ВОПРОСЫ экономики
ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ С ПОЗИЦИЙ МИРОВОГО ОПЫТА
и.В. ШЕВЧЕНКО, доктор экономических наук, профессор (г. Краснодар)
Д.И. ВОЛКОВ (г. Москва) А.В. КОРКУНОВ (г. Москва) О.Г. ЧИ КО В А (г. Рязань)
Газовая промышленность России является уникальным образованием в мировом энергетическом бизнесе во-первых, потому, что обеспечивает 24% мировой добычи и 28% распределения газа, во-вторых, вследствие беспрецедентной их концентрации в рамках одной компании с высоким уровнем централизации управления. Эти особенности обусловлены, во-первых, тем, что в бывшем СССР отрасль десятилетиями проектировалась и создавалась как Единая система газоснабжения, охватывающая все звенья технологической цепи от разведки и добычи газа до поставки конечным потребителям. Во-вторых, как объективные достоинства (высокая эффективность и надежность газоснабжения) этой системы, так и обусловленные ими недостатки (малая избыточность всех видов производственных мощностей) в основном сохранились в процессе трансформации отрасли при переходе от централизованного планирования и управления к новым хозяйственным отношениям.
Особенностью западноевропейского рынка является ограниченное количество поставщиков газа в лице 1-2 национальных компаний («Газ де Франс» - Франция; «Газюни» - Нидерланды; «Рур-газ» и «Вингаз» - Германия; «Снам» - Италия и др.). Компании-поставщики газа в ряде стран государственные, в Германии и Англии - частные. Однако во всех западноевропейских странах они занимают монопольное положение. Это положение практически не меняется, несмотря на принятие рядом стран Западной Европы директивы по либерализации газового рынка. Реально программы демонополизации рынка газа в этих странах довольно скромные, а рынок остается закрытым.
В силу монопольного положения отдельных компаний на внутренних рынках газа стран Западной Европы практически отсутствует конкуренция типа «газ-газ». Цены на газ формируются преимущественно под влиянием цен конкурентных энергоносителей. Реализация газа осуществляется на основе договоров, включая долгосрочные контракты.
Система газоснабжения в каждой стране соответствует специфическим особенностям национального рынка. Однако практически во всех странах с развитой рыночной экономикой рынок газа координируется с рынком других энергоносителей. Как правило, потребитель имеет оборудование, рассчитанное на два вида топлива. В США наибольшее распространение получили «бивалентные» установки для сжигания топлива, пригодные для работы как на природном газе, так и жидком топливе. Такими установками оснащено более половины промышленных потребителей и потребителей других секторов экономики. Это привело к тому, что наибольший эффект с точки зрения надежности энергообеспечения и национальной энергобезопасности приносит не конкуренция газ с газом, а конкуренция между различными видами топлива. При этом цены на энергоносители, включая природный газ, в США - свободные, а регулируемые цены (тарифы) применяются только в сферах естественных монополий, в частности на услуги по транспортировке газа, как по магистральным, так и распределительным сетям.
В отличие от Западной Европы в США имеет место разветвленная по всей стране система магистральных газопроводов, позволяющая поставщикам и потребителям выбирать наиболее эффективный путь транспортировки газа (не обязательно
более короткий, т.к. уровень тарифов по системам различается - более высокие тарифы по новым трубопроводам на период их окупаемости, более низкие - по действующим).
Прогнозы экспертов дальнейшего энергетического развития газовой отрасли России позволяют сделать следующие выводы:
• потребление газа в России (после спада в 1998 г. до 381 м3) будет медленно расти (на 5 - 8% к 2010 г. и еще на 6 - 11% к 2020 г.) даже при проведении жесткой ценовой и налоговой политики в целях диверсификации энергетического баланса страны. В зависимости от эффективности этой политики доля газа в совокупном потреблении первичных энергоресурсов снизится до 45% к 2010 г. и 44% к 2020 г. После 2010 г. конкуренция газа с другими энергоресурсами существенно обострится, и прирост потребления газа будет идти преимущественно за счет расширения территории газоснабжения, как в традиционных, так и особенно в новых районах (юг Европейской части, юг Западной Сибири, Дальний Восток). Главными потребителями газа останутся электростанции, но их доля во внутреннем расходе газа уменьшится с 44,5% в 1998 г. до 41% в 2010 - 2020 г.;
• экспорт газа в дальнее зарубежье вырастет на 35 - 60% от существующего уровня. В период с 2010 до 2020 г. рост его составит лишь 9 - 20%. При этом в зависимости от конъюнктуры цен на либерализуемом европейском рынке газа после 2007 - 2010 гг. ожидается переориентация российского экспорта, в большей или меньшей степени, с европейского на азиатско-тихоокеанский рынок газа, в первую очередь в Китай;
• импорт газа увеличится до 35 млрд м3 к 2010 г. (против 1,6 млрд м3 в 1998 г.) и затем стабилизируется. В зависимости от экономических факторов и политических решений импортный газ (в основном из Туркмении и Казахстана) будет поступать на внутренний рынок или реэкспортироваться. В случае открытия внутреннего рынка газа для зарубежных производителей объемы импорта газа могут превысить приведенные значения;
• спад добычи природного газа в России прекратился и прогнозируется ее рост на 7 - 15% в 2005 - 2010 гг. и еще на 7 - 8% за десятилетие до 2020г. Весь прирост добычи газа, как и компенсация выбытия действующих месторожде-
ний после 2010 г, будет возможен только в новых районах с еще не созданной инфраструктурой - на шельфе Баренцева моря (Штокман-ское месторождение) и полуострове Ямал, в Восточной Сибири на Дальнем Востоке. Все это приведет к увеличению средних удельных затрат на добычу и транспортировку газа;
• опережающее развитие сети магистральных газопроводов относительно роста спроса на российский газ и его добычу ввиду увеличения дальности транспортировки газа как на внешние (особенно, восточный), так и на внутренние рынки (из-за газификации новых районов страны). Предполагается увеличить протяженность магистральных газопроводов с 151 тыс. км до 165 тыс. км к 2010 г. и 200 тыс. км к 2020 г. с глубокой реконструкцией действующей сети магистральных газопроводов с модернизацией (для продления срока службы) и заменой компрессорных станций и линейной части газопроводов;
• дальнейшее расширение ЕСГ с ежегодным вводом в период до 2010 г. не менее 20 - 30 тыс. км газораспределительных сетей, в том числе от 18 до 26 тыс. км в сельской местности;
• увеличение емкости подземных и иных хранилищ позволит увеличить закачку и отбор газа с 56 млрд м3 в 1998 г. до 70 млрд м3 в 2010 г. и 90 млрд м3 к 2030 г. Это позволит газовым компаниям уже в ближайшие годы наряду с поставками газа оказывать целый комплекс дополнительных услуг по газоснабжению. Развитие газовой промышленности России в соответствии с прогнозом потребует больших капитальных вложений, оцениваемых в 45 - 55 млрд дол. СШАв 2001 - 2010 г. и (4,5 - 6 млрд дол. США/ год) и 55 - 65 млрд дол. в последующее десятилетие (5,5 - 6,5 млрд дол. США/год). В последующие годы рост эксплуатационных издержек, связанный с перемещением добычи газа во все более удаленные неосвоенные районы преимущественно с экстремальными условиями добычи, удлинением газотранспортной сети, приведет к существенному увеличению стоимости транспортировки газа, даже несмотря на использование современных технологий.
Газовая промышленность России оказывает
существенное влияние на экономику страны благодаря крупным налоговым и рентным платежам в
бюджеты всех уровней, вынужденной поддержкой
отечественных производителей посредством низ-
ких цен на газ для промышленности и населения, а также терпимому отношению к неплатежам. Сохранить эту позитивную роль в условиях предстоящего роста стоимости газа удастся, по-видимо-му, только за счет повышения операционной эффективности путем развития конкуренции там, где это целесообразно, в сочетании с существенным улучшением государственного регулирования сферы естественных монополий в газовой промышленности.
Ограниченные для капитальных вложений внутренние ресурсы и низкая вероятность привлечения в ближайшее время внешних инвестиций в российскую газовую промышленность ставят под угрозу перспективы развития, а также устойчивость обеспечения потребностей в газе на внутренних рынках России и стран СНГ. (Предполагается, что Россия предпочтет ограничивать поставки газа на внутренний рынок и в страны СНГ, но не нарушать обязательства по экспортным контрактам, заключенным со странами дальнего зарубежья). Ситуация обостряется рядом острых производственных проблем, стоящих в отрасли:
• более 84% добычи ОАО «Газпром» ведется на промыслах с падающими объемами добычи. Ввод их в эксплуатацию, а также разработка старых месторождений на поздних стадиях (в период падающей и затухающей добычи), требует больших дополнительных капитальных вложений;
• затраты газодобывающих компаний на выполнение поисково-разведочных работ лишь частично (до 38%) компенсируются отчислениями на воспроизводство минерально-сырьевой базы в составе себестоимости выпускаемой продукции. Вследствие удорожания поисково-разведочных работ при сохранении действующих норм отчислений, уже в ближайшие годы этот разрыв увеличится, а возмещение затрат снизится до 25%. Это приведет к дальнейшему сокращению газодобывающими компаниями геологоразведочных работ, необходимых для обеспечения надежного газоснабжения в будущем;
• программа реконструкции устаревших и аварийно опасных элементов ГТС при ограниченности ресурсов вынужденно сводится только к устранению «узких мест» и поддержанию безопасности эксплуатации этих элементов;
• газотранспортная система России характеризуется высокой энергоемкостью (в 1,5 раза выше, чем в западных компаниях). Работы по
реконструкции и восстановлению, которые позволили бы повысить пропускную способность газоперекачивающих агрегатов, откладываются ввиду отсутствия инвестиционных средств;
• несогласованность планов реконструкции объектов ЕС Г и распределительных газопроводов ведет к серьезным диспропорциям в техническом состоянии и пропускных возможностях газопроводов ЕСГи подсоединенных к ним распределительных сетей. Частично это стало результатом распада большинства территориальных производственных объединений газового хозяйства на ряд акционерных компаний, координация работы которых часто является мало эффективной, что приводит к снижению надежности поставок газа потребителям;
• приоритетным направлением для обеспечения экологической безопасности, эффективности и надежности действующих газоперерабатывающих заводов является их реконструкция и техническое перевооружение. Однако для решения этих задач адекватное финансирование отсутствует;
• с распадом СССР Россия лишилась половины подземных газохранилищ, а дальнейшее развитие имеющихся сдерживается отсутствием необходимого финансирования. В результате, возможные отборы газа из ПХГ составляют 9% объема его годового потребления при оптимальном соотношении 11 - 12%.
Кроме перечисленных проблем, в результате проводимой политики государственного регулирования, доступ Российских газовых компаний к международным финансовым рынкам практически отсутствует. В большинстве стран эти рынки обычно позволяют компаниям удовлетворять все свои потребности в инвестициях в расширение и развитие инфраструктуры. В России отсутствие возможности компенсировать капитальные затраты даже стоимость инвестиций приводит к неприемлемо низкой доходности инвестиций. В результате, эффективная реализация проектов невозможна из-за недостатка средств, и имеющиеся инвестиционные фонды распределяются, исходя из политических и технических соображений, при этом стоимость капитала не принимается во внимание. Это приводит к необоснованно высоким тарифам и неэффективному использованию тарифной выручки. При действующей структуре налогообложения разработка месторождений на стадии «затуха-
ющей» добычи, эксплуатация залежей с трудно извлекаемыми запасами углеводородов и освоение новых районов для отрасли убыточны.
До сих пор особенности исторического развития газовой отрасли мешали созданию многих необходимых механизмов внутреннего рынка, включая:
• конкуренцию между независимыми производителями газа, которая позволила бы снизить затраты и привлечь инвестиции и технологию;
• возможность для производителя выбрать наиболее выгодного потребителя газа, что позволило бы снизить затраты и получить доступ к более широкому спектру услуг и режиму их использования, как, например, в западных странах;
• доступ потребителей к услугам международных газодобывающих и газоснабжающих компаний, стремящихся получить доступ к Российскому рынку, что вынудило бы Российские компании повысить свою эффективность и качество обслуживания потребителей;
• доступ российских газовых компаний к международным рынкам капитала, что послужило бы проверкой эффективности инвестиционных проектов этих компаний, а такжедало бы возможность возврата новых инвестиций не за счет существующих потребителей, которые вынуждены участвовать в схеме тарифного финансирования, а за счет будущих потребителей, которые получают от этих инвестиций реальную выгоду;
• предложения потребителям со стороны поставщиков дополнительных услуг газоснабжения по договорным ценам (определенные режимы поставок, уровень надежности и т.п.),
, что позволило бы привлекать новых поставщиков специализированных услуг. Парадокс ситуации заключается в том, что монопольное положение ОАО «Газпром» на российском рынке газа, а также на рынках Украины, Белоруссии и некоторых других стран СНГ по ряду моментов противоречиво влияет как на его финансовое положение, так и в целом на стратегическую устойчивость компании. Дело в том, что государство использовало ОАО «Газпром» в качестве важного инструмента в реализации своих внешне- и особенно внутриполитических решений, осуществляя давление на компанию через:
• объемы и режимы выплаты налогов, акцизов и таможенных сборов;
• цены на газ для внутренних потребителей,
• цены на газ, потребляемый в странах СНГ, устанавливаемые межгосударственными соглашениями,
• воздействие на руководство и политику компании, степень которого превышала полномочия государства, определяемые его долей в акционерном капитале компании.
Это породило проблемы, в том числе многократно заниженную рыночную капитализацию компании. Вместе с тем, руководство ОАО «Газпром» регулярно осуществляло несколько консервативные, но комплексные и, в целом, эффективные меры по адаптации к рыночным условиям. Одной из таких мер является публикация результатов внешнего аудита компании каждое полугодие. Еще более важным является то, что ОАО «Газпром» ведет работу по разделению хозяйственной деятельности газодобывающих и газотранспортных компаний, что должно способствовать росту эффективности хозяйственной деятельности отрасли в целом. Однако следует принимать во внимание специфику газовой промышленности России, где общая эффективность определяется не только снижением текущих операционных затрат, сколько эффективностью инвестиций и поддержанием развития производственных мощностей. Поэтому, проблема состоит в создании хозяйственных отношений, позволяющих российским компаниям привлекать инвестиции на мировом рынке капитала и эффективно ими распоряжаться, снижая текущие издержки и повышая качество обслуживания потребителей на внутреннем рынке.
Также существует ряд специфических проблем в подотрасли газораспределения.
Приватизация, проведенная в 1993 г. дала газораспределительным организациям (ГРО) юридическую самостоятельность и почти полную хозяйственную независимость. Приватизация ГРО осуществлялась без предварительной работы по оптимизации размеров и конфигурации систем газораспределения, за основу была взята организация предприятий, сложившаяся в административной экономике. В результате, в подотрасли фактически утрачена вертикаль не только хозяйственно-экономического, но и технологического управления, а эффективной замены старой системе предложено не было. На базе бывших производственных территориальных объединений возникло много мелких и часто довольно слабых акционерных обществ. При этом самостоятельность и независимость ГРО - лишь видимость, тогда как они обретают все большую зависимость от организаций
ОАО «Газпром», ООО «Межрегионгаз», газотранспортных и других организаций;
Доминирующее положение ОАО «Газпром» в подотрасли газораспределения обусловило практическую неспособность ГРО (в отличие от организаций «Газпром») проводить самостоятельную политику в отношении должников. Местные администрации имеют реальные рычаги давления, позволяющие защищать влиятельных неплательщиков, поскольку распоряжением Госкомимущества от 14.03.1996 № 348-Р им дано право в лице своих территориальных агентств голосовать на собраниях акционеров газораспределительных организаций пакетом акций, закрепленным в федеральной собственности. С учетом акций, находящихся в областной и муниципальной собственности, администрация фактически располагает 40% и более акций ГРО.
При существующей институциональной структуре и системе государственного регулирования тарифов, атакже сложившихся взаимоотношений между ГРО и структурами ОАО «Газпром», газораспределение как сфера бизнеса не привлекательна для частных инвестиций. Возможности же его финансирования из местных бюджетов практически отсутствуют. Между тем, потребность подотрасли в инвестициях огромна - как для расширения зоны газификации, так и для реконструкции существующих газораспределительных сетей.
Решение этой проблемы требует реформирования прав и функций государства по регулированию хозяйственных отношений в газовой промышленности от имени потребителей. Задача состоит в создании такого режима регулирования, который обеспечил бы баланс интересов потребителей, инвесторов и работников газовых компаний в настоящих и будущих условиях.
Достижение стратегических целей повышения конкурентоспособности газовой отрасли России
предполагает необходимость решения следующих
основных задач:
• обеспечение газоснабжения потребителей страны с учетом эффективного и рационального использования ресурсов газа;
• поддержание надежной сырьевой базы добычи газа и осуществление реконструкции и модернизации газотранспортной системы;
• формирование справедливой цены на газ, поэтапная ликвидация перекрестного субсйди-рования в газовой отрасли, в том числе внутреннего рынка за счет экспорта, введение сезонной дифференциации цен;
• снятие административных ограничений и рас-ширение'сферы применения рыночных механизмов, в том числе повышение открытости торговли, создание торговых площадок и определение принципов взаимодействия с субъектами инфраструктуры, развитие на этой основе нерегулируемого сектора рынка;
• повышение эффективности функционирования и инвестиционной привлекательности отрасли в условиях рыночной экономики и постепенная либерализация газового рынка для обеспечения интересов государства, газовых компаний и потребителей газа;
• создание конкурентной среды между альтернативными видами топлива, а также между различными' поставщиками газа за счет увеличения доли независимых поставщиков на рынке;
• внедрение газосберегающих технологий в промышленности, стимулирование снижения газо-, энергоемкости промышленной продукции;
• оптимизация топливно-энергетического баланса страны.