Научная статья на тему 'Стратегический анализ внешней среды газораспределительной организации'

Стратегический анализ внешней среды газораспределительной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
396
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / PEST-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Залыгина Ю. Г.

В статье рассматривается адаптированная методика проведения стра­тегического анализа, который необходим на этапе целеполагания в про­цессе стратегического планирования с учетом особенностей подотрасли газораспределения. Автором проведен анализ внешней среды, определена вероятность наступления некоторых событий и оценена степень их влияния на систему стратегических планов газораспределительной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегический анализ внешней среды газораспределительной организации»

Соответственно сферой «государственного менеджмента» должны стать -административные функции, сущность которых в обеспечении исполнения законов, норм, правил, и предоставлении государственных услуг юридическим и физическим лицам; экономическая, социальная, экологическая в части непосредственного обслуживания населения. В этой части государственного менеджмента правомерно и целесообразно привлечение бизнеса и применение бизнес подходов для реализации функций государства.

Список литературы:

1. Осборн Д., Гэблер Т. Переосмысливая управление. Как дух предпринимательства трансформирует публичный сектор. - 1992.

2. www.gendocs.ru.

3. Kettl D. The Global Public Management Revolution. - Р. 30, 33.

4. Клименко А.В. Механизмы нового государственного управления и модернизированной бюрократии в концепции административной реформы // ЧиновникЪ. - № 505.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

© Залыгина Ю.Г.*

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

В статье рассматривается адаптированная методика проведения стратегического анализа, который необходим на этапе целеполагания в процессе стратегического планирования с учетом особенностей подотрасли газораспределения. Автором проведен анализ внешней среды, определена вероятность наступления некоторых событий и оценена степень их влияния на систему стратегических планов газораспределительной организации.

Ключевые слова стратегический анализ, газораспределительные организации, PEST-анализ

Стратегический анализ предприятия является одним из стержневых элементов процедуры формирования стратегии развития. На этапе стратегического анализа создается необходимая информационная база, позволяющая наиболее эффективным образом провести процесс целеполагания и выбора альтернатив стратегического развития. При этом, западные исследователи в области стратегического планирования уделяют значительную роль стратегическому анализу, тогда как в отечественной практике стратегиче-

* Аспирант кафедры Экономики и организации производства.

ский анализ рассматривается в несколько усеченном варианте, в котором основной упор делается на исследование ресурсного потенциала предприятия, а влияние внешней деловой окружающей среды проводится опосредованно. Такая ситуация объясняется существованием в течение нескольких десятилетий практики планирования в условиях директивного управления, когда внешние условия функционирования задавались вышестоящими органами, а планирование было построено на основе анализа хозяйственной деятельности предприятия и поиска резервов повышения эффективности производства.

Выбор эффективной стратегии развития и формирование жизнеспособного и реализуемого стратегического плана невозможно без качественного анализа внешней деловой окружающей среды. Наиболее эффективным инструментом для проведения такого анализа для газораспределительных организаций (ГРО), по нашему мнению, может стать PEST-анализ, который помогает руководителю компании или аналитику увидеть картину внешнего окружения компании, выделить наиболее важные влияющие на дальнейшее развитие факторы. PEST-анализ - это инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Анализ выполняется по схеме «фактор - предприятие» [1]. Однако на наш взгляд систему факторов PEST-анализа необходимо дополнить экологической составляющей, так как основной тенденцией нашего времени является особое внимание к экологическим проблемам. Этот аспект деятельности промышленности особенно актуален для таких технологически сложных и опасных производств как газораспределение.

Как известно, трубопроводный транспорт представляет собой меньшую опасность для экологии, нежели железнодорожный или автомобильный, однако разветвленные распределительные газопроводы протяженностью на многие тысячи километров, многие из которых проходят по территориям населенных пунктов, являются потенциально опасными объектами для окружающей среды. Аварийные ситуации на трубопроводах всегда имеют место быть, поэтому от того, насколько грамотно организована транспортировка газа, зависит экологическая безопасность в регионе. Таким образом, для обеспечения технологической и экологической безопасности важно понимание необходимости предотвращения аварийных ситуаций в плане проводимой профилактики состояния систем трубопроводов. Поэтому нами предложено дополнить систему факторов PEST-анализа экологической составляющей - «PEST+E-анализ». Тем более, что в системе стратегических показателей газораспределительных организаций имеется составляющая, отражающая обеспечение безопасности их деятельности - Безопасность -обеспечение безопасной, безаварийной, бесперебойной эксплуатации газораспределительных сетей.

Автором был проведен анализ по предложенной адаптированной к подотрасли ГРО методике PEST+Е-анализа:

Например, характеризуя политические факторы можно отметить следующее:

ОАО «Газпром газораспределение» является государственной компанией, осуществляет транспортировку и обеспечение природным газом около 80 % российских потребителей, занимает ведущее положение в экономике России. Деятельность компании транспортировке и реализации природного газа регламентируется в соответствии антимонопольным законодательством РФ - Федеральным Законом «О естественных монополиях». Государство оказывает на организацию давление в плане ограничения тарифов на транспортировку газа - как основной деятельности компании. Однако и прочие виды деятельности, такие как подключение потребителей к газопроводам, установка газового оборудования, проектирование, также не уходят из поля внимания государственной антимонопольной службы, которая находит косвенные рычаги для контроля в этих сферах деятельности компании.

Федеральная служба по тарифам осуществляет регулирование оптовых цен на газ, на услуги по транспортировке, по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям, а также платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа.

Владея контрольным пакетом акций, государство и Собрание акционеров ОАО «Газпром межрегионгаз» оказывает влияние, осуществляя контроль за движением финансовых потоков, через участие своих представителей в Совете директоров ОАО «Газпром газораспределение», к компетенции которого относится утверждение финансового плана, инвестиционной программы и в целом, стратегии развития.

Несмотря на то, что для достижения единообразия при регулировании поставок природного газа в масштабах России федеральные органы власти взяли на себя разработку и проведение государственной политики в отношении поставок газа, а также промышленной и экологической безопасности таких поставок в пределах России. Региональные и местные органы власти обладают значительной степенью автономности в осуществлении своих прав применительно к использованию земли и природных ресурсов. Отсутствие единства в решениях федеральных, региональных и местных органов власти по вопросам газоснабжения может оказать значительное влияние на условия деятельности Общества в отдельных регионах. Кроме того, местные органы власти оказывают влияние на региональные ДЗО ГРО, так как монопольно владеют городской и региональной инженерной инфраструктурой, для доступа к которой требуется осуществление каких-либо мероприятий социального значения или по не выгодным для ГРО ценам.

Для достижения консенсуса с органами государственной власти на федеральном и региональном уровне руководство ГРО и ДЗО ГРО продолжает

с ними активное взаимодействие, с целью поддержания баланса интересов между нагрузкой и необходимостью осуществления в ближайшие годы инвестирования для обеспечения надежности газоснабжения.

Сгруппировав полученный аналитический материал, мы попытались оценить вероятность наступления тех или иных событий, происходящих во внешней среде и определить их влияние на формирование стратегических планов и спрогнозировать возможную ответную реакцию (табл. 1).

Таблица 1

Результаты PEST+Е-анализа ОАО «Газпром газораспределение»

События Вероятность наступления Влияние Ответная реакция

ПОЛИТИКА

1. Государственное антимонопольное влияние. Высокая, 1-2 года. Ограничение тарифов на транспортировку газа. Развитие прочих видов деятельности.

2. Отсутствие консенсуса в вопросах развития газоснабжения между федеральными и местными властями. В настоящее время. Ограничение деятельности по развитию ГРО. Поиск путей для достижения консенсуса между федеральными, местными властями и ГРО.

3. Принятие ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Высокая, 1 год. Государственное регулирование деятельности связанной с закупками товаров и услуг. Поиск наиболее выгодных контрагентов. У ГРО останется все меньше экономических рычагов регулирования своей деятельности.

4. Реализация федеральной программы газификации регионов. В настоящее время. Благоприятная ситуация для развития. Активизация деятельности по расширению транспортных сетей ГРО.

ЭКОНОМИКА

1. Экономическое обоснование цен на услуги по транспортировке газа. Высокая, 1-2 года. Рост тарифов на транспортировку газа. Благоприятная возможность для развития компании.

2. Появление новых участников рынка транспортировки газа или развитие альтернативных источников энергии. Высокая, 5-10 лет. Рост конкурентной составляющей дает реальные возможности для развития компании. Опередить возможных конкурентов, определить собственные конкурентные преимущества и активно развивать их.

3. Развитие альтернативных источников энергии. Высокая, 5-10 лет. Мировая тенденция. Для выживания нужен экспансивный рост.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ

1. Требование государства и общественности к активизации деятельности в по реализации благотворительных проектов в сфере здравоохранения, культуры, спорта, поддержки ветеранов, развития детей и др. В настоящее время. Повышение социальной ответственности компании. Реализация благотворительных проектов.

Продолжение табл. 1

События Вероятность наступления Влияние Ответная реакция

ТЕХНОЛОГИИ

1. Повышение внимания государства и общественности к обеспечению безопасности и энергоэффективности газоснабжения. Высокая, 1-2 года. Необходимость применения современного оборудования, оптимизация численности персонала. Благоприятная возможность для развития инновационных технологий, замена старого оборудования, оптимизация численности персонала, повышение его квалификации.

2. Необходимость точного определения координат объектов газоснабжения. Высокая, 1-3 года. Необходимость применения современного спутникового оборудования, совершенствования НД. Благоприятная возможность для развития. Указание координат объектов ГРО в ТУ и внесение их в единую базу, внедрение единой базы данных с координатами GPRS.

3. Реализация федеральной программы газификации регионов. В настоящее время. Увеличение заявок на аварийно-диспетчерское обслуживание. Автоматизация системы оперативно-диспетчерского управления.

ЭКОЛОГИЯ

1. Повышение внимание государства и общественности к экологическим аспектам деятельности ГРО. Высокая, 1-2 года. Повышение экологической активности компании. Реализация проектов по повышении экологической безопасности деятельности ГРО.

Таким образом, для наиболее эффективного решения целевых задач поставленных на государственном и отраслевом уровне на долгосрочную перспективу перед ГРО необходимо использовать комплексный и системный подход к анализу факторов внешней среды, для чего наиболее оптимально использовать адаптированную к подотрасли газораспределения модель PEST+Е анализа.

Список литературы:

1. Петров А.Н. Стратегическое планирование: учеб. пособие / Под ред. проф. А.Н. Петрова. - СПб.: Знание, ГУЭФ, 2003. - 200 с.

2. Геологические исследования и экологическая безопасность как приоритеты развития нефтегазовой отрасли [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mioge.ru/article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.