предприятия с учетом условий неопределенности и многообразия форм развития - позволяет исследовать сферу инноваций как саморазвивающуюся и самосовершенствующуюся социально-экономическую систему.

2. Принцип сочетания интересов стейкхолдеров в процессе инновационного развития предприятия - проявляется в необходимости сочетания разнонаправленных интересов и целей всех заинтересованных сторон при принятии управленческих решений о направлениях и способах инновационного развития.

3. Принцип взаимосвязи инновационного потенциала, эффективности инновационной деятельности и конкурентных преимуществ предприятия - заключается в необходимости комплексно исследовать ресурсы и ключевые компетенции предприятия как источники его конкурентных преимуществ и основу ключевых факторов успеха в условиях турбулентной внешней среды.

4. Принцип исследования инновационной стратегии в контексте мировых экономических тенденций - позволяет сопоставить достигнутый уровень эффективности инновационной деятельности с прогрессивными требованиями в этой области.

5. Принцип адаптации инновационной стратегии предприятия к условиям макро- и микроокружения - состоит в том, что стратегическое управление инновационным развитием должно носить адаптивный характер, то есть приспосабливать деятельность предприятия к внешним условиям.

6. Принцип гибкости состоит в придании процессу инновационного развития свойства изменять свою ориентацию по мере возникновения непредвиденных обстоятельств.

Перечисленные принципы выступают основой выбора методов стратегического инновационного анализа. Наиболее эффективными методами стратегического анализа инновационной деятельности предприятия являются, на наш взгляд, SWOT-анализ, портфельный анализ и бенчмаркинг.

SWOT-анализ инновационной деятельности является важнейшим этапом стратегической диагностики, на котором с помощью логического обобщения результатов анализа внешних и внутренних факторов инновационного развития должны быть обозначены внешние возможности инновационной деятельности предприятия и наиболее серьезные угрозы эффективному осуществлению такой деятельности.

Анализ внешних условий инновационной деятельности представляет собой процесс исследования наиболее значимых факторов бизнес-окружения,

которые могут оказать влияние на возможность достижения целей инновационного развития. Он позволяет оценить стратегический климат или стратегические условия, создаваемые внешней средой; оценить возможности и угрозы.

Анализ внутренней среды предусматривает целенаправленно ориентированную оценку стратегического потенциала предприятия, все элементы ко -торого поддаются контролю со стороны менеджмента предприятия. Результатом такого анализа является перечень сильных и слабых сторон в инновационной сфере, соотношение которых определяет долю предприятия на рынке и устойчивость его конкурентной позиции. Стандартный процесс диагностики внутренней среды предприятия включает оценку всех функциональных сфер деятельности предприятия: маркетинга, производства, финансов, персонала, организации и управления, а также организационной культуры и имиджа предприятия. Однако управленческое обследование инновационной составляющей должно, по нашему мнению, максимально основываться на ресурсном подходе и предусматривать оценку эффективности использования ресурсов, способностей и ключевых компетенций предприятия в области инноваций.

После того, как исследованы внешние и внутренние факторы инновационного развития предприятия, наступает этап установления взаимосвязей между ними и определения возможных стратегических альтернатив, то есть непосредственно SWOT-анализ. Его формализованным выражением является матрица SWOT-анализа, позволяющая наглядно отобразить соотношение возможностей и угроз внешней среды, а также сильных и слабых сторон предприятия.

Таким образом, SWOT-анализ предполагает рассмотрение предприятия как единого целого и не заостряет внимание на стратегических позициях отдельных подразделений или видов продукции. Однако при принятии стратегических инновационных решений важно знать, как они соотносятся и связаны между собой. В настоящее время одним из наиболее часто применяемых инструментов стратегического планирования является портфельный анализ. С его помощью предприятие оценивает сбалансированность своего хозяйственного портфеля, понимаемого как совокупность стратегических единиц бизнеса, с целью инвестирования в наиболее прибыльные и перспективные проекты и сокращения инвестиций в неэффективные направления деятельности. Сбалансированность хозяйственного портфеля означает, что в долгосрочной перспективе должно быть обеспечено правильное сочетание подразделений или продуктов, испытывающих потребность в капитале для обеспечения роста, с единицами бизнеса, располагающими избытком капитала. Гертман М. уравновешенной структурой хозяйственного портфеля называет такую его структуру, при которой сальдо денежных потоков стремится к нулю [2].

Матрицы выбора инновационных стратегий являются разновидностью стандартных матриц стратегического анализа, но отличаются от последних особым секторным делением и специфическим характером рекомендаций по инновационной деятельности для каждого из секторов. Таким образом, большинством автором предлагается не прямое использование данных матриц и методик портфельного анализа, а их инновационно-ориентированная модернизация. В частности, В.Я. Гольдштейн отмечает, что матричная техника портфельного анализа диверсифицированных компаний полезна при выборе стратегии НИОКР [3], в частности, может использоваться матрица Мак-Кинси.

Бенчмаркинг - метод анализа деятельности предприятий-конкурентов с целью использования их положительного опыта. В зависимости от объекта анализа выделяют общий и функциональный бенчмаркинг. Общий бенчмаркинг заключается в сопоставлении собственных показателей производства и реализации продукции с показателями конкурентов, на основе чего могут быть намечены четкие стратегические ориентиры развития предприятия и совершенствования его хозяйственной деятельности. Функциональный бенчмаркинг предполагает сопоставление отдельных звеньев цепочки создания стоимости предприятия и его основных конкурентов (предприятий-лидеров).

Этот метод часто используется на уровне отдельных компаний для выявления перспективных направлений трансформации сферы научных исследований и инноваций, т.е. как информационный базис для формирования инновационной стратегии. Правильно организованный бенчмаркинг позволяет развивать и совершенствовать стратегическое и текущее планирование и управление на предприятии, повышать его конкурентоспособность, а также дает менеджерам и аналитикам возможность учиться на чужих ошибках, минимизируя собственные.

Таким образом, наука и практика стратегического анализа инноваций располагает множеством методов и инструментов. Несмотря на достаточно формальный характер, многие из них с успехом применяются как российскими, так и зарубежными компаниями. В сложных условиях трудно прогнозируемой динамики рынка, изменчивости законодательной базы, дефицита внутренних ресурсов и роста агрессивности внешней среды промышленное предприятие должно ориентироваться на применение комплекса методов стратегического анализа, дающих полное представление о его стратегической позиции и стратегических альтернативах.

Список литературы:

1. Абдулаева З.И. Стратегический анализ инновационных рисков. - СПб.: Изд-во Политехн. университета, 2013. - 150 с.

2. Гертман М. Стратегический менеджмент. - СПб.: НЕВА, 2003.

3. Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ 2004.

4. Грант Р. Современный стратегический анализ. - СПб.: Питер, 2008. -560 с.

5. Кудина О. Ресурсно-рыночный подход как методологическая основа оценки эффективности инновационной деятельности корпораций // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2012. - № 1.

6. Стратегическая оценка деятельности инновационно-активных предприятий / Под ред. А.Е. Карлика. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. - 209 с.

7. Стратегическое планирование / Под ред. А.Н. Петрова. - СПб., 2003.

8. Стрикленд А.Дж., Томпсон Артур А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуация для анализа. - изд. 12-е. - М.: Вильямс, 2003.

9. Ферафонтова М.В. Концептуальные подходы к оценке роли инноваций в стратегическом управлении и некоторые аспекты выбора инновационной стратегии предприятия // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2010. - № 6. - С. 102-109.

10. Хорин А.Н., Керимов В.Э. Стратегический анализ. - М.: Эксмо, 2006.

ИННОВАЦИИ: НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ И ИХ РАЗВИТИЕ

© Турегельдинова А.Ж.*

Казахстанско-Британский технический университет, Республика Казахстан, г. Астана

В статье рассмотрены основные подходы к пониманию «инновации».

В результате проведенного анализа существующих понятий уточнено

и расширено определение термина «инновация».

Ключевые слова инновации, подходы, определение, трактовка.

В теории и на практике исследование понятия «инновация» получило большое развитие. Инновации являются важным преимуществом в условиях развития конкуренции.

В своей работе «Теория экономического развития» австрийский ученый Йозеф Шумпетер в 1911 году впервые дал определение термину «инновация», определив инновацию как осуществление новых комбинаций, охватывающие пять важных моментов:

1. Изготовление нового, т.е. ещё неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага.

2. Внедрение нового, т.е. данной отрасли промышленности ещё практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который

* Докторант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.