СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ГАЗОВОГО ХОЗЯЙСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
а.а. горбунова
Нижегородский государственный университет им. Н. и. лобачевского
Развитие газового хозяйства региона — стратегическая задача для субъектов Российской Федерации. От ее решения зависит уровень привлекательности региона, рост социально-экономических показателей его развития и экологическая обстановка.
Нижегородская область является одним из наиболее динамично развивающихся регионов страны. Об этом свидетельствует рост основных социально-экономических показателей. Объем валового регионального продукта по итогам 2006 г. составил 397,4 млрд руб., что на 22,4 млрд руб. больше, чем прогнозировалось. Темп роста этого показателя в сопоставимых ценах составил 106-107 % (по РФ - 106,6 %) против 104-105 % по прогнозу. Перевыполнение прогнозных значений в данном случае обусловлено более высокими, чем прогнозировалось, темпами роста промышленного производства, розничного товарооборота, объема платных услуг, оказываемых населению [1].
Удельный вес природного газа в структуре потребления энергоресурсов области составляет 80,2 %. Прогнозируемые темпы роста ВВП и улучшения благосостояния граждан обусловливают увеличение спроса на голубое топливо. По оценкам аналитиков, объем потребления газа в Нижегородской области к 2015 г. может возрасти до 16,0 млрд м3 в год (по факту за 2007 г. 8,64 млрд м3).
В целях обеспечения потребности области в энергоресурсах в полном объеме на современном этапе требуется решение множества проблем и задач по организации поставок газа в регион, в том числе по расширению инфраструктуры газоснабжения, а также по достижению стратегических целей развития предприятий газового хозяйства Нижегородской области. При этом важнейшей задачей представляется налаживание социального партнерства бизнеса, власти и общества, создание
открытых правил взаимодействия, соблюдение законодательства и взаимовыгодности отношений.
В настоящее время Правительство Нижегородской области активно содействует развитию газового хозяйства региона, в частности, разрабатывая совместные программы с ОАО «Газпром». В целях синхронизации программы по строительству межпоселковых газораспределительных сетей, подготовки населения к приему газа и переводу котельных на природный газ Правительством области совместно с Правлением ОАО «Газпром» подписан календарный план-график ввода объектов.
Подписание графиков связано с выполнением ОАО «Газпром» «Программы газификации регионов России в 2005-2007 годах», на реализацию которой выделено 35 млрд руб. Из них в 2005 г. на газификацию регионов было направлено 5,2 млрд руб. В 2006 г. на эти цели выделено 17,6 млрд руб., в 2007 г. — 12,2 млрд руб. Кроме того, 1,1 млрд руб. направлен на реконструкцию и техническое перевооружение действующих распределительных газопроводов.
Необходимо отметить, что на реализацию проектов по газификации Нижегородской области из общей суммы средств, предусмотренных в Программе, ОАО «Газпром» выделено в 2006 г. 1,75 % (308,0 млн руб.), в 2007 г. 5,74 % (700,0 млн руб.).
Современное состояние и тенденции развития газового хозяйства Нижегородской области. Систему газоснабжения конечных потребителей на территории Нижегородской области образуют следующие хозяйствующие субъекты: ОАО «Нижегородская топливно-энергетическая компания» — газоснабжающая организация (ГСО), осуществляет снаб-женческо-сбытовую деятельность по поставке газа потребителям области; ОАО «Нижегородоблгаз» — газораспределительная организация (ГРО), осуществляет транспортировку природного газа по
газораспределительным сетям, а также техническое обслуживание и ремонт газового оборудования. Транспортировку газа по магистральным газопроводам до газораспределительных станций Нижегородской области осуществляет ООО «Волготрансгаз».
С развитием рыночных процессов в российской экономике росли требования и к естественным монополистам. В этой связи ОАО «Газпром» проводится активная политика реструктуризации отрасли, в том числе и региональных компаний. Основными задачами в этой связи являются повышение прозрачности функционирования газового хозяйства, консолидация активов по направлениям деятельности специализированных компаний, диверсификация бизнеса.
С 2000 г. ОАО «Нижегородская топливно-энергетическая компания» является региональным представителем ООО «Межрегионгаз» в Нижегородской области. ОАО «НТЭК» — одно из крупнейших предприятий ТЭК Нижегородской области. В целях повышения эффективности газоснабжения в области в 2003 г. деятельность по транспортировке и оказанию снабженческо-сбытовых услуг была окончательно разделена между ОАО «Нижегоро-доблгаз» и ОАО «Нижегородская топливно-энергетическая компания». Все функции по ведению абонентской базы данных, сбору и учету средств за поставленный газ населению были переданы ОАО «Нижегородская топливно-энергетическая компания». Затем в 2005 г. Обществу были переданы полномочия по поставке газа населению, снабжаемого ранее ДОАО «Волгогаз», которое специализируется на проектировании, строительстве, обслуживании и ремонте газопроводов.
Уже в 2005 г. процент сбора средств с населения за поставленный газ возрос до 95 % (в 2003 г. — 86 %). Мероприятия по ограничению поставок газа неплательщикам позволили снизить величину дебиторской задолженности промышленных потребителей.
Мероприятия по консолидации профильных активов реализуются и в сфере газораспределения. Так, в 2005 г. эксплуатационная служба газового хо-
Динамика объемов реализации газа
зяйства Семеновского ЛПУ ООО «Волготрансгаз» была передана в ведение ОАО «Нижегородоблгаз». При этом расчеты с населением стали производиться через ОАО «Нижегородская топливно-энергетическая компания». Также ОАО «Нижегородоблгаз» ежегодно увеличивает протяженность обслуживаемых газовых сетей на основании лизинговых схем передачи имущества, позволяющих распределять финансовую нагрузку по годам и возмещать данные расходы через себестоимость услуг ГРО.
По данным финансовой отчетности ОАО «Ни-жегородоблгаз» и ОАО «Нижегородская топливно-энергетическая компания» за 2006 г., валовая прибыль ГРО по оказанию услуг по транспортировке газа составила 564 571 тыс. руб. (в том числе средства специальной надбавки для финансирования программы газификации — 155 814тыс. руб.); валовая прибыль ГСО по реализации снабженческо-сбытовых услуг — 90 856,5 тыс. руб. Для сравнения: в 2005 г. данные показатели составили по ОАО «Нижегородоблгаз» — 388 385 тыс. руб. (в том числе средства специальной надбавки — 119 844тыс. руб.), а по ОАО «Нижегородская топливно-энергетическая компания» — 131 863 тыс. руб. Динамика объемов реализации по группам потребителей представлена в табл. 1 [2,3].
За период с 2004 по 2007 г. доля газа независимых поставщиков в общем объеме реализации природного газа промышленным потребителям возросла с 7 % до 12 %.
При этом доля газа, поставляемого промышленным потребителям в пределах выделенного лимита, за тот же период снизилась с 77 % до 72 %. По мнению экспертов, данная тенденция сохранится в будущем.
Кроме того, с 2006 г. дополнительный газ можно закупать по рыночным ценам на электронной торговой площадке ООО «Межрегионгаз». Данный эксперимент был подготовлен и проведен в рамках реализации проекта «5+5», утвержденного Правительством Российской Федерации.
С ноября 2006 г. ООО «Межрегионгаз» является организатором по проведению ежедекадных торго-
Таблица 1
по Нижегородской области млн. м3
Группа потребителей 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Млн м3 В % от Уобщ. Млн м3 В % от Уобщ. Млн м3 В % от Уобщ. Млн м3 В % от Уобщ.
Промышленность 6 928,46 84 % 6 967,05 84 % 7 356,69 84 % 7 267,26 84 %
Газ по регулируемым ценам 6 361,76 77 % 6 553,12 79 % 6 235,24 71 % 6197,49 72 %
Газ по свободным ценам 566,71 7 % 413,92 5 % 1121,45 13 % 1 069,77 12 %
Население 1 358,78 16 % 1 330,43 16 % 1 420,70 16 % 1 376,68 16 %
ИТОГО 8 287,24 100 % 8 297,47 100 % 8 777,39 100 % 8 643,94 100 %
вых сессий на электронной торговой площадке. По итогам года ОАО «Газпром» было реализовано 4,6 млрд м3 газа, независимыми производителями -около 3 млрд м3.
Более половины объемов поставляется потребителям трех субъектов Российской Федерации: Пермского края, Самарской области и Республики Башкортостан. Это объясняется их близостью к газовым месторождениям и наличием платежеспособного спроса. Высокий уровень продаж в других регионах связан, как правило, с экспортноориен-тированными предприятиями. В Нижегородской области закупки газа на ЭТП производятся в основном крупными генерирующими компаниями [4].
В Нижегородскую область поступило 269,7 млн м3 газа, закупленного на электронной торговой площадке. Основными потребителями газа с ЭТП выступили предприятия электроэнергетики. В среднем по году цены на газ на электронной площадке превысили регулируемые приблизительно на 36 %. При этом разница значительно колебалась в зависимости от сезона (от 24 % летом до 49 % в октябре).
Таким образом, электронная торговая площадка обеспечила прозрачность цен на свободном рынке. Информация, полученная в ходе торгов, может быть использована органами государственной власти как при тарифном регулировании, так и при формировании баланса газа по России.
Повышение цены на голубое топливо должно привести к внедрению прогрессивных энергосберегающих технологий. Согласно оценкам Центра по эффективному пользованию энергии, потенциал снижения потребления природного газа в России составляет от 130 до 170 млрд м3 в год. Этот объем сможет покрыть весь существующий на сегодняшний день дефицит газа на внутреннем рынке [5].
Одновременно с проведением эксперимента по реализации голубого топлива на ЭТП предполагается вести работу по созданию биржи газа, где будут заключаться фьючерсные контракты. На электронной торговой площадке смогут покупать газ те предприятия, которым его сегодня не хватает.
Правительство РФ на заседании 30 ноября 2006 г. решило приблизить внутреннюю цену газа к мировым показателям. Это произойдет за счет расширения сектора свободной торговли голубым топливом и планового повышения регулируемой цены. В результате к 2011 г. газ в России будет стоить более 100 долл. /1000 м3 [6].
Кроме эксперимента по проведению электронных торгов Правительством РФ было принято решение о переходе на фиксированные повышенные
регулируемые цены на газ для новых потребителей и потребителей, приобретающих газ сверх выделенного лимита.
Так, оптовая цена на газ для указанных потребителей будет определяться по соглашению с поставщиком (ОАО «Газпром») в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен.
В качестве предельного минимального уровня цен на газ с 01.07.2007 г. принимается регулируемая оптовая цена на газ. В качестве предельного максимального уровня цен на газ с 01.07. 2007 г. — регулируемая оптовая цена, увеличенная на 60 %*.
Установленный порядок ценообразования для новых потребителей и потребителей, расходующих газ сверх выделенных лимитов, разработан с целью развития рыночных принципов ценообразования на внутреннем рынке газа и создания стимулов к внедрению энергосберегающих технологий в производственный процесс.
Необходимо отметить, что уже в настоящее время российские предприятия приобретают газ сверх установленных лимитов по цене с учетом повышающих коэффициентов. В связи с этим применение максимального предельного уровня для оплаты газа сверх выделенного лимита не должно существенно отразиться на величине расходов конечных потребителей. Так же по сложившейся в последние два года практике большинство новых потребителей приобретают газ по коммерческой цене, то есть по цене газа независимых поставщиков. Это связано с ограничением объема поставки газа по регулируемой цене. В настоящий момент цена газа независимых поставщиков несколько выше максимального предельного уровня договорной цены, определенного в постановлении Правительства РФ от 28 мая 2007 г. № 333, и составляет в среднем 2 188,14 руб. /1000 м3, что на 63,6 % выше регулируемой.
Объем газа, поставленного потребителям Нижегородской области по предельным ценам, составил в 2007 г. 117,3 млн м3.
Таким образом, наращивание темпов развития промышленного производства и увеличения потребляемых энергоресурсов предполагается обеспечить за счет расширения поставки газа по рыночным ценам, а также по ценам, увеличенным на коэффициенты, установленные Правительством РФ. Данный подход позволит оптимизировать баланс топлива в регионах, стимулировать внедрение энергосберегающих технологий на новых и существующих объек-
1 Цены указаны для Нижегородской области.
тах, а также ускорить приток инвестиций в отрасль для освоения новых месторождений газа.
Стратегические направления развития газового комплекса Нижегородской области. В процессе анализа существующих проблем газового комплекса Нижегородской области, а также перспективных направлений развития отрасли был проведен опрос среди руководящего состава и служащих ОАО «Нижегородоблгаз» и ОАО «НТЭК».
По результатам опроса были сформированы следующие стратегические направления развития предприятий газового хозяйства Нижегородской области (см. рисунок).
В настоящее время ОАО «Нижегородоблгаз» и ОАО «НТЭК» разрабатываются и постепенно реализуются программы развития отрасли по данным направлениям.
Повышение надежности функционирования газового комплекса тесно связано с необходимостью технического перевооружения и реконструкции объектов газоснабжения. Износ основных фондов в сфере газоснабжения по Нижегородской области составляет 55 %. С учетом установленных норм безопасности эксплуатирующая организация должна регулярно проводить диагностику устаревшего оборудования, совместно с управлением Ростехнадзо-ра разрабатывать планы-графики ремонтных работ. Для согласования стоимости мероприятий по капитальному ремонту газопроводов с регулирующим органом целесообразно проводить независимую экспертизу проектно-сметной документации.
Совершенствование системы учета газа крупных промышленных потребителей. Промышленные потребители газа производят оплату по приборам учета, вопрос лишь в точности измерений. Решением данной проблемы является разработка программы по установлению на крупнейших предприятиях-
потребителях газа автоматизированной системы коммерческого учета газа (АСКУГ). Данная программа должна быть согласована со всеми заинтересованными сторонами: ОАО «Газпром», органами государственной власти субъекта, потребителями газа. В качестве источников финансирования могут рассматриваться амортизационные отчисления и прибыль поставщика газа, региональных ГСО и ГРО, средства бюджета и самих потребителей газа.
Стандартизация механизмов функционирования. Совершенствование хозяйственных механизмов функционирования ГСО и ГРО включает в себя стандартизацию системы управления техническими и планово-экономическими процессами в газовом комплексе региона. Создание единой планово-бюджетной системы на уровне материнских компаний, филиалов и дочерних предприятий позволит стандартизировать документооборот и отчетность в отрасли, а также контроль результатов деятельности по каждому направлению.
Консолидация активов газового комплекса и диверсификация бизнеса. Как отмечалось ранее, мероприятия по консолидации профильных активов газового комплекса Нижегородской области проводятся как в сфере газоснабжения, так и в сфере газораспределения. При этом острой проблемой является наличие в области бесхозных газопроводов (на 01.01. 2007 — 3,2 % от общей протяженности газовых сетей), построенных на средства населения, но не оформленных в собственность, либо числящихся на балансах организаций-банкротов, либо не имеющих собственника по иным причинам. Тем не менее данные сети также подлежат техническому обслуживанию — в целях обеспечения безопасного и бесперебойного газоснабжения. Учитывая, что действующая нормативная база не позволяет ГРО возмещать расходы, связанные с со-
Рис. 1. Стратегические направления стратегического развития газового хозяйства Нижегородской области
держанием данного имущества через регулируемую тарифную выручку, ОАО «Нижегородоблгаз» целесообразно провести необходимые мероприятия по регистрации сетей и оформлению договоров аренды/лизинга с собственниками для нормализации имущественного комплекса.
Стратегия развития газового комплекса направлена на углубление диверсификации бизнеса и развитие потенциально конкурентных рынков, таких как: оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования, строительство и монтаж газовых объектов, проек-тно-изыскательские и конструкторские работы, реализация газомоторного топлива. Рыночные механизмы ценообразования на перечисленных рынках позволяют газовым компаниям формировать дополнительные источники прибыли.
Развитие и внедрение новых технологий. Внедрение новых технологий в управление процессами газораспределения является весьма капиталоемким, но перспективным направлением, повышающим надежность функционирования системы газоснабжения и оперативность управления потоками газа.
Стоит отметить, что новые технологии внедряются и в газоснабжении сжиженным углеводородным газом, а точнее в развитие новых производств на базе СУГ. В 2006 г. ОАО «Газэнергосеть» (дочернее предприятие ОАО «Газпром») запустило в Нижегородской области проект по строительству производства пропеллента на базе Кстовской ГНС. Углеводородный пропеллент - сжиженный углеводородный газ высокой степени очистки -применяется в качестве газа-вытеснителя для аэрозолей (заменитель фреона). В настоящее время производства пропеллента в России нет - этот аэрозольный газ поставлялся из Белоруссии. Оценочная стоимость проекта составляет 60 млн руб.
Существующие проблемы и пути их решения. По результатам проведенного исследования были выделены основные технические, организационные и финансово-экономические факторы, сдерживающие развитие предприятий газового хозяйства Нижегородской области:
1. Ограниченная пропускная способность магистральных газопроводов. Для решения проблемы дефицита энергомощностей и увеличения общего объема подачи газа необходима реализация ряда крупных энергетических проектов. В первую очередь, строительство магистральных газопроводов Починки — Грязовец и отвода Ворсма—Горбатовка (стоимость проекта 600 млн руб.), Красные Баки — Урень (600 млн руб.) и газораспределительных станций [4].
При этом важнейшим условием реализации стратегических инвестиционных проектов со стороны ОАО «Газпром» является готовность региона к принятию газа (проведение необходимых мероприятий по доведению газа до конечных потребителей) и его своевременная оплата.
Для синхронизации программы по строительству межпоселковых газораспределительных сетей, подготовки населения к приему газа и переводу котельных на природный газ Правительством области совместно с Правлением ОАО «Газпром» подготовлен к подписанию календарный план-график ввода объектов. 12 мая 2006 г. график синхронизации строительства объектов газификации региона был подписан Губернатором Нижегородской области Валерием Шанцевым и Председателем Правления ОАО «Газпром» Алексеем Миллером.
Подписание графика связано с выполнением ОАО «Газпром» «Программы газификации регионов России в 2005 — 2007 годах», на реализацию которой выделяется 35 млрд руб. Из них в 2005 г. на газификацию регионов было направлено 5,2 млрд руб. В 2006 г. на эти цели выделено 17,6 млрд руб., в 2007 г. — 12,2 млрд руб. Кроме того, 1,1 млрд руб. будет направлено на реконструкцию и техническое перевооружение действующих распределительных газопроводов.
На реализацию проектов по газификации Нижегородской области из общей суммы средств, предусмотренных в Программе, ОАО «Газпром» выделено в 2006 г. 1,75 % (308,0 млн руб.), в 2007 г. 5,74 % (700,0 млн руб.).
Строительство новых газопроводов параллельно действующим газотранспортным магистралям позволит увеличить пропускную способность действующих магистральных газопроводов, загруженность газораспределительных сетей и сократить сроки окупаемости инвестиционных проектов. В 2006 г. ОАО «Газпром» выделено на проектно-изыскательские работы по этому направлению 85 млн руб.
2. Высокая капиталоемкость газификации северных районов области. Газификация севера области связана с большими капитальными вложениями, сроки окупаемости которых могут растянуться на долгие годы. Однако решение данной проблемы открывает большие перспективы в развитии региона и газового комплекса Нижегородской области. В связи с этим необходима консолидация усилий со стороны местных органов власти и со стороны ОАО «Газпром» — в рамках национальной программы газификации регионов России.
Вместе с тем открытым остается вопрос о строительстве закольцовки газопроводов со стороны Республики Марий-Эл. Реализация данного проекта даст возможность реализации газификации северных районов области, а также решит вопросы надежного газоснабжения как Нижегородской области, так и соседних регионов.
3. Отсутствие генеральной схемы газоснабжения и газификации области. В настоящее время Министерством промышленности и инноваций Нижегородской области совместно с ОАО «Про-мгаз» (дочерняя компания ОАО «Газпром») ведется подготовка к разработке «Генеральной схемы газификации и газоснабжения Нижегородской области на период до 2020 года». Схема должна решить целый ряд серьезных вопросов, в первую очередь по развитию газотранспортных магистралей Горьковской промышленной зоны и Дзержинского промузла. По расчетам ОАО «Гипрогазцентр» (дочернее предприятие ОАО «Газпром»), стоимость проекта составляет около 9 млрд руб. В настоящее время прорабатывается вопрос долевого участия в проекте средств областного бюджета и перспективных потребителей газа (крупных промышленных предприятий г. Н. Новгорода и г. Дзержинска), других заинтересованных структур.
4. Низкая загруженность отдельных участков газовых сетей. Оптимальное значение загрузки газораспределительных сетей, по данным Федеральной службы по тарифам, составляет 0,08—0,1 млн м3/км. В то же время учитывая социальную направленность проводимой газификации регионов, коэффициент удельной загруженности не достигает указанного значения для большинства строящихся сетей, и соответственно их эксплуатация приносит убытки ГРО. Тем не менее, на наш взгляд, данная проблема может быть решена с течением времени с учетом широких возможностей развития газифицированных районов.
5. Высокая энергоемкость отраслей народного хозяйства региона. Неэффективное использование голубого топлива хозяйствующими субъектами области приводит к нехватке газа при подключении новых потребителей. Одной из стимулирующих мер к энергосбережению является применение повышающих коэффициентов к цене газа при расходе предприятием газа сверх договорных объемов.
Правительством Нижегородской области разработана и утверждена программа до 2010 г. «Энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве и на объектах социальной сферы», включающая в себя комплекс мероприятий по модернизации обо-
рудования, установке приборов учета и внедрению энергосберегающих технологий на объектах ЖКХ и социальной сферы. Общая стоимость программы составляет 2 482,27 млн руб., планируемая экономия от ее реализации — 528,33 млн руб.
6. Отсутствие и использование морально устаревших приборов учета газа в коммунально-бытовом секторе. Большинство потребителей данной категории оплачивает услуги газоснабжения без использования приборов учета, то есть по установленным нормативам (на 01.01.2006 г. 86,2 % лицевых счетов).
По новым газифицируемым объектам действующее законодательство в качестве обязательного требования предусматривает установку счетчиков перед началом поставки газа. В отношении существующей инфраструктуры, не оборудованной приборами учета газа, потенциально имеются два пути решения: создание заинтересованности у населения в установке счетчиков через повышение нормативов потребления газа либо создание у поставщиков газа финансовых источников для повсеместной установки счетчиков [6].
Правительством РФ принято постановление от 13.06.2006 г. № 373 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета». Минимально допустимые нормы потребления газа, утвержденные данным постановлением по Нижегородской области, превысили действующие ранее нормативы, в том числе на нужды отопления — на 34 %. Существенный рост нормативов и соответствующий рост платы за газ могут стимулировать потребителей газа по данному направлению к установке приборов учета. Для решения проблемы учета расхода газа, используемого в бытовых целях, возможна установка общего счетчика на многоквартирные дома с последующим распределением общего объема потребления газа пропорционально числу проживающих в квартирах.
7. Несовершенство тарифного регулирования и, как следствие, дефицит инвестиционных ресурсов. Объем внутреннего финансирования программ капитального строительства и технического перевооружения предприятий газового хозяйства согласуется с органами тарифного регулирования (ФСТ РФ, РСТ Нижегородской области). При этом в составе тарифов предусматривается в качестве источника финансирования капвложений прибыль после налогообложения и величина амортизационных отчислений. Существенным недостатком данного подхода является дефицит внешних инвестиций. Отсутствие потребности в привлечении и удержании инвесторов не заинте-
■и
Таблица 2
Схема организационно-экономических мероприятий по обеспечению стратегического развития газовых компаний на различных уровнях управления
н
со —
г а
=1
оз И
г —
г а
со —
а
о =
=1
Направления развития
Энергосбережение
НПОКР
Сокращение перекрестного субсидирования и улучшение платежной дисциплины
Разработка и реализация инвестиционных проектов
Диверсификация и либерализация отдельных видов деятельности
5
сь ■§
§
■ё СО
I
Со
:=
О -
О
Я м с а
= г
а.
о =
к ?
к
а. §
г
о
о Я
о *
т
о. О
©
Структурная перестройка народного хозяйства; Оптимизация топливного баланса потребления топлива отраслями народного хозяйства; Реализация Федеральных программ энергос бережения
Создание специализированных технопарков;
Разработка инвестиционных программ в области инновационных технологий
Совершенствование нор-мативно-правовой базы по расчету тарифов на услуги газоснабжения (в том числе дифференциация потребителей по точкам подключения к сети); Сокращение перечня потребителей, которых нельзя отключать от поставок энергоресурсов
Разработка и реализация федеральных инвестиционных проектов в области газоснабжения российских потребителей; Государственное регулирование цен на услуги газоснабжения; Совершенствование налогового законодательства
Проведение реформирования в сфере государственного регулирования деятельности естественных монополий; Обеспечение недискриминационного доступа к газотранспортной системе
«5 О
'8
§
«
Лимитирование выделяемых объемов газа по регулируемым ценам; Применение повышающих коэффициентов при превышении выделенного лимита газа; Поэтапная либерализация оптовых цен, в первую очередь для крупных промышленных потребителей; Реализация энергосберегающих программ
Активизация использования научных достижений и разработок в сфере добычи и транспортировки газа
Разработка усовершенствованных схем газоснабжения, позволяющих ограничить поставку газа одним потребителям, не ограничивая потребления других
Использование внутренних источников и привлечение инвесторов в отрасль для реализации инвестиционных проектов; Предотвращение нецелевого использования инвестиционных фондов
Реструктуризация отрасли; Диверсификация деятельности; Консолидация профиль-
ных активов
Реализация межрегиональных и региональных программ энергосбережения; Создание показательных проектов высокой энергоэффективности
Создание условий для разработки и реализации новейших технологий и оборудования в сфере газоснабжения
Ужесточение контроля над бесхозяйными газопроводами; Сокращение задолженности по оплате поставок газа со стороны бюджетных организаций
Реализация региональных программ развития предприятий ТЭК; Контроль за целевым использованием выделенных бюджетных средств
Создание благоприятных условий независимым производителям газа
§
«5
0
3 §
а
1
к
I
Совершенствование системы учета газа (внедрение АСКУГ); Информационное обеспечение об уровне расхода газа; Материальная заинтересованность предприятия в рациональном использовании ресурсов
Активизация использования научных достижений и разработок в сфере газоснабжения; Совершенствование хозяйственных механизмов функционирования
Нормализация платежной дисциплины ГСО; Ограничение поставок газа потребителям - неплательщикам; Применение мер по взысканию дебиторской задолженности
Переоценка основных фондов для увеличения амортизационных отчислений; Использование внутренних источников и привлечение инвесторов для реализации инвестиционных проектов; Предотвращение нецелевого использования инвестиционных фондов
Совершенствование организационных форм функционирования (превращение аффелированных с монополистами структур из закрытых акционерных обществ в открытые); Создание дочерних предприятий
О) СО
I
м о о 00
ресовывает монополистов к более эффективному использованию капитала.
Кроме того, по мнению многих специалистов, тарифная политика направлена на сдерживание роста цен в регионах. Так, в связи с существенным ростом эксплуатационных затрат, превосходящим рост тарифов, ОАО «Нижегородоблгаз» на протяжении ряда лет испытывало недостаток средств для осуществления не только инвестиционной, но и текущей деятельности. Важнейшей задачей региональных властей является поиск баланса интересов между сдерживанием роста конечных цен на газ и реализацией инвестиционных проектов по развитию системы газоснабжения в области.
Вместе с тем стоит отметить, что в 2006 г. был внесен ряд изменений в налоговое законодательство РФ, позволяющих расширить возможности ГРО для осуществления технического перевооружения газового хозяйства.
Одной из главных новинок стала так называемая амортизационная премия. Теперь предприятие имеет право единовременно относить на себестоимость продукции до 10 % от первоначальной стоимости приобретенных основных средств или расходов на их достройку, дооборудование, модернизацию, техническое перевооружение или частичную ликвидацию (п. 1.1 ст. 259 НК РФ). Следует отметить, что термин «реконструкция» не вошел в данный перечень.
Кроме того, согласно новой редакции пункта 1 ст. 258 НК РФ капитальные вложения в арендуемое имущество могут амортизироваться арендатором в течение срока действия договора аренды. Данное нововведение особенно применимо для ОАО «Нижегородоблгаз», поскольку 43 % эксплуатируемых газовых сетей арендуются.
Также ГРО имеет возможность ускорить амортизацию газопроводов. В целях налогообложения данное имущество относится к 5-й группе со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.
Дополнительным инвестиционным источником для ГРО может выступать плата за подключение новых потребителей газа. Средства, полученные от введения платы за подключение, могут быть направлены на обновление инфраструктуры газоснабжения области. Вопрос установления порядка взимания платы и контроля за целевым использованием средств может решаться на местном уровне.
Оценка использования экономического потенциала и тенденций развития предприятий газового хозяйства Нижегородской области и газового ком-
плекса в целом дала возможность сформулировать организационно-экономические мероприятия по стратегическому развитию газовых компаний на различных уровнях управления (табл. 2). Данные мероприятия касаются совершенствования бизнес-процессов в сферах транспортировки и реализации газа на внутреннем рынке, процессов управления и регулирования деятельности газовых компаний.
Проведенные исследования показали, что на сегодняшний день в Нижегородской области достигнуты высокие показатели и по уровню газификации, и по технико-экономическому потенциалу развития предприятий газового хозяйства. Созданы необходимые условия для сотрудничества Правительства Нижегородской области с ОАО «Газпром» в части реализации масштабных инвестиционных проектов на территории области. В то же время перед Нижегородской областью стоят серьезные задачи по решению целого ряда проблем по совершенствованию функционирования системы газоснабжения существующих и потенциальных потребителей. При учете наметившихся тенденций по реформированию ОАО «Газпром» решение указанных задач на региональном уровне становится особенно актуальным.
Предложенные организационно-экономические мероприятия по совершенствованию хозяйственной деятельности позволяют достичь устойчивых темпов развития предприятий газового хозяйства, повышения доходности их деятельности и создания условий для реализации потенциальных возможностей отрасли.
ЛИТЕРАТУРА
1. Материалы доклада губернатора Нижегородской области В. П. Шанцева на заседании Правительства Российской Федерации 27 июля 2006 г. // Нижегородская область: опыт, проблемы, перспективы, № 8, 2006.
2. Бухгалтерская отчетность ОАО «Нижегородоб-лгаз» за 2006 г. / www. oblgaz. nn. га.
3. Бухгалтерская отчетность ОАО «Нижегородская топливно-энергетическая компания» за 2006 г. / www. ntek. nn. ru.
4. Правосудов С. Становление рынка // Корпоративный журнал «Газпром», № 11, 2007. С. 4—7.
5. Сергеев П. Шаг к рынку // Корпоративный журнал «Газпром», № 12, 2006. С. 15—18.
6. Доклад министра промышленности и энергетики Российской Федерации В. Б. Христенко от 30.11.2006 г. «Об обеспечении экономики страны электроэнергией и газом» / www. government. gov. ru, www. minprom. gov. ru.